Один день из жизни Гаруспика: сравниваем новый и старый «Мор»
Что разработчики изменили в ремейке, а что сохранилось.
После многих лет ожиданий новый «Мор», наконец, вышел. Он — одновременно и продолжение, и ремейк игры 2005 года. С одной стороны, нам предлагают уже знакомый сюжет, но с другой — последовательность событий и отношения между героями изменились, в самой игре добавилось немало новых возможностей, да и некоторые элементы сюжета намекают на то, что игрока видят в загадочном Городе на краю степи не в первый раз.
Чтобы оценить, как поменялась игра, сравним первый день из оригинальной и новой версии. Пока что в «Море» доступно только прохождение за Гаруспика — хирурга и потомственного жреца из рода Бурахов, так что сосредоточимся именно на нём. Итак, сильно ли поменялся Город, его герои, правила и обитатели?
Внимание: в материале есть незначительные спойлеры к первому игровому дню.
Начало
Новый «Мор» начинается иначе, чем предыдущий. Напомним, что в первой части прохождение за Артемия Бураха, или Гаруспика, начиналось с того, что он возвращался в родной город по просьбе своего отца, Исидора, единственного местного врача.
В письме старший Бурах предрекал свою скорую смерть и предупреждал о грядущей беде. На железнодорожной станции героя поджидала группа рассерженных горожан, которые пытались его убить. Защищаясь, Гаруспик прикончил их всех и отправился в город, чтобы выяснить, почему на него напали, и как это связано с отцом.
В течение первого дня Гаруспик искал тех, кто верит в его невиновность, старался вернуть себе доброе имя, и пытался разобраться в истинных обстоятельствах гибели отца.
Впрочем, расследование того, что случилось с Бурахом-страшим, растягивалось почти на половину игры. Ведь оно было неразрывно связано с основным сюжетом о поразившей город болезни.
В новом «Море» авторы добавили пролог. Первые сцены игры разворачиваются посреди города, охваченного эпидемией.
На улицах солдаты: они расстреливают мародёров, сжигают из огнемётов мёртвых и, возможно, живых, охраняют баррикады. Все попытки убедить их проявить милосердие, ни к чему не приводят. Граждане отвечают военным «коктейлями Молотова».
В общем, очевидно, что город умирает. Персонаж, попутно получая инструкции, касающиеся базовых игровых механик, добирается до командного пункта и пытается предложить способ спасти всех, но его не слушают. Единственная надежда — загадочный хозяин местного театра, Марк Бессмертник, предлагающий попытаться «ещё раз».
Согласившись, Гаруспик оказывается в поезде. Это уже ближе к первой части — молодой хирург Артемий Бурах едет домой, получив письмо от отца. Правда, теперь Бурах-старший не пишет о скорой смерти, а наоборот, говорит, что ему понадобился «помощник».
В поезде через разговоры со странным попутчиком, буквально едущим в гробу, а также пророческие сновидения, игра продолжает обучение и предупреждает о бедах, которые ожидают Город и самого Артемия.
После нескольких сновидений и диалогов путешествие заканчивается, и вот тут-то практически повторяется начало первой части: на Гаруспика без объяснения нападают трое горожан на железнодорожной станции, загадочные вороноголовые Исполнители поясняют ещё несколько механик, а единственной подсказкой остаётся отцовское письмо.
Но уже к этому моменту игра задает совершенно иной стиль. «Мор (Утопия)» начиналась практически как детектив: да, Город с первых же минут выглядел ненормально, а его жители говорили странно, но, по сути дела, игроку не показывали никакой мистики или по-настоящему масштабных событий.
В ремейке же нас сразу сталкивают лицом к лицу с пророческими снами и катастрофическими последствиями неправильных решений.
Конечно, за многие годы «Мор (Утопия)» обрела такую популярность, что в русскоязычном сообществе уже ни для кого не секрет, насколько причудлив Город-на-Горхоне и его жители. Тем не менее, в ремейке акцент смещается с неопределенной загадочности к очевидной мистике.
