Средневековый хардкор: в чём причина популярности Mordhau
Разбираемся, почему симулятор рыцарских баталий так нравится игрокам.
В конце апреля в Steam вышел Mordhau — мультиплеерный экшен в сеттинге реалистичного Средневековья и дебютный проект инди-студии Triternion. Его отличительная черта — неаркадная боевая система, завязанная на блоках, углах удара и строгих таймингах. Ближайшая аналогия — недавняя Kingdom Come: Deliverance, где сражения работали по похожим правилам.
Игра почти сразу стала локальным феноменом — полмиллиона проданных копий в первую неделю, активная фан-база, хвалебные отзывы. Reddit ломится от тематических шуток и нарезок по Mordhau, а на YouTube можно найти десятки роликов с рыцарскими побоищами.
Казалось бы — это всего лишь клон давно существующей Chivalry: Medieval Warfare. В ней уже давным давно были и реалистичные бои на мечах, и средневековый колорит, и бодрый мультиплеер. Да и кроме неё есть, где помахать мечом — например, в War of the Roses. Однако именно Mordhau удалось выйти такой, какой нужно — проработанной, качественной и невероятно весёлой.
С какой стороны держать меч
В своей основе Mordhau — мультиплеерный экшен. Есть четыре большие карты, три режима (дефматч с захватом точек, «королевская битва» и сражение с волнами ботов), до 64 игроков на поле боя, кастомизация. Если вы никогда не играли в Chivalry, то в качестве примера можете взять Battlefield (только в Средневековье).
Главная жемчужина Mordhau — это её боевая система. Работает она следующим образом: движением камеры вы выбираете угол удара — рубящий сверху, снизу, со стороны или быстрый укол. Удары можно блокировать практически мгновенным, но не постоянным блоком (если в руке нет большого щита) — это надёжное средство от вражеских атак, но очень зависимое от выбора нужного момента.
Стоит выставить блок на полсекунды раньше — персонаж останется беззащитным на долгих пару секунд и будет открыт для хорошего удара в голову. В такой ситуации только и остаётся, что уворачиваться от атак, пятиться и пинаться.
Несколько направлений рубящего удара, уколы, блоки, уклонения — это лишь начало. К примеру, мышкой тут можно замедлять замах оружия, чтобы противник неправильно рассчитал момент блока и открылся для хорошей затрещины. Можно сделать ложный выпад — начать атаку и нажатием дополнительной клавиши отменить её, чтобы вынудить оппонента зря выставить блок, после чего атаковать его по-настоящему. А можно взять меч за лезвие и вломить неприятелю эфесом клинка (в честь этого приёма и названа игра).
Сражения в Mordhau можно смело назвать достойным развитием идей Chivalry. У игры не только качественная боевая система со своими особенностями, но и проработанный арсенал. У каждого клинка какие-то свои особенности, а пика или алебарда меняют геймплей до не узнаваемости — ведь к ним нужен совсем другой подход.
Очень тяжело просто взять и пересесть с короткого корда на ломающий черепа боевой молот. Но если после долгих тренировок ты осваиваешь владение этим оружием — ощущаешь приятное удовлетворение. Ведь научиться правильно рубить с плеча какой-нибудь секирой не так просто, как это кажется на первый взгляд: по первости придётся со стыдом наблюдать, как вашего бронированного топорника забивает до смерти дубовой палкой полуголый крестьянин. Потому что он знает, как применять своё оружие, а ты — нет.
Впрочем, не стоит бояться неудач в ремесле фехтования. Mordhau — это игра про свободу геймплея, где удовольствие и веселье стоят над сложностями и заучиванием механик. В случае, если у вас ну совсем не получается орудовать мечом — можно взять древковое оружие. За счёт его длины можно с безопасного расстояния «затыкивать» врагов, не рискуя попасть под удар булавы или короткого клинка.
Однако это не делает копья и алебарды «имбой» — профессиональный игрок с лёгкостью заблокирует атаки, неважно с какого расстояния они нанесены. Что уж говорить, если даже летящую стрелу можно отбить удачным блоком.
