На обратной стороне страха: обзор Lorelai

Что ожидать от окончания трилогии Devil Came Through Here.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

26 апреля в Steam вышла Lorelai — завершающая часть трилогии о Королеве Червей от Рема Михальски (Harvester Games). Как и предыдущие игры польского инди-разработчика (Downfall и The Cat Lady), Lorelai — 2D хоррор, действие которого происходит в наше время в Британии. Мы прошли её, а теперь делимся впечатлениями.

Возвращение в дом Королевы

Lorelai — финальная часть истории о ключевом персонаже вселенной Devil Came Through Here, Королеве Червей. Однако сложно сказать, что она — прямое продолжение предыдущих игр. Lorelai скорее рассказывает совершенно новую историю в той же вселенной. Единственное, что объединяет игры — наличие в ней ключевых концептов трилогии.

Королева Червей — мистическая сущность, обитающая в мире обычно недосягаемом для людей. Попасть в него можно лишь после смерти или в глубоком сне. Королева появлялась во всех работах Михальски и каждый раз играла важную роль в сюжете, за исключением Downfall 2009, где она более человечна по своей природе и является лишь эпизодическим персонажем. Но в The Cat Lady и в последующем ремейке Downfall Королева была переработана и основательнее вписана в сюжет.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

О природе Королевы Червей Михальски рассказывал в одном из интервью о The Cat Lady: по словам разработчика, он и сам не знал, кто она такая и какова её роль в сюжете, но потом понял, что Королева — персонификация болезни главной героини. Сьюзен Эшворт страдает от хронической депрессии, а игра начинается с того, что героиня совершает самоубийство. Но, очнувшись, она оказывается в другом мире, где встречает Королеву Червей, которая предлагает ей сделку: Сьюзан не сможет умереть, пока не убьёт пять «паразитов».

«Паразиты» — другой важный концепт вселенной Devil Came Through Here. По сути это те, кто своими действиями разрушает жизни людей. В The Cat Lady многие из паразитов — серийные убийцы. По словам самого Михальски они — «метафора для трудностей, с которыми мы сталкиваемся в жизни, и которые мешают нам достигать целей». В The Cat Lady Сьюзан, убивая паразитов, расправляется с собственными страхами и уничтожает препятствия, мешающие ей жить.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

Таким образом, не давая Сьюзан умереть и фактически заставляя её исправить свою жизнь, Королева играет в странную игру, логику которой проследить сложно. При этом её роль в Downfall совсем иная: если в The Cat Lady Королева просит Сьюзан убить паразитов, то тут она сама помогает одному из них.

По сюжету Downfall Джо и Айви Дэвис прибывают на отдых в загадочный отель, чтобы попробовать наладить отношения — пара находится на грани развода. Джо старается поддерживать свою жену, страдающую от булимии. Очень скоро оказывается, что отель — лишь иллюзия и всё, что в нём происходит — метафора борьбы Джо со своими страхами.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

Джо не встречает Королеву Червей лично (или эта сцена просто осталась за кадром), но та помогает ему в попытках спасти свою жену от болезни. По крайней мере она поддерживает иллюзию Джо: тот видит спасение Айви от булимии в насильном кормлении, которое в итоге приводит к её смерти. Из-за косвенного вмешательства Королевы Червей в одной из концовок Downfall Джо фактически становится паразитом, после чего Сьюзан приходит убить его.

В обоих играх мотивация Королевы Червей кажется совершенно разной. Скорее всего её роль просто меняется из игры в игру, как и правила, по которым существует другой мир, куда попадают герои после смерти. Учитывая, насколько шаткой была логика предыдущих частей, не стоит ожидать, что Lorelai идеально впишется во вселенную Devil Came Through Here. Тут присутствуют все основные концепты серии — Королева Червей, другой мир и паразиты, но их роль и значение в сюжете вновь изменились.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

Рем Михальски неоднократно говорил, что додумывает сюжеты своих игр по ходу разработки, поэтому сам не знает, чем закончится Lorelai и о чём она вообще будет. Несмотря на это, фанатских теорий было немало, а наиболее популярная из них основывалась на названии игры и имени главной героини — Лорелай.

В ремейке Downfall Королева Червей говорит, что когда-то давно её звали Лорелай. Сложно не сопоставить этот факт с названием завершающей части трилогии. Многие предполагали, что Lorelai будет своего рода приквелом для предыдущих двух игр и расскажет историю появления Королевы Червей, которая когда-то была девушкой по имени Лорелай. Однако, в твиттере издателя игры появилось опровержение этой теории:

Lorelai — не предыстория Королевы Червей. Просто так получилось, что их зовут одинаково. То есть, Лорелай — это имя Королевы Червей и прозвище Лорелай. Но они не один и тот же человек.

Screen 7, Издатель Lorelai

Формально всё так: Лорелай — действительно одно из имён Королевы, а главную героиню Lorelai на самом деле зовут Лора, но она просит называть себя Лорелай.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

Конечно, многие сочли такой ответ лукавством: должна же быть какая-то связь между двумя героинями, называющими себя одним именем. Всё-таки Lorelai — финальная часть трилогии, а действие её происходит в той же вселенной. Насколько логична теория о том, что в каком-то смысле Лорелай и есть Королева Червей, каждому игроку придётся решать для себя лично. История Лорелай и дальше проливает свет на сущность Королевы и её отношения с человечеством, но не раскрывает все загадки её существования.

Запуская игру, важно понимать: Lorelai — не грандиозный финал эпопеи, где всё, наконец, встаёт на свои места; от неё ни в коем случае нельзя ждать чётких ответов на вопросы, возникшие в предыдущих частях. Игрок, ожидающий разъяснений сюжета прямым текстом, только разочаруется.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

Задачей Рема Михальски было поведать историю, в центре которой стоит не грандиозный замысел, а простые люди и их судьбы, и дать возможность игрокам интерпретировать её так, как они сами того захотят. История Королевы Червей и других персонажей трилогии закончилась, но вовсе не потому, что рассказать о них больше нечего, а потому что на этом обрывается рассказ автора.

Возможно, разработчик попросту устал от вселенной и хочет заняться чет-то другим, совершенно новым. Намёки на это можно увидеть в игре: автор рассуждает об инди-индустрии и профессии разработчика в целом. Ещё Михальски открытым текстом иронизирует над собой и своей репутацией «польского Кодзимы», и шутит над тем, с каким восторгом люди отзываются о его работах.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

Для самого разработчика логика повествования — явно не главное в играх: в Lorelai многие факты полностью противоречат тому, что происходило в Downfall и The Cat Lady. В Lorelai появляются уже знакомые места и персонажи, но выступают они скорее, как отсылки, а не важные элементы сюжета, связывающие всё воедино. В любом случае, пытаться искать чёткую связь между играми трилогии не стоит: автор явно хотел рассказать историю в себе, и это ему удалось.

Притча о блудной дочери

Рем Михальски снова помещает в центр сюжета обычного человека с довольно тривиальной историей, которую он рассказывает через пелену фантастических образов и метафор.

Снова не обошлось без осылок на Silent Hill.
Снова не обошлось без осылок на Silent Hill.

Главная героиня Лорелай — молодая девушка, только что устроившаяся на свою первую работу. Она из неблагополучной семьи: отчим не работает, пьёт и избивает её мать. Лорелай мечтает о новой жизни и планирует сбежать из дома, забрав с собой маленькую сестру. Как у Сьюзан и Джо (протагонистов предыдущих игр Михальски), у Лорелай есть личная трагедия, вокруг которой вертится вся её жизнь, и от которой она хочет сбежать.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

Но по сравнению с предыдущими частями, Lorelai — максимально приземлённая история. Иллюстрация повседневной жизни здесь некомфортно реалистичная и даже во время мистических событий отовсюду проглядывают напоминания о тоскливой, полной несчастья жизни девушки.

В Lorelai много второстепенных персонажей, никак не связанных с мистическими событиями и сюжетом. Большинству из них легко сопереживать, поскольку они показаны как полноценные комплексные личности, а игрок сам выбирает, как выстраивать с ними отношения.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

Характеры многих персонажей раскрываются между строк: не только в диалогах, но и в мелких деталях быта, которые создают гнетущую атмосферу и порой вызывают настоящую тоску и неподдельное сочувствие.

Диалоги стали чуть менее витиеватыми, зато написаны они с аккуратностью и вниманием к деталям. У каждого персонажа своё лицо, а по манере речи и голосу уже можно разгадать, какой перед вами человек. Подача сюжета минималистична и часто читается именно между строк в разговорах.

Большой вклад в восприятие текста внесли, безусловно, актёры озвучки — особенно удался голос главной героини в исполнении певицы Мэйзи Кей (Maisy Kay), чья песня Blood Filled Tears звучит в главном меню игры.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

В сценарии есть и слабые места. Например, арка одного из персонажей, Зака — влюблённого в Лорелай соседа. Герой безвозмездно помогает девушке, но мотивация его кажется шаткой и весьма условной. По сути он напоминает Агнес из Downfall — спутницу Джо Дэвиса на протяжении почти половины игры. Она тоже искренне помогает главному герою и верит в него совершенно на пустом месте.

Но отсутствие внешней мотивации у Агнес — важная часть сюжета Downfall и ключ к пониманию отношений Айви и Джо. Она — одномерный персонаж, но сделана такой намеренно: Агнес — не живой человек, а всего лишь одна из сущностей, олицетворяющая часть личности Айви. Зак же вполне живой человек, но выглядит, пожалуй, ещё более одномерным, чем Агнес.

Единственное, что делает Зака более или менее интересным, — его необычная профессия: он — инди-разработчик. Если Лорелай расспросит его, то он расскажет, над какими видеоиграми он работал. Среди них, например, The Dog Gentleman. Кажется, что через Зака Михальски решил транслировать некоторые свои мысли о видеоигровой индустрии.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

Помимо этого, в сюжете много условностей и недосказанностей. Но при желании на них легко можно закрыть глаза и интерпретировать как намеренно оставленные автором пробелы, которые игрок должен заполнить сам в своём воображении.

В новых красках

Над Lorelai трудилась та же команда, что и над предыдущими играми Harvester Games, а большую часть работы как всегда проделал сам Михальски. Он писал сценарий Lorelai, рисовал фоны, программировал и собирал игру на движке. В этот раз вместо Adventure Game Studio разработчик предпочёл Unity и это заметно сказалось на результате. Например, появились 3D-модели, в том числе и в окружении, локации стали более детализированными, а фильтры и освещение сильно оживили картинку.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

Гротескные визуальные образы и мрачная палитра всегда были визитной карточкой игр Михальски, создавая гнетущую тревожную атмосферу, свойственную всем его хоррорам. В Lorelai всё это удалось сохранить, но цветовая гамма стала заметно богаче, так что теперь сами локации помогают передать настроение момента своими красками.

В некоторых местах разработчик слегка перестарался с фильтрами, но, возможно, сделано это было намеренно. Благодаря динамическому освещению Unity удалось визуально смягчить недостатки спрайтов персонажей и арта в целом.

Качество самого арта тоже, безусловно, возросло со времён ремейка Downfall: если раньше визуальная составляющая игр Михальски была, прямо скажем, на любителя, то в Lorelai он действительно порой поражает своей выразительностью. По крайней мере налёт кустарности уже не так заметен, как прежде.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

В предыдущих играх Михальски чувствовалась бюджетность разработки: минималистичные спрайты персонажей, дёрганные анимации и качество текстур всегда оставляли желать лучшего. В Lorelai всё это превратилось из недостатка в «фишку»: игра не растеряла уникальный визуальный стиль автора, но исправила ошибки своих предшественниц.

Например, анимации стали гораздо плавнее, а в те моменты, когда персонажи начинают вдруг дёргаться на экране, как в старых играх, это уже воспринимается не как недостаток, а как намеренное дизайнерское решение. Внезапные резкие движения прекрасно сочетаются с динамикой момента и тревожной музыкой: всё это только помогает сохранить атмосферу хоррора, а не рушит её.

Музыка в Lorelai заслуживает особого внимания. Саундтрек от micAmic, брата Рема Михальски, здорово подчёркивает загадочную атмосферу игры: в напряжённые моменты включается мрачный эмбиент, наполненный жуткими сэмплами, а минуты тишины — вкрадчивое пианино. Порой музыка звучит немного кустарно, зато в ней чувствуется авторский почерк — именно саундтрек во многом формирует эстетику мира Lorelai.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

Игра выглядит как никогда живой и визуально притягательной. Если The Cat Lady и Downfall в первую очередь отмечают за их сюжет, то Lorelai уже вполне можно посоветовать как минимум из-за музыки и картинки.

А вот с технической стороны игра отнюдь не безупречна. В целом всё работает неплохо, но на не самых мощных машинах фреймрейт резко падает при появлении эффектов вроде огня или тумана, а загрузки иногда длятся по несколько минут. Конечно, не обошлось и без багов.

Например, при переходе между некоторыми локациями игра может зависнуть во время загрузки или вовсе вылететь. Благо последствия не будут фатальными: игра теперь почти постоянно сохраняется автоматически. Зато больше нельзя создавать отдельные файлы сохранения, чтобы попробовать разные действия и опции диалогов.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

У Lorelai типичный сюжет Рема Михальски: здесь потрясающе сильная завязка, моментально захватывающая игрока и заставляющая ожидать чего-то грандиозного, и контрастный ей внезапный финал. Мистицизм и недосказанность лишний раз подчёркивают приземлённость сюжета, в центре которого простые люди, борющиеся с собой и обстоятельствами жизни.

Lorelai — очень личная история, наблюдая которую, кажется, будто стал свидетелем чего-то интимного, что не стоило видеть. Как будто игрок подглядывает за персонажами, заглядывая в самые потаённые уголки их разума.

На обратной стороне страха: обзор Lorelai

Интерпретаций сюжетов Рема Михальски множество и, по словам самого автора, каждая из них имеет право на существование. Lorelai — это игра о семье, трудностях взросления, мести, страхе, вере в себя и многом другом. Каждый наверняка найдёт в ней что-то, резонирующее лично с ним. Но главное остаётся неизменным: Lorelai обладает мощным социальным посылом и наверняка тронет многих своей искренностью и откровенностью.

#мнения #лонг #lorelai #обзоры

119119
23 комментария

Игра не очень понравилась, самая, как мне кажется, слабая из трилогии.
Спойлеры далее.
Не понимаю, зачем Лора хотела убить Королеву. Зачем был нужен тест с поваром-алкоголиком, кроме как ради разных ачивок. К чему был персонаж Джонни, прости господи, Путешественник ака Джонни Ворон? Показать, что потусторонний мир не ограничен владениями Королевы Личинок, если только, оставляя задел на спиноффы/сиквелы.
Зак, видимо, представлял собой воплощение самого автора игры и выглядело это не очень естественно (частое упоминание Скайрима, миниигра со взломом из тес новых).
Геймплейно игра пострадала, теперь думать совсем не надо было, просто иди по истории, выбирай в диалоге строки, сделай пару раз выбор (для ачивки той же).
Переход в 3D был не особо нужен, хоть задники временами красивые, но эти зумы в пиксельные спрайты очень сильно контрастировали.
Самые интересные моменты были в доме престарелых и слежка за Элом.
Короче, могло быть и лучше, но автору, видимо, просто нечего было сказать в этот раз.

8

Всю игру ожидал, что дадут выбор убивать королеву или нет. Но увы. Интересно что было бы, если не добавлять удобрения в коктейль молртова?

Игра разочаровала. При плохом графоне и черно-белой палитре предыдущие игры серии были более атмосферными, а их героям я сопереживал. Лорелай ну просто никакая, она не интересная, не сломленная от травмы, в отличие от Сьюзан и Джо.
Загадки стали одноклеточными. Кроме последних двух, где надо убить отчима и спасти своих близких. И это бесит, потому что привыкаешь к простоте, а потом внезапно надо напрягать мозг. В итоге пришлось даже лезть в прохождение.

4

Ну зачем спойлерить то?((

3

Я ожидала совсем другого на самом деле. По факту чисто набор сюжетных зарисовок, как мне показалось, вообще не связанных со вселенной. Игра про Лорелай, а привязка к королеве червей и прочее выглядит так, будто сюжетку уже сделали, а потом вспомнили, что нужно как-то приплести сюда ее. Пройду еще раз, может я просто чего-то не поняла, но сейчас для меня игра это набор странных отрывков фантазий, чем грешили и прошлые игры, но не так сильно. Плюс я привыкла к какому-то общему ощущению пустоты и грусти после прохождения, а "Лорелай" не оставила никаких эмоций.

3

И так страшно жить а тут еще пугать пытаются)

2

Мне очень понравилась игра. Как и вся трилогия.

Тот факт, что это не приквел о появлении Королевы Червей сначала меня расстроил, но если бы все было так предсказуемо, то мне кажется я бы разочаровался. Как раз элемент непредсказуемости меня очень радует во всей трилогии. Получилась отличная атмосферная история. Приземленная, но от этого более страшная. Глава про повара вообще какая-то жутко экзистенцианальная.

И кстати в плохой концовке Лорелай вполне может стать Королевой Червей как мне показалось.

2