Оно ещё живое? Plants vs. Zombies 2 [лонг]

12 лет назад вышла Plants vs. Zombies 2 — продолжение одной из знаменитейших башенных защит, навсегда вписавшее PopCap в историю видеоигр. Пусть у меня не было смартфона на Андроиде, зато уже был BlueStacks, так что я с нетерпением прикоснулся к необычному продолжению. Кто бы мог подумать, что даже спустя столько лет игра будет жить — правда, уже в виде полуразложившегося трупа. На протяжении всего этого времени я несколько раз возвращался в игру; предлагаю и вам совершить путешествие в мир PvZ 2.

Оно ещё живое? Plants vs. Zombies 2 [лонг]

Это база

Если оригинальная игра посвящена защите своего дома со всех сторон, то сиквел предлагает более оригинальную идею. Сумасшедший Дейв использует машину времени, чтобы ещё раз почувствовать вкус замечательного тако, но всё идёт не так — и мы попадаем в Древний Египет.

В своё время меня поразил скачок графики: насколько тонкие тут линии, аккуратные задники, плавные анимации растений. Всё такая же прекрасная музыка на фоне, что изменяется по ходу уровня. И, наконец, главное нововведение — подкормка: перетяни её на растение, и то применит суперспособность. Подсолнухи насыплют кучу солнышек, горохомёт выпустит ураганную очередь из пулек, капуста обстреляет каждого зомби на поле, а орех покроется мощной бронёй. Просыпается дух исследования: вот новое растение — чем оно удивит?

Надо заметить, что в самых ранних версиях карта мира выглядела непривычно. Можно было идти в разных направлениях, идя к следующему миру или собирая новые растения. Но это выбор без выбора: потом всё равно придётся возвращаться к этим уровням, да и без новых растений тугововато.

Старая карта.
Старая карта.

Пора познакомиться с новыми растениями и зомби. Как и прежде, между сторонами идёт гонка вооружений: противник получает противную способность, а мы — контру для него. Так, гиммик Древнего Египта — надгробные плиты и песчаные бури. Чтобы простреливать сквозь плиты, нам дают Цветущий бумеранг (Bloomerang), который поражает сразу три цели. Зомби не дремлют и взывают к Анубису — его жрецы активно создают могилы. Ничего, у нас есть бесплатный Могилоед.

Оно ещё живое? Plants vs. Zombies 2 [лонг]

Песчаные бури позволяют зомби сделать засаду — прикатиться прямо в середину поля. Ближник Бонк чой своими апперкотами сносит вражеские головы как спереди, так и сзади.

Тогда подключается тяжёлая артиллерия — зомби-Исследователь с факелом, сжигающим всё на своём пути. Наше спасение — Салат айсберг, от которого зомби не только замерзают, но и их огонь тушится!

Кроме того, тут ещё была мини-игра по нахождению пар плиток — сегодня, увы, с официальной версии вырезанная.

Что сказать, сиквел развивал оригинальную игру, создавая свою формулу: противный зомби, засады, вспомогательное растение для этого мира, мини-игра. Кроме того, уровни имели разные цели. Где-то надо было выстроить оборону в начале уровня, где-то защитить растения, а ещё собрать заданное количество солнц.

Время поднять пиратский флаг, йо-хо-хо! На корабле часть дорожек отсутствует: на этих линиях враги будут либо лететь, либо брать на абордаж, приземляясь сразу на середину поля. Зато есть и веселье: пружинистый боб способен сбросить незадачливого зомби прямо в воду!

Среди уникальных зомби выделю капитана с зомби-попугаем: промешкаешь — и тот безнаказанно унесёт растение в небо. А вот с растениями интересней. Есть Львиный зев, который атакует по площади 3x2 перед собой. Это одно из немногих доступных растений с массовым уроном. А вот Кокосовая пушка разочаровывает. Идея неплохая: нажми — и выстрелит мощное ядро. Но! Просто огромная стоимость в 400 солнц и сверхмедленная перезарядка в 18 секунд делают это растение просто неиграбельным :(

Третий мир — Дикий Запад. Обожаю здешнюю музыку. На местных уровнях есть вагонетки, позволяющие концентрировать огонь по определённой линии. Тут появляется Тросник-молния, растение с интересной идеей. Атакует оно быстро, но слабо цепным разрядом. Поодиночке почти бесполезное, но в больших количествах эффективно защищают свою и соседнюю дорожки. Просто маст-хэв против зомби-куровода: тронь такого — и тот выпустит целую кучу дохлых, но очень быстрых и прожорливых зомби-куриц.

