После анонса игры и показа первого трейлера, в сети последовало волна недовольства тем, что придется отдавать порядка 100 000 рублей за возможность прикоснуться к долгожданному продолжению.
Я был удивлён неосведомлённостью игроков в ценах на VR-устройства и решил написать краткий гайд, чтобы развеять это заблуждение. Не буду вдаваться во все технические подробности каждого устройства, с этим вы можете ознакомиться на официальных сайтах. Лишь приведу краткую выжимку из их особенностей, для более удобного сравнения, для тех, кто далёк от мира VR.
На официальном сайте Half-Life указана совместимость с пятью устройствами виртуальной реальности:
Valve Index
HTC Vive
Oculus Rift
Oculus Quest
Windows Mixed Reality
Основные требования Half-Life: Alyx к VR устройствам — это поддержка отслеживания положения рук и головы в пространстве (не путать с отслеживанием направления взгляда).
Для этого, помимо самих очков, требуются контроллеры управления и камеры. Устройства делятся на два типа камер, с внешними камерами в комплекте и встроенными:
Внешние камеры
Камеры располагаются в разных углах комнаты. У данной технологии более точный трекинг и возможен потенциальный апгрейд (можно докупить Vive Tracker и навесить отслеживание на любую часть тела или вещь), но требуют предварительной подготовки игровой зоны и наличие места для установки камер.
К ним относятся устройства Valve Index, HTC Vive, HTC Vive Pro, HTC Vive Pro Eye, Oculus Rift CV1.
Встроенные камеры
Более новая технология, заключается в размещении на очках нескольких камер которые сканируют окружающее пространство. Трекинг менее точен, и не может отслеживать руки вне зоны видимости, не говоря уже о других частях тела, но такой вариант быстр в подготовке и компактен в хранении и переносе — ушёл в любую комнату и сразу начал играть.
К ним относятся устройства HTC Vive Cosmos, Oculus Rift S, Oculus Quest и Windows Mixed Reality.
Также есть разница в контроллерах управления:
С отслеживанием пальцев
Этим в полной мере может похвастаться лишь Valve Index, где контроллеры позволяют отследить все движения, а также силу давления пальцев.
У Oculus Rift, Oculus Rift S и Oculus Quest технология немного победнее, она позволяет лишь отслеживать две позиции указательного и большого пальцев.
Без отслеживания пальцев
Все устройства HTC Vive и Windows Mixed Reality имеют в комплекте обычные контроллеры без отслеживания пальцев.
Тем не менее, используя любые из рекомендуемых очков, вы получите 90% впечатлений от VR и практически ничего не потеряете. В основном разница заключается лишь в точности позиционирования и качестве картинки.
Разберем особенности каждого устройства.
Valve Index
Стоимость: от 64 000 рублейв Steam Доставка в Россию обойдётся около 7 000 рублей через пересылочные сервисы. Официально в Россию не поставляется, но можно найти серые поставки от 130 000 рублей
Отслеживание положения в пространстве осуществляется с помощью внешних камер.
Главная особенность — контроллеры Knuckles. Контроллеры позволяют отследить движение, давление и положение как рук, так и пальцев с максимальной точностью, чем не могут похвастаться контроллеры Oculus Rift, не говоря уже о HTC Vive.
Пока не известно, насколько активно будут использоваться возможности Knuckles в Half-Life: Alyx, однако они совместимы с камерами и очками HTC Vive и продаются отдельно. При желании их можно докупить позже.
Камеры и контроллеры совместимы с HTC Vive и HTC Vive Pro.
Разрешение экрана: 2880×1600.
Также стоит отметить, что частота обновления экрана у них 144 Гц, а угол обзора 130 градусов, это лучший показатель среди VR-устройств на данный момент.
HTC Vive Cosmos
Стоимость: от 40 000 рублейна Amazon. Доставка в Россию обойдется около 5 000 рублей. Официально поставляется в Россию, на сайте HTC и DNS очки стоят от 66 000 рублей.
Отслеживание положения в пространстве осуществляется с помощью внутренних камер.
В скором времени появится возможность докупить адаптер для беспроводного подключения.
Разрешение экрана: 2880 x 1700.
