Поясняю за HDR: Part II

Обо что сегодня?

Сегодня мы начнем с картофельного HDR, научимся понимать разницу между стандартным и расширенным динамическими диапазонами. Вспомним старичка EW277HDR и поговорим о том почему он крут. А так же вас ждет все то что было обещано в первой части.

Содержание:

Поясняю за HDR: Part II

Крахмальные подробности.

Во первых, поздравляю Вас! Да да, именно тебя мой дорогой читатель! Ведь Вы только что стали обладателем нового, замечательного HDR дисплея! Вы владеете данным экраном наверняка не первый год и ничего такого не подозревали и сейчас изумленно читаете эти строки, но Ваш дисплей, тот самый через который вы читаете эту скромную статью, на самом деле HDR!

Как же так вышло?

Дело в том что на протяжении 30 лет стандартом телевещания, а позже и видеозаписей на цифровых и не очень носителях был и остается Rec. 709. Это стандарт, база если хотите. Он подразумевает что контент созданный под этот стандарт будут просматривать на проекторе в кинозале с яркостью не более 100 нит или на домашнем электронно-лучевом телевизоре, все с той же пиковой яркостью. Так же изначально предполагался просмотр контента при гамме 2.4. Но прогресс не стоял на месте и яркость домашних экранов давно перепрыгнула ту самую отметку в сотню нит. При этом появились и другие стандарты, тот же sRGB, например. А еще всем на эти самые стандарты как было, так и осталось наплевать. Мы с вами не всегда имеем роскошь просматривать кино в абсолютно темной комнате, как это происходит в кинозале (хотя я и настоятельно рекомендую Вам так делать). Часто мы смотрим фильм находясь в хорошо освещенной комнате и на мониторе с пиковой яркостью в сто нит и верной гамма кривой в таких условиях мы просто ничего не разглядим. Поэтому в современных телевизорах и мониторах Вам предоставляют возможность послать все стандарты к чертям со словами "я художник я так вижу". Но...

... раз яркость нашего экрана выше чем у SDR стандарта, значит все таки... да?

Объясню почему. У кинопроектора, так же как и у ЭЛТ дисплеев(ламповые времена... эх) низкая яркость, но просто запредельная контрастность. Они способны отобразить в одной сцене драматически разные по своей яркости объекты. LCD так не умеет. Принцип работы у него другой: Яркая подсветка лупит сквозь решето из пикселей, задача которых блокировать свет в той или иной степени. И вот проблема здесь в том что даже закрытый пиксель, так или иначе, пропускает через себя свет. У VA-матриц этот эффект менее заметен, у IPS его порой даже днем можно разглядеть. В голых цифрах это: 3000:1 у лучших представителей LCD, против 150000:1 у старенького лампового гигачада. Ну вы смеетесь что ли? В стандартах HDR прописаны минимальные значения контрастности не просто так и значения там, по самым скромным запросам - 20000:1, что с лихвой выходит за рамки возможностей лучших LCD дисплеев.

HDR это новый стандарт

До финальной итерации, к которой будут апеллировать в будущих статьях потомки, стандарту пока далековато, но подвижки (Rec. 2100) есть. Уже сейчас сформированы общие принципы. Во первых HDR это всегда уход от гамма-кривой. Вместо нее используется PQ (поверьте вы не хотите видеть этот акроним на русском), а в альтернативу ему есть гибридная логарифмитическая гамма - она же HLG, но это просто попытка усидеть на двух стульях. Во вторых планка пиковой яркости смещена до одной тысячи нит, при сохранении яркости черных участков на уровне 0.005 нит.

Минутка арифметики за 3 класс.

Урок №1: Считаем контрастность для Rec. 2100


Дано: Пиковая яркость монитора Пети 1000 кандел на квадратный сантиметр. Выключенные пиксели светятся с яркостью 0.005 cd/m^2

Вопрос: Сколько картофеля вам отсыпать?

Решение: 1000 делим на 0.005

Получаем ответ: 200000:1 контрастность нашего монитора.

В третьих на сей раз изменения условий просмотра с референсных (темная комната кино-зала), на, простите, Васянские собираются учесть. Это будет реализовано (у некоторых уже работает - LG, Sony, Samsung и даже Benq, например) при помощи датчика освещенности встроенного в экран. При помощи полученных данных дисплей будет смещать планку PQ и адаптировать контент к условиям просмотра.

BT. 2100 разделяет общий цветовой охват с таковым у BT.2020
BT. 2100 разделяет общий цветовой охват с таковым у BT.2020

Как выбрать для себя лучший HDR монитор на свете?

Начнем с того, как его выбирать точно не стоит. Игнорируем любые неизвестные логотипы с акронимом HDR на сайтах, коробке или на нем самом. Видим на коробке Asus cinema HDR, проходим мимо. Benq HDRi? Идем не меняя направления. Даже если Вас манят заветным логотипом HDR10, стойко стоим на своем.

Так куда же смотреть? Из логотипов доверять можно VESA Display.У них есть несколько стандартов. Во первых HDR400/600/1000/1400, во вторых HDR true black 400/500/600. Доверять безоговорочно можно только второму. Он сообщит две вещи - во первых перед вами дисплей на OLED матрице, а во вторых его пиковое значение яркости не ниже той цифры что красуется на логотипе. Проблема только в том что в списке сертифицированных устройств Вы найдете одни ноутбуки, что полезно если ищите устройство подобного класса, но лишено смысла если на рынок Вы пришли за монитором. Тогда как выбрать себе OLED? На самом деле не так и сложно. Во первых необходимо понимать что яркость для OLED экрана нельзя выразить одной цифрой.

Перед вами графики зависимости максимальной яркости от задействованной площади экрана. Как видите, яркость OLED планомерно снижается по мере увеличения отображаемого объекта. У LCD яркость тоже изменяется, но до определенного момента она только растет, после чего так же резко падает. За это отвечает алгоритм ABL - автоматический ограничитель яркости. Чем больше светодиодов одновременно светиться, тем больше энергии они потребляют и больше тепла вырабатывают. Алгоритм служит защитой вашего экрана. Падение яркости у LCD при отображении мелких объектов обусловлено особенностями ковровой подсветки.

Если верить одному <b>желтому</b> магазину, то яркость <b>LG 27GR</b> просто космос, по сравнению с самсунгами. Но в реальности <b>QD-OLED</b> сасмунга демонстрируют большую яркость на всем участке графика яркости, нежели WOLED от LG. А цифры в описании товара <b>взяты с потолка</b>
Если верить одному желтому магазину, то яркость LG 27GR просто космос, по сравнению с самсунгами. Но в реальности QD-OLED сасмунга демонстрируют большую яркость на всем участке графика яркости, нежели WOLED от LG. А цифры в описании товара взяты с потолка

И так теперь мы знаем что одной цифры мало. Нужен комплексный подход. Ищем грамотные тесты интересующего нас агрегата в интернете и смотрим на показатели яркости. Показатель контрастности нас не интересует, этими миллионами мы будем флексить после покупки. Что нас может заинтересовать и обязательно заинтересует так это показатель Color Volume. Это более полные сведения о возможности отображения цветов монитором.

На рынке OLED дисплеев для телевизоров и монитор в данный момент образовалась дуополия между LG и Samsung. У первых матрицы W-OLED, у вторых QD-OLED.

W - означает White (белый). Дело в том что структура матриц LG включает в себя четыре субпикселя - красный, зеленый, синий и, тот самый, белый субпиксель. Никакого обмана с разрешением тут нет, но вот проблема с цветовым охватом на высокой яркости - есть. И причиной тому именно белый субпиксель.

QD - означает Quantum Dot (Квантовые точки). Конечно же боги квантовых точек в лице Самсунга не могли прийти в мир OLED без этих самых точек. Структура пикселя здесь стандартная RGB - красный, зеленый и синий субпиксели. Светодиоды все синие, но на красном и зеленом слой квантовых точек искажает излучаемый ими свет в нужную часть спектра. У таких экранов несколько выше яркость, но к чести LG - не на много. Но что важнее цветовой охват здесь шире. Особенно в спектре зеленого и желтого. Например золото на таком экране блестит на порядок интереснее, нежели у конкурента. Без минусов не обошлось. При прямом сравнении в дневных условиях просмотра у LG черный более глубокий. Так происходит из-за поляризатора под стеклом. В ночных условиях эта разница незаметна.

