God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Как разрушить мир и свалить.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Наконец-то нам показали God of War: Ragnarok. Всех ждунов поздравляю. Но вернёмся в другую историческую эпоху. В прошлый раз мы разобрали вторую часть, настало время третьей. А то новая игра выйдет раньше, чем я закончу этот цикл.

God of War 3 вышла в 2010 году на PS3. Разработкой снова руководил Кори Барлог, но только первые восемь месяцев работы над игрой, после чего он по каким-то причинам покинул Santa Monica Studio. Его должность занял ещё один ветеран студии - Стиг Асмуссен, арт-директор серии.

Сложно сказать, как повлияла на третью часть такая перестановка, но она стала самой успешной игрой серии и оставалась таковой вплоть до выхода перезапуска.

Достоинства

Темп игры получил последние штрихи. Кратос стал быстрее толкать двигаемые объекты и научился поворачивать их без помощи сторонних механизмов. Также на темп хорошо повлияли и нововведения в акробатике.

Платформинг стал наиболее отполированным. Кратос научился делать рывки, стоя и вися на выступах, раньше он передвигался по ним медленно. Крылья теперь доступны с самого начала и активно используются на протяжении всей игры. Появились редкие сегменты с полётом на крыльях, где нужно уворачиваться от препятствий. Это довольно забавно, но может стать проблемой на высоких сложностях, поскольку столкновения отнимают очень много здоровья. В середине игры в платформинг включаются Сандалии Гермеса. И хотя бегать по стенам можно только в заранее определенных местах, это выглядит круто и вносит свою долю разнообразия.

Также появились места, где нужно преодолевать пропасти, поочередно цепляясь за летающих гарпий. Разработчики признались, что им не удалось реализовать эту механику так, как они задумали изначально, и получилось довольно несуразно. Вместо гарпий с таким же успехом могли быть обычные проходы или мостики, а с другими видами платформинга такие полёты не совмещаются. Но и проблем не вызывают.

Есть и парочка немного досадных моментов, хотя это и не проблемы как таковые. Первый - драки на стенах и потолках сильно сократились. Может быть, разработчики получали негативные отзывы о них, хотя мне они нравились. Интереснее то, что они оставили драки на канатах, а ведь они куда противнее, разве нет?

Второй - передвижение по стенам и потолкам при помощи Клинков само по себе стало применяться реже и иногда заменяется обычным и довольно скучным лазаньем по выступам. Именно это возьмут за основу того, как изменится акробатика в следующей игре.

С другой стороны, в игре есть сегменты, которые активно используют вышеописанное и заставляют платформинг блистать как никогда. Например, весь пролог и битва с Кроносом это чуть ли не ода синтезу платформинга и боевой системы данной серии. Также можно отметить побег из рушащейся шахты и гонки с Гермесом.

Чекпоинты наконец-то расставлены адекватно. По большей мере.

Продуманность. На фоне предыдущих игр третья часть выделяется отсутствием каких-либо непродуманных моментов, будь то столбы с лезвиями или защита тупых NPC. Теперь игра от начала и до конца идёт предельно гладко. Например, проблемой могла стать Пандора, но разработчики учли предыдущий опыт и сделали так, что она не может умереть. А чтобы это не выглядело странно, она убегает и уворачивается от атак врагов.

Сражения. Если вторая часть преимущественно исправляла платформинг, то третья основательно взялась за боевую систему и врагов. Среди всех классических игр серии именно она берёт в этом аспекте наибольшую высоту.

1. Проблема отмены частично исчезла, поскольку приёмы через L1 либо выполняются достаточно быстро, либо имеют сегментированное устройство. Например, "Смерч хаоса" теперь имеет короткую первую фазу атаки, которую можно продолжить и получить полную версию приёма.

2. Контратака теперь существует в двух вариациях: одна отбрасывает окружающих противников, а другая - подбрасывает. Также разработчики нашли способ сделать парирование полезным и до получения контратак: теперь оно стаггерит всех врагов вокруг Кратоса.

3. Мобильность героя повысилась, поскольку почти каждый вид оружия теперь обладает приёмом, который тем или иным образом сближает Кратоса с целью. С этой же целью можно использовать Сандалии, которые ко всему прочему дают возможность уворачиваться в воздухе.

4. Появилась механика столкновения врагов со стенами, которая, вероятно, была вдохновлена боем с Персеем из второй части.

5. QTE стали лучше. Промты теперь расположены по краям экрана соответственно расположению кнопок геймпада. Теперь вместо того, чтобы концентрировать всё внимание на появляющихся знаках, можно спокойно лицезреть красивые анимации добивания врагов. Также повороты стика лучше считываются.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

6. Ярость слегка понерфили. Вероятно, она была слишком сильной в предыдущей игре. Теперь энергия накапливается дольше, а под конец игры нам не дают мощного спецприёма. Взамен Ярость ещё больше повышает защиту и стаггерит всех врагов в округе при активации.

