Ты (не) пройдёшь. Продолжаю "цикл" текстов о Евангелионе. Здесь будет много интервью Хидэаки Анно о создании Evangelion 2.0 You Can (Not) Advance.

Ты (не) пройдёшь. Продолжаю "цикл" текстов о Евангелионе. Здесь будет много интервью Хидэаки Анно о создании Evangelion 2.0 You Can (Not) Advance.

Shiro Sagisu - Evangelion 2.0 You Can (Not) Advance

Ты (не) пройдёшь. Продолжаю "цикл" текстов о Евангелионе. Здесь будет много интервью Хидэаки Анно о создании Evangelion 2.0 You Can (Not) Advance.

Продолжаю «цикл» про Еву, и тут у нас о Evangelion 2.0 You Can (Not) Advance. Ссылки на прошлые части — тут 1, 2, 3.

Тут будет много интервью о процессе создания этой полнометражной работы. Ещё будет про нового пилота, которого у многих считают спорной личностью.

Разработка второй части картины велась параллельно с завершением первой. И у неё были свои проблемы — давайте сразу о них.

Происходили постоянные правки сценария. Вот что Анно говорит об этом:

«В случае с «Евангелион 2.0: You Can (Not) Advance» мы переписывали сценарий более сорока раз, если учитывать и крупные, и мелкие правки. Первое крупное изменение произошло ещё в период параллельной работы над «Евангелион 1.0» — между ноябрём и началом декабря 2006 года.»

Хидэаки Анно

Про изменения в сюжете и различие с оригиналом:

«Тест-пилотом Евы-03 стала Аска. До этого мы шли по линии ТВ-сериала, где подопытным был Тодзи. Только отличие было в том, что в новой версии Синдзи уже знает об этом заранее. В целом, в сценарии до этого момента сохранялись «старые» нюансы: более взрослые сцены с Мисато и Кадзи, конфликт Аски с матерью, её восхищение Кадзи, быстрое сближение с Хикари и так далее. Сюжетные линии носили тот самый «старый» привкус. Кульминация же в тот период выглядела так: Синдзи, наставленный Кадзи, выходит в бой на Еве-01, после чего следует самопожертвование Рей ради его спасения. Столкнувшись с этой потерей, сердце Синдзи не выдерживает, и Ева-01 уходит в берсерк. То есть это было чем-то вроде гибрида 19-й и 23-й серий ТВ-версии. До пятой версии сценария мы двигались именно в этом направлении. Даже раскадровки для части C, заказанные ещё до выхода Evangelion: 1.0, были в основном основаны на пятом варианте.»

Хидэаки Анно
Ты (не) пройдёшь. Продолжаю "цикл" текстов о Евангелионе. Здесь будет много интервью Хидэаки Анно о создании Evangelion 2.0 You Can (Not) Advance.

Поводом для изменения сценария было то, что он слишком походил на оригинальный сериал.

