Цифровое бессмертие: гипотеза «Загрузки сознания» в Soma

Технология «Переноса сознания» в игре Soma и возможность копирования личности на электронный носитель в ближайшем будущем.

Цифровое бессмертие: гипотеза «Загрузки сознания» в Soma

Научно-фантастические произведения оказывали влияние на технологическое развитие современной культуры. Многое, из написанного авторами sci-fi жанра воплощается в нашей жизни. Азимов предугадал появление робототехники и видеосвязи. Станислав Лем пророчил появление интернета, виртуальной реальности и генных модификаций. Артур Кларк описывал в своих книгах спутники связи, а также повлиял на появление предсказаний прогноза погоды.

Современная молодая индустрия видеоигр старается не отставать от литературы и кино, предлагая поучаствовать каждому желающему в интерактивном развлечении, при этом поднимая сложные философские и научные вопросы. В данной статье пойдет речь о технологии «Загрузка сознания», идея которой заложена в игре Soma. Насколько гипотеза о переносе личности в цифровое пространство реализуема в реальном мире?

Цифровое бессмертие: гипотеза «Загрузки сознания» в Soma

Перенос сознания — гипотетическая технология, которая позволит копировать разум живого существа на информационный носитель, с последующей интеграцией в кибернетическое тело. Для этого потребуется устройство, которое будет моделировать все физиологические и биохимические процессы мозга, с одним условием — чтобы виртуальное сознание реагировало на внешние раздражители подобно оригиналу. Но для начала следует определить, что можно считать сознанием.

Что такое сознание?

Цифровое бессмертие: гипотеза «Загрузки сознания» в Soma

Сознание может являться понятием биологическим, философским, или социологическим. В данной статье сознание будет разбираться с точки зрения физикализма. Физикализм — это тезис, который гласит, что все, что существует в нашем мире, является физическим или произведено от физического.

Сознание — внутренний мир субъективных ощущений и чувств, через призму которого мы воспринимаем внешний мир. Это все, что чувствует человек (на основе информации от сенсорных органов чувств), и затем переживает (за счет восприятия и осмысления). Это результат комплексной работы мозга. Человеческий мозг является интерпретатором, обработчиком информации, в нем протекают сложные электрохимические процессы.

Цифровое бессмертие: гипотеза «Загрузки сознания» в Soma

Мозг — это центральный процессор человеческого тела. В компьютере ЦП выполняет четкие запрограммированные инструкции, для работы с информацией. А также взаимодействует и с другими "органами" ПК, например с жестким диском, который хранит данные. Все инструкции в центральном процессоре компьютера описываются бинарным кодом — нулями и единицами. Ячейка памяти компьютера, куда можно записать эти два значения называется бит.

В человеческом мозге есть своеобразный "бит" — это нейрон, и он, как и его компьютерный аналог, отвечает за передачу информации. В середине прошлого века ученые смогли применить к нейрону двоичную систему, где 0 — это не активный нейрон, 1 — активный. Таким образом, все нейрофизиологические процессы в нашей голове, в теории можно записать в двоичном коде. Но действительно ли сознание находится в человеческом мозге?

Карта нейронных связей.
Карта нейронных связей.

В 2016 году ученые из Гарварда, на основании результатов исследований, убедились в том, что за бодрствование отвечает мозговой ствол — мостик между головным и спинным мозгом. Они аккуратно высказали мнение, что в мыслительных процессах участвуют лишь два определенных участка коры головного мозга. На сегодняшний день многие ученые сходятся на том, что сознание — это продукт комплексной работы мозговой активности.

Научные проекты

Blue Gene. Аргоннская национальная лаборатория, Чикаго.
Blue Gene. Аргоннская национальная лаборатория, Чикаго.

Стоит рассмотреть некоторые из научно-исследовательских проектов, цель которых, воссоздать мозг живого существа в виде компьютерной модели. Эти проекты в теории, могут являться фундаментом на пути к развитию технологии копирования сознания.

