Личная игра года. 2003

Воспоминание об очередном прекрасном времени в игровой индустрии. Краткий рассказ о важных событиях, большой список игр с интересной информацией и подборка наиболее запавших мне в душу проектов. Плюс пара нововведений. Как обычно, чудовищное количество гифок, заходить на свой страх и риск.

Путеводитель по очередному прекрасному игровому году

Третье место. Warcraft III: The Frozen Throne

Первое место. Операция Silent Storm

Что творилось в любимой индустрии?

Год выдался богатым на события. Как на железном фронте, так и на программном. Но начну, пожалуй, с появления нового/старого знакомого. Именно в 2003-ом году сформировалась Square Enix. Так два когда-то лидера, как минимум, японского игрового рынка ответили на собственные кризисы.

Enix штормило на рынке манги. Редакторам не нравилось, что компания фокусируется на своей основной франшизе – Dragon Quest. В итоге, часть команды сбежала и основала собственное издательство, попутно переманив некоторых авторов. Юристы Enix торчали в судах, пытаясь оставить себе авторские права на их произведения.

В итоге, дело решилось странным образом. Enix стала инвестором сбежавших авторов. Но главный вклад в стабилизацию подразделения, отвечавшего за мангу, внёс, думаю, многим известный Fullmetal Alchemist. История братьев Элриков завоевала популярность далеко за пределами Японии.

Monthly Shonen Gangan – ежемесячник, запущенный Enix ещё в 1991-ом. Теперь относится к холдингу Square Enix. Это августовский выпуск 2004-го года.
Monthly Shonen Gangan – ежемесячник, запущенный Enix ещё в 1991-ом. Теперь относится к холдингу Square Enix. Это августовский выпуск 2004-го года.

Но алхимик, хоть и стальной, не мог в одиночку вытянуть всю корпорацию. Если манга-бизнес перестал доставлять Enix убытки и головную боль, то игровой вцепился своими бетонными лапками в ножки японской корпорации и тянул её на дно.

Как ни странно, свою роль тут сыграла и главная франшиза EnixDragon Quest. Седьмая часть, хоть и прекрасно продалась, слишком долго торчала в руках разработчиков, пытавшихся довести всё до идеала. Первоначально игра должна была выйти ещё на Nintendo 64 с её странной приблудой 64DD. Анонс состоялся ещё в 1996-ом. Через год Enix решили выбрать основной платформой PlayStation. Ну а сам релиз случился только в 2000-ом, пожрав много денег.

Dragon Quest VII 2000-го года.

Но Dragon Quest VII хотя бы отбила деньги, чего не скажешь о Dragon Warrior Monsters 2. Это такие покемончики от Enix для GameBoy, которые оказались особо никому не нужны. Как и вторая Grandia. Японцы выложили за права на серию кучу денег, а потом выпустили Grandia II на Dreamcast. Продажи не дотянули даже до двухсот тысяч копий.

После череды неудач Enix принялись искать партнёров, которые им помогут. Выбор пал на главного конкурента – Square. Те бомбили рынок своими Final Fantasy и в ус не дули. Но усы, как раз, чуть всё не испортили. Хиронобу Сакагути решил, что полностью компьютерный фильм с именитой франшизой в названии, без хоть каких-то намёков на эту франшизу в самой истории – здравая идея. Зрители не оценили. Final Fantasy: The Spirits Within провалился нанеся нехилый урон финансовом состоянию Square

Пришлось закрывать киноподразделение, а Сакагути ушёл в добровольное изгнание. На Гавайях. А компании пришлось продать часть акций Sony, чтобы получить наличности. Так что было не до объединения с Enix.

Впрочем, Final Fantasy X и Kingdom Hearts вернули Square на волну успеха. Переговоры с Enix возобновились. В итоге, в апреле 2003-го года миру явилась новая компания – Square Enix.

Одной из причин слияния отраслевые эксперты называют и возможность конкуренции с западными игровыми гигантами, которые к нулевым теснили японцев по всем фронтам. Ну не считая домашний для самураев рынок.

Но главную угрозу для всех крупных издателей никто и не приметил. В 2003-ем состоялся официальный релиз главного приложения современного ПК-бояринъа – Steam.

Главная страницы Steam прямиком из 2003-го.
Главная страницы Steam прямиком из 2003-го.

Хотя и сами Valve тогда не понимали, какого монстра создали. Первоначально был план разработать нечто для онлайн-игрищ. При этом это нечто могло бы ещё и патчить игры и обладало собственным античитом.

Только перед Valve возникли две проблемы. Отсутствие бюджета на реализацию такого проекта и Sierra, которая издавала игры Valve и предоставляла детищу Гейба свою собственную онлайн-платформу WON.

Valve пошли к корпорациям побольше со своей инициативой (среди заметных Microsoft, Yahoo!, и RealNetworks), но те как-то не вдохновились идеей. В итоге, пришлось разрабатывать самим, да ещё так, чтоб Sierra (и её мама Vivendi) не узнала. Так в 2002-ом на GDC Valve представила бета-версию Steam. Заодно превентивно подала в суд на своего издателя. Тот, конечно, в долгу не остался, и тоже принялся строчить исковое заявление.

А вот и сам клиент. Первые игры сторонних разработчиков появятся только в 2005-ом.
А вот и сам клиент. Первые игры сторонних разработчиков появятся только в 2005-ом.

Итог противостояния, думаю, понятен. Vivendi стала частью Actvision Blizzard. Собственно, Метелица и была её главным поставщиком счастья. Поэтому её название и стало частью нового игрового гиганта.

Ну а Valve со своим Steam стала оплотом цифровой дистрибьюции, ударила по пиратству, по кошелькам издательств и обычных игроков. И чтобы не зажиреть на таких харчах периодически пытается инвестировать в диверсификацию. Steam Deck – как раз одна из попыток. Но конечно сдвинуть Nintendo с её карманного игрового трона – пока не реально.

Хотя попыток было немало. Как раз в 2003-ем отъевшийся финский гигант Nokia решил, что раз большая часть мира ходит с её телефонами, так пусть народ ещё и играет на её приставке, которая и звонить умела. Речь, конечно, об Nokia N-Gage.

Первый Tomb Raider – один из восьми стартовых тайтлов для N-Gage. И почти все из них – порты с PS1.

Несмотря на здравую идею и исполнение, в игровом смысле, N-Gage не то что не взлетела, а даже не пыталась этого сделать. Самое банальное – с этой бандуры было неудобно звонить. Телефон/консоль нужно было держать не так, как мы делали всю сознательную жизнь, а прислонив его верхний край к уху. В итоге, ходишь по улице как слоник.

Забавно, я много раз держал N-Gage в руках, играл в него. Но звонить не доводилось. А тут вон какая проблема, оказывается.

Чтобы поменять игру, нужно было вынуть батарею из телефона. А сами они были записаны на обычные флешки. То есть, легко копировались. Плюс оказалось, что и другие смартфоны Nokia могут запускать проекты для N-Gage.

Оригинальная Nokia N-Gage. Гениальное решение, конечно.

Nokia поспешила устранить проблемы в N-Gage QD, но было уже поздно. Приставку-телефон никто не покупал. Nintendo, наверно, долго смеялась над попытками финнов залезть на их рынок. Впрочем, в следующем году большой N пришлось напрячься. Sony первой и пока последней смогла пошатнуть позиции обители Mario на рынке карманных приставок.

Поставщик электронного счастья

Все эти события, в разной степени, повлияли на индустрию. Причём не только на игровую. Но всё это – закулисье. Магия же творится на главной сцене. И 2003-ий, как и многие другие года, подарил нам целую россыпь проектов, прочно осевших в глубинах нашей общей геймерской памяти. Постараюсь извлечь оттуда как можно больше проектов. На этот раз ещё и со ссылками на всякие разные магазины цифровой дистрибуции.

А если что-то забыл, не серчайте. Лучше поделитесь своими жемчужинами двадцатидвухлетней давности в комментариях.

Ghost Master. Необычная и сейчас стратегия, где при помощи разнообразной нечисти нужно пугать ничего не подозревающих человеков. Хотя, если задуматься, то можно отнести Ghost Master к пазлам.

Где купить? В Steam, GOG и даже Epic Store.