HTC Vive Pro
Стоимость: от 100 000 рублей на сайте HTC и DNS. Официально поставляется в Россию.
Отслеживание положения в пространстве осуществляется с помощью внешних камер.
Также можно докупить адаптер для беспроводного подключения и дополнительный трекер для отслеживание положения тела, локтей, ног и вообще чего угодно.
Камеры и контроллеры совместимы с HTC Vive и Valve Index.
Разрешение экрана: 2800 x 1600.
HTC Vive Pro Eye
Стоимость: от 120 000 рублей на сайте HTC и DNS. Официально поставляется в Россию.
Главная особенность — умеют отслеживать направление взгляда зрачков.
Отслеживание положения в пространстве осуществляется с помощью внешних камер.
Также как и у HTC Vive Pro можно докупить адаптер и трекер.
Камеры и контроллеры совместимы с HTC Vive Pro и Valve Index.
Разрешение экрана: 2160 х 1200.
Oculus Rift S
Стоимость: от 25 500 рублейна Amazon. Доставка в Россию обойдется около 5 000 рублей. Официально в Россию не поставляется, но можно найти серые поставки от 36 000 рублей.
Отслеживание положения в пространстве осуществляется с помощью внутренних камер.
Главная особенность — контроллеры поддерживающие грубое отслеживание положение пальцев (всего несколько позиций).
Очки полноценно и официально поддерживают игры как из Oculus Store, так и из Steam.
Разрешение экрана: 2560 x 1440
Oculus Quest
Стоимость: от 25 500 рублейна Amazon. Доставка в Россию обойдется около 5 000рублей. Официально в Россию не поставляется, но можно найти серые поставки от 36 000рублей.
Отслеживание положения в пространстве осуществляется с помощью внутренних камер. Отслеживание пальцев присутствует аналогично Oculus Rift S.
Главная особенность — можно запускать некоторые игры автономно, без наличия ПК (внутри установлен процессор).
Более того, в начале 2020 года обещают добавить возможность отслеживание рук и пальцев без использования контроллеров. Однако будет ли это совместимо с Steam VR играми или ограничится только автономными играми, пока не известно.
Возможность подключения к ПК осуществляется с помощью технологии Oculus Link через USB-C 3.0 кабель, что открывает полноценный доступ к библиотеке Oculus Rift и Steam VR.
Пропускная способность через USB-C ниже, чем через HDMI в Oculus Rift, и требует дополнительного декодирования видеопотока, что соответственно влияет на конечное качество картинки и требует большую производительность ПК, однако, судя по первым отзывам, разница с Oculus Rift минимальна и покроет потребности большинства игроков.
Также есть неофициальная поддержка беспроводного подключения к ПК через 5 Ghz Wi-Fi с помощью приложения Virtual Desktop.
Разрешение: 2880 х 1600.
Oculus Rift CV1
Стоимость: около 20 000 рублей на вторичном рынке (сняты с производства).
Отслеживание положения в пространстве осуществляется с помощью внешних камер. Отслеживание пальцев присутствует аналогично Oculus Rift S.
Windows Mixed Reality
Стоимость: от 14 000 рублейна Amazon. Официально поставляются в Россию, на Яндекс.Маркете и в М.Видео очки стоят от 28 000 рублей.
Отслеживание положения в пространстве осуществляется с помощью внутренних камер.
Windows Mixed Reality это стандарт от Microsoft который поддерживается Steam VR. Под данным стандартом выпускают очки несколько разных производителей, Acer, HP, Lenovo, Samsung, Dell и Asus
По другим характеристикам они все плюс-минус одинаковые.
Неподдерживаемые очки
Oculus Rift Developer Kit (DK1, DK2 и CB), Oculus Go, Samsung Gear VR и Google Cardboard не поддерживаются современными VR-играми ввиду отсутствия возможности отслеживания положения в пространстве и несовместимости с контроллерами.
Какие ещё могут быть варианты
Если у вас много свободного времени, прямые руки и вы готовы к танцам с бубном, вы можете попробовать настроить виртуальную реальность с помощью VRidge и PSMoveService.
Вам потребуется смартфон, корпус с линзами, контроллеры PS Move и камеры PS Eye, что в общей сумме не должно превысить бюджет в 5 000 рублей.