7. Практически пропала такая вещь, как fight broken with broken. Голова медузы в этой игре отсутствует. Остальная магия тратит больше маны и наносит меньше урона. Теперь она годится именно как средство на крайний случай. Захват также понерфили, и теперь большую часть врагов нельзя бесконечно шмякать об пол.

8. Появилось дополнительное оружие. Оно не такое мощное, как магия, а его польза целиком зависит от находчивости игрока. При использовании оно тратит энергию, которая восстанавливается сама. Например, возможность ведения дальнего боя в виде Лука это теперь не "самая слабая магия", а полезная вещь для постоянного использования.

Кроме того, доп. оружие используется не только в бою. Как я уже говорил, Сандалии применяются в платформинге. Луком нужно приманивать гарпий и сжигать терн. Больше всего применений у Головы Гелиоса. Ей нужно развеивать иллюзии, скрывающие ящики, а также, внезапно, находить иллюзорные стены. А ещё ей очень удобно быстро ломать скопления разрушаемых объектов для получения красных сфер.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

9. Не считая Клинков, в этой игре есть целых три вида основного оружия. При этом все они обладают полноценным мувсетом и способны полностью заменить собой Клинки. Кроме того, оружие переключается при помощи D-pad'a, и вам не нужно, как во второй части, лазить в инвентарь и выбирать, какое оружие займёт второй слот.

10. Дизайн врагов стал немного лучше. У меня не возникало чувства, что разработчики пытаются запихнуть в игру как можно больше видов врагов, жертвуя их качеством или частотой использования. Например, два вида призраков из второй части объединили в один, и теперь это интересный комплексный враг. Точно так же поступили с сиренами и сатирами.

11. Теперь добивание врага захватом может привести к дополнительным бонусам. Отрывание головы медузе приведёт к окаменению всех врагов вокруг. Добитые минотавры дают сферы здоровья. На циклопов и церберов можно запрыгивать и использовать их для уничтожения других врагов.

Недостатки

Сражения. Как повелось, сначала обозначу переходящие проблемы. Нужно опытным путём выяснять, что блокируется, а что нет. Здоровье врагов не показывается. Ящики на поле боя открываются долго. И беда из второй части - инфляция зелёных и синих сфер.

1. Объединение оружия с магией - не очень хорошая идея. Мне может понадобиться магия оружия, но не оно само. Однако они прокачиваются и выбираются только вместе. Например, если я хочу использовать молнию Немезиды, то придётся сначала переключиться на оружие, использовать магию, а потом вернуть всё, как было. Это просто неудобно. А ведь можно было реализовать активацию магии так же, как и у доп. оружия, но через R2.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

2. Оружие всё так же обладает проблемой прокачки. Оно появляется слишком поздно по сюжету. Последний образец вы получите уже в последней трети игры. Конечно, можно приберечь сферы прокачки, но зачем?

Кроме того, оружие слишком похоже друг на друга. Когти Аида и Бич Немезиды - это просто две штуки на цепях, прямо как Клинки. Да, у них другой мувсет, стихия и магия, но визуально они слишком похожи. Выбиваются здесь только Немейские цестусы.

Самое смешное, что по сюжету Кратос уже в начале игры получает Меч Олимпа, который во второй части был полноценным оружием (хотя и был доступен в Bonus play), а здесь выступает лишь в роли ключевого предмета, дающего Кратосу режим ярости. Хотя режим ярости Кратоса имеет другую природу и никакой Меч Олимпа ему для этого не нужен. Как по мне, было бы куда лучше, если бы в этой игре они просто дали Кратосу его привычные Клинки, Меч Олимпа и Цестусы пораньше.

3. Мувсет оружия пострадал по причине того, что комбинацию L1 + крест занял просто идиотский приём, который меняет оружие и производит им довольно посредственную атаку. Зачем мне вообще в мувсете одного оружия смена на другое, которое выбирается в строгом порядке и которое может быть вообще не прокачанным?

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Это выглядит как принуждение со стороны разработчика использовать разное оружие. Хотя это фишка просто не работает. Да и выглядит глупо в любом случае. Если я захочу использовать другое оружие, я просто переключусь на него. Чёрт возьми, даже Devil May Cry, которая славится тем, как там можно жонглировать оружием, не нуждалась в таких вещах.

4. Отдельно хотел бы поговорить о Клинках.

Комбинации L1 + квадрат и L1 + треугольник стали сегментированы. Можно было точно так же сегментировать L1 + круг из второй части, а дальний захват поставить на крест. Но... пункт выше.

Удержание квадрата получило нормальную атаку, в которой Кратос хватает Клинки за рукояти и начинает кромсать. А самое приятное - эта атака отменяется, как обычная.

А вот сильная атака испортилась. Раньше серия сильных атак выполнялась как-то приятнее, а первый удар в серии мог выполниться быстрее, если ему предшествовало какое-то другое действие (лёгкая атака, R1 или перекат в первой части). Теперь эта фишка пропала.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Комбинация L1 + треугольник в воздухе стала какой-то странной. Кратос крутится в воздухе медленно и совершает меньшее количество ударов. А в некоторых случаях приём почему-то обрывается и не завершается мощным ударом по земле.