В июле 2005 года, благодаря совместным усилиям IBM и Швейцарского института Лозанны был запущен научно-исследовательский проект Blue Brain Project (BBP) по моделированию головного мозга человека. Он должен завершиться к 2025 году, но скептически настроенные ученые предполагают, что эти прогнозы оптимистичны.

Для данного проекта используется суперкомпьютер Blue Gene, мощностью в двадцать петафлопс, с общим количеством процессоров 147000, и с 150000 гб памятью на борту. Это огромная мощность, но ее недостаточно для быстрой симуляции даже животного мозга, не говоря уж о человеческом. Ученые начали с моделирования крысиной нейронной колонки. Нейронная колонка, или колонка кортекса — это группа нейронов, которая располагается перпендикулярно поверхности мозга, при этом образуя слои. У человека таких слоев 6, у собаки — 4. Ученые напрямую связывают количество колонок кортекса с такими процессами организма, как мышление и память. В 2008 году им удалось программно смоделировать лишь одну нейронную колонку крысы.

Трехмерная модель неокортекса крысы.
Трехмерная модель неокортекса крысы.

The Human Brain Project — еще один научно-исследовательский проект, основанный на наработках Blue Brain Project, запущенный в 2013 году, в Женеве. На основе разработок BBP нейрофизиологам из Human Brain Project потребовалось десять лет, чтобы искусственно воссоздать аналог небольшого участка мозга крысы. Он состоял из 31000 нейронных колонок и содержал в себе 40 миллионов синапсов, это лишь малая часть по сравнению с человеческим мозгом. Данное исследование обусловило небольшой прорыв по изучению мозга в целом. Нейрофизиологи выяснили, что химические реакции в мозге могут перепрограммировать нервные клетки и их поведение. То есть, если существу грозит опасность, то мозг будет ему советовать или защищаться, или бежать, все это обусловлено нейронными синапсами в голове.

В декабре 2018 года ученые The Human Brain Project объявили о том, что оцифровали первый атлас мозга крысы. «Cell Atlas» — полноценный трехмерный и интерактивный симулятор.

Ниже на фотографии представлен червь C. elegans.

Сознание червя перенесли в тело робота lego
Сознание червя перенесли в тело робота lego

Его нервная система состоит из 302 нейронов, и порядка 7000 синапсов. Ученым прекрасно известно назначение всех генов червя, организм которого, в отличие от человеческого, детально изучен. В рамках проекта OpenWorm, в 2014 году, команда международных ученых смогла создать полную цифровую версию системы нейронов и их связей. Но исследователи на этом не остановились, и загрузили цифровую версию в обычного робота из деталей лего.

Робот ведет себя аналогично поведению живого червя C. elegans, двигается сам по себе, может останавливаться перед препятствиями, пятиться назад. Подробнее о данном эксперименте можно узнать на сайте проекта OpenWorm.

Выше упомянутые исследования не ставят перед собой цель "переноса или копирования сознания на электронный носитель". Целью является — создание полной виртуальной и рабочей цифровой копии мозга живого существа. Но если ученым из Лозанны и Женевы все же удасться создать такую копию, это откроет возможность дальнейшего продвижения в данном направлении. Люди смогут наблюдать за тем, как действует мозг в различных обстоятельствах, как нейроны создают между собой связи и делается ли это на основе химических реакций.

Копия или оригинал?

Саймон на протяжение всей игры пытается осознать собственное “Я”.
Саймон на протяжение всей игры пытается осознать собственное “Я”.

В игре Soma главный герой сталкивается с экзистенциальным кризисом и рефлексирует на тему собственного «я», до конца не осознавая, что он является копией того «я», который попал в аварию столетие назад. Где же четкое разграничение между копией и оригиналом? Есть ли между ними разница? Этот вопрос можно отнести к парадоксу «Корабля Тесея».

