Железо
Леха Нилохов
25 324

Почему ЭЛТ-монитор так понравился специалистам DF

И почему мы прекрасно жили без этого.

В закладки
Аудио

Digital Foundry выпустили ролик, который всколыхнул околотехнические форумы и площадки. В нём авторы рассказали о своих впечатления от старого ЭЛТ-монитора, который потряс их качеством картинки. Кто-то посчитал это троллингом, кто-то побежал на «Авито». Но конфликт мнений возник: ряд людей не понимает, с чего могут быть такие восторги древней технологией, другие же рады услышать, что их CRT монитор все-таки топ и даже круче 4K OLED.

К делу. Почему им понравился ЭЛТ и в чём проблема современных LCD? Чтобы объяснить это, придётся затронуть практически всё, что касается изображения и движения. Потому ряд вещей я буду расписывать кратко.

Как мы знаем, 60/120/240 Гц в спецификациях наших мониторов обозначают частоту обновления уникальной картинки. 60 Гц это 60 новых картинок в секунду, или же каждая картинка будет сменяться следующей с интервалом в 16 мс. Грубо говоря, движущийся курсор мыши будет телепортироваться в новое место каждые 16 мс. Или 8 мс для 120 Гц или 2 мс для 480 Гц экрана.

Такой метод, при котором изображение отображается на экране до появления нового кадра называется sample and hold (отрисовал и держи). Казалось бы:картинка на экране рисуется чёткая, так почему глаза видят её размыто, неужели это ограничение нашего зрения или может во всём виновато время отклика?

Давайте попробуем ответить на вопросы: чем мы видим и как мы видим.

Как мы видим

Есть два способа макродвижений глаз: саккадические движения и плавное преследование.

Саккадические движения — это движения поисковые, установочные и корректирующие. С их помощью осуществляются поиск заданного объекта восприятия, установка глаза в исходную позицию и её корректировка. Эти движения осуществляются довольно быстро и происходят в виде скачков, в результате чего осуществляется перевод взора на тот или иной предмет.

Плавное преследование позволяет следить за движущимся объектом. Этот способ довольно сложен для зрительной системы и состоит из двух стадий: реакция на движение и попытка зрительного аппарата соответствующе скорректировать направление и скорость слежения, вторая стадия состоит из непосредственно поддержания этой скорости и слежения. То есть нужно понимать, что наше зрение не способно разгоняться и останавливаться без задержки, нет, ему нужно время, чтобы встать в разгон.

Что мы видим

За остроту зрения и чёткость картинки нужно благодарить центральную ямку сетчатки. Именно объекты, попадающие в эту область, выглядят наиболее чётко.

​Fovea, она же центральная ямка
​Именно так мы видим. Наибольшая острота в площади fovea, и эта острота постепенно снижается к parafovea и perifovea

И если мы захотим проследить за движением объекта на экране, например за летающей тарелкой из testufo.com, то мы воспользуемся именно способом плавного преследования.

Именно так  будет происходить перемещение (а точнее телепортация)  объекта на экране 60 Гц монитора
​И так это увидит наш глаз

Мы видим движущийся объект и фокусируемся на нём к моменту t=0ms, начинаем вести плавное преследование на основе информации о движении, которая у нас есть.

Плавное преследование не может остановиться на 10ms и резко возобновить движение, как и автомобиль не может менять скорость с 0 до 100 км/ч без разгона. Поэтому в момент, когда картинка на экране будет находиться ещё в положении t=0ms, мы будем плавно смещать наш фокус в направлении обновлённого положения объекта, которого ещё нет на экране.

Как видим на схеме выше — окружности образно показывают области fovea, parafovea и perifovea при плавном преследовании. Большую часть времени статичный объект будет выходить за пределы области самой высокой остроты (fovea) и окажется в других зонах, имеющих меньшую остроту.

Из этого можно сделать несколько выводов — чем большее пиксельное расстояние за кадр будет преодолевать движущаяся картинка, тем большую часть времени она окажется вне fovea и тем менее чёткой будет выглядеть.

Следующий вывод вытекает из первого. Минимального отклонения fovea от изображения на экране можно достигнуть при смещении объекта 1 пиксель на 1 кадр. Этот факт нам объясняет сразу несколько явлений.

Идеальная четкость изображения (относительно нативного) способна сохраняться только до скоростей, равных или меньших герцовке экрана. Для 60 Гц это 60 пикселей в секунду и менее, для 120 Гц это 120 пикселей в секунду и менее.

Существует популярный миф, что 60 Гц экраны имеют motion resolution (оно же разрешение динамики) около 300 пикселей в секунду. Но это всё же миф, и каждый может в этом убедиться. Просто пройдите по этим трём ссылками и сравните четкость: статика, 60 п/сек и 120 п/сек.

Этот момент отчасти объясняет факт, почему людям нравятся 120 Гц экраны в сравнении с 60 Гц. Но также он объясняет, что и 120 и 240 и 480 Гц не являются пределами нашего восприятия.

Так будет выглядеть 480 Гц экран при скорости 960 п/сек. Такая скорость  легко отслеживается плавным преследованием, но 480 Гц не позволяет прочитать надписи четко. 480 п/сек это его потолок

Возникает вопрос: а какое значение герцовки позволит избавиться от моушен блюра совсем? Ответ: равное скорости смещения пикселей в секунду, которую вы сможете распознать и отследить. Если это 1000 п/сек, то 1000 Гц, Если вы сможете отследить 2000 п/сек, то 2000 Гц и так далее. Вы скажете, что нельзя об этом говорить, так как нет подобных экранов. Но к этому мы вернемся в разговоре о DF.