5. Максимальная сложность стала ещё злее, оправдывая своё название, потому что теперь она зовётся не "Титан", а "Хаос". Живучесть врагов превышает разумные нормы, и это слова человека, который не любит, когда враги умирают слишком быстро. Кратос же, наоборот, умирает быстрее.

6. Дизайн врагов. Какие-то проблемы тянутся ещё с первой игры. Циклопы двух видов всё так же не дают вести с ними адекватный бой. Гарпии всё так же неимоверно бесят. По сравнению с новыми сатирами старые были просто лапочки. Эти же обладают омерзительной атакой с захватом, которую невозможно прочитать. Конкретный бой с двумя сатирами в узком коридоре проходится либо чизингом, либо сливанием всей маны.

Объединение похожих врагов прошло не в полном объёме. У нас есть новая медуза, которая выглядит хорошо, но появляется не так часто, как хотелось бы. И есть старая медуза, которая выглядит, как какой-то архаизм серии, и появляется всего два раза, отбирая у новой экранное время.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Невидимость сирен, которую нужно снимать Головой Гелиоса - плохая идея, выглядит как навязывание игроку. Сами сирены прекрасно обошлись бы и без этого. То же самое касается пехотинцев со щитами, которые разбиваются исключительно Цестусами.

Впервые в серии я ощутил проблему хитбоксов. Правда, всего у двух врагов - циклопов с моргенштернами и сатиров.

Больше всего мне не нравится то, как изменился подход к созданию сценариев сражений. То есть в каком количестве и в каких сочетаниях появляются враги. Например, игра не упускает ни одного шанса засыпать вас слабыми врагами в больших количествах. А именно пехотинцами без брони, собаками и гарпиями.

Особенно бесят гарпии и собаки. Гарпии не изменились ни на йоту, но теперь их здесь летают целые тучи. Собаки это вообще какой-то кошмар и одни из худших врагов в игре. Они набрасываются еле читающимся захватом, и пока вы двигаете стик туда-сюда, вас могут атаковать другие враги. Воистину, худшие враги в любой игре - это животные семейства псовых.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Под конец игры вообще наступает какой-то кризис. Эй, приятель, не хочешь подраться с дюжиной циклопов? А как тебе идея подраться одновременно с огненным цербером, который изрыгает собак, и двумя сатирами? Ну и конечно же, традиционный enemy rush. Хотя в этот раз обошлись без беготни и комбинации сирен с медузами.

Про некоторых врагов игра почему-то забывает. Например, в царстве Аида несколько раз встречались бомбардиры из второй части, но больше они не появляются ни разу. С химерами доведётся подраться только два раза. Сначала с одной, а спустя ещё пол игры - с двумя сразу. А вот ставить их вместе с другими врагами почему-то не стали.

Боссы. Тут всё сложно. Боссов стало меньше, чем во второй части, однако качество их выросло не сильно. Лучше всего пройтись по каждому отдельно.

1. Если считать самого Посейдона и его морских чудищ за один длинный бой - то перед нами вполне достойный босс. Если не соединять, то Посейдон довольно уныл. Но хотя бы не сломан.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

2. Бой с Аидом можно назвать чуть ли не лучшим в игре. Он длинный, разнообразный и захватывающий. Однако на максимальной сложности этот бой ломается. Виной всему снова идиотская инфляция зелёных сфер.

3. Гелиос это вообще не босс, что несказанно печально. Всё, что вам нужно сделать - это захватить под свой контроль циклопа, разнести толпу пехотинцев, немного покрутить стик и пощёлкать QTE.

4. С Гермесом вы тоже не получите нормальной битвы. Всё, что он делает - бегает вокруг вас и в одно мгновение сносит почти всё здоровье. Хитбокс таков, что как-то прочитать его атаку нереально. Сам бой, однако, достаточной лёгкий, если тупо спамить магию.

5. Основная идея битвы с Геркулесом - контроль толпы. В первых двух фазах нужно просто не дать пехотинцам окружить себя и поймать... да, это босс-файт, в котором мы дерёмся с рядовыми врагами, и этим уже всё сказано. Сам Геркулес мало что из себя представляет, достаточно не подходить к нему вплотную. А ещё он ставит блоки, с которыми ничего не сделать.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

В третьей фазе мы остаемся с Геркулесом один на один, вот только мувсет у него примитивый... и у вас тоже, потому что на вас насильно надевают новое оружие. Остаток боя проходится тактикой "бей и беги". Не самый плохой бой, но и до хорошего ему далеко.

6. Кронос - босс из разряда необычных. Сам титан выступает в роли агрессивного уровня, который создает условия для драки с рядовыми врагами (что в этот раз уместно) и платформинга. Тут я могу поставить лайк.

7. А вот Скорпиуса я готов поставить в ряд худших боссов серии. Он собрал в себе просто всё дерьмо: рядовые враги на арене, принуждение игрока использовать конкретный вид оружия, атаки с громадным хитбоксом на всю арену и уроном на две трети здоровья. Как вишенка на торте: в его лапах можно застрять и распрощаться с жизнью.