А ещё тут появляется, пожалуй, самое уникальное растение в серии. Гороховый стручок можно ставить друг на друга до пяти раз — позволяя сделать своеобразный гороховый пулемёт. Идеальный кандидат для вагонетки. А вот вне своего мира его строить долго и дорого.

Казалось бы, есть огрехи, но так-то неплохая игра. Но мы знаем, что Electronic Arts своего не упустит. Бесплатная мобильная игра? Ха! Я бы сказал, тактически распиленная игра. Хочешь мощные растения с первой части? Плати за каждое. А если есть ещё деньги, то можешь докупить дополнительный слот для растений и подкормки, увеличить стартовые солнышки и «кэшбэк» за выкапывание растений. Как бы игра проходится и без всего этого, но неприятный осадочек остаётся...

Оно ещё живое? Plants vs. Zombies 2 [лонг]

Назад в будущее!

Вскоре нас радуют новым миром, посвящённым Далёкому будущему. Зомби-чертята освоили робототехнику, так что нам предстоит сражаться с довольно «толстыми» машинами. Благо, Э.М. Персик способен их надолго вывести из строя, а силовые клетки преумножат эффект подкормки.

Этот мир представляет аж шесть новых растений. Лазерный боб — это массовый урон по линии, а Вечнорех имеет любопытную ульту, защищающую сразу все дорожки. Тут же Сдуватель, который оказался такой имбой, что навечно забанен в испытаниях Арены. Но не обошлось без проблемных растений. Цитрон — опять дорого и очень долгая перезарядка. И Клеточная репа, во-первых, которую даже не дают особо потыкать во время кампании, а во-вторых, опять же стоит слишком дорого. Хочешь связать пять плиток для подкормки — плати 0+250+500+1000+2000=3750 солнышек — это что за цены???

В этом мире открывается последняя уникальная способность: запустить одну из косилок вручную, чтобы спасти растения. А спасать есть от чего. Мехофутболисты вместо того, чтобы кушать растения, как культурные зомби, выталкивают их с поля. Безобразие! Мало того, что обычно в тылу самые ценные растения, так что их неприятно потерять, так ещё и симметрия рушится. 😥

Я отмечу общую глобальную идею игры: растения из одного мира должны быть полезны в каком-то другом. Персиками можно оглушать механических быков из Дикого Запада. Лазерный боб отлично пронзает могилы Древнего Египта. Сдуватель эффективно отправляет в полёт абордажников Пиратских морей. Такие нюансы позволяют сделать вселенную растений целостной, что используется в вечеринках пиньяты.

Это ежедневные маленькие бонусные уровни, которые используют растения с разных эпох. Можно это даже назвать простенькой головоломкой: зная сильные и слабые стороны предложенных растений, надо грамотно организовать оборону. А в награду — расходники и миленькие костюмы для растений.

Кроме этого, в конце каждой эпохи появился босс — довольно простой. Перетягивай растения с конвейерной ленты, да ставь так, чтобы защищать линии и снимать здоровье у боссяры.

Чуть позже выходят Тёмные века: увы, электричество ещё не изобретено, так что солнца с неба не падают, зато есть дешёвые грибы. И этот мир заставил меня впервые задуматься: а нет ли среди разработчиков крысы, которая специально саботирует проект? Сами подумайте: мир представляет одного из самых противнейших зомби — шута. Он отбивает все снаряды обратно: горошины, арбузы, бумеранги. И один из уровней представляет премиум-растение Горох-орех: уродливый гибрид, наносящий мало урона и имеющий мало защиты. Проблема в том, что это растение абсолютно бесполезно против шутов! Вот и должно ли у меня появиться желание его купить (пусть не за реальные деньги, а за здешнюю премиум-валюту — кристаллики)?

Гроза горохострелов.
Гроза горохострелов.