«Главной причиной стали слова Маки (Кадзуя Цурумаки). Он сказал: «В таком виде это просто пересказ ТВ-сериала, а не кино». И ещё: «Аске нужна своя значимая роль в фильме. Сейчас она появляется только для галочки и никак не влияет на драму Синдзи». Также он заметил: «И вообще, изменений по сравнению со старой версией недостаточно». Тогда же он предложил: «Нужно что-то радикальное, вроде того, чтобы Аска стала пилотом Евы-03». Так как это было фундаментальное изменение, мы обсуждали его со многими сотрудниками — мнения разделились. Особенно против был Тодорогки (Икки). В итоге, после раздумий мы приняли вариант Цурумаки, и изменение вошло в шестую версию сценария. Она вышла 8 января 2007 года. Но там это выглядело довольно сыро: пилота просто поменяли с Тодзи на Аску, и объяснение было притянуто за уши — мол, новый пилот Мари приехала из Европы и отстранила Аску от Евы-02, поэтому та сама вызвалась. Всё это было поверхностно, без проработки персонажей и ситуации. Разумеется, вскоре я получил от Цурумаки предложение: «Необходимо, чтобы смерть или поражение Аски вызвали у Синдзи и зрителя такой же шок и чувство утраты, как в ТВ-версии с Тодзи. Для этого нужно показать Аску как "хорошего персонажа", чтобы её потеря ощущалась сильнее». Я согласился: «Да, это правильно». Поэтому мы решили, что Аска сядет в Еву-03 ради других — ради Рей и Синдзи. Так постепенно выстраивался её «флаг смерти». В результате момент с Евой-03 стал кульминацией её личной драмы. Дальше мы начали менять сценарий в разных местах: связали подготовку Синдзи и совместный ужин, который Рей устраивает ради него и Гендо, с историей Аски и её решением пилотировать Еву-03. Постепенно фиксировались и её реплики, и характер. Что касается структуры до части C (кроме Мари), то к 11-й версии сценария от 11 марта 2007 года сюжет уже в целом совпадал с финальной версией фильма. Но часть D ещё держалась ближе к старой версии. До 11-й редакции мы несколько раз меняли план: что делать с Евой-02 в бою против 10-го ангела? Сначала по предложению Цурумаки рассматривали вариант «вообще не выпускать Еву-02, чтобы не перегружать анимацию», потом сделали, что в ней сидит Мари, затем, что в неё через Dummy System сажают потерявшую сознание Аску. На этом варианте мы остановились, и в таком ключе шёл основной сценарий. Дальше сюжет развивался почти как в старой версии: Еву-00 и Еву-02 побеждают, Рей поглощается ангелом, пытается втянуть и Синдзи, но осознаёт это и жертвует собой. На этом этапе сценарная работа остановилась, потому что нужно было сосредоточиться на «Еве: 1.0», которая была «кризисом здесь и сейчас». Помню, мы уже успели заказать у Син-тяна (прозвище Синдзи Хигути) имиджборды и раскадровку финальной битвы по этой версии.»

Хидэаки Анно

Вскоре работа над сценарием продолжилась:

«После первого пробного показа «Евангелион 1.0». Некоторое время я был в прострации, а затем занялся тем, чтобы выявить все крупные и мелкие проблемы. Мы устроили сценарный лагерь в конце октября, собрали разные мнения, добавил к этому и свои мысли — и в итоге 6 декабря 2007 года вышла новая версия сценария, 12-й черновик. Он был почти полностью переписан, фактически как новый сценарий. Там, например, в битве с падающим ангелом в вместе оказывались Мари и Аска. И поскольку мы писали с настроем «полностью заново», «всё новое», то эпизоды, где предполагалось использовать материалы старого сериала, были в значительной степени удалены. Кроме того, именно в этот момент возникло ещё одно важное изменение: мы отказались от идеи, что в финале Рей взрывает себя, спасая Синдзи. Вместо этого Синдзи должен был спасти Рей. Это было предложением продюсера Тосинори Оцуки, который сказал: «Второй фильм должен быть историей, ведущей к третьему. Лучше закончить его с надеждой и на хорошей ноте». По этому поводу среди сотрудников тоже разгорелись споры, и особенно противился этому Цурумаки. Для Макки (так мы его называли) одним из мотивов участия было желание показать в третьем фильме третью Рей, которая была в старой версии куда менее заметной, и раскрыть её глубже. Но в конце концов решение было за мной: я выбрал вариант, где Синдзи спасает Рей. Цурумаки сказал: «Если так решил Анно-сан, тогда ладно», и согласился. Думаю, я выбрал именно этот вариант потому, что в «Евангелион 2.0» искал «изменения» как основную идею. А такие перемены, как мне казалось, должны были повести к следующим изменениям. К тому времени роли Аски, Рей и Мисато в истории тоже уже стали достаточно ясны. Но проблема была в Мари.»

Хидэаки Анно

Мари.

И вот Мари новый персонаж, его не было в оригинальном сериале. Но она появлялась в манге, как подруга матери Синдзи.

Юи Икарии и Мари Илластриэс Макинам.
Юи Икарии и Мари Илластриэс Макинам.