Древнегреческий герой Тесей совершил множество подвигов и был ярким представителем эпохи героев. Когда Тесей вернулся из Крита в Афины, согласно греческому мифу, описываемому Плутархом, афиняне сохранили корабль у себя. Шли годы, доски начали гнить и было решено поменять прогнившую древесину на новую, чтобы судно выглядело благоприятно. Прошли века, и в конце концов от старого корабля ни осталось ничего. Вот в чем заключается парадокс — у афинян получилось новое судно, или оно по-прежнему оставалось кораблем Тесея?

Этот самый парадокс можно использовать и в современных реалиях. При реставрации ретро автомобилей меняют все детали, вплоть до последнего винтика. Большая часть клеток человека обновляется каждые семь-восемь лет, но делает ли это его другим человеком?

Ритм обновления клеток в организме человека.
Ритм обновления клеток в организме человека.

Что важнее, форма или содержание? Для афинян была важна форма, и несмотря на замену деталей, корабль по-прежнему оставался судном древнегреческого героя. Для Пифагора, который задался подобным вопросом, важнее было содержание — все доски поменяли, и никаких материалов от оригинального корабля более не осталось.

В одной из сцен Soma игрок должен перенести сознание главного героя, и после этого геймплей начинается за новую копию. Игроку предстоит решить, что ему делать со старым телом, заключенном в кресле. Оно неотличимо от новой копии — чувствует те же эмоции, мыслит.

Тот самый момент, где игрок должен решить, что делать с собственной копией.
Тот самый момент, где игрок должен решить, что делать с собственной копией.

Даже после осознания истины главный герой продолжает считать себя человеком, хотя и сомневается всю оставшуюся часть игры. В этом плане он сильно отличается от Кэтрин, которая ведет Саймона на протяжении всего произведения. Копия Кэтрин, загруженная в Ковчег, успешно покинула планету вместе с копией Саймона. Когда Ковчег был запущен в космос Кэтрин спокойно мирится со своей судьбой и совершает цифровое самоубийство, стирая себя из базы данных. Саймон, оставшись в копировальном кресле не может смириться со своей участью.

Логические дыры «Переноса сознания»

Цифровое бессмертие: гипотеза «Загрузки сознания» в Soma

10 февраля 1996 года суперкомпьютер «Deep Blue» выиграл шахматную партию у чемпиона мира Гарри Каспарова. Многие люди в тот момент подумали о доминации искусственного интеллекта над человеческим. Но так ли это?

Даже обыграв в шахматы советского гроссмейстера, «Deep Blue» не знал, зачем он это делает. Возможно, он даже не знал, как называется данная игра. В него заложили алгоритмы, это всего лишь код, а после победы «Deep Blue» не чувствовал никаких эмоций, потому что это компьютер, который может высчитывать 100 миллионов позиций в секунду.

Сейчас во многих домах есть smart устройства. Поинтересовавшись у Алисы, какая сейчас погода на улице, та ответит в течение нескольких секунд. Но разве она задумывается над тем, что значит холодно или жарко? Нет, ведь у нее нет тела, она знает цифры, но не может их трактовать вне рамках написанной программы. В этом большая разница между программой и человеком, они мыслят совершенно разными категориями, первая — на уровне компьютерных алгоритмов, и второй — на уровне разума и ощущений.

Допустим, что ученые со стопроцентной точностью перенесли сознание человека на условный компьютерный сервер. Но как будут вести себя нейроны в таком случае?

Этот бедный человек не понимает, что его сознание загружено в робота. Момент из игры.
Этот бедный человек не понимает, что его сознание загружено в робота. Момент из игры.

Во-первых, нейроны имеют свои паттерны поведения, у каждого есть своя профессия, и они отвечают за разные эмоции или функции. Однако, внутри компьютера они лишаются всех внешних раздражителей, перенесенное сознание не будет чувствовать голода, боли, холода, любви. Любовь это химия — дофамин, окситоцин, серотонин. Но ни о какой химии не может идти речи, если не перенести данные химические реакции в бинарный код. Разум поменяется коренным образом, без внешних раздражителей будет мыслить совершенно другими категориями. Если сознание загружено на сервер, чем будут заниматься нейроны, которые стимулируют органы дыхания, пищеварения, потоотделения? Следовательно, перенесенное сознание станет искусственным интеллектом, поменяв в корне свою суть.