Отдельного разговора достоин Пляж большой волны. Если до этого игра была довольно казуальной, то тут решила показать оскал. Большая часть поля залита водой, потому надо тратиться на кувшинки. Отлив обычно открывает засаду зомби посреди твоих растений. Рыбаки подтягивают растения к себе, быстрые сёрферы втыкают свои доски, уничтожая растения, водолазы видны только катапультам, а зомби-осьминог нейтрализует растения издали. Короче, целая орава неприятных вражеских тварей.

Пляжный боулинг :)

Это был первый мир, в котором мне действительно понадобился дзен-сад. Периодически из зомбей выбиваются семечки, которые потом вырастают в цветочки. Возьми такой с собой — и растение стартует с подкормкой. Наконец-то почувствовался вызов — это было круто!

Правда, опять подкинули странных растений. Есть какой-то Гуакодил, который наносит минимальный урон. И Боулинг-луковицы, медленно стреляющие отскакивающими от зомбей слабыми шариками. Тогда я посчитал растение бесполезным; кто же знал, что спустя несколько лет оно станет на долгие годы одним из сильнейших растений :O

Оно ещё живое? Plants vs. Zombies 2 [лонг]

Вечная тусовка

И после пляжной вечеринки отправляемся опять в прошлое. Бр-р-р! Порой мне кажется, что этот мир создали только ради продажи Огненного горохострела. Вьюги морозят растения, надо или растапливать лёд Горячей картошкой, или ставить поблизости дорогую околобесполезную Перцепульту. А можно не париться и вспомнить, что у нас уже есть хорошее огненное растение — Львиный зев.

Не могу не рассказать о Мангольде (по-буржуйски Chard Guard, хотя ему подходит и Chad :). Тогда растение казалось бесполезным: ну зачем просто отталкивать врагов, когда их нужно атаковать? Сейчас же трудно недооценить этот инструмент контроля против высокоуровневых зомбей.

И опять скачок во времени — теперь в какую-то эпоху ацтеков. И тут нам представляют великолепную парочку: землекопа и даму с зонтиком. Первый неуязвим ко всем прямым снарядам (да, и даже кокосовой пушке!), выкапывает растения и бросает их за собой. Вторая прикрывает себя и соседей от артиллерийских снарядов. Короче, лазерный боб, снова твой выход :)

Уже по традиции в конце дают бесполезное растение. Тут это Золотой лист, делающий плитку, что изредка даёт солнышки. Казалось бы, хорошая идея. Но это растение работало только в этом мире, а тут и без него была куча таких плиток. В будущем разрешили ставить в любом мире... и при этом увеличили перезарядку на 20 секунд до 50, и не давая семена на прокачку, делая растение полностью бесполезным. За что так с ним? 😥

Неоновый микстейп тур... Наверное, мой самый любимый мир. Музыка радует аж шестью треками, зомби пополнились семью уникальными экземплярами, а здешний босс имеет аж пять фаз.

Но вот растения... Полная катастрофа! Зомби тут идут большими толпами, которые эффективно расправляются с ближними растениями, что полностью уничтожает свёклу, сельдерей, чеснок и споры спорогриба. Тимьян откидывает всех зомбей в правый край, но при этом полностью хилит — тоже сомнительно. Наконец, морковь возвращает к жизни съеденное растение. Но... Обычно твои дорогие растения в левой части лужайки, и если там начали есть — это уже провал. А для ближников не подходит, потому что возвращает только половину здоровья. Короче, намудрили знатно.

Оно ещё живое? Plants vs. Zombies 2 [лонг]

Последний мир — Юрское болото. Ни одного нового зомби! Зато целая куча разных динозавров — вот уж где пришёл креатив.

Спортивное толкание зомби :)

А ещё здешние растения пришли убивать растения из оригинала, потому что они лучше во всём. Древний подсолнух стоит 75 и возвращает по 75 солнц, мина заряжается всего за несколько секунд и даёт урон по площади 3x3, стена быстро перезаряжается и выдерживает пару ударов гаргантюа... Впрочем, это один из последних миров, так что можно позволить себе такое.

Открытие бесконечного режима.

Конец?

После всех скитаний по временам мы снова возвращаемся в настоящее. Ах, старые добрые времена! Теперь у нас есть целая армия растений на все случаи жизни. Впрочем, Зомбосс тоже усвоил урок. Это могли бы быть эпичные уровни — но, кажется, не дожали. Зато подарили самое необычное семейство растений — теневое. Луноцветы хотят быть вместе с другими теневыми растениями, чтобы давать больше солнышек. А Сумеречная метательница в тени начинает атаковать сразу три линии массовым уроном, становясь самым мощным растением на долгие годы.

