Прыжок веры: обзор Days Gone

Студия Sony Bend создала одну из самых масштабных сюжетных игр последних лет, но не обошлась без нескольких ошибок, свойственных новичку в AAA.

Все скриншоты в материале сняты на PS4 Pro, большинство — в фоторежиме
Все скриншоты в материале сняты на PS4 Pro, большинство — в фоторежиме

В чём секрет выдающейся игры, фильма или сериала, в котором в каждое слово и в самих героев искренне веришь? Чаще всего дело в комбинации страсти, таланта, уникального личного опыта и долгого созревания проекта. Авторы наших любимых сериалов и фильмов годами обивали пороги студий, чтобы рассказать не чужую, а именно свою историю. И чем больше они слышали отказов, тем лучше становились их идеи.

Примерно так же на свет появилась и Days Gone. Она во многом следует современным трендам и похожа на другие эксклюзивы Sony последних лет, но у неё есть свой уникальный характер. Прежде всего это игра от скромных байкеров из городка Бенд в штате Орегон, а уже потом «экшен в открытом мире», «ещё один эксклюзив PlayStation», «кино за 4500» и многое другое.

Сразу после анонса Days Gone многие игроки задавались вопросом, зачем Sony нужен «ещё один The Last of Us», но если игру Bend с чем и хочется и сравнивать, так это с Red Dead Redemption 2. Это такое же грандиозное (и, к сожалению, затянутое) путешествие длинною в несколько лет.

В игре хорошее динамическое освещение: вы сможете наблюдать, как лучи солнца огибают горы и постепенно проникают в долину
В игре хорошее динамическое освещение: вы сможете наблюдать, как лучи солнца огибают горы и постепенно проникают в долину

Байкопокалипсис

Начинается Days Gone по всем канонам жанра. На заре разрушительной эпидемии жену главного героя ранят, и байкер с красивым именем Дикон Сейнт-Джон, которое лучше бы подошло священнику, отправляет её на вертолёте в безопасное место. Сам он при этом остаётся на земле — бороться за жизнь вместе со своим лучшим другом, Бузером (в русской версии — «Бухарь»).

На тот момент это решение кажется Дикону правильным: вертолёт почти перегружен, любимой Саре помощь окажут специалисты, и её можно будет найти позже, а вот Бузер без верного друга точно сгинет.

Прыжок веры: обзор Days Gone

В отношении товарища Дикон оказывается прав — спустя два года они продолжают бороться за жизнь плечом к плечу, а вот жену протагонист так и не находит. И теперь Сейнт-Джон, страдающий от чувства вины, ищет причины жить дальше и время от времени разговаривает с камнем, на котором криво нацарапано имя — «Сара».

Но если завязка у Days Gone вполне стандартная, то постапокалиптический мир у разработчиков получился на удивление самобытным. Поскольку заражённые быстро бегают и собираются толпами, люди сразу уничтожили все мосты, а оставшиеся дороги стали практически непроходимыми из-за брошенных машин. Поэтому в новом мире байк стал самым быстрым и удобным способом передвижения — он и в узкое ущелье протиснется, и в кустах от мародёров спрятать его проще.

Мотоциклы в Days Gone стали главным транспортом, но не растеряли своей опасности. С байка вас может снять что угодно — зомби, волк, натянутый через дорогу трос или снайперская пуля
Мотоциклы в Days Gone стали главным транспортом, но не растеряли своей опасности. С байка вас может снять что угодно — зомби, волк, натянутый через дорогу трос или снайперская пуля

Таким вот нехитрым образом гористая местность Орегона с её мелкими просёлочными дорогами и деревянными домиками продиктовала разработчикам необычный лор — этакую смесь «Сынов Анархии» и «Ходячих мертвецов».

Ещё несколько недель назад я бы никогда не подумал, что буду использовать в отношении Days Gone слово «лор», но в этом плане разработчики пошли намного дальше, чем можно было себе представить по трейлерам.

Здешний мир — одна из самых продуманных и в то же время печальных моделей зомби-апокалипсиса. Первое же поселение, в которое приезжает Дикон, оказывается не живописной фермой из сериала «Ходячие мертвецы», где герои вспахивают грядки и плетут интриги, а настоящим трудовым лагерем, где люди должны работать до изнеможения, чтобы в конце дня получить паёк.

