Stygian: Reign of the Old Ones — чудовищная история безумия вместо обзора

Осторожно: этот материал леденит душу.

Куда: редакция DTF
Кому: Олегу Чимде


Любезный друг,

К тому моменту, как Вы получите это послание, рассудок, вероятно, окончательно меня покинет. В качестве последней услуги я прошу Вас опубликовать этот текст без изменений в вечернем выпуске DTF. Я обязан донести эту информацию до широкой общественности, какой бы ужасающей она ни была — иначе моя жертва будет абсолютно напрасной.

Гонорар, причитающийся мне за обзор игры Stygian: Reign of the Old Ones, Вы можете оставить себе: у меня не осталось ни друзей, ни родственников, которым его можно было бы переслать. Прошу лишь об одном: потратьте эти деньги на какое-нибудь хорошее дело, а не как обычно.

Помните: Вы — моя последняя надежда.

Stygian: Reign of the Old Ones — чудовищная история безумия вместо обзора

Я пишу в состоянии сильного душевного напряжения, поскольку сегодня моя жизнь может подойти к концу. Мои силы на исходе, и я не могу больше терпеть эту пытку. Когда вы прочтёте эти напечатанные трясущимися руками строки, вы, вероятно, сможете представить себе, хотя вам и не понять этого до конца, как я дошел до состояния, в котором смерть или забытье считаю лучшим для себя исходом.

Как же я оказался в столь ужасном положении? Как позволил этой дьявольской игре овладеть моими разумом и, должно быть, душой? Как всё это началось? Признаться, я не могу ясно ответить на эти вопросы даже самому себе. Когда я пытаюсь мысленно вернуться в тот день, когда игра впервые вошла со мной в контакт, мой разум будто бы проваливается во тьму; как будто какая-то ужасная сила пытается заглушить те воспоминания.

Stygian: Reign of the Old Ones — чудовищная история безумия вместо обзора

Должно быть, всё началось на прошлогоднем «Игромире». Я вспоминаю, как нечаянно оказался возле стенда, на котором показывали какую-то странную игру под названием Stygian: Яeign of the Old Ones. Это причудливое сочетание букв почему-то сразу же врезалось мне в память. Это явно был иностранный язык — должно быть, английский, если судить по отзеркаленной букве «Я» в начале второго слова.

У соседних стендов толпились люди, создавались целые очереди — но возле Stygian не было никого. Верьте или нет, но в тот момент это обстоятельство ни на секунду не показалось мне странным, — я объяснил себе это тем, что у комплексных олдскульных инди-RPG аудитория гораздо меньше, чем у AAA-проектов, и именно поэтому Stygian не вызывает ажиотаж у посетителей «Игромира». Задним числом я понимаю, насколько нелепым и абсурдным было это объяснение. Глупец! Ты должен был сразу почувствовать, что тебя заманивают в ловушку, и что она расставлена лично для тебя...

Stygian: Reign of the Old Ones — чудовищная история безумия вместо обзора

Человек, стоявший рядом со стендом, любезно предложил мне присесть и ознакомиться с игрой — в его улыбке промелькнуло нечто не вполне человеческое, но тогда я не придал этому значения и решил, что мне померещилось. Сейчас я, конечно, убеждён, что под видом сотрудника издательства «1С» со мной вошло в контакт некое сверхъестественное существо. Судите сами: мы прообщались с ним целых несколько минут, но сейчас я хоть убей не могу вспомнить его лицо — а ведь с момента нашей встречи не прошло и года! Это ли не мистика?..

Как только я направил взгляд в монитор, игра немедленно завладела моим разумом без остатка. Я словно вернулся домой; словно наконец получил то, что так долго искал, но не мог найти! Полноценная RPG по творчеству Лавкрафта с вариативностью прохождения, возможностью ролевого отыгрыша и тактическими сражениями. О, если бы я только знал, чем всё обернётся, — я бы немедленно сбежал оттуда и продолжил играть во второй Fallout.

