Sigur Rós — «Von» (1997)
В 2000-м, когда мир дружно воспевал «Ágætis Byrjun» (1999), дебют Sigur Rós 1997 года почти никто не заметил. Пластинка оставалась доступной только через исландский лейбл группы, и раздобыть её было непросто. Те же, кому это удалось, могли обнаружить альбом не менее смелым, чем прославивший группу следующий релиз. Да, «Von» темнее и более фрагментарный, без струнных уютных заливов «Ágætis», но при этом столь же масштабный и даже бомбический.
Для такой молодой группы уровень экспериментальности здесь поразителен, хотя широта замыслов иногда оборачивается тяжеловесностью. Если бы альбом ужали до 40 минут, он звучал бы куда более цельно. Например, 10-минутный опенер справился бы со своей задачей за три, а некоторые фрагменты явно тянутся просто ради хронометража. Но это не мешает «Von» впечатлять — он скачет от минимализма в духе Гэвина Брайарса до дрим-попа а-ля My Bloody Valentine.
По пластинке тянется разный по настроению отстранённый эмбиент — то тревожный, то умиротворённый. Легко вообразить брошенную в открытом море дверь в духе «The Sinking of the Titanic», а насыщенный «Myrkur» звучит так, словно Вселенная поклоняется Кевину Шилдсу и Джулиану Суэйлзу так же, как Земля — Хендриксу и Клэптону. И, конечно, голос — один из самых непостижимо непонятных со времён Лиз Фрейзер из Cocteau Twins. Мужской? Женский? Без буклета не догадаешься. Если судить по чистому звуку, «Von» ничуть не уступает прославленному преемнику.
© Andy Kellman /TiVo