Мой игровой путь, часть 2: Sony PlayStation
Прошло немало времени с моего последнего ностальгического поста о путешествии в мир детства с тёплыми воспоминаниями о Sega Mega Drive, теперь настала пора вспомнить ещё одну лучшую консоль в моей жизни - PS One.
Мне было примерно 9-10 лет, когда плойка появилась дома, до этого я смотрел за прохождениями друга у него в гостях. Друга зовут Дима, так что если вдруг читаешь эти строки: спасибо тебе за крутое детство!
Графика после Сеги поражала - одной из игр была Alien Resurrection и я глазам своим не верил, насколько игра графонистой и технически продвинутой выглядела. Сейчас это звучит смешно, но тогда эмоции были совсем не поддельные и происходила настоящая магия на телевизоре.
Проходит приблизительно год, как дед мороз дарит мне заветную, желаемую консоль с целым мешком игр. Радости было столько, что я чуть в обморок не грохнулся и сразу побежал подключать новую консоль к выпуклой Айве, разгребая свободное место на столе от школьных учебников.
Сразу стоит сказать, что вкусы с детства у меня были довольно мрачными. Нравились (и нравятся) чудовища, фантастика, атмосферные проекты и совсем не привлекали (и не привлекают) игры наподобие Краш Бандикута, или Соника на Сеге. Так что, если не указал подобных игр, вы теперь знаете, что я в такие даже попросту не играл.
Одной из первых, лично опробованных игр на новенькой приставке стала Resident Evil 2.
Нужно-ли говорить, что по ощущениям на экране телевизора происходило настоящее кино? Свыкнуться со странной перспективой со стороны и управлением было сложно, но привык я быстро. Кадры мёртвого города Раккун-Сити сменялись одни за другим, поражая атмосферой безысходности, а первая встреча с прыгающим мутантом с длинным языком в полицейском участке - вовсе запомнилась на всю жизнь: слепое, шипящее чудище, ползающее где-то за углом, за кадром заставляло поёрзать мою детскую жепу.
Двойка была пройдена лишь спустя большое количество времени, ибо я был слишком мал для таких сложных игр и я не понимал, как экономить припасы и находить подход к решению загадок. Тогда не было ещё понятий жанра "сурвайвл хоррор" и ни я, ни друзья не имели геймерских знаний. Каждая игра была - равная чуду и воспринималась исключительно на детском восторге без придирок и духоты.
Мне не верилось, что настолько реалистичные статуи в полицейском участке - можно было двигать, а чтобы потушить пламя - нужно не тыкаться в фоновое окружение с огнетушителем, а искать явный квестовый предмет.
А ещё диск был пиратский и в нём не было роликов и озвучки: я считал, что так и должно быть и немые персонажи, стоящие друг перед другом - всего лишь загрузка.
Но что особенно мне нравились в RE2 - это боссы мутанты. Одно загляденье было любоваться на такое творческое изобилие страшенных зубастых многоруких тварей (правда, он там один, просто мутирует, но не важно).
Resident Evil 3 я прошёл без особых проблем. Игра запомнилась ещё более мёртвой (в хорошем смысле) атмосферой обречённого города, да и погулять там было где, в отличии от одного участка/лаборатории второй части. Ещё больше мутантов, больше экшн-моментов, ситуаций, динамики, ну и конечно-же - нового преследователя в виде Немезиса, тяжёлые шаги которого преследовали игрока.
Третья часть, определённо, в памяти отложилась куда сильнее из-за многообразия ситуаций, но хардкорность и именно "сурвайвл" составляющая там улетучились. Делает-ли это игру плохой? Вообще нет. К тому-же, по качеству и контенту она была лучше её наследия в виде ремейка. Чего только стоит босс-червь на кладбище, да и сама "атмосферность" оригинала сильно сдулась и потерялась разработчиками в современном переосмыслении на мой взгляд.
Не могу не отметить саундтрек 2-3 части в сейв-зонах, который остался в сердечке навсегда. Такие спокойные и одновременно тревожные и грустные мотивы написать, полагаю, достаточно сложно и тем более вписать в сеттинг зомби-апокалипсиса. Прикреплю микс из всех частей, ностальгируйте:
В том самом мешке с загадочными дисками, названия которых мне ни о чём не говорили, но которые привлекали обложками, были ещё два очередных забытых неогранённых алмаза из мрачняка на первой Плэйстейшн. Речь пойдёт о двух частях Nightmare Creatures.
Экшн-хоррор с кровищей, страшенными монстрами и смачной боёвкой, позволяющей разрубать и кромсать адских тварей на куски. Сказать, что я был в восторге - ничего не сказать.
Жаль только, что игру я так и не прошёл, потому-что умирал примерно в середине уровня, не зная, что в геймплей впихнули дебильный отсчёт времени в виде адреналина. Что за гений добавил такое говно в такую хорошую игру в жанре - загадка.
К тому-же, чудища были крайне агрессивны и быстры, а я не понимал как проводить нормальные атакующие комбинации. Особенным врагом была камера - это вообще сущий пиздец. Я в 70% случаев бил воздух, а не цель.
Боссы были сложными, даже первый своим появлением заставлял охринеть: долбаный многоголовый страшный ящер, плюющийся, мать его, ОГНЁМ! Пламя убивало практически мгновенно, не давая возможности понять мне, мелкому пиздюку, что вообще нужно делать. А нужно было всего лишь ломать балки вокруг мутанта и вуаля - босс пройден.
Также на выбор давали два персонажа: мужика с посохом и попастую женщину с мечом. Геймплейно один медленнее, но как-будто стамил врагов, вторая - проще расчленяла их и была быстрее.
В общем и целом - это был смелый эксперимент с густой атмосферой готичной Англии с прекрасным артом в виде ужасных чудищ и атмосферой одиночества среди бродящих кошмаров по тёмным улицам. А уж какая получилась вторая часть...
Игра стала гораздо мрачнее, страшнее и уже по-настоящему пугала мой детский разум. Особенно разработчикам удалось подчеркнуть депрессивное настроение игры угнетающим эмбиентом и очень тусклой гаммой, будто-бы все краски высосаны из изображения и лишь багровая, тёмная кровь обливала экран и стены уровней игры.
Чудища стали выглядеть куда реалистичнее, а геймплей стал медленнее и размереннее: схватка с каждым противником была неким файтингом с уворотами, слабыми/сильными ударами и возможностью проводить фаталити. Каллисто Протокол своего времени, только лучше .
Вообще, прогресс в графике был очень сильным, учитывая что первая и вторая часть вышла на одной платформе - ощущение, будто между играми целое поколение (это я думаю так сейчас, тогда я не знал даже словосочетания "поколение консолей).
Заунывные рыки зомби, вой адских мутантов, звуки топора, разрубающего плоть монстров - игра была крайне смелой и вообще не боялась цензуры. Играем мы за неудавшийся эксперимент Кроули, обмотанный бинтами и хреначащего врагов топором.
Иногда можно было пальнуть в харю чудища с пистолета, снеся бошку, только иногда это не означало, что супостат умрёт: местные порождения живучи настолько, что могут заняться твоей плотью даже с будучи отстреленной башней, а зомби будут наступать на игрока даже с обрубленными руками/головой.
Мне, как юному игроману, нравилось имбовать магией, поджигая монстров, а также проводить кровавые фаталити. Комбинации ударов были простыми и помню я их до сих пор: х, х, квадрат/ квадрат, х, х и так далее по три кнопки. Порой приходилось отскакивать и держать блок, но тактика к чудищам в общем была более-менее одинакова.
Уровни были тёмными и навеивали тоску. Кладбища под грозу с дождем, мрачные склепы, больницы и заброшенные здания: всё это в совокупности с далеко не приятными обитателями быстро погружало в некое состояние депрессии и безысходности. Игра вообще не давала продыху, одна чёрная, непроглядная неизвестность впереди и встреча с ещё более жуткими демонами. Эх, ремейк-бы...
Иногда удавалось уговорить родителей купить в магазине диск. Одной из таких покупок стала
Я вообще ничего не понял, что нужно делать в начале игры. Версия была не локализованной, висел некий список в краю экрана и... Откуда я мог в силу своего тамошнего возраста понять, что это трюки и тем более иметь скилл выполнить их? Разумеется, я это не прошёл и наслаждался режимом свободной езды, а также побегом от полиции.
Звук тачек был рычащим и убедительным, при столкновениях от машины отлетали куски (там были всратые пиксели, но фантазия делала своё дело), слетали диски и случались такие коры во время погони от полиции, что мы с друзьями валялись от смеха, смотря повторы этих гонок.
Авто подлетали на сотни метров, десятки полицейских машин эпично сваливались с резкого склона дороги и выгдедело это и игралось крайне весело. Что ещё было нужно нам, юным ребятам на тот период, играющих в гонку на консоли?
Добавьте прекрасную физику и атмосферу Сан-Франциско и получите десятки часов наиприятнейшего времяпровождения. А ещё я пытался доехать до города на заднем плане. Да, было и такое...
Со временем мне подарили несколько журналов с обзорами игр первой Плэйстейшн, где были также коды и прохождения. Из них я стал более-менее разбираться, какие шедевры нужно искать и что вообще существует на данной приставке. Искал игры с рейтингом не менее 80% и в общем-то, никогда не ошибался, покупая диски (точнее, сначала клянча деняг на игру у мамы. Мам, спасибо!).
Из этого журнала я узнал о существовании второго Driver и о том, что там есть возможность выходить из машины. Омг. Нафантазировал я тогда смачно конечно, прям игру мечты придумал, но диска на тот момент нигде не было и Driver 2 так и осталась недостижимой мечтой в уме меня мелкого где-то то там, в прошлой жизни.
Также, в пучине не найденных в магазинах, но таких желанных были Parasite Eve и Silent Hill, а также другие проекты, названия которых я никогда не вспомню, но которые сильно интриговали описаниями и прохождениями в этих самых журналах.
Понемногу перечитывая десятки раз обзоры и мечтая найти "те самые игры", во время очередного похода на рынок с родителями, или по магазинам, узнавал эти игры по названиям и обложкам на полках у продавцов и предвкушал запуск очередного шедевра, который обрисовал в фантазиях из текстов и самое главное - никогда не разочаровывался увиденному.
Раз уж пошла речь о гонках на Ps1, упомяну ещё один разрывной проект, который сильно нравился
Совершенно ебанутейшая и отшибленная по сеттингу гонка, где различные психопаты пытались уничтожит друг друга на таких же чокнутых транспортных средствах.
Сюжетно там творилась лютая чернуха про далёкое будущее и развлекуху туристов, которых нужно подбирать и носиться от остальных отморозков и уничтожать их.
Персонажи дышали колоритом и с одного взгляда понятно было, что за придурок перед тобой. Друзьям игра тоже нравилась, а также одной девчонке, что училась в моём классе. Кстати, она взяла этот диск себе и так и не отдала его потом, засранка эдакая. Маша, когда диск отдашь?
Большинство вспоминают Кармагеддон с кровищей, но на мой взгляд, куда интереснее и оригинальнее концептуально была как раз Rogue Trip. Игралась она куда веселее. Ремейк такой игры ждём?
Ну что. Покатались, расслабились, вспомнили журналы, пролили слёзы ностальгии и отвлеклись от мрачных бриллиантов на первой плойке. Пора-бы вернуться в эту тёмную бездну, не думаете?
С первых-же нот саундтрека в главном меню я понял, что игра будет страшной. Проходил Alone in the Dark я сначала за Эдварда Карнби, затем за вторую героиню.
Первая локация пугала до усрачки страшным видом древнего леса и внезапных скримеров с жуткими звуками. Музыкальная составляющая добавляла перца происходящему и мне действительно было неуютно играть в сие творение. Прикрепляю один из саундов:
Прибавьте факт, что первый мой запуск игры был в тот момент, когда за окном вдали была гроза, шел дождь, а дома не было никого и получите инфаркт жепы 10-11 летнего меня.
