Кто инвестирует в Mundfish, Owlcat и Unfrozen?
И в другие студии, отличающиеся страстной любовью к одному острову в Средиземноморье. Газпром? ВК? Абрамович? Владелец DTF и Комитета? На самом деле, все сразу, но в разных пропорциях. Правда, синее пламя Петербурга явно светит ярче остальных.
Очередное моё словоблудие. Только на этот раз домыслы никак не хотели превращаться в факты. Может оно и к лучшему. Хотя ощущение недосказанности до сих пор зудит где-то между мозжечком и попой.
А вызывает его всего одна компания, которая последнее время начала мне больно часто попадаться на глаза. Как в новостных сводках, так и в собственных изысканиях на тему игровой индустрии. Направление в сторону изучения её деятельности мне задала студия теперь уже не из Санкт-Петербурга – Unfrozen. Нежданно негаданно авторы не то чтобы великой, но крепкой игры (500 тысяч копий, так-то, продано) Iratus: Lord of the Dead получили благословение от Ubosoft на создание следующей Heroes of Might and Magic.
В принципе, и предыдущие две игры серии делали не то, чтобы видные компании. Венгры, известные по клону Warcraft III, откликающемуся на имя Armies of Exigo, и немцы, которые пытались воскресить вместе с Ubisoft основную линейку Might & Magic, а теперь стали дочкой Bandai Namco. Так что в выборе исполнителя нет ничего необычного.
А вот то, что Unfrozen сами напросились делать игру и штурмовали офис французов с демо, уже вызывает подозрение. В Steam'е ещё можно найти ответ одного из разработчиков, что со старта проекта студия самостоятельно покрывала все расходы на разработку. Ubisoft же сосредоточилась на маркетинге, локализации, музыкальном сопровождении, создании всяких разных промо-роликов.
Оказывается, что в 2021-ом году некто GEM Capital инвестировала в ребят 1,7 миллионов долларов. На радостях Unfrozen разрослись с 8 человек до 25. Так понимаю, люди из инвестиционной компании уже тогда знали, что студия задумала сделать следующих Героев.
Название GEM Capital не раз всплывало, когда я погружался в историю геймдева Беларуси. Компания инвестировала в Weappy, благодаря чему они смогли одновременно разрабатывать Hollywood Animal и The Eternal Life of Goldman. Причём авторам This is Police денежка прилетела аж два раза.
Но, судя по всему, Sad Cat Games получили от GEM Capital за один раз больше, чем Weappy за два. 5 миллионов долларов. Вот что делает с людьми прекрасный (в перспективе) пиксельный киберпанк.
Интересующиеся политическим ландшафтом страны, а также любящие катать вечерами на танках, тоже могли краем глазам где-то зацепить название GEM Capital. Оно, например, всплывало в уже удалённой статье Коммерсанта о незавидной ситуации Лесты. Якобы в конце 2024-го компания обратилась к руководству студии с предложением о продаже бизнеса. Но получила отказ. Теперь есть вероятность, что Росимущество передаст всё это добро инвестиционной компании за спасибо.
По опыту скажу, что публикацию в СМИ (даже в федеральном) снимают по звонку от кого надо, как нефиг делать. А вот кто не надо, может пойти в суд и уже там возиться с неугодными журналистами. Так что у GEM Capital явно есть какой-никакой админ-ресурс.
Забавно, правда, что компания-то не российская, а кипрская. То есть Росимущество даже при желании не смогла бы передать Лесту островитянам. Но не беда, есть и российское юридическое лицо – ООО "Гем Инвест". И в обоих Гемах во главе стоит некто Палий.
В случае с кипрской – это Анатолий Палий. Его отчество – Владимирович. Мужчина вполне себе приятной наружности успел поработать в, мягко говоря, не последних компаниях. Но тут, конечно, есть разночтения в нескольких источниках. А может они просто дополняют друг друга.
Так вот. С 2002-го года будущий игровой инвестор трудился в PricewaterhouseCoopers, входящей, на минуточку, в большую четвёрку аудиторских компаний. Причём в парижском офисе. А через год уже в московском.
А уже в 2005-ом влился в стройные ряды одной из многочисленных дочек Газпрома – Газпром Газэнергосеть. Дослужился до первого заместителя генерального директора. Но в 2013-ом вместе с партнёрами решил податься в инвестиции.
Так появилась компания 1Oil (First Oil), специализирующаяся на вложениях в нефетгазовый сектор. По слухам, за Палием стоял ныне бывший топ-менеджер Газпрома – Андрей Дмитриев. Он, как минимум, входил в совет директоров Газпром Нефть и являлся, собственно, директором Газпром Газэнергосеть, где и трудился Палий.
1Oil занималась скупкой небольших месторождений, а потом влилась в созданный Палием GEM Capital. Самая известная сделка нефтегазового периода инвестиционной компании – покупка 100% британской Volga Gas, которая вела добычу углеводородов в Поволжье. Примерно за 19,16 миллионов фунтов стерлингов (это около 25 миллионов долларов по курсам тех лет).
Но самое интересное, что акционеры британской компании получили средства за счёт кредита, выданного Палием в адрес, собственно, GEM Capital. Я, конечно, знал, что в Газпроме хорошие зарплаты, но чтоб настолько.
