Мафия бессмертна [ЛОНГ]
Большой разбор сюжетов франшизы «Мафия».
«Мафия бессмертна» — в этой нехитрой фразе таится абсолютная и непреложная истина. Организованная преступность всегда шла рука об руку с человеческой цивилизацией, однако, наибольшую культурную значимость она получила с появлением итало-американской «Коза Ностры».
Завязанная на темах семьи, верности и сакральных, почти мистических ритуалах посвящения, мафия быстро вызвала у общественности интерес, с лихвой удовлетворённый художественными произведениями всех мастей: от «Крёстного отца» Марио Пьюзо и его культовой одноимённой экранизации до «Славных Парней» Мартина Скорсезе и сериала «Клан Сопрано».
Благодаря тесному сотрудничеству с бывшими и действующими гангстерами, авторам удавалось показать «внутреннюю кухню» и быт «Коза Ностры» невероятно точно. Иногда настолько, что это могло сулить немало проблем и с самими мафиози. «Организации» могло не понравиться употребление тех или иных слов, например, мафиозный босс Джо Коломбо выступал против упоминания «мафии» и «Коза Ностры» в фильме «Крёстный отец».
Также гангстеры оказывали существенное влияние на кастинг и, как водится, требовали процентик, чтобы на съёмках не случилось чего-нибудь непредвиденного. Но тем не менее, сотрудничество давало свои плоды в виде весьма достоверных картин, которые, в свою очередь, вдохновили молодого чеха Даниэля Вавру на создание игры об этих отпетых, но крайне романтизированных негодяях.
Оглавление
Общие черты серии
Для начала, мне хотелось бы выделить то, что объединяет игры франшизы «Мафия», а потом уже переходить к полноценному анализу серии. Несмотря на то, что «Мафия» никогда не была монолитной и события каждой игры разворачивались в отдельном временном промежутке, с новыми героями и проблемами, основа всегда оставалась той же, что и у первой игры.
А именно: главный герой, попавший в «семью» случайно или против своей воли; его успешное восхождение по криминальной лестнице; трагические события, заставляющие героя переосмыслить свою мафиозную жизнь и ведущие его к вынужденному предательству «Организации» с последующей смертью в конце.
Очевидно, что эти элементы не стали непреложными законами серии, как например, безумие, революции и диктаторы в Far Cry и легко поддавались изменениям от игры к игре, чтобы не рассказывать раз за разом одну и ту же историю, а скорее выдерживать схожие мотивы.
Так, Вито Скалетта не умер в конце второй части, а у Линкольна Клея не было никакого трагического переосмысления своих деяний. Но центральная идея у игр всё время была одна: «Мафия — это плохо!». И вот уже четвёртая часть серии говорит нам об этой нехитрой истине, ловко жонглируя всеми вышеперечисленными элементами.
Кроме того, из-за отсутствия во франшизе прямых сиквелов, игры очень часто приходилось сшивать друг с другом белыми нитками. Уберите из «Мафии 2» Томми Анджело и у неё будет ровно 0 связей с оригиналом.
То же касается и последующих частей. Буквально один-два героя в сюжете, иногда даже появляющиеся на пару минут или упоминаемые мимоходом, отделяют каждую из игр серии от того, чтобы стать совершенно самостоятельными произведениями.
И я бы не сказал, что это проблема. Да, связь становится более условной, но в это же время появляется настоящая свобода в выборе сеттинга. Уверен, что никто не ожидал от третьей «Мафии» 60-х годов и чёрных разборок в местном аналоге Нового Орлеана. Можно много говорить о качестве самой игры, но, согласитесь, сеттинг получился невероятно запоминающимся и очень самобытным.
Наверное, это то, что можно сказать о любой «Мафии» — все они чрезвычайно самобытны. Очень разные по тону и духу рассказываемых ими историй, несмотря на характерные схожие черты. Именно поэтому фанаты франшизы регулярно спорят о том, какая же из них лучше.
Сразу скажу, что мне ближе всех — первая, поскольку я больше тяготею к классическим мафиозным произведениям, типа «Крёстного отца». Однако, я в равной степени уважаю все игры франшизы и потому решился на данный анализ.
У меня не стоит задачи возвысить или утопить ту или иную «Мафию», лишь посмотреть на то, что получилось и попытаться понять, что могло быть сделано лучше. И с удовольствием почитать ваши мнения на тему того, какую из частей стоит поставить на почётное первое место.
Mafia: The City of Lost Heaven
Первая «Мафия» начинается в Америке образца 1930 года в городе Лост-Хэвен — вымышленной версии Чикаго. И в этом прекрасном месте проживает себе спокойно наш главный герой Томми Анджело — простой таксист, скромно зарабатывающий на жизнь своим совершенно легальным ремеслом.
Но однажды судьба-злодейка сводит его с двумя подручными дона Эннио Сальери. Мафиози Поли и Сэм, попавшие в перестрелку с противоборствующей семьёй дона Марко Морелло, были вынуждены спасаться бегством после того, как Поли был ранен и случайно наткнулись на одинокого таксиста.
Под дулом пистолета Томми любезно соглашается помочь попавшим в беду гангстерам и, оторвавшись от преследователей, отвозит их к бару Сальери — главному месту криминальной семьи в городе. Сэм щедро расплачивается с Анджело и намекает на то, что дон может предложить ему работу, если он заинтересован.
Перепуганный Том спешно отказывается и уезжает. Уже дома он пересчитывает полученные деньги, удивляясь тому, как же много мафиози ему заплатили, но всё ещё не горит желанием к ним присоединяться.
Мнение Анджело меняют бандиты Морелло, которые выслеживают таксиста на следующий день и начинают ломать ему машину, а также избивать его самого за помощь ребятам Сальери. Томми удаётся вырваться из их лап, и разъярённые гангстеры открывают по нему огонь. Не слишком обрадованный этим фактом Томас решает, что, если он хочет остаться в живых, ему надо срочно бежать в бар Сальери. Благо, он за углом.
В заведение Сальери подручным Морелло входа нет и Тому удаётся спастись. Правда, теперь он не в состоянии работать таксистом, ведь его наверняка снова захотят найти и завершить начатое. У него не остаётся выбора и Томми вступает в семью Сальери. Постепенно обустраиваясь в своей новой роли, он начинает выполнять для дона небольшие поручения и со временем становится одним из его лучших солдат.
Анджело сближается с Поли и Сэмом, и троица быстро становится закадычными друзьями. Они выезжают вместе на разные задания и регулярно спасают друг другу жизнь, скрепляя свою дружбу кровью во всех смыслах. Параллельно с развитием дружеских отношений, Томми влюбляется в дочку бармена Луиджи — Сару и у них начинается роман. Жизнь идёт своим чередом и кажется, что всё будет хорошо.
Но идиллию рушит клан Морелло, всё сильнее и сильнее нарывающийся на Сальери и практически в открытую провоцирует последнего на объявление войны. Несмотря на то, что дон Эннио совсем не хочет вступать в конфронтацию, он всё-таки предпринимает несколько осторожных, но решительных действий, чтобы остудить пыл Морелло.
Первым из таких становится убийство хозяина борделя, переметнувшегося от Сальери к Морелло. А кроме того, консильери дона Фрэнк Коллетти просит Томми разобраться с некой девушкой из этого борделя, информирующей вражескую семью о делах Сальери.
Томас, и до этого не особо охотно убивавший людей, шокирован хладнокровным приказом убить женщину. И когда он узнаёт в предательнице подругу своей девушки Мишель, то не может пересилить себя и застрелить её.
Мужчина отпускает провинившуюся с наказом уезжать из города и никогда не возвращаться, а сам тем временем сбегает от полиции через церковь, в которой хоронят одну из его жертв — главаря небольшой шайки хулиганов, пристававших к Саре незадолго до этого.
И хотя Томас не был его непосредственным убийцей, его узнаёт единственный выживший бандит и начинается перестрелка. Убив всех нападающих, Анджело вступает в беседу со священником, в которой сомневается в выбранном пути, но пытается приглушить совесть оправданием того, что все убитые были преступниками и уходит.
Не желающий сдавать назад дон Марко, находит новые способы уничтожить семью Сальери. И в 1933 году, с помощью подконтрольного политика, он натравливает полицию на ферму, через которую контрабандой доставляют спиртное. Отбившиеся от копов Томми и Поли спасают раненого Сэма и сбегают.
А уже утром узнают, что рейд стал возможен благодаря предательству Фрэнка, передавшего полиции всю бухгалтерию «Организации». С тяжёлым сердцем дон приказывает Тому убить своего бывшего советника и вернуть документы, с помощью которых копы могут посадить их всех.