Если у вас есть PlayStation VR, то можете попробовать прикрутить её к ПК с помощью Trinus PSVR
Однако будьте готовы, что качество трекинга и картинки при использовании таких костылей зависит от многих факторов и не факт что будет приемлемого качества в вашем конкретном случае, вы просто можете себе испортить впечатление от VR. А может вообще ничего не получится и вы зря потратите время и нервы.
Половина населения так и живет) А если серьезно то непонятно для кого они выпускают игру для VR из вселенной халвы которую ждут и ждали миллионы людей да еще и без русской локализации.🤔
У меня знакомый выиграл гринку и переехал в Америку с семьей. Первое время устроился таксисом в убер и мувером (доставка), зарабатывал 3000-3500 долларов в месяц. Средней зп там считается что-то в районе 4500 долларов, так что жителям развитых стран нет никаких проблем купить себе VR гарнитуру. Ты где-нибудь видел, чтобы они плакались, что не могут позволить себе нормальную видеокарту или монитор? Или что ценник на игру слишком высокий? Да и кстати русский язык занимает в мире всего-лишь 3,4% от населения планеты, количество, которым вполне можно пренебречь, так что спасибо что хоть субтитры сделали.
Недовольство идёт только от российского сообщества, такой у нас менталитет.
В англоязычных комментариях я наоборот вижу шутки, что «Гейб заставил меня купить VR» и подобное.
Имхо дело не в зарплатах. Совсем. Это только кажется, что "дайте мне сто тыщ пятьсот миллионов долларов и я пойду все шлемы покупать". НИЧЕГО подобного у адекватных людей не происходит. Любой нормальный человек оценивает НЕОБХОДИМОСТЬ любой покупки. Траты в пятизначную сумму для одной игры это как-то не совсем разумно. Во всяком случае для меня - точно. Хотя для меня вполне и без напрягов подъемно. Тупо жалко на эцсамое.:-)
А какой менталитет? Игры это хобби, не? По этой причине кому-то хватает денег с лихвой на его хобби, кому-то нет. Давайте резко переключим фокус, увлечёмся парусным спортом, а потом будем бомбить и возмущаться, что мы парусники и яхты купить не можем, а кто-то может.
Или это вещь первой необходимости, без которой чья-то жизнь будет говном?
Не согласен.
Вон зайдите на любые сайты обсуждения железа.
Я когда собирался покупать себе Райзен 2200г, только охуева от того, что все говорили типа "говно процессор не даёт в фул-ашди 60 фпс в максималках играть".
А когда я замечал, что мы живём в нищей стране и такие АПУ это круто, то меня чмырили.
Типа у всех есть бабки на Титаны и 16 ядерные Интелы
От того и выработался такой менталитет, ну очевидно же. Много кто говорит о такой вещи, как "быть русским". Ситуация с хл тому примером. С Death Stranding тоже.
И отчего же так?
Уж не имеет ли менталитет какого то отношения к выбору тех, кто вводит эти налоги и поборы? Да не, не может быть. Это ж боженька наказал, чтобы в РФ все было хуже и дороже, а народ прекрасен и благороден, он не виноват, да?
Гонишь что ли? Для примера: мой друг ставит камеры безопасности, пожарные сигналки, зарабатывает 100к+ в месяц, 1500 бачей примерно. Образование инженер программист, до 2015 работал продавцом в комп.магазине. И че? Все в твоих руках, учиться дальше или нет и сидеть. В Рф так и делают. Я работал тестером в компании по производству мобил.игр, средняя зп 80к+бонусы ха переработку. Образование: педагог. Кто ищет тот найдет себе работу. Развиваться нужно. И будет подстать Зп. А не сидеть и ворчать. Между делом: работал грузчиком, охраннико, продавцом в магазине, помощником электрика, администратором сети магазинов, тестером, в кино художником декоратором, ранером, художником реквизитором и т.д. Не нравится работа, идешь на другую. Чем больше опыта, тем 1000+к бачей для тебя уже чуть ниже среднего зп.