Мы сегодня так много раз упомянули самые разные стандарты: BT.709, BT.2100...  Знакомьтесь: <b>BT 7274</b>
Мы сегодня так много раз упомянули самые разные стандарты: BT.709, BT.2100...  Знакомьтесь: BT 7274

Окей c OLED'ом определись, но что если я боюсь его брать?

Не бойтесь. Но если серьезно, то тут все еще сложнее. Во первых вернемся к VESA. К сожалению сертификация HDR Display оказалась достаточно бесполезной.

  • VESA Display HDR400 - не достоин существовать вообще. Не сообщает о мониторе ничего, кроме пиковой яркости, которая, как не сложно догадаться, будет составлять 400 нит. Benq EW277 вышел до появления этих сертификатов, но по сути он идеальный кандидат в эту категорию.

  • VESA Display HDR600 - Сообщает нам что яркость подсветки составит 600 нит при отображении короткой вспышки или небольшого участка на экране, а максимальная постоянная яркость существенно ниже. Помимо информации о яркости сообщает нам о наличии зональной подсветки, без указания количества зон в ней.

  • VESA Display HDR1000 - По части яркости вновь полуправда. 1000 нит только для маленького участка или вспышки. Продолжительная заливка на весь экран будет около 800 нит. Вновь сообщает только о наличии зональной подсветки.

  • VESA Display HDR1400 - думаю можно не пояснять, суть вы поняли.

На что смотрим? Во первых на тип матрицы. В основе любого QLED, ULED, Mini-led и прочих маркетинговых названий попрежнему старая добрая LCD панель. Они как мы знаем бывают разных вариантов. В основе своей используются два типа матриц: IPS/ADS и VA/AMVA. У первых ниже контраст, у вторых хуже углы обзора, но я думаю вы и так уже в курсе, так что не будем в очередной раз начинать историю про дядю Бена. Куда важнее для нас подсветка. Тут тоже типов в основном два: Full Array with local dimming (FALD) и Mini-led. Спойлер, вторая лучше. Потому что чем больше зон в вашей подсветке тем меньше вы заметите ореолы вокруг ярких объектов на темном фоне. Количественно это выглядит так:

  • 8 зон - Прибить на стену позора
  • 16 зон - В мусор
  • 50 - По прежнему в мусор.
  • 100 - По очень большой скидке сойдет
  • 576 - Apple ProDisplay XDR
  • 768 - TCL 8 серия
  • 1 000 - Можно смело брать
  • 2 000 - Тебя я видел во сне!
  • 10 000 - Ты что за зверь?
  • 2,073,600 - Дальше вам идти нельзя там живут OLED'ы (Hisense H9E)

Отдохнули от стены текста, теперь заканчиваем шутейку - количество зон само по себе ничего не значит.

Проблема в том что зачастую телевизор с меньшим количеством зон проявляет себя лучше, нежели конкурент с неимоверно большим числом зон. И тут я, к сожалению, Вам не смогу дать исчерпывающего пояснения как с OLED. У LCD слишком много факторов. Разумеется на VA матрицах засветка будет видна меньше, и конечно же большее количество зон подсветки в этом тоже поможет. Однако все это легко может перечеркнут кривой софт телевизора. Mini-led и FALD это костыли. Иногда этот костыль работает хорошо. А иногда вы включаете VRR и ваш FALD просто отключается, потому что мозг телевизора или аппаратная часть подсветки просто не успевает за динамично сменяющейся частотой экрана. Подобные вещи можно узнать только в тестах.

Минутка ностальжи

Знакомьтесь - миша с рыбкой. А над ним гордо возвышается BENQ EW277HDR
Знакомьтесь - миша с рыбкой. А над ним гордо возвышается BENQ EW277HDR

EW277HDR выпущен компанией BENQ в середине 2017 года. В основу монитора легла AMVA матрица и подсветка с двумя режимами работы. В стандартных режимах ее яркость была до 300 нит, а при активации HDR форсировалась до четырех сотен. Контрастность как и полагается данному типу матриц составила 3000:1, а цветовой охват покрывал на сто процентов BT. 709 пространство и более 90% DCI-P3. Цена: 12000-15000 рублей.