Чтобы вы сейчас совсем не покрутили у виска, вспоминая свои любимые стереотипы о «больше стольки-то fps глаз не видит», то существует замечательный ресурс Blurbuster, админ которого изучает проблему моушен около десяти лет, там достаточное количество очень интересных статей, одна из которых рассказывает о пути к 1000 Гц и почему это круто. И также можно найти его комментарии, где он заявляет, что видит разницу между 3000 и 3840 пикселями в секунду на своих тестах.

Итак, надеюсь, теперь вы готовы к обсуждению того видео DF о шикарном CRT мониторе.

Смотреть с 1:50

Из этого видео в замедленной съёмке можно понять, что большую часть времени, смотря на CRT, наш глаз не видит НИЧЕГО, точнее — видит чёрное изображение.

И вот так будет выглядеть картинка сверху:

Всё просто — фокус смещается, при этом только fovea видит картину и видит её четко. А зона ближе к parafovea perifovea не видит ничего, только темноту.  Где мыло? Нет мыла. Только мерцание

Вот и весь фокус. Но за этот фокус мы расплачиваемся мерцанием изображения. 50 Гц, 60 Гц, 75 Гц, 120 Гц. Все они дадут нам кристально чёткое изображение в движении, превосходящее кратно чёткость динамики на LCD с sample and hold методом отображения. Но если мы вернёмся в эру CRT, тогда вспомним, что проблема мерцания была одной из основных и борьба с этим велась именно повышением герцовки. Условный минимум для терпимого мерцания — 85гц, хотя эта вещь индивидуальная, и её нужно разбирать отдельно.

Но мерцание это не единственная проблема — для получения эффекта от низкочастотного мерцания нужно выполнение определённых условий.

На каждый герц нужен новый целый кадр. При 100 Гц мерцании нужно 100 идеальных fps с вертикалкой и только. Более низкое значение приведёт к снижению эффекта и статтеринг будет бросаться в глаза очень сильно.

И очевидно, что для эффекта идеальной чёткости в движении нужно, чтобы не было искусственного замыливания картинки моушен блюром .

Вернемся к DF. Вот они увидели хай энд CRT, мерцающий на сравнительно высокой для CRT частоте и с хорошим разрешением, поиграли в игры при высоком fps. Увидели эффект отсутствия моушен блюра на любой скорости движущихся объектов.

По сути, они на полную задействовали второй способ движения глаз — плавное преследование, которое у них атрофировалось за долгое время игры на LCD. Представьте, что вы смотрите на мир одним глазом. Вам хватает этого, вы привыкаете, но стоит вам открыть второй глаз, как вы взглянете на мир по-другому, сможете увидеть объём, сможете воспользоваться всеми преимуществами своего зрения. Именно это и произошло с DF. Эти спецы ощутили свободу своего зрения без ограничений моушен блюра. Да, с мерцанием, но я сомневаюсь, что им нужен CRT для работы и браузинга. А побаловать себя играми, почему бы и нет? Вред от мерцания — это не такая уж и страшная «вредная привычка».

И главный вопрос: как же мы без этого живем и наслаждаемся фильмами, играми?

1. Банальная привычка. Многие из нас в своей жизни пользовались только LCD экранами. Да и в целом — больше 10 лет LCD тотально доминирует на рынке.

2. Стереотипы и мифы. Они определяют очень многое. Самый популярный: глаз не видит больше стольки-то герц и fps. Что забавно, консольщики «не видят» больше 30 fps, ПК-игроки с 60 Гц мониторами не видят больше 60, геймеры с 240 Гц экранами скажут, что тоже больше не видят.

3. Потребность в плавном преследовании. А за сколькими движущимися объектами вы сегодня целенаправленно следили? В повседневной жизни плавное преследование — это довольно редкое движение глаз, особенно если вы не ведете активный образ жизни или не играете в определённые игры, где это нужно.

4. Утомляемость. Плавное преследование это не только редко используемое движение, но и утомляющее. Практически весь день мы смотрим на мир саккадическим методом, но попробуйте полчаса целенаправленно поводить глазами за каким-то объектом. Я бы не назвал это приятным.

5. И как же я забыл. Контент решает. А он решил, что специально усиленный моушен блюр в фильмах и играх — это хорошо. Причины для этого имеются. Сильный экранный моушен блюр позволяет сделать 24 и 30 fps фильмы и игры не настолько дёргающимися, а более плавными. И людям (не всем) этот эффект нравится, так как с хорошим семплингом сильный моушен блюр выглядит действительно интересно.

6. Защитная реакция. Мы просто стараемся игнорировать то, что нам не понравится. Особенно если мы с этим жили всегда и другого не видели. Зачем обращать внимание на размытость в движении? Не надо этого делать.

Но не все пункты и не для всех людей работают. Кто-то знает матчасть, кто-то имеет опыт использования ЭЛТ, кто-то играет в игры, где для хорошего результата требуется постоянно следить за плавным движением объектов. Отсюда(и от других причин) и зародилась мода на высокогерцовые мониторы. Они частично решают проблему, хоть эта частичность и мала в сравнении с профитом от реального CRT или вставки черного кадра.

Вывод

Современная индустрия уже позабыла о своих недостатках, и видео DF о CRT — это отличный повод напомнить людям, что может быть лучше, на порядки лучше.

Пусть я не лучший рассказчик, но кто-то должен был на волне обсуждения материала DF рассказать об этом.

Я не затронул аспект моушен блюра VR, не затронул решение вопроса на LCD экранах. Статья и так получилась слишком большая, но при этом всё равно скомканная. Я советую вам почитать побольше материала на Blurbusters и посмотреть ролики на YouTube данного автора. Там материал подан ещё более наглядно и развернуто.

