Небо и космос едины: Outer Wilds как одна из лучших игр про первооткрывателей
Что получится, если смешать No Man's Sky и Return of the Obra Dinn.
Outer Wilds — дебютный проект студии Mobius Digital, основанной японским актёром Маси Ока (он, в частности, известен по роли Хиро Накамуры в сериале «Герои»). Игра вышла ещё 29 мая, но из-за шумихи вокруг E3 журналисты заметили её не сразу — зато сейчас она собирает очень тёплые отзывы и уже претендует на звание одной из главных инди-игр года.
Несмотря на неудачное время для релиза, Outer Wilds рано или поздно была обречена на успех: она как никакая другая игра точно передаёт опыт первооткрывателя.
Mobius Digital выстроила все аспекты игры так, чтобы пользователь постоянно испытывал одно конкретное ощущение — радость открытия. На это заточены все системы Outer Wilds: начиная с интерфейса и геймплея и заканчивая нарративом. Несмотря на относительно скромный масштаб, ни одна другая игра не вызывает такого сильного трепета перед неизвестным (прости, No Man's Sky). Разбираемся, как разработчикам удалось добиться такого эффекта.
День сурка
В основе Outer Wilds — аркадный космосим, на который наслоено так много механик, что отнести игру к какому-то одному жанру очень трудно: это и головоломка, и симулятор ходьбы, и ещё бог знает что.
Мы играем за новоиспечённого космического исследователя — вот-вот должен состояться его первый вылет. Он инопланетянин из расы хартиан — они любят играть на банджо и сидеть у костра, и вообще повадками напоминают стереотипных американских дровосеков.
Игрока отправляют в путь, дав лишь пару размытых подсказок: вот тебе корабль, вот небольшая звёздная система (никакой процедурной генерации, все планеты сделаны вручную) — лети куда хочешь.
Сначала этого не понимаешь, но на самом деле у Outer Wilds строго структурированный нарратив — просто исследовать игру можно начать с разных концов.
С этим помогает бортовой компьютер на корабле игрока: он выступает этаким аналогом журнала из ролевых игр. В него заносятся все ваши открытия: будь то странные письмена в руинах на Луне или таинственный радиосигнал давно пропавшего путешественника.
Любая находка помогает лучше понять происходящее, а заодно так или иначе указывает в направлении следующего открытия. Клубок улик можно распутывать в любом порядке — рано или поздно придёшь к разгадке. Чувствуешь себя при этом вот так:
Всё дело в том, что сюжетом движет одна большая загадка: главный герой, заглянув в глаза древней статуи погибшей расы инопланетян, перестал умирать — гибель возвращает его в начало игры. Но и это не всё: через 20 минут после старта приключения взрывается солнце и уничтожает всю систему, снова возвращая игрока к начальной точке.
Герой застрял во временной петле — из цикла в цикл переносится только информация на бортовом компьютере. Естественно, ему почти никто не верит — гибель солнца ничто не сулит. Игроку нужно разобраться, что происходит, и попытаться любой ценой это остановить.
Похожая механика была в The Legend of Zelda: Majora's Mask — там Линк тоже застрял во временной петле, завершавшейся гибелью мира. В «Зельде» много событий было привязано к конкретному времени — если не успел, то придётся возвращаться в начало цикла. В Outer Wilds такое тоже есть, но в значительно меньшем количестве — большую часть «улик» можно найти когда угодно.
Даже если не успеваешь куда-то, не страшно — обычно, у игрока много зацепок, так что всегда есть куда пойти.
Исследовать космос в Outer Wilds нужно не только ради удовольствия от созерцания, как в No Man's Sky — тут каждое открытие имеет какой-то смысл и так или иначе подводит к развязке. Поэтому от медитативного геймплея не устаёшь: игра не пытается развлекать просто исследованием космоса — она рассказывает историю.
Тайны космоса
А ещё Outer Wilds постоянно переворачивает правила игры с ног на голову, напоминая, что космос намного опаснее и сложнее, чем нам кажется — стоит только выйти из зоны комфорта родной планеты.