8. Остался Зевс, с которым будет аж три битвы. Первая выполнена в стиле файтингов. Этот бой довольно примитивный, но не плохой. Вторая битва - филлерная, здесь нужно просто не сдохнуть, пока не случится сюжет. А вот третья битва уже полноценная, и в ней Зевс намного хуже самого себя из второй части.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Этот босс просто сломанный. Здесь он начинает, простите, засирать всю арену своими клонами с урезанными мувсетом и здоровьем (но не уроном!). У него целых два приёма, которые порождают до четырёх клонов. Суммарно на арене может находиться сам Зевс и с десяток его приятелей. Но даже когда их всего пара штук, нормально расправиться с ними не дадут, потому что настоящий Зевс тупо встает и без передышек спамит в вас молниями. Под этим обстрелом можно худо-бедно вести бой только с одним клоном.

Когда их целая толпа, единственный нормальный способ всё это разгрести - использовать магию. Вот только маны вам хватит лишь на четыре каста самой мощной способности. Клоны подыхают с двух. По задумке, из убитых клонов как раз выпадают синие сферы, и благодаря этому бой работает. Но не на максимальной сложности, где... да, инфляция. Это же относится и к зелёным сферам, которые можно "выжать" из сердца Геи. А я говорил, как много урона наносят атаки босса и его клонов?

Как будто всего этого было мало, игрока наказывают за использование атак, которые подбрасывают врагов. Будучи в воздухе, Зевс с превеликой вероятностью применит мощную атаку с большим радиусом поражения, или, ещё хуже, серию таких атак, в результате которой появятся несколько клонов.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Тем не менее, я нашёл три способа победить Зевса на "Хаосе". Первый - Цестусы. Эти ребята наносят достаточно много урона, чтобы Зевс просто не успел сделать больше двух-трёх массовых клонирований. Второй - Бич Немезиды, чья магия очень помогает в сдерживании клонов, пока вы наносите урон Зевсу. Не прокачали на максимум Цестусы или Бич? Тогда вам лучше воспользоваться третьим.

Зевса можно просто зачизить благодаря поведению ИИ. Хотя и чизингом это назвать сложно, всё честно. Видите ли, Зевс вообще не стремится атаковать вас в ближнем бою. Если вы не идёте на сближение, то он только стоит и кидает молнии, которые можно парировать и возвращать в него же. Регулярно он будет заряжать рывок к сердцу Геи, чтобы восполнить здоровье, и в этот момент его можно обстрелять из Лука на весь "магазин", что не только прервёт рывок, но и нанесёт хороший урон. Таким образом финальная битва превращается в унылую перестрелку. Поделом.

Что по итогу? Хорошими можно назвать только бои с Посейдоном, Аидом, Кроносом и первый бой с Зевсом. Тухловато.

Камера. Ничего не видно! Хотя ситуация и стала лучше, чем во второй части, камера всё ещё иногда отдаляется слишком далеко от места действия, что затрудняет восприятие происходящего. Ну и крупные враги, да.

Звук. Ничего не слышно! Что-странное произошло со звуковыми эффектами. Они стали не то тихими, не то какими-то подавленными, из-за чего пострадала ориентация на звук во время боя.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Кроме того, я не могу похвалить звуковой дизайн как таковой. Некоторые звуки стали какими-то противными. Например, звон цепей оружия Кратоса. Огненные взрывы от атак Клинками раньше звучали более внушительно и приятно. То же самое касается звука парирования Золотым руном. Во второй части это был такой отчётливый приятный свистящий звук, теперь это что-то еле различимое.

Здесь же можно затронуть и музыку. Дело в том, что часть саундтрека третьей части это треки из второй. Своих треков что-то около половины, и не все из них впечатляют.

Визуальный дизайн. Впервые я буду критиковать этот аспект. Проблемы минорные, но они есть. Огонь и вспышки от разных атак слишком яркие и пышные, что снова негативно влияет на восприятие. Раньше всё было более минималистично и приятно глазу. Оружие теперь не меняет внешний вид по мере прокачки. Это фишка, которая есть в каждой части серии кроме этой. HUD можно было сделать и покрупнее, а также лучше подумать над его стилем.

Сохранения по какой-то причине нельзя удалять, из-за чего в списке загрузки образуется полный кавардак. Какой год то на дворе был?

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Содержание. На мой взгляд, самая большая беда игры это её содержание. Третья часть короче предыдущих игр в среднем часа на два. При этом количество катсцен, как минимум, не уменьшилось. Из-за длительности игра не успевает снабдить себя достаточным количеством разнообразных боёв, как это делает вторая часть.

Местами игра выглядит скучнее. Например, Лабиринт Дедала - довольно унылое место в сравнении с красивыми храмами из прошлых частей. Также не забываем, что локации повторяются. В целом видно, что игра испытывала проблемы при разработке и получилась несколько скомканной.

А теперь действительно самая большая беда этой игры: катсцены, которые снова не пропускаются...