Углы обзора? Их есть у него. Просто посмотрите на этот экстремальный ракурс просмотра и на то каким молодцом держится картинка! Не каждому IPS подобное по плечу. 
Углы обзора? Их есть у него. Просто посмотрите на этот экстремальный ракурс просмотра и на то каким молодцом держится картинка! Не каждому IPS подобное по плечу. 

Озвучу сразу очевидный итог: Перед нами классический HDRen't дисплей или как я люблю называть такие - HDR Ready (по аналогии с популярным в конце нулевых маркетинговым брендом HD Ready)

То есть в настоящий HDR это чудо не умеет и просто нагло нас обманывает. Тогда почему же у меня к нему такие теплые чувства? Все просто: Хороший SDR монитор может быть приятнее глазу плохого HDR монитора. А перед нами выдающийся монитор. Да, у него всего 60 герц и это FullHD (TW: на 27-ми дюймах!!1), поэтому любителей Контры он конечно же разочарует, но во всем что касается картинки он удивлял. Хорошая базовая калибровка. Широкий спектр настроек. Безумно глубокий контраст. И высокая яркость. Все эти параметры давали нам отличную картинку - яркую, сочную, с достаточно глубоким черным.

Но пора поговорить о том как же все таки себя вел HDR при его активации, раз уж он у нас есть. Во первых у монитора есть кнопка HDR на передней панели. Нажатие на нее приводило к простому эффекту: AutoHDR для самых бедных. По сути просто увеличивалась яркость картинки. Во вторых, HDR режим изображения как и положено активировался при соответствующем входном сигнале. Таким сигналом в моем случае служила PS4 Pro.

Даже не думайте в серьез что-то сравнивать по этим фотографиям, они исключительно для иллюстрации и передают ровно ничего.

SDR
SDR
HDR
HDR

Во первых: Если вам показалось что SDR как то ближе и милее глазу, то... вам не показалось. Наш мозг любит контраст. На этом основывается цветокоррекция в кино, дизайны логотипов и всего что нас окружает. И вот SDR на таком классе устройств смотрится контрастнее.

Как уже не раз было проговорено - HDR это широкий динамический диапазон. HDR контент - это про то что бы как можно больше информации отобразить на экране. Больше степеней яркости, больше оттенков цветов, градаций черного и прочего. Игра пакует больше информации в контейнер и отдает его по HDMI на ваш экран. А дальше все зависит от него. Именно от его технических характеристик зависит то как он эту информацию отобразит.

Настоящий HDR монитор отличает то что его характеристики значительно шире чем мы привыкли - больше яркость, ниже точка черного, выше контрастность и цветовой охват. В итоге такой монитор берет весь этот объем информации и отображает за счет своих широких возможностей. Луна светит с яркостью 700 нит, облака вокруг нее 650, а трава, скажем, 400. В это время объекты в тени имеют диапазон яркости примерно от нуля до пяти. Таким образом мы видим ослепительно яркую луну в небе, область освещенную ей, но при желании мы можем разглядеть что там притаилось под камнем.

HDR Ready монитор сигнал примет, но у него нет тех характеристик что бы отобразить картинку столь же впечатляюще. Однако делать он будет ровно то же самое. Только теперь Луна будет светиться с яркостью 400 нит, облака 368, а травка будет иметь яркость в 228 нит. Куда больше вопросов будет вызывать теневая область. LCD без зональной подсветки в ноль нит не умеет по своей природе. (поэтому для sRGB гамму снизили c 2.4 и увели от нуля) Вариантов два - первый: плевать на детали в тенях (PQ стартует с нуля, все что не получиться отобразить просто пропадает), второй: стараемся вытащить детали, жертвуя уровнем черного (кривая PQ сознательно завышается в области нуля)

Важно: во втором примере мы рассматриваем случай, при котором мы перекалибровали настойки игры под новый монитор. Если этого не сделать и оставить те что были для первого примера, то вариантов будет два:

1. У монитора есть возможность включить тонмаппинг:монитор сам сожмёт данные и попробует их отобразить - результат плюс минус тот же что во втором примере.

2. У монитора нет тонмаппинга или мы его выключили: Все что выше его пиковых 400 Нит будет просто клиповать, превращаясь в белую кашу.