Devil May Cry 2. Игру сейчас не принято вспоминать. Она стала жертвой раздолбайства внутренней команды Capcom, ответственной за сиквел. Пришлось кидать на помощь только освободившегося Хидэаки Ицуно. Тот весь исплевался, но довёл игру до релиза, пусть в весьма странном виде. Зато после этого в нём взыграла профессиональная гордость и он сам напросился на должность директора триквела/приквела.

Где купить? В составе HD Collection можно приобщиться в Steam, Xbox Store и PS Store. Но для РФ это "упс". Впрочем, для магазина Гейба есть ключики.

Galactic Civilizations. Своими корнями игра уходит аж в 1993-ий. Тогда она вышла для операционной системы IBM OS/2. Её автор Брэд Уорделл. Он же основатель и руководитель Stardock. За первую версию GalCiv товарищ не получил от издателя ни копейки. Зато новая версия 2003-го года разошлась в 100 тысяч экземпляров. Прекрасный результат для небольшой компании.

Где купить? В Steam или GOG.

Buffy the Vampire Slayer: Chaos Bleeds. Самое забавное, это до сих пор единственная игра серии, которая не является эксклюзивом какой-нибудь консоли. Плюс здесь ещё и поиграть можно было не только за Баффи.

Где купить? На вторичке.

Freedom Fighters. Датские фантазии о том, как СССР поработил США. И первая попытка IO Interactive уйти от студии одной франшизы. Толком не получилось до сих пор. Может, Бонд поможет.

Где купить? Троица из Epic, Steam и GOG предлагает свои услуги. Но только не для РФ. Но варианты с ключами, другими регионами и картами есть почти всегда.

Battle Engine Aquila. Симулятор пострелушек на мехе. Железяка может не только ходить на своих двоих, но и летать. Плюсом идёт и островной сеттинг.

Где купить? Steam и GOG. В последнем из РФ так просто не купишь.

Viewtiful Joe. Очередной проект лысого шарлатана Хидэки Камии. Capcom отрядила на проект всего шесть человек и рассчитывала, что он станет своего рода тренажёром для талантов внутри студии. В итоге, Viewtiful Joe подтвердил статус Камии, как восходящей звезды японского геймдева, да ещё и продался хорошо.

Где купить? На вторичке.

Unreal II: The Awakening. Как ни странно, это последний сюжетный шутер в серии. Можно, конечно, таковым назвать Unreal Tournament 3, но там всё действо проходило на мультиплеерных картах, если я не ошибаюсь.

Где купить? На вторичке. Игры почему-то нет даже в Epic Store.

Mega Man X7. Мега Чел ощутил на себе все прелести третьего измерения. Фанаты не поняли, профильные СМИ тоже. Capcom не удалось подружить свою долгоиграющую серию с 3D. Следующая часть справилась с задачей лучше. Все три измерения остались, но игра вернулась к концепции сайдскролла. К слову, в X7 такие сегменты тоже были.

Где купить? Можно приобрести в составе Mega Man X Legacy Collection 2. Как всегда, везде есть, но фиг купишь из РФ. Вот ссылки на Steam, магазины Xbox, Nintendo и PlayStation.

Crash Bandicoot 2: N-Tranced. После ухода от Sony, прямоходящий бандикут в погоне за свободой (на самом деле за деньгами) заглянул на все главные платформы. Crash Bandicoot 2: N-Tranced уже второе пришествие некогда маскота Sony на GameBoy Advance.

Где купить? На вторичке.

Murakumo: Renegade Mech Pursuit. В своё время FromSoftware относительно часто выпускала эксклюзивные проекты для оригинального Xbox. Чаще всего это было что-то про огромных роботов. Murakumo как раз первая такая игра. Общепризнана не особо удачной.

Где купить? На вторичке.

Judge Dredd: Dredd vs. Death. Rebellion выкупила себе журнал комиксов 2000 A.D. и тут же принялась разрабатывать игру по одной из самых известных его франшиз – Судье Дредду. Получился паршивенький шутер, но при определённом настроении какое-то извращённое удовольствие получить от него можно.

Где купить? Ищем ключики для Steam и GOG.

Dynasty Warriors 4. Четвёртая часть бесконечной серий, где и сотня противников — не ровня героям эпохи Троецарствия. Коммерчески успешная. При этом почти каждая игра в серии обладает просто визуально никакущими локациями. Плата за толпы врагов?

Где купить? На вторичке.

Master of Orion III. Продолжение культовой серии, которое обещало стать глубже. В планах была дать возможность игроку колонизировать не только планеты, но и луны и астероиды. На релизе ничего подобного не было. Как и не было и вменяемого ИИ врагов. Ну и в разработке не принимал участие никто из создателей предыдущей игры.

Где купить? Steam и GOG. С РФ, к сожалению, как всегда. Ключи для польского магазина ещё можно найти. Но оно того не стоит.

Castlevania: Lament of Innocence. По хронологии это первая игра серии. Несмотря на 3D исполнение стиль унаследовала ещё от Castlevania: Symphony of the Night.

Где купить? На вторичке.

Jak II. Золотые деньги Naughty Dog до прихода загребущего Дракманна. Уже тогда студия отдавала все силы на полировку своего проекта. И Jak II считался чуть ли не до идеала вылизанной игры. Плюс разработчики решили, что их игроки со времён Крэша подросли, поэтому сделали свой проект чуть серьёзнее и сложнее.

Где купить? В официальном магазине PlayStation.

Indiana Jones and the Emperor's Tomb. Игровой приквел фильма Индиана Джонс и храм судьбы. Хэл Барвуд, один из авторов большинства других игр про Индиану, пытался консультировать разработчиков из The Collective. В частности, он просил их убрать солдат нацисткой Германии из Китая. Но слушать его никто не собирался.

Где купить? Steam и GOG. Для РФ придётся искать ключи в известных местах. Ну а если найдёте диск для оригинальной Xbox, то можно запустить его и на современных консолях Microsoft.

Praetorians. Попытка испанцев из Pyro отойти от своей ключевой серии Commandos. Не сказать, что удачная, но и не провал. Это касаемо финансовых результатов, а не качества игры. Для тех лет на фоне засилия классических RTS выделялась своей тактической составляющей. Никакого тебе строительства баз. Сам же боевой процесс напоминает великую Knights and Merchants.

Где купить? В Steam HD версия, в GOG классическая. Если захотите поиграть на Xbox или PS, придётся повозиться. У Microsoft игра доступна по подписке.

Brute Force. Прекрасна тем, что в неё можно было играть вчетвером. А ужасна – своей эксклюзивностью. Игра заперта на первой консоле Microsoft. В своё время, кстати, Brute Force успела обскакать по стартовым продажам саму Halo. Разработчики из Digital Anvil, кстати, и целились в аудитории игры от Bungie. Но на дистанции типа тактический TPS растерял всё преимущество и сейчас забыт.

Всего героев четверо. За каждого мог играть твой братюня. А если таковых нет, просто щёлкаешь крестовину и выбираешь нужного тебе.

Где купить? На вторичке.

Tomb Raider: The Angel of Darkness. Первая попытка Лары Крофт перейти на новое поколение консолей. Неудачное. Игру делали впопыхах, резали так, что многое поломали, ещё багов оставили. Ну и это последнее номерное появление английской аристократки в своём первоначальном образе.

Где купить? Оригинальную версию ещё можно купить в GOG. А вот для Steam нужно искать ключи. Хотя там же можно купить ремастер игры в составе Tomb Raider IV-VI Remastered. Тоже верно для магазинов Epic, опять же, GOG, Xbox, PS и Nintendo.

Dead or Alive Xtreme Beach Volleyball. Что может быть лучше файтинга с физикой груди? Пляжный волейбол с физикой груди! Хитрец Томонобу Итагаки, автор Dead or Alive и современной версии Ninja Gaiden, в интервью рассказывал, что игру такую решили сделать для фанатов, чуть ли не по их просьбам. Потому что другие не поймут. Только вот игра – эксклюзив первого Xbox.

Где купить? На вторичке.

SimCity 4. Серия, наконец, перешла в, так сказать, честное 3D. Только вот камерой вертеть всё равно не дали. Сослались на проблемы в производительности. Глядя на технические проблемы на старте дилогии Skylines – охотно в это верю.

Где купить? Если вы из РФ, то в Steam, EA App и GOG вас ждёт "упс". Но в сторонних сервисах ключей – море.

Max Payne 2: The Fall of Max Payne. Take-Two в своё время не плохо так раскошелилась, чтобы выкупить франшизу о грустном американском полицейском с финскими корнями. А потом ещё и денег Remedy дала, чтобы они сиквел и сделали. Странные бизнес решения издателя подарили нам прекрасную игру. Но короткую.

Где купить? В Steam, как обычно, "упс" для жителей РФ, но ключи найти можно.

Антанта. Первый проект Лесты, которой сейчас, собственно, не для игр. Выделяется темой Первой мировой, которая в стратегиях представлена не то чтобы сильно.

Где купить? В Steam'е родимом.

Shin Megami Tensei III: Nocturne. Это первая номерная часть серии, вышедшая за пределами Японии. Правда, через полтора года после релиза в стране восходящего солнца. Зато сразу в режиссёрской версии со знаменитой припиской "Featuring Dante from Devil May Cry Series".

Где купить? В виде HD-ремастера можно купить в Steam, PS Store и магазине Nintendo. Но если вы из РФ, то увидите "упс". Помочь могут магазины ключей, да и даже в ритейле можно найти диски для консолек.

Jurassic Park: Operation Genesis. Симулятор, не поверите, Парка Юрского периода. Из забавного. В него не успели впихнуть детёнышей динозавров. Ну и вышел он не только на ПК, но и на приставках, что в те времена не то, чтобы обычное дело.

Где купить? На вторичке.

Project I.G.I. 2. Представитель сейчас довольно редкого жанра тактического шутера. Сюжет крутится вокруг нечистого на руку китайского генерала. А что это значит? Правильно, в Китае её запретили. Правда, только спустя шесть месяцев после релиза. Почему? Цензоры оценивали не финальную версию игры, в ней не хватало шести последних миссий. Поэтому и допустили проект до продажи в КНР.

Где купить? В GOG. Из РФ нужны VPN и карта другой страны.

AquaNox 2: Revelation. Несмотря на цифру два в названии, это третья часть серии. Первая игра называется Archimedean Dynasty. Revelation же примечательна озабоченной азиаткой, которая половину игры клеится к главному герою, а потом собирается его убить.

Где купить? В Steam продаётся и в России, а вот в GOG так просто возможности приобрести игру нет.

Samurai Jack: The Amulet of Time. Первая игра по прекрасному мультфильму Тартаковского. Только для маленькой приставки Nintendo. Всего же старина Джек получил три собственных цифровых приключения.

Где купить? На вторичке.

Rayman 3: Hoodlum Havoc. Последний номерной Rayman. Потом серия вернулась к 2D, а третье измерение захватили безумные кролики.

Где купить? В Ubisfot Store, который в России сейчас не работает. Есть ключи для GOG на специализированных площадках.

The Great Escape. Внезапная игроизация одноимённого фильма аж 1963-го года. Не самое обыденное явление. Да и, как оказалось, почти бессмысленное с финансовой точки зрения. Да и, судя по оценкам, и игровой. Хотя стэлс игр много не бывает.

Где купить? На вторичке.

Chrome. Первая игра Techland на Chrome Engine. Баловала открытыми локациями, имплантами, инвентарём и техникой. Раздражала своей общей кривизной. Сиквел анонсировали и даже показали, но так и не выпустили.

Где купить? На вторичке. Хотя лично у меня в Steam игра есть. Видимо, сняли с продаж.

Command & Conquer: Generals. Не знаю уж как, но EA удалось уговорить Буша младшего вторгнуться в Ирак всего через месяц после релиза игры. Иначе объяснить, почему в игре есть штурм Багдада, я не могу. Или в прибрежной версии Westwood работали какие-то провидцы.

Где купить? Есть в составе С&C: The Ultimate Collection. К сожалению, в РФ и Steam, и EA App не готовы брать наши деньги за эту коллекцию. Как вариант, она доступна с подпиской Xbox. Ну и ключи в профильных сервисах можно купить.

Commandos 3: Destination Berlin. В Испании игра продалась хорошо. Понятное дело, почти национальное достояние. Серия, кстати, перешла в полноценное 3D. Правда, следующая игра уйдёт совсем не туда с этим вашим третьим измерением.

Где купить? В Steam есть как оригинал, так и HD Remaster. Последний можно приобрести на всех основных консолях: Xbox, PlayStation и Switch.

Futurama. Яркий представитель направления – хорошая история, плохая игра. Впрочем, мучить себя местным геймплеем необязательно. Катсцены из игры можно посмотреть в качестве бонусного эпизода мультфильма под названием Futurama: The Lost Adventure.

Где купить? На вторичке. Если у вас вдруг завалялась копия, то её можно выгодно продать. Futurama считается раритетом. Её плохо покупали, от того даже диски особо не печатали.

Tenchu: Wrath of Heaven. В Японии оригинал издавала та самая FromSoftware. В остальном мире Activision. Через год выйдет версия игры для первого Xbox. В ней подкрутили графику, добавили новых персонажей, миссии и приёмы. Такая себе политика, прямо скажу.

Где купить? На вторичке.

Freelancer. Первая попытка Криса Робертса в Star Citizen. Игру анонсировали ещё в 1997-ом. И если бы не покупка Microsoft студии Робертса, то Freelancer скорей всего бы и не увидели. Ближе к концу производственного процесса космического гражданина задвинули в дальний угол. Хотя в те времена у него была прекрасная репутация. Спасибо шикарной серии Wing Commander.

Где купить? На вторичке.

Zone of the Enders: The 2nd Runner. Продюсерский проект Хидэо Кодзимы. Сиквел, как раз, считается стал тем, чем должен был стать оригинал. Мехов рисовала тень Кодзимы по имени Ёдзи Синкава. Очень хотелось бы увидеть его вне тандема с гением. А. Был же Left Alive.

Где купить? В Steam есть последний ремастер с подзаголовком M∀RS. 4k, поддержка VR, все дела. Он же есть в магазине Sony. А на Xbox только старый ремастер, но с первой частью в комплекте.

Star Wars: Knights of the Old Republic. Несмотря на культовый, или около культовый статус, да и на неплохую по меркам жанра популярность, до сих пор является уникальной для франшизы игрой. Мало того, что это РПГ, так ещё её события происходят вне рамок двух трилогий Лукаса.

Где купить? В Steam, GOG, Xbox Store и Nintendo Store. Покупка в каждом из предложенных магазинов затруднена для жителей РФ.

Alter Echo. Не самая плохая аркада от авторов Descent 3. Их же последняя игра. Главный герой может с легкостью морфировать во что-то другое. Обычно он ходит с мечом, но при желании можно превращаться в, кхм, стэлс-лягушку или здоровяка с большой пушкой.

Где купить? На вторичке.

Batman: Dark Tomorrow. Не особо известная игра про летучую мышку. А всё потому, что она ужасна. По крайней мере, по словам критиков. Так чуть ли не высшую оценку поставил портал IGN. Аж 3,8 из 10.

Где купить? На вторичке.

The Lord of the Rings: The Return of the King. Я только в демо этой игры провёл больше времени, чем в некоторых полноценных проектах. Временами напоминает Dynasty Warriors, только вместо целой россыпи неизвестных мне китайцев, Гендальф и его команда. Но большую часть игры, противников, конечно, поменьше.

Где купить? На вторичке.

Rise of Nations. Брайан Рейнолдс устал делать игры, которые выходили под именем Сида Мейера. И пошёл создавать свою студию. И первой игрой его Big Huge Games стала Rise of Nations. Издатель, кстати, Microsoft. У ребят вообще довольно обширная линейка стратегий в загашнике. Рад, что они потихоньку вспоминают про неё.

Где купить? В Steam и Xbox Store. Правда, в РФ опять придётся отправляться на поиски ключей. Ну или сыграть по подписке от старины Фила.

Star Trek: Elite Force II. Наверно, лучший шутер по Звёздному Пути. Фурычит на модернизированном движке третьего Quake. И это последняя игра по франшизе, изданная Activision. В 2005-ом неудачно пообщались с держателем прав из Viacom, и лицензия продлена не была.