Сумеречная богиня 😻

Игра манила таинственным пространственно-временным разломом, но на этом уровни закончились. Разработчики добавили несколько премиум (за деньги) и гемиум (за внутреннюю валюту) растений. Ничего не предвещало беды, как вдруг...

Механика сюрпризов

В игру ввели систему прокачки растений. Теперь, выполняя дневные квесты, можно получить пиньяты со случайными семенами. Накопил достаточно семян — заплати монеты и прокачай растение. У атакующих растений увеличивает урон, у защитных — жизнь, у дорогих снижается стоимость, а у растений с долгим интервалом перезарядки — время.

Или же можно семена просто купить...
Или же можно семена просто купить...

Казалось бы, любопытная система. Теперь обычный горохострел может стоить 75 солнышек и наносить 60 урона, а повторитель — 175 солнышек и 50x2 урона, так что всё становится не так однозначно... Многие растения и вовсе начинают работать. Боулинг-луковицы на третьем уровне повышают свой урон с 45 аж до 140 при постоянном обстреле из-за смены очерёдности луковиц. Редиска делает 5 силовых плиток не за 3750, а за 2785/2505/1820/1065 (уровни 2–5) солнышек. Согласитесь, разница есть.

Понятно, что это была подготовка к чему-то большему.

И вот — свершилось! Старые миры получили дополнительные сложные уровни. Они требовали грамотных комбинаций растений, знания о том, как устроена механика волн в игре, и, конечно же, прокачанные растения очень пригодились бы — даже лишние 10% урона не будут лишними. Ибо зомби завешаны бронёй с ног до головы. Египетские факелоносцы стали ещё быстрее, громилы юрского периода научились уничтожать растения и оставлять за собой лишь сожжённую землю.

Оно ещё живое? Plants vs. Zombies 2 [лонг]

Среди всех уровней только один выделяется больше всех — рефайт с Зомбоссом на Диком Западе. Я бы смело отнёс его к самым сложным уровням видеоигр всех времён, если бы он был хоть немного честным. У тебя нет атакующих растений, только гипногрибы. Можно выставить стены, колючки и электрическую ограду, но босс сносит их своими ракетами или пробежками. На второй фазе он вызывает куриц, которые обязательно проскочат мимо всех препятствий. Ну а на третьей фазе будут гаргантюа, которым всё равно на гипногрибы. Как. Это. Проходить??? Моё решение: в дзен-саду выращиваем колючки и станим босса его вторую и третью фазы. Будет только одна попытка, так что потно.

А мы жизнь измеряем боями...

И всё надо было дать игрокам какую-то ещё мотивацию качаться. А то пиньяты простаивают некупленными в магазине, а уровни в кампании снова закончились. И вот разрабатывается вечный двигатель для прокачки — Арена.

Ты играешь против случайного игрока. Вы оба проходите уровень с толпами зомби на время. Чем ближе к правому краю убил зомби, тем больше очков. Косилок бесконечное количество, но за них дают штраф. Выиграет тот, у кого в конце будет больше очков. После этого твой результат запишется в базу, и твой рекорд кинет другому игроку.

Выигрывая подряд, ты получал больше пиньят для прокачки и возвращал перчатки для битвы, которые использовал опять для прохождения арены, чтобы ещё больше прокачаться. Циферки рейтинга тешили эго: три участника с высоким рейтингом переходили в следующую лигу и получали кучу кристаллов для покупки семян.

Оно ещё живое? Plants vs. Zombies 2 [лонг]

А ещё ты получал мятные конфетки, за которые можно было купить уникальные силовые мяты. Например, успокаивающая наносила урон и баффала все горошки на несколько секунд, пронзающая ставила колючки, прячущая уничтожала несколько зомбей...

Успокаивающая мята в действии...

Система наград оказалась максимально порочной. Чем дальше ты заходил по наградам, тем сильнее противников тебе подкидывала игра. Проиграл? Ну что ж, заплати кристалликами, чтобы сохранить свой вин-стрик и множитель наград. Нет столько кристалликов? А ты видел наш магазин?..