Материал дополнен редакцией

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Леха Нилохов", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u0435\u0442\u0440\u043e","\u043e\u043f\u044b\u0442","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043b\u043e\u043d\u0433","long"], "comments": 271, "likes": 983, "favorites": 646, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hard", "id": 70390, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 18 Sep 2019 17:47:33 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 70390, "author_id": 37789, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/70390\/get","add":"\/comments\/70390\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/70390"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64959, "last_count_and_date": null }
271 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
266

Вот за такие стати я и начал сидеть на dtf. Спасибо!)

Ответить
157

Я так долго сидел на "сосисках" DTF, что эта статья у меня вызывает эффект открытого второго глаза.

Ответить
12

тут посидишь и третий глаз откроется

Ответить
2 комментария
52

Как будто бы на Хабр зашел, в хорошем смысле. Отличная статья.

Ответить
0

Хабр давно не тот

Ответить
1 комментарий
2

Зато от редакции все больше сосисок

Ответить
48

и тишина)  что,  плохо разъяснил?  ну  давайте попробуем подправить    статью  и   остановимся  на неясных моментах. говорите,  что и где  вызывает вопросы.

Ответить
223

Дай дочитать.

Ответить
128
Ответить
17

Digital foundry выпустили ролик, который всколыхнул околотехнические форумы и площадки. Кто-то посчитал это троллингом, кто-то побежал на авито. Но конфликт мнений возник, ряд людей не понимает, с чего могут быть такие восторги древней технологией, другие же рады услышать, что их CRT монитор все-таки топ и даже круче 4к оледа.

Вы бы хоть объяснили что было в ролике DF. Дальше из контекста можно понять, но изначально текст строится так что "DF выпустили ролик, кто то посчитал это троллингом, много несогласных". А что "это" посчитали троллингом, с чем там кто несогласен - непонятно. Вы то в курсе о чём был этот ролик, но я, начав читать эту статью, вообще понятия не имею о чём вы.

Ответить
1

не надо читать непонятное :)

Ответить
6

Немного кривой стиль написания статьи.

А так очень даже хорошо, но обсуждение обещает быть весёлым. 

Ответить
2

вот стиль я как раз не смогу  поменять. это не  за  один  день делается)))

Ответить
2 комментария
5

Ты что, у комментаторов может теперь мозг вырасти.

Ответить
4

Спасибо большое за статью. Все достаточно понятно описано.

Ответить
3

Меня вот что смутило у DF. Они писали что в ЭЛТ нету "масштабирования картинки".

Типа на ЭЛТ в 2304 × 1440 и в 1152x720 игра выглядит одинаково...

Последний раз сидел за ЭЛТ в 2015 и такой магии чудесной не помню.

Зато отлично помню как с повышением разрешения падает герцовка. Как их размагничивать приходилось.

Как ЭЛТ взрываются и что могут происходить утечки бария.

Ответить
1

Десять-пятнадцать лет назад у КАЖДОГО стоял дома монитор с электронно-лучевой трубкой. А всю вторую половину 20 века ещё и телевизор.

Взрывы, утечки бария он помнит... Наркоман штоле? Максимум, кинескоп с хлопком лопается, если его уронить, потому что внутри давление пониженое, как в лампочке. Но без взрывов, лол.

Ответить
0

ждем через неделю выпуска "мы взорвали студию")

но   в целом, насчет    моушен блюра  при движении  они  нормально  все сказали.

масштабирование тоже работает немного иначе и имеет свои плюсы\минусы.

Ответить
12 комментариев
0

За 15 лет не взорвался, утечек не было) Но игры в разных разрешениях и правда выглядят по-разному. Но разница лишь в том, что при разрешении выше стандартного можно не включать сглаживание - текстуры\модели лишены лесенки.

Ответить
2

Лично я залип на сайте с НЛОшкой. 

Ответить
4

там куча интересных и наглядных тестов, на которые  можно писать отдельные статьи.  есть   примеры не с тарелкой, а с картинками 

https://www.testufo.com/photo

Ответить
1 комментарий
3

Перенеси потом в Науку? Ну, и видимо нет смысла мне теперь дописывать черновик - спасибо за материал. В закладки. 

Ответить
0

в идеале  сменить автора,  дополнить грамотно,  оформить красиво и в рамочку)

Ответить
1 комментарий
1

Всё отлично! Лично у меня наоборот глаза быстрее устают от игры на LCD мониторе чем от игры на CRT, в этом есть логика или это самообман?

И второй вопрос: LCD монитор с включенной функцией motion blur reduction или со вставкой черного кадра(вроде это одно и то же) равен CRT монитору в плане реакции глаз на движущиеся объекты? т.е. перемещение фокуса будет ровно как на второй картинке, и насколько сильно будет задействовано "плавное преследование"? Можно эти способы макродвижений на геймерский жаргон перевести - фликинг и трэкинг, как в шутерах :D

Ответить
3

есть разное качество реализации   этого  motion blur reduction   и разный уровень настройки.  Если  судить по самому авторитетному человеку в плане  всех  этих движений  и четкости  -админу blurbusters.com   то  он  заявляет,  что  современные  моинторы с  низким временем отклика способны на очень качественный blur reduction почти  как у CRT.  Хотя  стоит  отметить,   что    чем  выше герцовка,  тем  бОлшую  роль будет играть время отклика. И   на некоторых  мониторах  можно получить  самые четкие результаты  именно при низкой частоте 60-85гц.

Ответить
4 комментария
0

На современном LCD мониторе тоже может быть мерцание. В т.ч. и на низкой частоте. Т.к. мерцает подсветка, а не матрица. А плачущие за каждую копеечку производители ищут любой способ сэкономить. Нужно проверять свой монитор.

