Orwell: когда Большой Брат — это ты

Антиутопия, которая давно уже стала реальностью.

Orwell: когда Большой Брат — это ты

Обилие камер на улице мы привыкли воспринимать как дань общественной безопасности. Контекстная реклама помогает с покупками. Формируемая лента новостей отслеживает самое интересное. Китайские эксперименты с социальным рейтингом — что-то очень далёкое и не имеющее отношения к жизни здесь и сейчас.

Система, где нет прямого принуждения и насилия, не кажется такой уж страшной. Особенно, если сам человек остаётся этой системе неподвластен. Именно такой опыт и предлагает игрокам игра с говорящим названием Orwell, которая осенью 2019 года получила официальную русскую локализацию.

Министерство правды

Orwell: когда Большой Брат — это ты

Мы играем за безымянного человека, которого правящая партия некой страны наняла для сбора компромата на всех, кого подозревают в причастности к преступлениям.

При этом, в отличие от реальных людей, которые уже сегодня мониторят соцсети, выискивая у вас на стене изображение свастики, герой игры работает не только с открытыми данными. Система под названием Orwell даёт ему доступ к прослушке телефонов, содержимому электронной почты, мессенджеров и даже к локальным файлам на компьютере подозреваемого.

Понятно, что такую власть легко использовать во зло. Интерпретация полученных данных целиком лежит на совести дознавателя. Так что при желании можно с самого старта карьеры отыгрывать морального урода и намеренно подводить людей под уголовку.

Однако это не карикатурный тоталитаризм как в Beholder или Papers, Please. Иначе бы игра не заслуживала такого внимания. Здешняя картина мира гораздо сложнее и реалистичнее. Ведь власть над информацией можно использовать и во благо. Например — раскрыть обстоятельства убийства или предотвратить теракт. Так что игроку предстоит самостоятельно решить, до какой степени можно оправдать вмешательство в частную жизнь.

Спасённые жизни стоили слежки... возможно
Спасённые жизни стоили слежки... возможно

Ваш начальник — не зловещий чекист в чёрном плаще, а приятный отзывчивый человек с чувством юмора. Ваша работа — не просто поиск «врагов народа», а расследование реальных преступлений. Ваши достижения — это не освоенный бюджет, а спасённые жизни.

Знаменитый оруэлловский «Большой брат» — это не какой-то обезличенный госаппарат. Это вы сами.

Власти не увидят нарытую информацию, пока вы собственноручно не загрузите её в систему. И ответственность за свои решения вам переложить не на кого.

Эффект вовлечённости усиливается ещё и тем, что этический кодекс Orwell (да, он здесь есть) требует, чтобы дознавателем был гражданин иностранного государства — независимый и беспристрастный. Так что становится довольно легко представить себя просто аналитиком, работающим с информацией об иностранных гражданах. Особенно, если чем-то подобным вы уже занимались в действительности.

По степени вызванных переживаний за принятые решения эта простая игра, на 95% состоящая из текста, может посоперничать с какой-нибудь Until Dawn.

Двоемыслие

Но, к моему личному сожалению, всё вышесказанное относится только к первым четырём эпизодам игры. Потому что ближе к финалу все тоталитарные клише, которых Orwell усиленно избегала ранее, обрушиваются на игрока как снег на голову.

Только что ты чувствовал себя участником тонкого психологического эксперимента, наподобие стэндфордской «Тюрьмы». И хотя особого вызова интеллекту игра не бросает, но ведь разрешение моральных дилемм может увлекать не меньше, чем отгадывание логических ребусов.

И вот ты ждёшь финального испытания. Но вместо какого-то дьявольского соблазна персонажа просто смачно бьют по лицу и заставляют кричать: «Слава Арстоцке!»

Зачем была нужна вся предыдущая работа и кропотливый поиск доказательств, если у правительства есть «надёжный источник», который перечеркивает всё?​
Зачем была нужна вся предыдущая работа и кропотливый поиск доказательств, если у правительства есть «надёжный источник», который перечеркивает всё?​

Какую реакцию это вызовет у любого нормального человека? Только отторжение и желание сделать наперекор. Однако, независимо от того, пожелаете ли вы сломать систему или будете послушно следовать указаниям начальства, удовольствия это вам уже не доставит.

Ведь если в начале игра давала отличную возможность исследовать и опробовать на прочность собственные моральные принципы, то под конец это просто ещё одна клишированная история про плохое тоталитарное правительство и хороших борцов за свободу. Будто бы микроскопом забивают гвозди.

