Канон и выдумки: сюжеты в играх по вселенной «Властелина колец»

Вспоминаем самые заметные игры про Средиземье и разбираемся в каноничности их сюжета.

Профессор Толкин ещё при жизни относился к адаптациям своих произведений с большим недоверием. Права он давал с неохотой, и в успех этого предприятия совершенно не верил. Радиопостановка автору не понравилась, а планы на киноэкранизацию «Властелина колец» были разрушены, когда Толкину показали первый сценарий картины. Писатель считал, что нормальная адаптация его произведений попросту невозможна, так как сюжет пришлось бы сильно сократить или сделать всё по мотивам.

Канон и выдумки: сюжеты в играх по вселенной «Властелина колец»

Только в 1978 году на основе пожеланий профессора была снята первая мультипликационная экранизация, на которую он продал права незадолго до своей смерти. Неизвестно, как Толкин отнёсся бы к игровым адаптациям своей вселенной, но многие проекты можно разобрать на предмет каноничности и уважительного отношения к первоисточнику.

Недавно мы рассказали о том, какое место занимают игры Middle-earth: Shadow of Mordor и Shadow of War во вселенной «Властелина колец». Стоит вспомнить и о других проектах, где сюжет занимал далеко не последнее место.

Канон и выдумки: сюжеты в играх по вселенной «Властелина колец»

Ранние игры

Первые игры по мотивам произведений Толкина не отличались разнообразием. Это было либо текстовые квесты, чётко следующие сюжету произведений, либо простенькие стратегии без особого упора на повествование.

В 1994 году на консоли Super Nintendo выходит ролевая игра от Interplay по мотивам первого тома «Властелина колец». Разработчики позаимствовали облик всех персонажей из одноименного мультипликационного фильма режиссера Ральфа Бакши. Но в отличие от мультфильма 1978 года, игра охватывает больше событий из книги. Значительная часть The Lord of the Rings: Volume I уделена приключениям хоббитов до того, как они попали в деревню Бри. В первую очередь это касается загадочного Тома Бомбадила и Упокоищ, которые чаще всего отсутствовали в различных адаптациях.

К концу игры Братство может поредеть сильнее, чем в книге. Если один из персонажей партии умрёт, то его смерть перманентна, и состав Братства остается неполным до самого конца игры. Не обошлось и без глупых жанровых условностей. Игрока по любому поводу отправляют в однотипные подземелья для поиска обязательных артефактов. Арагорн не поможет хоббитам, пока те не проявят свою доблесть в пещерах, а Гэндальф отправит игрока искать свитки, способные открыть проход в Морию. Это мало того, что неканонично, так ещё растягивает и без того длинную игру.

Критики разгромили The Lord of the Rings: Volume I за однотипность заданий, скучные подземелья и раздражающий интеллект напарников. Продажи были низкими, поэтому продолжение отменили. После провала Volume I про игры по мотивам произведений Толкина забыли на 8 долгих лет.

The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring

Незадолго до выхода известной экранизации, компания Electronic Arts и дистрибьютор Vivendi Universal Games одновременно боролись за права на создание игровых адаптаций трилогии «Властелина колец». В равной степени повезло и не повезло обеим сторонам. Electronic Arts получила эксклюзивные права на создание игр, основанных только на второй и третьей части картины Питера Джексона. Vivendi разрешили создать полноценную трилогию, но с одним условием — сюжет и дизайн должен базироваться на книге, а не на грядущих экранизациях.

Именно благодаря отдалению от фильмов Питера Джексона, проект от Vivendi как никакая другая адаптация лучше всего передает дух первого тома. В самом начале игры не хочется сразу покидать уютную и детально проработанную хоббичью норку. Отличное настроение создает аутентичная музыка композитора Бреда Спира, которая идеально ложится на атмосферу игры.

По мере развития сюжета игрок будет управлять Фродо, Арагорном или Гэндальфом. Создатели уделили большое внимание мелочам, которых в книге не было или про них упоминали вскользь. Это нельзя назвать откровенной отсебятиной, потому что основной сюжет дополнительные события не портят.