Ответить
–1

Чувак, хватит ставить по 2 и более пробелов между словами. До редактуры статью не видел, но если она в таком же «стиле» была написана, то это могила. 

Ответить
2

рад  понять  претензию,   но  только  не понимаю)   во всем  материале  2  пробела  стоит между словами или   можно пересчитать по пальцам? если  первое,  то у меня все ок-один пробел.  если  второе,  то  уж извините)

Ответить
47

Правильная статья.

Еще один момент, который не затронут в статье: покрытие экрана. Стекло даёт кристально прозрачное изображение, пластик даёт так называемый "эффект мокрой тряпки", то есть лёгкое мыло. Еденичные ЖК-мониторы используют стекло - это дорого. Стекло использует, например, Apple. Я долго работал с дизайном и фотографиями, и очень четко ощутил изменение технологий: сначала в компании где я работал, профессиональный монитор CRT Iiyama в 2007-м сменили на эпловские мониторы с пластиковым покрытием дисплея - первоначальная эйфория (вау большой и плоский) была подпорчена явным мыльцом, которое я не мог не замечать после кристально четкой картинки с трубки... затем монитор сменился на Apple Cinema Display 30 дюймов - вау, огромный дисплей, мыло осталось, и я даже как-то привык к нему. Затем купили новые аймаки, где в покрытии дисплея используется минеральное СТЕКЛО - БАМ! Муар исчез! Как будто протёрли глаза от песка. Дома у меня стоял недешевый Dell IPS - приходя домой после работы на аймаке я видел долбаный муар, пришлось дома на виндовс-ПК поставить Apple Сinema LED Display 27 дюймов который сделан также со стеклянный покрытием. Кайф.

Ответить
45

В статье также не затронута проблема черного цвета на ЖК-мониторах, где как известно черного нету а есть светящийся серый. Настоящий черный только на плазме и OLED. Поэтому киноманы предпочитают либо плазму (японскую), либо OLED, либо проектор - но только не ЖК. ЖК-телики прилично уродуют картинку, фильм становится похож на мульфильм, цвета искажаются и теряется ощущение того самого кино. Я точно вам говорю, у меня есть и IPS-дисплей, и плазма Panasonic и проектор.

Поэтому ребята из DF подключив современную игру к топовой трубке увидели сразу несколько эффектов: настоящий черный, кристальную четкость и пропал блюр.

К слову, в среде поклонников ретро-гейминга давно считается идеальнм вариантом играть на оригинальном железе и на лучших ЭЛТ-теликах типа Sony Trinitron с плоским экраном или же на профессиональных ЭЛТ-видео мониторах Sony серии PVM.

Всего вышеперчисленного не поймут зумеры, люди, которые не видели хороших ЭЛТ своими глазами, а росли в мире с доминированием корейских жк. Для них мутная картинка ЖК с ненастоящим черным единственная реальность которую они знают.

Ответить
14

Вот всё здорово, но потом взгляд споткнулся о "зумеров". Модно козырять этими "терминами" в последнее время стало, что ли? Или люди так самоутверждаются?

По сути – ты как, судя по всему, разбирающийся человек можешь сказать: у ЭЛТ со временем ухудшаются характеристики? Если сейчас, например, пойти на авито и поискать там какой-нибудь ЭЛТ-телевизор или монитор, на что стоит обратить внимание? Выгорают ли они со временем, и всё такое.

Ответить
4 комментария
3

они сказали,  что  на ЭЛТ картинка лучше оледа. потому  я и не стал упоминать  вопрос цветопередачи  вообще. 

Ответить
2 комментария
2

на ЭЛТ особо идеального чёрного тоже нет, так как что там, что в ЖК сам экран выступает источником света, просто выглядит это по-разному. а у плазм обычно плохо с яркостью из-за чего их хорошо смотреть только в тёмной комнате. в плане контраста идеальной технологии не существует и у каждой свои плюсы и недостатки.

Ответить
4 комментария
2

У IPS действительно плохой контраст, но у хорошего MVA чёрный свет по-моему вполне сносный. Уж всяко лучше проектора. 

Ответить
12 комментариев
0

либо проектор - но только не ЖК.

а какой?

Ответить
3 комментария
0

До сих пор играю в старые игры на старом элт мониторе.

Ответить
–2

Нет на ЭЛТ настоящего черного. На экран падает свет окружения, да и черные пиксели точно так же светятся. Что за сказки

Ответить
4 комментария
1

А ты очки носишь или годы работы за элт не повлияли?

Ответить
3

Зрение отличное, проверял в том году на приборе. Мне кажется на зрение гены влияют и неправильное питание, мой друг всю жизнь проработал за рулём, а очки надел уже в 26 лет. Я всю жизнь в офисе плюс свои проекты по выходным - зрение в порядке.

Ответить
1 комментарий
1

Вот зачем ты так про стекло... Я уже давно похоронил мысль поменять моник. А тут опять, сомненья. 

Ответить
32

Около года сижу на дтф, но после этой статьи аж захотелось зарегистрироваться и плюс влепить.

Ответить
28

мне кажется люди забыли, что такое ЭЛТ. Это во-первых. А во-вторых, они не обратили внимание, что Digital Foundry показали профессиональные мониторы Сони Тринитрон. Если что, эти железки стоили примерно 1700-2500$ и видели их даже в самый расцвет технологии единицы, которые получали доступ к ним на работе. Причем во всём мире, а не только в России. Игровые бытовые мониторы же совершенно иной мир и они в сравнении с современными ЖК не в таких уж и выигрышных позициях.