В дальнейшем эта логика сохраняется. Уже в первый день Гаруспик обретает сверхъестественную силу вызывать из земли корни, которые нужно питать кровью, чтобы собрать целебные травы, а также начинает пить местный галлюциноген, твирин, позволяющий «слышать» голос Города.
Хотя все эти образы присутствовали в оригинальной игре, там не было соответствующих механик, и игрок никогда не был уверен, говорят ли окружающие персонажи буквально или метафорически.
Первый день
Несколько иначе выглядит и сам сюжет. Общая канва такая же, как и раньше: Бурах выясняет, что его отец умер, его самого несправедливо обвиняют в убийстве, он должен скрываться от городских жителей и властей, пытаясь вернуть себе доброе имя.
Но конкретные задания в играх сильно различаются. Фактически, из первой части в ремейк перешёл (и то с изменениями) только один квест — история мальчика Лизы, предавшего свою банду.
Во-первых, сама логика сюжета несколько иная. В оригинальном «Море» каждый из главных героев был тесно связан со своими Приближёнными, особыми жителями города, вокруг которых строилась его история.
У Бураха Приближёнными были многочисленные дети: вожаки двух детских банд, дочь местного богача Ольгимского по прозвищу Капелла, беспризорники Спичка, Мишка и Ласка и другие.
Многие из них фигурировали в заданиях первого дня, позволяя игроку сразу же понять, где он в дальнейшем сможет найти самых важных для него персонажей.
При этом понятие «Приближённые» и их полный список также сообщался сразу, задолго до того, как Бурах встречал всех подопечных.
Во второй части Приближённые к концу первого дня даже не упоминаются. Бурах отправляется за помощью к своим друзьям детства, с которыми проводил время, до того, как уехал учиться. Это ученик его отца Стах Рубин, местный глава преступного мира Гриф и одинокая девушка Лара Равель.
Посещая их дома, игрок получает задания и продвигает сюжет, обзаводится ресурсами и союзниками, исправляет свою репутацию и получает некоторую информацию о происходящем в Городе.
Второе отличие касается динамики сюжета. В первой части Гаруспик начинал в максимально плохом положении — сильно раненый, усталый и уже ставший объектом охоты городских жителей. Но, как часто бывает, дальнейший путь в таких обстоятельствах — только вверх.
На протяжении первого дня Бурах улучшал репутацию, доказывал свою невиновность и проникал в дом отца, чтобы получить своё наследство, как материальное, так и духовное.
Кроме того, игра была подчёркнуто жёсткой: чтобы выполнить все задания, Гаруспик за первый день убивал пятерых человек. Это раскрывало его характер, а также хорошо соответствовало мистической роли его семьи — людей, имеющих право «раскрывать» других, одновременно хирургов, жрецов и мясников.
В новой игре центром сюжета первого дня становится истерия, охватившая напуганных горожан, охотящихся не только за Гаруспиком, но и за другими людьми, которых несправедливо обвиняют в причастности к убийствам.
В «Море» 2005-го, собственно, такая идея также присутствовала. На улицах иногда можно было увидеть горожан, нападающих на женщин. Так разработчики изобразили охоту на ведьм, начавшуюся после того, как в гибели Бураха-старшего обвинили шабнак-адыр, степного духа-оборотня, напоминающего человеческую женщину с костяными ногами.
Теперь эту неуклюжую механику заменяет множество маленьких историй, разворачивающихся в разных частях Города. Где-то группа мужчин стоит над убитой женщиной, где-то городские полицейские пытаются извиниться перед горожанкой, которую они заставили показать ноги, а где-то разъярённая толпа грозится избить до смерти мужчину, принятого за самого Бураха.
При этом основная цель состоит не в том, чтобы доказать свою невиновность, а в том, чтобы дожить до вечера, когда напуганные люди постепенно успокаиваются, а городские власти самостоятельно снимают с Гаруспика все обвинения.
И, в-третьих, изменилась подача сюжета. В первой части игра строилась по стандартной для RPG модели: один главный квест и множество побочных. Но задумкам Ice-Pick Lodge было тесно в такой механике — игрок постоянно получал важную информацию, которая нигде не отмечалась, так как не относилась к конкретному заданию, границы отдельных квестов были контринтуитивны.