Конечно, всё это недоразумение потом подправили. Никаких бесплатных перчаток, жди четыре часа или смотри рекламу. А ещё мы подрежем награды, чтобы тебе надо было выиграть не 60 раз, а 100 для главного приза. Вот счас хорошо! Всё ради игрока.

Поиграли — и хватит

Производство новых растений поставили на конвейер, а их семена сделали призом для Арены.

Оно ещё живое? Plants vs. Zombies 2 [лонг]

Кроме того, у арены появились ещё два режима. В бустераме все растения стартуют с подкормкой, что порой очень меняет баланс сил. А в битвах с Зомбоссом надо сносить ему здоровье, чтобы получать ещё больше очков за каждую снесённую полосу жизни.

Из негативного, все сложные уровни спрятали во временные события. Сначала за них давали 80 кристаллов, а теперь и вовсе лишь 25.

Если что, каждый раздел — это один год из истории игры. И этот, 2018 год, был не очень плодотворным. Тогда же я покинул игру, потому что тут было больше нечего делать.

Гонюсь за семенами

Новых растений стало так много, что для получения семян понадобился новый источник. В режиме «Погони Пенни» мы проходим уровни на нескольких сложностях, выполняя побочные квесты ради прокачки. Прокачка даёт тебе баффы: начальные солнышки, лечение растений, подкормки — выбираешь что-то одно, более подходящее под уровень. А также ты заполняешь счётчик босса. Побеждаешь босса — получаешь монетки и семена.

Оно ещё живое? Plants vs. Zombies 2 [лонг]

Вроде бы система интересная, но! Тебя заставляют проходить одни и те же уровни. Казалось бы, вот ты прошёл уровень со слабыми усилениями. В чём смысл проходить его повторно? Ну как в чём? Чтобы ты посидел больше в игре и посмотрел рекламу.

Игра в игре.

Из нововведений — новый класс растений: лозы. Теперь на одной клетке может быть обычное растение и лоза, растение поддержки. Они могут добывать солнышки, создавать теневую ауру, усиливать горошинки, взрываться при укусе зомби.

На баланс растений плюнули с высокой колокольни. Покра, Бамбуковый спартанец, Маслянистый латук и Ледогриб — четыре всадника балансного апокалипсиса. Это недорогие растения, которые в одиночку способны убить толпы гаргантюа! Да и в целом сидиум (выбиваемые с арены и погони) растения стали настолько имбовыми, что прокачанные оригинальные растения хуже новых непрокаченных.

Худ. Виктор Васнецов, «Растения Апокалипсиса» (1887). Холст, масло.
Худ. Виктор Васнецов, «Растения Апокалипсиса» (1887). Холст, масло.

Современность?

Удивительно, но за последние годы особых изменений в игре не было. Только что опять поменяли систему ключей от миров. Сначала тебе было достаточно пройти половину эпохи, чтобы открыть следующую. Потом можно было открывать в любом порядке. Потом после Древнего Египта решили открывать сразу все миры — что полностью расфигачило баланс, учитывая сильные растения последних миров. Наконец, теперь игру сделали полностью линейной, а все миры отсортировали по сложности.

Отголоски этого решения можно и сейчас увидеть в альманахе: там растения идут в другом порядке.

Оно ещё живое? Plants vs. Zombies 2 [лонг]

Я вернулся в игру снова в августе этого года, чтобы взглянуть на игру свежим взглядом. Что ж, кампания всё ещё хороша, пусть и куча уровней оказалась упрощена. Особенно приятно играть из Беларуси, потому что реклама тут не показывается. 🙃 А так — отключаете интернет и рубитесь.

Если не жалко свободного времени, можно подобывать сидиумы. Растения, которые ты получаешь из «Погони Пенни», напрочь сломанные для кампании, превращая её в лёгкую прогулку.

Увы, после прохождения кампании ты попадаешь в ад, в котором надо делать одно и то же раз за разом, чтобы получить новые растения. Это скучно, это неинтересно.

Ещё семена можно получить с событий — но готовьте сотни кристаллов, бесплатно ты получишь там лишь шиш. А вот если влить кучу кристаллов, то можно и открыть кучу новых растений, и улучшить некоторые полезные растения кампании.