Произошло это в 2020-ом году, и как раз тогда GEM уже начинали вставать на путь игровых инвестиций. Для этих целей в 2019-ом Палий привлёк братьев Романа и Кирилла Гурских.
Сами они говорят, что вроде как работали вместе с ним в аудиторской компании (тоже, разумеется, входящей в большую четвёрку) Ernst & Young. Но такая информация есть только в источниках на английском. На русском нет. Может, кто-то перепутал Ernst & Young и PricewaterhouseCoopers, в которой Палий начинал карьеру.
Одной из первых игровых инвестиций GEM стало вложение миллиона долларов в Owlcat Games. Совокоты тогда отпочковывались от My.Games (это которые Mail/VK). Деньги на отпочкование, кстати, сами My.Games и дали.
Тут, конечно, грех денег не кинуть. Ведь креативный директор всех пока вышедших игр Owlcat – Александр Мишулин. Удивительно, конечно, как мало говорят о человеке, который в своё время был геймдизайнером Демиургов II, пятых Героев и великой Silent Storm. Не устаю повторять, что хоть что-то близкое к последней никто не сделал до сих пор.
И финансовое положение Совокотов после инвестиций становилось, судя по всему, только лучше и лучше. Успешные Kickstarter-кампании, миллион копий Pathfinder: Wrath of the Righteous и столько же, если не больше, у Rogue Trader.
Но всё равно, как-то не верится, что Owlcat сами накопили денег на дорогую ARPG (это я про The Expanse: Osiris Reborn), да ещё и издательством промышляют. Наверняка тут подсобили ребята из GEM или My.Games. Но это чисто догадки.
Схожая история у Mundfish. GEM Capital одной из первых вложила в них средства, а теперь авторы Atomic Heart показывают трейлер сиквела, спин-оффа, да ещё и игры издают. Тот же ILL. Денег на который, опять же, дали GEM.
Мало того, генеральный директор Mundfish Роберт Багратуни стал главным консультантом инвестиционной компании. В сфере игр для PC и консолей. По логике, показателями Atomic Heart все оказались довольны.
Это, скорей, удачные примеры. Или те, о которых многие слышали. А вот вам не такие громкие имена. В плане игр, конечно. Так в 2020-ом совместно с Абрамовичем и неким продюсером GEM Capital сообща вложили 20 миллионов долларов в издателя 110 Industries. Тут опять русские корни, но тянутся они на остров не такой солнечный. Штаб-квартира была в Лондоне, сейчас, вроде, в Швейцарии. С тех пор вышла только одна игра – Wanted: Dead. Хотя завялено ещё несколько.
Неназванную сумму получила социальная сеть для геймеров (вот уж странная идея) Gameram. Судя по сайту, ей даже кто-то пользуется. Основатели – сплошь знакомые лица. Месторасположение, конечно, Кипр.
Ещё одна интересная инвестиция. GEM Capital стала одним из основателей The Games Fund. Это венчурный фонд, который, да, инвестирует в игры. Википедия пишет, что GEM также участвует в оперативном управлении накопленных средств, большую часть которых, собственно, сама и вложила. Подробнее об этом, кстати, рассказывали на DTF.
Кстати, среди инвесторов фонда есть и Лев Левиев, сооснователь ВКонтакте. Но нам он известен как владелец большей части Комитета, а значит, и самого DTF.
Со стороны, The Games Fund больше ориентируется на разработчиков Восточной Европы в целом, а GEM на российско-кипрский игровой союз. Хотя иногда обе компании вместе в кого-то вкалыдваются. Например, каждая из них инвестировала по два миллиона в студию ветеранов Wargaming – Eschatology Entertainment. Это последнее место работы Виктора Антонова.
А вот российская ГЕМ Инвест занимается совсем не играми. Там есть, конечно, непонятная ситуация с Innova (вы могли играть на её серверах в Линейку), которая вроде как принадлежит GEM Capital, но в целом она всё-таки сейчас сконцетрирована на выкупе активов ушедших с российского рынка иностранцев.
Управляет ей некто Владимир Палий. С большой вероятностью – отец Анатолия Палия. Информации о Палии старшем вообще почти нет. Он постоянно мелькает в сделках, но как личность – отсутствует. Единственное, человека с такой же ФИО можно найти в корпоративном издании одного из подразделений Газпрома.
В интервью братья Гурские, отвечающие за игровые инвестиции GEM, кажутся вполне себе разбирающимися в теме. Даже вот когда в Ernst & Young работали, постоянно в LoL играли. Ну все мы не без греха.
По их словам, игры – новые кинокомиксы. Индустрия после Ковида выправилась, начала очищаться и вот-вот может опять рвануть вверх. Собственно, поэтому GEM и инвестирует. Их пул в 50 миллионов на это дело уже почти израсходован.
Так чьи это деньги? Разумеется, инвесторов. А вот кто они, так просто не узнать. Сам Палий-младший пропал из инфополя ещё в году 2020-ом и на эту тему не распространялся. По его же словам, просто видел потенциал в индустрии, вот и начали вкладываться. И суммы, не то, чтобы космические. Со стороны выглядит, как личное желание богатых людей поддержать людей творческих. Но маячащее рядом синее пламя заставляет постоянно сомневаться в таком простом мотиве.