Stygian: Reign of the Old Ones — чудовищная история безумия вместо обзора

Весь следующий год я провёл словно в забытьи — я был одержим Stygian, готов был отдать что угодно за возможность ещё раз сыграть в неё. Stygian мне снилась; однажды ко мне во сне даже явился некто, представившийся разработчиком Джоном Оралом. Мы проговорили с ним всю ночь, а когда проснулся, увидел, что весь наш разговор слово в слово опубликован на DTF — причём от моего имени!

Я бросился в Google, чтобы узнать, существует ли такой человек в реальности, и приезжал ли он в Москву, но по запросу «Джон Орал» поисковик выдал мне лишь леденящую душу статью о создании песни The Beatles под названием Revolution 9:

«...Все играли невпопад. Джон [Леннон] постоянно орал «alright!» или просто вопил. Йоко [Оно] болтала и вставляла фразы совершенно не к месту, например, «разденься догола». И всё это под какофонию разнообразных немузыкальных скрипов, хрипов и прочих звуков».

После такого я, разумеется, решил поберечь своё душевное равновесие и прекратить поиски.

Stygian: Reign of the Old Ones — чудовищная история безумия вместо обзора

И вот, наконец, рок настиг меня. За неделю до того, как я пишу эти строки, мне пришло таинственное послание, состоявшее из, на первый взгляд, бессмысленной последовательности букв и цифр:

IXGMM

A9RXV

V0IFE

Вооружившись учебными пособиями по Каббале, я провёл несколько суток, пытаясь расшифровать послание. Спустя четыре дня бесплодных изысканий, я наконец понял, что этот текст — ни что иное, как ключ. Я активировал его в Steam, и в моей библиотеке немедленно появилась Stygian: Reign of the Old Ones. Всё моё подсознание буквально кричало мне, чтобы я не ставил её на загрузку, но я был не в силах перебороть это влечение. Задним числом я понимаю, что это был мой последний шанс повернуть назад.

Как мне известно, никто из тех, кто столкнулся со Stygian во всём её жутком величии, не в состоянии хоть сколько-нибудь достоверно её описать. Пусть это будет стоить мне последних крупиц рассудка, но я всё же предприму такую попытку — я уже не в состоянии спастись сам, но надеюсь, что эта информация будет способна спасти кого-то другого.

Stygian: Reign of the Old Ones — чудовищная история безумия вместо обзора

Непосвящённым Stygian может показаться чем-то вроде безвкусного попурри из произведений Лавкрафта — тут есть и морские духи, и инопланетяне, и живые мертвецы, и параллельные измерения. В самом деле, отсутствие вкуса может сгубить что угодно — к примеру, некоторым знакомым мне игровым журналистам кажется хорошей идеей вставлять в обзоры неуместную литературщину вместо того, чтобы чётко и ясно рассказывать про плюсы, минусы, геймплей, графику и звук.

Но насколько же обманчиво это ощущение в случае со Stygian! Создатели игры — если, конечно, у неё были создатели, ведь, возможно, она существует вне времени и пространства с самого начала вселенной, — совершенно осознанно предпочли эстетике ужаса эстетику бульварного чтива. Да, разумеется, ценитель литературы, прочитав эти строки, заявит, что Лавкрафт и публиковался в дешёвых бульварных журналах — но за прошедшие годы публичный образ его историй существенно изменился.

Stygian: Reign of the Old Ones — чудовищная история безумия вместо обзора

Sygian же «возвращается к истокам» — визуальный стиль и загрузочные экраны прямо отсылают к американским журналам 30-х, а всё происходящее благодаря этому воспринимается не слишком серьёзно. Если другие игры по произведениям Лавкрафта действительно пытаются вызвать у игрока трепет, то Stygian скорее предлагает попытаться представить себя в шкуре американского обывателя начала века, которого способны были не на шутку впечатлить истории об инопланетных грибах, похищающих мозги.

Отсылки к конкретным произведениям Лавкрафта также вплетены в повествование изящно — с одной стороны, они тут практически на каждом углу, с другой — они не перетягивают на себя одеяло с основной истории. Эстетически и атмосферно игра близка к совершенству — если вы любите качественную стилизацию, то вам потребуется гигантская сила воли, чтобы попытаться устоять перед её зовом.

Stygian: Reign of the Old Ones — чудовищная история безумия вместо обзора

Другая мнимая проблема, которая может отвратить кого-то от Stygian — и тем самым уберечь его от ужасной участи, которая вот-вот меня постигнет — масштаб. Постапокалиптический Аркхэм, в котором происходит действие игры, состоит из трёх не слишком обширных локаций, в каждой из которых — по несколько домов, вход во многие из которых закрыт. Может создаться ощущение, что за пределами демоверсии, в которую многие успели сыграть, в игре не так уж много контента. Я и сам предполагал, что смогу пройти Stygian за несколько часов — и горько поплатился за самонадеянность.

На самом деле, по ходу сюжета мне открылся доступ во множество локаций помимо стартовых, — тут даже есть механика «путешествий» — с расходованием припасов, случайными встречами и текстовыми квестами. Причём речь как о дополнительных кварталах города, так и о совершенно неожиданных местах. Подробно рассказывать о локациях, в которые предстоит отправиться главному герою Stygian, я не буду — не чтобы избежать спойлеров, а чтобы ненароком не вызвать дополнительный интерес у кого-нибудь, кто будет читать это послание.

Stygian: Reign of the Old Ones — чудовищная история безумия вместо обзора

Разумеется, главный бриллиант Stygian — это повествование в широком смысле. Малыми средствами игра достигает впечатляющих результатов: например, персонаж с прошлым детектива, по факту, почти ничем не отличается от персонажа с прошлым учёного — разве что некоторыми бонусами и начальным имуществом. Но благодаря тому, что детектив начинает игру в плаще и шляпе, доктор — в очках и с саквояжем, а аристократ — в дорогом костюме и с кучей денег, все они действительно ощущаются как разные персонажи.

То же касается и системы мировоззрения. Если главный герой, например, «нигилист», то он будет получать вполне ощутимую награду за каждый ответ в духе: «Какая разница? Всё равно мы все умрём». Такие диалоги обычно ни на что не влияют, и поэтому имеет смысл как можно чаще выбирать варианты, соответствующие выбранному мировоззрению — при этом, если в той или иной ситуации игроку покажется более подходящим другой вариант, его за это никак не накажут.

Stygian: Reign of the Old Ones — чудовищная история безумия вместо обзора

Кстати говоря, с вариативностью прохождения всё, судя по всему, получилось не настолько хорошо, как могло показаться после демо. В преследовавших меня целый год грёзах Stygian представлялась мне игрой со множеством развилок и вариантов развития событий — но на деле она оказалась относительно линейной.

Структура игры — это последовательность из нескольких масштабных квестов, которые слегка пересекаются. Например, предпоследний этап второго по последовательности квеста может запустить третий. Их можно проходить разными способами, то и дело сокращая себе путь при помощи таких способностей, как «дедукция», «наука» или «плутовство», но сюжет будет развиваться линейно.

В диалогах не слишком часто удаётся козырнуть «психологией» или «красноречием», и даже когда такая возможность предоставляется — это редко всерьёз на что-то влияет. Создаётся ощущение, что кто-то собирался сделать супернелинейную игру в духе какой-нибудь Age of Decadence, но в процессе не потянул масштаб и был вынужден от многого отказаться. Впрочем, я понимаю, что это предположение почти наверняка ошибочно — человеческий разум явно не в состоянии постичь истинные мотивы существ или сил, сотворивших Stygian.

Stygian: Reign of the Old Ones — чудовищная история безумия вместо обзора

Наконец, наименее удачным элементом игры мне показались бои — по крайней мере, с точки зрения обычного смертного. Без сражений, в том числе сложных, игру пройти невозможно — хотя игра подаёт себя так, будто «психология» и «дедукция» в ней настолько же полезны, как и умения дальнего и ближнего боя. На самом деле, «небоевого» персонажа в Stygian ждут огромные проблемы: рассчитывать ему придётся только на компаньонов.

А сама боевая система получилась, с одной стороны, чересчур медленной — все ход за ходом отнимают друг у друга по крупице здоровья. С другой — чересчур завязанной на случайности. Персонаж может промахнуться; критически промахнуться, нечаянно поранив себя; задеть выстрелом союзника; выронить пистолет — и у всего этого есть вероятность.