Атмосфера давила, а смертельные чудища из тьмы способны были убить героев мгновенно. Чего только стоят одни из самых страшных зомбарей в индустрии из этой игры в виде двухметровых, бледных, с вертикальной пастью и острыми беспалыми руками страшилищ, жутко воющих и идущих медленно на героя. Убить таких монстров можно было лишь с трёхствольного дробовика, который я в первый раз, конечно-же, пропустил.
Игра была сложна для меня головоломками и запутанными локациями. Особняк я выучил буквально наизусть в попытках проходить очередные попадающиеся пазлы. Особенно я охринел, когда нужно было разбить зеркало выстрелом из пистолета (ЧТО? ОКРУЖННИЕ МОЖНО БЫЛО РАЗБИТЬ?!). Поверьте, для меня тогда это было невероятным открытием, особенно после опыта в RE2-3.
Игру не особо ценят и любят многие, но лично для меня она осталась в памяти как одна из самых страшных и неуютных. Сильно хотелось пройти игру, чтобы выбраться из настоящего кошмара, в который попали герои, а мысль игры и речь одного из персонажей, что чудовища появляются из теней - вообще ломали мою и так неадекватную фантазию вплоть до глюков в реале. Игра была, кстати, пройдена, но это было совсем не быстро и крайне напряжно.
Вернёмся к новогоднему мешку с играми. Лежал там один диск, который я не понимал долгое время. В течении месяцев мне удалось вовлечься в эту игру и просто прибалдеть от её шедевриальности.
Мог-ли я знать вообще о существовании жанра "rpg" в те года? Конечно-же нет. Игру не понимал вообще. Странная пошаговая боевая система, где нужно вовремя нажимать на кнопки, а потом ещё и распределять какие-то цифры? Нет. Это было слишком сложно для ребёнка, но как же я удивлялся от кинематографичности и стилистики игры.
Вступительный ролик был вовсе не роликом, а кат сценой с плавным переходом в геймплей со сражением с драконом! И финальный акцент, когда герой смотрит вдаль и пролетают мимо птицы. Визуал, музыка и странность жанра для меня обозначали одно: это очередной шедевр, о котором не было ни слова в моих журналах.
Лишь спустя многие года я понял, что это была за игра и вообще удивился, что столь редкий диск, да ещё и с ровным переводом был у меня.
Нестареющая классика, с которой можно ознакомиться хоть в наше время и приятно удивиться. История о любви, предательстве и лживых играх злого трона, с огромной продолжительностью и количеством контента. Игру я, конечно-же, не прошёл в силу своего возраста на тот момент. Надо как-нибудь отдать этот старый должок и пройти её.
Если уж начал про рпг, не могу не рассказать ещё об одном великом неогранённом алмазе, который я так и не прошёл, ибо в какой-то момент прохождения был уверен, что игра вообще бесконечная. Она просто не кончалась и всё. Но тут я хотя-бы смог разобраться.
Монструозных масштабов японская рпг, которая несла в себе большое количество персонажей, сюжетных сплетений, выборов, уровней, возможностей боевой системы и миллионами, нет, МИЛЛИАРДАМИ тоннами текста и диалогов.
По ощущениям и воспоминаниям я там провел сотни часов. Был начат второй CD диск и тогда я понял, что вообще никогда не пройду её.
Многие считают её вовсе лучшим проектом на консоли Ps One и я не буду с ними спорить. Игра требовала большого количества времени и вовлечения. Но оно того стоило, ибо даже я, будучи ребёнком, был заинтересован в сюжете и прохождении. Что уж там говорить о взрослых людях того времени, более разбирающихся в жанрах и играх.
Особенно мне нравилось собирать своих боевых роботов и перехитрять врагов на поле боя. Когда ты одним-двумя ходами дезинтегрируешь врага без особых повреждений - это приносило удовольствие. Но чёрт возьми, как же эта игра жрала время...
Спустя многие жизни, много общался по поводу данной игры с одним приятелем и был в некотором шоке от такой глубокой игры на PsOne. Кто знает - тот знает, либо писать вообще отдельный Лонг про Fromt Mission 3. Только японцы умели и умеют вкладывать так душу в свои творения.
На очереди - находка в магазине дисков и на тот момент я сильно удивился, что эта игра мне попалась и терпение практически лопалось по-скорее ознакомиться с шедевром из журнала. Помнится, тогда я ехал в автобусе со знакомой подругой, которой я так разрекламировал эту находку, что побудил у неё интерес и она просила дать ей диск, чтобы попробовать установить Soul Reaver на компьютер.
Игра стала одной из любимых и остаётся такой по сей день. Всё в ней радовало меня: сеттинг мрачного фэнтези, лор с чудовищами и вампирами, оригинальный главный герой в виде осквернённого великого, который становится лишь сильнее и сопутствующая атмосфера разрушенного, мёртвого мира. В игре было буквально всё, что я люблю.
Чудовищ нужно либо сжигать, протыкать, бросать в воду, а затем высасывать душу, иначе протыкали и высасывали они потом тебя. Головоломки были сложными, а два измерения лишь сбивали с толку. Трудности также заключались в отсутствии понимания куда идти и странные чекпоинты в виде порталов, знаки которых нужно было запоминать. Самое интересное - ни я, ни приятели вообще не жаловались, а сидели с открытыми ртами, наблюдая, например, жёсткую расправу с боссом "Мелкаином", где тот превращался буквально в фарш, попавшись в свою-же мясорубку.
Игра сильно нравилась и перепроходил её я дважды. К каждому боссу нужно было искать свой подход и убивать головой, а не беспорядочно долбить в кнопки. Особенно по воспоминаниям впечатлила локация с паукообразными существами и боссом, похожим на вросшего в стену богомола. Ну круто - же! Только головоломка на данном уровне с пазлами, а также догадкой открыть клапаны - убили часов 10 времени. Но на это было всё равно и игра спокойно проходилась дальше.
Рекомендую ознакомиться с ремастером и оценить величие фантазии создателей лора и вселенной игры. Только мой совет: играйте с оригинальной озвучкой. Традиционно, саундтрек и мой отдельный пост про ремастер.
Были и военные игры, начиная от Army Man, где были хоть и игрушечные солдатики, но визуал, звук, разлетающиеся на куски солдаты и сложность вообще не давали намёков, что игра про игрушки, Delta Force - в которой я не мог пройти и уровня из-за хардкорности и возможности смерти буквально от одного попадания, ну и Medal of Honor.
Играли мы в неё поочередно с братом. Сказать, что игра вызывала детский лепет и восторг - сами понимаете, не сказать ничего. Полноценный шутер от первого лица, где при попадании в голову слетали каски, а также можно было отстреливать фрицев из снайперской винтовки - шоковое состояние было обеспечено.
Ещё помню, что там были шпионские уровни, где нужно было показывать документы и выполнять тот самый жест, чтобы героя не распознали. Была и вторая часть, Underground. Это та-же самая игра, только с более разнообразными уровнями, сражением с танками и насколько помню - несколькими действующими героями.
Играли мы в неё часто и много. Всё дело в техническом исполнении, ибо это был буквально один из первых 3D шутеров от первого лица, в который довелось поиграть после Alien Resurrection.
Сколько часов было отдано двум этим играм - не счесть, но детская фантазия дорисовывала такой уровень погружения, что современные игры с ультра-графикой на UE5 курят в сторонке. Детские впечатления - самые сильные и запоминающиеся в жизни и ничто их уже не сможет сдвинуть.
Стоит добавить ещё пару игр про танки, названия которых я не вспомню. Одна была про вторую мировую войну, где на одном из этапов играла на фоне "Вставай страна огромная, вставай на смертный бой" и происходили события Курского сражения. Эпик, да ещё и познавательный. Мне нравилось.
Вторая игра была уже в жанре фантастики про будущее с навороченной танковой техникой, с сюжетной линией и высокой сложностью. Хоть убейте - названия не вспомню никогда, поэтому идём дальше.
Раз уж затронул тему войнушек, не могу не упомянуть одну из лучших, на мой взгляд, игр на первой Плэйстейшн - Hogs of War. "...Левой, правой, левой, правой, взвооооод, смирно!..."
