Обзор на Kingdom Come: Deliverance II
Мой обзор на GOTY 2025. На момент написания я наиграл 140 часов в течении почти 3х месяцев, прошел большую часть игры, завершив почти все дополнительные задания и примерно 3/4 сюжетных квестов. И в общем есть чего рассказать.
Игра в моем топе встает на первую строчку подвинув всех ведьмаков, скайримы, BG3 и возможно даже DOS2. Возможно сравнение с пошаговыми не совсем корректно, но то и то - ролевые игры, так что норм. В первую часть KCD не играл. Далее будет описание самых ярких моментов моего прохождения, что понравилось и не понравилось в процессе.
Оглавление
1. Игровой мир
В игре отличный проработанный игровой мир, в который с головой ныряешь с первых секунд нахождения в нем. Его хочется изучать и рассматривать. Первую половину прохождения я практически не пользовался быстрым перемещением, исследовал мир и открывал карту. Разработчики уделили большое внимание деталям при создании мира. Игра разделена на два больших региона и оба этих региона можно найти на гуглокартах и посмотреть на них в реальной жизни. Деревни на карте в игре сохранили свое относительное положение:
И даже крутые скалы неподалеку от замка Троски это не какая-то игровая выдумка, а реальные ландшафты:
Также не были обделены вниманием и мелкие детали, на которые обычно в играх забивают болт: такие как мешки с яблоками, корзины с овощами, дрова и прочее:
Начало игры сопровождается достаточно долгим сюжетным прологом, в котором показывают всякое красивое и знакомят с началом истории. Пролог крутой (про сюжетную линию расскажу отдельно), но мне очень хотелось поскорее выбраться в открытый мир. А сразу после того как это свершилось, я пошел собирать травки, вкачал алхимию до 18+, наварил полезных зелий, а потом залип часов на 40: когда в игре наступал день, занимался продажей лута и открытием карты, а когда наступала ночь - под сычом охотился на разбойников вокруг первых рыбников. И это было прекрасно!
2. Самые лучшие игровые локации
1. Замок Троски
Здесь впервые после пролога получает развитие основной сюжет и происходит действие ряда потрясающих квестов. С башен замка в игре открываются красивые виды на окрестности, это самое высокое место в первой части. Однозначно первое место.
Замок не сохранился в реальности, но то как он воссоздан в игре мне очень сильно напомнило крепость Изборск. Я не сравниваю их по архитектуре, но как в игре, так и в реальной крепости присутствуют вещи, характерные для подобных фортификаций - отличный обзор окрестностей с возвышенности; тайный ход, обеспечивающий доступ к питьевой воде на случай осады; боевой ход по стенам; двойные ворота в крепость, устроенные так, чтобы дорога ко внутренним воротам шла вдоль крепостной стены (дабы максимально усложнить продвижение захватчикам, прорвавшим первые ворота).
2. Кутна-Гора
Как в принципе и с первой игровой картой разработчики хорошо постарались, и это, конечно, лучшая по наполненности локация в игре. Также как и первый регион, Кутна-Гору можно найти на гуглокартах. В игру перенесли расположение улиц старого города, Влашский двор, каменный фонтан, недостроенный (на момент игровых событий) собор Св. Варвары:
Город в игре живой, днем НПС разгуливают по улицам, торгуют, работают, просят милостыню (в общем занимаются всякими своими делами):
Вечером сидят по тавернам:
Ночью пьяные горожане превращаются в алко-зомби и устраивают криповые шествия с фонарями:
Самая главное особенность города в игре в том, что разработчики сумели сделать город так, что зайдя в него примерно на 100й час геймплея (перед тем как приступать к исследованию Кутна-Горы я сделал практически все возможные дела за его пределами), мне не захотелось его как-то быстрее пройти, скипнуть или что-то такое.
3. Деревня Тросковице
Это деревня - визитная карточка игры. Именно с нее начинается знакомство с открытым миром и у меня она вызвала вау эффект, после которого я понял что "в эту игру мы точно играем и проходим до конца".