Где купить? В GOG. Но для жителей РФ это не то, чтобы просто.

Castlevania: Aria of Sorrow. Если не ошибаюсь, первая часть серии, которая скакнула куда-то в будущее. Как и в одной известной франшизе, тут геймплей крутится вокруг душ. Только они тут не валюта, а источник новых способностей.

Где купить? Можно найти в составе Castlevania Advance Collection. В Steam приобретается без проблем, на Xbox, PS и Switch всё посложнее.

Enter the Matrix. Несмотря на знаменитые квадратные колёса и, в целом, низкие оценки, игра стала коммерческим хитом. Общие продажи на всех платформах в районе 6 миллионов копий. Правда, и затраты на Enter the Matrix были не маленькие. Только милашки Киану за работу над озвучкой получили 2,5 миллиона долларов.

Где купить? На вторичке.

Tom Clancy's Rainbow Six 3: Raven Shield. Так-то главная игра в серии, если рассматривать её как именно симулятор работы спецподразделений. Консольные версии, по странной традиции Ubisoft тех лет, прилично так отличались от ПК-собрата. Там даже планирования миссии не было.

Планирование операции и её выполнение. Красота.

Где купить? Как обычно, в Ubisoft Store и Steam сразу со всеми дополнениями. Обладателям же российского интернета придётся искать ключики. Грустно.

Pride FC: Fighting Championships. Симулятор ММА по версии ныне покойной Pride. Как раз в те годы там зажигал Фёдор Емельяненко. Но почему-то в списке бойцов игры его нет.

Где купить? На вторичке.

Day of Defeat. Мультиплеерная игра, которая, по традиции Valve, выросла из мода. Разрабатывать его начали ещё в 2000-ом, распространялся он бесплатно. Потом Гейб нанял его команду разработчиков, договорился с Actvision по поводу его издания и выпустил его платную версию.

Где купить? Даже оригинал сохранился в Steam.

Primal. Затерянный во времени эксклюзив PlayStation 2 с налётом метроидвании, вдохновлённый Баффи. Главную героиню озвучивает Хадсон Лейк, которая играла Каллисто в Зене.

Где купить? В PS Store, где ещё.

Midnight Club II. Единственная часть серии, вышедшая на ПК. Помимо прочего, разработчики добавили ещё и мотоциклы. Но лицензионных тачек не завезли. Зато они взрывались, ломались, и всё это на улицах реальных городов. И с пешеходами! Нонсенс для аркадных гонок.

Где купить? На вторичке. Плюс есть сверхдорогие ключи для Steam на сторонних площадках. Вроде как её раздавали когда-то бесплатно, но я, как истинный лошара, этого даже не знал.

Dino Crysis 3. Тёмное пятно на серии разборок с динозаврами. Ставка на экшн, космос, динозавров-мутантов. Да ещё и эксклюзив первого Xbox. Capcom уверяли, что игра тупо не пойдёт на PS2, ведь коробка Билли мощней. Скорей, причина в деньгах Гейтса, а не в технической начинке.

Где купить? На вторичке.

Homeworld 2. Сиквел первой игры Relic. Краше, выше, сильнее, как и полагается продолжению. Ну и помимо косметических улучшений, канадцы занялись и более детальной проработкой противоборствующих сторон.

Где купить? В Steam и GOG в составе Remastered Collection. Как обычно, в РФ с этим сложности. Но есть ключи.

The Simpsons: Hit & Run. Прекрасный представитель проектов, пытающихся сыграть на поле GTA. Hit & Run даже могла получить сиквел, разработчики из Radical уже начали работать над прототипом, но издатель Vivendi решила не продлевать права на франшизу. Видимо, не устроили проценты с трёхмиллионных продаж.

Где купить? На вторичке.

Final Fantasy Tactics Advance. Скажем так, духовный наследник оригинальной Final Fantasy Tactics. Сначала Square Enix хотели сделать просто порт оригинала на GameBoy Advance, но потом решили подарить игре новый сюжет и лёгкие улучшения игрового процесса. Разрабатывали игру товарищи, в своё время ответственные за Tactics Ogre.

Где купить? До 2023-го года можно было купить в версии для виртуальной консоли Wii U. Теперь только на вторичке.

Warcraft III: The Frozen Throne. Титанический адд-он от ещё той самой Blizzard. Вышел только в июле, но умудрился стать самой продаваемой игрой на ПК в июне. Всё за счёт предзаказов.

Где купить? Теперь только в виде Warcraft III Reforge. Но вроде ещё есть ключи для оригинальной версии.

Dungeons & Dragons: Heroes. Простенький хак'н'слэш, который мог предложить кооперативное прохождение целой компашке друзей. По пути к релизу растерял версии себя для других платформ и превратился в эксклюзив для Xbox.

Где купить? На вторичке.

Postal 2. В удачное для меня время вышла игра. Сейчас я бы не стал использовать кошек, как глушитель, поливать трупы всякими своими жидкостями и пытаться купить молоко. Хотя...

А с виду безобидная игра.

Где купить? В Steam и GOG.

NHL 2004. Ну а почему бы и нет?

Где купить? На вторичке.

Siren. Silent Hill у Sony дома. Причём разрабатывала его часть людей, ответственных за первую игру в серии. Собственно, Кэйитиро Тояма руководитель разработки и Silent Hill и Siren. Плюс в обоих случаях он писал сценарий. В случае с эксклюзивом PS2, в соавторстве с Наоко Сато.

Где купить? В PS Store.

Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy. Мечта детства. Игра за самодельного юного джедая, который только познаёт азы Силы. Да ещё и не РПГ, а полноценная TPS. Даже Кайла Катарна оставили.

Где купить? Steam, GOG и магазины PlayStation и Nintendo. С приключениями для жителей РФ, конечно.

EVE Online. Прекрасный образчик игры, истории про которую слушать иногда проще, чем самому погрузиться в бесконечные космические приключения. Но самое удивительное, что одну из самых известных и долгоживущих онлайн-игр сделали в маленькой Исландии.

Видео прямиком из 2003-го. Сейчас игра выглядит совсем по-другому.

Где купить? Познакомиться с этим чудным миром можно бесплатно, подписка есть в Steam и на официальном сайте. Как работает последний из РФ – не знаю.

Boktai: The Sun is in Your Hand. Ещё один продюсерский проект Кодзимы. Знаменит своим световым гиммиком. Чтобы зарядить солнечное оружие в игре, нужно было выйти с приставкой на улицу. В картридж был вставлен светочувствительный датчик. Так что хочешь махать мечом, будь добр днём торчать на солнце. Ну или, на крайняк, ищи специальные зарядные станции в самой игре.

Где купить? На вторичке.

Prince of Persia: The Sands of Time. Принц уже пробовал на себе третье измерение, но первый забег был неудачным. Теперь же всё получилось. Перемотка времени оказалась не только прекрасной способностью, но и спасала от раздражения после неудачных попыток куда-нибудь допрыгнуть.

Где купить? В Steam и Ubisoft Store. Для в РФ ищем ключи. Или посредников. Ну или сами знаете, что ещё можно сделать.

PlanetSide. Наверно, лучшая игра в истории Sony. По версии меня, разумеется. До сих пор ни один онлайн шутер не может предложить настолько масштабных сражений. Сотня-другая игроков в одной битве – обычная история для PlanetSide времён релиза игры.

Где купить? А всё, серверы закрылись. Но есть живой сиквел.

Chaos Legion. В нулевых поток необычных игр от Capcom был очень и очень мощным. Причём Chaos Legion заглянул даже на ПК. Правда, официальная локализация добралась до России два года спустя. Особенность игры – в призыве всякой нечисти, которая помогает главному герою крошить толпы врагов. Правда, суммон союзников превращает персонажа в совсем уж медленную тушку для битья.

Где купить? На вторичке.

Silent Hill 3. Лично меня в год выхода игра поразила качеством мордочек местных героев. Да и сейчас у меня такое впечатление, что рожицы у японцев получаются куда приятнее. Хотя не исключено, что я слишком подвержен влиянию окружающей меня тюркской культуры.

Лично моё мнение, американцы очень плохо озвучивают что-то японское. Не без исключений, разумеется.

