Прошёл «Зайчика» и мне есть, что сказать [про_его_LONG_уши]
В том числе про скандал, ИИ-арты, богов, хтонь, тараканов. В общем, полный капустник. Как раз в духе игры.
О Зайчике в общих чертах
Визуальная хоррор новелла из 5 эпизодов. Ранняя демка вышла аж в 2017. Первые два эпизода в 2021. Спустя полгода третий. Спустя ещё полтора года четвёртый. Спустя ещё два с половиной года пятый. Время разработки эпизода всё растягивалось, игра разрасталась, фанбаза расширялась.
При том у игры огромнейшая известность. Она не просто стрельнула, а как атомная бомба влетела в инди сообщество. Её активно стримили, смотрели, подвергали жоскаму СПГС, годами ждали продолжения. Перед выходом финала у игры было 18К отзывов, 96% положительных. Аудитория игру очень любила и была разогрета как никогда.
Знакомьтесь, это Алиса.
Уделю два абзаца рассказать, чем лично мне она нравится. Сам слежу с первых эпизодов и был в числе ждунов.
У игры интригующая история. Главному герою 12, живёт в глухом посёлке, в котором пропадают дети, а сам он видит на улице подозрительных детей в звериных масках. В сюжет сходу вбрасываются крючки на подумать, что за ужас тут творится. Кто похититель? Что за маски? Откуда всякая мистика? А мистика ли это? Может это глюки, ведь гг регулярно принимает какие-то таблетки? Девочка с маской лисы, это вон та одноклассница или как?
+ у игры прекраснейшее художественное исполнение. Визуальная стилистика такая, что даже в чб её ни с чем не спутаешь. Много детализированных артов. Чёткий объёмный звук всего вокруг. Хорошая режиссура. Приятный текст, пусть и местами графоманский. Колоритные персонажи. Люди прям старались. Неиронично считаю «Зайчика» примером отличного исполнения аудиовизуала, на который не зазорно равняться.
Многие и пытались. После Зайчика чаще стала появляться озвучка в российских инди-играх. Она и раньше была, но заяц заметно бустанул этот движ.
Также стали прибывать подражатели.
А с каждым новым эпизодом интрига росла, ставки поднимались, ожидание финала накалялось..
А потом он вышел
И поклонникам снесло челюсть. В соцсетях игры поднялось столь исполинских масштабов негодование, что позитивные или хотя бы подбадривающие комментарии пришлось очень очень долго искать. Все только и говорили о слитом сюжете, отсутствии ответов, проигнорированных чеховских ружьях, роялях в кустах, отсутствии целостности и единого видения лора.
Учитывая, как тепло аудитория относилась к проекту раньше, ситуация казалось даже несколько абсурдной. За сутки рейтинг игры обвалился.
Так что же случилось? Финал на столько плохой?
И да. И нет.
Моё мнение разнится с мнением сообщества, но по-своему.
Далее спойлерю не щадя. Бегите, если страшна!
От истории ждали целостности, ответов на вопросы, и чтобы все нарративные крючки сыграли роль.
Если опустить расширенные, труднодобываемые концовки, то Зайчика больше стоит воспринимать не как продуманную историю, а как то, что бы я назвал эдакой «страшилкой на ночь».
Сейчас для примера я полностью перескажу одну ветку от начала и до конца. Приятного погружения.
Главный герой Антон сталкивается с полумистическими явлениями в своём посёлке. Дети вокруг пропадают. Сам он знакомится с дружелюбной и милой девочкой в лисьей маске. Она всё больше располагает Антона к себе. А после знакомит его с другими детьми в масках других зверей. Все ведут себя дружелюбно и зовут играть. Все они считают, что Антон это Зайчик потому просят, чтобы и он надел маску зайца и веселился вместе с ними. Антон соглашается и он счастлив в новой компании. И так до тех пор, пока дети не раскрывают своё истинное звериное нутро. Они превращаются в страшных больших монстров и угрожают Антону со словами «Раз ты теперь наш кент — корми нас! Принеси завтра МЯСА, иначе мы сожрём твою семью». Испуганный Антон на следующий день скармливает монстрам свою семью (потому что в этой ветке он выбрал так). Довольные монстры пируют, Антон становится таким же монстром как они. И все вместе перевоплощаются в огромные чудовища, которые начинают пожирать города, а после, не сумев утолить вечный голод, поедают планеты и звёзды. Конец.
Моё мнение: концептуально, история работает. Работает как «страшилка», которую можно, например, девушке на ночь рассказать, чтоб ей лучше спалось. У истории понятная завязка и развязка, и даже логика и нарратив нигде не нарушены. А мрак на протяжении истории становится всё больше и больше, и достигает пика в конце.
Но, к сожалению, эта «страшилка» растянута на 5 часов, где полно прописанных персонажей, детективных зацепок, которые ни разу не сыграли, маленьких историй, которые не закончились и всего прочего. Это хорошие 5 часов, но оборванные неуместным смещением акцентов и сюжетом про внезапный космогигантизм.
И почти все ветки, кроме расширенных, так и воспринимаются. Это хорошие, работающие «страшилки на ночь», но плохие нецелостные истории. Часть веток вообще обрываются на полуслове. Так резко, что даже когда идут титры у тебя ещё осознание «и это всё?».
Это не плохо. Даже интересно посмотреть альтернативные маленькие сюжеты ПОСЛЕ ТОГО, как насладился основными. Но реализовано так, что игрок, скорее всего, при прохождении попадёт именно на одну из таких концовок — их много, обрываются неумело, нет никакого чувства завершённости, и.. кхе кхе.. В игре нет автосохранений. То есть ты не можешь откатиться до предыдущих развилок, если не сейвился на каждом выборе.
Для некоторых игроков такие глупые концовки стали «основными». Нередко пишут, что поиграли в финальный эпизод минут 20-30 — и титры. Из-за этого считают эпизод самым коротким из всех, хотя это не так. Дело в проблемных ветвях.
Моя первая концовка тоже была такой, благо я заранее знал про проблемный финал, потому сохранялся везде. Но если бы оценивал историю по ней, это было бы тотальное разочарование.
Вторая концовка тоже была сякой. Это в тему того, что нормальную концовку поди откопай ещё.
Нормальные концовки есть?
Если не считать расширенные, есть всего несколько штук, которые могут вызвать интерес. А тех, которые мне понравились, ещё меньше.
А вот расширенные концовки сразу и объяснений вываливают, и сюжет к полноценному финалу мчат (как-то очень резво). Если сложить эти концовки вместе со всеми, получилась вполне себе завершённая история. Сама она может отталкивать. Но, во всяком случае, на вопросы ответы дают, кульминацию кульминируют, чеховские ружья срабатывают, арки закрывают, главгадов всех валят.
Мультивёрс?
Про игру много говорят, что концовки противоречат друг другу. Мол в одной происходит то, что не может происходить в других, а в других то, что не может происходить в первой. И вот это как раз поинт, который я не разделяю.
Концовки, на мой взгляд, вполне себе складываются в единый лор.
Это очень странно перемудрённый и перегруженный лор, в котором есть и ангелы, и паразиты, и апокалипсис. Но удивительным образом они друг другу не мешают. В игре буквально ЕСТЬ такая концовка, в которой есть ВСЁ перечисленное – а это уже говорит о том, что всё оно сосуществует вместе.
Концовка, где Антона обвиняют во всех убийствах и бросают в дурку – фикция. В ней прямо говорят, что буйства в посёлке продолжились, не смотря на то, что Антон в клинике. Значит звери не шиза, они настоящие.
Паразит в виде бабочки оказался в голове Антона, потому что перед этим лиса скормила ему гниль. Также как она скормила и собачке Жульке.
Милиционер почти во всех ветках не верит в зверей, потому что прямо признался, что думал, звери это его сон.
Ангел прилетает в одних ситуациях, а на другие забивает, потому что реагирует только на крест. Что тоже прямо говорилось.
«Антон во сне принял таблетки, а в кому впал в реале». На момент выбора стоит ли принимать таблетки, Антон уже погружается в кому, а выбор означал стоит ли идти на голос сестры, чтобы вернуться в реальность, или стоит игнорировать голос, чтобы жить в своей голове с любимым человеком.
В общем, не согласен я, что концовки противоречат друг другу. Какие-то огрехи возможны, но крупные претензии объяснимы. Если этот текст читает знаток Зайчика, поясни, что я упустил. А то со стороны обсуждение игры выглядит не как то, что люди критикуют за найденные противоречия, а как то, что им уже и не хочется искать целостность.
А лор хоть интересный получился?
Да чёрт те что, а не лор. Ограничились бы они чисто тем, как звери из поколения в поколение ищут себе новых членов в Стаю, да жертв для кормёжки – это было бы целостно и в духе первых 4 эпизодов. Не понравилось мне в общем.
Да что они делали 2 с половиной года?!
Здесь хочу вступиться за разработчиков. Пусть эпизод у многих оставил скверные эмоции. Пусть концовки не оправдались. Пусть полно коротких неудовлетворяющих ветвей.
Но суммарно в 5 эпизоде заметно больше всего сцен и больше всего уникальных артов. Больше, чем даже в первом эпизоде, который целиком из них состоит.
Даже если считать, что получилась дичайшая хрень – её создание всё равно требует много времени.
Когда я увидел весь результат целиком со всем возможным контентом, у меня не возникло вопроса, куда ушло 2 с половиной года. Эпизод на самом деле очень большой. Даже если хреновый.
Нейронный зверь
В 5 эпизоде у игроков появилось много подозрений, что часть арта игры делалась с помощью генерацИИ.
Использовалась ли она на самом деле можно лишь гадать. Я выделю 5 основных аргументов, которые пользователи регулярно подмечали в сетях.
1) У арта скачет стилизация. То одна, то другая.
Звучит как явный признак генерации.
Примеры:
Официальный ответ разработчика об этом: «рисовали разные художники, не везде получилось чётко подстроиться, потому такая разница». Пусть каждый сам решает, верить разрабу или нет.
Лично я могу ему поверить. Знаете почему?
Потому что стилизация менялась и раньше. И чёто всем было норм, не начинали охоту на ведьм.
Вот как Оля менялась в 4 эпизоде.
Или Тихонов на протяжении игры меняет облик.
Всем было норм, потому что это было до истерИИ. А сейчас все на взводе. Такое воспринимается остро. Хотя признаюсь, новые арты в глаза бросаются сильнее. Но к эпизоду и привлекли много народа.
2) Арт со снегом, в котором можно углядеть неровные пальцы.
Официальный ответ разраба: «художник обкурился и ошибся, но рисовал сам».
Моё мнение неоднозначное. Можно ли в том арте углядеть ИИ зависит от того в какую сторону считать повёрнутым большой палец.
3) У взрослого Антона двойные брови.
А вот это уже калибр посерьёзнее. Тут не отделаться тем, что художник ушёл в запой. Интересно, как Сайконо будет оправдывать это?
А он не будет, потому что это фейк.
Какой-то проказник взял стоп-кадр, где один спрайт плавно переходит в другой – и выдал это за двойные брови и якобы пруф ИИ.
ЭТО ЖЕ ГЕНИАЛЬНО! Им даже фотошопить не пришлось, чтобы заставить людей кидать это из паблика в паблик.
4) Ну.. тут, видимо, аргумент в том, что «художник не станет рисовать ТАК».
Мм.. Да блин.. тогда получается, что Миядзаки не художник.
5) И вот эти артефакты.
Им у меня объяснения нет. Действительно выглядит криво. Правда не знаю есть ли это в игре, а не кто-то подрисовал – эти картинки в сетях кидали.
В общем, неоднозначная это всё тема.
Я останусь без выводов. Но если ИИ всё же был, сомневаюсь, что его применил Сайконо. Скорее кто-то из других художников ему свинью подкинул, и то всего в паре артов.
P.S. Тут выяснилось, что из официальной группы Зайчика удалили большой пост о том, что все арты рисовались без ИИ. Причину не сказали. Может таки что-то у себя нашли. Может, чтобы остановить поток агрессии. Может ещё чего. 🤷
Какие сам итоговые итоги сделал
Последний эпизод не состоит только из плохого. Хорошего там тоже хватает. Общая картинка по большей части сложилась перегружено, но весьма цельно.
Сам я расстроен, что авторы пошли по итоговой тропе. В одной из значимых концовок Антон со своей подружкой весь такой из себя Джон Константин. Это для меня перебор. Хоть это и самая хэппиендовая концовка, в которой мы уничтожаем всю хтонь подчистую, осадочек не очень.
Многие тайны раскрылись. Вот все понимали, что Харитон возможный Хозяин Леса, а это взяли и показали прямо. Все подозревали, что Волчик это Ромка, а это взяли и показали, чтобы не было двусмысленности и утаиваний. Это же хорошо.
Любой выбор на что-то может повлиять. Жаль иногда выборы бесполезны для отдельных веток.
Паразитов ввели, предположу, чтобы объяснить почему флейта Хозяина Леса управляет только определёнными людьми. + объяснить то, как зараза распространяется и множится.
А те игроки, которые, например, говорят «игра дурная потому что в ней космические паразиты» явно льют грязь ради того, чтобы полить грязь. Паразиты не космические, вполне обычные. Это неизвестный умник вкинул фразу, и её стали повторять мимопроходимцы. Зато её можно использовать как маркер того, что человек с игрой знаком по инфошуму, а не по ..игре.
Некоторые старые элементы получились лишними. Например, убери из всей игры таблетки гг – история особо не пострадает. Мы разве что лишимся концовок с дуркой и комой. Предположу, нарративно таблетки нужны для удержания интриги. Да и вряд ли авторы, вводя их в сюжет в первом эпизоде, знали во что это обернётся.
Хейтить игру не хочется, я всё равно хорошо провёл время и по большей части получил удовольствие. Авторам и так прилетело сполна.
Так что, считаю, у игры может быть лишь одна однозначная оценка: