История легендарной компании BenQ: Как разойтись с Acer, похоронить миллиард долларов и возродиться в самом неожиданном амплуа. [Ультра Исторический Лонг]
Вам точно знаком бренд BenQ: возможно, по утонченным мониторам для дома и офиса или доступным альтернативам дорогостоящим профессиональным дисплеям. Вы наверняка видели их проекторы, а возможно, даже и ноутбуки. Но едва ли вам известна подлинная история этой компании — запутанный путь с неожиданными поворотами. Готовы узнать, какое отношение к нему имеют Асer, Siemens и киберспорт?
Приготовьтесь удивляться: эти элементы складываются в историю, достойную... ну, скажем так, не голливудского блокбастера, а скорее захватывающего документального триллера о выживании в бизнесе.
Сегодня компании BenQ и Acer конкурируют на рынке дисплеев. Однако до выделения в отдельную компанию, BenQ была всего лишь внутренним подразделением тайваньского гиганта и называлась Acer Communications & Multimedia (Acer Peripherals). В конце прошлого столетия Acer разрослась из поставщика и производителя комплектующих, в гигантскую компанию, занимающуюся всем по-немногу. Это создало ситуацию когда Acer одновременно производит компьютеры для HP, IBM, DELL и других, выступая их партнёром и при этом выпускает компьютеры под собственным брендом, выступая, так же, их конкурентом. Что привело к тому что вчерашние постоянные заказчики начинали относиться к старому партнеру с подозрением. К тому же к этому времени вскрылись и другие противоречия внутри компании.
В год моего возвращения дела в Acer шли не очень хорошо. Господин Ши понимал, что большой командой сложно управлять, и её необходимо разделить на более мелкие команды. Он согласился на разделение. Однако многие наши активы были тесно связаны с Acer, и самым сложным было их разделение.
IT-гиганту Стэна Ши все сложнее было оперативно реагировать на динамично меняющийся рынок. Решения принимались медленно, а управление было неэффективным. Именно по этой причине в свое время из компании Acer ушел тот самый Ли Кун-Яо, основавший подразделение Acer Communications & Multimedia. Последней каплей стал кризис IT в 2001 году, после чего Стэн Ши принял окончательное решение о разделении компании Acer на несколько отдельных предприятий.
- Acer Group унаследовала имя IT гиганта и продолжила разработку готовых компьютеров, серверов и ноутбуков с мониторами. Однако утратила производственные мощности
- Заводы и ODM бизнес перешли под управление Wistron Group
- Так же в это же время, отдельное подразделение Acer Display Technology начинает слияние с Unipac Optoelectronics, породившее в последствии компанию AU Optronics, известного ныне производителя LCD дисплеев (Входящего в группу компаний BenQ)
- Ли Кун-Яо вернувшийся в недавно отделенное подразделение Acer Communications & Multimedia становиться у руля новообразованной компании и переименовывает ее в звонкое BenQ
BenQ - Bringing Enjoyment and Quality
Молодой компании досталось перспективное направление коммерческих устройств: Проекторы, дисплеи и CD-ROMы. К концу 2004 года, Benq занимала второе место, уступая лишь Samsung по продажам LCD дисплеев. После отделения от Acer дела быстро шли в гору.
Молодая компания, на фоне отличных продаж уже имеющейся продукции, начала экспансию на смежные сферы бизнеса. Начали с того что подглядев у бывших коллег, вышли на рынок ноутбуков, выпустив в свет серию Joybook.
Не успев развернутся на новом для себя рынке, всего спустя год BenQ решает отправиться в новое направление выпустив свой первый мобильный телефон:
С этого момента BenQ горит желанием закрепиться на этом желанном быстро-растущем рынке. Мобильные телефоны компании выходят с конвейера с максимально возможной скоростью.
Параллельно с этим BenQ решает объединиться с голландским гигантом в сфере бытовой техники Philips для создания совместного предприятия. Производственные и технологические мощности которого были на правлены на производство продуктов для компьютерных магазинов, включая приводы CD и DVD-ROM.
Переломный момент: 2005 год, BenQ приобретает Siemens Mobile
Параллельно с успехами компании BenQ, у мобильного подразделения компании Siemens начались серьезные проблемы. Динамично изменяющийся рынок и ошибки в планировании, привели к тому что некогда успешный производитель телефонов остался в аутсайдерах. Компания теряла по пол миллиона долларов ежедневно и требовала радикальных решений. Таким решением для Siemens стало продажа мобильного подразделения и покупателем стала динамично развивающаяся BenQ.
Дифференциация должна исходить в первую очередь от технологий. Не от маркетинга — все могут проводить похожие кампании или мероприятия. Но когда дело касается самого продукта, инновации должны исходить от технологий. Дизайн важен уже давно. По мере того как традиционные продукты в сфере информационных технологий всё больше ориентируются на потребительский рынок, значение дизайна растёт. Но сам по себе дизайн мало что может дать. Технологии в сочетании с дизайном могут создать нечто действительно выдающееся
В конце 2005 года совершается сама сделка, назвать которую покупкой довольно сложно. Siemens мало того что передавали свое мобильное подразделение компании BenQ, они так же вкладывали 250 миллионов евро в новообразованную BenQ-Siemens и приобретали специально выпущенных акций BenQ на сумму 50 миллионов евро. Возможно Вам кажется что сделка выглядит так, словно BenQ получила мобильное подразделение в подарок, но эта история ещё сможет Вас удивить.
Мобильное подразделение Сименс несло убытки из-за отставания в техническом плане, проблем с программным обеспечением и, что важнее, плохого менеджмента. Именно в таком состоянии BenQ приобрела этот актив. Но что важнее, из-за условий контракта и собственной недальновидности они не внесли в структуру нового мобильного подразделения главное изменения - не поменяли руководство и менеджмент.
В 2006 году Acer распродает свою долю акций BenQ, окончательно разрывая связь с ней. Тем временем сама BenQ испытывала серьезные трудности с мобильным подразделением. Не переломив ситуацию в момент прихода, она столкнулась с той же проблемой что и сама Siemens - европейское мобильное подразделение сжигает десятки миллионов долларов ежемесячно и это проблема. Изначальный расчет компании на то что бренд Siemens даст им возможность закрепиться на европейском и американском рынке так же не сыграл. Из без того пошатнувшаяся репутация немецкого производителя телефонов окончательно рухнула после того как он перешел в руки Китайской компании.
Изначально казавшийся выгодным контракт с Siemens, превратился в кабалу, ведь по его условиям нельзя было сокращать рабочие места в Европейских офисах. Уже спустя пару месяцев после покупки стало ясно что мобильное подразделение из потенциально выгодного бизнеса превратилось в гигантскую дыру в бюджете.
Осенью 2006 года мюнхенский суд признает BenQ-Mobile банкротом. Бренд BenQ-Siemens прекращает свое существование, а маховик судебных тяжб начинает раскручиваться. Тысячи безработных пытаются привлечь к ответственности Siemens, понимая что с Тайваньской BenQ они ничего не получать. Немецкая прокуратора начинает расследование в отношении BenQ и Siemens, а спустя месяц генерального директора BenQ Ли Кун-Яо задерживает полиция. Расследование, впрочем, так ни к чему и не приведет, а Ли отпустят на свободу.
В январе 2007 года закрывается последний завод Benq-mobile в германии. Бывшие топ-менеджеры еще подадут в суд на BenQ за невыплаченные бонусы и судебные тяжбы будут длиться ни один год, а сама BenQ продолжит выпускать мобильные телефоны на Тайване. Однако в феврале 2007 года Benq- Siemens прекратила свое существование, а с ней и планы BenQ завоевать рынок телефонов.
Масштабная реструктуризация и очередная смена имени, на сей раз незримая.
Кризис BenQ Mobile заставил компанию в корне пересмотреть свою структуру. В 2007 году было объявлено о стратегическом разделении бизнеса:
- Бывшая BenQ переименовывается в Qisda и становиться материнской компанией для новообразованного подразделения BenQ. Qisda фокусируется на ODM-/OEM-бизнесе — контрактном производстве ЖК-панелей, мониторов и другой электроники для сторонних брендов, в числе которых, например, Dell.
- Новообразованное подразделение BenQ продолжает выпускать смартфоны, камеры, ноутбуки и прочую потребительскую технику.
- Незадолго до этого AU Optronics, входящая в состав BenQ Group и Quanta Display завершают слияние, что вывело AUO в тройку лидеров среди производителей LCD и OLED панелей.
Еще в марте 2007-го генеральный директор BenQ Ли Кун-Яо подал в отставку, но совет директоров не принял ее. Однако вместе с реструктуризацией его все же понижают в должности. За ним сохранился пост председателя совета директоров BenQ, AUO, а также Qisda, но пост CEO он сохранить не смог.
На какое-то время Qisda и ее бизнес доминируют в стратегии компании: Тайванскому гиганту отчаянно нужны деньги. BenQ уходит в тень продолжая выпускать камеры, ноутбуки и даже телефоны. Но настоящие страсти происходят вокруг.
На какое-то время для BenQ на первое место выходит их медицинский бизнес, развивающийся за кадром этого исторического лонга (простите, но лонг и без этих подробностей длинный, а информации там кот наплакал: Поэтому давайте условимся - далее внутритайванский бизнес BenQ нас не интересует. Возможно я расскажу о нем в другой раз. Договорились?)
Примерно в это же время, в очередном гараже (где же еще, ага) зарождается стартап ZOWIE. Трое парней заинтересовались киберспортом, еще до того как он стал этим вашим "Энтернешенал". Мониторами ZOWIE естественно не занимались, куда им до таких технологий, их страстью были компьютерные мыши.
Примерно в это время BenQ окончательно формирует свой имидж на рынке мониторов и решает ему следовать:
- Калибровка с завода должна быть на высоком уровне. (Картошку без работы оставляют, помогите!11!)