HDR на EW277 действительно передает больше информации о сцене, по сравнению с SDR рендером. И в некоторых случаях он действительно полезен, им приятно пользоваться. Однако в жертву большей детализации мы приносим контраст. Наша картинка становиться более плоской и менее цепляющей чем она могла бы быть.

Тем не менее EW277HDR до сих пор в самом сердечке. В 2018 году это был отличный монитор, за смешные деньги даривший позитивный опыт использования. А еще у него был датчик освещенности и цветовой температуры. Именно поэтому на фотографиях выше так сбита цветовая температура, во время съемки по ошибке был включен автоматический WB в мониторе, чем пользоваться конечно не стоит при потреблении кино и видеоигрового контента.

<b>Что бы ни жертвовать ни чем, любимого старичка сменил биг бой справа - LG CX.</b> <i>Фото архивное, качество соответсвующее. </i>
Что бы ни жертвовать ни чем, любимого старичка сменил биг бой справа - LG CX. Фото архивное, качество соответсвующее. 

Жизнь c HDR монитором на ПК и консолях

Решил что все же требуется немного пояснить про LG CX, для полноты картины. Переход с HDRen't монитора на настоящий HDR телевизор все же требует особого внимания. Во первых, начну с очевидного слона в комнате - диагональ. Да 48 дюймов, но при 4К разрешении так что итоговый PPI даже выше чем у старичка. Однако собрались мы тут ради HDR, поэтому не затягивая переходим к нему. Кривая яркости у CX очень схожа с той что использовалась в графике-примере. Пиковая яркость примерно 780 нит. Может возникнуть вопрос - достаточно ли? Ответ прост: достаточно, но, как и всегда, хотелось бы больше. Днем, в яркий солнечный день без штор может не хватать. Ночью в референсных условия - идеально. Второй слон в комнате - агрессивный ABL. При первом моем знакомстве с OLED в стенах магазина с ярким освещением именно ABL стал главным фактором отторжения. Честно говоря тогда решил окончательно что не буду брать OLED пока не исправят. И вот мы здесь, да. Что по итогу? Уже третий год это мой основной монитор для просмотра кино и видеоигр. (работа за стареньким маком, в основном) Мешает ли ABL? На самом деле нет. Да, сцены заснеженных пейзажей, пустынь и прочих крайне ярких по своей сути локаций даются OLED сложнее. Но все искупают остальные 70% контента, где контрастность сцены чувствуется намного лучше чем на любом LCD. Попиксельная регулировка яркости решает множество проблем. Сцены с космосом из Гравитации, ночные миссии в какой нибудь Call of Duty - все это выглядит значительно честнее и убедительнее на OLED.

Дополнил после написания статьи

2016-2019

В вопросах HDR гейминга консоли обошли ПК-бояр на три головы. Мало того что на консолях HDR появился раньше, так еще и многие игры там имеют банально лучшую его реализацию. А в самых запущенных случаях одна и та же игра на консоле могла иметь полную нативную поддержку HDR, а на ПК выйти вовсе без намека на реализацию этой функции. (Передаем пламенный привет CDPR). Windows 10 не разделяет SDR и HDR и при активации последнего все элементы интерфейса светят вам в глаза, выжигая пиксели вашего нового OLED экрана. Калибровка и поддержка HGIG есть только на консолях.

2020-2023

На сегодняшний день ситуация с HDR далеко продвинулась. Начнем не с игр, а оболочки вокруг: Если у вас HDR экран и вы по какой-то причине до сих пор остались на Windows 10 - бросайте все и срочно обновляйтесь. В Windows 11 наконец-то реализовали все то что мы так долго ждали: Системную калибровку HDR профиля, возможность задать яркость интерфейса и прочих SDR элементов при отображении в HDR среде и даже подрезали у Xbox series крайне полезную фишку - AutoHDR. Обновились? Качайте из магазина приложений Windows HDR Calibration.

Знакомый <a href="https://dtf.ru/hard/2370191-poyasnyayu-za-hdr-chast-raz" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">тестовый паттерн?</a> Все верно! Включаем в настройках нашего дисплея <b>HGIG</b> и проходим калибровку, прямо как на консолях.
Знакомый тестовый паттерн? Все верно! Включаем в настройках нашего дисплея HGIG и проходим калибровку, прямо как на консолях.

