Небо и космос едины: Outer Wilds как одна из лучших игр про первооткрывателей

Что получится, если смешать No Man's Sky и Return of the Obra Dinn.

Небо и космос едины: Outer Wilds как одна из лучших игр про первооткрывателей

Outer Wilds — дебютный проект студии Mobius Digital, основанной японским актёром Маси Ока (он, в частности, известен по роли Хиро Накамуры в сериале «Герои»). Игра вышла ещё 29 мая, но из-за шумихи вокруг E3 журналисты заметили её не сразу — зато сейчас она собирает очень тёплые отзывы и уже претендует на звание одной из главных инди-игр года.

Несмотря на неудачное время для релиза, Outer Wilds рано или поздно была обречена на успех: она как никакая другая игра точно передаёт опыт первооткрывателя.

Mobius Digital выстроила все аспекты игры так, чтобы пользователь постоянно испытывал одно конкретное ощущение — радость открытия. На это заточены все системы Outer Wilds: начиная с интерфейса и геймплея и заканчивая нарративом. Несмотря на относительно скромный масштаб, ни одна другая игра не вызывает такого сильного трепета перед неизвестным (прости, No Man's Sky). Разбираемся, как разработчикам удалось добиться такого эффекта.

Небо и космос едины: Outer Wilds как одна из лучших игр про первооткрывателей

День сурка

В основе Outer Wilds — аркадный космосим, на который наслоено так много механик, что отнести игру к какому-то одному жанру очень трудно: это и головоломка, и симулятор ходьбы, и ещё бог знает что.

Мы играем за новоиспечённого космического исследователя — вот-вот должен состояться его первый вылет. Он инопланетянин из расы хартиан — они любят играть на банджо и сидеть у костра, и вообще повадками напоминают стереотипных американских дровосеков.

Игрока отправляют в путь, дав лишь пару размытых подсказок: вот тебе корабль, вот небольшая звёздная система (никакой процедурной генерации, все планеты сделаны вручную) — лети куда хочешь.

Стартовая планета напоминает лагерь скаутов: у костра можно пожарить зефир, всюду сосны, а местные живут в покосившихся деревянных хибарах
Стартовая планета напоминает лагерь скаутов: у костра можно пожарить зефир, всюду сосны, а местные живут в покосившихся деревянных хибарах

Сначала этого не понимаешь, но на самом деле у Outer Wilds строго структурированный нарратив — просто исследовать игру можно начать с разных концов.

С этим помогает бортовой компьютер на корабле игрока: он выступает этаким аналогом журнала из ролевых игр. В него заносятся все ваши открытия: будь то странные письмена в руинах на Луне или таинственный радиосигнал давно пропавшего путешественника.

Любая находка помогает лучше понять происходящее, а заодно так или иначе указывает в направлении следующего открытия. Клубок улик можно распутывать в любом порядке — рано или поздно придёшь к разгадке. Чувствуешь себя при этом вот так:

Всё дело в том, что сюжетом движет одна большая загадка: главный герой, заглянув в глаза древней статуи погибшей расы инопланетян, перестал умирать — гибель возвращает его в начало игры. Но и это не всё: через 20 минут после старта приключения взрывается солнце и уничтожает всю систему, снова возвращая игрока к начальной точке.

Герой застрял во временной петле — из цикла в цикл переносится только информация на бортовом компьютере. Естественно, ему почти никто не верит — гибель солнца ничто не сулит. Игроку нужно разобраться, что происходит, и попытаться любой ценой это остановить.

Похожая механика была в The Legend of Zelda: Majora's Mask — там Линк тоже застрял во временной петле, завершавшейся гибелью мира. В «Зельде» много событий было привязано к конкретному времени — если не успел, то придётся возвращаться в начало цикла. В Outer Wilds такое тоже есть, но в значительно меньшем количестве — большую часть «улик» можно найти когда угодно.

Даже если не успеваешь куда-то, не страшно — обычно, у игрока много зацепок, так что всегда есть куда пойти.

Исследовать космос в Outer Wilds нужно не только ради удовольствия от созерцания, как в No Man's Sky — тут каждое открытие имеет какой-то смысл и так или иначе подводит к развязке. Поэтому от медитативного геймплея не устаёшь: игра не пытается развлекать просто исследованием космоса — она рассказывает историю.

Тайны космоса

А ещё Outer Wilds постоянно переворачивает правила игры с ног на голову, напоминая, что космос намного опаснее и сложнее, чем нам кажется — стоит только выйти из зоны комфорта родной планеты.

Бдительность игрока умело усыпляют — стартовая планета, Камелёк, напоминает Землю и ничего необычного на ней не происходит: повсюду лишь сосны, да зелёные луга. Но стоит её покинуть, быстро понимаешь — несмотря на дружелюбный фасад Outer Wilds, столкновения с неизвестным в ней бывают по-настоящему жуткими — некоторые сегменты игры иначе как хоррором не назовёшь.

Небо и космос едины: Outer Wilds как одна из лучших игр про первооткрывателей

Местами игра напоминает Antichamber — шутер-головоломку, в котором постоянно искажались законы физики и перспективы. Самые яркие твисты Outer Wilds не хочется спойлерить, но о паре незначительных сюрпризов я всё же расскажу — чтобы было понятнее, о чём речь.

К примеру, в центре одной из планет оказывается портал в загадочное измерение — пространство в нём затянуто густым туманом, а все сигналы на радарах удваиваются. Если выйти из корабля и отойти, довольно быстро теряешь судно из вида — ориентироваться приходится по приборам. Но приборы показывают сразу два корабля, причём в разных местах — учиться навигации в этом месте придётся заново.

Небо и космос едины: Outer Wilds как одна из лучших игр про первооткрывателей

А на другой планете вас может прикончить невидимая для глаз «призрачная материя» — увидеть её можно лишь на фотографиях. Поэтому приходится на каждом шагу фотографировать местность — иначе погибнешь.

Учиться выживать в мире Outer Wilds приходится самому — никто вам не объяснит, как обходить космические аномалии. Всё дело в том, что космос по сюжету игры ещё плохо изучен, игрок находится на передовой открытий. Поэтому постоянно чувствуешь себя персонажем «Звёздного пути» — на каждой планете ждёт столкновение с неизвестным.

Важнейший инструмент для познания космоса — смерть. Зачастую только погибнув, начинаешь понимать, как работает та или иная механика. Но смерть в Outer Wilds не воспринимается как наказание — умирать тут весело, потому гибель героя очень часто провоцируешь сам вопросом «а что если?».

Небо и космос едины: Outer Wilds как одна из лучших игр про первооткрывателей

Спасительная техника

В Outer Wilds большой акцент сделан на взаимодействии героя с исследовательским оборудованием: в него входят космический корабль, скафандр и различные детекторы.

Для начала, эффективно пользоваться техникой нужно научиться — например, управлять кораблём в Outer Wilds довольно непросто. Для удачного маневрирования и посадки придётся понять, как гасить инерцию и учитывать разную гравитацию планет. При этом корабль очень легко разбить — в Outer Wilds модульная модель повреждения: если повредить корпус, отключится искусственная гравитация или посадочная камера — всего сломать можно семь различных систем.

В случае поломки, придётся надевать скафандр, вылезать из корабля и чинить деталь вручную — в игре очень большой акцент на тактильном взаимодействии с техникой.

Небо и космос едины: Outer Wilds как одна из лучших игр про первооткрывателей

То же самое касается скафандра: если неосторожно врезаться и разбить стекло шлема, случится разгерметизация, за которой последует мгновенная гибель. Более мелкие повреждения можно залатать — например, в случае если проколол скафандр чем-то острым.

С детекторами тоже не всё так просто: один из них, к примеру, позволяет выпускать зонд-разведчик с камерой — грамотно пользоваться им получится не сразу. Сначала непонятно, зачем он вообще нужен, но со временем зонд станет вашим незаменимым спутником — просто это понимание придёт с опытом.

Из-за того, что в игре часто приходится полагаться на разную технику, чувствуешь себя профессиональным космическим исследователем — все инструменты, включая компьютерный переводчик и радиодетектор, рано или поздно вам пригодятся. Ключ к решению многих головоломок кроется в необходимости вовремя понять, какой гаджет вам может помочь — у многих девайсов найдутся довольно нетривиальные способы применения.

Постепенно из зелёного новичка превращаешься в опытного исследователя — Outer Wilds не ведёт игрока за руку и позволяет ему самостоятельно проделать этот путь.

Небо и космос едины: Outer Wilds как одна из лучших игр про первооткрывателей

Outer Wilds как никакая игра заставляет почувствовать себя космическим первопроходцем — для этого разработчики создали целую звёздную систему, полную тайн и загадок.

Многие элементы Outer Wilds будут покажутся знакомыми по другим играм, но в совокупности они оказываются большим, чем просто сумма слагаемых — даже после всех апдейтов No Man's Sky со всей своей огромной процедурно-сгенерированной вселенной не дарит такого трепета перед неизвестным, как Outer Wilds.

Всё потому, что Mobius Digital связала все элементы игры между собой — в Outer Wilds нет ни одной лишней или опциональной механики. И этого оказалось достаточно для того, чтобы сделать одну из лучших игр про исследование космоса.

163163
92 комментария

они любят играть на банджо и сидеть у костра, и вообще повадками напоминают стереотипных американских дровосековИнтересное у автора представление о американских дровосеках.

29
Ответить

Да гениальная вообще игра. Начал играть, ничего про нее не зная - давно уже такого кайфа не получал.

23
Ответить

Начал? В ней самый сок в конце, когда ты все поймешь...

Ответить

И ни слова про музыку(

10
Ответить

Музыка бомбезнаааая. Последний раз у меня что-то такое вызывала тема Оуэквела из Fable 1

1
Ответить

Надо было в самом начале написать, на каких платформах доступна игра. Вроде мелочь, а ходить искать эту важнейшую информацию в гугле отвлекает от чтения.

5
Ответить

Я учту. Но, если честно, мне просто очень не хотелось, чтобы обсуждение игры, которая мне очень нравится, переросло в тупой ЕГС-срач.

11
Ответить