Бугипоп - фантом потерянного десятилетия [ЛОНГ]
Статья о моем любимом триллере, и моя отчаянная попытка убедить вас дать ему шанс.
Введение
Я не умею делать красивые вступления, особенно когда хочу что-то похвалить. Особенно когда речь идет о таком сериале как "Бугипоп фантом". Всех синонимов слов "прекрасный" и "восхитительный" не хватит чтобы передать всю полноту чувств которые я испытываю к данному тайтлу. Не преувеличу, если скажу что Фантом изменил мое восприятие визуального медиа как такового.
Я полюбил это аниме в первую очередь за холодящий душу саундтрек, который я услышал совсем ненароком. Во вторую очередь я проникся мрачной атмосферой, которая заставляет погрузится в столь же мрачный сюжет.
Своей задачей в этом лонге я ставлю заинтересовать максимально широкую аудиторию в этом, по моему мнению, абсолютно не заслуженно забытом аниме.
И дай боже мне удастся заинтересовать хотя бы одного человека в этом аниме и заставить его проникнуться так же сильно как я. В таком случае эта статья будет написана не зря.
Оглавление
- 1. Музыка
- 2. Атмосфера
- 3. Сюжет
- 4. "Потерянные десятилетия"
- 5. Парадоксальный режиссёр
- 6. Заключение
Бугипоп Фантом
Самое атмосферное аниме из когда-либо виденых мной, жемчужина студии Madhouse.
При первом просмотре я не был вооружен знанием о том, что этот сериал - не совсем самостоятельный, из-за чего у меня возникало намного больше вопросов чем задумывали авторы.
Поэтому предупреждаю вас: Бугипоп Фантом является сиквелом ранобэ "Бугипоп и другие", экранизируемой в поздних адаптациях. По этой причине начинать с фантома будет с первого взгляда нелогично, т.к. вы рискуете не понять сюжет. ОДНАКО, что парадоксально, "Бугипоп фантом" можно смотреть как отдельное, самостоятельное аниме в вакууме. И я настоятельно советую начать знакомится с серией именно через фантома. Почему? Об этом я и расскажу в этой статье.
1. Музыка
Неожиданно, но я начну не с сюжета или персонажей, не с рисовки и даже не с атмосферы (пусть музыка и является ее неотъемлемой частью, но тем не менее). Начну я с того что мгновенно продало мне это аниме когда я меньше всего этого ожидал.
Представьте: на дворе осень, вы едете дождливым серым утром в полупустой маршрутке на учёбу. В телефоне открыт спотифай который проигрывает вам рандомные треки, не цепляющие ни ваш слух, ни ваш взгляд своими обложками. Вы убираете телефон в карман, смотрите на пролетающий мимо серый город, и тут в ваших ушах, как по заказу или по воле свыше, начинает играть...
Happy End
Именно таким было мое знакомство с этим сериалом ровно 4 года назад. Когда я услышал этот пробирающий до костей, меланхоличный эмбиент в вышеописанной обстановке, я моментально влюбился в этот саундтрек. Всю дорогу от колледжа до дома я только и делал что слушал этот альбом.
Альбом довольно маленький, всего 13 композиций, но каждый вошедший в него трек - жемчужина электронной музыки.
При первом полном прослушивании альбома мне сразу же понравились более "качовые" и быстрые треки: Penalty Taker, Delirious и Boogiepop Me Up.
Уже после этого я оценил по достоинству и треки сходные с Happy End, такие как Angel in the Dark и In Heaven.
Несмотря на то что весь саундтрек холодит душу в той или иной степени, жанры треков довольно сильно отличаются: тут и эмбиент, и драм-н-бэйс, и даже рэп переходящий в брейккор. Так как же настолько разные жанры могут так идеально подходить друг к другу по настроению? Это достигается благодаря нескольким общим особенностям.
- Реверб - треки отдают незатихающим эхом (и это особенно слышно именно в треке Happy End), что и создает основу для этого "холода".
Эмоциональная отстраненность - даже в "качовых" треках нет эмоциональных кульминаций, что не дает слушателю эмоциональной опоры и усиливает чувство тревоги.
- Урбанистическое звучание - саундтрек постоянно напоминает о месте действия сериала. Легкий цифровой шум, звуки, напоминающие отдаленный шум города или гул электропроводки, создают эффект мрачного, едва живого города.
Незавершенность - многие гармонии не находят полного разрешения, оставляя ощущение подвешенности и тревожного ожидания, идеально отражая неопределенность, в которой живут персонажи тайтла.
За этот гениальный саундтрек стоит поблагодарить саунд директора Ёту Цуруоку (в работы которого также входят "Эксперименты Лейн", серия "Моногатари" и "Девочка-Волшебница Мадока") и саунд дизайнера Кодзи Касамацу ("Ветер крепчает", "Воспоминания о Марни").