Для калибровки HDR в Windows, на консолях и в меню самой игры Вы задаете три параметра:

1. Максимальная возможная яркость экрана (Maximum Content Light Level information)

2. Максимальная яркость экрана при полной заливке (Max Frame Average Light Level)

3. Точка черного (Minimum Display Mastering Luminance)

Так мы сообщаем нашей игре необходимую ей информацию о нашем экране, используя которую она правильно выстраивает PQ, таким образом что бы мы видели на экране как можно больше информации как в тенях так и в ярких областях.

Но довольно! Мы наигрались в настройки и готовы перейти к серьезным вещам, а именно - геймингу! Starfield, жди, мы идем. Запускаем игру...

Не, ну а че. Нормально вроде. Разве мы себе <b>OLED</b> купили для глубокого черного? Вот и я думаю пойдет... пойдет этот Старфилд <b>прямой дорогой в помойку</b>. 
Не, ну а че. Нормально вроде. Разве мы себе OLED купили для глубокого черного? Вот и я думаю пойдет... пойдет этот Старфилд прямой дорогой в помойку

И он бы туда обязательно и отравился, если бы не фанаты. Знакомьтесь: LUMA.

<i><b>Мододелы - чиним игры за разработчиков с 1998 года</b></i>
Мододелы - чиним игры за разработчиков с 1998 года

Впрочем, я думаю в Старфилд мы наигрались. Вернемся к нему через пару тройку патчей. Слышите эту музыку из 90ых? А скрежет гидравлики и металический стук? Живыми или мертвыми Вы пойдете со мной... играть в новинку на топовом Unreal Engine 5!

Game Over...
Game Over...

Но не беда, мы как ни как на PC. Мода для этой игры, к сожалению, нет, но у меня есть кое что получше.. нет, не рисунок ключа. Special K!

Скачиваем, устанавливаем и запускаем. Игры должны сами подтянуться в список справа, но если нет, добавляем нужную нам игру вручную. Помните: ни в коем случае не используйте этот инструмент для онлайн игр. Античит может ошибочно принять SK за угрозу. Запускаем игру через лаунчер Special K, зажимаем Ctrl + ⇧ Shift + ← Backspace и попадаем...

В <b>ад для простого игрока</b> мы попадаем. Но несмотря на сложный интерфейс приблуда хорошая. Чудес не творит, но итоговую картинку вполне можно считать HDR. Работает порой лучше нежели AutoHDR. Да что уж там... иногда лучше нативного HDR от разработчиков...
В ад для простого игрока мы попадаем. Но несмотря на сложный интерфейс приблуда хорошая. Чудес не творит, но итоговую картинку вполне можно считать HDR. Работает порой лучше нежели AutoHDR. Да что уж там... иногда лучше нативного HDR от разработчиков...

Для настройки этого чуда вооружаемся знаниями о своем экране, здесь нам понадобиться только пиковая яркость. Далее идем на Wiki и проделываем все что написано там. Крутим пиковую яркость и средние тона пока нам не понравиться результат. При желании можно включить фильтры для отображения яркости сцены или разделить экран на до и после применения алгоритма. Повторюсь, Special K это последнее средство. Используйте его только в случае если HDR очень нужен, а модов или других решений, к сожалению, нет.

Lex Tech Tips

Откалибруйте SDR режим телевизора или монитора. Иногда, вместо использования Special K, лучше включить классический SDR режим с правильными для Вас настройками. Жмем Windows+Alt+B что бы выключить или включить HDR в Windows на ходу.

Запустили игру с АвтоHDR? Жмем сочетание клавиш Win+G и попадаем в игровой оверлей Windows. Здесь можно записать геймплей, сделать скриншот и настроить интенсивность работы АвтоHDR!

Не верьте настройкам игры на 100% Запустилиигру с нативной поддержкой HDR и в настройках игры видите тестовые изображения и советы по настройке? Не верьте им на сто процентов. Всегда тестируйте результаты настройки HDR в самом геймплее.

