Обзор на Kingdom Come: Deliverance II

Мой обзор на GOTY 2025. На момент написания я наиграл 140 часов в течении почти 3х месяцев, прошел большую часть игры, завершив почти все дополнительные задания и примерно 3/4 сюжетных квестов. И в общем есть чего рассказать.

Жижка осуждающе смотрит на мои ачивки и 40 часов сейвскама
Жижка осуждающе смотрит на мои ачивки и 40 часов сейвскама
Статистика сохранения
Статистика сохранения

Игра в моем топе встает на первую строчку подвинув всех ведьмаков, скайримы, BG3 и возможно даже DOS2. Возможно сравнение с пошаговыми не совсем корректно, но то и то - ролевые игры, так что норм. В первую часть KCD не играл. Далее будет описание самых ярких моментов моего прохождения, что понравилось и не понравилось в процессе.

Оглавление

1. Игровой мир

В игре отличный проработанный игровой мир, в который с головой ныряешь с первых секунд нахождения в нем. Его хочется изучать и рассматривать. Первую половину прохождения я практически не пользовался быстрым перемещением, исследовал мир и открывал карту. Разработчики уделили большое внимание деталям при создании мира. Игра разделена на два больших региона и оба этих региона можно найти на гуглокартах и посмотреть на них в реальной жизни. Деревни на карте в игре сохранили свое относительное положение:

Тросковице, замок Троски, Тахов, мельницы и злополучные рыбники (пруды)
Тросковице, замок Троски, Тахов, мельницы и злополучные рыбники (пруды)

И даже крутые скалы неподалеку от замка Троски это не какая-то игровая выдумка, а реальные ландшафты:

Аполена в игре и не в игре
Аполена в игре и не в игре

Также не были обделены вниманием и мелкие детали, на которые обычно в играх забивают болт: такие как мешки с яблоками, корзины с овощами, дрова и прочее:

Начало игры сопровождается достаточно долгим сюжетным прологом, в котором показывают всякое красивое и знакомят с началом истории. Пролог крутой (про сюжетную линию расскажу отдельно), но мне очень хотелось поскорее выбраться в открытый мир. А сразу после того как это свершилось, я пошел собирать травки, вкачал алхимию до 18+, наварил полезных зелий, а потом залип часов на 40: когда в игре наступал день, занимался продажей лута и открытием карты, а когда наступала ночь - под сычом охотился на разбойников вокруг первых рыбников. И это было прекрасно!

2. Самые лучшие игровые локации

1. Замок Троски

Здесь впервые после пролога получает развитие основной сюжет и происходит действие ряда потрясающих квестов. С башен замка в игре открываются красивые виды на окрестности, это самое высокое место в первой части. Однозначно первое место.

Замок Троски в игре
Замок Троски в игре
Развалины замка Троски IRL
Развалины замка Троски IRL

Замок не сохранился в реальности, но то как он воссоздан в игре мне очень сильно напомнило крепость Изборск. Я не сравниваю их по архитектуре, но как в игре, так и в реальной крепости присутствуют вещи, характерные для подобных фортификаций - отличный обзор окрестностей с возвышенности; тайный ход, обеспечивающий доступ к питьевой воде на случай осады; боевой ход по стенам; двойные ворота в крепость, устроенные так, чтобы дорога ко внутренним воротам шла вдоль крепостной стены (дабы максимально усложнить продвижение захватчикам, прорвавшим первые ворота).

2. Кутна-Гора

Как в принципе и с первой игровой картой разработчики хорошо постарались, и это, конечно, лучшая по наполненности локация в игре. Также как и первый регион, Кутна-Гору можно найти на гуглокартах. В игру перенесли расположение улиц старого города, Влашский двор, каменный фонтан, недостроенный (на момент игровых событий) собор Св. Варвары:

Кутна-Гора в игре и не в игре
Кутна-Гора в игре и не в игре

Город в игре живой, днем НПС разгуливают по улицам, торгуют, работают, просят милостыню (в общем занимаются всякими своими делами):

Вечером сидят по тавернам:

Обзор на Kingdom Come: Deliverance II

Ночью пьяные горожане превращаются в алко-зомби и устраивают криповые шествия с фонарями:

Обзор на Kingdom Come: Deliverance II

Самая главное особенность города в игре в том, что разработчики сумели сделать город так, что зайдя в него примерно на 100й час геймплея (перед тем как приступать к исследованию Кутна-Горы я сделал практически все возможные дела за его пределами), мне не захотелось его как-то быстрее пройти, скипнуть или что-то такое.