Саймон впервые видит себя в зеркале.
Саймон впервые видит себя в зеркале.

Soma противопоставляет человеческое сознание Саймона и искусственный интеллект НИУ. Ему чужды человеческие эмоции, это машина, запрограммированная по протоколу — “Сохранять жизнь любой ценой и в любой форме». Поглощает все живое на станции и океаническом дне, чтобы сохранить жизнь в переработанном виде. Программа считает, что таким образом у людей повысятся шансы на выживание. В момент игры, когда Саймон хочет отравить НИУ, программа никак ему не мешает. Искусственный интеллект помогал главному герою, закачивая в его кибернетическое тело структурный гель, то есть восстанавливал здоровье. Ему чужда этика и эмпатия, он готов переступить через все моральные нормы, лишь потому, что его так запрограммировали.

НИУ - главный антагонист игры Soma лечит главного героя.
НИУ - главный антагонист игры Soma лечит главного героя.

Саймон же напротив, несмотря на то, что его сознание находится в чужеродном теле, проявляет все характерные черты, свойственные человеку. Главный герой сомневается, в нескольких монологах рассуждает о том, человек ли он, или уже нечто другое. У него есть инстинкт самосохранения, когда центр связи затапливает водой, он паникует и боится смерти.

Авторы игры проводят четкую грань между «Искусственным Интеллектом» и человеком, чье сознание было перенесено в кибернетическое тело. ИИ — это холодный расчет, отсутствие эмоций, выполнение четко заданных протоколов. В противоположность НИУ, копия Саймона остается человеком вне биологического тела. Поэтому, сама концепция «копирования/переноса сознания» будет жизнеспособна при условии, если эмпирический опыт оригинала и копии будут идентичны

***

Личность представляет собой жизнь, функцию и деятельность тела. Само понятие «сознание», «личность», неразрывно связано с телом, с обществом, с окружающим миром. Личность может быть абстрагирована от человеческого тела не в большей степени, чем дыхание или пищеварение. Человечество живет по правилам этого мира и думает, в соответствии с окружающей нас действительностью. Исходя из вышеизложенного, в ближайшее время технология «переноса сознания» не получит должного развития и реализации.

1919 показов
12K12K открытий
99 репостов
278 комментариев

В человеческом мозге есть своеобразный "бит" — это нейрон, и он, как и его компьютерный аналог, отвечает за передачу информации. В середине прошлого века ученые смогли применить к нейрону двоичную систему, где 0 — это не активный нейрон, 1 — активный. Таким образом, все нейрофизиологические процессы в нашей голове, в теории можно записать в двоичном коде.

Нет. Мозг работает и хранит информацию не как жёсткие диски в ПК. Я понимаю, что некоторым хочется красивых статей в научных журналах, но эта гипотеза слишком поверхостна и до сих пор не получила хоть какого-то разумного доказательства.

Ответить

Тоже как-то слишком странной показалась формулировка:
"бит" — это нейронУчитывая, что бит — не отвечает за передачу информации и даже не отвечает за хранение, а сам и является этой информацией.
Однако, описанные автором, успехи науки меня слегка удивили. Возможно, на данный момент мы применяем не те методы работы с информацией, собственно поэтому мы и не можем угнаться за мощностями мозга. Еееесть, конечно, очень сладкая идея того, что мозг работает с информацией уже на квантовом уровне, а там действуют более интересные законы.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Конечно, это аналогия примитивна, мозг - это вообще сложная штука, комплексный орган и его сложно описать простыми словами. Я не писал, что память с мозге хранится подобно жесткому диску, она содержится в неокортексе человека благодаря нейронам. Ну как пример, что наши повседневные привычки - это устоявшиеся цепочки нейронных связей, которые позволяют нам экономить энергию тела.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Сознание - это процесс, который может перетекать между телами.
Пруфов есть, но никто не хочет их разглашать, ибо психиатрия.
Так что....

Ответить