Сюжет

Игра начинается с того же момента, на котором закончилась вторая часть: Кратос и титаны штурмуют Олимп. Их первой жертвой стал Посейдон. Оказывается, что для убийства даже сильных богов совершенно не нужна сила из Ящика Пандоры или нечто подобное. Кратос даже не использовал Меч Олимпа и просто забил Посейдона голыми руками. Это касается почти всех прочих богов.

И я не знаю, как это воспринимать. Может, разработчики забыли условия, поставленные в прошлых играх. А может, так и надо, и прокачанный полубог, подпёртый силой ярости и превозмогания, действительно может убивать богов.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Сила самих богов тоже мотается из стороны в сторону. Например, в первой и второй части нам показывали, что боги могут увеличиваться в размерах и продуцировать соответствующую физическую силу. Но сейчас эта их способность вдруг куда-то пропала.

После смерти Посейдона уровень воды в море возрастает, затопляя прибрежные территории Греции. Отныне смерть каждого бога будет сопровождаться каким-то катаклизмом, приближающим конец цивилизации. Видимо, создатели хотели выставить Кратоса ещё большим антигероем. Мол, посмотрите, он болт клал на всех и вся, лишь бы отомстить.

Вот только это поганенький такой реткон. До этого смерть богов не приводила вообще ни к чему. Мы без последствий для мира убили Ареса, Афину и Персефону. И после убийства Гефеста и Зевса в этой же игре тоже ничего такого не произошло.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Кратос и Гея добираются до вершины Олимпа и встречают Зевса. Тот, ещё совсем недавно до полуживого состояния избитый одним лишь Кратосом, неизвестно как исторгает из себя сверхмощную молнию, которая сносит их с горы. Они падают, Гея хватается за скалы и якобы держится еле-еле. Кратос тоже вот-вот сорвётся. Ещё пять минут назад Кратос без труда карабкался по Гее при помощи Клинков, да и сама Гея умудрялась одновременно держаться за гору и сражаться с Посейдоном. А теперь вдруг всем стало невероятно сложно удержаться.

Между ними происходит очень тупойдиалог. Кратос просит помочь ему удержаться (а как?), Гея говорит, что это не его война, поэтому может падать себе. Не тебе ли, Гея, понимать, что только благодаря Кратосу вы все здесь оказались, и что он очень ценный союзник? Кратос срывается и падает в Подземный мир. Во время падения он почему-то забывает про крылья Икара, которыми всегда охотно пользовался в таких ситуациях, и приземляется не очень удачно. В реку мёртвых - Стикс.

Пока Кратос плыл до берега, души мёртвых вытянули из него все силы и сломали Клинки Афины. На берегу внезапно является сама Афина. Вернее, её дух. Сначала это показалось мне очередным сомнительным ретконом, ведь ранее боги не оставляли после себя никаких духов, да ещё и способных к взаимодействию с миром. Но потом я понял как понял, что к чему. Объясню уже после.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Афина значительно изменилась в характере и теперь тоже желает Зевсу смерти, мотивируя это тем, что она "видит правду, которой раньше не замечала". Она ставит перед Кратосом новую цель - найти некое Пламя Олимпа, которое скрывает силу для победы над Зевсом. Шо, опять? Мы вообще-то недавно почти убили Зевса, убили Афину и Посейдона безо всяких макгаффинов. Кратос сначала не верит Афине, но та для демонстрации доброй воли восстанавливает его Клинки, которые теперь зовутся Клинками Изгнанника.

Исследуя царство Аида, Кратос встречается с Гефестом. Они обмениваются парой любезностей, но пока не представляют друг для друга угрозы.

Далее Кратос сражается с Аидом и убивает его. Любопытно посмотреть на способ убийства и его последствия. Кратос отбирает у Аида его магические Когти, с помощью которых можно поглощать души убитых врагов. Что Кратос и проделывает с Аидом. Вот только почему случается очередной катаклизм? Типа, без Аида души мёртвых вырвались на свободу и заполонили мир. Но ведь Кратос теперь, по сути, новый царь Подземного мира, и может призывать души разных существ на помощь в бою.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Что ещё более странно - Кратос больше ни разу не использует силу Когтей для поглощения душ других убитых им богов. А ведь какие перспективы то перед ни раскрывались! В общем, наверное, не стоило придумывать Аиду такую интересную игрушку, а потом вообще не использовать её в сюжете.

Кратос выбирается из царства мёртвых и встречает Гею, всё так же еле-еле висящую на горе. Она просит Кратоса помочь ей, но тот отказывается, мотивируя это тем, что она не помогла ему (а она и не могла, идиот ты тупой), да и вообще, это его война, а не титанов. Ну так в этом и суть союзников, Кратос. У вас одна цель, и вы можете друг другу не враждебны. Но у Кратоса (или, лучше сказать, у сценариста игры) другое мнение на этот счёт. Он отрубает Гее руку, та падает и, предположительно, гибнет.

В след за Аидом свою голову сложил... хех, Гелиос. Солнце закрыли бесчисленные тучи, пролившие бесконечный дождь. Немного после погибает Гермес. Его смерть высвобождает орды насекомых-вредителей.