Где купить? Есть только в составе HD Collection на Xbox, но этот ремастер считается неудачным.

Блицкриг. В 2003 году Nival была, мягко говоря, сильна. Стреляла триплетом. Блицкриг первая игра студии, вышедшая в обозреваемом году. Помимо России серия была популярна и в Германии. Так один немецкий спортсмен припёрся на Олимпийские игры с майкой "Блицкриг — это всего лишь игра". Так это просто мерч по игре, который разыгрывали в Германии. Но звучит, конечно, двояко.

Где купить? В Steam можно это сделать без особых проблем. С GOG всё сложнее.

Hulk. Не самая плохая игра по лицензии. Немного стэлс, совсем много битэмап. Не просто связан с фильмом 2003-го года, а является его сиквелом. Даже Эрика Бану позвали озвучивать Брюса Бэннера.

Где купить? На вторичке.

Mega Man Network Transmission. Первая игра подсерии про Мега Чела, сбежавшая с карманной приставки Nintendo на домашнюю. В Capcom вдруг решили, что ребятишки, заигрывающиеся в трилогию Mega Man Battle Network на GameBoy Advance, начали посматривать в сторону GameCube. Плюс стиль игры приблизили к идущей в то время аниме-адаптации Мега Чела. Впрочем, все эти ходы особо не помогли. И продажи, и оценки на уровне "так себе".

Где купить? Игра почему-то не попала в относительно недавний сборник Mega Man Battle Network Legacy Collection, поэтому найти её можно только на вторичке.

Harry Potter: Quidditch World Cup. Первая попытка в компьютерный квиддитч. Второй пришлось ждать больше двадцати лет.

Где купить? На вторичке.

Демиурги II. Если я не путаю, серия была самой популярной из всех собственных проектов Nival на Западе. Этакая смесь King's Bounty и Magic: The Gathering. Возможно, ещё и поэтому пятую часть Героев французы и Ubisoft решили отдать отечественным разработчикам.

Где купить? Как всегда, в Steam и GOG. В первом это делается без проблем.

Call of Duty. Activision переманила часть разработчиков Medal of Honor, чтобы создать его убийцу. Руководил этой бандой Винс Зампелла. И это редкая история, в которой игра, наречённая убийцей, смогла выполнить свою миссию.

Где купить? Есть в Steam, для РФ есть не очень дешёвые ключи.

Mace Griffin: Bounty Hunter. Игру планировали сделать эксклюзивом для Xbox, но пролетели мимо первоначального окна релиза, сменили издателя и решили выходить ещё на PC и PS2. В своей основе это обычный шутер, но разработчики дают довольно часто управлять космическим истребителем.

Где купить? На вторичке.

Neighbours from Hell. Родоначальник довольно популярной в России серии от австрийских разработчиков. Получила у нас собственные странные продолжения.

Где купить? В составе переиздания вместе с продолжения можно купить почти где угодно. В Steam и Epic проблем быть не должно. А GOG, и магазины Xbox, PS и Nintendo, на данный момент, скажем так, не очень удобны для пользователей из РФ.

Need for Speed: Underground. Рум дум дум.

Где купить? На вторичке.

Wario World. Иногда и злодеи могут быть героями игры. Архивраг Марио получил свою собственную игру на GameCube. Правда, на удивление короткую. С первого захода её можно было пролететь за 6 часов.

Где купить? На вторичке.

Arc the Lad: Twilight of the Spirits. Первая игра серии, получившая третье измерение и вышедшая за пределами Японии. На Западе проект ожидал не совсем тёплый приём, но запала на продолжение хватило. Как и предыдущие три игры – эксклюзив консолей от Sony.

Где купить? В PS Store.

Корсары II: Пираты Карибского моря. На Западе известна как Pirates of the Caribbean. Да, Акелла получила предложение от Disney и Корсары II во всём мире, кроме России, поделила название с фильмом про Джонни Деппа. Впрочем, почти никакой связи с приключениями Джека Воробья игра не имела.

Где купить? Кхм. Что-то вроде ремастера можно найти в VK Play.

RoboCop. Так-то первый FPS в игровой серии похождений офицера Алекса Мёрфи. Игра на пути к релизу поменяла аж три компании разработчиков, от чего доковыляла к старту в совсем не приглядном виде.

Где купить? На вторичке.

Операция Silent Storm. Если вы не знаете, что такое Панцеркляйн, мне вас жаль.

Где купить? В Steam и GOG в комплекте с адд-оном. Что за дела с польским магазином, думаю, уже знаете.

True Crime: Streets of LA. Activision хотели свою GTA. И ведь получилось! Получилось, правда, больше про экшн, чем про машинки. Зато были хорошие продажи, целый Гарри Олдман в роли антагониста. Только вот сиквел не смог закрепить успех оригинала.

Где купить? На вторичке.

Ratchet & Clank 2: Locked and Loaded. Одна из самых высокооценённых игр для PlayStation 2. В Sony были так уверены в своей новой франшизе, что дали зелёный свет Insomniac на разработку сиквела, ещё за пять месяцев до релиза первой игры. Всё благодаря плейтестам. Все остались под впечатлением.

Где купить? Как ни странно, игры нет даже в PlayStation Store. Так что где-нибудь на барахолке.

Crimson Skies: High Road to Revenge. Очередные приколы от Microsoft. Игра стала эксклюзивом Xbox, хотя оригинал выходил только на ПК. Да и разработка была тяжёлой. Сначала думали сделать порт первой Crimson Skies, подтянув всё, что можно подтянуть. Потом решили попробовать вариант с интерактивным фильмом. В итоге же получилось что-то вроде ремейка.

Где купить? Есть в подписке Xbox. Но можно приобрести отдельно.

The Hobbit. Во времена победоносного шествия по кинотеатрам мира трилогии Питера Джексона The Hobbit стала возможно благодаря разным видам прав на вселенную Толкина. EA вот могла делать игры только по фильмам новозеландского режиссёра, а Vivendi, которая выпускала Хоббита, только по книгам профессора.

Где купить? На вторичке.

Impossible Creatures. Необычная стратегия от Relic в плане создания юнитов. Скрещиваешь животинок и получаешь нечто новое и пугающее. Мечтали о крысокане? Тогда Impossible Creatures для вас.

Где купить? В Steam легко, в GOG не очень.

Will Rock. Первая игра Saber Interactive. По сути, нечто похожее на Serious Sam. Из особенностей, ну, оружие ненадолго кровью врагов покрывается.

Где купить? На вторичке.

Uru: Ages Beyond Myst. Cyan Worlds потратили очень много времени на разработку Uru, намереваясь сделать игру онлайн-квестом. В итоге, многопользовательская версия отпочковалась и отправилась в свободное плавание, всплыв где-то в 2007. А однопользовательский вариант в год релиза не впечатлил фанатов, привыкших к более традиционному Myst.

Где купить? Версию со всеми дополнениями URU: Complete Chronicles можно спокойно приобрести в Steam. Если есть тяга к приключениям, то можно попробовать взять в GOG.

Tony Hawk's Underground. Теперь играем не за известного скейтера, а за самого себя. Почему? Разработчики решили добавить истории криминальной перчинки, что плохо бы отразилось на реальных людях. Да всякие Бэмы Марджеры и в жизни те ещё праведники.

Какой странный скейт.

Где купить? На вторичке.

Deus Ex: Invisible War. Сиквел Deus Ex пришлось разрабатывать и для Xbox. По итогу, создатели игры обвиняли именно приставку в том, что уровни получились такими маленькими. Коробка не могла потянуть сразу и интерактивность, и просторные локации.

Где купить? Если вы не из РФ, то Steam и GOG.

Legacy of Kain: Defiance. Как это не грустно, но это последняя, на данный момент, игра серии. Её разработку возглавляла Эми Хенниг, как и большинство других проектов про Каина и Разиэля.

Где купить? Есть и в Steam, и в GOG. Значит, где-то есть и ключи.

XIII. Игровая версия бельгийского графического романа. Героя озвучивал сам агент Малдер (Дэвид Духовны), а сама XIII могла похвастаться стильными комиксными вставками во время убийства врагов.

Где купить? Классическую версию можно купить в Steam и GOG. В первом это делается легко.