Именно эти два человека собрали такой разношерстный коллектив нишевых исполнителей электронщины и создали эту прекрасную симфонию холода и серости, идеально ложащуюся на мрачную атмосферу сериала, о которой речь пойдет далее.
В качестве небольшого, но приятного лично для меня отступления: среди всех этих талантливых нишевых исполнителей затесался один интересный проект.
Речь о треке "Torso" и его авторе Sadesper Record - сайд-проекте NARASAKI, фронтмена моей любимой японской группы Coaltar of the Deepers. Для меня, как для фаната его творчества, такая связь стала внезапной и очень приятной вишенкой на торте этого прекрасного ОСТа.
2. Атмосфера
Собственно то за что я воспылал к этому аниме во время просмотра. И само собой, музыка играет тут только одну из главных ролей, а целиком атмосфера задается из триумвирата музыки, картинки и звуковых эффектов.
Сепия и общая затененность сцен.
Вы такое необычное визуальное решение заметите сразу в опенинге. Картинка на протяжении большей части аниме будет иметь серо-зеленый фильтр. Добавляется к этому еще и виньетка, сопровождающая весь сериал.
Как-будто зритель смотрит не разворачивающуюся в реальном времени историю, а наблюдает за портретами воспоминаний об уже минувших событиях или просматривает старый пленочный фильм.
Работа со звуком
Всё аниме сопровождает загадочный звон, когда на экране творится нечто сверхъестественное. Персонажи нередко будут говорить с заметным эхом или звучать так, будто их голос издается из старого динамика. В исключительных случаях эти эффекты будут применятся одновременно.
Звуки окружающего пространства, когда они врываются в сцену, имеют разнообразные искажения, будь то дисторшн или то же эхо, дополняя и без того сюрреалистичную картину еще больше.
Атмосфера от этого трио создается давящая, меланхоличная, и до дрожи тоскливая, но в то же время парадоксально приятная и ностальгичная, что идеально ложится на темы затрагиваемые в сюжете аниме.
Вся эта атмосфера прекрасно чувствуется на протяжении сериала, но самым пиком я считаю пятую серию - "Интерлюдия". Высший пилотаж триллерной режиссуры в аниме в принципе.
Серия разделена на две истории, одна из которых показывает диалог двух обычных полицейских. Один из них рассказывает другому странные байки, взятые как-будто с раздела /x/ на Фочане.
Самое гениальное в этой сюжетной линии - намёки на ее концовку. В каждой сцене напарник задает один и тот же невинный вопрос, который повторяясь от сцены к сцене звучит всё более параноидально.
Всё идет к финалу, который я не имею никакого морального права спойлерить. Скажу лишь, что это одна из немногих сцен в аниме (в принципе, не только в Фантоме) от которой у меня буквально мурашки бегут по коже. И дело не столько в самой сути этого финала, её можно просечь довольно быстро, сколько в том как к этому финалу, опять же, ведут и как этот финал подан.
Это момент, где аниматоры и режиссёр используют все доступные им средства - звук, музыку, паузу в диалоге, искажение изображения - что бы вызвать леденящее душу осознание всего ужаса которым покрыто место действия этого сериала. Одну только эту серию я пересмотрел больше раз чем сериал целиком.
После этой серии явственно можно понять, что режиссёр не пинал балду. Он пытался максимально укутать зрителя в холод и мрак, чтобы тот прочувствовал здешний сюжет по максимуму.
3. Сюжет
Вы наверное уже успели начать задаваться вопросом, а о чем вообще это аниме? И вот мы добрались до самой сути.
Перед непосредственно сюжетом, давайте для начала познакомимся с главной героиней, зовут ее - Миясита Тока!
Тока обычная японская школьница, жизнерадостная и общительная девушка. Выросла в полноценной семье, имеет парня и много друзей. Один из немногих персонажей в серии, который не переносил в детстве психологической травмы.
Тем не менее, есть в ней одна особенность - раздвоение личности. И не абы какое, Тока делит свое тело поровну со сверхъестественной сущностью по имени Бугипоп.
Бугипоп, с его собственных слов, появляется тогда, когда должен устранить "врагов этого мира". К слову, Тока сама не знает о том что есть Бугипоп, чем он занимается и как-будто не знает о его существовании - она не чувствует никаких последствий его действий на себе, а прямого диалога между ними нет.
Из личностных качеств Бугипопа, по мимо чувства стиля, можно отметить его хладнокровие, безэмоциональность и большую любовь к опере Рихарда Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры", прелюдию к которой он насвистывает при каждом "выходе на сцену".
Аниме по структуре представляет собой альманах личных историй. Они постепенно объединяются общим фоновым нарративом о более опасной для населения города проблеме, за которой и охотится наша главная героиня. Да, иронично, но главная героиня сериала - фоновый персонаж.