Глава этого лагеря, деловая бабуля с короткой стрижкой, тут же начинает жаловаться Дикону на то, что конец света пережили, к сожалению, не прилежные офисные клерки, а убийцы, грабители и насильники, от которых в мирном поселении толку чуть.

В «Жизни после» больше всего преуспели те, кто отравлял остальным «Жизнь до».

Прыжок веры: обзор Days Gone

Этот монолог в каком-то смысле задаёт тон всей Days Gone. Это умная, талантливо написанная игра, авторы которой, в отличие от аполитичной Ubisoft, не стесняются высказываться на сложные темы — будь то отношение американцев к оружию или их параноидальный страх перед внешней угрозой.

Нельзя сказать, что Days Gone посвящена политике и уж тем более — американской, но за десятки часов кампании главный герой встретит не только множество проработанных персонажей, но и увидит сразу несколько форм политического строя, которые жители разных регионов Орегона попытались построить на руинах цивилизации.

Что ещё важнее, сами по себе «зомби» в Days Gone — это не источник метафор, философских притч и удобных для сценаристов смертей. Подход к «мертвецам» здесь совсем другой. Как и в Horizon Zero Dawn, в Days Gone на самом деле два сюжета: первый посвящён конфликтам между людьми, а второй — раскрытию тайны вируса, почти уничтожившего человечество. Миссию за миссией вы будете узнавать, почему авторы не используют слово «зомби».

Не-зомби

Как можно догадаться ещё по самому первому трейлеру Days Gone, помимо людских интриг разработчики уделили немало внимания и нежити.

В Days Gone есть сразу несколько видов заражённых, и все они включены в простенькую экосистему. Чем больше вы играете, тем лучше понимаете законы окружающего мира. Например, ночью главного героя хуже видно, но зато выше риск нарваться на орду жертв вируса, а днём «зомби» высовываются поодиночке — они боятся яркого света.

Цикл дня в Days Gone вообще очень сильно влияет на геймплей: те же гнёзда лучше зачищать ночью, когда почти никого нет «дома».

Прыжок веры: обзор Days Gone

При этом на солнечном свете заражённые никуда магическим образом не телепортируются. Вы можете дождаться рассвета и проследить за тем, как с появлением первых лучей толпа двинется спать в ближайший супермаркет.

Обычные «зомби» умирают с одного выстрела в голову и напрягают только тогда, когда собираются в стаи, но есть в игре и особи, которые неприятны поодиночке: тут и классический «танк», и ведьма-крикунья, которая может своим голосом на время оглушить всех людей в округе.

Но самые мерзкие создания — это заражённые маленькие дети, ньюты. Они не атакуют главного героя сразу, а с любопытством наблюдают за ним с ближайшей крыши. Стоит только немного зазеваться, как на Дикона накинется жуткий младенец.

С помощью местного «орлиного зрения» можно через стену увидеть, как орда днём спит
С помощью местного «орлиного зрения» можно через стену увидеть, как орда днём спит

Чтобы избежать спойлеров, я не буду сильно вдаваться в то, как работает вирус в игре, но можете быть уверены — чем дальше вы продвигаетесь по сюжету, тем сильнее вас будут пугать и удивлять новые виды врагов.

Каким-то невероятным образом у Sony Bend получился один из самых живых игровых миров за последнее время — примерно как в последних Far Cry, но ещё динамичнее и опаснее. Чтобы вы ни делали, вокруг вас постоянно что-то происходит: вот заражённые гонят на дорогу стадо оленей, вот — бандиты в лагере шумно убивают одинокого «зомби» и навлекают на себя целое стадо, вот — орда жуткой волной нападает на огромного медведя.

Катализатором почти всех столкновений в Days Gone становится уровень шума. Игра постоянно мешает Дикону действовать беззвучно: мощное холодное оружие быстро ломается, армейский нож годится только в глухом стелсе, собранные из подручных средств глушители разваливаются, а стрел в арбалете всегда не хватает. При этом выстрел из обычного пистолета может навлечь на главного героя страшную беду, но, к счастью, это касается и его врагов тоже.

Услуга за услугу

По структуре миссий Days Gone похожа на Red Dead Redemption 2. Только у Дикона нет никакой дружной банды, а лагерей на карте сразу несколько.