Единственный их плюс - это цветопередача. Сама технология ЭЛТ давала более яркие и сочные цвета. С этим не поспоришь. Но при этом у ЭЛТ нельзя забывать про хроматическую аберрацию по углам кинескопа, которая есть даже на топовых профессиональных тринитронах и им подобным.  Да и современные LCD с LED подсветками (даже не ОЛЕД) не так уж и хуже, чем типичный "игровой" ЭЛТ монитор из середины нулевых. Про начало нулевых или вообще про 90-е говорить нет смысла. Тогда ещё в ходу были мониторы с 16-битным цветом и это был тотальный black crush на любой более-менее новой игре и почти на любом фильме.

Искажения изображения по краям, вес (у ДФ 42 кг монитор для которого и стол нужен соотвествующий), размер, ужасное заметное глазу мерцание при герцах ниже 85-100 (50-60 Гц вообще были пыткой от которой глаза болели через полчаса-час, да 60 Гц на LCD гораздо приятнее глазу, чем ЭЛТ-стробоскоп).

В качестве плюса на DF указали то, что на ЭЛТ при игре в низких разрешениях не происходит "замыленного" апскейла. Есть такая проблема, хотя отчасти она решается при помощи апскейла на GPU, который в большинстве случаев срабатывает лучше скейлера монитора. Но даже так легкий блюр есть. Но возможно люди уже не помнят, но попытка поиграть в 640х480 или 800х600 на тех мониторах тоже вызывала дискомфорт из-за того, что всё изображение было в раздражающих "полосках"-сканлайнах, с помощью которых монитор дорисовывал картинку до своего целевого разрешения. И я не знаю, что хуже: блюр или эти полосочки. Знаю, что у полосочек есть фанаты, которые даже фильтры в эмулях с ними применяют, но меня они всегда раздражали.

Ответить
1

> Игровые бытовые мониторы же совершенно иной мир и они в сравнении с современными ЖК не в таких уж и выигрышных позициях.

Золотые слова.

Сканлайна не припомню. У меня был монитор с максимальным разрешением 1024х768, рабочий стол был в 800х600 (иначе все было слишком мелко). Игрушки шли в 640х480.

Ответить
0

По мне дак лучше линии, зато без размытия. Уже миллион лет сижу на ЖК, но до сих пор скучаю по чётким пикселям

Ответить
0

ну это если играть в старые игры в низком разрешении. в нативном у ЖК пиксели чётче, чем у ЭЛТ. тут же чисто цифровой сигнал без потерь с видеокарты идёт, а там он ещё в аналоговый конвертировался.

Ответить
25

Я не понял, но звучит круто

Ответить
0

С языка снял!)

Ответить
0

ну  а что непонятно?  самое основное  в том,  что  четко  мы видим очень  малую область,   так устроено зрение. И чем дальше, тем мыльнее.

И это явление работает  с движущимся  изображением на экранах. 

Ответить
13 комментариев
13

Но ведь тру-консольщики и вправду не видят больше 30 fps!!!1111одинодин

Ответить
16

они  вообще  не испоьзуют   способ плавного преследования.

А нет  преследования -нет и проблемы.  В такой  момент  я  непроизвольно фокусируюсь   на самом четком,  и все ок.

Ответить
37

Боже. всегда отключаю размытие в движении там, где есть такая опция.

Ответить
13 комментариев
3

у вас пробел залипает

Ответить
11

Не так давно на работе в северной накрылся старый 4:3 синкмастер и из закромов был извлечен круглый огромный монитор... Хз что там в играх на нём, но я очень охуел просто от движения курсора по рабочему столу, будто третий глаз открылся. Даже 144гц который стоит в соседней комнате сосёт хер. Как дальше жить, доктор?

Ответить
10

Тут еще наверное стоит отметить, что чуваки из DF играли на достаточно крутом профессиональном мониторе. Вероятно, на каком-нибудь 15 дюймовом синкмастере не было бы столько восторга. 

Я вот вспоминаю свои годы в комп. клубах и помню что картинка на этих ЭЛТ была ужасная, дома у меня был ЖК и на нем тот же КС1.6 выглядел сильно лучше. 

Ответить
2

но эффект отсутствия блюра был бы аналогичный.

Ответить
1

В комп клубах мониторы юзали 24/7 и такое может "износить" почти любой монитор. 

Ответить
0

За годы - да. Но они окупались хорошо. В любом случае в разы быстрее. 

Ответить
0

Когда я первый раз сел за Trinitron-трубку, я просто взял выжал из себя всё и через 3 месяца купил моник с такой трубкой. 

Ответить
5

Как известно, никто никогда не вернётся в 2007 год. Но про 1998-й год речи не было. Поэтому читаем, изучаем и выбираем себе под ёлочку громадный 17-й дюймовый монитор (да-да, 15 дюймов уже не актуальны):

https://archive.org/details/Game.EXE_12_1998/page/n85

К слову, как раз после этого номера я уговорил отца взять победителя теста: Nokia 477Xpro. Расписывать достоинства не стану (при всех них я всё же предпочту современного тонкого исполина в 27 дюймов и выше), но на одном заострю внимания. На передней панели было два кругляшка с регулятором яркости и контраста, и пользоваться ими было дико удобно. После этого меня сильно раздражали LCD-мониторы, где для того, чтобы отрегулировать яркость или контраст приходилось лезть в крайне неудобное меню, и тыкать кнопки на мониторе чуть не вслепую. В общем, очень полезная штука, но увы, по-моему за двадцать лет её никто так и не перенял. 

Ответить
14

Охренеть, Нокиа делали мониторы.

Ответить
0

Как удобно DF выпустили видео, да?)