А если ближний бой не ладится ни с каким оружием — стоит попытать удачу с луком или арбалетом. Тут уже приходится забыть про блоки и тайминги и развивать хороший глазомер: правильно измерять расстояние до цели, угол падения стрелы/болта и потенциальное перемещение противника. К тому же, придётся заучить карту и освоить грамотное позиционирование — в пылу боя очень легко зазеваться и не заметить вражеского лучника, который целит прямо вам в голову.
И даже для тех, у которых не получается сражаться ни мечом, ни луком, в Mordhau есть место. Вместо участия в драке можно попробовать себя в роли инженера. Бойкие мужики с киянками возводят укрепления, шипованые баррикады и даже целые баллисты, которые приносят неоценимую помощь команде.
Mordhau спроектирована так, что занятие в ней может найти каждый: кому-то понравится врываться в самую гущу битвы с огромным цвайнхандером, кому-то — атаковать с флангов с помощью быстрой рапиры. Одному придётся по душе медленный, но мощный арбалет, а кто-то будет закидывать врага щебнем (да, так тоже можно).
Рыцари всех видов и цветов
Общую идею геймплейной свободы подкрепляет и местная кастомизация. Суть проста: на вашего персонажа приходится 16 очков снаряжения, в которые входит броня, вооружение и перки. Таким образом создаётся тонкий баланс: если хочется вооружиться огромным двуручником, который куда как полезнее остальных мечей за счёт урона и длины, то придётся отказаться либо от полной брони, либо от возможности взять какое-нибудь полезное умение — ведь клинок стоит более 10 очков, а это больше половины запаса.
Эти ограничения не сковывают, а подталкивают к изобретению своего стиля. Кто-то соберёт тяжёлого латника с одним единственным, но чертовски эффективным молотом. Кто-то нарядится в ландскнехта с убийственным клинком, запасным кордом и лёгкой бронёй, что не сковывает движения владельца и позволяет гоняться за зазевавшимися лучниками. А кому-то по душе придётся ловкач-лучник с сумкой лекаря, который в довесок может ставить капканы.
Причём это всё не какие-то классы, заданные геймдизайнерами — любой билд строят сами игроки посредством настройки снаряжения. Ну а если вы не особо хороши в создании стилей — в игре есть заранее заготовленные бесплатные шаблоны полезных персонажей.
Помимо этого, подчеркнуть свою уникальность можно за счёт удобного редактора внешности, полного самых разных элементов: шлемы, кирасы, рубахи, кольчуги, налокотники, сапоги, гульфики — и почти всё можно покрасить на свой вкус. Хотя всё богатство кастомизации заключается в одежде — местный редактор лиц довольно топорный.
В итоге, с Mordhau случился эффект Soul Calibur 6 — пользователи начали создавать не только красивых рыцарей со своим дизайном, но и всякие забавные штуки. Например, косплей Шрека, Марио или Геральта из Ривии, который, к слову, зачастую получается вполне узнаваемым.
«Раскраска» своих наёмников — занятие очень весёлое, и, при наличии большого количества внутриигровых денег, в гардеробе можно провести не меньше времени, чем в самих сражениях.
Игра старой закалки
Ещё одна причина, по которой игроки охотно приняли Mordhau — её модель распространения. В этом плане проект студии Triternion ощущается чуть ли не архаичным — это игра за небольшую цену без технических проблем и затяжного раннего доступа, которая вышла без микротранзакций, боевых пропусков и прочих осложнений.
Никаких скандалов, обманов и трагедий — Mordhau просто появилась в Steam в законченном и вполне достойном виде по приемлемой цене. Она как будто специально игнорирует тренды: никаких особых изданий, неуместных RPG-элементов или ненужных довесков. Разве что тут есть дополнительный режим battle royale, но особой популярностью он не пользуется. Людям больше по душе обычный Deathmatch. Или фехтовальные сервера.
Единственное, к чему можно придраться — гринд игровой валюты, которая идёт на покупку оружия и косметических предметов. Но так как её нельзя купить за деньги, накопление золота служит скорее поводом для активной игры. А если вы хороший фехтовальщик — процесс обогащения будет не таким уж и долгим. За вражеские головы тут платят отменно.
Оптимизация хорошая, сервера обеспечивают стабильное соединение, а первые проблемы на запуске Mordhau были решены буквально за день-два. Уже и не вспомнишь, у какого мультиплеерного проекта из последних релизов был такой мягкий старт.
Да, есть мелкие баги, подтормаживания при заходе в игру и ошибки в переводе. Но это капля в море, особенно если сравнить с другими релизами.
Хлеба и зрелищ
Последняя вещь, которая успешно продаёт Mordhau публике — это веселье. Как бы странно это не звучало, но в суровый симулятор реалистичных средневековых побоищ просто-напросто весело играть. Несмотря на общую простоту концепции (если не считать мудрёной системы боя), Mordhau не на шутку затягивает.
На четырёх больших картах в жестоком бою сходится до 64 игроков, которые применяют не только собственное оружие, но также коней и осадные машины. Уже с первых минут поле брани начинает напоминать странный (в хорошем смысле) цирк, в котором слышны лишь вопли поверженных воинов и звон клинков о доспехи.
Помимо этого, в игре масса забавных вещей, сделанных только ради смеха. К примеру, от рукояти меча можно открутить навершие и бросить его в глаз врагу (и это даже может его убить). Можно вопить по нажатию отдельной кнопки. А можно взять особый перк крестьянина и сражаться только домашней утварью — мотыгами, палками и сковородой. К слову, последняя — крайне опасное оружие в умелых руках.
Отдельного упоминания заслуживает лютня. Музыкальный инструмент считается за оружие — им тоже можно условно рубить и делать колющие удары. Однако помимо этого на нём можно играть музыку. В целом, это работает так же, как и фехтование — вот только от клавиш и положения камеры уже зависит не удар, а ноты. Комбинация «вверх + лкм» даёт один звук, а «вниз + лкм» — другой. Таким образом, у игроков есть несколько нот, с помощью которых те играют музыку. А с помощью макросов и специальных программ некоторые умудряются исполнять настоящие композиции, чем неслабо поднимают боевой дух.
Никогда не забуду момент, когда пришлось держать пехоту противника на реке под саундтрек «Пиратов Карибского Моря» в исполнении местного менестреля. Бывало, на поле брани звучали даже опенинг «Евангелиона» и музыка из третьего эпизода «Звёздных войн».
И ведь самое главное — с геймплейной точки зрения лютня полностью бесполезна. Музыка не оказывает никакого эффекта, а сам инструмент не обладает никакими особыми функциями, кроме непосредственно исполнения музыки. Эта вещь есть в игре просто потому, что разработчики посчитали её забавной.
Mordhau — это игра, созданная ради веселья. Несмотря на сложную механику боя, у неё достаточно низкий порог вхождения и очень условные рамки, практически не ограничивающие игрока в его стиле игры и предпочтениях. Каждый здесь найдёт себе занятие по душе и собственный способ получать от игры удовольствие.
Благодаря свободе выбора, заданной разработчиками, Mordhau влюбила в себя игроков самых разных вкусов: от закалённых фанатов сеттинга Средневековья до геймеров, которые просто искали очередной мультиплеерный экшен для игры с друзьями. Остаётся надеяться на то, что разработчики будут наполнять игру контентом и править те немногие ошибки, которые есть в игре.
Например, чёртовых щитовиков с рапирами. Если вы носите эти два предмета одновременно, знайте — вас никто не любит.
P.S. Пользователи DTF завели отдельное сообщество Mordhau на сайте. Там можно делиться советами, роликами и искать единомышленников. Присоединяйтесь!
Рапирист с щитом хуже пидора
Но лучше криворуких, которые играть не умеют, а только ныть способны
Подход в плотную > блок(парирование) > F > колющий удар в голову - profit :D Я с рапирой раньше бегал много, ничего в ней имбового вообще нет. Перешел в итоге на Цвайн, чтоб количество киллов в табличке увеличить :D
Саундтрек Doom на лютне — лучшее, что я слышал в этом году.
Да, действительно занятно:
как вообще на этой лютне разный музон играют?
Я слышал Megalovania на лютне)