Death Stranding 2: «Случайный ренессанс», или как гениальное отсылает к великому [Лонг]
Во время прохождения Death Stranding 2 на ум часто приходила одна и та же мысль – Кодзима каким-то удивительным образом, и, возможно, даже неосознанно, проводит в своей игре параллели с эпохой Возрождения. У вас не сложилось подобных ощущений? Представьте, что Кодзима – это Леонардо да Винчи своего времени. А Сэм Портер это «Умирающий раб» Микеланджело. Да не умер он в конце игры, не переживайте.
Для тех, кто любит лицезреть и хочет увидеть больше образов, есть видео-версия.
Ну так что? Поговорим о факторах Возрождения?
Давайте начнем с забавного фактора: в июне у Sony наконец-то появился крупный эксклюзив, ради которого не грех было и плоечку вновь запустить. Ну а для кого-то и вовсе возник повод её приобрести. Ну чем не исторический момент?
Совсем недавно Кодзима признался, что нарочно стал добавлять в трейлеры игры некоторые спойлеры. Но я вам точно могу сказать, что он начал спойлерить DS2 еще в постерах. И именно с них зародилась мысль о том, что игра Кодзимы это буквально визуальный объект Ренессанса: здесь есть место даже подражанию великой пьете Микеланджело, и стоит буквально кинуть запрос в гугл о значении данной скульптуры, как придёт очень неприятное осознание.
А на одном из постеров изображены все важные персонажи в виде 13 фигур, прямо как на картине да Винчи «Тайная вечеря». Это что значит? Среди них есть Иуда?
Исследование и Магеллан
Вспомнили рекламные постеры, но, поверьте, в самой игре предостаточно параллелей с этой эпохой. Мы тут всё-таки будем открывать и объединять целый материк под названием Австралия, как это сделали голландцы в 17 веке.
А начнется все с того, что уже знакомая нам фигура, Фрэджайл, которая теперь возглавляет компанию Дробридж (Drawbridge), предложит взяться за новый заказ. Вы от него, кстати, можете отказаться и рекомендую сделать это дважды. Она скажет вам, что «выход смерти продолжается» и после объединения Америки, люди всё еще находятся на грани вымирания, поэтому требуется продолжение расширения хиральных связей.
Ну а что? Времена расцвета тоже не всегда ассоциируются с радужными событиями и для людей того времени было предостаточно поводов бояться. К началу 16 века был предсказан конец света и пришествие Антихриста, который станет править миром. Что-то подобное и мы испытываем в игре и пытаемся это предотвратить.
Итак, у нас вновь важная роль – мы исследователи.
Нас приглашают на борт гигантского судна DHV Magellan (Магеллан), названного в честь того самого мореплавателя Фернана Магеллана, под руководством которого было совершено путешествие вокруг света в эпоху Возрождения (неважно, что он чуть не доехал и умер по пути). И оно, между прочим, доказало, что земля круглая. Шах и мат, плоскоземельщики. Открывая постепенно точку за точкой, мы расширяем свои знания о местности и приобретаем новые связи. Всё-таки в этот раз Кодзима сильно топит за идею важности живого общения и социальные связи. Поэтому и на борту Магеллана со временем становится даже тесновато.
Гуманизм и образ Сэма
Как и в эпоху Возрождения, а это был важный период расцвета многих областей, открытия совершаются не только географические. И во многом Death Stranding 2 пытается быть лучше первой части за счет развития каких-то даже банальных вещей. Мы приобретаем больше полезных рецептов на вещи, оружие и сооружения. Становится игра от этого казуальнее или просто удобнее – решать вам. И да, зацепитесь за слово «развитие», кстати, оно нам еще не раз пригодится.
Во времена Возрождения сложилось особое мировоззрение и очень активно стали продвигаться идеи гуманизма. В центре мира стоял человек и его развитие. В центре удивительного произведения Кодзимы стоит тоже человек. Человек, который объединяет людей, разбросанных по континенту. И если Ренессанс – это мост между средневековьем и новым временем, то Сэм Портер, как говорил Клиффорд Унгер в первой части, – «мост в будущее».
Он напоминает рабов в скульптурах Микеланджело, который особое внимание уделял человеческой фигуре. Скульптор отражал в ней не только красоту и мощь, но и всё то, что из себя представляет сам человек и его деяния, попутно делая акцент на его одиночестве. Наш герой тоже одинок. Он отягощен не только грузами на своих плечах, но еще и тяжестью судьбы. Правда, со временем не только окружающий мир начинает обрастать новыми связями, но и Сэм тоже.
Пришествие Антихриста или пришествие Хиггса?