Ответить
0

Было б удобно, если бы я не подевал куда-то этот монитор (вот напрочь из головы вылетело, где он). Загнал бы сейчас по дикой цене неофитам на Авито (больше нравится Юла, но для рифмы пусть будет Авито ) ). Вообще когда пересел с Нокии на 22-дюймовый TN от Самсунга, то углы обзора неприятно удивили, но размер экрана, повторюсь, решал. Прирост почти в 80 процентов окупал все неудобства.

Ответить
7

Хорошо что геймеры не заморачиваются со звуком. Не хватало еще статей о том как услышать 192кгц.

А так да, на элт картинка лучше.

Вообще, по моей формуле предел восприятия равен пределу эффекта плацебо, который способен сгенерировать маркетинговый отдел производителя товара.

Ответить
2

Потому что высокая герцовка и фпс актуальны по больше части для соревновательных игр, в которых звук так же актуален в первую очередь в плане позиционирования а не битрейта и частот.
Грубо говоря главное чтобы в пердеже был слышен выстрел и понятно откуда, а качество тут дело десятое.

Ответить
5

человеческое ухо не слышит за пределами 20-22кГц, но некоторые аудиофилы могут доказать, что слышат и на 44кГц, и выше)

Ответить
4 комментария
2

Главная беда элт монетора то что он не может в 16 на 9 а сейчас это стандарт

Ответить
11

Да,   проблем  у CRT  много,  чтобы  называть их серьезной альтернативой  современным экранам. Но   об  эффекте  надо знать, чтоб  бы  производители не успокаивались и совершенствовали  экраны)

Ответить
0

2 главные его проблемы это габариты и энергопотребление. Или я о чём то забыл?

Ответить
10 комментариев
0

А так я бы прикупил какой нибудь ЛТЭ на много дюймов вместо моего 17 дюймового экрана. На сколько я ещё помню в цветопередаче они были лучше остальных.

Ответить
3

Квадрат форева.

Ответить
0

Знал человека, который сознательно покупал квадратные ЖК. Потому что ему так больше нравится.

Ответить
1 комментарий
2

Да нет, тот же Sony FW900 был широкоформатным.

Ответить
0

Не знал о существовании такого... Жаль не купил когда они продавались.

Ответить
1 комментарий
0

Есть и телики ЭЛТ и мониторы широкоформатные, но это редкие модели.

Ответить
0

Разве телики были такой уж редкостью? Мониторы да, лично ни разу не видел, а вот телики не раз.

Ответить
0

Умели. Только это было уже под закат поколения, да и цена на такие модели была не самой приятной

Ответить
4

Я не затронул аспект моушен блюра VR, не затронул решение вопроса на LCD экранах.

Лично я буду только рад продолжению статьи, где были бы затронуты всякие другие вещи. Отлично и понятно написано. Спасибо!

Ответить
2

в конце  статьи есть видео.  если  зайти на канал,  там  будет  еще 10 видео,  каждое и них очень крутое  и  более удобное  для восприятия, чем   описание картинками и словами. Все-таки говорим о движении.

Ответить
7

Я видел. Просто я не люблю видео. Если бы ты сделал не лонгрид, а кинул только видео, то я бы его практически 100% не посмотрел.

Есть 3 способа человеком воспринимать информацию и обучаться: визуальный, слуховой и тактильный.

Описать это словами и картинками было не просто, я уверен, но мне в свою очередь в таком формате было удобнее эту тему понимать.

Можно остановиться, подумать, разглядеть картинку, перечитать абзац, еще раз подумать.

С видео это все делать не удобно, у меня всегда такое чувство, что меня торопят.

Плюс воспринимать часть информации на слух я в принципе не умею и не люблю.

Поэтому еще раз спасибо за написание статьи именно в таком формате. :)

Ответить
1

Все-таки ждём статьи. В кои то веке человек разбирается в вопросе :)

Ответить
1

Помимо ужасной эргономики ещё недостаток: от элтешных мониторов быстро устают глаза.

Ответить
3

А ты поставь защитный экран!

Ответить
1 комментарий
3

Ну, если придерживаться правила - каждые 50-60 минут делать перерыв, то не устанут, а устраивать многочасовые посиделки вредно для глаз при любом типе монитора.

Ответить
0

Тут индивидуально, у меня наоборот после ЖК сильно болят глаза

Ответить
–1

У меня тоже болели и слезились глаза, пока не открыла для себя Офтагель. С ним эти проблемы ушли, раз в день, чаще наносить не нужно, лучше на ночь или утром нанести, еще полежать пять минут и идти работать.

Ответить
1 комментарий
0

Возможно, это результат ШИМ-пульсации подсветки. Карандашный тест не пробовали проводить?

Ответить
0

То есть все эти крики о том, что без 120 фпс невозможно играть, просто мода, привычка. То есть количество кадров отвечает за четкость, а на реакцию не влияет? 

Ответить
1

Включи камеру на телефону и прислони к глазам. Попробуй так походить/что-то сделать. Это 60гц. Теперь убери телефон. Это 144/165 гц.

Ответить
7

Не знал, что реальность обновляется с частотой 165 гц.

Ответить
2 комментария
3

есть определенные зависимости  инпут лага и герцовки. но это другое.

Хотя  в контексте  CRT  это тоже имело место.

Ответить
2

"Невозможно играть" это понятно субъективщина, а на реакцию естесственно влияет, тут чистая математика.

Сами посудите, вам показали кадр, пусть там тут же что-то произошло, и надо показывать это игроку. На 30 Гц  следующая информация будет через 1/30 секунды. А на 240 Гц через 1/240 секунды. Разница в 28 мс при прочих равных.

Ну понятно что в среднем играют обычно хотя бы на 60 фпс в мультиплеер, так что разница будет гораздо меньше, но на высоком уровне игры, вполне может давать статистически значимое преимущество.