Узнав у местных информаторов, что полиция везёт Фрэнка в аэропорт, Томми отправляется за ними и прорвавшись сквозь орды охранников, добирается до предателя. Глядя в глаза ближайшему соратнику Сальери на протяжении двадцати лет, Анджело вопрошает, почему же Фрэнк решил сдать их.
На что он отвечает, что Морелло и полиция похитили его жену и дочь и шантажировали его. Либо он сдаст семью Сальери, либо их убьют. А он уже стар и устал от бесконечных мафиозных разборок. Устал бояться за себя и своих близких, ему просто хочется покоя.
Фрэнк предлагает Томми сделку. Он отдаст ему бухгалтерию, если Том поможет его семье улететь в Европу. А уже потом он может делать с ним, что пожелает. Томас находит в аэропорту его семью и их билеты на самолёт и отпускает благодарного Фрэнка на все четыре стороны, не в силах лишить семейство его главы.
Да и без бумаг и главного свидетеля у полиции нет ни единого шанса прижать Сальери. И никому уже не будет дела, до того был Фрэнк убит или же просто исчез без следа.
Вот уже во второй раз Томми Анджело отпускает нарушившего омерту — кодекс «чести» мафиози, обязывающий хранить тайну относительно их деятельности и не сотрудничать с государством. Ослушавшись прямого приказа дона, Томми сам нарушил омерту и вполне мог быть убит, если бы кто-то прознал об этом.
Развал дела против Сальери стал вторым серьёзным ударом по Морелло. И на какое-то время вражеский дон решил не усугублять ситуацию. Отдельные стычки тут и там всё ещё происходили, но до большой войны не доходило.
Пока в 1935 году Морелло не пришла в голову идея устранить Сальери во время его визита в ресторан Пепе. Вовремя «заболевший» охранник оставил бы старика наедине с отрядом вооружённых до зубов головорезов без малейших шансов на выживание.
Но, на счастье дона Сальери, ему попался на глаза Томми, которому было предложено подменить отсутствующего, а заодно и вкусно поесть в одном из лучших ресторанов сицилийской кухни. Это обстоятельство и спасло дону Эннио жизнь.
Под пулемётными очередями, Томас и дон Сальери поняли, что охранник оказался предателем и после расправы над гангстерами дона Марко, его постигла та же участь. Это покушение стало официальным объявлением войны и Сальери, в свою очередь, решил отплатить Морелло любезностью на любезность.
Сперва убрали политика, связывавшего вражескую семью с полицией. Затем последовало убийство брата и «правой руки» Морелло — Серджио. Правда, он оказался невероятно везучим и пережил целых четыре попытки покушения, прежде чем Том отправил-таки его на тот свет. Потеряв двух ценнейших союзников и целую прорву солдат, дон Марко ослаб, а значит пришла пора добить противника.
Время было выбрано идеально. Осторожный Морелло выезжал с охраной в театр на бронированном лимузине и был уязвим только в момент выхода из здания. Сэм, Поли и Томми должны были подождать, пока закончится представление и расстрелять дона на выходе, выписывая доходчивое послание кровью всем, кто рискнёт пойти против Сальери — теперь это его город.
Подъезжая к театру мафиози с ужасом осознали, что опоздали и Морелло уже сидит в своей защищённой машине. Дон заметил их и отдал своим охранникам приказ оторваться от убийц, пустившихся в погоню.
В попытке избежать неминуемой участи, Морелло помчался в аэропорт, где сел в самолёт, чтобы улететь из города. Но тут удача от него отвернулась. Преследователи расстреляли турбины его самолёта, и он рухнул, не оставив уже дону Марко ни единого шанса на выживание.
В стане Сальери был пир! Город наконец-то будет объединён под властью одного дона, война закончена и дальше будет только лучше. Но Томми не разделяет всеобщих восторгов. После убийства Морелло он узнаёт, что когда-то они были с Сальери верными друзьями и ходили под доном Пеппоне, державшим город железной рукой. В какой-то момент друзьям сильно захотелось подняться по карьерной лестнице, поэтому они предали Пеппоне и поделили город пополам.
Однако вместо того, чтобы успокоиться на этом, Морелло начал играть против Сальери и многие годы пытался уничтожить своего бывшего соратника, чтобы подмять под себя весь Лост-Хэвен. Это его и сгубило. Анджело справедливо решает, что каждого мафиози губит отсутствие умеренности. Чем выше взлетаешь, тем больше хочется, что, в конечном итоге, и приводит к печальным последствиям.
Но у самого Тома нет поводов для грусти. Он на хорошем счету в семье Сальери, женился на Саре и у них родилась дочка. Следующие несколько лет проходят без громких потрясений, а жизнь идёт своим чередом.
И к 1938 году «Организация» подходит на пике. Как только Томми убирает последнего смелого политика, объявившего войну преступности в городе, Лост-Хэвен переходит под полный контроль дона Сальери.
Вскоре после этого, дон вызывает к себе Поли, Сэма и Томми для нового поручения — они должны украсть партию сигар, прибывших в порт. Том думает, что тут что-то нечисто. Крупный мафиозный босс приказывает своим лучшим людям украсть какие-то сигары. Очень странно.
При подготовке ограбления Поли обращается к друзьям с интересным предложением. Он задумал обнести небольшой банк и набить карманы наличными доверху. Видите ли, Сальери не платит им настолько больших денег, а иногда так хочется почувствовать себя богатым. Сэм сразу отказывается, мотивируя тем, что «семья» и её правила для него дороже. Томми тоже сомневается и Поли решает бросить эту затею.
В ходе ограбления выясняется, что дон Эннио обманул своих людей на очень крупную сумму денег, ведь под видом сигар в страну незаконно ввозили алмазы. Целую кучу, прорву алмазов, о которых Сальери не сказал своим подручным ни слова.
Поли хочет стащить пару коробочек, но Томас запрещает ему это делать, взамен соглашаясь на ограбление банка. Всё проходит вполне удачно, и друзья решают ненадолго залечь на дно, спрятать деньги у Поли и обсудить, что они будут делать с награбленным.
На следующий день Том приходит к другу и обнаруживает его убитым и без денег. Пока Анджело в шоке осматривает квартиру покойного, звонит телефон и Сэм на другом конце провода сообщает, что Сальери узнал про ограбление и приказал убрать своих чересчур инициативных подопечных. Но Сэм звонил предупредить Поли, ведь они с Томми спасли ему жизнь на ферме, а значит пришло его время отплатить им той же монетой. По крайней мере ещё живому Томасу.
Сэм сообщает, что им опасно встречаться в обычных местах и зовёт его в местный музей, чтобы уже там обдумать детали побега Тома из города. Однако по прибытии Анджело на место вдруг выясняется, что Сэм и убил Поли.
Что дон Сальери знает об отпущенных Фрэнке и Мишель, а банк лишь стал для него последней каплей. Все предатели были убиты и сейчас Томми на очереди. Но ему удаётся хитростью одолеть нескольких головорезов дона, прибывших с Сэмом и смертельно ранить последнего.
Умирая, Сэм говорит Тому, что сколько бы он ни прятался, в итоге его всё равно найдут, как нашли всех, кого он отпустил. Чтобы спастись, Томми решает сдать семью Сальери полиции и встречаясь с детективом Норманом в кафе, рассказывает ему свою историю. Он соглашается дать показания против мафиози в обмен на участие в программе по защите свидетелей.
Результатом этого громкого судебного процесса становится пожизненное заключение для дона Эннио Сальери и многих его людей, часть из которых получили смертный приговор. Самому Томми Анджело тоже пришлось отсидеть целых восемь лет, прежде чем он смог спокойно зажить со своей семьёй под новой личностью на другом конце страны, вновь работая водителем.
Идиллия продолжалась до 1951 года и того рокового дня, когда к дому бывшего мафиози подъехала машина с двумя людьми, которые подошли к поливающему лужайку пожилому человеку и задали главный вопрос всей его жизни: «Мистер Анджело?». Растерянный Томми неуверенно ответил: «Да?». «Мистер Сальери передаёт привет!» — сказал один из них, а второй достал обрез и убил Томаса Анджело выстрелом в упор.
Игра заканчивается меланхоличным мысленным монологом Томми об амбициях, оставляющим за игроком право решать, как лучше проживать свою жизнь — хотеть большего, рискуя потерять абсолютно всё или же знать меру и, возможно, не получить ничего.
