Игры Леонид Мойжес
5811

Warhammer в Китае — чем хороша Total War: Three Kingdoms

Это ещё не революция, но шаг в верном направлении.

В закладки
Аудио

За свою долгую историю серия Total War затрагивала множество исторических периодов, от японской Эпохи Воющих Провинций и Древнего Рима до Наполеоновских Войн. Но в 2016-м разработчики пошли на эксперимент, выпустив игру Warhammer: Total War, к которой затем вышел сиквел и несколько DLC.

Игра стала успешной и заслужила высокие оценки критиков. Тем не менее, хардкорные фанаты серии вспоминали времена исторических стратегий и ждали, что студия вернётся к истокам. Наконец, это случилось — 23 мая вышла Total War: Three Kingdoms, посвящённая гражданской войне в Древнем Китае, известной как Эпоха Троецарствия.

Вместо изучения новых технологий, можно проводить реформы, открывающие новые здания и юнитов

В новой игре есть как уникальные механики, так и решения, переходящие из одной части Total War в другую уже много лет. Но если сравнивать Three Kingdoms с предыдущими играми серии, то удивительным образом больше всего она похожа не на Shogun, также посвящённой гражданской войне на Востоке, а на хронологического предшественника — Warhammer: Total War.

Китайская романтика

Базовая система Total War осталась без изменений. Игрок в пошаговом режиме управляет своими землями, собирает армии, договаривается с другими фракциями, организует добычу и торговлю ресурсами. А сражения разворачиваются на тактической карте в режиме реального времени. Но именно тут кроется самое серьёзное отличие игры от других «исторических» частей серии.

Вызов на дуэль

Как разработчики неоднократно подчёркивали, Three Kingdoms опирается не только и не столько на исторические данные, сколько на роман «Троецарствие», написанный в XIV веке Ло Гуаньчжунем. Это одно из самых влиятельных произведений в китайской культуре, сравнимое по важности с работами Шекспира в англоговорящем мире.

«Троецарствие» основано на реальных событиях 3 века нашей эры, изложенных в китайских хрониках, но это, в первую очередь, художественный текст, автор которого имел определённый творческий замысел, собственные представления о добре и зле, сюжете и композиции. Он ясно указывает, какие Герои заслуживают одобрения, а какие — порицания, подчёркивает значение личных связей и характеров в политических событиях, и романтизирует отдельных лидеров и воителей. Также поступила и Creative Assembly.

Лю Бэй известен даже тем, кто не читал  «Троецарствие» — благодаря серии игр Dynasty Warriors

В стандартном режиме игры, который прямо называется «романтическим», Герои, командующие войсками — чрезвычайно сильные юниты. Они принадлежат к разным классам, и «боевые» Герои способны единолично разогнать несколько отрядов противника или даже в одиночку захватить небольшой город. А Герои, чьи навыки основаны на командовании, дают окружающим юнитам серьёзные бонусы. Кроме того, в битве они вызывают друг друга на поединки в лучших традициях фильмов уся.

Те, кто играл в предыдущие «исторические» части серии помнят, что юнит во главе с командиром армии часто был достаточно сильным, но не мог единолично переломить ход крупного сражения. Зато нечто подобное присутствовало в играх по Warhammer, хотя даже там способности командующего уступали тому, насколько могущественны Герои в Three Kingdoms.

В поединке Героев обычные войска не участвуют

Разработчики заявляли — «романтический» режим можно отключить, заменив «классическим», в духе остальных частей серии. Но в их боевой системе нет никакой другой яркой фишки. Сражения сделаны неплохо, но без Героев они выглядят как «среднее арифметическое» всего, что было в Total War за долгую историю.

Отражая то, что мы видим в игре — гражданская война внутри некогда единой страны — разработчики сделали набор войск и, соответственно, тактику боя большинства фракций схожей. Тут нет разнообразия юнитов в духе Medieval или Rome. И хотя это выглядит логично и правдоподобно, без Героев одинаковые армии копейщиков, всадников и стрелков не так уж интересны.