3. Основной сюжет
Основа сюжета историческая, борьба за престол двух братьев-королей и их союзников. Проблем с пониманием происходящего в сюжете, от того, что я не играл в первую часть, нет никаких. Это самостоятельная история.
По ходу сюжета нас знакомят с большим количеством очень мемных и хорошо проработанных персонажей. Главные союзники Индржиха по основному заданию - высокомерный пан который даже будучи в колодках, не отказывается отказывается мыслить и действовать по-пански; священник с приличным багажом грехов; опытная милфа с набором девичьих приемчиков под корсажем; непросыхающий пройдоха, который во время спасения главаря простреливает тому зад из арбалета; бездельник, который попадает в петлю из-за того что трахает все что движется; прекрасная и умная панночка, под каблук которой мужики готовы положить руку и сердце и многие другие. Они делают повествование сюжета интересным, неоднозначным, драматичным и комичным одновременно.
В сюжете есть неожиданные повороты, переобувка на ходу - когда союзники становятся врагами, а враги союзниками (некоторые не по разу). Что говорить про NPC, если во время определенного квеста
позиция антагонистов, мне стала нравится больше, чем позиция союзников.
Помимо повествования о главном противостоянии, основные квесты знакомят игрока также с различными аспектами жизни средневековья и отдельных регионов (Троски и Кунта-Горы) - чешские законы и обычаи, добыча серебра, виноделие.
Что не понравилось
Иногда персонажи в квестах принимают весьма странные решения и в такие моменты происходящее весьма абсурдно. Можно списать это на игровые условности, но некоторые ситуации бросаются в глаза.
Расследование убийства в лагере Сигизмунда. На суд приезжает королевский посланник. Индро (который буквально вчера нанялся на службу простым солдатом) занимается поиском доказательств невиновности полкового лекаря и виновности одного из командиров, приходит на суд, говорит кто виновен, что вот там улики и этого становится достаточно чтобы оправдать одного и казнить другого.
4. Сторонние квесты
Дополнительные квесты - в большинстве своем добротные квесты про деревенскую жизнь, человеческие взаимоотношения. Ряд квестов самостоятельные, некоторые объединены в цепочки квестов, когда по завершении одного задания, открывается другое. Получаются связанные мини-сюжеты. Делать игрока заставляют конечно-же то же, что и всегда (принеси, спаси, укради), но многие задания, которые вначале воспринимались скептически, смогли заинтересовать в процессе.
Например, квест с поиском драконьих костей (Логово дракона). Начинался как обычный подай принеси, но когда я начал его делать, вокруг этих костей в игре создался такой бурный ажиотаж, что мне и самому (как игроку) захотелось посмотреть, что же там на самом деле такое.
Что не понравилось
Во второй части примерно половина дополнительных заданий, это задания где надо чего-то украсть. Не то что бы у меня Индро был обременен моральными терзаниями по этому поводу, просто в какой-то момент это стало надоедать. Сложилось впечатление, что с помощью воровства разработчики решили заменить прописывание некоторых диалогов и взаимодействий. Апофеозом стало задание "Справедливость", где надо просто 4 раза украсть.
Мой топ квестов
Черти из Тросок. Незатейливый квест с шуточками-прибауточками.
Цепочка квестов про враждующие деревни.
Адова пасть - "хоррор"-квест.
Прах-праху - навести порядок в склепе
Цепочка квестов про баню - Знатная помывка, Дурная репутация
Цепочка квестов In Vino Virilitas - ликбез о винах. Также рассказывает о "секретном ингредиенте", который добавляется во все современные вина.
Пятая заповедь - расследование серийных убийств в Кутна-Горе.
Цепочка квестов квестов про странного барашка Игнаца - с умным бараном приятно и поговорить
Post Scriptum - прикольный квест про написание вежливого письма.
5. Верховая езда
Я кайфанул от верховой езды в игре. Понравилось, что не надо постоянно держать кнопку чтобы ехать, можно нажать E, чтобы лошадь сама скакала по дороге, а в это время просто любоваться красивыми пейзажами (не помню, была ли такие фичи, например, в 3м ведьмаке, но там езда верхом у меня восторга никакого не вызывала).