Уже 47к средняя зарплата в России, именно этой цифрой оперируют все государственные сми и прочие на верхах. Однако медианная средняя зарплата (а в условиях России при МРОТ в регионах в 11к ) только ей можно пользоваться, составляет уже 34к (а еще лучше смотреть медианную по конкретному региону), а по факту тем, кому не посчастливилось жить (или нет большого желания переехать) в миллионниках и этих 34к не видно, большая удача если в небольшом городе у тебя есть работа хотя бы на 20к рублей (был на прошлой неделе в Волгоградской области в городе 100к+ и расспрашивал людей), поэтому все разъезжаются по вахтам всяким.
У 35,4% семей нет финансовой возможности приобрести каждому члену семьи две пары подходящей по сезону обуви (по одной на каждый сезон)
Вообще, даже можно было бы и не сравнивать все эти зарплаты в странах развитого мире и в России. Одного этого факта хватает. Какие уж тут VR и прочее.
Если переводишь их зп в рубли, то переводи и их затраты в рублях. Вальв индекс 150к стоит у нас. При зп в 200к это типа намного лучше? На эти оставшиеся 50к заживешь?
У нас бургер 130р, в США 374р. Или вот цены на общественный транспорт. Цены старые, но вряд ли они стали меньше за 5 лет. И это еще поверхностно все, с диванной аналитикой, на самом же деле там все несколько сложнее и твои 200к рассосутся там за месяц не активно чем наши 40к у нас. https://i.imgur.com/rKE0Lvf.png
У нас ниже доходы, но выше цены на VR, порой в два раза или они вообще не поставляются и нужно сделать кучу телодвижений, что не делает VR массовым, а лишь уделом гиков.
Да, потому, что только в России люди могут недовольны необходимостью покупвть довольно дорогой и в целом бесполезный агрегат для того, чтобы поиграть в новую часть культовой серии игр... ты ври, но не завирайся.
Походу придется писать ещё один гайд чтобы развеять заблуждение о мощном ПК. Я спокойно играл на GTX 760, цена ей сейчас 3 000, это что, считается мощный комп?
тогда смысла в индексе немного - это флагманское устройство которое не смысл гонять без 144гц в ~2х разрешении - иначе можно сэкономить и взять Rift S, а на разницу докинуть видеокарту посильнее и выкрутить ещё круче суперсемплинг но 80фпс, что будет по ощущениям лучше чем индекс во многом
Когда вышла Half-Life 2, было совсем другое время и люди наслаждались, играя даже в кваку на 1024х768. Сейчас по-другому обстоят дела, хочешь комфорта - плати...
По такой логике и в обычные игры лучше не играть если видеокарта слабее 2080ti и монитор не QHD 144гц, ведь лучший экспириенс получат именно владельцы такого сетапа.
Только тебя не будет мутить от плохой производительности. В Вр очень важно качество картинки и герцовка. Другой эффект погружения, сравнение не корректно.
Есть грабр и подобные ему, где товары доставляют через авиа ручной кладью. Для нее порог как был так и остаётся 10к долларов, хоть макбук самый топовый за 5к заказывай. Перевозчики комиссию конечно тоже берут, но она в разы меньше пошлин.
Так толстый мягкий, и грудь есть. У Аликс она вроде тоже небольшая, как раз можно щупать свой 1.5ый размер и кайфовать.
Мимо 60 килограмм кун который о таком может только мечтать.
Да что вы все взъерошились? Вам разработчики дают новый игровой опыт в офигенной вселенной! А вы ноете потому что тяжело подвинуть с клавиатуры свои клешни и встать поиграть в VR. Цена? А компик для современных игрушек разве не мало стоит? Да, проект не для всех, но если нет развития, проб чего-то нового, экспериментов, вся индустрия превратится в комок однотипного шлака. Поймите, популярность Half-life сыграла с ней злую шутку. Обычный шутан от первого лица с циферкой «3» схавали бы и не подавились, а вот VR проект это ж не для народа!!!1! Valve смело пошли на эксперимент и за это им уважение, хотя в последнее время они совершенно этого не заслуживали. Возможно эта игра обязана существовать в таком формате.
Мне кажется через три-четыре месяца после выхода HL можно будет найти неплохие предложения на вторичке. Народ поиграет и пойдёт продавать пылесборники.
Не хочу быть занудой, но в статье есть неточности и кое что можно добавить.
1. Valve в своих шлемах (не считая Cosmos) не использует камеры. Базовые станции кидают лазерные лучи, их ловит шлем и контроллеры, так они понимают своё положение в пространстве. Точность очень хорошая, и самое главное отличие, базовые станции не надо подключать к компьютеру, только к розеткам, в отличии от тех же камер в Oculus CV1.
2. Лично из моего опыта никому не советую брать сейчас Oculus CV1. Во первых для нормального трекинга нужно покупать 3й а лучше и 4й сенсор (камеру). Их все надо тянуть к компу и подключать по USB 3.0. Для этого вам нужно 4-5 портов, и очень хорошо, если материнка потянет по питанию столько устройств. Моя например относительно старая но не дешевая Asus, отказывалась понимать даже 2 сенсора и шлем по USB 3.0. Опять же их все надо дотянуть до компьютера. скорее всего понадобятся активные USB 3.0 удлинители. Плюс если не подвесить сенсоры на кронштейны, или не зафиксировать их на чём-то очень твёрдом, то они постоянно норовят чуть сдвинуться, приходится постоянно делать настройку трекинга по новой. В общем просто не советую, геморой того не стоит. Если конечно взять где-то за 15к, это не плохой вариант, что бы чисто попробовать VR, потом продать за те же деньги.
3. Если учесть пункт 2, то лучшие на сегодня шлемы для VR, по соотношению цена/качество- это Oculus RiftS и Oculus Quest. Берите RiftS, если ваш IPD 67 или меньше, если 68-74 то Quest. Буквально позавчера подrлючил Quest к компу через Link, работает прекрасно. Длинна кабеля около 7 метров получилась (активный usb 3.0 удлинитель на 5м и кабель typeC 1.8м). Так же с Quest, вы получите приятный бонус в виде возможности автономного использования. Конечно лучше просто посмотреть обзоры. Коих достаточно. От себя дообавлю, Что дополнительные 8гц фреймрейта, а так же дополнительная камера в RiftS роли не играют. Но играет роль видеокарта, на начальном этапе, Link для quest поддерживает только карты NVidia, и то в основном последние.
4. Cosmos к несчастью оверпрайс, у которого на момент выхода ужасно работает трекинг. Почти все обзорщики брать его не советуют.
5. Про Index, главной фишкой его можно считать именно экран 120-144гц. Трекинг каждого пальца конечно приятная фишка, но на самом деле не так уж важна в играх.
Что бы система, выдавала такой фрейм рейт при разрешении шлема, цена её заоблачная.
В отличии от того же Oculus. Имея CV1 я вполне неплохо играл в многие игры имея gtx670, не смотря на все "Минимальные" требования в виде gtx970.
6. Несмотря на низкую стоимость, шлемы WMR я бы брать не советовал. Очень ограниченный трекинг.\
7. Хороший вариант просто подождать. CV1 на выходе стоил $600. Потом опустился до $400, в итоге на распродажах, его отдавали по $200. Сейчас RiftS и Quest, стоят в районе $400, я думаю что в итоге окулус будет так же стремится опустить цены на сколько это возможно, и через год два, они так же будут в районе $200.
6ой пункт не совсем правда, да у WMR ограниченный угол отслеживания рук, но в 95% ты работаешь руками в той области где шлем все прекрасно видит (говорю по своему опыту игры в Killing-floor где нужно часто отправлять оружие себе за спину, а также по опыту в стрельбе из лука например в Крутом Семе) в этой области трекинг рук очень четкий, когда руки уходит за спину, шлемак еще немного отслеживает позицию внутренними средствами контроллеров, а потом отслеживает только наклоны пока рука не вернется в поле зрения. А к трекингу головы вообще никаких нареканий нет, все четко и плавно
Вышло 7 метров, потому что был активный usb 3.0 удлинитель, который я брал для сенсоров от CV1.
SteamVr показывает задержку в 10 мс, я особой разницы не замечаю, играется отлично.
Кабели у меня такие.
Кабель Buro USB 3.1 > USB Type C 1.8 метров, брал в ситилинке. Вообще я бы взял 0.8 метров, на удобство не сильно влияет, а задержка чуть уменьшится вероятно.
Удлинитель брал в Регарде, вот такой, только на 5 метров. https://www.regard.ru/catalog/tovar329755.htm
К слову к питанию я его не подключаю, и так работает. Если только стоя планируешь играть, то можно взять просто 3 метровый удлинитель, и взять 1,8 TypeC кабель и будет норм, задержка ещё меньше будет.
Ещё я брал кабель TypeC от RedLineTech угловой, он не заработал.
Если Valve не буду гнаться исключительно за VR, и догадались сделать функционал VR отключаемым. То они могу задеть весь спектр аудитории своей "фанбазы", соответственно прибыль. А так по их современной логике, - пипл все равно схавает.
Так же как не хожу на 3D, не буду брать и VR, принципы рулят. А валв пусть дальше доит свой умерший как продукт так и игру. Хоть бы она бесплатно шла, взрослые люди понимают почему она ушла именно на данный тип устройств.
Большинство нормальных хедсетов поддерживают игру в очках. У меня в Твиттере многие с совсем отвратительным зрением играют. В некоторых вроде даже можно линзы менять на подходящие
Во первых на том же квесте есть специальная рамка на замену стандартной чтобы с очками влезать, но это уменьшает обзор, поэтому если все плохо со зрением прямо сильно, то лучше докупи моддинг с диоптриями - не дорого и вроде легко устанавливается. У меня -2 правый глаз а левый всегда в блюре, но играю без очков и в стоке (без корректировки зрения вообще) вполне все четко (лучше чем в жизни).
Похоже, Alyx пока что самая дорогая игра из всех. Особенно забавно, учитывая, что покупка шлема, скорее всего будет разовой, потому что достойных проектов в VR не так чтобы много.
как бы валв поэтому и выпускает игру т.к. таких игр нет. Чтобы другие взяли пример с них. Это не та игра которая требуется окупаемость, это игра заделом на будущее
А кто то заказывал Индекс или что то в этом роде в Россию через бандерольку и тому подобное? А то не возникает проблем на таможне? Если коробка маленькая то все ок, но там ведь просто гигантская коробище. Такую вообще хрень провезешь.
Окулус CV1 заказывал через бандерольку, там коробка большая была, никаких проблем не было. Были проблемы у людей только в самом начале, когда только-только появились VR-шлемы, таможенники просто не знали что за чудо такое.
В конце позапрошлого года заказывал бандл из ноутбука Lenovo Legion и WMR-гарнитуры Lenovo Explorer как раз с доставкой через бандерольку. Все дошло без проблем.
Кто решит купить первый Окулус, сразу заказывайте третий датчик чтобы сделать 360 отслеживание и удлинитель юсб 2 для него. Вам также понадобиться удлинители юсб 3 и hdmi метра на полтора. Тогда сможете прыгать как сумасшедший в каком нибудь Павлов ВР или Битсайбере.
Конечно можно и без этого, просто сразу думаю заказать будет дешевле.
Всё круто, но где сравнение разрешений, частот обновлений и углов обзора каждого из устройств? Разве не это главное, собственно то, куда и на что вы будете смотреть?
Не буду вдаваться во все технические подробности каждого устройства, с этим вы можете ознакомиться на официальных сайтах. Лишь приведу краткую выжимку из их особенностей, для более удобного сравнения, для тех, кто далёк от мира VR.
Стоит отметить упомянуть про pimax с углом обзора в 200 градусов и с разрешением в 4к на каждый глаз. Мне очень интересно как оно будет работать с этой игрой. Можно это как-то отметить в статье?
Стоило бы добавить 30 процентов к стоимости за превышение таможенного лимита для товаров из за границы. А сам лимит с нового года будет всего лишь 200 евро
Я правильно понял, что основное отличие - это контроллеры? То есть, можно взять условный окулус и отдельно контроллеры от индекса и получить максимальное соотношение в цене/экспириенсе. Или оно так не работает.
оно так не работает, нативная совместимость есть только между индексом и вайв, так как они работают через одинаковую систему трекинга (ну разве что индекс не поддерживает беспроводную фигню от вайва), возможно конечно через какие танцы с бубнами и можно что то сделать как в твоем предложении, но сомневаюсь
Надеюсь, что завезут поддержку PS VR, тогда останется взять ее у друга, приколхозить к пекарне, растащить мебель в комнате и изолировать кота, чтобы не тусил под ногами.