Как и в предыдущих частях, битву можно поручить искусственному интеллекту. Правда, тогда стоит готовиться к большим потерям со своей стороны

Герои меча и веера

Конечно, какие-то различия в плане доступных юнитов есть. Каждая фракция имеет несколько уникальных типов солдат. Проводя Реформы — местный аналог исследования новых технологий, игрок открывает ещё больше дополнительных отрядов, например, осадные орудия. Наконец, каждый класс Героев также открывает собственный тип отрядов.

Ещё одно отличие Three Kingdoms — войска тут пополняются не в городе, а в самой армии. Эта система, кстати, активно использовалась в Warhammer: Total War, где целый ряд фракций вообще не имел городов, хотя опробовали её ещё раньше, в Total War: Attila.

В армию входит до трёх командующих, каждый из которых может нанимать собственные уникальные отряды

Но в Three Kingdoms сбор солдат вокруг Героя, а не города — не частность, а центральная механика, подчёркивающая, что игра, вслед за книгой, строится вокруг персонажей, а не наций. И это видно не только в правилах пополнения армий.

Для начала, каждая сторона в игре — не страна и не клан, а один из персонажей «Троецарствия» или хроник того времени. Его характер раскрывается через уникальные механики, подталкивающие к различным стилям игры. Зловещий тиран Дун Чжо имеет показатель «запугивания», обеспечивающий лояльность приближённых; милосердный и справедливый Лю Бэй — «единства», повышающего производительность крестьян, и так далее.

Хотя в роликах Дун Чжо выглядит главным противником в игре, он редко переживает 20-й ход

У каждого такого персонажа есть двор — набор служащих ему Героев. Часть выступает в качестве командующих, но у Героев есть и другие функции. Они руководят отдельными провинциями, занимают должности, дающие бонусы всей фракции в целом, исполняют поручения, дающие кратковременные преимущества.

Также у каждого Героя есть собственные черты, параметры и даже небольшой инвентарь. А главное — у них есть отношения друг с другом, определяющиеся случайными событиями, сходством характеров и другими факторами, в частности, желанием отомстить за убитых друзей.

Успешному правителю служат десятки Героев

Игроку рекомендуют следить за этими отношениями: недовольный своим сюзереном персонаж может дезертировать. И хотя Three Kingdoms далеко до хитросплетений Crusader Kings II, игра очевидно продвинулась именно в этом направлении, заменив абстрактную лояльность фракции сложной «социальной сетью», объединяющей всех персонажей в игре.

Наконец, в Three Kingdoms впервые за историю серии появилась система шпионажа, также завязанная на Героях. Отправленный с соответствующим заданием персонаж перейдёт на службу к другому сюзерену, став его полководцем или чиновником, и параллельно исполняя поручения игрока.

Выявить предателя трудно — пока он следит за значениями соответствующих параметров, шпион не попадётся. Поэтому одним из средств защиты служит «проверка резюме» при найме: каждый из Героев обладает списком предыдущих сюзеренов, и иногда стоит пропустить того, кто раньше служил вашему заклятому врагу. С другой стороны, иногда шпионы предают свою первоначальную фракцию и становятся двойными агентами, шпионя на обоих хозяев.

Фокус на Героев заставил Creative Assembly серьёзно усложнить и систему дипломатии. В новой игре появились коалиции, союзы, включающие несколько участников, есть возможность вассализировать слабые фракции и поддерживать чужих вассалов в стремлении к независимости, заключать династические браки. Некоторым фракциям дали уникальные дипломатические механики — так, Цао Цао, условный главный антагонист «Троецарствия», разжигает войны между другими фракциями, в которых сам не участвует.

Выбери свою историю

Ещё одна особенность игры — наличие в ней сюжета, опять же, заимствованного из книг и хроник. Игрок не просто получает глобальную цель в начале игры, а должен последовательно выполнять задачи, продвигающие его по истории персонажа, за которого он играет.