Можно прогуляться по крепостной стене вокруг города, посмотреть на город сверху
Можно прогуляться по крепостной стене вокруг города, посмотреть на город сверху
Герб маленьких принцесс
Герб маленьких принцесс

3. Деревня Тросковице

Это деревня - визитная карточка игры. Именно с нее начинается знакомство с открытым миром и у меня она вызвала вау эффект, после которого я понял что "в эту игру мы точно играем и проходим до конца".

Тросковице
Тросковице

3. Основной сюжет

Основа сюжета историческая, борьба за престол двух братьев-королей и их союзников. Проблем с пониманием происходящего в сюжете, от того, что я не играл в первую часть, нет никаких. Это самостоятельная история.

По ходу сюжета нас знакомят с большим количеством очень мемных и хорошо проработанных персонажей. Главные союзники Индржиха по основному заданию - высокомерный пан который даже будучи в колодках, не отказывается отказывается мыслить и действовать по-пански; священник с приличным багажом грехов; опытная милфа с набором девичьих приемчиков под корсажем; непросыхающий пройдоха, который во время спасения главаря простреливает тому зад из арбалета; бездельник, который попадает в петлю из-за того что трахает все что движется; прекрасная и умная панночка, под каблук которой мужики готовы положить руку и сердце и многие другие. Они делают повествование сюжета интересным, неоднозначным, драматичным и комичным одновременно.

Типичный союзник Индро в игре.
Типичный союзник Индро в игре.

В сюжете есть неожиданные повороты, переобувка на ходу - когда союзники становятся врагами, а враги союзниками (некоторые не по разу). Что говорить про NPC, если во время определенного квеста

позиция антагонистов, мне стала нравится больше, чем позиция союзников.

Помимо повествования о главном противостоянии, основные квесты знакомят игрока также с различными аспектами жизни средневековья и отдельных регионов (Троски и Кунта-Горы) - чешские законы и обычаи, добыча серебра, виноделие.

Что не понравилось

Иногда персонажи в квестах принимают весьма странные решения и в такие моменты происходящее весьма абсурдно. Можно списать это на игровые условности, но некоторые ситуации бросаются в глаза.

Расследование убийства в лагере Сигизмунда. На суд приезжает королевский посланник. Индро (который буквально вчера нанялся на службу простым солдатом) занимается поиском доказательств невиновности полкового лекаря и виновности одного из командиров, приходит на суд, говорит кто виновен, что вот там улики и этого становится достаточно чтобы оправдать одного и казнить другого.

4. Сторонние квесты

Дополнительные квесты - в большинстве своем добротные квесты про деревенскую жизнь, человеческие взаимоотношения. Ряд квестов самостоятельные, некоторые объединены в цепочки квестов, когда по завершении одного задания, открывается другое. Получаются связанные мини-сюжеты. Делать игрока заставляют конечно-же то же, что и всегда (принеси, спаси, укради), но многие задания, которые вначале воспринимались скептически, смогли заинтересовать в процессе.

Например, квест с поиском драконьих костей (Логово дракона). Начинался как обычный подай принеси, но когда я начал его делать, вокруг этих костей в игре создался такой бурный ажиотаж, что мне и самому (как игроку) захотелось посмотреть, что же там на самом деле такое.

Что не понравилось

Во второй части примерно половина дополнительных заданий, это задания где надо чего-то украсть. Не то что бы у меня Индро был обременен моральными терзаниями по этому поводу, просто в какой-то момент это стало надоедать. Сложилось впечатление, что с помощью воровства разработчики решили заменить прописывание некоторых диалогов и взаимодействий. Апофеозом стало задание "Справедливость", где надо просто 4 раза украсть.

Обзор на Kingdom Come: Deliverance II

Мой топ квестов

Черти из Тросок. Незатейливый квест с шуточками-прибауточками.

В нужниках возле (д)ристалища нечистым духом пахнет
В нужниках возле (д)ристалища нечистым духом пахнет
Шутки про мамку, куда ж без них)
Шутки про мамку, куда ж без них)

Цепочка квестов про враждующие деревни.

Раскрашенный бычок. Есть и менее приличные варианты раскраски.
Раскрашенный бычок. Есть и менее приличные варианты раскраски.

Адова пасть - "хоррор"-квест.

Прах-праху - навести порядок в склепе

Красивые пирамиды. Возможно отсылка к картине "Апофеоз войны"
Красивые пирамиды. Возможно отсылка к картине "Апофеоз войны"

Цепочка квестов про баню - Знатная помывка, Дурная репутация

Цепочка квестов In Vino Virilitas - ликбез о винах. Также рассказывает о "секретном ингредиенте", который добавляется во все современные вина.