Ощущаться такая подача может очень тяжело. Вы посмотрите первую серию, вам покажут несколько персонажей и событий, почти никак вам не пояснят кто эти люди и что послужило причиной всего этого.
Во второй серии вы рискуете испытать те-же ощущения но уже с некоторыми выстроенными связями, навроде "так, вот этого персонажа я видел в прошлой серии, он нес какой-то бред, может сейчас раскроют о чём он говорил?" и так до 11 серии, до которой эти истории отсылаются одна на другую и переплетаются между собой создавая цельную картину.
Это усугубляется еще и нелинейностью повествования. Большая часть серий хронологически разбросаны по аниме и зрителю предлагают самостоятельно собрать из них пазл.
Такой формат сериала являет собой камень преткновения. Само собой далеко не каждый человек может со спокойной душой смотреть на такой хаотичный ритм повествования. И для того что бы вам совсем не сбиться с ног при просмотре я дам некоторую основу, вокруг которой выстроен сюжет.
В следствии событий первого тома ранобэ (о них я поговорю уже за рамками Фантома во избежание ранних спойлеров) возникает огромный столб света во тьме.
Из-за этого света в городе возникает аномальное электромагнитное поле, которое порождает и поддерживает жизнь в двух сущностях: фантоме Мантикоры и фантоме Бугипопа, в честь которых аниме и названо.
У фантома Мантикоры цель простая - убивать невинных, поедать их, перевоплощаться и выживать. Цель Бугипопа - устранить фантома Мантикоры как врага мира.
А чем займется фантом Бугипопа? Вот тут уже вступает передовая сюжетная линия.
В следствие возникновения нового ЭМ-поля не только родились на свет эти фантомы, но также стали просыпаться аномальные способности внутри разношерстных подростков. И вот "охотой" за ними и будет заниматься фантом Бугипопа.
Вместе с фантомом за этими подростками будет охотится всемогущая организация ТОВА, главная антагонистическая сила в серии.
Основное экранное время уделено как раз таки самим подросткам и их повседневным страданиям, которые сильно усугубляются новообретенными способностями и взаимодействием со сверхъестественным в лице Мантикоры.
Истории тут на любой вкус и цвет: от неразделенной любви до безумия парня, двинувшегося головой на теме эроге, и от девушки, поддерживающей маниакальные наклонности своего брата, до убийства ребенка и оживления воспоминаний.
Почти в каждой серии - новая история, вплетаемая в общий нарратив. И каждая из этих историй заканчивается неожиданным, но все же плачевным поворотом для героев.
И пожалуй этого как базы хватит. Если я начну рассказывать дальше то рискую начать спойлерить чего крайне не хочу делать.
Возвращаясь к общему обзору, атмосфера и музыка работают на здешний сюжет И-ДЕ-АЛЬ-НО, подчеркивая безысходность и серость происходящего вокруг персонажей хаоса, единственный выход из которого - обратится напрямую к богу смерти, которым кличут Бугипопа местные школьники.
И что самое главное, все это работает в контексте духа времени, о чем я вам расскажу в заключительном блоке о Фантоме.
4. Потерянные десятилетия
Возможно после прочтения всего этого у вас возник вопрос "а причем тут "потерянное десятилетие", заявленное в заголовке?". А для не знающих - далее очень грубая и краткая справка.
Речь идет о финансовом кризисе, возникшем в конце восьмидесятых в Японии. На рынке активов сформировался пузырь из-за очень неосторожного банковского кредитования, который лопнул в следствие резкого повышения процентных ставок Центробанком Японии.
Из-за лопнувшего пузыря позакрывалось множество фирм, уровень безработицы вырос до рекордных значений и впервые массово начали появляться такие явления как хикки и NEET'ы.
Последствия от этого кризиса Япония переживает и по сей день, а то, что изначально обозначалось как потерянное десятилетие, превратилось в двадцати- а уже и в тридцатилетие.
Как это связано с фантомом? Напрямую! Посмотрите только на то, как выглядит город в аниме.
Это город-призрак, в котором ведутся бесконечные стройки, стоит заброшенный парк развлечений строившийся закрытой из-за кризиса конторой, пустынные ночные улицы, где нет никого кроме преступников и сверхъестественных сущностей вроде Мантикоры. Все общие планы города прямо показывают в каком печальном состоянии находится страна.
Подростки показаны как неуверенные в завтрашнем дне. Они по большей части не мечтают о чем-то высоком, а единственные их цели - выжить и забыться. Кругом царит преступность и наркомания, их сверстники исчезают при загадочных обстоятельствах, и каждый знакомый человек может оказаться маньяком.
Хикки и NEET'ы, убегающие от реальности и закрывающиеся от социума из разных соображений, в своих самозабвенных попытках пытаются убедить себя что "жизнь может быть такой прекрасной, даже без общества". Их собирательным образом является главный герой 4-й серии, который рисует в своей больной голове образ своей прекрасной леди, основываясь на визуальной новелле.