В сильно упрощённом виде эта механика была ещё в Rome II, где действовала система глав, но там она определяла, скорее, «в какую сторону воевать»: так, для римских фракций поощрялся захват территорий в том порядке, в котором это происходило исторически.

На экране загрузки перед битвой участвующие в ней полководцы переругиваются друг с другом

В Three Kingdoms задачи более частные: например, заключить союз с конкретным персонажем или уничтожить конкретную фракцию. Эта система, опять же, появилась в Warhammer. Но в новой игре сюжет ещё и ветвится: игрок волен следовать событиям «Троецарствия», или пытаться действовать иначе. Впрочем, конец у истории всегда один — побеждает тот, кто становится императором Китая.

Сила в земле

Система отношений, сюжет и шпионаж — самые яркие особенности новой игры, не считая «романтических» боёв. Но именно поэтому они и заслуживают критики. Следить за склоками генералов и чиновников интересно, но, в конечном итоге, определяют они не так уж много.

За 30 часов, что я играл в Three Kingdoms, шпионы ни разу не создали мне серьёзных проблем. А недовольных военачальников и чиновников можно задобрить повышением жалованья или заменить, благо в игре постоянно есть персонажи, ищущие работу.

Конечно, есть риск, что новые Герои окажутся хуже предыдущих, но разрыв недостаточно велик. Бонус к экономике, который даёт хороший управленец, не сопоставим с бонусом, который игрок получает, захватив несколько городов. А в армии проще всего сделать ставку на главного Героя и перестать беспокоиться о предателях. Так игра превращается в привычный Total War, где главное — бесконечно захватывать новые территории.

Об это же «ломается» сюжет. В Three Kingdoms легче накопить столько сил, чтобы к вам выстраивалась очередь из потенциальных союзников, в которую входил бы «тот самый» желанный родственник Героя, подружиться с которым нужно по заданию, чем задабривать его лично. Из-за этого атмосфера политической драмы, которую Three Kingdoms пытаются создавать, и которая иногда удаётся у Crusader Kings, быстро уступает место прагматическому расчёту.

У каждого Героя есть оружие, доспехи, конь, сопровождающий его человек и какая-то ценность

Имена — враг единого Китая

Ещё одна довольно глупая проблема — имена. Все стороны в игре называются по именам их лидеров, взятых из хроник. А реальные имена часто не разнообразны, особенно в Китае. Например, один из игровых персонажей — разбойница Zheng Jiang, к северу от владений которой в самом начале игры располагаются земли персонажа Zhang Yan, а к югу — Zhang Yang. Наличие у каждого из них уникальной модельки помогает, но не сильно.

А фракций в игре много, причём они постоянно меняют названия — после смерти лидера его сменяет наследник, и если у них совпадает хотя бы часть имени, то вам крупно повезло. Так отдельные группы сливаются в сплошную массу имён, из которых запоминаются только ключевых для вас лично персонажи. Порой трудно понять, что вообще происходит, кто кому объявил войну, и почему какой-то конкретный персонаж считает себя вашим врагом.

Это дополняется тем, что интерфейс в игре, особенно на экране дипломатии, организован хаотично. Важные кнопки и информация запрятаны по углам или вообще доступны только в несколько кликов. Само по себе это не стало бы проблемой, если бы игра не пыталась охватить такое количество разных систем: и сложную дипломатию, и шпионаж, и лояльность полководцев, и развитие городов, и торговлю. Даже имея опыт игры во все до единой части Total War, я разбирался в управлении довольно долго.

Впрочем, технически игра сделана хорошо. Графика в Three Kingdoms не такая стильная, как была в Shogun, но всё равно красивая, и некоторые сражения разворачиваются на фоне потрясающих пейзажей. Анимация дуэлей разнообразная. Да и интерфейс, после того, как в нём разбираешься, в основном удобен. Главное — понять, куда нужно смотреть.