Ответить
0

Добавлю, что технологии FreeSync и GSync в теории дают одинаково низких инпутлаг при любом числе кадров в секунду, т.е. монитор обновляет картинку сразу же, как она приходит из видеокарты. А не ждет 1/60 секунды до того момента, когда подойдет время для обновления экрана. 

Ответить
2

да все просто - это не мониторы для работы

вы посидите сейчас за элт в ворде - глаза вывалятся моментально, мерцание очень сильно бьет по глазам оттого раньше люди и не могли сидеть за компами долгое время. 

Ответить
0

"не могли сидеть за компами долгое время. "

срочно возвращаемся  к  производству элт!

Ответить
0

однажды попробовал поработать на interlaced мониторе. который 30 герц. это была жуть. меня хватило минут на 15.

Ответить
0

Сидел до прошлого года, играя. Ничего не вываливалось, мог хоть сутками задротить.

Ответить
0

Вот ты привел фотку 480 гц экрана и сказал, что глаз вот так будет видеть движение 960пкс/сек. Но ведь ты сам до этого сказал, что размытие мы видим из-за особенностей сетчатки и обработки движения глазом. Фотография монитора не может это передать.

Эта фотография показывает блюр из-за недостаточного времени отклика пикселей, а не из-за особенностей нашего зрения.

Ответить
6

эта фотография  сделана специальной камерой, которая движется со скоростью  960п/сек. Админ  блюрбастера   назвал это pursuit camera и поделился с топовыми   площадками с обзорами тв и монторов: tftcentral и rtings.

Эта картинка  максимально близка  к тому,  что увидит глаз.(вру)

Ответить
0

Близка, но все-таки причины размытия на ней другие.

Ответить
8 комментариев
2

update. Нашел немного информации насчет монитора, который тестировали DF. FW900​ не может показать srgb цветовое пространство. Учитывая, что этот тест относительно свежего тв, то трудно представить что в плане цвета показывает fw900 сейчас

https://hardforum.com/attachments/wb3wxjsl-jpg.178993/

Ответить
0

дтф образовательный )

Ответить
5

не всё ж мемы да скандалы постить

Ответить
0

чувак из видео в конце это просто какой-то Бог! Где ты был раньше, когда я покупал два уебищных 60hz монитора?

Ответить
3

я что ли виноват,  что у людей  без подписоты  материал в разы круче,чем у миллионников(

Ответить
1

Хорошая статья, спасибо. Опечатку нашёл: "Как мы видим: Есть способа...", два потерялось.

Ответить
1

Отличная статья, автор - молодцом 👍 По сути открыл глаза (хех) на вполне очевидные вещи. Сам когда прочитал статью DF о Контроле, первая мысль была "миллениалы открыли для себя элт-мониторы", видимо те кто этот тест делали как раз их и не застали, поэтому был такой вау-эффект.

Ответить
1

Я в своё время долго не мог перейти на LCD. У меня был великолепный монитор Lacie (почти тридцать кило), и я использовал его, что называется, до последнего.

Чёткость изображения на LCD дичайшая по сравнению с любыми ЭЛТ, из-за этого пришлось долго привыкать, казалось что изображение "перешарплено".

Ответить
0

т.е. по ощущениям именно  LCD показался четче  и  мыла при   движении не замечали?  это   скорее   говорит о том,  что  просто  не видели необходимости  в плавном преследовании объектов  и устраивал просмотр  картинки  саккадами  при статичной камере.

Ответить
0

Да, я тогда почти не играл ни во что, чёткость была именно в плане текста на экране, картинок, графики всякой

Ответить
0

ну в статике ЖК же четче и тогда были. на ЭЛТ всё же потеря четкости была при конверсии изначально цифрового сигнала в аналоговый. к слову, далеко не к каждой современной видеокарте получится подключить ЭЛТ монитор именно из-за отказа от аналоговых выходов.

Ответить
1

В свое время удивился, как выглядят консольные игры и фильмы на плазме, при том что плазма была 480p. В гонках все было очень плавно и было почти реальное ощущение скорости, фильмы Blu-ray смотрелись словно FullHD. Не понимаю, как такое было возможно, но на фильмах четкость словно повышалась, хотя телевизор был рассчитан на DVD.

Ответить
1

Наткнулся на Юле и сразу захотел себе этот огромный, профессиональный, собранный японцами для французов монитор LACIE 22 дюйма за 500р(в свое время цена приблизительно 1600 баксов). Вы бы знали как там все круто собранно внутри, я получил экстаз, пока менял пару вздутых конденсаторов.

Ответить
1

Я когда старые консоли подключаю к ЭЛТ телекам, ощущение, что мне HDR включили! Такой большой контраст и яркость только на ЭЛТ видел, жаль свечение люминофора оставлять след за яркими объектами.

Ответить
1

я так и не понял из статьи, чем какой монитор лучше

Действительно очень много букв. Просто лень разбираться в этом, тем более нет никакого практического смысла.

Статья зарыла суть в нагромождении слов, автору нужно учиться выражаться яснее и не считать всех людей академиками. Сказал бы сначала в чем проблема, а потом отдельно бы поумничал, за скобками.

Ответить
0

там аны ссылки на testufo.com  чтобы наглядно  убедиться  в  сущестовании проблемы на примере своего тв.

Ответить
0

Представьте, что вы смотрите на мир одним глазом. Вам хватает этого, вы привыкаете, но стоит вам открыть второй глаз, как вы взглянете на мир по-другому, сможете увидеть объем, сможете воспользоваться всеми преимуществами своего зрения.

У меня срочная новость без регистрации и смс:

Люди с монокулярным зрением воспринимают объем и расстояние.

