Ночная магия Шопена

Небольшая справка о жанре ноктюрна.

Ночная магия Шопена

Ноктюрн – обычно инструментальный жанр романтической музыки, появившийся в начале XIX века. Будучи разновидностью лирической миниатюры, ноктюрн всегда отличался своей оригинальной тематикой. Слово "ноктюрн" в переводе с французского означает "ночной". Поэты тех времён обычно обличали ночь как что-то таинственное, мистическое и мрачное. Хаос и ужас ночи вдохновлял деятелей искусства на кусочки или даже на целые произведения: будь то разбушевавшаяся гроза, томное сияние луны или обычный сумеречный флёр, герои стихов и рассказов под покровом ночи открывались читателю по-новому, проявляя свои неординарные качества. Образы ночи в разных аспектах были частым явлением в поэзии и живописи.

John Field — Nocturne for piano No. 1 in E-flat major, H 24, 1812

В музыке же жанр ноктюрна зародился благодаря ирландцу Джону Филду. Он наметил основные очертания ночной лирической миниатюры, дал ей форму. Но ноктюрны Филда, по признанию его современников, слишком отдавали "салонностью". Большую и долгую жизнь новому жанру принёс гений Шопена. Он не стал развивать тему ночи в направлении, выбранном поэтами. Поляк преобразил скромный по замыслу и пианизму филдовский ноктюрн в нечто большее, вложив в свои пьесы чувственность, элегантность, меланхолию, а порой и трагический пафос. В видении Шопена ноктюрны превратились в мощные драматические высказывания, при этом не переступая границ малых форм камерной музыки. В музыкальной поэзии Шопена умиротворённые люди встречались с образами жестокой природы, и наоборот, ночное тепло разжигало в них переживания. Финалы вариативны – от печальных чувств и тревожных дум до душевного покоя, несмотря на разгул природных стихий.

Frédéric Chopin — Nocturne in B-flat minor, Op. 9, No. 1, 1832

Ноктюрны считались и продолжают считаться самыми популярными произведениями Фредерика Шопена. В них сконцентрировано всё, что было свойственно романтической эстетике поляка – лирическое, глубоко личное и интимное. Ноктюрны стали противопоставлением виртуозной фортепианной музыке благодаря своему новейшему камерному пианизму и изяществу. Три ноктюрна op.9 были написаны в 1829-1831 гг. и посвящены блестящей пианистке Мари Фелисите Плейель, более известной как Камилла Мок. Её игра восхищала Ф. Листа, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, а Г. Берлиоз был в неё безумно влюблён. По легенде, на почве ревности Берлиоз даже задумал её убийство, но в последний момент остыл. С Шопеном Камиллу связывала тесная дружба. Преклоняясь перед её талантом, поляк таким образом выразил своё почтение.

Frédéric Chopin — Nocturne in E-flat major, Op. 9, No. 2, 1832

~~~

Мой Телеграм-канал: ссылка.

21
Начать дискуссию