Оно ещё живое? Plants vs. Zombies 2 [лонг]

Я познакомился с тремя новыми эпохами. Римской с зомби-целителями и иммунными медузами; клоунской с огнедышащими факирами, противными раздвающимися чертятами и телепортирующимися фокусниками; корпортативной с отвратительными быстрыми голодными толкающимися хаотичными зомби-консультантками.

Одно из моих любимых растений — Сквознецисс (Draftodil). Недорогое, с быстрой перезарядкой и средним уроном, многократно оглушает врагов, сдувает воздушных зомбей и чертят, замедляет все воздушные цели в своём ряду.

А ещё Древофакел. Мало того, что он удваивает (после подкормки утраивает) урон горошин, он ещё и: вполовину крепкий как орех, наносит ответный урон, топит вокруг лёд, при смерти взрывается как слабый халапеньо.

Оно ещё живое? Plants vs. Zombies 2 [лонг]

Из лоз самая крутая — аквалоза. Стоит 75 солнышек, лупит как не в себя с отталкиванием, тушит огонь, можно использовать вместо кувшинки, тогда у неё вместо отталкивания — пронзание.

Ты не пройдёшь!

Вот некоторые могут сказать: ну ты и дур@чок! Ведь можно взломать игру и получить все растения максимального уровня. Да, можно. Но в чём тогда дальнейший смысл играть? А так я хоть проходил путь для получения очередного растения.

А вот стоило ли оно того? Думаю, нет. Честно, потратив сотню(!) часов, я не рекомендую сейчас в официальной версии играть во что-либо, кроме кампании. Особенно учитывая отношение разработчиков. То они поломали таймер обновления вечеринки пиньяты, что надо было выключать игру в момент обновления таймера. То награды за дейлики не собирались. В событиях опечатки: «Спустя {LEVEL} уровней», «Накладывает <POISON_DAMAGE>». В текущей «Погоне Пенни» есть перк, который тупо не работает — видимо, скопипастили список из предыдущего события. И всё это за два месяца — невероятная «эффективность».

Игра сейчас в полуразложившемся состоянии. Никаких новых уровней, всё, что добавляют, — это новые растения. То имбу, то инвалида. В надежде срубить хоть ещё какие-то крохи с оставшихся игроков. Грустно всё это видеть.

Будучи мобильной игрой, PvZ 2 использует кучу манипуляций, чтобы заставить игрока остаться подольше. Перепройди уровни кампании, чтобы получить немного семян. Иди в Погоню Пенни, чтобы получить новое растение. Не хочешь посмотреть рекламу? Поиграй в Арене — ты же хочешь получить главный приз? Что, ты проиграл, потому что мы тебе подсунули человека с растениями 200 уровня? Как жаль твой вин-стрик.

Оно ещё живое? Plants vs. Zombies 2 [лонг]

Вот тебе событие на прокачку растения из кампании. А вот растение недели — попробуй его и получи семян. Ровно столько, чтобы тебе немного не хватило для открытия растения, но ты всегда можешь купить нужное количество кристалликов, правда же? Не забудь посмотреть рекламу. А вот новое растение — заплати и попробуй его первым! Смотри, новый фестиваль. Как жаль, что для нормальных наград тебе нужна куча кристаллов; не говори, что ты их накопил вместо покупки в магазине.

Сейчас в игре более 200 растений — но рельно я использую штук 20. Увы, остальные оказались просто неприспособлеными к новым реалиям Арены и Погони, где строиться надо быстро и дёшево, а наносить урона много и массово.

А ведь сообщество у игры большое. Кто-то делает свои моды, пересобирая кампанию с другим балансом и добавляя новые миры. Кто-то экспериментирует с новыми растениями. Для кампании есть порт на ПК с открытым кодом.

Есть надежда, что третья часть может снова возродить серию. Там тоже не всё так гладко, но это уже совсем другая история...

Расскажите, играли ли вы во вторую часть. Всё ещё играете, бросили?

Может, пробовали какие-то моды? Я вот пытался, но понял, что просто уже не тянет всё повторно проходить.

Храните надежду, что третья часть получится хорошей, или EA больше веры нет?

И последнее:

🎃 🍬 Бу! 🔮👻

55
15
4
3
1
1
72 комментария