Вскоре Кратос находит Пламя Олимпа и видит, что в нём находится Ящик Пандоры. Тот самый, который Кратос открыл в первой части, как поясняет Афина. И в нём якобы всё ещё содержится некая сила. Какая сила, о чём вы? Хотя бы Кратос должен быть на 100% уверен, что Ящик пуст, ибо он лично открыл его и выпустил всё, что нём таилось.

Чтобы достать Ящик из Пламени, которое является смертельным для любого существа (даже для бога), необходим ключ - Пандора, приёмная дочь Гефеста, которую он создал посредством особой олимпийской инженерии. По ходу сюжета Пандора сама регулярно связывается с Кратосом и говорит, что она находится в некоем Лабиринте.

Кратос решает спросить Гефеста. Он рассказывает нам свою историю, которая объясняет, что Гефест кукует в этой дыре не просто так, а по причине очередных ретконов. Ящик Пандоры, изготовленный Гефестом, изначально должен был храниться именно в Пламени Олимпа. Ключом же к нему выступала Пандора. Но Гефест полюбил Пандору, как свою дочь, утаил её существование от Зевса и посоветовал ему спрятать Ящик где-нибудь ещё, например, в некоем храме на спине некоего титана.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Получается, Зевс разозлился на Гефеста за то, что Кратос смог упереть Ящик из Храма. При этом Зевс прекрасно знал, кто, когда и зачем идёт за этим Ящиком. Он самолично помогал Кратосу в этом. То есть Ящик был взят, по сути, с разрешения Зевса. Чем провинился Гефест? Да ничем. Но Зевс жестоко избил его, выпытал всё о Пандоре и отправил в ссылку в Аид. Пандору заточили в Лабиринте, построенном Дедалом.

Гефест, понимая, какая судьба ждёт Пандору в случае, если Кратос осуществит задуманное, решается пойти на обман. Он говорит, что сделает Кратосу мощное оружие, если тот принесёт ему камень Омфал, таящийся в потрохах Кроноса. Кратос отправляется в Тартар, куда Зевс изгнал Кроноса после того, как необходимость в Храме Пандоры отпала.

И тут я хотел бы задать вопрос. Почему Кронос всё ещё здесь? Как можно предположить, Кратос утащил титанов из прошлого уже после того, как некоторые из них попали в плен. Вроде Кроноса, Атланта и Тифона. А почему бы вам перед осадой Олимпа сначала не освободить их? Ну да ладно.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Кронос обвиняет Кратоса в смерти Геи и нападает. Учитывая паранормальные телепатические способности титанов, показанные во второй части, странно слышать от него такие сильные заявления. Кронос проглатывает Кратоса, тот изнутри вспарывает ему живот, попутно находя Омфал, и добивает титана.

План Гефеста не сработал: Кратос не погиб в Тартаре. Тогда он решается напасть сам, исподтишка. Весьма опрометчиво. После смерти Гефест попросил Кратоса сохранить жизнь Пандоры.

В процессе поиска Лабиринта Кратос также убивает Геракла и Геру. Сады Геры как раз и скрывают вход в Лабиринт. Глядя на то, что он из себя представляет, сложно не вспомнить художественный фильм "Куб". Кстати, стороны кубов Лабиринта сделаны из дерева. Не очень подходящий материал для постройки чего-то монументального.

Кратос вызволяет Пандору из сердца Лабиринта. Та оказывается девушкой смелой и решительной. Она знает, для чего её создали. Жизнь узницы, находящейся в страхе того, что рано или поздно её используют по назначению, ей опротивела. Поэтому она просит Кратоса поскорее закончить весь этот бред. Но вот Кратос начинает сомневаться в своих намерениях, поскольку Пандора напоминает ему о его собственной дочери.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Кстати, а разработчики не могли сделать Пандору более симпатичной? Я вроде бы должен проникаться симпатией, чтобы сочувствовать судьбе персонажа.

Далее Пандора направляется к Пламени Олимпа, но Кратос говорит, что можно обойтись и без этого. Пандора не соглашается, снова идёт к Пламени, но тут её хватает Зевс. Завязывается драка. Пока Кратос избивал Зевса, Пандора всё-таки подходит к Пламени, и оно начинает притягивать её, как магнит. Кратос хватает её за руку и пытается спасти.

В отличие от второй части, здесь действительно видно, что Кратос встает перед тяжёлым выбором. Сила из Ящика или жизнь Пандоры? Решающим становится подкол от Зевса, который задевает Кратоса за живое и разжигает в нём ярость. Он отпускает Пандору и бросается на Зевса. Происходит взрыв. Пламя Олимпа исчезает вместе с Пандорой. Кратос открывает Ящик, но тот оказывается пуст. Раздается хохот Зевса.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

И вот этот момент мне понравился. Тупо best prank ever. Зевс приказал отгрохать гигантский сумасшедший механизм, который будет охранять Пламя и Пандору, чтобы убедить всех, что в Ящике действительно есть что-то ценное. Всё для того, чтобы дать Кратосу ложную надежду, а потом жестоким образом разрушить её. Вероятно, он думал, что Кратос впадет в отчаяние, но его действия возымели обратный эффект.

Происходит последняя битва. Заметьте, мы имеем те же вводные, что и в конце второй части. Однако Кратос выходит из боя победителем. Можно было бы так сказать, но Зевс внезапно оживает в форме духа и становится ещё сильнее. Кратос погибает, но перед смертью отправляется в глубины своего сознания.

Этот момент мне тоже понравился. Он сразу напомнил мне, как ни странно, глюки Макса Пейна в одноимённой игре. В бездне кошмара Кратосу пришлось столкнуться со всеми своими злодеяниями. На помощь ему пришла Пандора, вернее, память о ней. С ней Кратосу удаётся принять и простить себя. Это пробуждает в нём некую неизвестную силу, он оживает и окончательно побеждает Зевса.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Появляется Афина и говорит, что миссия Кратоса выполнена, и теперь мир готов внимать голосу истиной богини. Кратос отвечает, что она поехавшая. Мир разрушен, и неизвестно, остался ли кто-нибудь вообще. Афина просит вернуть ей её силу, которую Кратос достал из Ящика - Надежду. Кратос отвечает, что Ящик был пуст. Афина сначала не верит ему, но потом обо всем догадывается и объясняет Кратосу, что произошло на самом деле. Далее я включу её рассказ в свою интерпретацию сюжета трилогии.

Кратос решает, что хватит с этого мира богов, и он не собирается помогать ещё одному прийти к власти. Кратос берёт Меч Олимпа и вонзает его в себя. Надежда вырывается из него и растворяет свою силу во всём мире. Афина выражает крайнюю степень негодования, говорит Кратосу, что он её разочаровал, достаёт из него Меч Олимпа и уходит в неизвестность.

С громадной дырой в теле, истекающий кровью Кратос остаётся валяться на земле. Занавес. Можно было подумать, что он умер, но после титров эта сцена продолжается. Кратоса уже не видно, а следы его крови ведут к обрыву. Таким образом разработчики оставили задел на возможное продолжение.

Какой можно подвести итог? Большая часть сюжета оставляет желать лучшего. Но под конец ситуация более-менее исправляется. Концовка мне показалась удачной. Она отвечает на некоторые вопросы и достойно завершает трилогию. Может, это странное сравнение, но такая развязка напомнила мне The End of Evangelion: всё разрушено, все умерли, но не совсем, и какая-то надежда ещё есть.

Интерпретация

Итак, во время войны между богами и титанами последние породили три великих зла: Страх, Ненависть и Жадность. После войны Зевсу удалось поймать их и заточить в Ящике Пандоры. На всякий пожарный Афина поместила в него же свою собственную силу - Надежду. Здесь я могу задать вопрос: почему только Афина обладала чем-то подобным? Ответа у меня нет.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

В конце GoW1 Кратос открывает Ящик и выпускает все эти силы. Конкретно ему достается сила Надежды. Остальные силы улетают в поисках других жертв. Страх поглощает Зевса, это объясняет его желание убить Кратоса в GoW2. Жадность достается Афине, это объясняет её мотивацию и перемену характера в GoW3. Кому досталась Ненависть точно неизвестно, но единственный кандидат - Аид, чья ненависть к Кратосу в GoW3 казалась слабо мотивированной. Он даже обвинял его в убийстве его жены, Персефоны, хотя Кратос сделал это по воле богов.

Силы из Ящика также объясняют ещё одну вещь: бессмертие некоторых богов после их убийства. Когда Кратос "убил" Зевса в конце GoW3, Страх оживил его в форме могучего духа. Афина появилась в форме духа по той же причине. Надежда позволила Кратосу не умереть и окончательно расправиться с Зевсом. Единственный, под кого сложно подвести эту теорию - Аид. У него не было "промежуточных" смертей, если только не считать его падение в воды Стикса за смерть.

Однако. В GoW2 Зевс не то чтобы рьяно желал смерти Кратосу. Он пытался наказать его за дело, а кроме того, дал ему выбор: смирение или смерть. Афина в GoW2 тоже не подавала признаков "заболевания" Жадностью. Более того, она пожертвовала собой, чтобы спасти Зевса. Тут, конечно, можно придумать оправдания. Случай Зевса можно списать на банальное незнание сценаристами того, как в итоге завершится история. Афина же просто могла до последнего бороться с влиянием Жадности, но после смерти сдалась.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Так или иначе, вернёмся к Кратосу и его силе. Стоит помнить, что он не человек, а полубог. Игры не уточняют, какие преимущества есть у данного статуса помимо неестественной для человека силы и возможности поглощать различную магию. Вероятно, полубог может стать богом, если получит достаточно силы извне.

В GoW1 Кратос получает силу Надежды. Именно благодаря ей он превращается в гиганта, как Арес, и побеждает его. Но потом он запечатывает эту силу в себе из-за чувства вины. Далее Кратос садится на трон бога войны, богом не являясь. В черновом варианте сюжета GoW3 Дэвид Джаффе объяснял, что боги в его вселенной черпают силу из поклонения им со стороны смертных. Кратос тоже обзаводится личным культом и к началу GoW2 становится полноценным богом, получив достаточно силы.

