Shin Megami Tensei (не) для самых маленьких

Краткий (насколько это возможно) экскурс в серию.

Shin Megami Tensei (не) для самых маленьких

JRPG - жанр, обладающий собственной национальностью, отодвинув ролевое погружение и упростив механики в пользу насыщенных историй и проработанных главных героев, японские ролевые игры отпочковались от привычных западных ролевок, где превалировал элемент ролевого отыгрыша - игрок сам создавал своего героя, придумывал его биографию и предысторию, и играл в дальнейшем стараясь соответствовать типажу созданного персонажа, не следуя при этом, линейному сюжету, вместо этого нынешние JRPG предлагают игроку уже готовый состав героев, с собственными характерами и отношением ко всему, что происходит с ними в окружающем мире. Сами сеттинги в JRPG познаются игроком напрямую через взаимодействие с ними главными героями, которые делятся своими знаниями и домыслами относительно того, что видят и через что проходят, эмоциональный триггер и погружение через него - отличительная особенность японских ролевых игр, первостепенно разработчики ставят себе задачу рассказать хорошую историю и провести через нее игрока, чтобы он прочувствовал ее на себе, а на чуть более задний план отходят геймплейные элементы, хотя многие JRPG любят играться с боевыми механиками, и, например, сделать боевку полу-пошаговой, нежели последовательный выбор хода.

Нынче название издателя Atlus плотно ассоциируется с самой Shin Megami Tensei, по продолжительности жизни и количеству игр серия сопоставима с Final Fantasy, разве что Atlus не очень любит выпускать номерные части а больше концентрируется на всевозможных спин оффах, которые, кстати, полностью отличаются между собой по геймплею и охвату аудитории, большинство из них нативно конечно представляют собой RPG, но в сущности структуры чрезвычайно разнятся - есть tactical turn based jrpg (Shin Megami Tensei: Devil Survivor), есть pokemon-like rpg (Shin Megami Tensei: Demikids, которая как и покемоны выходила в двух версиях), была даже mmorpg (Shin Megami Tensei: Imagine), список можно продолжать еще очень долго, но ясно одно - Shin Megami Tensei давно стала медиафраншизой, а Atlus всячески экспериментирует с ней чтобы игра стала популярнее в массах, каковой она на данный момент и является.

Но не все так гладко в демоническом королевстве

Shin Megami Tensei (не) для самых маленьких

Свое путешествие в мир игровой индустрии MegaTen (так сокращенно называют серию) начала под крылом Namco, и называлась игра Digital Devil Monogotari: Megami Tensei. Игра была вдохновлена новеллой Айя Ниситани, где подросток обнаружил программу которая позволяет вызывать и ловить демонов. Идея о ловле и вызове демонов через компьютерную программу легла в основу Megami Tensei (а это, прошу заметить, за добрый десяток лет до покемонов), а в дальнейшем и во всю серию игр MegaTen, что очень роднит ее с жанром киберпанка (а игры вроде Soul Hackers и вовсе, нарочито эксплуатируют жанр поднимая темы вроде роли виртуальной реальности в жизни современного человека).

Говоря о фирменном почерке серии, элемент киберпанка не единственное что в последствии стало главной фишкой MegaTen, разработчики также отошли от слащавых историй о фэнтезийных королевствах, магии, принцессах и рыцарях, игроку представлен суровый современный мегаполис, а основной сюжет устроен таким образом, что структура выстроена вокруг глобального морального выбора в условиях когда человечество находится на грани выживания, выбор этот в любом случае имеет последствия, которые ведут игрока к определенной концовке.

Возможность принять решение, которое в итоге выльется в финал истории также стало характерной особенностью SMT, в сюжет могут подмешивать различные мотивы - религия, социология, психология; но фундамент в принципе неизменен: герой стоит на распутье, и ответственность за выбор возлагается на ваши плечи, если в SMT к примеру речь идет о моральном выборе, то в серии Persona игре скорее важно кто станет вашим другом, и как будут развиваться ваши отношения.

В эпоху 16bit Atlus стала самостоятельным издателем, уйдя из под опеки Namco первым делом Atlus переименовала франшизу в Shin Megami Tensei добавив "Shin" в название, что теперь означает "Новое Перерождение Богини".

Несмотря на то, что Япония уже во всю довольствовалась играми серии, до Европы и Запада МегаТены добрались с невероятным опозданием в почти десяток лет.

Покорение Европы и Запада

Shin Megami Tensei (не) для самых маленьких

Первые две Shin Megami Tensei для Super Nintendo являлись взаимосвязанными историями, но это стало для серии исключением, нежели правилом, большинство игр франшизы рассказывают собственный сюжет, бывают и сиквелы, вспомнить хотя бы Shin Megami Tensei IV: Apocalypse, но в целом формула не меняется, начав играть в любую из SMT вы скорее всего усвоите историю, рассказанную в игре. Однако, несмотря на то, что куча игр отпочковалась от традиционной Shin Megami Tensei, и успели перерасти в собственные подсерии спин оффов, Запад свою первую локализированную игру увидел лишь в 95-ом году, и не абы где, а на Nintendo Virtual Boy, одной из самых провальных портативных (портативных ли?) консолей Nintendo, которая пыталась нащупать еще тогда диковинный VR. Сама же игра называлась Jack Bros., в главных ролях были маскоты SMT - Frost Jack и Pyro Jack, с РПГ игра не имела ничего общего и была платформером.

Shin Megami Tensei (не) для самых маленьких

Первая действительно масштабная игра вышла на Западе на консолях семейства Playstation в 1996-м, ею была Persona, которую западные локализаторы окрестили Revelations: Persona. Сюжет повествовал о группе школьников, которая совершив ради забавы некий ритуал, призвала в наш мир демонов, а затем события начали развиваться стремительно - паника, всеобщая мобилизация, множество жертв и так далее. Не трудно догадаться, что расхлебывать кашу придется нашим школьным героям, однако история в Persona куда более камерная, сконцентрированная больше на главных героях, нежели на вопросах морали через призму всего человечества.

Геймплейно Persona не отходила далеко от привычных номерных MegaTen'ов - игра представляла собой Dungeon Crawler от первого лица с рандомными энкаунтерами как в традиционных JRPG, пошаговыми фазами боя и возможностью контактировать с демонами. Контакт с ними - целая отдельная геймплейная фича, демоны различаются по темпераменту, характеру, на их поведение влияет показатель фазы луны, а ответы которые вы даете на их вопросы могут казаться вам самыми логичными, однако для них они могут оказаться совершенно неприемлемыми.

Встала ли серия на поток западных релизов? Как бы не так! В 2000-м году в Северной Америке вышла Persona 2: Eternal Punishment (которая технически была сиквелом к Persona 2: innocent sin, ее же выходом на Западе, как ни странно, обделили), но Америка не видела номерных MegaTen'ов аж вплоть до 2004-го года с релизом Shin Megami Tensei: Nocturne (3-ей номерной Shin Megami Tensei), после этого Atlus таки начала активно переводить свои игры на английский, особой популярностью пользовалась Persona 3, ставшая мировым хитом среди JRPG.

С чего начать свое знакомство с серией?

Shin Megami Tensei (не) для самых маленьких

Вопрос поистине фундаментальный, и отталкиваться здесь нужно от ряда факторов. Как-то адекватно структурировать игры не представляется возможным, с моей точки зрения есть два варианта начать играть в SMT - мягкое и жесткое вхождение. Дело в том, что в большинстве своем игры серии сложные, как минимум на боссах практически любой MegaTen будет вести себя крайне неадекватно и нечестно по отношению к игроку, чтобы испытать то, как хорошо ты понимаешь механику игры. В этом и кроется главная сложность для новичков, ваши демоны эволюционируют и учат новые атаки и заклинания, которые, между прочим, не обозначаются банальными Fire Spell или что там обычно пишут в РПГ, обозначаются заклинания своим особым языком, так например, заклинание Agi - огненное, а его вариация Maragi - тоже огненная но массовая, наносящая урон всем противникам (и так буквально в каждой игре серии, без исключений), но как это понять новичку который впервые зашел в игру? Только путем проб и ошибок. Мало того, что вы не можете наперед знать что делает тот или иной скилл, но даже если вам дается его описание вы опять-таки не можете наверняка быть уверенным в том, что этот скилл пригодиться во время битвы с боссом, а тактика зачастую устроена таким образом, что отталкиваться нужно от какого-либо специфического умения. Конечно, со временем у вас появятся знания, а также выработается чуйка на потенциально полезные навыки, но не все приходит с ходу.