Анно считал, что добавление нового пилота сможет сломать оригинальную историю Евы и привнести что-то новое.

Создание персонажа Мари для ребилда было сложным. Вот что Анно рассказывал об этом:

«С самого начала работы над Новой театральной версией (Rebuild) я решил, что в качестве обязательного приёма нужно ввести нового персонажа — ещё одну девушку-пилота Евы. Иначе в итоге всё превратилось бы в повторение того же самого сюжета, и я ощущал опасность, что больших изменений не произойдёт. Я думал, что если насильно не вбросить в историю такую «чужеродную» фигуру, как новый пилот, Ева не изменится по-настоящему. Поэтому вначале появление Мари в сюжете действительно выглядело как насильственная вставка. В ранних версиях сценария её образ был слишком выбивающимся и почти никак не вплетался в историю, её присутствие буквально «висело в воздухе». Она появлялась только в прологе, а дальше почти не имела экранного времени. Но тогда я считал, что во втором фильме можно ограничиться лишь «знакомством с персонажем», иначе мы не сможем раскрыть Аску и Синдзи, и оставил всё как есть. Я полагал, что нового персонажа можно будет полноценно развить уже в третьем фильме, где сюжет серьёзно изменится. Но это оказалось слишком наивным прогнозом. Когда же дошло до увеличения её роли, оказалось, что вписать её просто невозможно. Старая Ева оказалась гораздо более цельной, чем я думал. Ни в сюжете, ни в драме почти не было места для новых элементов. Старый сериал уже был сделан теми методами, которые на тот момент были лучшими, и если рушить хоть одну часть, то по цепочке ломалось всё остальное, и в итоге ничего не стыковалось. Это доставило большие трудности. Хотя прошло больше десяти лет, но поскольку я сам создавал тот старый вариант, мне самому его ломать было очень тяжело. Не хочу себя хвалить, но я заново понял, насколько хорошо выстроен был «поток» оригинала. Он был создан не столько по расчёту, сколько на основе моих тогдашних чувств и импровизаций, и именно поэтому получился цельным. Поэтому я решил привлечь других, третьих лиц, чтобы помочь мне разрушить этот каркас. Особенно Цурамакки. Кроме того, я пытался разрушить и те части самого себя, которые изменились за прошедшие годы. Это была борьба с самим собой 12 лет назад. Это потребовало очень больших душевных сил.»

Хидэаки Анно
Ты (не) пройдёшь. Продолжаю "цикл" текстов о Евангелионе. Здесь будет много интервью Хидэаки Анно о создании Evangelion 2.0 You Can (Not) Advance.

Анно старался меньше «себя» вкладывать в полнометражную работу, чтобы было меньше схожестей с оригиналом. Он много советовался с командой и отдавал им часть работы. Вот что он говорит про процесс интеграции Мари в полнометражку:

«Сначала я переложил это на других. Я старался как можно меньше выдавать свои собственные идеи. Например, для внешности Мари я дал лишь общие указания: «учится в английской школе для девочек, немного старше остальных, возможно, любит животных» — и затем все обсуждения дизайна я доверил Садамото (прозвище Осадака) и Макки, а сам лишь проверял готовый результат. Решение ввести её в сюжет было принято заранее, поэтому обсуждения дизайна персонажа начались очень рано. Садамото долго мучился, но направление вроде «девушка в очках, длинные прямые волосы» появилось достаточно быстро. Черновые наброски даже успели вставить в трейлер «Evangelion 2.0 You Can (Not) Advance». Позже, при создании окончательных артов, он снова колебался, но в итоге получилось очень хорошо — настоящий профессионал. С характером было намного сложнее. Уже были эксцентричные персонажи Рей и Аска, а «обычный» персонаж был представлен Хикари, так что я начинал с подхода «от противного». Сначала я пробовал строить её характер и внешний вид, опираясь на то, чего ещё не было в истории. Например, я ввёл очки как заметный элемент — раньше их избегали из-за сложности анимации. Но даже так Мари оставалась «не Рей и не Аска», и только этим нельзя было создать полноценного нового персонажа. Композиция персонажей в старой версии была очень плотной, и если бы я просто добавил Мари, это могло разрушить баланс всей драмы и сюжета. Даже если цель была в «изменении», одно отличие от старой версии оборачивалось бы лишь контр-версией старого материала…»

Хидэаки Анно

И вот спустя время, просмотрев всё и упорядочив что то начало выстраиваться.