Из-за большой collision-модели лошадь (как и во многих других играх) становится генератором забавных ситуаций.
Я накатал на лошади кучу времени, разблокировал перк "Старая добрая Сивка", который превращает клячу Индро в лучшую лошадь в игре. И теперь даже паны делают ей комплименты.
Также при верховой езде есть забавная механика - если Индро сидя верхом на лошади не проходит через препятствие по высоте (например через горизонтальную ветку дерева) - то он получит этой веткой по лбу, с характерным звуком и упадет:
6. Графика и техническое состояние
В игре отличная графика и оптимизация. Никаких лагов, застреваний в текстурах или чего-то такого. Моя конфигурация: Ryzen 9600x и 3060Ti 2к качество, ультра настройки. Игра радует красивой реалистичной картинкой и классными пейзажами. За 140 часов она крашнулась только 1 раз и ни разу не возникло ситуации, когда игру нужно было бы перезапустить. Я начал играть через пару дней после релиза - и это абсолютно беспроблемный в техническом плане релиз.
Что не понравилось
Текстура дождя и шейдер снадобья сыч.
Текстура дождя откровенного плохая, это анимированная 2D текстура, с повторяющимся паттерном. И несмотря на то, что пейзаж дождливой погоды на скриншоте выше, вполне себе, в динамике это выглядит откровенно плохо (хотя при этом сама проработка механики дождя норм). Например эффект дождя пропадет, если зайти под свес крыши.
Шейдер сыча же очень сильно засвечивает яркие объекты. И если ночью только при свете факелов картинка еще выглядит более менее, то днем становится просто пересвеченной и неиграбельной. Отменить эффект зелья нельзя, поэтому только спать, пропускать время или перезагружаться с сейва (если пропуск времени в этот момент запрещен квестом).
Когда же эффект дождя и эффект сыча складываются вместе, на экране также перестает быть что-либо видно. Из-за того, что я много охотился на разбойников по ночам, используя сыч, часто сталкивался с подобной ситуацией:
7. Алхимия
Очень понравилась реализация алхимии. Это не просто тыканье рецептов в меню (как в том же ведьмаке), а полноценная мини-игра - полистать книгу, изучить рецепт, замешать ингредиенты, поварить, слить или дистиллировать. Этот процесс затянул меня еще в прологе, как только стал доступен алхимический стол. Прокачка перков алхимии позволяет варить сразу по 6 штук зелий наилучшего качества, если точно следовать рецепту. Не знаю, смягчает ли уровень алхимии влияние ошибок на результат, но при уровне 20+ многие рецепты можно оптимизировать. Например, если сказано, что нужно варить ингредиент два оборота, а потом растолочь две единицы чего-нибудь другого и добавить в котел - то можно не пользоваться часами вообще. Переложить 2 ингредиента в ступку и растолочь занимает как раз два оборота. В случае если зелье получилось не максимально возможного качества (были какие-то ошибки) - Индро сообщит об этом после варки и ошибку можно попытаться исправить.
В целом занятие алхимией позволяет разжиться деньгами в начале и облегчить начальное прохождение.
Что не понравилось
Ингредиенты нужно выкладывать на полку, перед варкой каждого зелья. И они сбрасываются после каждого завершенного снадобья, даже если они еще остаются в наличии в инвентаре.
8. Кузнечное дело
Здесь тоже миниигра, но у нее уже побольше недоработок, чем у алхимии. Для создания оружия предлагается подойти к наковальне, выбрать чертеж. Индржих достает из бочки, расположенной возле наковальни заготовку, затем ее предлагается нагреть, раздувая огонь мехами, а после нагрева равномерно ковать на наковальне. Во время ковки игра дает подсказку - Индро свистит, если игрок все делает верно, а от доброго удара разлетаются искры. Промах молотом мимо заготовки во время ковки игра трактует как ошибку, которая приведет к снижению качества оружия в результате. По завершении ковки будет предложено нажать кнопку E для закалки заготовки.