Если подобный расклад вас пугает, то опираясь на личный опыт и мировую практику рекомендую попробовать свое знакомство с серией Persona, как это делал Запад и Европа, но имейте в виду, условно Persona тоже может быть поделена на "до" и "после", все же это экспериментальная серия, и свой ориентир она обрела лишь в третьей части, то что идет от нее следует принимать как Modern Persona, где игра окончательно сформировалась как нелинейный симулятор жизни с элементами JRPG, как было сказано выше, геймплей современных Persona утрированно выглядит следующим образом: днем вы играете роль школьника, а вечером уничтожаете демонов. Все это конечно же пронизано всевозможными in-game эвентами и фишками, увидеть все из которых просто невозможно за одно прохождение, а сама игра пытается удержать вас у экрана до самого конца постепенно вводя новые элементы геймплея. Persona 2 Innocent Sin и Eternal Punishment я считаю некими переходными играми, которые все еще линейны и ближе к духу оригинальных MegaTen, но во многом уже проявляются черты будущих частей серии, так например, большой акцент сделан на то, как главные герои решают проблемы совмещая тяготы с жизнью обычных школьников.

При знакомстве с Persona будьте осторожны, и не начните по ошибке Persona Q - это фансервисный спин офф; Persona Dancing... - ритм симуляторы; Persona Arena - файтинги.

Если вас отталкивает АНИМЕ и школьные проблемы друзей школьников в школе, но и отягощать себя изучением игры не хочется, следует приглянуться к Shin Megami Tensei IV - игра максимально щадящим образом ведет себя с новыми игроками, вам подробно объяснят, как все устроено, сложность регулируется, причем в любой момент можно сделать как и посложнее, так и легче. Но как говорится, "Кто носит Prada, тот кроется в деталях" - несмотря на регулируемую сложность, вне зависимости от игры на которую падет ваш выбор, я крайне рекомендую придерживаться самой высокой, поскольку игры серии, как правило, делались именно под нее, но считаю своим долгом напомнить что боссы и прочие челленджи, которые тебе подкидывают МегаТены, работают по принципу непробиваемой кирпичной стены, но стоит лишь понять, какой кирпич вынуть - стена тотчас рухнет; но если вы играете на более щадящих сложностях, боссов можно пройти и на дурачка, тыкая атаку и лениво кастуя заклинания. В общем и целом SMT IV - идельная стартовая точка для новоприбывших игроков, она куда легче предыдущих номерных игр, но при этом достаточно сложная чтобы дать прочувствовать почем фунт изюма, есть ряд недостатков - навигация по глобальной карте отвратительна, с точки зрения сюжета мотивация некоторых героев ближе к концу игры мягко говоря странная, иногда слишком не очевидные моменты в духе "поговори с чуваком в баре чтобы двинуть сюжет" (когда о том что с ним надо поговорить вам не сообщается). Но и без бочки меда не обошлось - крайне интересная система модов в наручном компьютере, на борту которого находиться искусственный интеллект, все такая же гибкая боевая система, обширный демонических бестиарий, старая добрая система скрещивания демонов, которая позволит вам слепить собственную машину демонического геноцида, ну и как водиться куда уж без нелинейности с обилием моральных выборов, ну а также достойный сюжет с долей плот-твистов, что еще надо для увлекательной JRPG?

Shin Megami Tensei (не) для самых маленьких

Если вам кажется заманчивой идея исследования условных неизведанных земель, не пугают трудности и с жанром JRPG вы вообще на "ты", то на мой взгляд можно смело начинать с первой и затем со второй Shin Megami Tensei, или обратить свой взор на Shin Megami Tensei: Devil Summoner: Soul Hackers; все три игры практически со старта бросают вас в самое пекло, ни демонов в отряде, ни толкового вооружения - вся партия выстраивается шаг за шагом в условиях опасности подвергнуться нападению демонических гадов. Однако, с технической точки зрения Soul Hackers будет чуть более продвинутой, в конце концов игра вышла на Sega Saturn и использовала множество наработок предшественников, в ней больше party-менеджмента - вам нужно следить за уровнем настроения демонов в партии, иначе демон, которого вы так долго лепили через Fusion посередине боя помашет вам ручкой или, что еще хуже - будет отказываться выполнять те или иные команды, и действовать в самоволку; ближе к середине игры вам презентуют возможность скрещивать оружие и демонов, что в итоге выльется в отельный пласт игры; присутствует система аналогичная системе модов в SMT IV (вообще, многие элементы Soul Hackers как будто впоследствии перекочевали в 4-ку, даже ИИ вашего COMP - Немисса уже очень больно напоминает ИИ из 4-ки - Берроуз) и все на все это наслоен полноценный сюжет о группе хакеров противостоящих зловещей корпорации, которая стремиться с помощью технологий призвать в наш мир демонические силы.

В принципе, для старта подойдет любая игра в названии которой присутствует слово "Devil", будь то Devil Survivor или Digital Devil Saga, закончив любую из них вы уже будете понимать core-механику серии и как тут все работает (к слову, Devil Summoner: Raidou Kuzunoha vs Soulless Army и Raidou Kuzunoha vs Abbadon представляют собой экшн-РПГ c боевкой в реальном времени, просто на случай если вы не переносите пошаговые бои).

Не хочу углубляться, но если абстрагироваться от SMT, Devil или Persona игр, в серии есть множество самостоятельных проектов, таких как Shin Megami Tensei If... (которая была переведена фанатами на английский совсем недавно, буквально в прошлом году); есть уважаемая многими Strange Journey уходящая корнями глубоко в истоки; и не могу не упомянуть Shin Megami Tensei Nine - эксклюзив для первого Xbox который не выходил за пределами Японии (легко догадаться, пользуется ли данная игра популярностью среди фанатов).

Музыкальное сопровождение

Можно ли испытывать драйв от битвы с 2D спрайтами демонов? Shin Megami Tensei уверенно кричит "Да!", абсолютно любая игра имеет до неприличия насыщенный саундтрек, который не стесняется заигрывать с тяжелыми металлическими мотивами, или плавно переходить к приятному кислотному джазу как в Persona 5. Грамотность в подаче музыки не вызывает ни малейших нареканий, треки всегда прекрасно подчеркивают внутриигровые ситуации, будь то битва с боссом, или простой закуп таблеток в аптеке, выражаясь простым языком - музыка органично и приятно вписана в геймплей, причем настолько, что лично я бы с уверенностью сказал, что саундтрек SMT это 1/4 всей игры, они вполне достойны внимания даже если игры у вас не вызывают ни малейшего интереса.

В итоге, я рад если хотя бы немного приоткрыл завесу обширности всей серии, и дал хотя бы малейшее представлении о том, что она из себя представляет. Будет здорово, если статья послужит для кого нибудь поводом попробовать ту или иную игру серии, или наоборот, побудит вернуться в незаконченную ранее игру.

3939 показов
9.1K9.1K открытий
102 комментария

Ноктюрн упоминается всего 1 раз в статье

Ответить

Я это заслужил

Ответить

Пожалуйста не забывайте ставить тег "Аниме".

Ответить

это даже близко не аниме.

Ответить

Справедливо, но я бы не сказал, что вся серия это прям АНИМЕ (в статье есть даже немного про этот момент)

Ответить

Честно, я бы советовал всё таки начать с Persona 3, если вам понравилось, то что вы могли видеть в других частях. Тем более, что в неё сейчас можно играть почти на чём угодно, да и к тому же есть толковый русификатор, что для многих наверняка важно/

Ответить

На компе нормально можно сэмулировать без плясок с бубном?
Очень хочу пройти P3 и P4, будучи школотой наткнулся на P2 и прямо влюбился в эту игру, даже фф7 не так зашла. ПС4 в основном из-за блудборна и P5 взял).

Ответить