Как вы яхту назовете... Почему перед id software сейчас стоит непростой выбор.

Как вы яхту назовете... Почему перед id software сейчас стоит непростой выбор.

В преддверии QuakeCon все ждали анонсов новых ремастеров, а я ждал анонса перезапуска Quake. Да, знаете ли, я из этих, из странных. Я каждый год жду выхода Half-Life 3, например, и ничуть этого не стесняюсь. Анонса новой игры от id не случилось. Непонятно, чего я ждал в один год с выходом Dark Ages, но А ВДРУГ!

Так что остается поразмышлять о будущем id Software. Сразу оговорюсь, что надеюсь, что это самое будущее в будущем будет. Да, Dark Ages не назовешь успешным успехом, но мне очень не хотелось бы, чтобы к id пришел тонкий Фил с косой и пиццей. В конце концов, 95-я Винда рекламировалась посредством Гейтса внутри Doom. Надо же какие-то представления о сакральном иметь!

Поэтому давайте считать, что сейчас в недрах id идет разработка следующей игры. И это явно будет шутер от первого лица. Что же еще? Но вот вопрос "какой?" гораздо сложнее.

Для начала нужно отбросить вариант нового ip. Думаю, что никто в руководстве MS этого не примет. Не для того были потрачены миллиарды на покупку Bethesda со всеми потрохами, чтобы позволять такие вольности. 2025 год. У нас здесь в светлом будущем в больших компаниях неприлично думать о новых вселенных. Все хорошие вселенные уже придуманы.

Не новая ip, значит - старая. А с чем вообще ассоциируется id? Выбор какой-то такой:

  • Commander Keen
  • Wolfenstein 3D
  • Doom
  • Quake
  • Rage

Негусто, конечно, но аж пять тайтлов! Уже что-то. Но на самом деле не 5, а ОДИН. Почему? Сейчас объясню, следите за руками.

Как вы яхту назовете... Почему перед id software сейчас стоит непростой выбор.

Первым из гонки выбывает Doom. Три части подряд и последняя не была невероятным хитом. При этом все три играются очень актуально и их история более чем закончена. Даже вон пришлось приквел делать, настолько жирная точка стояла в конце Eternal.

Как вы яхту назовете... Почему перед id software сейчас стоит непростой выбор.

Вторым отлетает Commander Keen. Потому что, ну, очевидно же. Детский платформер - это не то, с чем id ассоциируется уже 30 лет. Возможно, эту ip отдадут сторонним разработчикам, если MS потребуется свой ответ Астроботу.

Как вы яхту назовете... Почему перед id software сейчас стоит непростой выбор.

Следом выбывает Wolfenstein. Игра "пошла по рукам" еще с 2000-го года. С тех пор вышло 4 части от трех разработчиков. И ребут от Machine Games был очень уж ярким. Отдавать игру обратно id нет никакого смысла. История Бласковича лучше будет дорассказана методами MG, если их когда-либо допустят к дорогим проектам (хотелось бы).

Как вы яхту назовете... Почему перед id software сейчас стоит непростой выбор.

Rage. Очень спорная франшиза, которую однажды хотели дефибрилировать сторонними руками, но вышло не очень. Оригинальный Rage все еще очень неплохой сингловый шутан, но не лучшая игра id, в которой, конечно, самые красивые скайбоксы в мире, но вся она как будто "Фоллаут и Безумный Макс у нас дома".

И вот мы остаемся один на один с очень непростой проблемой.

Quake.

С одной стороны, это, конечно, веха. Это культ. Бацька современного киберспорта, первый трехмерный шутан, код которого до сих пор прячется где-то в сердце движка Source и играх серии CoD. Узнаваемый логотип и название которое нет-нет, да и всплывет в медиа.

А с другой стороны, можете ли вы ответить на простой вопрос "А что такое Quake?". С Думом этот вопрос сложностей не вызовет: Дум - это импы, какодемоны, киберпауки, Марс, двустволка, BFG, Думгай в зеленой броне, икона греха, порталы в Ад, корпорация UAC... Ну, то есть, да, тут тоже успели дров наломать: игра успела побыть хоррором, перезапустилась арена-шутером, экспериментировала с геймплеем, но все же сохранила некий неизменный набор символов.

А что с Quake? А вот с Quake все стало очень сложно почти с самого начала. Игра планировалась фэнтезийной РПГ с упором на рукопашку. Но id решили, что не время для экспериментов. И снова сделали шутер. Немного фэнтезийный. И даже с топором.

Как вы яхту назовете... Почему перед id software сейчас стоит непростой выбор.

На момент 1996 года Doom и Quake выглядели ОЧЕНЬ разными играми. Doom был 2.5d, яркий и с толпами монстров. Quake полностью трехмерный, со сложными вертикальными уровнями и весь серо-коричневый, промозглый и хтонический. Атмосфера отлично полировалась музыкой Трента Резнора. Плюс именно мультиплеер первого Quake впервые показал, что значит настоящий киберспорт, где стрельба на картах вмногером - это не просто свалка, а тактика, контроль паверапов, триксы и сложный мувмент с распрыжкой, рокет джампами. Как будто ничего общего с Думом. Ведь так?

RTX!
RTX!

Но к уникальности первого Quake мы еще вернемся. Следующая мина замедленного действия была поставлена id самим себе в 1997, когда пришла пора выпускать следующий шутер. Какой? Все просто! Quake 2, конечно. Что может быть проще?

А вот нет. Просто у id не бывает никогда. Потому что они снова начали делать одну игру, а закончили другую. Quake 2 похож на Quake 1 тем, что это шутер. Более того, шутер от первого лица. И тут есть даже дробовик, двустволка и ракетница. На этом сходства заканчиваются. Вместо готических замков, мотивов Лавкрафта и рыцарей в ржавых доспехах у нас тут техногенные биомеханоиды в духе фильма '"Вирус". Ну, или борги из Стар Трека. Геймплей медленнее, прохождение более нацеленное на выполнение заданий, чем абстрактный набор уровней Q1.

Почему? Правильно, игра должна была называться WOR. Но где-то на полпути решили, что знакомый тайтл продастся лучше. Смалодушничали. Так спустя много лет поступят с игрой Neural Shock. В смысле Prey. Плохо ли это? Очень плохо, ребята. Никогда так не делайте со своими сверхуспешными франшизами.

Как вы яхту назовете... Почему перед id software сейчас стоит непростой выбор.

А уже в 1999 наступил еще один кризис идентичности, когда выкатили Quake 3 Arena. Это было логичным шагом. Мультиплеер Квейка был очень популярен и требовал, чтобы ему открутили приставные колесики и сделали самостоятельной игрой. И на какой же из двух Квейков похожа Арена? Да ни на какой. Наверное, ближе она все-таки к первому. Только такому, где Ктулху женился, а избранница оказалась с причудами и раскрасила интерьеры красным, желтым и розовым.

Таким образом Quake потеряла, как говорят у нас в провинциях, айдентику. Игроки пожимали плечами и стреляли из рельсы. Но в id, видимо, поняли, в какой тупик себя загнали. Поэтому Кармак прогнал всех, кто хоть как-то покушался на авторитет и начал пилить свои стенсильные тени и ненавистный фонарик. И перезапускать уже Doom.

Та. Самая. Сцена. 
Та. Самая. Сцена. 

Поэтому Quake 4 делали Raven Software, которым не впервой было работать с движками от id. И Q4 стал сиквелом Q2. Ну, не Q3 же, в конце концов! Снова строгги, мясо железные коридоры, кроненберговщина, бодихоррор, милитари угар. Вот это все. На этом история синглплеерного Квейка подошла к концу.

Зато дважды были попытки вернуться в мультиплеер. Первая - Enemy Territory: Quake Wars. Эдакий Battlefield: Stroggos. Классы, задачи, техника. Вот это вот все. Кто играл в свое время, говорят, что круто было, аж немогу. Но свидетелей крутости Quake Wars видят нынче реже, чем НЛО.

Как вы яхту назовете... Почему перед id software сейчас стоит непростой выбор.

Вторая попытка - Quake Champions. Попытка id ворваться на территорию hero-шутеров, но с олдскульным ПК-шным геймплеем.

Как вы яхту назовете... Почему перед id software сейчас стоит непростой выбор.

Получилось ли? Да, но как-то так

Справедливости ради, пик был 7 лет назад в 17 тысяч игроков
Справедливости ради, пик был 7 лет назад в 17 тысяч игроков

И что-то мне подсказывает, что в эту сторону копать не будут. И вот мы...

В БУДУЩЕМ!

Две тысячи двадцать пятый год от рождества Христова. И главный вопрос: что делать с Quake, если мы его откапываем? Чтобы понять всю сложность ситуации, давай вспомним, что мы там говорили о Quake в 1996. Списочком.

  • шутер от первого лица
  • средневековые замки
  • порталы
  • демоны
  • Ктулху
  • двустволка
  • ракетница
  • гвоздомет

Стойте-ка. Да это ж Doom: Dark Ages! Да, на самом деле эти игры похожи приблизительно как шруповерт и третий том "Сумерек". Да, у Первоквака определенно генокод ПК-шутера без этих ваших добиваний и мили элементов, но в 2025, если воскрешать серию, то явно не будет той игры с поворотами на 180 и стрельбой в глаз на сверхзвуковых скоростях. Будет ориентация на геймпадное управление. В каком то смысле Dark Ages и есть ремейк первого Квейка. И, в случае, если id пойдут питчить переосмысление Q1, то перед своими хозяевами-рептилоидами будут выглядеть немного сконфужено.

Шматри, какая милаха! Хочется почесать пузико!
Шматри, какая милаха! Хочется почесать пузико!

И это невероятная трагедия для тех, кто ждал, что когда-нибудь id снова позовут Трента Реззнора, запрут в студии и заставят повторно записать ХЫК-ХЫК во время прыжков, будут бегать с микрофоном по ноябрьской канализации, записывать в замке Белсовер 56 сэмплов завывания ветра и новые СОЧНЕЙШИЕ звуки подбора паверапов. Мы абсолютно точно не потреплем шамблера за его мягкую физически корректную шерстку, не узнаем, сколько зубов у огра и может ли fiend запрыгивать на второй этаж.

Поэтому, сдается мне, если и произойдет ребут, то это будет возврат на Строггос. Снова болтовня с помехами в рации, железные стены, железные полы с железными ящиками на ней и железные роботы с кусками органики. А в конце реворкнутый макрон

Как вы яхту назовете... Почему перед id software сейчас стоит непростой выбор.
Как вы яхту назовете... Почему перед id software сейчас стоит непростой выбор.

Начал я как будто бы с большой неопределенности, а в итоге загнал воображаемых id Software в ловушку Джокера. Как будто у этих взрослых и талантливых людей нет своей воли, а только маркетинговые выкладки и бухгалтерские отчетности. Может быть, свобода воли сущестует, а мы как раз живем в том единственном варианте из 14000605, в котором id рискнули и решили, что ракетница должна быть ушастой, а самый прекрасный звук в мире - это звон подпрыгиающей по каменному полу гранаты.

33
1
1
31 комментарий