Warhammer в Китае — чем хороша Total War: Three Kingdoms

Это ещё не революция, но шаг в верном направлении.

Warhammer в Китае — чем хороша Total War: Three Kingdoms

За свою долгую историю серия Total War затрагивала множество исторических периодов, от японской Эпохи Воющих Провинций и Древнего Рима до Наполеоновских Войн. Но в 2016-м разработчики пошли на эксперимент, выпустив игру Warhammer: Total War, к которой затем вышел сиквел и несколько DLC.

Игра стала успешной и заслужила высокие оценки критиков. Тем не менее, хардкорные фанаты серии вспоминали времена исторических стратегий и ждали, что студия вернётся к истокам. Наконец, это случилось — 23 мая вышла Total War: Three Kingdoms, посвящённая гражданской войне в Древнем Китае, известной как Эпоха Троецарствия.

Вместо изучения новых технологий, можно проводить реформы, открывающие новые здания и юнитов
Вместо изучения новых технологий, можно проводить реформы, открывающие новые здания и юнитов

В новой игре есть как уникальные механики, так и решения, переходящие из одной части Total War в другую уже много лет. Но если сравнивать Three Kingdoms с предыдущими играми серии, то удивительным образом больше всего она похожа не на Shogun, также посвящённой гражданской войне на Востоке, а на хронологического предшественника — Warhammer: Total War.

Китайская романтика

Базовая система Total War осталась без изменений. Игрок в пошаговом режиме управляет своими землями, собирает армии, договаривается с другими фракциями, организует добычу и торговлю ресурсами. А сражения разворачиваются на тактической карте в режиме реального времени. Но именно тут кроется самое серьёзное отличие игры от других «исторических» частей серии.

Вызов на дуэль
Вызов на дуэль

Как разработчики неоднократно подчёркивали, Three Kingdoms опирается не только и не столько на исторические данные, сколько на роман «Троецарствие», написанный в XIV веке Ло Гуаньчжунем. Это одно из самых влиятельных произведений в китайской культуре, сравнимое по важности с работами Шекспира в англоговорящем мире.

«Троецарствие» основано на реальных событиях 3 века нашей эры, изложенных в китайских хрониках, но это, в первую очередь, художественный текст, автор которого имел определённый творческий замысел, собственные представления о добре и зле, сюжете и композиции. Он ясно указывает, какие Герои заслуживают одобрения, а какие — порицания, подчёркивает значение личных связей и характеров в политических событиях, и романтизирует отдельных лидеров и воителей. Также поступила и Creative Assembly.

Лю Бэй известен даже тем, кто не читал  «Троецарствие» — благодаря серии игр Dynasty Warriors
Лю Бэй известен даже тем, кто не читал  «Троецарствие» — благодаря серии игр Dynasty Warriors

В стандартном режиме игры, который прямо называется «романтическим», Герои, командующие войсками — чрезвычайно сильные юниты. Они принадлежат к разным классам, и «боевые» Герои способны единолично разогнать несколько отрядов противника или даже в одиночку захватить небольшой город. А Герои, чьи навыки основаны на командовании, дают окружающим юнитам серьёзные бонусы. Кроме того, в битве они вызывают друг друга на поединки в лучших традициях фильмов уся.

Те, кто играл в предыдущие «исторические» части серии помнят, что юнит во главе с командиром армии часто был достаточно сильным, но не мог единолично переломить ход крупного сражения. Зато нечто подобное присутствовало в играх по Warhammer, хотя даже там способности командующего уступали тому, насколько могущественны Герои в Three Kingdoms.

В поединке Героев обычные войска не участвуют
В поединке Героев обычные войска не участвуют

Разработчики заявляли — «романтический» режим можно отключить, заменив «классическим», в духе остальных частей серии. Но в их боевой системе нет никакой другой яркой фишки. Сражения сделаны неплохо, но без Героев они выглядят как «среднее арифметическое» всего, что было в Total War за долгую историю.

Отражая то, что мы видим в игре — гражданская война внутри некогда единой страны — разработчики сделали набор войск и, соответственно, тактику боя большинства фракций схожей. Тут нет разнообразия юнитов в духе Medieval или Rome. И хотя это выглядит логично и правдоподобно, без Героев одинаковые армии копейщиков, всадников и стрелков не так уж интересны.

Как и в предыдущих частях, битву можно поручить искусственному интеллекту. Правда, тогда стоит готовиться к большим потерям со своей стороны
Как и в предыдущих частях, битву можно поручить искусственному интеллекту. Правда, тогда стоит готовиться к большим потерям со своей стороны

Герои меча и веера

Конечно, какие-то различия в плане доступных юнитов есть. Каждая фракция имеет несколько уникальных типов солдат. Проводя Реформы — местный аналог исследования новых технологий, игрок открывает ещё больше дополнительных отрядов, например, осадные орудия. Наконец, каждый класс Героев также открывает собственный тип отрядов.