Mission: Impossible – Operation Surma. Сюжет игры впихнули между вторым и третьим фильмом. Том Круз, разумеется, не поделился с игровым Хантом ни голосом, ни мордочкой, а вот пара второстепенных актёров были не прочь оставить после себя цифровые копии.

Где купить? На вторичке.

Metal Arms: Glitch in the System. Вроде как, права на франшизу сейчас принадлежат Blizzard. Точнее даже Microsoft. Потому что спустя два года после выхода Metal Arms Метелица поглотила её создателей из Swingin' Ape Studios.

Где купить? На вторичке.

Manhunt. Ультражестокая игра от Rockstar North, которая и без неё обращала на себя внимание всяких правозащитников и деятельных сенаторов. Прекрасна тем, что терпение игрока вознаграждает всё более, хм, смелыми вариантами скрытных убийств.

Где купить? Есть и Xbox Store, и в PlayStation Sore, и в Steam. для последнего есть ключи, если вы вдруг из РФ.

Fatal Frame II: Crimson Butterfly. Автор серии и руководитель её разработки Макото Шибата уверяет, что сюжет игры пришёл к нему во сне. Он как раз хотел сделать историю во второй части интересней, чтобы игроки, несмотря на окружающий ужас, прошли Fatal Frame II до конца. А тут такой подгон.

Где купить? На вторичке.

Beyond Good & Evil. После череды Рэйменов Мишель Ансель решил сделать что-то другое. Что-то другое превратилось в любимое многими приключение космической журналистки. А вот лично меня взбесил гринд жемчужин. До сих пор не отпускает.

Где купить? Недавно вышел ремастер, посвящённый юбилею игры. Так-то он на год опоздал, но это уже Ubisoft. В любом случае, теперь оригинал не купишь, а жители РФ нормально не могут и переиздание купить, хотя оно есть везде: Steam, Epic Store, Ubisoft Store, Nintendo Store, Xbox Store и PlayStation Store.

SpellForce: The Order of Dawn. Смесь РПГ и классической RTS. Стала хитом в родной Германии. Разработчики успели выпустить ещё и сиквел, пока за ними не пришла EA. Ну а там пару игр с упором на многопользовательскую составляющую, в том числе и браузерки, а потом традиционное закрытие студии.

Где купить? Steam и GOG предлагают приобрести игру сразу со всеми дополнениями.

Worms 3D. Червяки разбухли и стали ходить на все четыре стороны света. Шаг, вроде бы, логичный. Но весёлый хаос как будто улетучился. Team17 ещё несколько раз пыталась покорить новое для серии измерение, а потом вернулась к старым добрым плоским червякам.

Где купить? На вторичке.

Final Fantasy X-2. На самом деле, знаковая для Square игра. Во-первых, это последняя Финалка, которая вышла под брендом Square. Причём только в Японии, в США игра уже релизнулась с названием Square Enix на обложке. Во-вторых, это первый сиквел номерной части. В-третьих, у нас тут на главных ролях женское трио.

Где купить? Много где, причём в качестве ремастера, да ещё и вместе с первой игрой. Но везде вас будет встречать разные версии "Ой, извините!" Можно попытать счастье в Steam, магазинах Xbox и PlayStation.

Empires: Dawn of the Modern World. Не сиквел, а скорей наследник Empire Earth, хотя в дальнейшем и выйдет продолжение первой игры. Разработку же Empires начали с допроса игроков. Оказалось, те, в основном, предпочитают играть в период средневековья и Второй мировой. Поэтому команда решила отказаться от доисторической эпохи и будущего.

Где купить? Когда-то бы в Steam, теперь только в GOG.

Armed and Dangerous. Прежде всего известна своим сумасбродным оружием. Одно из них, например, переворачивало игровой экран. И все враги улетали вниз.

Где купить? Steam и GOG. Но не для жителей РФ.

Victoria: An Empire Under the Sun. Рождение третьей серии Paradox. До неё были только Europa Universalis и Hearts of Iron. Все они делят один движок. Впрочем, такое положение дел стало правилом для студии, и она придерживается его по сей день.

Где купить? В Steam без проблем, в GOG с проблемами.

Разумеется, это далеко не все проекты, вышедшие в 2003-ом. И так выпуск разросся до каких-то титанических размеров. Тем более я просто обязан рассказать ещё о нескольких играх поподробнее.

Достойны упоминания

Здесь я собрал игры, о которых мне есть, что рассказать. Это не значит, что они хорошие или плохие, просто вот захотелось их упомянуть отдельно. То же самое верно и для тех проектов, которых нет в этом списке.

Homeplanet

Личная игра года. 2003

Отечественный космосим, который в год выхода пожрал все мои нервы. Патчи приходилось ждать месяцами, потому что интернета не было и их я тягал с дисков Навигатора Игрового мира. Без них, я так понимаю, игру пройти было нельзя. Ну или я ещё был мелковат.

Проблема была в одной из миссий. Может 11-ой. Там нужно было отбить атаку бомбардировщиков на свои крейсеры, вроде. И их было прилично так. И у меня тупо не хватало времени всех их уничтожить. Там штуки четыре точно долетали до своей цели, если не больше.

А ещё надо было улепётывать от ракет. Они, по памяти, уничтожали корабль игрока с первого попадания. Ну я включал форсаж и улетал далеко-далеко.

Усложнил я себе задачу по прохождению игры и тем, что решил начать играть в неё на джойстике. Это тот, который как у самолёта. Ну и на нём кораблик мой уж больно медленно поворачивался. Но потом всё-таки я выбрал мышку, с ней управление приближалось к шутерному.

В итоге, я периодически порываюсь попытаться посмотреть на Homeplanet с высоты своей седеющей шевелюры. Но пока держусь.

Galactic Civilizations

Личная игра года. 2003

В своё время я тыкался в каждую игру, которая хоть отдаленно напоминала Цивилизацию. И, в моём понимании, Galactic Civilizations должна была добавить к любимой формуле ещё и манящий меня до сих пор космос. Так я и решился купить диск с игрой в книжном магазине за какие-то копейки.

Восторг от совсем не безграничного, да и плоского, космоса, улетучился после первых ходов. Я как-то не учёл, что колонизировать планеты может быть не так интересно, как строить новые города на родной Земле. То есть если в Циве, при желании, я могу воткнуть поселение куда угодно, то тут только на определённые планетки. Да, с открытием технологий можно было эффективно колонизировать и совсем не пригодные для жизни шарики, но до этого ещё дожить надо было.

Процесс колонизации. Перед запуском корабля колонистов, можно выбирать, сколько народу в него запихнуть. То же самое с десантными кораблями, необходимыми для захвата вражеских планет.

А остальные аспекты игры меня волновали не особо. Думстаки, конечно, немного раздражали, но смотрелись органичнее, чем в Цивах до четвёртой включительно. Ну и свою лепту в игровой процесс вносили партии. Можно было легко потерять контроль над собственным сенатом и править империей без выбранных баффов.

Периодически игра подкидывала небольшие квесты с выбором. За них можно было получить бонусы, штрафы и очки мировоззрения. 

Из приятных мелочей, стиль меню, робота помощника и музыка менялись согласно твоему поведению на галактической арене. Ну и возможность построить свою монструозную космическую станцию. Но главное, что первая Galactic Civilizations стала фундаментом, на которой выросли следующие части серии, ушедшие куда дальше от Цивилизации, чем их прародитель.

Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy

Личная игра года. 2003

Jedi Academy близка к статусу моей самой любимой игры по Звёздным Войнам. Причин много. Тут и становление героя. И разный набор светошашек. Прокачка умений. И неожиданное внимание к деталям. В своё время, я очень сетовал, что во втором эпизоде, когда Кеноби пытается остановить Джанго Фетта на Камино, его меч никак не реагирует на капли дождя. Но в 2003-ем Тартаковский в своей Star Wars: Clone Wars показал, как надо. Оказалось, в Jedi Academy сделали это ещё раньше.

Капли дождя испаряются, после того как попадают на меч. Может эффект был и в предыдущих играх, но тогда я на него внимания не обращал.

В начале, конечно, неспособность запрыгнуть даже на не самый высокий стол дико раздражали. Зато потом герой скакал не хуже всяких Галенов Мареков. Чувствовался его рост. В первых миссиях, лично мне, приходилось даже прибегать к обычному оружию, но после пары планет и прокачки способностей, можно было крошить врагов одним мечом. Особенно доставляли удовольствие дуэли с другими обладателями световых шашек.

Замедление+расчленёнка. Это прекрасно.

Но самое яркое впечатление – мультиплеер. Матчи по локалке с друзьями. Ботов побольше, карту позаковырестей и в бой. Заставить прыгнуть товарища на тебя через пропасть, а потом поймать в воздухе Захватом Силы – бесценно.

NHL 2004

На обложке Дэни Хитли. Нападающий Атланта Трэшерс. Забавно, что этого клуба уже не существует в природе.
На обложке Дэни Хитли. Нападающий Атланта Трэшерс. Забавно, что этого клуба уже не существует в природе.

Моя первая NHL. Не понимаю, как так получилось, потому что хоккей я вроде всегда любил больше. Хотя в FIFA играл ещё с 99-ой. Возможно, так случилось, потому мои любимые New Jersy Devils в тот год выиграли третий Кубок Стэнли, и я решил повторить их поход уже сам.

Так доповторялся, что в один момент решил сделать идеальный сезон. Выиграть все матчи. Не получилось. Выиграл 81, один сыграл в ничью. Да, тогда ещё ничейный результат в хоккее существовал. Зато и по сей день мой любимый полевой игрок Дьяволов Патрик Элиаш под моим чутким руководством набрал 276 очков. Как сейчас помню.

Ну и серия для меня долгое время служила поставщиком музыки. В ней всегда преобладали всякие вариации рока, а в те года я только такое и слушал. Так что спасибо EA Sports за счастливое детство.

Иногда я просто торчал в меню и слушал музыку.

Блицкриг

Личная игра года. 2003

Отец у меня очень любил серию Противостоянии (Sudden Strike) и не мог пройти с виду похожий на её представителей Блицкриг. Ну так я и приобщился к игре Nival. И если в Sudden Strike я предпочитал сидеть и наблюдать, как под шутейки батька куда-то ковыляют немцы, то в Блицкриг играл сам.

И, надо сказать, играл настолько осторожно, насколько мог. Дело в том, что добрая игра даёт тебе подопечных, которые с тобой переходят из миссию в миссию. В начале это три танчика и три пушечки. Так вот, мои танки всю кампанию, обычно, сторожили собственные окопы, пока остальные юниты жертвовали собой во благо родины. Почему-то я панически боялся потерять кого-то из именных бойцов. Хотя благодаря накапливаемому опыту они упрощали прохождение любой миссии.

Ребятушек ссвоих можно сажать на новую технику. Чем я с удовольствием занимался. Рассматривал характеристики, читал описание. Но на миссиях мои новые танки торчали в тылу.

А вот с пушечками история другая. Я всегда брал гаубицы и долбил врагов издалека. Берёшь снайпера или офицера, идёшь ими на разведку, врубаешь бинокль, и как только сквозь туман войны проглядывает враг, утюжишь его артиллерией. И так каждый раз.

Я был в диком восторге от того, что после долгих боёв карта превращалась в набор из разрушенных домиков, поваленных деревьев и бесконечных воронок.

С шашками на голо лететь в атаку мешал и собственный комп. Видимо, он был слаб для Блицкрига, и игра постоянно понижала скорость всего происходящего. Только в середине прохождения я узнал, что её, оказывается, можно было и повышать обратно.

Max Payne 2: The Fall of Max Payne

Личная игра года. 2003

Никто в классе мне не верил, что второй Макс работал на движке первого. Больно уж отличался сиквел от оригинала визуально, хотя прошло всего два года. Remedy традиционно сильно в технологиях. Плюс ребята доработали Bullet Time, от чего он стал ещё приятней. Офицер Пейн больше не становился лёгкой мишенью, неудачно плюхнувшись на пол.

Теперь Пейн при желании может пострелять и лёжа.

Это и первая игра, которую проходил которую с секундомером. Не с первого прохождения, а последующих. Она была короткой, последняя сложность открывалась не сразу, а за успешное преодоление на ней всех миссий дарили ещё новую концовку. Спустя годы я начал записывать время прохождения всех игр на HowLongToBeat. А Макс просто заложил эту привычку мне в сознание.

Ну и не могу не сказать про Мону, которая Сакс. Её появление на экране, особенно в комикс-вставках, заставляла меня бросать косые взгляды на входную дверь в мою комнату. Авось кто зайдёт и увидит, что эта мадам тут творит.

Мона. Мона Сакс. И почему мне кажется, что тут звучит музыкальная тема их третьих героев?

Call of Duty

Личная игра года. 2003

Вообще это был подарок для моего двоюродного брата. Но я не удержался и сначала установил игру себе. Зато когда уже дарил, был точно уверен, что ему-то игра понравится.

Тогда Call of Duty подкупила меня возможностью целиться от плеча, что было в то время совсем редким явлением. Плюс игра дарила ощущение настоящей войны. В детском понимании, конечно. Что-то вечно взрывается, все кричат, товарищи умирают, помогают, да и вообще ведут себя как полноценные участники событий. Я чувствовал себя не единственным героем, а частью чего-то большего.

Известная сцена, где игрок получает патроны, но не винтовку.

Ну и Call of Duty стала первой игрой, которую я проходил много раз. Прям не мог остановиться. Хотя ничего нового игра показать не могла. Линейный аттракцион. Ну, детишки же не просто так постоянно лезут в очередь, чтобы покататься на какой-нибудь особо полюбившейся карусели.

Prince of Persia: The Sands of Time

Личная игра года. 2003

У меня странное отношение к этой серии. В тексте про 2004-ой год я писал, что мне с годами больше начал нравиться Warrior Within. А теперь, когда я вспоминаю The Sands of Time, мне вдруг подумалось, что всё-таки оригинал ближе сердцу.

В любом случае, для меня это любимая игровая сказка. Да ещё и с перемоткой. Убили, не туда прыгнул или просто ради развлечения – отматывай время назад. Ну если песка хватит.

Такие прыжки в никуда обычное явление в игре.

И если Warrior Within это уже где-то мрачный боевик, с пышущими сексуальностью героинями, то Пески Времени – сказка. Тут тебе и загадочная принцесса, и чудный замок и музыка, уносящая куда-то на Ближний Восток.

Need for Speed: Underground

Личная игра года. 2003

О первом Форсаже я и не слышал ничего и понять не мог, чего все так фанатеют от Nissan SkyLine. А NFS любил и задолго до Underground, поэтому мимо меня рум дум дум тоже не прошёл.

Рум дум дум.

Было очень странно играть без полиции, тем более стритрейсинг как бы подразумевает наличие мальчиков и девочек на красивых и не очень машинах с мигалками. Но закись азота позволяла забывать такие досадные для игры оплошности.

Но главный аспект игры, который поражал, конечно, превращение машины в нечто совсем далёкое от её заводской комплектации. Диски, бампера, антикрылья. Забавно, но сейчас я наоборот предпочитаю видеть машины в их изначальном виде, а тогда прям надо было повесить на багажник что-нибудь побольше.

Underground преподала мне ещё один интересный урок. Именно благодаря ему я понял, что от настроек графики есть толк. Раньше, как игра запускалась, я так в неё играл. А всё почему? Пришёл я, значит, к брату. А у него там тоже Underground. Но на старте, почему-то, не было девушки, да и машины какие совсем не блестящие. Оказалось, компьютер у него был послабее, вот и не тянул всё это.

Те самые дамы.

Manhunt

Личная игра года. 2003

Признаюсь честно, я люблю всякие разные жестокие убийства в играх. Пытки там в The Punisher, подствольную бензопилу в Gears of War, систему повреждений в The Last of Us Part II. Всё в таком духе в общем. И Manhunt благодаря свое основной идее мог дать мне этого сполна.

Я исторически плох в стэлс играх, поэтому я прям мучился, чтобы посмотреть все варианты убийства каждым холодным оружием. А в Manhunt их много, и только ради этого я готов был в него играть. Хотя и стрельба тут не такая уж плохая, особенно в плане ощущения от попаданий во врагов.

Manhunt, как ни странно, был в моём кругу и компанейским развлечением. Проходили с ребятами уровни по очереди. Я мог похвастать только относительно меткой стрельбой. Зато веселил всех умением завалить стэлс в абсолютно безобидной ситуации.