«14-й вариант сценария от 14 января 2008 года уже начинался отдельно с D-парты. На тот момент было окончательно решено, что в Eva-02 будет садиться Мари. Но детали всё ещё оставались подвижными: прощание Мисато и Синдзи, последовательность событий после выхода из-под контроля Eva-02, что делать после того, как ангел поглотит Eva-00 и так далее. Появление Мари тоже менялось: в 13b-й версии сценария от 23 мая она просто сидела на крыше школы и пила чай с Синдзи. Работа над D-партой продолжалась с мая по сентябрь, делались непрерывные правки. По данным, которые сохранились, всего было около 13 вариантов. Сценарий постоянно переписывался: какие-то идеи появлялись, потом исчезали. Первый вариант сюжета был составлен 3 августа 2006 года, так что весь процесс создания сценария занял примерно два года и пять месяцев с множеством изменений и перипетий. Я постоянно придумывал новые идеи, чтобы история получилась интересной.»

Хидэаки Анно

Сценарий продолжал дорабатываться чуть ли не до последнего момента.

«Во время новогодних каникул я уединился дома и в гостинице в Хаконе, чтобы выработать идеи и решить все проблемные моменты. Когда удавалось найти решение — я радовался. Результатом стал окончательный 16.2-й вариант сценария, охватывающий сцену с разрушенной Eva-02, где Мари и Синдзи общаются в укрытии, до эпилога с Каору. Дата — 18 января 2009, так что по графику производства это был почти последний момент — не факт, что все успеет дойти до экранов. Оттуда уже пошла раскадровка, так что правки продолжались до самого конца.»

Хидэаки Анно

До премьеры остаётся полгода, сцены Синдзи и Мари не были готовы.

«Их встреча была раскадрована только 28 февраля 2009. На этапе превращения сценария в раскадровку Маки добавил свои идеи. Цурумаки настаивал, чтобы Мари появлялась «с воздуха». Мы держались до тех пор, пока не придумали решение. Сцена встречи Мари и Синдзи многократно переписывалась. Изначально она должна была идти после запечатывания Eva-02, но при просмотре монтажного материала поток выглядел плохо. В итоге сцену пришлось переместить к B-парте. Случайно получилось, что S-DAT на крыше падает и ломается — это тоже совпадение.»

Хидэаки Анно
Ты (не) пройдёшь. Продолжаю "цикл" текстов о Евангелионе. Здесь будет много интервью Хидэаки Анно о создании Evangelion 2.0 You Can (Not) Advance.

На вопрос, были ли дополнительные сцены у Мари, Анно отвечает:

«Да. В самый последний момент во время монтажа Осада сказала, что сцен с Мари мало и зритель может забыть её. Поскольку мы перенесли сцену на крыше раньше, до появления в D-парте было много времени. Тогда я начал думать, что можно добавить. Поскольку запись диалогов уже была завершена, пришлось использовать сценки без слов, перерабатывать другие кадры, делать rough-layout и проверять в монтаже. В итоге мы вставили сцену с исходными рисунками для трейлера после сцены с Тодзи. Мари мы дорабатывали и меняли до самого конца

Хидэаки Анно
Ты (не) пройдёшь. Продолжаю "цикл" текстов о Евангелионе. Здесь будет много интервью Хидэаки Анно о создании Evangelion 2.0 You Can (Not) Advance.

На то удачно ли Мари вписалась в фильм, он ответил:

«Даже с небольшим экранным временем она стала впечатляющей. Это заслуга Цурумаки — он тщательно прорабатывал, чтобы персонаж запомнился. Мари я хотел сделать «чужой» в мире Eva, поэтому многое доверил Маки. Если бы я вмешивался слишком сильно, она могла бы превратиться в обычного персонажа. В итоге всё получилось хорошо, ощущение чуждости персонажа сохранилось.»