Этой силы его лишает Зевс и передаёт её Колоссу. Затем даёт Кратосу Меч Олимпа, который может выступать в роли сосуда для божественной силы. Кратос перекачивает в Меч свою остаточную силу (которая в игре выражается как прокачка), а затем и ту, что находится в Колоссе. То есть мы получаем Кратоса с уровнем силы, как в начале GoW1 (и запечатанной в нём Надеждой), и Меч Олимпа, внутри которого таится сила бога. Именно это и нужно было Зевсу.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Далее мы прыгаем уже в концовку GoW3. Силы из Ящика, судя по всему, позволяют пережить смерть только единожды и покидают носителя перед окончательной смертью. Это наглядно показано на примере Зевса. Перед его убийством было видно, как Страх в виде некоего чёрного роя покидает тело.

На это и рассчитывал Кратос, вонзая в себя Меч Олимпа. Надежда покинула его, а вот божественные силы, находящиеся в Мече, наоборот, вернулись обратно. Это хорошо видно по Мечу, который раньше горел ярким голубым светом, а после перестал излучать свет вообще. И это объясняет, почему он пережил такое сильное ранение и почему в перезапуске он называет себя богом, попутно сражаясь на равных с другими богами (Бальдром). Как-то так.

Но остались кое-какие проблемы. Первая: почему в прошлом Зевс смог просто поймать все три великих зла и заточить их в Ящике, а после событий GoW1 не смог? Вероятно, зло застигло богов врасплох, потому что все считали, что Кратос вобрал в себя все силы из Ящика (об этом говорит Афина). Но тогда встает вопрос: почему силы зла выбрали именно богов и именно этих? Ведь первой мишенью, стоящей перед ними, был Кратос. Получается, в каждом существе есть место только для одной такой штуки? Тогда был ещё Арес.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Вторая: природа этих самых сил. Например, Страх, покинувший Зевса, может теперь просто найти другую жертву. А вот Надежда вдруг стала как бы частью мира. Почему со Страхом не произошло точно так же? Также недоумение вызывает Афина, требующая вернуть ей силу Надежды. Как она собралась её забрать, если в ней уже сидит Жадность? Как я уже говорил, нельзя нести в себе сразу несколько подобных сущностей, иначе Страх мигом бы поглотил Афину или Кратоса после смерти Зевса.

Третья проблема вообще ставит под сомнение всё, что я сказал про Меч Олимпа. Кратоса уже протыкали Мечом, наполненным силой. Это сделал сам Зевс в начале GoW2. В ней же Кратос пробивал им Зевса, а потом и Афину. И что-то как-то ничего никому не передалось. Даже если предположить, что сила разумная и сама знает, кто её хозяин, всё равно ничего не сходится. В общем, оставлю это, как и всё остальное, на совести сценаристов.

Наконец, суть мифа о Пандоре, на котором основаны многие элементы сюжета данной серии игр, не передаётся. Согласно этому мифу, Зевс подарил Пандоре сосуд (ошибочно переведённый, как ящик) и строго запретил его открывать. В сосуде содержались различные несчастья и надежда. Пандора ослушалась Зевса и открыла сосуд. Ужаснувшись тому, что из его вырвалось, она закрыла его и уже больше никогда не открывала. Успела ли надежда покинуть сосуд - неизвестно. Остается только надеяться.

God of War: от берегов Эгейского моря до вершины Йотунхейма, Часть 3

Игра должна была показать, как зло, выпущенное в мир, уравновешивается силой Надежды. В итоге мы увидели только освобождение Страха и Надежды. Не было видно, чтобы Ненависть вырвалась из Аида или какого-то другого бога. Жадность также навечно осталась в призраке Афины. Нескладно получается.

Вердикт

God of War 3 ближе всего приводит классическую серию к некоему идеалу. Игра стала лучше практически в каждом геймплейном аспекте, но всё же оставила простор для дальнейшей работы. Повествование получилось не очень ровным, но оно по-прежнему невероятно эпично и позволяет окунуться в происходящее безумие, которое в очередной раз повысило градус. Смотря в целом, могу сказать, что третья часть немного обгоняет вторую.

101101
19 комментариев

Комментарий недоступен

5
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Для меня вторая лучше. Локации разнообразнее, сюжет более адекватный и понятный. В конце концов нет локации с идиотскими кубами.

3
Ответить

Вторая часть — лучшая в серии до перезапуска, ИМХО. Кстати, руководил её разработкой тоже Кори Барлог.

6
Ответить

Согласен, третья часть (ненадолго) впечатлила графикой, но в целом вызывала только уныние. Мне даже больше понравился спин-офф Призрак Спарты.

3
Ответить

С локациями и кубами соглашусь. А вот сюжет... два сапога пара.

Ответить

Как же меня бомбануло, когда я дошел до скорпиона с цестусами прокачанными в 0. Пришлось загружаться сильно раньше и качать. Тупейший момент.

Мочилово с Посейдоном ультра эпично!

1
Ответить