Death Stranding 2 – это как триптихи Иеронима Босха, где есть мир живых, мир мертвых и что-то посередине. А разнообразные территории, которые герою предстоит пройти, напоминают образ пустыни в творчестве художника. Это и место уединения героя, и серьезное для него испытание. Согласитесь, испытание для Сэма ну совсем не из легких. Да еще и упорно мешать ему будет Хиггс. Его персонаж чем-то напоминает образ таинственного человека в красном одеянии с одного из триптихов под названием «Поклонение волхвов».
На этой части картины незнакомца окружают злобные люди, но именно с ЕГО лица не сходит улыбка. Исследователи считают, что это образ Антихриста, который пришел побуждать царей начать последнюю войну.
Обратите также внимание на необычное оружие в руках Хиггса – гитару. У самого Босха музыкальные инструменты частенько олицетворяли дьявола и в изображениях Ада можно заметить, как грешников ими жестоко карают.
И вот наш антагонист, казалось бы гадкий персонаж по своей сути, Кодзима вообще сказал, что мы при виде него будем кидаться геймпадом в телевизоры от злости, оказывается самым колоритным и ярким персонажем, и каждое его Пришествие – целое событие.
Единственное, не рекомендуем вам засыпать рядом с гробоплотом – дада в игре появился новый вид транспорта – а то придется лицезреть сценку с картины Джотто «Поцелуй Иуды», которая показывает…что показывает? А, ну, конечно же, столкновение добра и зла.
Открывайте на свой страх и риск!
Лу и твари
Кстати, о сне. Если вы бездействуете, то Сэм, как и прежде, присядет подремать, но в этот раз вас может немного напугать одна деталь: летающая вокруг вас под тревожную музыку Лу. В этой части она изображена как путти, такой маленький ангел с крылышками. В эпоху Ренессанса через такие образы изображали души мертвых, к сожалению, и в игре тоже.
В те времена люди стали иначе относиться к теме смерти, она перестала их пугать и воспринималась уже как нечто само собой разумеющееся. Даже визуально ее стали смело изображать в виде тварей. В Death Stranding 2 вы совершенно точно так же вместе с Сэмом перестанете бояться смерти и будете смело заезжать в зону Тварей на своем внедорожнике. В первой части риска оказаться на грани смерти было гораздо больше, а оставлять после себя огромную дыру в земле особо не хотелось. Ничего, в продолжении вас в целом мало что сможет напугать.
Музыкальная смесь
Еще одним фактором, движущим историю и развитие персонажа, является, безусловно, музыка. Мимо нее пройти было бы настоящим преступлением. Ответственность за саундтрек легла на плечи музыканта Йоанна Лемуана, известного как Woodkid.
Ему важно было сделать что-то под стать игре, ну знаете, что-то такое непосредственное, странное и – он сам не побоялся этого слова – эволюционное! И если музыка эпохи Возрождения характеризуется появлением полифонии, смесью различных жанров, популярностью церковной, светской и инструментальной музыки, то саундтрек Death Stranding 2 решил тоже не отставать и представляет из себя очень нестандартный микс всякого разного.
Вот вам трек Woodkid – Black Drift. А вот в какой момент она звучит в игре...ну, кто знает, тот знает.
Вот, к примеру, взять церковное направление: в те времена орган был очень популярным, и тут в игре, в одной из неожиданных сцен, начинает очень ОРГАНично звучать этот удивительный инструмент. Сразу представляешь борьбу нечто священного с дьявольским. Вот вам кусочек оттуда:
Также запись музыки шла с настоящим оркестром и хором, и Woodkid очень ловко сделал так, чтобы все композиции работали на происходящее и менялись вместе с ним, даже если в песне звучит текст. Вы скажете, что это обычная процедурная музыка, но нет, музыкант заставил её работать на себя и развил настолько, что буквально один трек может звучать в бесчисленном количестве вариантов, в зависимости от действий игрока, и даже если в треке звучит текст, то он не потеряет ни единой крупицы смысла, и подстроится под ваши решения.
Послушайте, это безумно красиво. Если что, полный ролик про запись тут.
Гиперреализм и символизм
Художники Ренессанса стали отдавать предпочтение гиперреализму и вниманию к деталям. Итальянский живописец Джотто вовсе был первым художником, который начал писать пейзажи и добавлял в картины больше пространства. Различные математические и научные знания помогали творцам создавать уже более реалистичные вещи. Хидео Кодзима тоже создал для нас с вами невероятно красивый и детализированный мир. Каждый район имеет свой характер и путешествовать по ним одно удовольствие. Нужно отдать должное Guerrilla Games за их движок Decima.