В новой игре эту систему заменяют Мысли — идеи, которые посещают главного героя. Мысли могут быть отдельными, как, например, замечания об игровой механике. А могут объединяться в цепочки, которые удлиняются по мере того, как игрок получает новую информацию.
К примеру, воспоминания о каждом из трёх друзей Бураха — это три Мысли, которые развиваются после посещения их домов. Такая механика позволяет зафиксировать каждый сколько-нибудь значимый факт, при этом большие задания отражаются цепочками мыслей, а небольшие, но всё-таки важные события — одной.
А, самое главное, цепочки ветвятся и пересекаются. События, которые вводятся как отдельные факты, могут объединиться в общую цепочку в результате расследования. Например, узнав о шабнак-адыре, Бурах поначалу выделит его в отдельную мысль, но потом найдёт связь между сказками о чудовище и местным криминальным сообществом.
И хотя эта система, по сути, просто другой способ организовать дневник, она хорошо подходит для изображения расследования. Во-первых, она даёт игроку ощущение того, что он сам догадался, как именно поступать и с кем именно поговорить на основании той или иной мысли. А, во-вторых, позволяет наблюдать, как разобщённые факты постепенно складываются в цельную картину.
Говоря об изменениях в игровом процессе, надо упомянуть ещё и то, что хирургические операции теперь оформлены в виде мини-игры. Наряду с умением «вызывать» травы, это позволяет проникнуться исключительностью главного героя. Правда, пока непонятно, будут ли оба этих навыка доступны Бакалавру и Самозванке, или они получат какие-то свои собственные уникальные таланты.
Изменений в механиках предостаточно: например, жажда ограничивает бег и возможности в бою, пить можно прямо из бочек, которые можно найти в городе, боевая система претерпела кардинальные изменения, а взлом дверей теперь оформлен в виде занятной мини-игры. Изготовление лекарственных средств тоже оформлено иначе, но в первый день вам этим заниматься не придётся.
Жители
Но самые большие изменения постигли рядовых обитателей Города. Именно здесь можно наблюдать то, как изменились технологии и подход авторов за прошедшее время. Внешность горожан, как детей, так и взрослых, стала разнообразнее, среди них появились степняки, по улицам города теперь бродят твириновые невесты. Анимация жителей, разумеется, гораздо живее.
Горожане могут рассказать свежую сплетню, поделиться народной мудростью или сообщить о каких-то важных городских событиях. Именно благодаря ним удаётся проникнуться атмосферой паранойи и паники в городе: кто-то предупреждает Гаруспика об охоте на него, другие пересказывают сказки о шабнак-адыр, третьи рассказывают о том, каким замечательным человеком был Бурах-старший, и как теперь важно отыскать убийцу.
Интересной особенностью первой части было наличие несколько параллельных экономик. Деньги не решали все проблемы: пьяницы, у которых можно было выменять бинты, нуждались только в воде, дети — в разных мелочах. В новом «Море» таких систем ещё больше. Например, в игре появилась Лавка Мёртвых Вещей, открывающаяся только по ночам — туда можно сдавать опустевшие ампулы, использованные бинты и прочее ненужное имущество.
А вот большинство центральных персонажей, раньше называвшиеся Приближёнными, не сильно изменились — по крайней мере, те из них, кого Гаруспик встречает в первый день. Разработчики оставили многие фразы, произносимые ими вслух, не сильно поменяли стиль диалогов, сохранили амплуа и внешность.
Впрочем, есть и отличия. Так, Влад Ольгимский, богатейший человек в городе и владелец Боен, показан более жестоким человеком, презирающим собственных работников и их обычаи. В новом «Море» он говорит об этом открыто.
А столичный Бакалавр, один из главных героев первой части, который в обеих играх помогает Гаруспику доказать свою невиновность, превращается в высокомерного сноба. Он бравирует своим знанием латыни в первом же разговоре, подчёркивает собственное интеллектуальное превосходство и несколько раз коверкает фамилию Бураха.
Знаменитый язык первого «Мора» сохраняется и в ремейке. Персонажи оригинальной игры изъяснялись весьма специфично, смешивая литературный и народный стили. Ремейк использует часть старого текста без изменений и неплохо стилизует новый под то, что было раньше.
Правда, некоторые персонажи теперь говорят чуть более прямолинейно, яснее демонстрируя свой характер. Это всё те же Бакалавр и Ольгимский, а также трагики, объясняющие герою те или иные игровые механики.
Единственная вещь, которая режет слух — выкрики противников в бою. В первой части их вообще не было, а теперь они звучат так, как будто пришли в «Мор» из «Сталкера». Хотя фразы в духе: «Эээ, иди сюда» вполне узнаваемы и понятны для любого русскоязычного игрока, они слишком уж контрастируют с тем специфическим, переусложнённым стилем, которым в диалогах говорят не только городские аристократы, но и, например, лидер бандитов Гриф.
Город
Во внешнем облике Города тоже заметны изменения. Общие очертания районов и даже домов напоминают первую часть, но они выглядят иначе, причём не только из-за новых технических возможностей.
Первый «Мор» строился вокруг смешения противоположностей, и это отражалось в том числе во внешности города. Индустриальные строения на фоне твириновой пыли, мосты и железная дорога, тянущаяся через степи — то, на что Гаруспику приходилось постоянно смотреть в первый день.
В новом «Море» таких мест нет. Индустриальная часть вплетена в архитектуру Города органично, из-за чего он выглядит более цельным в визуальном плане, и производит впечатление не столь странного места, как раньше. Хотя, казалось бы, на месте остались и лестницы, устремляющиеся в небо, и степные тотемы.
Кроме того, в первой игре ощущению странности способствовало то, что очень многие фрагменты города, особенно его индустриальные районы, были пусты. Гаруспик часто просто шёл вдоль гигантских ржавых стен, пастбищ или железнодорожных путей, не видя вокруг ничего и никого. Это, с одной стороны, могло надоедать, но, с другой — позволяло проникнуться тягучей и сонной атмосферой Города-на-Горхоне.
В новой игре таких пустых пространств существенно меньше. Да, это не позволяет игроку заскучать, но «симулятор ходьбы», несомненно, был важным элементом старой игры. Кому-то это понравится, кому-то — нет.
А на сокращение путешествий разработчики потратили немало усилий. Например, девочка Мишка, которая в обеих играх рассказывает Гаруспику о нападавших на него людях, больше не живёт в вагончике на отшибе, а сидит вместе с другими детьми в локации поближе. К тому же, появилась возможность бегать — в первой игре её не было.
Кроме того, в городе теперь есть транспорт — паромщики, которые могут быстро перевести персонажа по реке из точки в точку. Конечно, это не fast-travel и расплачиваться с паромщиками нужно специальными монетами, которые ещё надо найти, но всё-таки в новом «Море» всё в городе существенно ближе, чем раньше.
Уже по первому дню видно, что новый «Мор» — это не просто «то же самое, но дороже», а самостоятельное произведение, отражающее развитие индустрии, появление новых механик, популяризацию новых жанров.
В первую очередь, «Мор» стал понятнее, причём на всех уровнях: в игре есть обучение, сверхъестественные элементы более заметны, реплики и отношения героев не столь запутаны. Разумеется, чем дальше идёшь по сюжету, тем больше изменений замечаешь, но сразу становится ясно — это не просто ремейк, но большое переосмысление.
Комментарий недоступен
Я с большим удовольствием буду обсуждать творчество Ice-Pick Lodge, чем вынесу очередную новость про (мудака) Галенкина и "Game of Thrones".
P.S. Ну ладно, несите еще один трейлер Death Stranding)
Зато в твиттере можно интересное найти по тегу pathologic2, например, такое:
Ну это же не "коджимба-гений".
напишите еще одну, никто не запрещает.
Так, когда ждать рецензию от Олега "где мои колеса" Чимде? С логикой сна и со всем, чем мы его любим
Когда (если) у меня заработает игра нормально :) Я надеюсь что-нибудь с этим сделать.