В итоге может сложиться ситуация, при которой вам придётся загружаться уже после первых неудачных ходов — каждый такой случай заставлял меня испытывать невообразимую ярость, теряя даже те крупицы рассудка, которые у меня ещё оставались. Понятно, что этот аспект боевой системы вдохновлён настольными играми по произведениям Лавкрафта — но если там проигрыш в бою воспринимается как нечто обыденное и даже весёлое, то здесь всё работает немного иначе.

Stygian: Reign of the Old Ones — чудовищная история безумия вместо обзора

Впрочем, я увлёкся. Начав описывать эту не поддающуюся разуму игру, я уже не могу остановиться: она занимает всё моё сознание целиком... Но я понимаю, что Вы, любезный читатель, здесь не затем, чтобы читать про достоинства и недостатки RPG по Лавкрафту — это ведь, в конце концов, не какой-нибудь обзор. Я убеждён, что Вы не настолько самонадеянны и наивны, чтобы играть в неё после всех моих предостережений. Нет, вы начали читать, чтобы узнать, как завершилась моя история — и я удовлетворяю ваше любопытство.

Всё случилось несколько часов назад... Мои руки начинают трястись, когда я пытаюсь писать об этом. Я играл в Stygian несколько дней напролёт, не в силах оторваться от экрана. Мой рассудок подвергся необратимым повреждениям, однако я двигался всё дальше и дальше по сюжету, прокачиваясь и выполняя квест за квестом. Как мне казалось, я уже был близок к тому, чтобы пройти её — какая наивность...

Stygian: Reign of the Old Ones — чудовищная история безумия вместо обзора

И вдруг меня одолело любопытство: что будет, если начать играть за абсолютно другого персонажа, с другими характеристиками и навыками? Я решил ненадолго прерваться, начать новую игру и протестировать некоторые квесты за персонажа-учёного.

Глупец! Я совершенно забыл, как в этой игре работают сохранения! Вручную сохраняться нельзя, а при переходе из одной локации в другую игра делает автоматический сэйв. Моему новому персонажу было достаточно несколько раз зайти и выйти из паба, чтобы все сохранения из моего основного прохождения исчезли навсегда.

Все те часы, которые я потратил, все персонажи, с которыми познакомился, все решения, которые принял — всё это стёрлось из реальности. Я не могу этого принять.

Может быть, этого прохождения никогда и не было? Может быть, я уже сошёл с умА?

Нет, надо взять себя в руки. Не может же в игре быть такой дурацкой системы сохранений. Я сталкNвался со многими вещами, лежащими за границами человеческого понимания, но в такое я верить отказываюсь. Всё это мне поwерещилось, сейчас мои сохранения вернутся. Я просто буду загружатъ сохранения, и они вернуттся.

Жму «Загрузить игру». Нет, не получилось. Там всё ещё сохранёние с доктором. Страннно. Надо побробовать ещё раз.

Загрузить игру. Видимо, я всё ещё в дурмане.

Загрузить игру. Мне обязательно нужно найти те сохранения. Ещё разок.

Загрузить игру.

Загрузить игру. Я НЕ ОТПУЩУ ИХ

Загрузить игру.

Загрузить игру. Загрузить игру.

Загрузить игру. Загрузить игру.Загрузить игру. Загрузить игру. Загрузить игру. Загрузить игру. Загрузить игру. Загрузить игру.Загрузить игру.Загрузить игру.Загрузить игру.Загрузить игру.Загрузить игру.Загрузить игру. Загрузить игру. Загрузить игру. Загрузить игру. Загрузить игру. Загрузить игру.Загрузить игру.Загрузить игру.Загрузить игру.Загрузить игру.Загрузить игру.Загрузить игру.Загрузить игру.Загрузить игру.Загрузить игру.Загрузить игру.Загрузить игру.Загрузить игру.ЗагрузитьигруЗагрузитьигруЗагрузить игруЗагрузитьигруЗагрузитьигруЗагру

1010 показов
19K19K открытий