Хидэаки Анно

Имя Мари Иллюстрис Макинами? Идея ли это самого Анно?

Да. «Иллюстриас» — это британский авианосец. «Макинами» — от японских эсминцев типа «Аянами». «Мари» изначально была «Марико» из манги моей жены Мойоко Анно. По разным причинам я сократил до «Мари».

Хидэаки Анно

Как характеры персонажей из оригинальной Евы, изменились?

Многие персонажи были переработаны или немного изменены, чтобы показать, что это новая история. Например, вот что Анно говорит об изменении имени Аски Сорью на Сикинами.

«Как я уже говорил, мы изменили настройки пилотов ЕВА, и чтобы сохранить целостность, логично было поменять и имя. Кроме того, разные имена главных персонажей дают фанатам старой версии ощущение: «в этот раз всё иначе, что-то новое». Конечно, кому-то это может показаться непривычным или они будут предпочитать старое, но я намеренно пошёл на это изменение. Думаю, фанаты не ожидали, что имя Аски изменится, поэтому это дало им эффект неожиданности и стало хорошей темой для обсуждений.»

Хидэаки Анно

Вот что он говорит об изменении остальных, так знакомых нам персонажей:

«С Рей всё как-то само собой получилось. Я почти не помню, почему она такая, какая есть. Сцена, где Рей готовит еду для Синдзи и Гэндо, изначально была задумана для четвёртой серии ТВ-сериала, я решил перенести её в сцену с трапезой в фильм. Уже в первом варианте сценария была сцена с Рей, готовящей еду, а во втором драфте от 9 сентября 2006 года есть её реплика: «…Секрет. Расскажу, когда научусь лучше». Именно с этой фразы Рей стала персонажем, у которого эмоции постепенно просачиваются наружу. Это получилось естественно, без сознательного контроля. То же самое касается Синдзи — для меня его существование настолько естественно, что порой я его забываю, несмотря на то, что он главный герой. Мисато в «Rebuild» теперь чётко позиционируется как второстепенный главный персонаж по отношению к Синдзи. Все персонажи — Синдзи, Рей, Мисато, Аска — в фильме ограничены хронометражем, поэтому действуют в рамках своих ролей. В сериале ТВ-версии есть больше свободы для отклонений, но в фильме это невозможно. Тем не менее, персонажи не просто продолжают старую версию, они получились новыми. Хотя они существуют в моей голове уже более 14 лет, они продолжали меняться. Особенно это касается Аски — её характер и сеттинг изменились.»

Хидэаки Анно

Так же сцены взаимодействия между Кадзи и Аской были убраны.

«Мы полностью убрали это. В фильме нет времени подробно показывать отношения Асуки с Кадзи. Даже небольшая сцена выглядела бы неубедительно и поняли бы её только фанаты старой версии. Поэтому я решил вычеркнуть это и сделать так, чтобы Кадзи взаимодействовал с Мари. Это было необходимо, так как никто из старых персонажей не знает Мари, а сюжет требует контакта — и Кадзи подошёл лучше всего.»

Хидэаки Анно
Ты (не) пройдёшь. Продолжаю "цикл" текстов о Евангелионе. Здесь будет много интервью Хидэаки Анно о создании Evangelion 2.0 You Can (Not) Advance.

27 июня 2009 года выходит картина «Evangelion 2.0 You Can (Not) Advance».

  • В первые два дня проката в Японии полнометражка собрала 510 миллионов йен и около 365 000 в первые два дня.
  • По итогам 2009 года картина собрала 4 миллиарда йен.
  • Картину посмотрели более 2 миллионов зрителей в Японии.
  • Полнометражка становится вторым кассовым фильмом в Японии в 2009 году.