Потрясающий шедевр с отличным юмором и геймплеем в виде пошаговых сражений. Игра блистала великолепной стилистикой, смешной озвучкой и самобытной атмосферой и сеттингом.
Невозможно передать словами, но это была и остаётся одна из самых любимейших моих (и моего брата) игр в принципе. Смеялись до слёз, играли до покраснения глаз.
В игре можно было выбрать сторону. Карта, которую мы захватывали - была отражением нашего реального мира, ну а цвета и форма свиньюшек - наших наций. Умели раньше элегантно делать военные игры в виде чёрной пародии. Почему не умеют так сегодня - вопрос века и это касается не только игр, но и в принципе жанра комедий/пародий с хорошим чувством юмора.
Hogs of War рекомендую попробовать всем и каждому даже в наше время: настроение поднимете и удовольствие получите гарантированно. Игра не устарела и уверен, эмоций от неё можно получить уйму.
Проект напоминает игру на Сеге - Cannon Fodder, где тоже был несерьёзный визуал и пародийность, однако местами проступали грустные ноты и некая тоска с ощущением бесполезности и ужаса войны.
Кстати, вот мой предыдущий пост с первой частью "Игрового пути", где я затронул данную игру.
Вот я и подошёл к финальной части лонга, в которой вспомню классику, с которой знакомы, уверен, большинство. Metal Gear Solid взорвала мой мозг к чертям собачьим!
Полноценный стелс-боевик с длинными кат-сценаии на движке, крутыми диалогами и запоминающимися героями. Слышал-ли я имя Кодзимы тогда? Нет конечно. Снесла-ли мне его игра башню - разумеется!
Первое моё удивление было, когда герой начал кашлять на улице, а враги стали слышать это и бродить по моим следам, которые засыпало постепенно снегом.
Второе было в той самой камере, где я пролил под себя соус, лёг на него, а бегающий туда-сюда дристать (в прямом смысле ) охранник подумал, что я мёртв и зашёл в камеру, где был благополучно оглушён. Кстати, вариантов сбежать было несколько, но кто об этом сегодня не знает?
Потом, до сражения со снайпершой Вульф, меня не тронули её волки, потому-что... Я залез в коробку, на которую они пописали и приняли меня за своего.
Можно вспомнить босса-телепата и возможность переключить геймпад в другой слот в консоли, чтобы тот не прочёл твои мысли, а потом спустя время я вычитал, что он мог сказать, в какие игры я играю, проверяя сохранения в карте памяти.
Ещё я не выдержал пытку, сдавшись в последний момент, хотя игра считывала твои нажатия кнопок и останавливала пытку в самый последний момент. Поплатился я за это смертью одного из героев игры, что и пообещал мистер Револьвер.
Одна из последних сцен, где мне помогает ценой своей жизни один из персонажей выдавила скупую слезу, ну а финальные титры с красивым треком под гон хасок по снегам - заставили вспомнить это длинное приключение от начала до конца.
Кодзима тогда был настоящим гением и лишь начинал свой путь креативного волшебника, повышая градус всё сильнее с новыми частями серии.
MGS в сердце навсегда, как думаю и у многих геймеров из того времени.
Вот и подошло к к концу моё личное путешествие в мир детства и завершилась ностальгическая ода одной из любимых консолей - PlayStation One. Удивительно, но многообразие игр, несмотря на слабое железо - поражало. Жанров было столько, что абсолютно любой человек мог найти что-то своё, а уровень креативного творчества в этих проектах зашкаливал. Разработчики выдавали абсолютно все свои способности и их ничего не сковывало. Это была эпоха самых смелых экспериментов и игр, подобия которым мы не увидим больше никогда.
О некоторых играх я не написал, как например о Syphon Filter 2-3, или Dino Crisis 1, 2. Эти игры я даже проходил, но таких сильных эмоций, как упомянутые выше легенды, мне они не принесли.
Интересно будет почитать ваши воспоминания о данной приставке, а также, какие любимые игры были у вас, которые строили ваши будущие предпочтения.