Помимо продажи дома в Шире, Фродо успеет починить мельницу и спасёт родной край от нашествия стаи волков. С наступлением ночи в Шир приедет назгул, от которого нужно скрыться. Не забыли про Тома Бомбадила и неудачные прогулки хоббитов по курганам в Упокоищах. Единственное нарекание вызывает неканоничная битва с летающим назгулом в конце игры.

Канон и выдумки: сюжеты в играх по вселенной «Властелина колец»

Однако бережное отношение к первоисточнику не спасло игру от смешанных, преимущественно негативных отзывов в игровой прессе. Критике подвергся однообразный геймплей, неудобная камера, интеллект противников и скудный дизайн локаций начиная со второй половины игры.

Запланированное продолжение The Lord of the Rings: The Treason of Isengard находилось в разработке, но его решили отменить, сославшись на популярность фильмов Джексона (зрители уже привыкли к киношному дизайну) и негативные отзывы первой части.

Дилогия от Electronic Arts

За месяц до выхода «Двух Крепостей» на прилавках появилась одноименная игра в жанре hack and slash от компании Electronic Arts. Проект чётко следовал сценарию картин, охватывая ключевые сражения в «Братстве Кольца» и «Двух Крепостях» Питера Джексона. Необычным можно назвать только обучающий пролог, в котором игрок переносится во вторую эпоху, в последние минуты Битвы при Орудруине, где Исилдур сразил Саурона, отрезав ему палец с Кольцом Всевластия. Игровая адаптация The Two Towers не затрагивает путешествие Фродо, Сэма и Голлума. Игрок может управлять только Арагорном, Гимли или Леголасом.

Спустя год Electronic Arts выпустит аналогичную адаптацию «Возвращения короля». Игра условно поделена на три части — Путь мага (Гэндальф), Путь Короля (Арагорн, Леголас, Гимли) и Путь Хоббитов (Фродо и Сэм). The Return of the King хоть и пересказывала фильм, но местами серьезно расширила известные события, сделала их чересчур аркадными. Ведь как ещё объяснить массовое сражение с мертвецами на Тропе Мертвых или последнего босса в лице Голлума? Но не все расширения перечили первоисточнику и фильму. Например, очень насыщенными вышли приключения Сэма в логове паучихи Шелоб и спасение Фродо из крепости Кирит Унгол.

Если закрыть глаза на малую продолжительность (The Two Towers легко пройти за три часа), то у EA получились образцовые и эпичные «слэшеры».

The Hobbit

Погорев на адаптации The Fellowship of the Ring, Vivendi Universal Games и Sierra Entertainment взялись за разработку игры по «Хоббиту». Для будущего проекта разработчики позаимствовали почти все игровые механики с Legend of Zelda: Ocarina of Time, о чём открыто заявляли в нескольких интервью.

В итоге получился длинный и интересный платформер. Что касается каноничности, то здесь всё неоднозначно. Каждое событие книги серьезно дополнено или изменено. В одном только Шире Бильбо предстоит выполнить огромный список дел: починить разрушенный мост, найти иголку в стоге сена, приготовить пирог, поиграть в прятки с детьми, прогнать ворон с поля соседа и найти провизию для путешествия с гномами. В книге у Бильбо не было времени даже нормально собраться, взять любимую трубку и нормальную одежду.

Бильбо в игре от Vivendi — настоящий супергерой. По сюжету он насолит полчищу гоблинов в Мглистых Горах, уничтожит пауков в Лихолесье, спасёт раненную эльфийку и даже раскроет подпольный притон гоблинов в Озерном городе. Пускай это не канонично, зато не раздражает. Книга очень короткая, поэтому без очевидных дополнений всё равно бы не обошлось. Все расхождения с первоисточником довольно милые и атмосферу совершенно не портят. Чего точно нельзя сказать про трилогию «Хоббита» от Питера Джексона, где режиссёр решил сделать из детской сказки эпичную сагу размаха «Властелина колец».

The Third Age

Вероятно любой ортодоксальный толкинист придёт в ужас от смелого фанфика под названием The Third Age. Сюжет игры повествует об ещё одном Братстве, которое следует по пятам основного и попутно прикрывает ему тылы. В начале игрок управляет капитаном стражи Гондора Беретором, но позже партия нового Братства расширится до 6 персонажей.