Мнение общество на данное произведение:

  • Rotten Tomatoes: Вторая часть полнометражной картины получила 82% положительных рецензий, которые были основаны на 11 отзывах с оценкой 6.4 из 10.
  • На Metacritic средний балл составил 45% из 100 что были основаны на 4 отзывах.
  • Многие критики отмечали высокое качество анимаций, красивые визуальные эффекты и хороший экшн. Но добавляли что сюжет перегружен для знакомства с картиной новичкам.

Вторая полнометражка, и мысле о ней.

Знаете, мне интересно наблюдать, как привычные герои меняются. То есть понятно, что оригинал в сердце, это классика, что мне нравится. Но то, как второй ребилд начинает понемногу изменять привычную картину, мне кажется очень крутым решением. Вообще ребилды это такой метакомментарий от самого режиссёра с понятным посылом к концу четвёртого фильма. Посыл в принципе остался тот же, что был и в оригинале. Если кратко и без спойлеров: «не впадайте в эскапизм, а живите и трогайте траву». Да, так банально, хех.

Время ночь, точнее уже наступает утро, а я продолжаю писать этот текст. Начал ещё в полночь, дописывая его, а также пересматривая полнометражку, она потихоньку уже подходит к концу. Пришлось прочитать много интервью на японском через переводчики и перевести это в удобоваримый вид.

О самой картине. Сцена с псевдопилотом и битвой с девятым ангелом жуткая. Играет спокойная музыка в тот момент, когда Ева разрывает противника на части. Проблема в том, что внутри Евы, ангела, находится Аска. За всем этим наблюдает Синдзи, который ничего не может сделать. Всё, что он может, это кричать: «хватит, хватит, хватит, хватит». А в конце... ладно, тут без спойлеров.

Ты (не) пройдёшь. Продолжаю "цикл" текстов о Евангелионе. Здесь будет много интервью Хидэаки Анно о создании Evangelion 2.0 You Can (Not) Advance.

А дальше бушующий Синдзи, который точно не похож на себя из оригинала, атакует НЕРВ, он зол на своего отца. Я ещё в прошлом посте писал, что версия главного героя в ребилдах более взрослая, он не кажется настолько слабым и разбитым, как в оригинале.

Ты (не) пройдёшь. Продолжаю "цикл" текстов о Евангелионе. Здесь будет много интервью Хидэаки Анно о создании Evangelion 2.0 You Can (Not) Advance.

Момент откровенного разговора (во сне гг) между Аянами и Синдзи в поезде так же раскрывает характер нашего главного героя, да это вроде бы он из оригинала и не он. Ещё он встречается с детской версией себя и говорит с ней, в общем советую вам посмотреть самим эту сцену.

Ты (не) пройдёшь. Продолжаю "цикл" текстов о Евангелионе. Здесь будет много интервью Хидэаки Анно о создании Evangelion 2.0 You Can (Not) Advance.

Ладно, я тут не ради пересказала истории. Просто захотелось сказать о запомнившихся сценах, ведь перепросмотр приближался к концу когда я это писал.

Вообще визуальная составляющая просто шикарна, смотреть всё это радует глаз. Музыка годная, битвы и экшен настолько крутые, что я просто смотрел за ними, затаив дыхание. Сам сюжет, конечно, в сравнении с сериалом теряет в глубине, но наблюдать за историей мне было интересно. Опять же, это скорее моё имхо, но мне нравится, когда казалось бы персонажей из одной истории забрасывают в другую, меняя немного их черты характера и ключевые события. Мне любопытно смотреть и подмечать, где что и как поменяли, и как это в целом влияет на саму стори.

Ты (не) пройдёшь. Продолжаю "цикл" текстов о Евангелионе. Здесь будет много интервью Хидэаки Анно о создании Evangelion 2.0 You Can (Not) Advance.

А как вам второй ребилд? Как относитесь к нему? Вообще как вам идея таких "переработок" оригинальных историй?

Благодарю вас за чтение. Впереди ещё две полнометражки, так что ждите. Цель закончить этот "цикл" и взяться уже за что-то попроще. Хех.

Немного саморекламы:

Тгшка, иногда по настроению что-то пишу :

Чатик, тут лампово:

123
9
6
4
2
1
1
73 комментария