[перевод] Япония когда-то была технологическим гигантом. Почему она застряла на факсах и чернильных печатях?

Когда вы задумываетесь о Токио, вам, возможно, приходят на ум небоскрёбы, освещённые неоном, его всемирно известная сеть высокоскоростных поездов Синкансэн, или фильмы вроде «Акира» и «Призрак в доспехах», изображающие футуристическую Японию, полную разумных роботов и голограмм.

Но есть и более обыденная сторона Японии, которую вы не встретите ни в одном из этих киберпанк-фильмов. Она включает в себя факсы, дискеты и персонализированные печати — реликвии, давно исчезнувшие в других развитых странах, но упрямо сохраняющиеся в Японии.

[перевод] Япония когда-то была технологическим гигантом. Почему она застряла на факсах и чернильных печатях?

Для обычных жителей отставание в цифровых технологиях и связанная с ним бюрократия — в лучшем случае неудобство, а в худшем — нечто, от чего хочется рвать на себе волосы.

Японские банки — это врата в ад

написал один пользователь Facebook в местной группе экспатов

В комментариях саркастически шутят: «Может, поможет, если отправить факс».

Масштаб проблемы стал пугающе очевиден во время пандемии Covid-19, когда правительство Японии с трудом пыталось реагировать на общенациональный кризис, используя неуклюжие цифровые инструменты.

В последующие годы была запущена целенаправленная программа по устранению этого отставания, включая создание нового «Цифрового агентства» и целого ряда новых инициатив. Но в технологическую гонку они пришли с опозданием на десятилетия — через 36 лет после появления Всемирной паутины и более чем полвека спустя после отправки первого в истории электронного письма.

Здание Цифрового агентства
Здание Цифрового агентства

Теперь, когда страна спешит преобразить себя, остаётся вопрос: почему это заняло столько времени и смогут ли они ещё догнать остальных?

Как Япония пришла к этому?

Так было не всегда. В 1970–1980-х Япония вызывала мировое восхищение, когда компании Sony, Toyota, Panasonic и Nintendo, стали известны в каждом доме. Япония подарила миру любимые устройства, например Walkman и игры вроде Donkey Kong и Mario Bros.

[перевод] Япония когда-то была технологическим гигантом. Почему она застряла на факсах и чернильных печатях?

Но всё изменилось к рубежу тысячелетия с ростом популярности компьютеров и интернета — мир переходил к экономикам, основанным на программном обеспечении.

Япония, сильная в аппаратном обеспечении, медленно адаптировалась к софту и сервисам

Дайсуке Каваи
Дайсуке Каваи
директор Программы экономической безопасности и инновационной политики Токийского университета

По его словам, ситуацию усугубил целый ряд факторов. Япония недостаточно инвестировала в информационные и коммуникационные технологии, а с сокращением её электронной промышленности японские инженеры начали массово переходить в зарубежные компании.

В итоге правительство оказалось с низким уровнем цифровой грамотности и нехваткой квалифицированных ИТ-специалистов. Со временем разные министерства и ведомства внедряли собственные разрозненные ИТ-стратегии, но единого правительственного курса так и не появилось — что означало, что государственные услуги так и не были полноценно модернизированы и оставались зависимыми от бумажных документов и вырезанных вручную персональных печатей «Ханко», используемых для подтверждения личности.

Инкан или Ханко - личная печать, используемая в Японии в качестве подписи. Обычно инкан представляет собой стержень диаметром от 25 до 75 миллиметров. В качестве материала может использоваться древесина твёрдых пород, слоновая кость. Печати с распространёнными японскими именами продаются готовыми. Современный японец обычно имеет несколько печатей.

[перевод] Япония когда-то была технологическим гигантом. Почему она застряла на факсах и чернильных печатях?

Сыграли роль и культурные факторы.

Японские компании известны своей культурой избегания рисков, иерархической системой, основанной на старшинстве, и медленным, ориентированным на консенсус процессом принятия решений — всё это тормозило инновации

отметил Каваи

А из-за стремительного падения рождаемости в Японии пожилых людей стало гораздо больше, чем молодых. Этот дисбаланс усилил недоверие к новым технологиям, опасения цифрового мошенничества, предпочтение традиционных методов вроде ханко и, по словам Каваи, «относительно низкий спрос или давление на развитие цифровых сервисов».

Такое безразличие было широко распространено. Малый бизнес и частные лица не видели необходимости переходить от факсов к компьютерам: зачем покупать дорогую новую технику и учиться ею пользоваться, если факс прекрасно работает и им в Японии пользуются все?

Джонатан Куперсмит
Джонатан Куперсмит
почётный профессор истории Техасского университета A&M

Крупные корпорации и учреждения вроде банков или больниц считали возможный переход слишком разрушительным для повседневной работы.

Чем больше компания, тем труднее что-то менять, особенно программное обеспечение

отметил Куперсмит, написавший в 2015 году книгу о факс

Вопрос имел и юридическую сторону. Любая новая технология требует новых законов — например, как появление электросамокатов привело к новым правилам дорожного движения, или как страны по всему миру сейчас пытаются регулировать дипфейки и авторское право в эпоху бурного развития ИИ. Оцифровка Японии, по оценкам Куперсмита, потребовала бы изменения тысяч нормативных актов — а у законодателей просто не было стимула этим заниматься. Ведь цифровизация — это не та тема, которая определяет исход выборов.

Зачем мне становиться частью цифрового мира, если в этом нет необходимости?

Частая позиция японцев по мнению Куперсмита

Толчок, который дала пандемия

В итоге на протяжении десятилетий Япония оставалась привязанной к старым технологиям, хотя в других областях уверенно прогрессировала — создавая поразительное противоречие.

В Японии мирового уровня робототехника и аэрокосмическая промышленность, а повседневная жизнь поражает иностранных туристов такими особенностями, как безопасные и чистые общественные пространства, повсеместные автоматы с напитками и едой, круглосуточные магазины, доступный общественный транспорт и развитая сеть скоростных поездов «Синкансэн».

Синкансэн («новая магистраль») — высокоскоростная сеть железных дорог в Японии, предназначенная для перевозки пассажиров между крупными городами страны
Синкансэн («новая магистраль») — высокоскоростная сеть железных дорог в Японии, предназначенная для перевозки пассажиров между крупными городами страны

На фоне всего этого цифровое отставание выглядит ещё острее.

В 2018 году Ёситака Сакурада, на тот момент министр кибербезопасности Японии, вызвал возмущение общественности, заявив, что никогда не пользовался компьютером.

А последняя компания в Японии, продолжавшая работать с пейджерами, прекратила их обслуживание лишь в 2019 году — десятилетия спустя после того, как мобильные телефоны сделали такие устройства устаревшими.

Tokyo Telemessage - телекоммуникационная компания, объявившая о прекращении поддержки и выпуска пейджеров из-за низкого спроса. По данным самой компании к моменту принятия решения, количество пользователей пейджеров компании упало до 1500, при том, что новые пейджеры компания перестала производить 20 лет назад


По данным Japan Times пейджеры в Японии оставались популярны среди врачей. Этому есть несколько причин: независимость от перегрузок сети, надёжность сигнала и низкое электромагнитное излучение, что особенно важно в работе с мед.оборудованием

Широкое использование старых технологий также порождало бесконечную бюрократию. Например, чтобы открыть банковский счёт или зарегистрировать жильё, может потребоваться печать “ханко”, а также документы с личными данными, которые нужно заказывать лично в местной администрации.

В конце концов, понадобилась глобальная пандемия, чтобы наконец заставить страну измениться. Технологическое отставание Японии стало очевидным, когда национальные и местные власти оказались перегружены и лишены цифровых инструментов, которые могли бы упростить их работу.

[перевод] Япония когда-то была технологическим гигантом. Почему она застряла на факсах и чернильных печатях?

Только в мае 2020 года, спустя несколько месяцев после того, как вирус начал стремительно распространяться по миру, Минздрав Японии запустил онлайн-портал для больниц, чтобы те могли сообщать о случаях заболевания онлайн. До этого момент эти данные получали с помощью факса, телефонных звонков или электронных писем.

И даже тогда проблемы не исчезли. По данным национального вещателя NHK, в приложении для отслеживания контактов долгое время существовал системный сбой, из-за которого люди не получали уведомлений о возможном заражении. Переход на удалённую работу и обучение тоже оказался трудным, так как многие никогда не пользовались сервисами для обмена файлами или видеоплатформами вроде Zoom.

В одном поразительном случае в 2022 году администрация города Абу префектуры Ямагути по ошибке перевела весь свой фонд помощи пострадавшим от Covid — около 46,3 млн иен (322 000 долларов) — на банковский счёт одного человека. Путаница возникла из-за того, что в банк отправили и дискету с информацией, и бумажный запрос. Когда власти осознали ошибку, мужчина уже успел проиграть большую часть денег в азартные игры.

Для тех, кому меньше 35 лет: дискета — это магнитная лента в пластиковом корпусе, которую физически вставляют в компьютер. Обычно она вмещает до 1,44 МБ данных — меньше, чем среднее по размеру фото на iPhone

[перевод] Япония когда-то была технологическим гигантом. Почему она застряла на факсах и чернильных печатях?

Ситуация стала настолько серьёзной, что в какой-то момент Такуя Хираи, назначенный в 2021 году на новую должность министра цифровой трансформации, назвал реакцию страны на пандемию «цифровым поражением».

Так и появилось Цифровое агентство — ведомство, призванное подтянуть Японию до современных стандартов, возникшее из «сочетания страха и возможностей», как выразился Куперсмит.

Созданное в 2021 году, агентство запустило ряд инициатив, включая выпуск «умной» версии японской карты социального страхования и продвижение облачных технологий.

Один из главных проектов ЦА (здесь и далшее —цифровое агентство) — My Number Card. Это пластиковая идентификационная карта с IC-чипом, привязанная к личному номеру (12-значному), который присваивается каждому жителю Японии, включая иностранцев с долгосрочной визой.

Её разработку начали ещё в 2013 году, а в 2016 первые японцы начали получать эту карту. В 2020-2021 годах правительство Японии решило сделать карту ключом к большинству цифровых услуг и к мед.страхованию. На этом моменте подключается ЦА, которое было призвано ускорить цифровизацию, в том числе с помощью My Number Card, которая, по словам чиновников, должна была стать «одной картой для всего»

Однако проект показал неспособность ЦА на технологические реформы и стал одним из главных провалов агентства.

Большинство проблем с My Number Card было связано с ошибочной информацией, либо её отсутствием. Данные могли быть закреплены за другими человеком, путались страховки и рецепты. Можно было получить рецептурные лекарства за другого человека. Ошибки в привязки банковских счётов, человеку могу привязать чужой счёт для получения пособий.

Из-за этих проблем доверие к новым технологиям упало ещё сильнее. Многие муниципалитеты игнорировали инновации, пусть и такие провальные, и продолжали пользоваться факсом и печатями ханко.

В июле прошлого года Цифровое агентство наконец объявило победу в «войне с дискетами», убрав их из всех государственных систем — колоссальная работа, потребовавшая отмены более 1000 нормативных актов, регулирующих их использование.

Но не обошлось и без курьёзов. В какой-то момент правительство попросило граждан поделиться мнением о метавселенной — через запутанную систему, которая требовала скачать таблицу Excel, заполнить данные и отправить документ по электронной почте в министерство, как сообщали местные СМИ.

После того как этот шаг вызвал насмешки и недоумение в соцсетях, тогдашний министр цифровизации Таро Коно написал в Twitter:

Министерство отныне будет правильно реагировать, используя (онлайн) форму

Цифровизация как «вопрос выживания

С твёрдым курсом правительства на цифровизацию компании поспешили последовать его примеру, многие начали нанимать внешних подрядчиков и консультантов, чтобы помочь модернизировать свои системы, рассказал Каваи.

Масахиро Гото — один из таких консультантов. В составе команды по цифровой трансформации исследовательского института Nomura (NRI) он помогает крупным японским компаниям из разных отраслей адаптироваться к цифровой среде — от разработки новых бизнес-моделей до внедрения современных внутренних систем.

Эти клиенты часто «стремятся двигаться вперёд, но не знают, с чего начать. Многие до сих пор используют старые системы, требующие больших затрат на обслуживание, или такие, срок службы которых уже подходит к концу. Во многих случаях именно тогда они обращаются к нам за помощью

По словам Гото, спрос на услуги NRI очень высок — число компаний, которые к ним обращаются, «определённо растёт из года в год», особенно в последние пять лет. И это неудивительно: долгие годы японские компании передавали свои ИТ-задачи на аутсорсинг, поэтому сейчас у них нет внутренних специалистов, способных провести полную цифровизацию.

В основе своей они хотят сделать свою работу более эффективной, и, как я считаю, хотят активно внедрять цифровые технологии как средство выживания. В конце концов, население Японии будет продолжать сокращаться, поэтому повышение производительности крайне важно

Однако в некоторых сферах сохраняется сопротивление. По данным местных СМИ, в 2021 году план Цифрового агентства по ликвидации факсов в правительственных структурах получил 400 официальных жалоб от различных министерств.

Такие вещи, как печати ханко, которые имеют глубокие традиционные и культурные корни (а некоторые родители дарят их детям при достижении совершеннолетия), могут быть сложнее отменить именно из-за их символического значения.

[перевод] Япония когда-то была технологическим гигантом. Почему она застряла на факсах и чернильных печатях?

Темпы прогресса также зависят от того, насколько активно Цифровое агентство будет продвигать реформу законодательства и насколько высоко законодатели будут ставить цифровизацию в приоритет при формировании будущих бюджетов, отметил Каваи. Есть и другая проблема: Японии приходится догонять в условиях постоянно меняющихся ориентиров, ведь в других странах появляются всё новые технологии.

Это будет постоянным вызовом, потому что цифровые технологии 2025 года будут отличаться от технологий 2030 или 2035 годов

мнение Куперсмита

Тем не менее эксперты настроены оптимистично. По оценкам Каваи, при нынешних темпах Япония сможет догнать некоторых западных партнёров за пять–десять лет.

И, наконец, в обществе растёт запрос на перемены: всё больше компаний принимают безналичную оплату и запускают новые онлайн-сервисы.

Люди в целом, безусловно, стремятся к цифровизации, — сказал Каваи. Я уверен, что молодёжь и большинство граждан хотят, чтобы это происходило как можно быстрее

Перевод статьи Jessie Yeung на CNN. Перевёл, немного адаптировал и отредактировал. Добавил несколько крупных пояснений к разным событиям и явлениям.

295
26
8
5
2
1
533 комментария