На первый взгляд, новая часть Total War — один из самых смелых экспериментов Creative Assembly, серьёзно отличающийся от стандартных игр серии. К несчастью, многие его инновации на деле легко игнорировать и играть в «старый добрый» Total War, изредка отвлекаясь на забавные особенности персонажей и их отношения.

Разобравшись в интерфейсе и запомнив множество имён, понимаешь — революции не случилось. Но это всё равно шаг в правильном направлении по сравнению с предыдущими «историческими» частями серии, удачно использующий те решения, на которую разработчиков натолкнула работа в жанре фэнтези.

В конце концов, Total War никогда не гналась за глубоким реализмом. В этой серии всегда было много от исторических картин. Shogun вдохновлялась самурайской эстетикой в духе Куросавы, Rome — фильмами жанра пеплум, Medieval — костюмными фильмами про Средние века. Three Kingdoms верна этой традиции, отличаясь только тем, что разработчики прямо сказали: вы играете за героев художественного произведения, а не исторического трактата.

#threekingdoms #totalwar #обзоры #лонг #мнения

{ "author_name": "Леонид Мойжес", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043b\u043e\u043d\u0433","totalwar","threekingdoms","long"], "comments": 27, "likes": 79, "favorites": 44, "is_advertisement": false, "subsite_label": "games", "id": 53224, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 06 Jun 2019 14:57:31 +0300" }
{ "id": 53224, "author_id": 14957, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/53224\/get","add":"\/comments\/53224\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/53224"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64953, "last_count_and_date": null }
27 комментариев

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
10

Расскажу, почему TK не заменит мне TW:Attila. Сразу отмечу - игра мне понравилась, первые несколько дней играл не отрываясь. Просто ругать за недостатки все равно интереснее, чем хвалить за достоинства (благо, нахваливатетей у этой игры и так хватает).

- Ростеры. Ростеры никогда не меняются. В TK вы никогда не встретите разнообразных врагов. С кем бы вы не воевали, это всегда будут одинаковые копейщики, мечники и лучники. Да, есть там пара уникальных отрядов на фракцию, но кардинальных отличий в стиле Римская Империя vs Гунны вы не найдете. Представьте, что в TW: Warhammer все играют за Империю, и гоняют толпы одинаковых алебардистов - вот примерно то же самое в TK. Даже наемников нет, чтобы разнообразить ростер. Хорошо, хоть Желтым тюрбанам сделали уникальный набор юнитов, но играть за них - так еще боль в заднице.
- География. В отличии от Японии и Европы, территория Китая - это просто большой , изрезанный горами, массив земли. И один кусок этого массива от другого отличается минимально. Часто, без максимального отдаления камеры вообще невозможно понять, на что вы сейчас смотрите. При захвате новых земель у вас практически никогда не будет чего-то в стиле старых TW - "Я контролирую Сикоку" или "Я захватил Британию". В TK это обычно "я захватил очередной но-нейм город в неизвестной местности".
- Штурм городов. Это, конечно, не такой позор, как в Warhammer 1, но все равно даже близко не сравнимо с Сегуном, Атиллой или даже с Thrones of Britain. Все города в TK - одинаковые коробки, в стиле "ребенок построил замок из кубиков". Захватывать их скучно, оборонять - больно. Штурм деревень еще хуже.
- Нет морских боев. Да, они почти всегда были хреновыми, но борьба за доминирование на море, морские блокады и десант с бомбардировкой городов кораблями все равно был большим куском активностей, которые разнообразили геймплей.

Ответить
1

в принципе касательно Тотал Вар такие отзывы пишут начиная с 2002 года. "Расскажу, почему "Новая TW" не заменит мне "Предыдущий TW".

Ответить
0

Да вот Атилла - не предыдущий. И не пред-предыдущий.