Ещё одно отличие Three Kingdoms — войска тут пополняются не в городе, а в самой армии. Эта система, кстати, активно использовалась в Warhammer: Total War, где целый ряд фракций вообще не имел городов, хотя опробовали её ещё раньше, в Total War: Attila.

В армию входит до трёх командующих, каждый из которых может нанимать собственные уникальные отряды
В армию входит до трёх командующих, каждый из которых может нанимать собственные уникальные отряды

Но в Three Kingdoms сбор солдат вокруг Героя, а не города — не частность, а центральная механика, подчёркивающая, что игра, вслед за книгой, строится вокруг персонажей, а не наций. И это видно не только в правилах пополнения армий.

Для начала, каждая сторона в игре — не страна и не клан, а один из персонажей «Троецарствия» или хроник того времени. Его характер раскрывается через уникальные механики, подталкивающие к различным стилям игры. Зловещий тиран Дун Чжо имеет показатель «запугивания», обеспечивающий лояльность приближённых; милосердный и справедливый Лю Бэй — «единства», повышающего производительность крестьян, и так далее.

Хотя в роликах Дун Чжо выглядит главным противником в игре, он редко переживает 20-й ход
Хотя в роликах Дун Чжо выглядит главным противником в игре, он редко переживает 20-й ход

У каждого такого персонажа есть двор — набор служащих ему Героев. Часть выступает в качестве командующих, но у Героев есть и другие функции. Они руководят отдельными провинциями, занимают должности, дающие бонусы всей фракции в целом, исполняют поручения, дающие кратковременные преимущества.

Также у каждого Героя есть собственные черты, параметры и даже небольшой инвентарь. А главное — у них есть отношения друг с другом, определяющиеся случайными событиями, сходством характеров и другими факторами, в частности, желанием отомстить за убитых друзей.

Успешному правителю служат десятки Героев
Успешному правителю служат десятки Героев

Игроку рекомендуют следить за этими отношениями: недовольный своим сюзереном персонаж может дезертировать. И хотя Three Kingdoms далеко до хитросплетений Crusader Kings II, игра очевидно продвинулась именно в этом направлении, заменив абстрактную лояльность фракции сложной «социальной сетью», объединяющей всех персонажей в игре.

Наконец, в Three Kingdoms впервые за историю серии появилась система шпионажа, также завязанная на Героях. Отправленный с соответствующим заданием персонаж перейдёт на службу к другому сюзерену, став его полководцем или чиновником, и параллельно исполняя поручения игрока.

Warhammer в Китае — чем хороша Total War: Three Kingdoms

Выявить предателя трудно — пока он следит за значениями соответствующих параметров, шпион не попадётся. Поэтому одним из средств защиты служит «проверка резюме» при найме: каждый из Героев обладает списком предыдущих сюзеренов, и иногда стоит пропустить того, кто раньше служил вашему заклятому врагу. С другой стороны, иногда шпионы предают свою первоначальную фракцию и становятся двойными агентами, шпионя на обоих хозяев.

Фокус на Героев заставил Creative Assembly серьёзно усложнить и систему дипломатии. В новой игре появились коалиции, союзы, включающие несколько участников, есть возможность вассализировать слабые фракции и поддерживать чужих вассалов в стремлении к независимости, заключать династические браки. Некоторым фракциям дали уникальные дипломатические механики — так, Цао Цао, условный главный антагонист «Троецарствия», разжигает войны между другими фракциями, в которых сам не участвует.

Warhammer в Китае — чем хороша Total War: Three Kingdoms

Выбери свою историю

Ещё одна особенность игры — наличие в ней сюжета, опять же, заимствованного из книг и хроник. Игрок не просто получает глобальную цель в начале игры, а должен последовательно выполнять задачи, продвигающие его по истории персонажа, за которого он играет.

В сильно упрощённом виде эта механика была ещё в Rome II, где действовала система глав, но там она определяла, скорее, «в какую сторону воевать»: так, для римских фракций поощрялся захват территорий в том порядке, в котором это происходило исторически.

На экране загрузки перед битвой участвующие в ней полководцы переругиваются друг с другом
На экране загрузки перед битвой участвующие в ней полководцы переругиваются друг с другом

В Three Kingdoms задачи более частные: например, заключить союз с конкретным персонажем или уничтожить конкретную фракцию. Эта система, опять же, появилась в Warhammer. Но в новой игре сюжет ещё и ветвится: игрок волен следовать событиям «Троецарствия», или пытаться действовать иначе. Впрочем, конец у истории всегда один — побеждает тот, кто становится императором Китая.