Запустили игру и совсем не знаете что делать с этим HDR? Воспользуйтесь советом англоязычного канала на YouTube - GamingTech, канал специализируется на тестировании HDR игр и регулярно предоставляет рекомендации по настройке HDR под конкретную игру.

Для владельцев OLED:

Что бы сохранить здоровье своему монитору первым делом на Windows 11 заходим в Настойки/Система/Экран и включаем HDR и Авто HDR. Затем перемещаем ползунок яркости SDR контента до упора влево. Увеличивайте яркость этой настройки только если вам плохо видно интерфейс. Для SDR игр отключайте HDR сочетанием клавиш и тут же попадете ваш телевизор/монитор перейдут в откалиброванный ранее SDR профиль.

К сожалению, даже в 2023 году, спустя семь лет с момента появления HDR в играх, множество проектов выходят мало того что без его нативной поддержки, но и хоть какой либо реализации вовсе. Одной из последних стала The Finals, например. Хотя что уж говорить если даже крупные студии вроде Bethesda не способны выполнить реализацию этой фичи на должном уровне. Ключевая проблема здесь в отсутствии хоть какой либо стандартизации. Да, есть BT. 2100, но он окончательно сформировался относительно не давно и в первую очередь направлен на кино. Да, есть HGIG, однако в альянс по прежнему вступило преступно мало студий и ещё меньше производителей железа.

И вот в последних кроется главная проблема HDR на сегодняшний день. На рынке слишком много посредственных HDR экранов, не способных порой корректно отобразить даже rec. 709, но зато гордо несущих на своей коробке логотип HDR. Такие устройства дёшевы, а потому именно они попадают в дома массового зрителя и игрока. Как результат последние не понимают зачем этот ваш HDR нужОн, а разработчики продумывая визуал своей будущей игры вынуждены учитывать неимоверно широкий разброс технических характеристик различных устройств. Последнюю проблему легко устранить с помощью предоставления более гибкой настройки HDR в игровом меню, что демонстрирует та же LUMA, а потому ответственности с разработчиков не снимаем. Я же от себя крайне рекомендую вам при приобретении своего следующего экрана держать в голове прочитанное сегодня. И подойти к его выбору максимально вдумчиво, ведь сделать правильный выбор в этой области, за последние шесть лет стало как никогда сложно. Надеюсь что в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону. Приход OLED матриц в массы на это жирно намекает.

А какой у вас экран?
Без поддержки HDR
HDR READY
HDR LCD
HDR OLED

Итог

Статья вышла длинной и вместила в себя разумеется не все. Что-то я банально упустил, что-то сознательно проигнорировал дабы не раздувать и без того огромное полотно текста. Какие то фишки я прямо сейчас тестирую и проверяю и просто не могу пока о них уверенно писать, а потому вы их здесь не увидели. А чего-то вполне возможно я не знаю сам. Но я надеюсь что благодаря вашим комментариям мы исправим упущенное и дополним недосказанное. Делитесь своим мнением, фишками и мыслями под статьей, огромное спасибо, лично тебе, дорогой читатель прочитавший всю статью от начала и до конца, всем спасибо, всем пока!

С наступающим, 2024 годом!
16K16K показов
5.5K5.5K открытий
248 комментариев

Breaking News (от слоупока)
Если вы вдруг хотите поиграть в Stray, но в SDR желания нет, а SpecialK не работает у меня есть для Вас решение.

Ищем папку с сейвами игры. Находим в ней файл Engine.ini
Добавляем в него строчки указанные ниже и вуаля. HDR работает. Внимание, С*КА, вопрос: Какого хрена он реализован в игре. Просто бесит.

[SystemSettings]
r.AllowHDR=1
r.HDR.EnableHDROutput=1
r.HDR.Display.OutputDevice=5
r.HDR.Display.ColorGamut=2

Список игр где это можно реализовать так же просто с описанием процесса прикладываю:
https://www.pcgamingwiki.com/wiki/List_of_Unreal_Engine_4-5_games_where_HDR_can_be_forced#Game_compatibility

Ответить

HDR это прогрев гоев
Не благодарите

Ответить

"слова не мальчика но нищука"

Ответить

О а вот свидетели прогрева. Ни один свой лонг без себе не представляю)

Ответить

Просто у тебя нет олед телевизора.

Ответить
Комментарий удалён модератором