Пятая заповедь - расследование серийных убийств в Кутна-Горе.

Цепочка квестов квестов про странного барашка Игнаца - с умным бараном приятно и поговорить

Post Scriptum - прикольный квест про написание вежливого письма.

Главное вежливость!
Главное вежливость!

5. Верховая езда

Я кайфанул от верховой езды в игре. Понравилось, что не надо постоянно держать кнопку чтобы ехать, можно нажать E, чтобы лошадь сама скакала по дороге, а в это время просто любоваться красивыми пейзажами (не помню, была ли такие фичи, например, в 3м ведьмаке, но там езда верхом у меня восторга никакого не вызывала).

Из-за большой collision-модели лошадь (как и во многих других играх) становится генератором забавных ситуаций.

Плотва?
Плотва?

Я накатал на лошади кучу времени, разблокировал перк "Старая добрая Сивка", который превращает клячу Индро в лучшую лошадь в игре. И теперь даже паны делают ей комплименты.

Старая добрая Сивка
Старая добрая Сивка

Также при верховой езде есть забавная механика - если Индро сидя верхом на лошади не проходит через препятствие по высоте (например через горизонтальную ветку дерева) - то он получит этой веткой по лбу, с характерным звуком и упадет:

6. Графика и техническое состояние

В игре отличная графика и оптимизация. Никаких лагов, застреваний в текстурах или чего-то такого. Моя конфигурация: Ryzen 9600x и 3060Ti 2к качество, ультра настройки. Игра радует красивой реалистичной картинкой и классными пейзажами. За 140 часов она крашнулась только 1 раз и ни разу не возникло ситуации, когда игру нужно было бы перезапустить. Я начал играть через пару дней после релиза - и это абсолютно беспроблемный в техническом плане релиз.

Что не понравилось

Текстура дождя и шейдер снадобья сыч.

Текстура дождя откровенного плохая, это анимированная 2D текстура, с повторяющимся паттерном. И несмотря на то, что пейзаж дождливой погоды на скриншоте выше, вполне себе, в динамике это выглядит откровенно плохо (хотя при этом сама проработка механики дождя норм). Например эффект дождя пропадет, если зайти под свес крыши.

Шейдер сыча же очень сильно засвечивает яркие объекты. И если ночью только при свете факелов картинка еще выглядит более менее, то днем становится просто пересвеченной и неиграбельной. Отменить эффект зелья нельзя, поэтому только спать, пропускать время или перезагружаться с сейва (если пропуск времени в этот момент запрещен квестом).

Сыч днем
Сыч днем

Когда же эффект дождя и эффект сыча складываются вместе, на экране также перестает быть что-либо видно. Из-за того, что я много охотился на разбойников по ночам, используя сыч, часто сталкивался с подобной ситуацией:

Сыч + Дождь
Сыч + Дождь

7. Алхимия

Очень понравилась реализация алхимии. Это не просто тыканье рецептов в меню (как в том же ведьмаке), а полноценная мини-игра - полистать книгу, изучить рецепт, замешать ингредиенты, поварить, слить или дистиллировать. Этот процесс затянул меня еще в прологе, как только стал доступен алхимический стол. Прокачка перков алхимии позволяет варить сразу по 6 штук зелий наилучшего качества, если точно следовать рецепту. Не знаю, смягчает ли уровень алхимии влияние ошибок на результат, но при уровне 20+ многие рецепты можно оптимизировать. Например, если сказано, что нужно варить ингредиент два оборота, а потом растолочь две единицы чего-нибудь другого и добавить в котел - то можно не пользоваться часами вообще. Переложить 2 ингредиента в ступку и растолочь занимает как раз два оборота. В случае если зелье получилось не максимально возможного качества (были какие-то ошибки) - Индро сообщит об этом после варки и ошибку можно попытаться исправить.

Спасительный шнапс Индро

В целом занятие алхимией позволяет разжиться деньгами в начале и облегчить начальное прохождение.

Что не понравилось

Ингредиенты нужно выкладывать на полку, перед варкой каждого зелья. И они сбрасываются после каждого завершенного снадобья, даже если они еще остаются в наличии в инвентаре.

8. Кузнечное дело

Здесь тоже миниигра, но у нее уже побольше недоработок, чем у алхимии. Для создания оружия предлагается подойти к наковальне, выбрать чертеж. Индржих достает из бочки, расположенной возле наковальни заготовку, затем ее предлагается нагреть, раздувая огонь мехами, а после нагрева равномерно ковать на наковальне. Во время ковки игра дает подсказку - Индро свистит, если игрок все делает верно, а от доброго удара разлетаются искры. Промах молотом мимо заготовки во время ковки игра трактует как ошибку, которая приведет к снижению качества оружия в результате. По завершении ковки будет предложено нажать кнопку E для закалки заготовки.

Больше искр
Больше искр

Что не понравилось

Сама по себе идея и реализация мини-игры неплохая, но есть но. Иногда игроку предлагается ковать какие-то предметы, когда в основе ковки уже есть что-то (например сломанный меч или топор). Но Индро при этом всегда достает заготовку меча из бочки возле наковальни. Для любого меча это просто длинная железка, которая будет выглядеть одинаково, в независимости от того куем мы меч или саблю. Результатом ковки у Индро в руках также всегда будет просто железка в форме прямого меча, которая спустя мгновение превратится в саблю или меч инкрустированный камнями. Для топора и подковы форма заготовок своя, но достает он их все из той же бочки и принцип тот же самый. Еще один минус - у топоров и подков немного кривоватая collision-модель удара молотом. Их неудобно ковать и легко запороть качество топора в случае промаха.

9. Боевая система

Боевая система в целом то неплохая, но не работает так, как задумано. Боевка предлагает довольно много всего: выбор направления атаки, серии ударов (связки), парирования и приемы. Но она явно предназначена для боев 1 на 1, а игра часто бросает против игрока 3 и более противников. И на этом моменте идея этой боевой системы перестает работать. Особенно вначале, когда нет возможности быстро убить противника, а Индро без доспехов получая удар, попадает в бесконечное оглушение и быстро умирает.

Что понравилось

Направление атак - игроку предлагается не просто как-то махать и орудовать мечом, топором или дубиной, а выбирать направление атаки, в зависимости от того, где оружие.

Стрельба. Я много пострелял в игре из луков и арбалетов. У лука быстрая перезарядка, но ограниченная дальность и пробитие доспехов. В совокупности с отравленными стрелами можно косить целые лагеря противников. Арбалет - более медленная перезарядка, но болты летят на большую дистанцию по лучшей траектории и точность лучше. С арбалета хорошо расстреливать бандитов по ночам из стелса. Еще в игре есть огнестрел, но он не имеет практической пользы, так как с него очень тяжело попасть не в упор, а перезарядка также долгая. Он в игре скорее как дополнительный контент, чтобы бахнуть пару раз ради интереса.

В игре есть два "боевых" вида яда, которые можно намазать на меч, топор, стрелы или болты. Один запрещает бегать и наносит немного урона ("Окукливание"), а другой ("Погибель") также запрещает бегать если имеет качество "Сильный" или "Индржиха" и убивает любого противника через некоторое время. Использование ядов в совокупности со стрелковым оружием превращает в ассасина-невидимку, если вдруг надоело махать мечом.

Что не понравилось

Анимация смены оружия - она очень долгая. В начале игры я много пользовался луком для замедления противника, а потом мечом чтобы, добить, и часто умирал из-за того, что не успел сменить оружие.

Система комбинаций (связок) абсолютно неинтуитивная, реализовать связку в реальном бою довольно трудно, а главное - незачем. Практически в самом начале игры игроку предлагается пойти на обучение к мастеру меча, у которого нужно выучить связку. В следующем задании у того же мастера можно выучить прием "Искусный удар" (нажать мышку в тайминг, чтобы гарантированно ткнуть мечом противника). И на этом приеме далее без проблем проходится вся игра.

В боевой системе нет баланса сложности. В начале стоит опасаться любых бандитов-бомжей, на обочине дорог. С середины игры у игрока появляется оружие которое убивает врага за 1 или 2 удачных попадания (если намазать яд то за 1) + хорошие доспехи, и Индро превращается в терминатора, который в соло может выкосить армию Сигизмунда.

В игре есть турнир на котором можно посоревноваться за титул лучшего фехтовальщика, но на тот момент, когда я туда пришел - все соперники получали один удар и сдавались.

И так весь турнир

Конец

Игра абсолютная годнота. Чехи большие молодцы, сделали красивую глубокую игру, благодаря которой весь мир узнал о кусочке их (и не только их) истории.

Конечно игра огромная, если пытаться ничего не пропускать и может показаться душноватой, особенно поначалу, но однозначно рекомендую к прохождению, всем кто ее по какой-то причине пропустил или боится начинать. И надеюсь станет игрой года (абсолютно заслуженно).

Обзор на Kingdom Come: Deliverance II
8
5 комментариев