Ответить
0

По морским боям вообще странно, ибо в то время бои такие были, пускай и только на юге(насколько я помню), но всё же. Никак они не могут это реализовать..

Ответить
0

Ну, если бы они хотя бы карту укрупнили, чтобы реки стали шире, то можно было бы на воде повоевать. А так 90% территории просто не имеет выхода к морю.

Ответить
1

Всё еще муражки от этого видео: https://www.youtube.com/watch?v=4TrbAUrD78A
Не по теме, но китайцы там ворвались

Ответить
–4

Минус за оффтоп.

Ответить
2

Да, я знал, что ты придёшь. Приму я кару от тебя с честью. Но видосик правда клевый :3

Ответить
1

А если по теме, то вот ролик про Лю Бея.
Вкратце, он был неким народным героем в период троецарствия. И даже когда Цао Цао(хмурый враждебный дядька в видосе) пришел его разбивать, Беевские крестьяне не перешли к Цао Цао, а оставили свои дома и оступили вместе с Лю Беем. И Лю Бей прикрывал их уход. Но это очень грубо говоря.
https://youtu.be/4UhSsPhIpqM

Ответить
0

По теме, но не так клево :(

Ответить
0

Не ну пререндер всегда будет лучше движкового ролика:)

Ответить
3

Это редакционная статья? Тогда тем более странно видеть орфографические ошибки

Ответить
3

Рекомендую перед игрой просмотреть обе части фильма Битва у Красной Скалы. Многих персонажей узнаете поближе. И в целом вдохновляющее и очень качественное кино для расширения ощущений от игры

Ответить
0

Не знаток истории Китая и Троецарствие не читал, но в фильме все строго разделены на черное и белое, что в истории встречалось крайне редко. В реальности +- все так же было?

Ответить
0

ну фильм снимался для потребления на внутреннем рынке прежде всего. + Китайцы свою историю очень любят. Но я не эксперт, не могу прокомментировать точнее.

Ответить
0

+Ростислав Баруков Фильм не очень. Куча денег вбухана в эти совсем нереалестичные бои, очень тяжело что-то чувствовать кроме фейспалма, когда это смотришь.

Ответить
1

++ Игруха получилась на удивление отличной, но ИМХО луки имба лютая

Ответить
2

А требушеты ещё большая имба. Комп, конечно пытается конницей до них добежать,но вот от снарядов войска рассредотачивать не умеет.

Ответить
0

А есть такие же маштабные военные игры, но чтобы бои тоже были пошаговыми?
НЕ цива, где армия отображается как один огромный солдатик
и НЕ игры парадокс, которые схематичны

Чтоб прям была красивая карта, армия с кучей юнитов, но драться нужно пошагово, как в икс коме?

Ответить

Комментарий удален

1

Консольный Romance of the Three Kingdoms.

Ответить
0

Я думал он как тотал вар, дипломатия пошаговая, а бои реал-тайм

Спасибо!

Ответить
0

Ребят, а как в целом наполеоновская TW?

Ответить
2

После кривой Empire TW мне в свое время люто заходила. Если начать сейчас играть - хз, но, теоретически, может быть норм.

Ответить
2

Отличная! Особенно если любите эпоху и антураж. На мой взгляд, лучшая игра серии (вместе с Empire). Огнестрельное оружие вносит большое разнообразие в игровой процесс.

Ответить
0

Есть и другие вещи, которые хочется поругать.

Ответить
0

Переключение режимов у войск, вот что стоит поругать. Когда добрался до противника но не можешь напасть, забыл переключить войско с марша - идея хорошая, реализация кошмар.

Ответить
0

Ну это у них уже в нескольких последних играх (что, конечно, только подчёркивает, как давно они должны были это исправить).

Ответить
0

Прямой эфир

{ "remaining": "WzAsMSwyLDMsNCw1LDYsNyw4LDld" } [ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Новая игра Ubisoft на релизе выглядит
точно так же, как и на E3
Подписаться на push-уведомления