Также Кодзима продолжает свою любовь к символизму. Цвета, которые он использует буквально соответствуют духу эпохи: зеленые помещения Магеллана, желтые и синие костюмы, красные цвета новой группировки Хиггса. Символизм проявляется не только в цветах, но и в жестах, и позах персонажей. Особенно хочется выделить Фрэджайл и ее дополнительные руки.
Какие только жесты они не показывают! Но всё это лучше увидеть самому. Руки являются частью истории героини, и по ним легко считывается ее настроение, но обратите внимание вот на что: раньше через изображение рук могли показывать связь между духовным и физическим миром. Могут ли в нашем случае они оказаться связью между берегом и миром живых? Понятно, что это всего лишь гаджет, а на деле Кодзимыч просто мечтает еще об одной паре рук, чтобы успевать творить больше гениального, но задумайтесь. В целом, образ Фрэджайл навсегда вам запомнится по многим причинам. Она практически всё время в серо-синих тонах и будто имеет немного возвышенную роль.
Так звучит главная тема героини: Woodkid – Fragile Things. Послушайте и музыкально подкрепите себе ее образ.
Яблоки и «Материнство»
Да что там какие-то руки, в эпоху перемен даже изображение яблок могло играть значительную роль: то яблоко искушения, то раздора, то искупления. В картинах возрожденцев этот фрукт зачастую был разделителем мира смертных и бессмертных. В Death Stranding 2, в мире Нирваны, в который Сэм попал пройдя сквозь смоляной разлом, мы нашли таинственную девушку по имени Завтра. На протяжении долгого времени она тренирует свои навыки тоже на яблоках и через них вполне могла показываться крепкая связь Завтра с тем миром. Но чем больше она обитала в мире живых, тем слабее становилась эта связь и обреталось больше контроля.
Даже факт существования точки соединения под названием «Материнство» навевает интересные мысли. Значение материнства в эпоху Ренессанса приобрело особо важные смыслы. Вы наверняка легко вспомните множество картин с образом матери и младенца. Женщины были готовы пожертвовать всем ради детей, которые считались настоящим сокровищем, да еще и в условиях серьезных демографических проблем. В Death Stranding 2, в месте под названием Материнство, живут женщины, плоды которых остановили свое развитие на седьмом месяце. Никто не может на это повлиять, но все ждут чуда и готовы защищать детей и будущее любой ценой. А еще здесь можно притянуть моду в те времена на лысых женщин (т.н. «плешивая» мода), но не будем, не будем.
Может во всем этом символизме и правда есть какой-то смысл? А может мне просто самой не хватило какого-то безумия и замысловатости, что я придумала его сама? А то вы начитались здесь всяких претенциозных вещей о каких-то глубоких совпадениях с эпохой Возрождения.
Но смотрите (!): конец света, пришествие Антихриста, изображение фантомов и тварей, бушующие морские чудовища, исследование новых материков, Магеллан, приобретение множества новых знаний, обремененный тяготами герой, связь между мирами и прочие детали. Так много совпадений! А как построены некоторые сцены? То условная Дева Мария передает младенца в руки народа, то интригующая композиция в виде «Оплакивания Христа» Джотто. Какие-то библейские истории, если честно.
Не хочется сильно нахваливать Кодзиму, но он так много впитывает в себя информации, да и просто является человеком культуры и очень ценит искусство. И настолько Хидео любит наполнять свои творения различными отсылками, особенно на поп-культуру, что порой кажется, что он делает такие совпадения – случайно? Впрочем, может себе позволить.
Death Stranding 2 – это игра, чтобы наделать кучу прикольных гифок, сохранить себе красивых сценок, поугорать с друзьями над неожиданными, но приятными моментами. То есть это всё еще гениальная вещь и очень свободная. Ну где вы еще найдете такое кодзимовское, дорогое и необычное?
По моим впечатлениям, самой игры в этот раз стало гораздо больше, это безусловно радует, но Кодзима, в отличие от да Винчи, будто не может найти секрет золотого сечения и определить ту важную точку, которая создаст баланс между геймплейной и киношной частью его произведения. Между Га и Ка игры (гениально, не правда ли?).
Отвечает ли игра на главный вопрос, который задает себе сама? «Стоило ли нам объединяться?». Да она, кажется, и сама про него забывает. А может она ответила на вопросы, которые задаются к целой эпохе, о месте человека в этом мире? А вот это уже ближе, но предлагаю вам самим разобраться, а потом сесть в задумчивой позе, как мраморная скульптура, и обдумать увиденное.
Знаете, есть такое современное понятие «случайный ренессанс», когда в нашей повседневной жизни кто-то может сделать снимок, а он внезапно отсылает к картинам этой эпохи. Вот и Death Stranding 2 – случайный ренессанс.