Что не понравилось
Сама по себе идея и реализация мини-игры неплохая, но есть но. Иногда игроку предлагается ковать какие-то предметы, когда в основе ковки уже есть что-то (например сломанный меч или топор). Но Индро при этом всегда достает заготовку меча из бочки возле наковальни. Для любого меча это просто длинная железка, которая будет выглядеть одинаково, в независимости от того куем мы меч или саблю. Результатом ковки у Индро в руках также всегда будет просто железка в форме прямого меча, которая спустя мгновение превратится в саблю или меч инкрустированный камнями. Для топора и подковы форма заготовок своя, но достает он их все из той же бочки и принцип тот же самый. Еще один минус - у топоров и подков немного кривоватая collision-модель удара молотом. Их неудобно ковать и легко запороть качество топора в случае промаха.
9. Боевая система
Боевая система в целом то неплохая, но не работает так, как задумано. Боевка предлагает довольно много всего: выбор направления атаки, серии ударов (связки), парирования и приемы. Но она явно предназначена для боев 1 на 1, а игра часто бросает против игрока 3 и более противников. И на этом моменте идея этой боевой системы перестает работать. Особенно вначале, когда нет возможности быстро убить противника, а Индро без доспехов получая удар, попадает в бесконечное оглушение и быстро умирает.
Что понравилось
Направление атак - игроку предлагается не просто как-то махать и орудовать мечом, топором или дубиной, а выбирать направление атаки, в зависимости от того, где оружие.
Стрельба. Я много пострелял в игре из луков и арбалетов. У лука быстрая перезарядка, но ограниченная дальность и пробитие доспехов. В совокупности с отравленными стрелами можно косить целые лагеря противников. Арбалет - более медленная перезарядка, но болты летят на большую дистанцию по лучшей траектории и точность лучше. С арбалета хорошо расстреливать бандитов по ночам из стелса. Еще в игре есть огнестрел, но он не имеет практической пользы, так как с него очень тяжело попасть не в упор, а перезарядка также долгая. Он в игре скорее как дополнительный контент, чтобы бахнуть пару раз ради интереса.
В игре есть два "боевых" вида яда, которые можно намазать на меч, топор, стрелы или болты. Один запрещает бегать и наносит немного урона ("Окукливание"), а другой ("Погибель") также запрещает бегать если имеет качество "Сильный" или "Индржиха" и убивает любого противника через некоторое время. Использование ядов в совокупности со стрелковым оружием превращает в ассасина-невидимку, если вдруг надоело махать мечом.
Что не понравилось
Анимация смены оружия - она очень долгая. В начале игры я много пользовался луком для замедления противника, а потом мечом чтобы, добить, и часто умирал из-за того, что не успел сменить оружие.
Система комбинаций (связок) абсолютно неинтуитивная, реализовать связку в реальном бою довольно трудно, а главное - незачем. Практически в самом начале игры игроку предлагается пойти на обучение к мастеру меча, у которого нужно выучить связку. В следующем задании у того же мастера можно выучить прием "Искусный удар" (нажать мышку в тайминг, чтобы гарантированно ткнуть мечом противника). И на этом приеме далее без проблем проходится вся игра.
В боевой системе нет баланса сложности. В начале стоит опасаться любых бандитов-бомжей, на обочине дорог. С середины игры у игрока появляется оружие которое убивает врага за 1 или 2 удачных попадания (если намазать яд то за 1) + хорошие доспехи, и Индро превращается в терминатора, который в соло может выкосить армию Сигизмунда.
В игре есть турнир на котором можно посоревноваться за титул лучшего фехтовальщика, но на тот момент, когда я туда пришел - все соперники получали один удар и сдавались.
Конец
Игра абсолютная годнота. Чехи большие молодцы, сделали красивую глубокую игру, благодаря которой весь мир узнал о кусочке их (и не только их) истории.
Конечно игра огромная, если пытаться ничего не пропускать и может показаться душноватой, особенно поначалу, но однозначно рекомендую к прохождению, всем кто ее по какой-то причине пропустил или боится начинать. И надеюсь станет игрой года (абсолютно заслуженно).