Знаете, этот мир не управляется законами, написанными на бумаге. Он управляется людьми. Одними в соответствии с законом, другими — нет. От каждого человека зависит, каким будет его мир, каким он его сделает. А ещё вам нужна уйма везения, чтобы кто-нибудь другой не превратил вашу жизнь в ад. И всё не так просто, как нас учили в начальной школе, но всё же хорошо иметь твёрдые убеждения и придерживаться их в браке, в преступлении, в войне, везде и всегда. Я всё запорол, так же как Поли и Сэм. Мы хотели жить лучше, но, в конце концов, попали гораздо хуже, чем остальные. Знаете, я думаю, что во всём надо знать меру. Да, меру, вот хорошее слово. Тот, кто хочет слишком много, рискует потерять абсолютно всё. Правда, тот, кто слишком мало хочет от жизни, может вообще ничего не получить.
По следам Томми Анджело
Несмотря на то, что действие игры разворачивается в 1930-х годах и эстетически больше перекликается с «Крёстным отцом» и «Неприкасаемыми», заметно, насколько Вавра любит «Славных парней». Архетипы трио главных героев позаимствованы напрямую из этого фильма.
Томми — Генри Хилл (Рэй Лиотта), Сэм — Джимми Конуэй (Роберт Де Ниро), а Поли — Томми ДеВито (Джо Пеши). Они даже внешне немного похожи на своих киношных прототипов, по крайней мере, Поли — просто вылитый Джо Пеши и говорит тем же голосом.
Центральная идея игры, что главный герой становится мафиози, совершает кучу ошибок и предаёт своих друзей, чтобы выжить, уйдя под программу о защите свидетелей тоже идентична сюжету фильма. Понятно, что есть определённые расхождения тут и там, как, например обстоятельства убийства Поли, но основа всё-таки довольно близка к «первоисточнику».
Хотя мотивов из «Крёстного отца» тоже предостаточно. Тот же конфликт Сальери и Морелло был вдохновлён историей дона Корлеоне — противостоянием мудрого и справедливого мафиози жестоким и безжалостным противникам. Нам нарочно преподносят дона Сальери как очень прагматичного, разумного и даже в чём-то утончённого человека. А мягкий голос и внешность доброго дедушки сильнее работают на контраст между ним и «злым» Морелло.
Иронично, что по итогу Эннио Сальери оказывается точно таким же, как и его противник, что недвусмысленно говорит нам об отсутствии в криминальном бизнесе «хороших» и «плохих» людей. Точно так же, как и Томми не оказывается в конце концов однозначно хорошим или плохим. Он оказывается просто человеком. Со своими ошибками, недостатками и достоинствами.
И одним из таких достоинств можно с уверенностью назвать рефлексию. Он постоянно думал о своей жизни в качестве мафиози, о своём нежелании участвовать в криминале и, наконец, об амбициях. Размышляя над убийством Морелло, Томми приходил к справедливому выводу: «Чего стоит вся твоя власть, если тебя способен убить вчерашний таксист?»
Неважно, дон ты или нет, со временем всё равно найдётся кто-то, кто сумеет пустить пулю тебе между глаз. Так не лучше ли совсем не вовлекаться в преступную жизнь, выбрав вместо этого жизнь «нормальную»? Вопрос риторический.
И финальное размышление Томми Анджело об амбициях в этом свете выглядит уж слишком двояко. Ведь, с одной стороны, он сам поддался этим амбициям, согласившись на ограбление банка с Поли и точно так же, как и все вокруг, хотел большего и лучшего.
С другой же, он примкнул к мафии вынужденно, чтобы спастись, а до этого даже перспектива чрезвычайно лёгких и больших денег не прельщала обычного таксиста. Наверное, в этом и лежит ответ на вопрос. По крайней мере, для самого Томми Анджело.
Как я уже говорил, первая «Мафия» для меня — это лучшая игра серии. Она попала ко мне как раз в период изучения классики мафиозного кинематографа. То есть, где-то лет в 8-10. Игра «легла» на меня так же хорошо, как и «Крёстный отец», впечатлив до невозможности.
Безусловно, у неё есть свои недостатки. Постановка по нынешним меркам выглядит невероятно примитивно, игра актёров местами просто ужасна, да и за «роман» с Сарой Вавру всегда поднимали на смех.
Но есть в ней та самая «душа», наличие которой так любят отмечать игроки. По «Мафии» видно, что делали её с большой любовью к эстетике 1930-х и «Коза Ностры». И хотели рассказать историю, по-настоящему достойную своих культовых предшественников. Получилось ли? Я считаю, что да.
Mafia II
Америка, 1943 год. Наш новый главный герой — восемнадцатилетний итальянец Вито Скалетта живёт в городе Эмпайр-Бэй, явно списанным с Нью-Йорка, и едва сводит концы с концами. Будучи сыном бедных итальянских эмигрантов с Сицилии, Вито всегда хотел вырваться из нищеты.
И с решением этого вопроса ему охотно начал помогать другой итальянец — Джо Барбаро. Толстый хулиган познакомился с Вито в школе и вместе они начали промышлять кражами, да только удача им сопутствовала недолго.
На одном из таких дел ребят заметил полицейский и задержал юного Вито, хотя Джо удалось сбежать с награбленными драгоценностями из ювелирной лавки.
Парню предоставили выбор: идти в тюрьму или присоединиться к армии, чтобы помочь американцам сражаться с фашистами на Сицилии. Там он сильно пригодился бы в качестве переводчика. Скалетта соглашается на второй вариант и вскоре попадает на свою историческую родину.
Во время проведения военной операции «Хаски», американские войска оказываются зажаты в полицейском управлении местного городка Сан-Челесте и оглушённого взрывом Вито спасает от смерти появление местного «человека чести» дона Кало. Фашисты сдаются в плен американцам по его велению, что производит невообразимое впечатление на паренька.
Проходит два года и раненый Вито получает отпуск, чтобы поехать домой к семье. На вокзале его встречает верный друг Джо и заявляет, что пока Вито отсутствовал, он умудрился снюхаться с местными мафиози, которые с удовольствием сделают так, что Скалетте больше не придётся возвращаться на фронт. Всего один звонок нужным людям и в медицинских документах Вито появится запись о том, что воевать ему крайне противопоказано.
Удивлённый солдат спрашивает, сколько это будет стоить, но Джо только отмахивается, предлагая другу обсудить на следующий день его потенциальное трудоустройство. И вновь Вито поражён возможностями мафии. На радостях он отправляется домой к маме и старшей сестре Франческе. Они устраивают ему тёплый приём, но его матери сильно не нравится, что Вито опять решил заниматься чем-то мутным вместе с Джо.
Она упрашивает его устроиться рабочим в доки, как его отец когда-то и Вито неохотно соглашается поговорить с местным начальником — Дереком Паппалардо. Выходя из дома, он видит, как к его сестре пристаёт какой-то мужик и избивает его.
После чего требует от Франчески объяснений и узнаёт, что два года назад, незадолго до своей смерти и отправки Вито в армию, их отец занял у ростовщика две тысячи долларов в надежде найти работу получше и выплатить долги.
Мать и сестра не хотели беспокоить его со своими проблемами пока Вито был на фронте, но сейчас ситуация критическая — деньги нужно вернуть до конца недели, иначе им вновь начислят проценты. Скалетта справедливо полагает, что в порту таких денег ему не заработать и отправляется к Джо.
Друг знакомит его с местными любителями криминальной активности и Вито быстро зарабатывает три сотни долларов за угон машины. Барбаро предлагает ему заночевать у себя и не возвращаться домой, пока они не подыщут ему отдельное жильё.
Утром раздаётся телефонный звонок. Сняв трубку, Вито с удивлением обнаруживает, что ему звонит его мать и спрашивает, был ли он в доках. Соврав, что был и ему сказали приходить сегодня, он едет к Паппалардо.
Босс припоминает его покойного отца тёплым словом и говорит, что найдёт Вито работу. Ему предстоит таскать ящики за десять долларов и разозлённый столь низкой оплатой Скалетта уходит, говоря, что заработает в десять раз больше вместе с Джо Барбаро.
Имя друга оказывается знакомым профсоюзному боссу и после небольшой проверки Вито поручают нечто, куда более прибыльное — собрать «дань» с работников доков. Успешно справившись с заданием, Скалетта уходит, получив на руки пятьдесят долларов.
Вскоре Джо представляет его «уважаемому человеку» из семьи Клементе — Генри Томасино. Мафиози предлагает ему украсть талоны на бензин. Вито справляется и с этой работой, вот только перед ними встаёт непредвиденное обстоятельство — талоны просрочены и их нужно распродать на заправках до полуночи. Не без труда Скалетта успевает избавиться от талонов, чем зарабатывает уважение Генри.
Следующее задание — ограбление ювелирного салона, чей владелец задолжал мафии и всё никак не сподобится отдать. Дело идёт как нельзя лучше, пока витрину магазина не протаранивает машина, из которой вылезает шайка ирландцев во главе с Брайаном О'Нилом.