Сила в земле

Система отношений, сюжет и шпионаж — самые яркие особенности новой игры, не считая «романтических» боёв. Но именно поэтому они и заслуживают критики. Следить за склоками генералов и чиновников интересно, но, в конечном итоге, определяют они не так уж много.

За 30 часов, что я играл в Three Kingdoms, шпионы ни разу не создали мне серьёзных проблем. А недовольных военачальников и чиновников можно задобрить повышением жалованья или заменить, благо в игре постоянно есть персонажи, ищущие работу.

Warhammer в Китае — чем хороша Total War: Three Kingdoms

Конечно, есть риск, что новые Герои окажутся хуже предыдущих, но разрыв недостаточно велик. Бонус к экономике, который даёт хороший управленец, не сопоставим с бонусом, который игрок получает, захватив несколько городов. А в армии проще всего сделать ставку на главного Героя и перестать беспокоиться о предателях. Так игра превращается в привычный Total War, где главное — бесконечно захватывать новые территории.

Об это же «ломается» сюжет. В Three Kingdoms легче накопить столько сил, чтобы к вам выстраивалась очередь из потенциальных союзников, в которую входил бы «тот самый» желанный родственник Героя, подружиться с которым нужно по заданию, чем задабривать его лично. Из-за этого атмосфера политической драмы, которую Three Kingdoms пытаются создавать, и которая иногда удаётся у Crusader Kings, быстро уступает место прагматическому расчёту.

У каждого Героя есть оружие, доспехи, конь, сопровождающий его человек и какая-то ценность
У каждого Героя есть оружие, доспехи, конь, сопровождающий его человек и какая-то ценность

Имена — враг единого Китая

Ещё одна довольно глупая проблема — имена. Все стороны в игре называются по именам их лидеров, взятых из хроник. А реальные имена часто не разнообразны, особенно в Китае. Например, один из игровых персонажей — разбойница Zheng Jiang, к северу от владений которой в самом начале игры располагаются земли персонажа Zhang Yan, а к югу — Zhang Yang. Наличие у каждого из них уникальной модельки помогает, но не сильно.

А фракций в игре много, причём они постоянно меняют названия — после смерти лидера его сменяет наследник, и если у них совпадает хотя бы часть имени, то вам крупно повезло. Так отдельные группы сливаются в сплошную массу имён, из которых запоминаются только ключевых для вас лично персонажи. Порой трудно понять, что вообще происходит, кто кому объявил войну, и почему какой-то конкретный персонаж считает себя вашим врагом.

Warhammer в Китае — чем хороша Total War: Three Kingdoms

Это дополняется тем, что интерфейс в игре, особенно на экране дипломатии, организован хаотично. Важные кнопки и информация запрятаны по углам или вообще доступны только в несколько кликов. Само по себе это не стало бы проблемой, если бы игра не пыталась охватить такое количество разных систем: и сложную дипломатию, и шпионаж, и лояльность полководцев, и развитие городов, и торговлю. Даже имея опыт игры во все до единой части Total War, я разбирался в управлении довольно долго.

Впрочем, технически игра сделана хорошо. Графика в Three Kingdoms не такая стильная, как была в Shogun, но всё равно красивая, и некоторые сражения разворачиваются на фоне потрясающих пейзажей. Анимация дуэлей разнообразная. Да и интерфейс, после того, как в нём разбираешься, в основном удобен. Главное — понять, куда нужно смотреть.

Warhammer в Китае — чем хороша Total War: Three Kingdoms

На первый взгляд, новая часть Total War — один из самых смелых экспериментов Creative Assembly, серьёзно отличающийся от стандартных игр серии. К несчастью, многие его инновации на деле легко игнорировать и играть в «старый добрый» Total War, изредка отвлекаясь на забавные особенности персонажей и их отношения.

Разобравшись в интерфейсе и запомнив множество имён, понимаешь — революции не случилось. Но это всё равно шаг в правильном направлении по сравнению с предыдущими «историческими» частями серии, удачно использующий те решения, на которую разработчиков натолкнула работа в жанре фэнтези.

Warhammer в Китае — чем хороша Total War: Three Kingdoms

В конце концов, Total War никогда не гналась за глубоким реализмом. В этой серии всегда было много от исторических картин. Shogun вдохновлялась самурайской эстетикой в духе Куросавы, Rome — фильмами жанра пеплум, Medieval — костюмными фильмами про Средние века. Three Kingdoms верна этой традиции, отличаясь только тем, что разработчики прямо сказали: вы играете за героев художественного произведения, а не исторического трактата.

8080
27 комментариев