Считаете ли вы, что выделенный фрагмент — достаточное доказательство для обвинений в терроризме? Местные плохиши считают
Считаете ли вы, что выделенный фрагмент — достаточное доказательство для обвинений в терроризме? Местные плохиши считают

Незнание — сила

В продолжении под названием Ignorance is Strength действие развивается параллельно основному сюжету. Помимо таймера, которого не хватало в первой части, здесь добавилась возможность формировать общественное мнение, сливая накопанный компромат в соцсети.

Перед началом второй части вам предлагают своеобразный тест на профпригодность. Кажется, здесь всё очевидно, не так ли? ​
Перед началом второй части вам предлагают своеобразный тест на профпригодность. Кажется, здесь всё очевидно, не так ли? ​

Да, вам выпадет шанс поработать на самой настоящей «фабрике троллей». Только ещё интереснее. Потому что в реальности «тролли» обычно плохо знают своих жертв и просто отрабатывают темник. Здесь же за несколько дней плотной работы вы изучите свои «объекты» достаточно хорошо и, возможно, сможете увидеть в них настоящих людей. Как и всегда, ответственность за совершённые действия лежит только на вас. Везде, кроме последней главы.

Основное действие, с помощью которого вы влияете на мир игры — это добавление в базу Orwell новых фрагментов данных, полученных из сети. В дополнении же появляется возможность, наоборот, загрузить информацию в интернет.

Наверно, даже этого скромного инструмента было достаточно, чтобы нарисовать достоверную картину работы правительственного «аналитика». Но авторы не смогли или не захотели внедрить полутона в чёрно-белую игру. Перетаскивая кусочки данных туда-сюда, вы либо становитесь водевильным палачом, либо встаёте на сторону хороших парней и помогаете «взорвать Звезду Смерти».

Orwell: когда Большой Брат — это ты

Может показаться, что это звучит достаточно круто, раз игра заставляет сделать такой моральный выбор. Но такой выбор ничего не стоит. Потому что сделан под двойным давлением — картонных злыдней внутри игры, и авторов-моралистов снаружи — а не в силу личных склонностей игрока.

5 – 1 = 5

Не так давно мне довелось прочитать эссе «Перестать доить Оруэлла и начать жить». В нём публицист и переводчик Андрей Поляринов отстаивал мысль о том, что пора перестать тащить в искусство и литературу в частности оруэлловские мотивы: слежку, полицейский произвол, всесилие правительства и т.д.

Он привёл в пример много других интересных и, главное — оригинальных антиутопий, написанных в последние годы. И как минимум часть из написанного не просто может сбыться, а уже сбывается прямо на наших глазах, в отличие от большинства того, что написал семьдесят лет назад Оруэлл.

Сегодня скептическое отношение к автору 1984 считается нормой. То, что в конце 40-х казалось гениальным пророчеством и мрачной неизбежностью, за давностью лет отцвело и превратилось в интеллектуальную страшилку. А мысли типа «Перестать доить Оруэлла…» стали встречаться повсеместно.

В зависимости от концовки первой части, сюжет продолжения претерпит изменения. Правда, небольшие
В зависимости от концовки первой части, сюжет продолжения претерпит изменения. Правда, небольшие

Игра Orwell могла бы опровергнуть это и показать, что Большой Брат может появиться из самого маленького грешка и из самых добрых побуждений, стоит только дать слабину. А значит даже о несбывшемся пророчестве стоит помнить. Но вместо этого авторы предпочли в очередной раз рассказать трижды пережёванную сказку про власть камер слежения.

И всё-таки, по большей части, это хорошая игра и интересный опыт. Русская локализация первой главы сняла языковой барьер. Так что если вам всегда хотелось почувствовать себя в шкуре государственного служащего, то Orwell будет гораздо полезнее, чем Beholder и другие откровенно гротескные истории подобного рода.

Orwell: когда Большой Брат — это ты
4242 показа
15K15K открытий
120 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

игра давно валяется в библиотеке, но лицезрение этой дамы на первых же двух скринах прямо-таки отталкивает от установки, хотя к антиутопиям имею умеренный интерес

Ответить

Это самый мерзкий персонаж в игре по поведению, дамс, видно специально

Ответить

Блин, пришлось гуглить кто это)
Так и не понял из вики, с чего ей начали угрожать убийством и прочим

Ответить

И как минимум часть из написанного не просто может сбыться, а уже сбывается прямо на наших глазах, в отличие от большинства того, что написал семьдесят лет назад Оруэлл.в отличие от большинства того, что написал семьдесят лет назад Оруэлл.Потому что настоящую антиутопию уже до него предсказали, с разморозкой тебя.

Ответить

Потому что настоящую антиутопию уже до него предсказали

Ответить

Это не антиутопия, это утопия. :3

Ответить