Видите ли, они тоже решили этой ночью обнести ювелирный, но итальянцы прибыли раньше. Пока Барбаро и О'Нил препираются, наставив друг на друга пистолеты, приезжает полиция и друзья сбегают, оставив ирландцев на потеху копам.
После этого дела Генри знакомит их с Лукой Гурино — капо семьи Клементе. Лука говорит им, что ещё одно дело и их примут в «Организацию», но нужно заплатить вступительный взнос — по пять тысяч долларов с носа. Шокированный Джо заявляет, что это же целое состояние, но Гурино парирует тем, что вступление в самую влиятельную семью города многократно окупит эту инвестицию в будущем и уходит.
Генри вводит их в курс дела. Оказывается, троице предстоит убрать некоего человека, сильно расстроившего мафию. И сделать это планируется с помощью немецкого пулемёта MG 42, расположившись в квартире напротив его предприятия. Джо и Генри отправляются на квартиру, а Вито предстоит забрать пулемёт у местного оружейника Гарри.
Завершив все приготовления, компания начинает выжидать цель и как только она появляется в их поле зрения с охраной, открывает по ней огонь. К сожалению, им не удаётся сразу убить бизнесмена, и он скрывается за дверями завода. Гангстеры прорываются с боем к нему в кабинет, где и расстреливают провинившегося перед «Коза Нострой». Правда, он успевает ранить Генри в ногу и теперь им нужно спешить к доктору, пока он не истёк кровью.
У врача Генри благодарит Вито за спасение и всучивает плату за работу. Джо говорит, что побудет с раненым, а Скалетта едет к сестре, чтобы отдать ей деньги. Франческа спрашивает, откуда у брата такая сумма, на что он отвечает крайне уклончиво и просит не говорить матери. Она соглашается и Вито уходит.
На следующий день полицейские берут его прямо на выходе из квартиры Джо. Выяснилось, что один из работников заправки настучал на него и теперь Вито Скалетте грозит тюремный срок. Генри помогает ему с адвокатом, но доказательства неопровержимы и через три месяца ему выносят приговор — десять лет тюрьмы.
Как только Вито попадает за решётку, с ним тут же связывается Джо. Он советует другу найти Лео Галанте, якобы последний может помочь Вито обустроиться. Пока Скалетта разыскивает нужного человека в тюремном дворике, его замечает старый знакомый О'Нил.
Ирландца посадили за ограбление того самого ювелирного салона и теперь он намерен поквитаться с Вито. Начинается драка, в которой итальянец демонстрирует неплохие бойцовские навыки, чем привлекает внимание Лео.
Галанте навещает Вито в карцере два дня спустя и спрашивает, зачем паренёк его разыскивал. Вито рассказывает ему о себе и Лео отказывается помогать ему из-за связей с Клементе, но потом предлагает сделку. Так как он проводит подпольные бои, то ему не помешает ещё один хороший боец.
Взамен, он обещает защиту, да и дружба с большим человеком из семьи Винчи никогда не повредит. Кроме того, узнав о приёме в «семью» за пять тысяч долларов, Лео поясняет Скалетте, что в «Организацию» никогда не принимают за деньги.
Вито соглашается на его предложение и участвует в нескольких боях, вызывая всё большее уважение и симпатии старика. В ближайшее время должен пройти бой итальянца Пепе Косты — человека Лео Галанте и того самого Брайана О'Нила. Лео переживает, что ирландцы могут сыграть грязно и его опасения подтверждаются. Прямо накануне схватки ирландцы нападают на Пепе и ломают ему руку. А значит пора отплатить им той же монетой.
Лео просит Вито отделать О'Нила, но в пылу драки горячий ирландский парень выхватывает нож и будучи опытным военным, Вито сперва разоружает его, а потом перерезает О'Нилу горло. Впечатлённый этим поступком Галанте берёт Скалетту под своё крыло и учит премудростям мафиозной жизни, объясняя ему, что в городе есть три мафиозные семьи: Клементе, Винчи и Фальконе.
А сам Лео — консильери дона Фрэнка Винчи. Человека, уважающего традиции и живущего по принципам «Коза Ностры». Тогда как двое других — мафиози нового времени, более хитрые, наглые и беспринципные.
Он говорит Вито, что ему недолго осталось сидеть за решёткой и оказавшись на воле, Лео продемонстрирует ему на что способна семья Винчи. Так, Вито Скалетта выходит на свободу в дивный новый мир 1951 года через шесть лет, вместо десяти.
Выходит в совершенную пустоту и с пустотой в карманах, ведь пока Вито отбывал срок, его сестра вышла замуж, а мама умерла, поэтому все заработанные нечестным трудом деньги пришлось потратить на похороны.
К счастью, Джо не забыл своего старого друга и сразу же взял его в дело. Оказалось, что после обмана Клементе, Джо рассорился с их «семьёй» и теперь работает на дона Карло Фальконе. Барбаро знакомит Вито с Эдди Скарпой — правой рукой Фальконе, и они начинают вместе трудиться на благо своей новой «семьи».
Труд этот не проходит даром и их довольно быстро принимают в «Организацию». Наконец-то давняя мечта Вито Скалетты исполнилась — он стал настоящим мафиози, уважаемым «человеком чести» и полноценной частью «семьи».
В то время, как Джо и Вито изо всех сил взбирались по карьерной лестнице Фальконе, другие доны без дела не сидели. Альберто Клементе задумал уничтожить семью Фальконе и приказал своим людям похитить их бухгалтера, впоследствии спасённого Вито. Но это дало начало полноценной войне и сразу после их посвящения Карло поручает новичкам убрать Альберто. Друзья успешно справляются с поставленной задачей, пусть и не без трудностей.
Оставшись без дона и значительной части его помощников, семья Клементе распадается, а на пороге дома Вито появляется Генри Томасино. Бывший коллега просит Скалетту замолвить за ним словечко перед Фальконе.
Они встречаются с Эдди, который сообщает им, что настало время выступить против Винчи, так как старик решил ударить по их «семье». Вито не понимает причины, но Генри рассказывает, что подслушал как Гурино напел Галанте о торговле наркотиками в семье Фальконе. А Винчи этого ой как не одобряет.
И теперь им нужно срочно расправиться с доном Винчи, пока фактор внезапности на их стороне. Первой целью как раз должен стать Лео Галанте. Без своего верного друга и советника Фрэнк не сможет ничего противопоставить Фальконе и будет быстро разгромлен. Вито сразу же отказывается от убийства Галанте, ведь он был ему практически как отец. Но тут в дело вступает Генри, которому Эдди обещает место в семье Фальконе за убийство Лео.
Томасино отправляется к дому Галанте, Вито, тем временем, обгоняет его и предупреждает своего наставника. Они сбегают от Генри и Лео уезжает из города, попутно объясняя Вито, что все обвинения были правдивыми и Карло Фальконе действительно торгует наркотиками. Несмотря на то, что Генри провалил задание, Эдди всё равно принимает его в семью.
Вскоре уже сам Томасино предлагает друзьям подзаработать на наркотиках. Купить у китайских триад подешевле и продать подороже. Скалетта колеблется, но Джо и Генри умудряются его уговорить. Всё проходит отлично, но об их маленькой халтурке узнаёт Эдди и требует положенный «семье» процент.
Друзья договариваются встретиться в парке, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Подъезжая к месту встречи, Джо и Вито наблюдают картину чудовищной расправы над Генри — группа китайцев забивает их друга мясницкими тесаками до смерти.
Разъярённый Джо порывается расправиться с ними, но Вито настаивает на том, что нужно действовать по уму. Проследив за их машиной до китайского ресторана, они входят в здание и Барбаро начинает просто убивать членов триад направо и налево. Скалетта помогает другу прорваться с боем к их боссу Вонгу, который под дулом пистолета заявляет им, что Генри был убит за то, что стучал в отдел по борьбе с наркотиками, после чего Джо простреливает ему голову.
Вито в ужасе от поступка друга, ведь если триады узнают, кто убил их босса, начнётся война. Но Джо нет до этого никакого дела, ведь у них есть и другие проблемы. Для начала, им нужно добыть пятьдесят пять тысяч долларов, чтобы отдать ростовщику Бруно — эти деньги они занимали, чтобы закупить наркотиков. Потом разобраться с процентом для Эдди, а китайцы уж как-нибудь подождут.
Несколько дней спустя Скарпа подкидывает им работу. Дело плёвое — подъехать к указанному дому и убить цель, а затем уехать. Целью оказывается тот самый Томми Анджело. Друзья передают ему привет от Сальери и уезжают, оторвавшись от федералов, защищавших Анджело все эти годы. Эдди неплохо заплатил им за работу, но этого всё равно не хватает. Они решают разделиться и поискать ещё заказов, чтобы поднабрать недостающего.
