Kassa Overall — «CREAM» (2025)
После недавней победы на премии Doris Duke Artist Award Kassa Overall вернулся с «CREAM» — четвёртой пластинкой и второй на Warp Records. На первый взгляд идея не нова — джаз и хип-хоп давно сплетены вместе с времён Guru и его «Jazzmatazz». Но тут Овералл переворачивает эту концепцию: вместо того чтобы просто добавлять джазовые семплы в биты, он обращает хип-хоп-классику в джазовые стандарты, вытягивает из треков скрытые ритмические слои и показывает их с новой стороны.
Альбом назван в честь wu-tang-овского «Cash Rules Everything Around Me» (1994) и состоит из семи хип-хоп-перлов плюс кавер на «Freedom Jazz Dance» Эдди Харриса. Всё записано живьём, без овердабов, как будто ты стоишь рядом с бэндом в студии. Касса за барабанами, вокруг него — мощная команда: Эмилио Модесте (тенор/сопрано), Томоки Сандерс (тенор), Энн Драммонд (флейта), Мэтт Вонг (клавиши), Джеремайя Кал'аб (бас-гитара), Рашаан Картер (контрабас) и Бенджи Аллонс (конги).
Открывает альбом «Freedom Jazz Dance» — в версии, которая ближе к Харрису, чем к Майлзу. Живой грув, качающий бас, орган и саксофонная тема — и всё это плавно разгоняется до пост-боповой импровизации. «Big Poppa» превращается в пост-боп с флейтой в центре, «C.R.E.A.M.» звучит модально и чуть афро-латински, «Rebirth of Slick» взрывается пианинным соло, а «Nothin’ But a “G” Thang» становится блюзовой спиричуэл-джазовой медитацией. «Check the Rhime» раскачивается так, что к финалу становится почти фанковым клубным джемом, «SpottieOttieDopaliscious» превращается в грувящий пост-боп, а на «Back That Azz Up» Касса и компания уходят в настоящий ритмический карнавал.
«CREAM» — это переигрывание любимых треков, которое создаёт новую рамку для старого материала. Овералл здесь выступает не только как превосходный барабанщик, но и как архитектор звучания. Этот альбом можно смело ставить рядом с Robert Glasper «Covered» (2015) и Moses Boyd «Dark Matter» (2020). В нём нет проходных моментов — только энергия, интеллект и удовольствие.