Больше всего поражает размах событий. Игрок с десяток раз сразиться с назгулами, уничтожит трёх глубинных стражей Мории, поможет Гэндальфу в сражении с балрогом и заберётся на Барад-Дур, где лично потыкает мечом во Всевидящее Око Саурона. Зачем нужен Фродо и его героический поход к Орудруину? Сценаристы из Redwood Shores уже создали новых героев, способных свернуть любые горы и победить Саурона.

The Third Age так бы и остался бездарным фанфиком, если бы не геймплей, удовольствие от которого затмевает все сюжетные выдумки и неточности. The Third Age — редкий образец западной ролевой игры, целиком заимствующий все идеи из JRPG. Разработчики не стали изобретать велосипед и просто скопировали все механики из Final Fantasy X. На месте традиционные для жанра случайные сражения, пошаговая боевая система и древо развития навыков.

Канон и выдумки: сюжеты в играх по вселенной «Властелина колец»

В игре досконально воспроизведены все локации из фильмов Питера Джексона. Игрока ждут громадные подземелья Мории, бескрайние равнины Рохана и оборона улиц крепости Минас Тирит. Также стоит отметить графику, выжимающую все соки из PlayStation 2.

The Battle for Middle-earth I & II

К середине 00-х Electronic Arts всё ещё обладала лицензией на создание игр по франшизе. В качестве жанра новой игры была выбрана стратегия, а за разработку взялась EA Los Angeles, ранее выпустившая Command & Conquer: Generals. От неё же новому проекту достался усовершенствованный движок.

Игра поделена на две кампании — Света и Тьмы. И если первая чётко следует сюжету фильмов Питера Джексона, то вторая представляет альтернативное развитие событий. А что бы было, если Сэма и Фродо убили орки, а кольцо всё-таки досталось Саурону? Неканонично, зато чертовски весело посмотреть на конфликт с другой стороны. Кампания начинается с вырубки Саруманом леса Фангорн, и заканчивается полным разрушением города-крепости Минас Тирит и победой над Гэндальфом.

Спустя два года вышел The Battle for Middle-earth II. Кампания опять поделена на Свет и Тьму, но её события лишь отчасти касаются основной войны. В игре используется дизайн из экранизаций, но её действие переносится в Северные Земли, о конфликтах в которых вскользь упоминал Толкин в официальной хронологии. Выдумки здесь много. В качестве призываемого героя на светлой стороне появился Том Бомбадил. Это странно, так как Том Бомбадил старался не покидать границ своего леса и участие в войне не принимал. Удивляет наличие дракона Дрогота, ведь Смауг, убитый в «Хоббите» — был последним представителем вида. Также откуда-то появился ещё один балрог, хотя Толкин отчётливо писал, что к концу Первой Эпохи осталось всего три демонических существа. Два из них были убиты при падении Гондолина, а третий выжил и бежал в подземелья Мории, где и был благополучно разбужен гномами спустя многие тысячелетия.

Мелких отклонений от канона в The Battle for Middle-earth II столько, что на это просто невозможно закрыть глаза. Отчасти ситуацию исправил интересный аддон The Rise of the Witch-king. Дополнение посвящено завоеваниям северных земель Средиземья Королем-Чародеем, и падению некогда процветающего королевства Арнор. Эти события происходили за 1500 лет до начала «Властелина колец» и описаны Толкином очень кратко.

Aragorn's Quest

К 2010 права на создание игр по франшизе были выкуплены Warner Bros. Первой ласточкой стала игра Aragorn's Quest, посвящённая жизни короля Элессара (под этим именем был коронован Арагорн). События игры происходят спустя 15 лет после победы над Сауроном. Сэм стал мэром Шира и женился на Рози, у них родилось четверо детей — Фродо, Эланор, Мэри и Пиппин. Совсем скоро в Шир должен приехать король Элессар, вовсю идут приготовления к празднику. Условно игра разделена на две временные линии — подвиги Арагорна, о которых детям рассказывает Сэм, и приключения маленького Фродо в Шире.

Игра была ориентирована на младшую аудиторию и, в целом, практически не отходила от канона, по крайней мере в сюжетных миссиях за Арагорна. Вот только это не помогло спасти Aragorn's Quest от разгромных рецензий и плохих оценок. Низкая сложность, поверхностный сюжет, скучная боевая система, выход на устаревших платформах и посредственная графика сделали своё дело. Игра вышла незаметно, практически не обсуждалась и была забыта.

War in the North

Пожалуй, ещё ни одна игра по вселенной Толкина не смогла так качественно удержать баланс между откровенным фанфикшеном и каноном, как это сделала War in the North от студии Snowblind. События проекта разворачиваются параллельно сюжету «Братства Кольца». На севере Средиземья неспокойно. Агандаур, слуга Саурона, собирает армию орков, дабы окончательно завоевать север и уничтожить близкие к нему народы. Про это случайно узнает троица главных героев, состоящая из гнома, эльфийки и человека. Столь плохую весть они доносят Арагорну в Бри, который на тот момент ждал прибытия Фродо. Арагорн просит троицу разобраться, и они незамедлительно отправляются в путешествие.

Цели ясны с самого начала — продвинуться на север, остановить армию орков и уничтожить Агандаура. Сюжет не покушается на повествование и каноничность первоисточника, как это делал The Third Age. С Братством игрок пересечется единожды, в Ривинделле, после совета у Элронда. Далее пути персонажей разойдутся и сюжет будет окончательно обособлен от оригинала.

War in the North хочется похвалить за две вещи — «фансервис» и диалоги. С виду обычный hack and slash явно был вдохновлен серией Mass Effect (об этом свидетельствует диалоговое кольцо), из-за чего игра пестрит множеством интересных бесед. Уже в самом начале игры нас встречает уютный трактир «Гарцующий пони», где игрок поговорит с Арагорном, устроит задушевные беседы с хозяином Маслютиком и с удовольствием поиграет в загадки с местным хоббитом. У Гэндальфа в Ривинделле можно в лоб спросить, почему нельзя было отправить Фродо к Ородруину на гигантском орле. И да, в игре есть мудрый орёл, который помогает игроку как по сюжету, так и непосредственно в игровом процессе. Помимо этого, War in the North — это первый игровой проект во вселенной Толкина, где присутствует жестокий контент. Орочьи конечности и головы летят в разные стороны на протяжении всей игры.

И как это не прискорбно, но War in the North ждал провал. Отчасти это связано с неудачной датой выхода, ведь осень 2011 года была перенасыщена потенциальными хитами (Dark Souls, Skyrim, Uncharted 3). Критики отметили яркие диалоги, но сочли главных героев слишком блеклыми, а боевую систему однообразной.

Snowblind Studios закрылась почти сразу после выхода игры. Многие разработчики перешли в Monolith Productions, где вскоре начали работу над Middle-earth: Shadow of Mordor, сюжет которой мы разобрали в нашем материале.

4949 показов
12K12K открытий
11 репост
13 комментариев

из перечисленного понравилась сама киношная часть "возвращение короля" вставки из фильмов плюс неплохой слэшер.
Кстати не нашел в статье стратегию The Lord of the Rings: War of the Ring, что-то типа пародии на варкрафт, но играть было достаточно интересно

Ответить

да, припоминаю ту стратежку - до конца так и не осиливал, но вообще довольно забавная была, хоть и надоедала быстро.
а вот возвращение короля шикарная, переигрывал много раз (хотя в моей кривой пиратке больше половины видеороликов были порезаны)

Ответить

Спасибо, душевные игры. Два раза проходил Войну на севере с друзьями и девушкой, одна из лучших кооперативных игр на троих. То чувство, когда кооп не просто веселье, а именно приключение на троих, не отвлекает от сюжета, не отвлекает от атмосферы. Вы втроём словно настоящее братство идёте на задание)

Ответить

До сих пор не могу заставить себя допройти ее даже один раз... Игра хорошая и в меру сложная.

Ответить

Так и есть. :)
Уже не помню, сколько раз перепроходил её, один и в коопе. Больше перепрохождений наверное досталось только Okami, но там совершенно другой тип очарования. :)

Ответить

Все прекрасно, только... ИМЯ "ФРОДО" НЕ СКЛОНЯЕТСЯ, БЛДЖАД!

Ответить

Спасибо. Поправили. Видимо при редактуре ошиблись.

Ответить