- Бремя заботы о зрении пользователя лежит на компании
- Дружить с киберспортсменами выгодно
2015 год, кот делал хоба, а BenQ приобретает ZOWIE и идет в киберспорт
Трюк, впрочем, не менее занимательный ведь компания всю дорогу словно игнорировала геймеров и даже когда ее дисплеи выходили на редкость привлекательными для оных, ни какой ставки в маркетинге на это сделано не было. Видимо это осознали и в самой BenQ после провала первых мониторов с подобным позиционированием и пришли к очевидному решению - купи тех, кто в этом преуспел.
Если серьезно, то BenQ заигрывала с киберспортом с 2010 года. В первую очередь непосредственно с ZOWIE. То совместный бандл сделают, то на киберспортивное мероприятие свои мониторы поставят. А перевыпуск монитора довольно типичная практика, хоть и не приятная для потребителя.
2017 год и знаковый лично для меня BenQ EW277HDR
Вообще в этом мониторе нет ничего прямо выдающегося, но это отличный пример того чем BenQ была всегда, а еще он был лично у меня и я его обожаю.
EW277HDR стал первым монитором компании поддерживающим стандарт HDR и он прекрасно описывает проблему которая преследовала BenQ на этом попроще долгие годы после него. Вообще-то для HDR этому мальцу не хватает технических возможностей: Да, яркость 400 нит! По сегодняшним стандартам VESA Display отменный HDR, ага. Но локального затенения нет и не будет его в мониторах BenQ еще долго. Да, матрица AMVA, пик развития VA-подобных матриц на рынке мониторов на долгие годы. Но контраст все еще 3000:1 что для реально впечатляющего HDR мало. Цветом монитор вроде бы тоже не мог удивить, так как битность матрицы была всего восемь и даже мигать с помощью FRC он не умел. Однако при этом покрытие DCI-P3 на уровне 93%, что вообще-то, очень даже. Ну и отличная калибровка с завода. И все это за 13000 рублей! Сказка? Не совсем: разрешение всего лишь FullHD и частота развертки 60 герц.
А еще у него был датчик освещенности, что позже BenQ использовала для развития своей технологии HDRi. Это нечто вроде Light Sense от Dolby Vision, только для бедных... Хотя учитывая стоимость некоторых экземпляров с этой технологией, не то что бы бедные могли их купить.
В общем типичный классный монитор от BenQ , у них всегда было так: Широкие массы такое не купят. Их отпугнут или 60 герц или не самое высокое разрешение и они уйдут брать ViewSonic, LG или Самсунг какой нибудь. Но те кто не отсеются на этом первичном этапе получат замечательный дисплей!
Но после 2017 года и окончательного прихода HDR на рынок дела у BenQ несколько изменились. Не поймите меня неправильно, если все эти годы вы были в секте "HDR это очередной гимик и вообще не нужОн", то BenQ для Вас в общем и не изменилась. Разве что игровые ZOWIE для мамкиных кибер-котлеток глаза мозолили. Но если Вас пристально заинтересовала экосистема HDR, то мониторы от BenQ вызывали приступ смеха сквозь слезы.
В этот момент я понимаю что мой новый дисплей будет не от BenQ и начинаю смотреть по сторонам в поисках неплохого HDR решения.
На протяжении двух последующих лет HDR дисплеи от BenQ не становились лучше. Все те же слабые VA-панели, или не дай бог и вовсе TN, либо IPS за конские деньги и ни в первых ни во вторых системы локального затемнения не присутствовало. Ситуацию мог исправить OLED, и внезапно, в 2022ом году, BenQ врывается на рынок со своим новеньким EX480UZ:
К тому времени на моем столе в качестве монитора уже второй год стоял LG CX купленный в марте 2020-го. И вот наконец-то выходит первый OLED дисплей от моей любимой BenQ. И что мы получаем? Судя по характеристикам яркости в нем стоит та же панель WOLED первого поколения от LG, что и в моем телевизоре. HDRi по итогу может пригодиться в кино, но в играх достаточно бесполезен, а за разницу в цене можно двадцать калибровок дисплея сделать и еще на ведро картошки денег останется! Но стоит признать он стильный. И окромя LG никто таких конкурентных цен не предлагал. Все мониторы выпущенные на телевизионных WOLED матрицах были дороже и с яркостью ниже чем у телевизоров LG c WOLED второго поколения. Просто не настолько дороже.
Все настолько плохо?
Нет. BenQ нашла свое место на рынке давно и понимает она этот рынок лучше меня точно. Полноценные HDR дисплеи у BenQ обязательно появятся, когда время придет. И возможно вашим первым HDR дисплеем будет именно такой вот будущий вариант от BenQ. Подвижки в эту сторону есть. AU Optronics уже выпускает панели с зональной подсветкой и IPS панелями с высоким контрастом (да, такие тоже бывают)
А ещё BenQ уже анонсировала три монитора на QD-OLED матрицах и цены там не заоблачные.
Новая линейка Mobiuz с QD-OLED меня действительно заинтриговала. Очень жду тестов, ибо посмотреть что BenQ сможет с такой матрицей крайне интересно. Надеюсь они покажут результаты лучше, чем MSI с их EOTF Boost.