Некоторые школьники ведут довольно разгульный образ жизни, ведь завтра для них может не настать. Даже живя с осознанием, что юность дважды не повторится, им всё равно. Всем друг на друга начхать и каждый озабочен лишь собственным выживанием и благополучием в условиях всестороннего хаоса. Вся их юность отравлена страхом и безысходностью.
И именно в этом гений аниме "Бугипоп Фантом" - он является реквиемом по потерянному десятилетию. Он показывает то время, тех людей и ужас их тогдашнего положения через призму мрачного, жестокого и атмосферного городского фэнтези. И именно поэтому я рекомендую вам ознакомится с этим забытым шедевром в обход двух других экранизаций.
5. Парадоксальный режиссёр
Перед заключением не могу не обойти стороной эту фигуру - Такаси Ватанабэ. Если рассматривать остальные его работы и сравнивать с Бугипопом, возникает парадокс.
Ватанабэ далеко не безызвестный человек в индустрии, и в первую очередь знаменит за аниме "Рубаки" и "Shakugan no Shana". Оба этих тайтла, как и большинство работ Ватанабэ в принципе, довольно простые и безопасные с точки зрения режиссуры и сюжета.
И тут вдруг появляется Бугипоп Фантом. Как он его снял? Почему именно он его снял? Почему он снял его именно таким? Это же в чистом виде артхаус от режиссера, снимающего по большей части конъюнктурщину.
Поскольку я на руках не имею никаких интервью Ватанабэ по поводу производства Фантома, мне остается лишь безуспешно гадать.
Возможно дело во времени выпуска сериала. Бугипоп Фантом - творение студии Madhouse на пике её творческих сил. В то время студия давала режиссёрам возможность для экспериментов ("Технолайз", проекты Сатоси Кона, например). Возможно, Ватанабэ, обычно работавший в рамках чётких коммерческих задач, здесь получил невиданную для него свободу и использовал её по максимуму, выплеснув накопившиеся творческие амбиции.
Возможно дело в том, что Ватанабэ имел довольно опосредованное влияние на содержимое. Ватанабэ всё таки не автор сценария. Его задача - визуализировать готовый нарратив. И может быть именно его простая, прямолинейная режиссура, натренированная на "Рубаках", оказалась необходимым звеном, способным удержать в рамках и без того сложный и атмосферный материал. Более новаторский режиссёр мог бы перегрузить проект, а Ватанабэ своей простотой смог удержать такой проект в целости.
Нельзя так-же преуменьшать влияние и остальной команды, людей работавших над звуком, музыкой, арт-директоров и раскадровщиков, чьи идеи и находки режиссёр грамотно вплетал в общее полотно.
В любом случае, Бугипоп Фантом остается загадочным выбросом гениальности в фильмографии Ватанабэ. Это аномальный тайтл, который вобрал в себе множество удачно сложившихся обстоятельств и который, возможно, стал главным шедевром Ватанабэ.
6. Заключение
Я могу вам сказать только одно - умоляю вас, дайте Фантому шанс. Посмотрите его ровно до пятой серии включительно. Если даже до ее конца не возникнет ни одного момента который вас хоть сколько нибудь тронет, то тут уж видно не судьба.
Стоит предупредить, если вы смотрите аниме только с озвучкой то у вас может быть еще одна веская причина не смотреть Фантома. Единственная доступная озвучка на него - одноголосая. Причем с голосом, эмоциональный диапазон которого сравним с Володарским. Для вас это может быть безусловный минус, для меня же - ностальгичный плюс, учитывая тематику и возраст этого сериала. Для лучшего опыта все-таки рекомендую смотреть с субтитрами.
Я разобрал Фантома максимально в меру своих возможностей. Он имеет свои шероховатости, само собой, но несмотря на то, что этот тайтл не совсем самостоятельный, он максимально самобытный и уникальный. Это опыт, подобный которому вы больше нигде не увидите.
Мне досадно от факта, что этот сериал не нашел своего зрителя ни тогда, ни 25 лет спустя. Даже несмотря на то что он сочится авторским замыслом и сделан с душой.
Надеюсь я заинтересовал вас в ознакомлении с этим произведением и спасибо за прочтение. В следующем лонге я разберу лайв-экшн адаптацию первой ранобэ.
P.S. Моё... "творчество"
Между делом тут скажу, что саундтрек Фантома настолько мне вкатил, что 3 года назад я даже сделал простенький, но по моему удивительно качовый мэшап из треков Gataway Сусуму Йокоты и уже классического "почему" первого класса.
А, ну и еще купил себе миньку Бугипопа. Чтобы глаз радовала, я ее даже старательно покрасил.
Мою другу писанину вы можете почитать тут: