Сравнение доходов Xbox, Nintendo, Playstation
График, таблички и немного слов
Иногда, чтобы экономическое образование не пропадало зря, я лезу в отчетность компаний и сравниваю цифры, которые нетрудно сравнить. Здесь собрал информацию о выручке Xbox, Playstation, Nintendo за последние 6 лет.
У Sony и Nintendo финансовый год заканчивается 31 марта, поэтому их данные - это просто цифры из отчетов, у Microsoft я брал квартальные цифры и делал из них годовые с окончанием года 31 марта для сопоставимости, для тех же целей к данным Microsoft я добавлял доходы Acticision.
Вот что получилось:
Бегло посмотрев на картинки, можем увидеть, что сначала у всех резкий ковидный рост в 20м году, а потом, каждая компания пошла своей дорожкой.
Nintendo
C большой N проще всего: доход год к году снижается в основном из-за завершающегося цикла продаж консолей Nintendo Switch - 16.6 млрд долларов в марте 2021 и 7.6 млрд долларов в марте 2025.
Консоли и собственные игры продаются в 2 раза хуже, чем пять лет назад, игры других издателей потеряли 50% продаж. Интересно, что в структуре доходов консоли в среднем занимают 45%, а собственные игры - 40%, итого 85% - вот такая самодостаточная компания.
С ростом консольной базы не увеличивается доход от продаж игр, т.е. к 31.03.2020 уже было продано 56 млн приставок, в последующие 5 лет реализовали еще 94 млн, а игры покупают все хуже. Скорее всего это связано с тем, что семьи или даже отдельные люди могут покупать несколько консолей, используя свою старую библиотеку игр.
Благодаря относительно низкой доле расходов, у Нинтендо получается эффективно управлять бизнесом, средний коэффициент операционной прибыли за 5 лет составляет 32%, это достаточно высокий показатель.
Playstation
Sony удалось увеличить выручку от игрового подразделения почти во всех областях за рассматриваемый период:
Консоли стабильно продаются после кризиса нехватки полупроводников 2020-2021 - рост с 4.9 млрд долларов до 7.4 млрд долларов (самый большой рост в структуре доходов).
Игры, dlc, внутриигровые покупки в PSN покупают больше, чем во времена ковида, что является определенным достижением, в то же время в структуре выручке изменений почти нет. Цифровые продажи - это основной доход для Playstation (66% от всех доходов в последнем году), им удалось занять свою нишу в цифровом консольном пространстве.
PS Plus и периферия (геймпады, PS Portal, PS VR) также стабильно приносят деньги. И только игры на дисках стали покупать меньше, как, впрочем, и у всех остальных.
Операционный доход (выручка минус затраты на производство и продажу) у Playstation меньше, чем у Nintendo и в абсолютном, и относительном выражении, ого, да. Вот к чему могут привести в том числе слишком большие бюджеты игр.
Microsoft
C Xbox же все непросто. Информации по ним в отчетности меньше, цифры разделения на доходы от игр и от продаж консолей приходится высчитывать по текстовым описаниям, некоторые цифры доходов Activision я брал как средние значения за предыдущий период для сопоставимости.
В целом доход Xbox за 5 лет остается стабильным, 23.6 млрд долларов в начале и 23 млрд долларов в конце, и вроде бы небольшое снижение, ничего страшного. Но, наверное, не для этого покупались Activision и Bethesda.
Из изменений только снижение доходов от продаж консолей на 800 млн долларов. Доходы от продажи игр, подписок, все доходы Activision суммарно не менялись за рассматриваемый период. Те, кто раньше покупал игры, пересел на подписку, вновь прибывшие люди также пришли за подпиской.
Приведу в качестве иллюстрации: в четвертом квартале 2024, когда в Gamepass впервые добавили новую Call of Duty, совокупные доходы от игр и подписок выросли на 2%, в то время как продажи консолей упали на 29%, итого за квартал минус 530 млн долларов по сравнению с прошлым годом. Локомотив пока не смог сдвинуть состав, синергии не случилось.
Если в ближайшем будущем не предвидится резкого роста Gamepass (планировали 100 млн подписчиков к 2030), нас ждут лишь ежегодные увольнения и повышения цен на подписку. Политика добавления Steam на будущие устройства Xbox выглядит сомнительной с точки зрения потенциального снижения дохода от комиссии Xbox Store. Возможно, новая стратегия широкого издательства и "все это xbox" даст свои плоды.
Об эффективности работы поговорить не получится, ведь Microsoft не публикует данные операционного дохода для своего игрового бизнеса.
Заключение
К настоящему моменту каждая из рассматриваемых компаний смогла найти себе уникальную стратегию для существования, результаты получились тоже непохожие друг на друга. А как все изменится через год, сможем узнать в следующем мае, прерывая игру в GTA VI на новости о новых финансовых результатах.