Но если в RDR 2 помощь поселению была всего лишь декоративным элементом, то в Days Gone — это часть прогрессии. В каждом лагере Дикон может брать задания и сдавать уши «мертвецов» — таким образом, поставщики услуг узнают, что герой зачищает округу от монстров. Охотиться и продавать туши, кстати, тоже можно.

Прыжок веры: обзор Days Gone

За всю свою помощь поселению Дикон получает виртуальные кредиты, на которые можно прокачать, починить или заправить байк, а также купить патроны и оружие.

Что важно, с каждым лагерем у главного героя свои отношения и свой счёт в виртуальных деньгах. Это значит, что в одном поселении вы можете быть богачом, а в другом вам едва хватит средств на то, чтобы заправить полный бак.

При этом за убийство заражённых и выполнение миссий у каждого лагеря постепенно повышается уровень «доверия» к Дикону, дающий доступ к более качественным улучшениям и более мощному оружию. И ассортимент сам по себе в разных поселениях разный.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Таким образом, чтобы чувствовать себя комфортно в опасном мире Days Gone, Дикону необходимо плотно работать на лагеря. Речь идёт и о хорошо поставленных сюжетных миссиях, и об откровенно «почтовых» сайд-квестах.

Сходи-убей

«Сайды», как и в Spider-Man от Insomniac, одна из самых слабых частей игры. Чаще всего вас просят куда-нибудь поехать и кого-нибудь убить, освободить, поймать или выследить. Есть и редкие погони на байках, где нужно в незамысловатой аркадной манере стрелять во врага на полном ходу. Но больше всего времени отнимают традиционные зачистки лагерей в стиле Far Cry — когда вам нужно либо стелсом, либо в открытую уничтожить 8-15 человек.

Сам по себе дизайн таких миссий максимально простой, а бандиты, кажется, даже глупее, чем заражённые. «Перчинки» добавляют разве что многочисленные капканы, способные моментально выдать Дикона. Лишь изредка разработчики радуют каким-то интересным дополнительным интерактивом или необычной локацией — скажем пещерой, в которой ночует орда заражённых. Но во время большинства зачисток приходится развлекать себя самостоятельно.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Конечно, можно просто взять и перестрелять 15 врагов и поехать дальше, но это скучно. Поэтому со временем волей-неволей начинаешь экспериментировать. Лучше всего заразить противника отравленной вирусом стрелой — тогда он начнёт стрелять в своих товарищей, а ещё можно натравить на врагов стаю волков или заманить бандитов в их же капканы, переставленные на новое место.

Заражённые стрелы — один из самых мощных артефактов в игре, но для того, чтобы скрафтить хотя бы три штуки, вам придётся немного попотеть. Зато эффект от них порой волшебный. Один раз я уничтожил около 50 заражённых, просто взбесив двух «танков»: они сначала раздавили своих собратьев, а потом — друг друга.

Что примечательно, первые сайд-миссии Days Gone аккуратно вписаны в основной сюжет, да и разработчики называют их многообещающим словом «storylines». Однако на поддержание этого эффекта Sony Bend не хватило — примерно на середине повествования гринд даже становится раздражающим.

Есть ощущение, что при дизайне сайд-миссий студия целиком полагалась на системы открытого мира. Иногда это работает, и обычная зачистка лагеря превращается в невероятное приключение, а иногда — нет, и вы просто долго и скучно стреляете в лица людям, выглядывающим из укрытий.

Гнёзда и посты NERO

В игре есть и множество пассивных заданий, которые вам никто не даёт, но их выполнение заметно повышает качество вашей жизни.

Например, быстрое перемещение не работает, если на его пути находятся гнёзда заражённых. Их уничтожение — симпатичная мини-игра, чем-то напоминающая аналогичную механику из State of Decay.

Вы бродите по красной области на карте и исследуете дома, заброшенные трейлеры и пещеры на предмет гнёзд. Когда найдёте жутковатую постройку из веток и грязи, а Дикон пожалуется на мерзкий запах, вам нужно скрафтить коктейль Молотова и сжечь её, а затем перестрелять всех «мертвецов», которые в панике выбегут из своего дома.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Некоторые зачистки таких заражённых зон даются очень легко, а некоторые могут отнять около часа времени — особенно, если Дикон плохо подготовился: например, у вас закончится бензин для мотоцикла (канистры в открытом мире надо ещё поискать) или же припасы для крафта коктейлей Молотова.

Sony Bend сделала сбор лута максимально приятным и реалистичным. Вы находите предметы ровно там, где они и лежали бы в реальной жизни. Скажем, осколочную гранату можно либо забрать у противника, либо отрыть на втором этаже глухо заколоченного дома в чьём-то тайнике, но никак не посреди дороги.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Среди других «пассивных» миссий — медицинские лагеря компании NERO. В них не только можно создать точки фаст-трэвела, но ещё и найти ценные инъекции, которые перманентно увеличивает здоровье, выносливость или «фокус» (замедление времени при стрельбе).

Захват лагерей NERO тоже представляет собой мини-игру. Прежде чем открыть дверь и включить питание, вам придётся сначала уничтожить все динамики. Иначе громкий звук привлечёт всех зомби округи.

В первые часы зачистки гнёзд и захваты лагерей Nero по-настоящему радуют, однако интереса к ним не хватает на всю игру. Ближе к финалу я предпочитал лишний раз проехаться на мотоцикле вместо фаст-трэвела, нежели долго сжигать гнёзда.

Фаст-трэвел в игре расходует топливо, так что вы можете опрометчиво переместиться куда-то и тут же лишиться мотоцикла: придётся бегать по округе и искать канистру
Фаст-трэвел в игре расходует топливо, так что вы можете опрометчиво переместиться куда-то и тут же лишиться мотоцикла: придётся бегать по округе и искать канистру

А у нас орда

Наверняка ваше первое знакомство с Days Gone состоялось благодаря тому самому ролику с E3, где герой убегает от огромной толпы монстров на лесопилке. Это не просто обычная миссия в игре, а фактически одна из её кульминаций.

Во время кампании вы можете встретить одну из 40 орд, пасущихся на карте, но на ранних этапах от них лучше прятаться или убегать — вы потратите слишком много сил и ресурсов, но взамен не получите почти ничего.

Настоящее столкновение с ордой — миссия, к которой игра будет готовить вас десятки часов. И для вас это будет, скорее всего, один из самых необычных «босс-файтов» в играх за последнее время.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Уничтожение орды похоже на пошаговую стратегию — способность замедлять время тут становится критически важной. Вам необходимо последовательно заманивать стадо в узкие проходы и закидывать горючими смесями и гранатами, пока заражённых не станет настолько мало, что вы сможете добить оставшихся из пулемёта.

Что особенно здорово, «зомби» не просто следуют за вами, а выбирают максимально эффективные маршруты, поэтому один неудачный поворот может стоить жизни — Дикона возьмут в тиски и сожрут за доли секунды.

Чтобы выжить, о толпе стоит думать как о смертельно опасной реке, которая может «течь» за главным героем даже вверх.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Разработчики ещё до релиза рассказали, что на кампанию приходится всего три обязательных столкновения с гигантскими ордами, и все такие битвы приходятся на специально подготовленные локации — со взрывчаткой, брёвнами и трамплинами.

Однако по завершении кампании игра отметит все оставшиеся орды на карте и выдаст вам соответствующий сайд-квест, так что вы сможете развлекаться с этой механикой сколь угодно долго.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Путь Дикона

О различных механиках Days Gone можно говорить часами — здесь действительно очень много нюансов, но самое главное достижение разработчиков — это не занятный лор, и не захватывающие битвы с заражёнными. В сердце этой гигантской игры в открытом мире, в которой я провёл около 45 часов, кроется ещё одна отличная история для портфолио Sony.

Дикон Сейнт-Джон оказался одним из самых проработанных игровых протагонистов последнего времени. Рано или поздно — через миссии, через диалоги, через неловкие паузы и через беглые взгляды — вы узнаете почти все основные черты его личности.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Сценаристы объяснили вообще всё — почему главный герой решил стать байкером, почему он отлично управляется с оружием, почему разбирается в травах, почему боится быть частью больших коллективов, почему всегда стремится в самоволку и почему не теряет надежду даже тогда, когда всё, казалось бы, уже совсем потеряно.

Я ни в коем случае не могу сказать, что сценарий Days Gone безупречен и что Bend в этом плане вышла на уровень студий вроде Naughty Dog. Порой история Дикона топчется на месте по несколько часов, а в паре фрагментов есть явный людо-нарративный диссонанс (главный герой продолжает работать на того, кто ему откровенно неприятен), однако для первой своей попытки выйти в AAA студия справилась получше многих.

Прыжок веры: обзор Days Gone

И хорошо проработан тут не только Дикон. Days Gone написана не как игра, а как два сезона большого кабельного сериала. Сценаристы Sony Bend берутся за детали, которым в играх вообще не принято уделять внимание.

Например, целая линейка миссий в игре посвящена борьбе с депрессией, а в некоторых эпизодах режиссёрам кат-сцен удаётся тонко и без слов показать даже самые мелкие эмоции, включая плавно нарастающее сексуальное напряжение между персонажами.

Days Gone не поднимает каких-то невероятно глубоких тем, она просто интересно говорит о дружбе, о любви, о долге и о человеческой природе в целом. И в этом контексте, несмотря на все проблемы, у неё есть шансы стать народной игрой.

Days Gone — противоречивая. Как и Red Dead Redemption 2, её будут ругать за излишнюю затянутость, избыток «почтовых» миссий в середине и некоторые слабые моменты истории.

Ваше отношение к игре Sony Bend по мере прохождения будет постоянно меняться. После первых пяти часов вы, скорее всего, поверите в лучшее, а часов через 20, возможно, даже захотите бросить игру из-за гринда. Но потом случится какое-нибудь важное сюжетное событие — блестяще поставленное и сыгранное — и вы полюбите Days Gone всей душой.

На тридцатом часу я был уверен, что история подходит к логическому концу, но меня ждала ещё примерно треть игры. И это были не сайд-миссии, просто кульминация у разработчиков получилась настолько масштабной и всеобъемлющей.

В это трудно поверить, но студия, в которой на старте разработки было 50 человек, сделала игру, где последний акт длиннее и местами не хуже поставлен, чем вся The Last of Us. И про весь этот акт Sony попросила журналистов не рассказывать даже в обзорах, не говоря уже о трейлерах и рекламной кампании.

Прыжок веры: обзор Days Gone

Days Gone — не настолько вылизанная и чистенькая игра, как мы привыкли ожидать от эксклюзивов Sony. Она не шокирует графикой и звуком, хотя они выполнены на очень высоком уровне, а с бесшовностью разработчики подружиться так и не смогли — в игре очень много загрузок.

Однако, если знать историю Sony Bend, трудно поверить даже в то, что Days Gone, 40-часовая игра, вдумчиво рассказывающая о судьбах десятков персонажей, вообще существует. Для некогда маленькой студии это настоящий прыжок веры, отчаянная попытка выйти в большую лигу, которую язык не поворачивается назвать провальной. Получилось не всё, но многое.

И если игроки дадут разработчикам шанс, возможно, года через четыре мы увидим работу над ошибками. Тем более, что некоторая недосказанность в лоре Days Gone делает сиквел неизбежным и желанным одновременно.

Дисклеймер Большая часть игры для этого текста была пройдена в версии 1.0.2. Мы встретили в ней множество технических проблем, включая утечки памяти (внезапные тормоза и фризы в спокойных сценах), сбои счётчиков уничтоженных гнёзд, отсутствующие текстуры и даже целые локации, где не подгрузилась геометрия. В документах, приложенных к игре, Sony пообещала исправить все эти проблемы к релизу, однако мы сталкивались с ними и после выхода 17-гигабайтного патча версии 1.0.3. Чаще всего проблемы возникали у нас после долгих игровых сессий по 4-5 часов и решались перезагрузкой. В боевых сценах и сюжетных миссиях игра не тормозила, так что технические трудности не сильно испортили нам впечатление. Прямо к выходу этого текста игра обновилась до версии 1.0.4. — это ещё один патч на 13 ГБ. Мы пока не знаем, что он изменил, но, возможно, большая часть проблем уже исправлена.
55 показов
50K50K открытий
11 репост
414 комментария

Если что-то непонятно, задавайте вопросы. В ближайшее время буду отвечать в комментариях.

Ответить