И ничего, после двух-трёх прохождений, не стал убийцей или маньяком. Не пытаю животных и даже людей. Как раз Manhunt, да и почти любая игра, для меня прекрасная возможность слить негатив в виртуальный мир, ломая судьбы игровым персонажам, а не живым людям.

Тройка лучших

Самые-самые за 2003-ий год. На этот раз было тяжело определить любимую тройку. Уж больно много значимых для меня проектов вышло в этот период. Но я справился.

Третье место. Warcraft III: The Frozen Throne

Личная игра года. 2003

Если бы не статус адд-она, то в моей классификации The Frozen Throne мог легко забраться на первое место. Но основу этого прекрасного дополнения всё же заложил Reigh of Chaos 2002-го. Но это всё мелочи.

Главное, эта игра прекрасна во всём. От начала и до конца. Даже наше локализация не просто не портит её, а делает ещё лучше для российских игроков. Иллидан, например, до сих сопровождает меня в путешествиях, вещая в навигаторе.

Какой мужчина.

Чего уж говорить, я каким-то образом умудрился хорошо так поцарапать диск с аддон-ом, от чего он перестал запускаться, да и устанавливаться вообще. И я без раздумий пошёл в магазин за новым. Я ведь и кампанию ещё не прошёл. Да и помимо неё там был прекрасный мультиплеер, куча модов, да даже миникампании от самой Blizzard.

Кампания за Рексара вполне себе небольшая РПГ'шка.

Ещё тогда меня поразило сражение Иллидана и Артаса. Без традиционно шикарных CGI. А просто на движке игры. Сейчас, конечно, ничего особенного, но тогда я мечтал обзавестись двойными клинками и тоже помахаться с каким-нибудь седым алкашом.

Но на самом деле, сейчас Warcraft III: The Frozen Throne вызывает только волны непрекращающейся грусти. Потому что это последняя RTS по вселенной и не понятно, как вообще сделать следующую часть при живом WoW. Полный перезапуск вселенной?

Второе место. C&C: Generals/Generals – Zero Hour

Личная игра года. 2003

Вообще, в те годы от фанатов C&C можно было услышать пару ласковых, если признаться в любви к Generals. Ну на то они и фанаты. Хотя игра Westwood Pacific (которые, кстати, делали Red Alert 2) как раз возвращает серию к её истокам. В основе истории – реальная политическая повестка того времени.

Другое дело, что пропала ключевая особенность серии – ролики с актёрами. Да, в дополнение они вернулись, но как-то совсем мэ-э-э. Но тогда мне было глубоко плевать и на политику, и на ролики, и на связь с другими играми серии. Я хотел классическую RTS, приближённую к современной войне. И я её получил. Да ещё и в 3D! Правда, пехота была больно уж страшненькая.

Хм, в год выхода моделька мне казалось убогой, а сейчас выглядит вполне ничего. Видимо, теряю зрение.

И, в отличие от прародителя, здесь были три противоборствующие стороны. США, Китай и арабская солянка. И все отличались друг от друга. Разумеется, гордым сынам Пекина не гоже находиться в такой постыдной компании, и игру в Китае запретили. В Германии же, по традиции тех лет, подвергли абсурдной цензуре.

В немецкой версии всех людей заменили на киборгов, и полностью убрали реальные места и названия. Странный народ, эти немцы.

Что касается Китая – тут же есть Оверлорд! Чудо китайской инженерной мысли и продолжатель традиции танков серии C&C со спаренными башнями. Так тут на него можно было навесить всякое разное. Мне кажется, только сам факт наличия такой техники должен заставлять гордиться всю КНР.

Красота же.

Собственно, Китай был моей любимой фракцией. Тем более они могли делать деньги буквально из воздуха. Нанимаешь хакера, а он сидит и зарабатывает деньги в своём ноутбуке. В адд-оне Zero Hour, если не путаю, появилась возможность построить интернет-кафе, где хакер будет работать усердней. Так что чуть клюквы Generals тоже унаследовала от Red Alert. Только китайской.

Касаемо, адд-она. Когда-то я прям ждал такие дополнения. В те времена большая их часть привносила много нового в игру. Zero Hour, наконец, добавила тех самых генералов из заглавия игры. В мультиплеер. Каждый со своим набором юнитов. По сути, каждая фракция получила ещё несколько ответвлений.

Мой любимый генерал, тот что отвечает за авиацию США. Зовут его, внезапно, Granger. Генерал Granger.

К сожалению, а может к счастью, сиквел погиб где-то в недрах, внезапно, Bioware. В любом случае, Генералы и по сей день остаются моей любимой частью серии.

Первое место. Операция Silent Storm

Личная игра года. 2003

Не знаю как, не знаю зачем, но Nival в 2003-ем выпустил аж три игры. Блицкриг, Операцию Silent Storm и вторых Демиургов. И, лично у меня, даже не повернётся назвать хотя бы один из этих проектов средним. Они, как минимум, хорошие, а Silent Storm я и вовсе считаю одной из лучших отечественных игр, если не лучшей.

Можно сказать, я прям пристально следил за ходом разработки. Тогда читал Навигатор Игрового Мира и каждый новый выпуск быстренько пролистывал, чтобы найти какую-то новую информацию об игре. Уж больно мне понравились местные Панцеркляйны.

Те самые панцеркляйны.

Но самое главное, когда игра вышла, она нисколько меня не разочаровала. А с каждым ходом нравилась всё больше. Это пошаговая тактика про Вторую мировую и всякое секретное оружие. Главное тут, сам процесс. Отряд ты набираешь себе сам.

У каждого, своя специальность, хотя тебе никто не мешает выбрать двух снайперов или разведчиков, что я и делал. У каждого свой инвентарь, в который можно забивать всякое полезное барахло, вроде гранат и патронов. Плюс можно утащить на базу что-нибудь с миссии. Если я не путаю, вроде только так можно обзавестись снайперской винтовкой с глушителем.

Но самое прекрасное – это местный движок. Опять же, могу ошибаться, но ни до ни после такой разрушаемости в пошаговых тактических стратегиях я не встречал. Что-то подобное было в ранних X-COM, особенно, в той, которая Apocalypse. Но Silent Storm до сих пор в этом плане поражает.

И такое бывает. Ну зато дырку в заборе сделал.

Тут есть механика слуха. Твой солдат может услышать, что, например, за стенкой прошёл враг. И тогда игра примерно отрисовывает местоположение противника. Ну и заряжаем по нему очередь из пулемёта, стенка рушится. Оказывается, условный фриц стоял чуть левее.

Система слуха наглядно.

И таких ситуаций полно. Пострелять в потолок, чтобы убить врага на втором этаже. Снести дверь. Разрушить пол, чтобы все немцы/британцы полетели вниз и поломали головы.

Я проходил релизную версию и видел, как патчи её меняли. Например, первоначально режим скрытности выглядел, как тёмное облако, обволакивающие персонажа. После первого патча (вроде) этот эффект убрали. Теперь герой становился чуть сероватым и прозрачным.

Ну и, как обычно, не могу не рассказать очередной факт, отражающий моё скудоумие. Только на середине второго прохождения я обнаружил, что в игре есть прокачка. Учитывая, что один поход занимает часов 40, то я просто был феноменально слеп.

Прокачка.

Из-за этого я страдал от местной системы повреждений. Стрелять тут можно в любую часть тела, и часто враги любили стрельнуть твоему бойцу в морду. Ну и товарищ слеп. Лечить это можно было, вроде, как раз после изучения навыка у медика. Но это не точно.

Можете, конечно, смеяться, но для меня Nival тех лет, это как отечественная Blizzard. Качественные игры они поставили на поток. И если какую-ту альтернативу всем остальным их проектам найти можно, то Silent Storm так и остаётся чем-то уникальным. Такого уровня физику не то, что в пошаговых стратегиях не встретишь, но и в более графически ориентированных проектах.

А по итогу, Операция Silent Storm не особо известна за рубежом (какие-то проблемы с пресс-копиями для СМИ поломали продажи), а на её движке выходили не то чтобы сильные проекты. Обидно.

161
13
8
3
1
1
60 комментариев