Operencia: The Stolen Sun — старая сказка в новой обложке

Почему игра стоит внимания даже если вы никогда не играли в dungeon crawler.

Operencia: The Stolen Sun — старая сказка в новой обложке

Operencia: The Stolen Sun стала первой серьёзной игрой венгерской Zen Studios, которая до этого разрабатывала только пинбол по известным франшизам. Operencia стала для меня приятным откровением. Мне сразу понравился сказочный сеттинг, плюс я давно хотел поиграть в dungeon crawler, так получилось, что все представители этого жанра в свое время прошли мимо меня.

Известная сказка

Operencia это олдскульная RPG от первого лица и представитель ныне практически вымершего жанра dungeon crawler. Перемещение в игре идёт строго по клеткам, а все сражения происходят в пошаговом режиме.

Игрок как положено предстает в виде летающей камер, но такие традиции сейчас выглядят странно.
Игрок как положено предстает в виде летающей камер, но такие традиции сейчас выглядят странно.

Operencia достаточно медитативная, тебя никто не подгоняет постоянно идти вперёд по сюжету и можно спокойно исследовать локации. Бои разбавлены головоломками и диалогами между персонажами.

Сюжет Оперенсии — это сказочный рассказ, местами детский, если бы не убийства и жертвоприношения. Основным источником вдохновения был фольклор Центральной Европы, поэтому завязка истории может показаться уж очень знакомой — великий король умирает и королевство погружается во тьму, поэтому никому неизвестный сын фермера вместе с сотоварищами должен найти макгаффин (Короля Солнца) и спасти мир.

Operencia: The Stolen Sun — старая сказка в новой обложке

Но даже простая завязка влечёт за собой интересные истории. Сначала спасаем заложниц из подводного замка, король которого превратился в огромную жабу. На поиски солнца мы отправимся по единственного уцелевшего из армии нового короля. А в конец игры даже побываем в своеобразном раю и аду данного мира. У каждого спутника героя есть свои секреты, которые часто заставляют взглянуть на них с другой стороны. Именно персонажи придают колорит истории. Король тут не такой хороший, а наивный, но умный и преданный своему королю солдат на самом деле недалеко ушёл от Лето из Гулеты. Самый яркий сопартиец — это наш первый спутник юморной и циничный бывший вор, который часто стебется над клише жанра сказки.

Он ведет дневник из которого можно узнать много интересного о мире и героях.
Он ведет дневник из которого можно узнать много интересного о мире и героях.
Слушать истории сотоварищей настоявшее удовольствие, при этом многие из них отсылают к сказкам или фэнтезийным рассказам.
Слушать истории сотоварищей настоявшее удовольствие, при этом многие из них отсылают к сказкам или фэнтезийным рассказам.

Главный герой на фоне остальных персонажей смотрится блекло. У него нет полноценного характера или мотивации, кроме того, что он идёт туда куда его завет сказочный олень из сновидений. Также тут нет и возможности выбора реплик в диалогах или другой нелинейности.

Время приключений

После небольшого пролога, в котором рассказывают, как давным-давно король Оперенсии победил дракона и армию подземного мира, нам дают создать своего персонажа.

Персонажу можно выбрать один из 3 стандартных классов: Воин, лучник и маг. Также есть возможность выбрать пол и один из четырех пресетов внешности. Происхождение героя влияет на то какими пассивными умениями он будет обладать.
Персонажу можно выбрать один из 3 стандартных классов: Воин, лучник и маг. Также есть возможность выбрать пол и один из четырех пресетов внешности. Происхождение героя влияет на то какими пассивными умениями он будет обладать.

Сражения

Всего в игре помимо главного героя есть шесть персонажей: два лучника, два танка, один хилер и один гибрид. Из них в свою партию можно взять максимум четырёх.

Operencia: The Stolen Sun — старая сказка в новой обложке

Мне показалось странным решением не добавлять в игру персонажа мага, им можно сделать только главного героя. Конечно другие герои тоже могут пользоваться парочкой заклинаний, но не более и по сравнению с заклинаниями мага они довольно слабые.

Есть тут и примитивный стелс — подкравшись к врагу сзади, группе даётся бонус к инициативе и возможность атаковать первыми. Враг также может напасть исподтишка тогда инициатива будет у него.
Есть тут и примитивный стелс — подкравшись к врагу сзади, группе даётся бонус к инициативе и возможность атаковать первыми. Враг также может напасть исподтишка тогда инициатива будет у него.

Во время самого сражения все ходят по очереди, у кого больше характеристика «инициатива» тот и ходит раньше. Враги стоят на трёх линиях разной дальности: ближней, средней и дальней. На ближней сильнее всего физический урон, а на дальней урон от дальнобойного оружия. Магические заклинания в свою очередь действуют одинаково на всех полях.

На наших персонажей расстановка не распространяется, они всегда стоят на одной линии.
На наших персонажей расстановка не распространяется, они всегда стоят на одной линии.

В свой ход можно использовать либо способность, либо одно из трёх стандартных для всех героев умений: Атака ближнего или дальнего боя и восполнение маны. Она тратится на различные способности, уникальные для каждого героя. После использования у способности идёт кулдаун, поэтому постоянно применять одни и те же умения не выйдет.

Чего у игры не отнять так это количество различных способов изничтожения врагов: можно замораживать, сжигать и отравлять, вызывать метеоритный дождь, играть с ними в русскую рулетку, и много чего ещё. Важно все эти способности грамотно использовать против врагов и смотреть на их характеристики, потому как чем дальше, тем больше у врага различных сопротивлений умениям.

К сожалению, небольшое количество типов противников приводит к тому, что после середины игры начинаешь пользоваться примерно одной и той же тактикой. Самих врагов я бы тоже не назвал сложными, основную боль они доставляют только к концу игры, когда на тебя идёт партия сразу в 4-5 довольно сильных противников. Под конец игры я стал немного подуставать от боев и если можно было их ускорить это решило бы часть проблемы.

Бои интересны, но в первую очередь зависят от прокачки и лута. Для игры на 15 часов хотелось бы более продуманную механику сражений.

Исследование и головоломки

В игре 13 обширных локаций, в каждой из которых запрятано немало секретов. При должной внимательности можно найти скрытые проходы, невидимые стены, и даже парочку опциональных боссов. Их прохождение вознаграждается хорошим лутом.

Несмотря на жанр примерно половина локаций в игре находится на поверхности.
Несмотря на жанр примерно половина локаций в игре находится на поверхности.

В Operencia также присутствуют элементы метроидвании — в некоторые места нельзя попасть до получения специального предмета. Бэктрэкигом заниматься не обязательно, но вернувшись назад можно найти много интересного.

В начале игры нам выдается лопата, которая сама говорит где зарыто сокровище, а ближе к концу мы получим милого роботизированного петуха, который сможет проходить в небольшие проходы.

Operencia: The Stolen Sun — старая сказка в новой обложке

С головоломками же все не так однозначно. Для меня основная проблема была в том, что зачастую интуитивно понять, что нужно сделать, чтобы решить головоломку очень сложно. При этом сами головоломки достаточно просты, и я не могу понять дань ли это играм старой школы или просто плохой геймдизайн.

Сначала я подумал, что возможно я слишком тупой, но посмотрев как играют другие понял, что проблема далеко не во мне. Например, ближе к концу игры мы заходим в комнату где находится гроб, и чтобы его сдвинуть нужно нажать на маленькую кнопочку слева, мне повезло найти её быстро, другие же бегали минут 15 по локации пытаясь понять, что нужно сделать.

<p>Я конечно все понимаю, но пятнашки, серьёзно?</p>

Я конечно все понимаю, но пятнашки, серьёзно?

Прокачка и лут

Времени в инвентаре и меню прокачки можно провести не меньше чем в сражениях, слишком уж много там всего. При повышении уровня персонажа, ему даётся 1 очко таланта и 3 очка атрибутов. За очки таланта прокачиваются активные умения, либо сильно усиливаются пассивные по одной из трёх специализаций прокачки. За очки атрибутов прокачиваются основные характеристики — силы и жизнестойкости для танков, интеллекта и мудрости для магов и ловкость для лучников. Прокачать все способности за прохождение не выйдет, поэтому важно тщательно выбирать каждый навык.

У каждой специализации есть по 3 условных деления, при улучшении определённого количество умений открывается следующая способность. 
У каждой специализации есть по 3 условных деления, при улучшении определённого количество умений открывается следующая способность. 

Лут можно находить в тайниках и выбивать с противников. Всего в инвентаре есть 8 слотов под броню и оружия, которые кроме как характеристиками ничем не отличаются. Продвигаясь по сюжету можно находить все более мощные предметы. У предметов нет уровня и их нельзя улучшать.

Из-за большого количества предметов, пытаешься каждый раз экипировать наилучший, а этот процесс обычно занимает очень много времени.
Из-за большого количества предметов, пытаешься каждый раз экипировать наилучший, а этот процесс обычно занимает очень много времени.

На локациях всегда есть несколько лагерей. В них можно сохранится, восполнить запас здоровья и зелий, переместится в предыдущие локации, или купить пару вещей у торговца.

Важным элементом в лагере является котёл, на нем мы варим зелья по рецептам, которые нашли на уровнях. Для варки не нужны ингредиенты, вместо этого нужно решить достаточно простую задачку. По нескольким подсказкам нужно понять какие ингредиенты нужно добавить в конкретный слот.

Operencia: The Stolen Sun — старая сказка в новой обложке

Все бы ничего, но благодаря русскому переводу можно неправильно понять, что делать. Я минут 5 сидел, пытаясь понять, что я сделал не так, оказалось, что, когда в русском переводе написано «добавить после», в оригинале «добавить вместе».

На самом деле я давно не видел такого откровенно халтурного перевода. Во-первых, в игре нет русской озвучки, но это небольшая проблема, потому как в оригинале все отыгрывают отлично.

Проблема сам перевод — в субтитрах часто путают местоимения «он» и «она» или множественное и единственное число некоторые слова залезают друг на друга, а есть вообще непереведенные участки. Часто слышно, что говорят одно, а переводят совсем другое, так что некоторые подсказки наоборот становятся препятствиями. Возможно на качественный перевод просто не хватило денег и поэтому решили просто воспользоваться гугл переводчиком.

Чем Operencia действительно прекрасна

В предыдущих абзацах, хоть и была критика, но для меня все проблемы игры перекрыла великолепная атмосфера. Как я говорил привлёк меня в игру в первую очередь сеттинг и хоть он и сказочный ты все равно веришь в этот мир. С точки зрения графики и дизайна игра выглядит просто отлично. Это касается как локаций и врагов, так и рисовки.

По мне рисовка только добавляет чувство чтения сказочной книжки с картинками. Цвета локаций красочные и приятные, а некоторыми видами можно наслаждаться очень долго.

На атмосферу работает и отличный саундтрек. У каждой локации есть свой эмбиент, который добавляет особого колорита каждому уровню. Чем игрок ближе к концу, тем эпичнее становятся мотивы локаций, поэтому ещё больше чувствуешь прогрессию, как ты из слабого персонажа боящегося любой драки докачался до способности закончить бой за пару ходов. Музыка очень самобытная, так как в мотивах игры используются традиционные венгерские инструменты или близкие к ним по духу.

Для погружения в игру тут есть и прекрасный саунд дизайн: сверчки, уханья сов и завывания ветра в тёмном лесу, звуки механических деталей, пар из труб и стук машин в медном царстве. Звук и визуал, наверное, лучшее, что есть во всей игре.

Operencia это отличный вариант для всех любителей олдскула и вообще хороших инди-игр. Если вы никогда раньше не играли в dungeon crawler, но при этом хотите спокойную, но в меру сложную игру, то я крайне советую ознакомится с проектом. Это отличная и очень душевная игра, в которой можно провести несколько вечеров и с удовольствием пройти.

#мнения #лонг

40
22 комментария