Бдительность игрока умело усыпляют — стартовая планета, Камелёк, напоминает Землю и ничего необычного на ней не происходит: повсюду лишь сосны, да зелёные луга. Но стоит её покинуть, быстро понимаешь — несмотря на дружелюбный фасад Outer Wilds, столкновения с неизвестным в ней бывают по-настоящему жуткими — некоторые сегменты игры иначе как хоррором не назовёшь.
Местами игра напоминает Antichamber — шутер-головоломку, в котором постоянно искажались законы физики и перспективы. Самые яркие твисты Outer Wilds не хочется спойлерить, но о паре незначительных сюрпризов я всё же расскажу — чтобы было понятнее, о чём речь.
К примеру, в центре одной из планет оказывается портал в загадочное измерение — пространство в нём затянуто густым туманом, а все сигналы на радарах удваиваются. Если выйти из корабля и отойти, довольно быстро теряешь судно из вида — ориентироваться приходится по приборам. Но приборы показывают сразу два корабля, причём в разных местах — учиться навигации в этом месте придётся заново.
А на другой планете вас может прикончить невидимая для глаз «призрачная материя» — увидеть её можно лишь на фотографиях. Поэтому приходится на каждом шагу фотографировать местность — иначе погибнешь.
Учиться выживать в мире Outer Wilds приходится самому — никто вам не объяснит, как обходить космические аномалии. Всё дело в том, что космос по сюжету игры ещё плохо изучен, игрок находится на передовой открытий. Поэтому постоянно чувствуешь себя персонажем «Звёздного пути» — на каждой планете ждёт столкновение с неизвестным.
Важнейший инструмент для познания космоса — смерть. Зачастую только погибнув, начинаешь понимать, как работает та или иная механика. Но смерть в Outer Wilds не воспринимается как наказание — умирать тут весело, потому гибель героя очень часто провоцируешь сам вопросом «а что если?».
Спасительная техника
В Outer Wilds большой акцент сделан на взаимодействии героя с исследовательским оборудованием: в него входят космический корабль, скафандр и различные детекторы.
Для начала, эффективно пользоваться техникой нужно научиться — например, управлять кораблём в Outer Wilds довольно непросто. Для удачного маневрирования и посадки придётся понять, как гасить инерцию и учитывать разную гравитацию планет. При этом корабль очень легко разбить — в Outer Wilds модульная модель повреждения: если повредить корпус, отключится искусственная гравитация или посадочная камера — всего сломать можно семь различных систем.
В случае поломки, придётся надевать скафандр, вылезать из корабля и чинить деталь вручную — в игре очень большой акцент на тактильном взаимодействии с техникой.
То же самое касается скафандра: если неосторожно врезаться и разбить стекло шлема, случится разгерметизация, за которой последует мгновенная гибель. Более мелкие повреждения можно залатать — например, в случае если проколол скафандр чем-то острым.
С детекторами тоже не всё так просто: один из них, к примеру, позволяет выпускать зонд-разведчик с камерой — грамотно пользоваться им получится не сразу. Сначала непонятно, зачем он вообще нужен, но со временем зонд станет вашим незаменимым спутником — просто это понимание придёт с опытом.
Из-за того, что в игре часто приходится полагаться на разную технику, чувствуешь себя профессиональным космическим исследователем — все инструменты, включая компьютерный переводчик и радиодетектор, рано или поздно вам пригодятся. Ключ к решению многих головоломок кроется в необходимости вовремя понять, какой гаджет вам может помочь — у многих девайсов найдутся довольно нетривиальные способы применения.
Постепенно из зелёного новичка превращаешься в опытного исследователя — Outer Wilds не ведёт игрока за руку и позволяет ему самостоятельно проделать этот путь.
Outer Wilds как никакая игра заставляет почувствовать себя космическим первопроходцем — для этого разработчики создали целую звёздную систему, полную тайн и загадок.
Многие элементы Outer Wilds будут покажутся знакомыми по другим играм, но в совокупности они оказываются большим, чем просто сумма слагаемых — даже после всех апдейтов No Man's Sky со всей своей огромной процедурно-сгенерированной вселенной не дарит такого трепета перед неизвестным, как Outer Wilds.
Всё потому, что Mobius Digital связала все элементы игры между собой — в Outer Wilds нет ни одной лишней или опциональной механики. И этого оказалось достаточно для того, чтобы сделать одну из лучших игр про исследование космоса.