Ответить
0

В этом вопросе не разбирался,  возможно и стереотип. но разве это  ложь:

"Преимущества бинокулярного зрения:

обеспечивает пространственность изображения, рельефность; расширяет границы зрения; улучшает остроту зрения (при бинокулярности происходит такое явление, как бинокулярная суммация — зрительные функции обоих глаз выше, чем у каждого из них в отдельности); помогает определять дистанцию между видимыми объектами."

Ответить
2

Если рассматривать глаз в отрыве от мозга — всё так. Но мозг у нас всё-таки есть. И именно мозг говорит нам: "Шота херня какая-то. Верни всё взад." - когда мы закрываем один глаз. Имея два источника изображения, мозг, как вы правильно отметили, привыкает к анализу информации именно таким способом. И теряется, когда не получает информацию хотя бы из одного.

Значит ли это, что у людей с одним глазом мир плоский, а сами они не способны поймать руками мяч, летящий с расстояния? Естественно, нет.

Мозг ведь не дурак, и при потере глаза-источника он меняет алгоритм анализа изображения, выкручивая эффект (внезапно!) параллакса — изменения положения объекта относительно фона при движении наблюдателя. Единственное, с чем мозг не в силах помочь — сократившийся FOV.  

Ответить
4 комментария
0

Отличная статья! Спасибо! Буду подробнее изучать.

Как раз сегодня заказал олдовый HP с кинескопом Trinitron :) 30кг винтажа приедет

Ответить
1

Доставка, наверно дороже монитора 😂

Ответить
0

Использую два монитора на VA и PMVA матрицах - все идеально, или я не туда смотрю))

Ответить
1

я в статье затрагивал вопрос, почему   большинство устраивает LCD.

Ответить
0

какой нафиг моушен блюр то что вы размытие видите это не моушен блюр епта как можно называть эффект в обрабокте графики, когда это размытие от дефекта скорости матрицы, то есть скорость с какой пиксель может включится и выключится этот параметр у всех монитров разный и тут герцовка не главная роль, плюс забывает про герцовку подсветки вы совсем забыли что CRT сделан совсем по другой технологии подсветки пикселя а ЖК подсвечивается разными лампами и у многих есть ШИМ! Плюс герцовка эта вертикальная а есть еще горизонтальная.

статья очередная лапша, и да врачи доказали что больше 60фпс человек не может различать в прямом видении, переферийным до 90фпс.

Ответить
0

Здесь речь про моушн блюр не в графике игры и пикселей, а от движения(моушена) глаз при отслеживании пикселей.

Будь сколько угодно хорошей скорость матрицы, принцип отображения sample-and-hold от этого никуда не уйдёт.

Картинка всё равно на экране задерживается какое-то время, пока глаз следит за "движением" объекта. Блюр появляется от наложения световой информации в глазу во время передвижения глаза по статической картинке, которая находится у монитора в hold'e.

Ответить
0

если глаз следит за объектом у него не может быть не какого размытия, в статье видно размытие пикселей картинок на примере пришельца а это именно из за того что не успевают пиксели поменять цвет, этот параметр у всех мониторов разный, поэтому нельзя утвердждать что это размытие у всех одинаково выглядит

Ответить
1 комментарий
0

да можно различать    практически любую герцовку, на которую  будет хватать скорости слежения  глаз.  у меня на 4к экране  это 3840 п/сек предельная  скорость  фокусировки глаз,    а  3000 п/сек  вообще  комфортная скорость для глаз.

вангую,  что большинство владельцев монитором  могут следить за объектами   около 1440п/сек,    что  в  24 раза  четче,  чем  60гц.

Ответить
0

Спасибо за статью. Когда увидел ролик DF, стало интересно, в чем причина их реакции, но было слишком лень гуглить)

Ответить
0

Пытался донести до умственно отсталых здесь тоже самое. Безуспешно. Может почитают статью человека которому не лень было в подробностях разбираться и пытаться объяснить то, что и так очевидно любому, кто видел старых пузатиков и игры на них.

По факту "лучше\хуже" - хороша ложка к обеду. Играть в старые игры на старых телевизорах прикольно, но это из разряда "слушать старую музыку на патефоне".

Ответить
0

статья затрагивает не только ЭЛТ,  но  и  ряд мифов, аля "сколько  максимум фпс  видит глаз" и т.д.  Лучше  бы это  затронуть в отдельной статье,  но  кто хочет, и так поймет.

Ответить
0

блин, был у меня соневский CRT телек года, наверное, до 2010, но тогда я на такие штуки внимания явно не обращал) оч интересно было бы сейчас взглянуть, особенно после того как ощутил все прелести 144гц монитора

Ответить
0

Годный контент. Все четко и понятно. Так держать! Люто плюсую 

Ответить
0

Так он мне понравился...

Ответить
0

Так блет, я не понял, мне бежать покупать ЭЛТ или охрана отмена?

Ответить
0

Просто я уже почти выбрал

Ответить
0

бери который 100гц хотя бы  и не убитый.

попробуйешь,  посмотришь на движения. Не понравится - продашь)))

Ответить
1 комментарий
0

Вот это я называю "пацаны, вы не поверите"

Ответить
0

Невероятно потрясающая статья!!!

Ответить
0

 А мыльцо то в играх оказывается от ЖК мониторов, а не от консолек.

Ответить
0

Во, респект что видео приложил.

Ответить
0

Спасибо, чётко, по делу раскатал ЭЛТшников

Ответить
0

Какой на порядок лучше!!! Автор что с тобой не так. Я пользовал 17" CRT дорос в конце жизни CRT до 21" Еizo. Статья и умозаключения полнейший бред.

Ответить