Скалетта отправляется к Дереку и спрашивает, что есть у него. Мафиози отвечает, что даст Вито тысячу долларов за помощь с разгоном забастовки рабочих. Несколько вооружённых парней отправляются вместе с Дереком и Вито на склад и начинают запугивать работяг, угрожающих забастовкой, если Паппалардо не возьмёт назад уволенного работника. Бедолаге сломало руки упавшим ящиком и его просто выперли со склада.
Пока рабочие и Дерек препираются, один из них узнаёт в Вито сына их бывшего коллеги и говорит, что Скалетту-старшего убили по приказу Паппалардо. Вито в шоке и, удостоверившись, что это правда, убивает Дерека и всех его подручных. В офисе покойного как нельзя кстати находится круглая сумма денег, которая так и просится на отдачу ростовщику.
Обрадованный Вито хочет встретиться с Джо и обсудить их дальнейший план действий, но нигде не может его найти. Поспрашивав у Эдди и местного взломщика Джузеппе, Скалетта узнаёт от первого, что ему ничего не известно про сотрудничество ребят с Генри, а китайцы намерены напасть на них и семью Винчи. Второй же информирует мафиози о том, что Барбаро приходил к нему и его увели люди Фрэнка.
Вито отправляется спасать Джо, но сам попадает в лапы дона Фрэнка Винчи, который требует объяснений. Ему никуда не упёрлась эта война с триадами, намеренными убить старика. Вито молчит как рыба и дон уходит ни с чем.
Друзьям удаётся сбежать из плена и пока Джо зализывает раны у врача, Вито отвозит ростовщику деньги. Довольный Бруно интересуется его именем и когда Скалетта представляется, с удивлением вспоминает его отца, занявшего у него деньги прямо перед смертью.
Внезапное осознание ошеломляет Вито. Он всю жизнь пытался отдалиться от жизненного пути отца, но в итоге пошёл точно по его стопам. В нём начинает закипать ярость, на что ростовщик резонно замечает, что никого не заставлял брать у него деньги в долг и указывает на дверь.
Скалетта уходит и на следующее утро ему звонит Эдди с просьбой подъехать в обсерваторию, где дон Карло хочет переговорить с Вито. На выходе из дома его подкарауливают несколько людей Винчи. Вито усаживают в машину, где его ожидают Лео Галанте и представитель триад мистер Чу.
Лео в бешенстве. Своими действиями Джо и Вито развязали полноценную войну с китайцами и обратили на мафию внимание федералов. Галанте подтверждает, что Генри был стукачом и за то, что Вито поручился за него, ему грозит смерть от рук Фальконе.
Но раз уж Вито спас ему жизнь, Лео отплатит тем же. Он выбил ему последний шанс искупить свои грехи перед «Коза Нострой». Вито нужно убить Карло Фальконе. Согласившись, он отправляется в обсерваторию. Там его встречают вооружённые охранники и разобравшись с ними, Скалетта добирается до Карло, чтобы оказаться на мушке у своего друга — Джо Барбаро.
Пока Фальконе упивается своей победой, заявляя, что он, как и все, лишь использовал Вито, а сейчас захватит власть в городе, перебив остатки семьи Винчи, Скалетта шепчет своему другу, чтобы он доверился ему и вдвоём они избавляются от солдат Карло, после чего Вито убивает своего бывшего босса.
Друзья выходят из обсерватории, где их уже поджидает Лео Галанте со своими людьми. Удостоверившись, что дело сделано, он зовёт Вито к себе в машину на разговор, а Джо садится в другую. Когда Вито спрашивает у него, в чём дело, машина с Джо резко сворачивает в неизвестном направлении. Скалетта требует объяснений, на что Лео сухо отвечает: «Извини, Вито, Джо в сделку не входил».
Неудачи Вито Скалетты
Если в первой «Мафии» влияние «Славных парней» прослеживалось лишь частично, то во второй игре Вавра разгулялся по полной. Тут вам и трио друзей, попадающих в различные передряги, и соответствие времени, и наркотики, как главный корень всех бед.
Кроме того, «Мафия 2» активно выступает против романтизиции гангстеров. Мафиози уже не выглядят так солидно и благообразно, как в классических произведениях и больше похожи на дворовых гопников в костюмах, которыми, по сути, и являются.
Ушла стать, изысканность и утончённость — доны из второй «Мафии» прилюдно раздают подчинённым пощёчины и грязно ругаются вместо того, чтобы с одухотворёнными лицами покупать апельсины. И точно так же, как фильм Скорсезе, игра показывает нам, что происходит с наивным пацаном, очарованным «Коза Нострой», стоит ему только вкусить этой жизни.
Конечно, к нему приходят деньги, женщины и уважение, но вместо влияния появляется страх, за деньги приходится платить кровью, а женщины оказываются дешёвыми проститутками. Напускной флёр важности и красивой жизни уходит, стоит только взяться за пистолет. И реальность оказывается куда более грязной, чем детские представления о мафиозных делах.
В самой «Коза Ностре» тоже больше нет той незыблемости организаций, люди переходят из «семьи» в «семью», будто меняют перчатки. Все постоянно воюют друг с другом, предают и пытаются обмануть. Игра говорит нам самым прямым текстом, что у «людей чести» этой самой чести быть не может по определению. Сегодня ты нужен «семье» и за тебя стоят горой, а завтра уберут своими же руками, как только это станет кому-то выгодно.
Именно поэтому путь Вито Скалетты во второй «Мафии» показан ровно таким. Как череда неудач, каждая из которых отдаляет его от счастливого конца. Его постоянно обманывают, предают, да и сам Вито подчас не прочь умолчать о халтурке или хладнокровно застрелить своих вчерашних боссов.
Иронично, что он является общепризнанным любимцем фанатов. Человек, который с детства рвался в мафию и дорвавшись-таки до солидного положения, в итоге накосячил так, что чуть не уничтожил несколько мафиозных семей, вместе со своими друзьями, знакомыми и собой заодно.
Возможно, эта любовь связана с возрастом игравших. Всё-таки, у многих современных игроков Mafia II была первой игрой серии в детстве. Но я всегда относился куда более прохладно как к Вито, так и самой игре.
На момент её выхода мне было 15 лет, и я ещё не познакомился со «Славными парнями». Да и не знал, о чём будет вторая игра, поэтому ожидал чего-то гораздо более близкого к «Крёстному отцу». Поиграв, я был просто невероятно разочарован. История казалась мне невнятной и неинтересной, новый взгляд на мафиози вызывал отвращение, а на финальный твист я отреагировал только пожиманием плечами.
Но окунувшись в неё сейчас, будучи куда более взрослым человеком с солидным багажом жизненного опыта, я начинаю смотреть на игру по-новому. И теперь уже сами главные герои вызывают отвращение вперемешку с жалостью, потому что это совсем молодые и глупые пацаны, лишь приближающие час своей безвременной кончины.
А приняв развенчание романтического мифа о благородном мафиози и уже не ожидая от игры, что она будет копией первой части, я вполне в состоянии получить от сюжета удовольствие.
Лучшая ли это игра серии? Для меня — нет. Но она определённо из тех произведений, которые ты запоминаешь навсегда, независимо от твоего собственного к ним отношения.
Mafia III
Третья «Мафия» совершенно внезапно встречает нас в Луизиане 1968 года, в местном аналоге Нового Орлеана — городе Нью-Бордо. Сюда возвращается из Вьетнама протагонист игры Линкольн Клей. Отслуживший своё, парень мечтает о тихой жизни, поэтому решает не задерживаться надолго в городе, лишь повидается с семьёй и поедет в Калифорнию.
Приёмный отец Линкольна Сэмми Робинсон, местный главарь чёрной мафии, тепло встречает его и организует небольшую вечеринку. Помимо Сэмми её посещают его сын и сводный брат Линкольна Эллис, а также бывший наставник Клея в сиротском приюте священник отец Джеймс.
Радушная встреча солдата перерастает в задушевные разговоры и Сэмми делится с Линкольном плохими новостями: во-первых, у них проблемы с гаитянами; во-вторых, они должны немало денег боссу итальянской мафии Сэлу Маркано.
Линкольн тут же вызывается помочь отцу и начинает с устранения лидера гаитянской группировки. Затем он отправляется к Маркано, чтобы узнать у мафиози, как Сэмми может отдать долг, где Сэл знакомит его с Вито Скалеттой, сосланным в Нью-Бордо после событий второй части.
Предприимчивый Маркано быстро смекает, что перед ним очень перспективный молодой человек и предлагает Линкольну возглавить чёрную мафию вместо Робинсона. Клей отказывается от предложения, мотивируя это тем, что никогда не сможет подсидеть человека, заменившего ему отца.
Разочарованный Сэл тем не менее согласен дать Линкольну работу, чтобы уладить долг. Собрав все криминальные силы города — связи итальянцев, наглость ирландцев и силу чёрных — Маркано хочет ограбить банк. И не абы какой, а федеральное резервное хранилище.
Линкольн и сын Сэла Джорджи проникнут внутрь под видом охранников, доставляющих вышедшие из оборота купюры, а сын главаря ирландцев Дэнни Бёрк будет ждать с Эллисом в канализации прямо под банком. Пробив пол в хранилище, они смогут быстро вынести целых семь миллионов долларов — этого хватит на всех и ещё на карманные расходы останется.
Ограбление проходит успешно, и друзья сбегают от полиции на лодке Бёрка. Чуть позже, они обмывают дело в баре Сэмми, куда наведывается довольный Маркано, чтобы забрать свою долю. Правда, он решает не мелочиться и прибрать себе все деньги, поэтому Линкольн получает пулю в голову от Джорджи.
Эллиса и Дэнни убивают подручные Сэла, а с Робинсоном глава мафии разбирается самостоятельно. Убив всех, они поджигают бар, чтобы замести следы и уходят.
Но на счастье Линкольна Клея, мимо бара проходил отец Джеймс. Священник ринулся в здание и увидев, что Линкольн ещё дышит, вытащил его из огня и выходил у себя дома. Оказалось, что пуля прошла по касательной и его жизни ничего не угрожает. Встав на ноги, Линкольн начинает обдумывать план мести. Маркано убил всех, кого он знал и любил, он покусился на его семью и должен быть уничтожен.
Однако, провернуть такое в одиночку не под силу даже чрезвычайно опытному солдату и Клею приходится искать подмогу. Первым вызывается помочь его бывший коллега по Вьетнаму и агент ЦРУ Джон Донован. У него есть свои причины желать Сэлу Маркано всего самого наихудшего, в которые он не горит желанием посвящать Линкольна.
Вслед за ним Клей привлекает на свою сторону остатки независимых от захватившего город Маркано криминальных группировок. Гаитяне во главе с таинственной девушкой Кассандрой помогут Линкольну в обмен на передачу им бывшего района Сэмми Дэлрэй Холлоу. Преданный Сэлом Вито Скалетта, чью жизнь спасает Линкольн и предводитель ирландцев Томас Бёрк, жаждущий отомстить за смерть сына, также присоединяются к маленькому предприятию Клея.
Помимо мести, всех новоиспечённых подручных крайне интересует власть. Отвоёвывая район за районом у лейтенантов Маркано, Линкольн раздаёт куски территории своим помощникам, укрепляя своё положение и усиливая организацию.
Сам же Маркано в это время решил выйти из криминальной игры и легализоваться. Для достижения своей цели он строит в городе гигантское казино. Идея Сэла заключается в том, чтобы превратить Нью-Бордо в ещё один Лас-Вегас и совершенно законно стричь миллионы долларов, не опасаясь никаких мафиозных семей.
Пока Линкольн нападает на мелких сошек семьи Маркано, его не воспринимают серьёзно. Но как только начинают умирать ближайшие соратники Сэла и члены его семьи, мафиозному боссу приходится признать проблему. На Клея начинают охоту опытные наёмные убийцы, но и с ними бывший солдат разбирается без всякого труда.
Крестовый поход Линкольна настораживает отца Джеймса. Он переживает за своего бывшего подопечного и осуждает насилие, ведь в своё время сам противостоял нацистам на полях Второй Мировой. Священник не хочет, чтобы преступный мир поглотил Клея полностью и призывает его отступить, отказаться от мести и уехать в Калифорнию, жить более праведной жизнью. Линкольн считает иначе и на этой почве у друзей происходят многочисленные конфликты.
Добив последних приспешников и получив контроль над всеми районами города, Клей вплотную подбирается к Маркано и нападает на него, пока Сэл прячется в своём недостроенном казино. Отпор Линкольну дают лучшие люди итальянцев, но даже они не в силах сдержать его праведный гнев, и он проходит по их трупам до самого пентхауса, не забыв убить и своего бывшего друга Джорджи.
На самом верху здания его смиренно встречает виновник всего этого безобразия и главная цель Клея — Сэл Маркано. Он не пытается как-то выкрутиться, сбежать от Линкольна, отравить его, отвлечь и убить. Нет, он просто принимает свою судьбу, ведь после смерти его сына уже ни богатство, ни влияние не имеют смысла.
Сэл наливает по рюмке виски и несколько минут они мирно беседуют о неизбежности этого пути. В конце разговора Маркано говорит, что они с Клеем ещё встретятся, после чего умирает от его руки.
Исполнив свою месть, Линкольн выходит из казино, где его встречает группа крепких и вооружённых итальянцев, сопровождающих некоего мощного старика в костюме. Он представляется именем Лео Галанте и говорит Клею, что его отправила «Комиссия». Объединение мафиозных семей сильно занервничало, когда узнало о проблемах Маркано с Линкольном и надеется, что он не попытается объявить войну и им. Иначе придётся его убрать, пока он не натворил всякого.
Линкольн отвечает, что у него нет никаких претензий к «Комиссии». Обрадованный таким поворотом Лео предлагает ему сделку: Маркано отстёгивал им 20% со всех своих доходов каждый месяц и если Клей захочет руководить городом, то расценка останется та же.
И им совершенно не важно, чем он будет заниматься, хоть наркотиками. Главное — вовремя платить и всё будет хорошо. А если Линкольн захочет просто уйти прямо сейчас, то никто не станет ему мешать.
Вернувшись в церковь отца Джеймса, где его также дожидается Донован, Линкольн вводит их в курс дела. Священник в ужасе от того, что Клей может согласиться на такое и всячески отговаривает его от становления новым криминальным королём Нью-Бордо. ЦРУшник же наоборот, поддерживает эту идею, ведь появление очередного Сэла Маркано — вопрос времени. Так не лучше ли занять это место Линкольну и править городом по справедливости?
И вот тут «Мафия 3» предоставляет игроку выбор, впервые в серии. Линкольн может согласиться править городом и тогда у него всё будет хорошо, но он сильно разочарует отца Джеймса. Либо наоборот, не расстраивать священника и уйти, оставив город Скалетте/Бёрку/Кассандре, смотря у кого больше районов. Тогда Клей проживёт жизнь простого работяги, разъезжая по городам, но сохранит тёплые отношения с наставником и будет переписываться с ним всю жизнь.
В зависимости от того, кому останется город, изменится и его участь: при Кассандре Нью-Бордо захлестнёт мафиозная война, а потом его просто сотрёт ураганом с лица земли. Бёрк затопит город алкоголем и завалит наркотиками, после чего погибнет в перестрелке с кубинцами. А Вито завершит начатое Сэлом Маркано и легализуется, превратив город в «Лас-Вегас американского Юга».
Но есть и другой, более мрачный исход — Линкольн решает убить своих подручных и забирает город себе, но сразу после этого взрывается в своей машине, которую заминировал отец Джеймс, не в силах вынести превращения своего друга и подопечного в абсолютного монстра.
Независимо от того, что выберет игрок и какой финал истории Линкольна Клея станет его личным каноном, последней сценой игры будет допрос Донована государственным комитетом по расследованию преступлений Линкольна. Дающий показания агент сперва добросовестно отвечает на вопросы, а затем обвиняет главу комитета в том, что он входил в состав группы заговорщиков, которая убила Джона Кеннеди с помощью итальянской мафии Сэла Маркано.
После этого он просто достаёт пистолет, убивает этого самого главу и уходит.
Восхождение Линкольна Клея
К моменту начала разработки третьей игры, главный сценарист и создатель франшизы, Даниэль Вавра уже покинул компанию и вовсю трудился над своим новым проектом. Поэтому Mafia III получилась поистине уникальной, если говорить о сюжете.
Нарочито китчевый блэксплотейшн с чёрным главным героем, косплеящим Джона Рэмбо и Трэвиса Бикла, оформлением под документальное кино, а также будто ни к месту вставленными сюда итальянскими мафиози, провоцировал и удивлял.
До такой степени, что поначалу многие отказывались признавать «Мафию III» полноценной частью франшизы. Хотя, лично мне основная задумка понравилась ещё с первого трейлера. Луизиана и 60-е — это такой неисследованный в играх интересный сеттинг, что за одну только оригинальность создателям уже можно поставить высший балл.
Которого, к сожалению, не удостоилась сама игра. Достаточно неплохой сюжет мерк на фоне чудовищной оптимизации с бесконечными багами. Да и игровой процесс был так себе — стандартная бессюжетная зачистка аванпостов с кривыми болванчиками. Стоит ли говорить, что после этого «Мафия III» была единогласно признана всеми фанатами худшей игрой серии?
Несмотря на то, что я не разделяю общего скепсиса и нахожу её куда более достойной внимания, я не могу не согласиться с этим выводом, настолько общее качество игры портит любую попытку получить от неё удовольствие.
Однако, эксперимент, пусть и очевидно неудачный, подарил нам игру, ставшую первой во многих аспектах: первый темнокожий герой, не являющийся итальянцем; первый хэппи-энд в серии; первая игра с выборами, а не просто линейным сюжетом. История хоть и была простовата, но меня зацепила. Не до конца раскрытая и немного скомканная идея «благородного мафиози нового времени» всё-таки интригует и вызывает интерес.
Разумеется, она немного наивная и как будто бы стесняющаяся говорить на сложные и острые темы своих предшественниц, максимально облагораживая Линкольна и помещая его в ситуацию абсолютной моральной правоты.
Да, технически, игрок в состоянии разыграть финальный твист так, чтобы сделать Клея тем ещё ублюдком и предателем своих подчинённых, но это какой-то слишком уж резкий и странный поворот и перемена в характере, учитывая, что он даже к власти-то не рвался на протяжении игры. Не говоря о том, что Вито, Кассандра и Бёрк всецело поддерживали его и никак не выступали против решения Линкольна возглавить «Организацию».
На фоне этого, я, в общем-то, не удивлён, что большинство игроков признают каноном концовку Вито. У Линкольна действительно не было никаких предпосылок желать создания собственной мафии, он преследовал только одну цель — отомстить. И как только он её достиг, то тут же стал не нужен и единственное логичное решение для него — это просто отойти и не мешать.
А судя по тому, что Скалетта — единственный подручный, при ком Нью-Бордо не превратится в ад, я не вижу никаких логических противоречий с решением оставить нашему старому знакомому город и наблюдать за хэппи-эндом со слезами счастья и гордости на глазах.
Mafia: The Old Country
События четвёртой игры серии разворачиваются на солнечной Сицилии — острове тунца, лимонов и месте, где берёт своё начало «Коза Ностра». В 1904 году наш герой — девятнадцатилетний паренёк Энцо Фавара работает в серной шахте, отрабатывая долги отца, продавшего его за сто лир, когда мальчику было пять лет.
Спустя долгие годы упорного труда, Энцо и его друг Гаэтано сумели накопить достаточно денег, чтобы выкупить свою свободу и отправиться в Америку.
Но им рушит планы несчастный случай. На серной шахте участились подземные толчки — всему виной расположенный рядом вулкан Этна. Шахтёры предупреждают владельца шахты, дона Руджеро Спадаро о том, что активность вулкана усиливается и нужно на время прекратить работы, но он лишь отмахивается от них. Это приводит к тому, что небольшая группа копателей пропадает без вести в глубинах шахты. И на их поиски отправляют Энцо и Гаэтано.
Друзья пробираются вглубь шахты и понимают, что толчок спровоцировал раскол породы, внутри которой находился газ, а вся пропавшая компания просто задохнулась. А поскольку они спускались с масляной горелкой, то газ тут же загорается и взрывается, вызывая обвал.
Парни чудом выбираются живыми, но у самого выхода Гаэтано роняет все их сбережения, которые хранил у себя за пазухой. Энцо убеждает друга бросить деньги и уходить подобру-поздорову, но Гаэтано возвращается и попадает под завал.
Разозлённый смертью друга Энцо выходит на поверхность и обвиняет надсмотрщика Иль Мерло в смерти Гаэтано, ведь это он отправил их в шахту. Тот в ответ бьёт Энцо по лицу, чем провоцирует его на поединок на ножах. В результате потасовки Фавара ранит своего противника, оставляя ему на память уродливый шрам на лице. Тем временем, начинается очередной толчок вулкана и Энцо сбегает от мафиози, воспользовавшись ситуацией.
Паренёк угоняет лошадку и на ней добирается до заброшенной фермы. Иль Мерло со своими людьми отправляется на его поиски, желая отомстить и когда Энцо ловят и готовятся убить, помощь приходит, откуда не ждали — неизвестные вооружённые люди берут подручных Спадаро на мушку, а к Иль Мерло подходит человек, от одного вида которого гангстера пробирает дрожь.
Это дон Бернардо Торризи, и они забрались на его территорию. Дон выказывает недовольство этим фактом и заявляет, что на первый раз простит им эту оплошность, если они быстро покинут его владения. Иначе он может расценить это объявлением Спадаро войны. Иль Мерло настаивает на том, чтобы забрать с собой Фавару, но Торризи давит его авторитетом, утверждая, что на его земле всё принадлежит только ему, а парень с этого момента будет под его защитой.
Люди Спадаро уходят ни с чем, а дон предлагает Энцо работу. Никакого криминала — беглеца пристроят помогать по хозяйству в поместье Бернардо и на его виноградниках. Энцо принимает это предложение и начинает работать на семью Торризи.
На следующий день он знакомится с Черазе Массаро — племянником дона. Ровесник Энцо, молодой и горячий, Чезаре выдаёт ему поручения и всячески подкалывает, но понемногу проникается к новичку симпатией. Во время чистки конюшни, куда его отправил Чезаре, Энцо встречает Изабеллу Торризи — дочь дона Бернардо. Девушка влюбляется в него с первого взгляда и предлагает ему яблоко, но Энцо смущённо отказывается и она уходит.
Позже Фавара формально знакомится с Лукой Трапани — «правой рукой» Торризи и отцом Сэма из первой игры. Лука был одним из тех, кто спас Энцо от Иль Мерло, но тогда они не успели представиться друг другу как положено. Трапани объясняет ему, что сегодня день рождения Изабеллы и вечер заканчивается праздничным ужином.
Проходит месяц. Энцо усердно работает на дона Торризи и сближается с Лукой. От него Фавара узнаёт, что в Сан-Челесте скоро пройдут скачки. Дон Торризи — большой любитель этого дела и обязательно захочет принять участие.
И когда участника скачек от семьи Торризи находят пьяным в стельку, у Энцо появляется шанс проявить себя перед доном. Он заявляет, что сумеет победить, если ему позволят заменить наездника. Дон соглашается и Энцо без труда побеждает в гонке.
Грандиозный успех паренька не остаётся незамеченным и его начинают постепенно вводить в криминальный бизнес «семьи». Сперва Лука и Чезаре берут его на сбор денег за защиту и знакомят с доном Никколо Галанте и его внуком Лео — друзьями семьи Торризи, занимающимися контрабандой.
Также Энцо показывает себя неплохим бойцом, когда ему вместе с Массаро приходится отбиваться от бандитов, укравших насос у местного фермера, находящегося под протекцией дона.
Чезаре остаётся под впечатлением и к 1905 году Энцо становится подручным семьи Торризи. Он ещё не введён в мафиозный круг официально, но уже и не человек с улицы. Вместе с Чезаре они становятся свидетелями того, как к дону прибывает влиятельный землевладелец барон Раффаэле Фонтанелла, у которого Бернардо арендует землю под свои виноградники.
Торризи уже давно вынашивает очень прагматичную идею — дон хочет выдать Изабеллу замуж за сына Фонтанеллы, Дженнаро и усилить своё влияние.
Вот друзьям и предстоит охранять пару, пока она катается по окрестностям. Дела у «жениха» не задаются с самого начала: сперва роскошный автомобиль не заводится, а потом и Изабелла говорит, что предпочитает конные прогулки. В результате, Дженнаро уезжает с Чезаре, а Энцо сопровождает девушку к месту их встречи.
Изабелла как-то уж слишком открыто флиртует с пареньком, но Энцо то ли не понимает, то ли притворяется и они добираются до условленного места без труда. Дженнаро уговаривает Изабеллу пойти прогуляться, а тем временем Энцо и Чезаре развлекаются, катаясь на автомобиле. Внезапно, неподалёку раздаются выстрелы, и друзья отправляются на шум. Они видят, что местные бандиты пытаются похитить пару и отправляются за ними в погоню.
Энцо удаётся прыгнуть на грузовик и спасти Изабеллу, за что благодарная девушка награждает его поцелуем. Подоспевший на машине Чезаре забирает её к отцу, а Фавара отправляется на поиски похищенного. Вскоре он находит лагерь бандитов и спасает Фонтанеллу, перебив противников и зарезав их главаря в дуэли на ножах.
Позже Энцо разговаривает с Изабеллой, которую находит в уединении в церкви. Пара признаётся друг другу в любви, однако девушка не уверена, что её отец одобрит их союз. Дон Бернардо — человек феодального склада, а сделка с Фонтанеллой значит для него слишком много, чтобы разменять свою дочь на такую невыгодную партию как Энцо Фавара.
Паренёк, напротив, настроен куда более оптимистично. Он считает, что ему всего-то и нужно, что выслужиться перед доном, проявить себя и он обязательно даст своё благословение.
По итогу спасения Изабеллы, впечатлённый дон готов принять Энцо в «семью». Дело за малым — нужно похитить организатора этого нападения, коим является Лудовичи, один из бывших деловых партнёров Фонтанеллы. Энцо успешно справляется с заданием и увозит Лудовичи на кладбище.
Уже там консильери дона Торризи, Тино требует от Фавары казнить провинившегося перед Бернардо. Энцо стреляет в Лудовичи, подписывая его кровью своё вступление в семью Торризи.
После процедуры посвящения в «Коза Ностру» он получает от Чезаре щедрый подарок — свою собственную квартиру в Сан-Челесте и будущее выглядит как никогда перспективно и хорошо.
В 1906 год Энцо Фавара входит опытным солдатом дона Торризи. Он узнаёт, что Бернардо решил провернуть хитрый план и заработать просто немыслимое количество денег. Дон и его криминальные друзья из Америки хотят печатать на Сицилии фальшивые доллары, чтобы в случае чего не попасться на горячем в Штатах.
И на Энцо с Чезаре и Лео ложится задача вызволить пойманного полицией фальшивомонетчика, без которого весь план накроется медным тазом.
Они прекрасно с этим справляются, и скрывшись от полиции, разделяются, чтобы залечь на дно. Вернувшись к себе домой, Энцо обнаруживает там Изабеллу. Не в силах больше ждать, девушка сбежала из поместья отца, воспользовавшись его занятостью, чтобы провести ночь с возлюбленным. С этого дня они начинают периодически встречаться, когда Изабелла в состоянии покинуть отчий дом.
Тем временем Спадаро наращивает своё влияние и готовится выступить против Торризи. Один из его людей сообщает полиции, где находится фальшивомонетчик и склад с деньгами, готовящимися для отправки в Америку. Энцо узнаёт об этом от Тино, который приказывает ему немедленно ехать и предупредить людей дона, пока не началась облава. К сожалению, Фавара не успевает добраться вовремя и вступает в перестрелку с полицейскими, пытаясь найти Чезаре и остальных.
Отбившись полицейских, Энцо замечает отстреливающегося друга в одном из зданий и спешит к нему на помощь. Он спасает Массаро от предателя, чуть его не убившего и вместе они пускаются за ним в погоню, чтобы расправиться со стукачом и вернуть наличность, которую он увёз с собой.
Предатель скрывается в тумане и оказывается на той самой ферме, где два года назад укрывался сбежавший Энцо. Тогда охотились за ним, теперь — наоборот. Фавара быстро находит беглеца и приказывает бросить оружие. Человек Спадаро подчиняется, но незаметно тянется к другому пистолету у себя в кармане. И, прежде чем Энцо удаётся расспросить его о мотивах, Чезаре подбегает к нему сзади с лопатой и убивает стукача ударом по голове.
В мафиозных кругах убийство посвящённого в семью без решения «Комиссии» — тяжкое преступление, поэтому друзья относят его к машине и поджигают, инсценируя несчастный случай. Узнав подробности столь вероломного нарушения омерты подручным Спадаро, разгневанный Торризи призывает самого дона к ответу и главы семей устраивают встречу на территории Галанте.
Обвинения сыплются на дона Спадаро как из рога изобилия, но он парирует тем, что его приспешник действовал по своему собственному усмотрению, без каких-либо приказов сверху.
Бернардо отказывается в это верить и требует от Руджеро компенсации, но тот лишь посмеивается над ним и уходит. Это даёт первый толчок к будущей войне их мафиозных семей.
И 1907 год начинается с новых для Торризи трудностей: барон Фонтанелла вновь наведывается в гости, но на этот раз с плохими новостями. Он говорит, что на его фабрике рабочие устроили забастовку, а человек дона — Лоренцетти, обязанный не допускать этого, является её организатором.
Лука приказывает Энцо разобраться, в чём же дело и Фавара выясняет, что дон Спадаро выкупил карточные долги Лоренцетти и заставил его организовать забастовку, чтобы надавить на Фонтанеллу.
А когда забастовка оказывается малоэффективной, люди Спадаро просто грабят и сжигают фабрику, попутно убив Лоренцетти и пытаются убрать Энцо. Это знаменует собой начало прямой войны между кланами.
Некоторое время спустя, семья Торризи отправляется в Сан-Челесте, на крестины новорождённого сына Луки Трапани и его жены Валентины. Во время крещения в них начинает стрелять снайпер, которым оказывается Иль Мерло. Энцо и Лука преследуют негодяя по городу и его окрестностям, чтобы в конце концов избавить от него мир в лесу неподалёку.
Война продолжается и к дону Торризи обращаются Фонтанелла и дон Галанте. Они призывают Бернардо пойти на переговоры со Спадаро, мотивируя тем, что противостояние семей привлекло слишком много внимания. И если полиция возьмётся за мафию по-настоящему, то всё станет хуже в разы.
Вспыльчивый дон отказывает, он не уверен, что может доверять своему противнику. Но Галанте взывает к его разуму и предлагает провести встречу на нейтральной территории — своём рыбном заводе. А Фонтанелла давит на желание Торризи объединить их семьи и в итоге дон соглашается.
Вот только прибыв на переговоры, семья Торризи узнаёт, что Фонтанелла в сговоре с его врагом и решил продать все свои владения Спадаро, включая виноградники, арендуемые Бернардо. Из уважения к дону, они готовы дать ему честную цену, но униженный этим предложением Торризи отвергает сделку. Тогда дон Спадаро приказывает расстрелять их всех, включая семью Галанте.
Людям Торризи удаётся отступить к машинам и уехать в бар Галанте в Сан-Челесте, но не всем суждено спастись — смертельно раненный в перестрелке Лука умирает на руках у Энцо, призывая его бросить всё и бежать, пока может.
Уже в поместье, разъярённый Торризи решается на отчаянный шаг — отправить Фавару устранить Фонтанеллу и Спадаро в опере Палермо, пока они празднуют свою победу, ни о чём не подозревая. Энцо соглашается, ведь он тоже опечален смертью своего друга и наставника, а потому хочет отомстить.
На выходе его подкарауливает Изабелла и умоляет Энцо не выполнять приказ дона. Она переживает, что его убьют, точно так же как Луку и тогда ничто больше не будет иметь смысла. Кроме того, девушка беременна от него и совсем не хочет оставлять ребёнка без отца. Но Энцо остаётся глух к её просьбе — он слишком хочет отомстить за Луку и слишком предан дону Торризи, чтобы ослушаться.
Разочарованная Изабелла уходит, а Энцо отправляется в Палермо. С невероятным трудом он убивает Фонтанеллу и Спадаро, но в итоге возвращается домой целым и невредимым. В качестве доказательства, он передаёт Бернардо кольцо, снятое с пальца его соперника, чем приводит дона в восторг. Он победил — всё кончено.
В отсутствие Энцо прошли похороны Луки. И на его могиле парень встречает Изабеллу. Переосмысливая всё произошедшее с ним за последнее время, он решает поставить собственную семью выше мафиозной и уехать со своей возлюбленной в Америку в ближайшее время.
Проходит несколько недель. Дон Торризи присваивает себе все владения Спадаро и Фонтанеллы, становясь самым влиятельным человеком на острове. Он повышает своего верного солдата Энцо до капитана — капореджиме и выделяет ему во владение ту самую серную шахту, из которой Фавара сбежал несколько лет назад. Параллельно с этим, семья Торризи добивает остатки людей Спадаро, чтобы ни у кого не возникло желания и возможности отомстить.
Энцо, уже твёрдо желающий разорвать с мафией все связи, начинает замечать чудовищную жестокость, проявляемую его «семьёй» по отношению к другим людям, пусть и бывшим врагам.
Переломным моментом для него становится приказ Тино убить спрятавшегося в церкви подручного Спадаро, несмотря на протесты местного священника, отца Чикконе. Падре утверждает, что в храме Божьем нельзя проливать кровь, а этот человек попросил убежища и он не имеет права ему отказать.
В ответ на это Тино лишь глумится над ним и уводит преподобного, чтобы пояснить ему, что в этих местах он служит далеко не Всевышнему.
Вечером того же дня, Энцо и Чезаре пьют в баре Галанте, но по разным причинам: Фавара пытается запить все свои преступления, а Массаро наслаждается жизнью и празднует победу. В пьяном порыве он начинает высказывать Энцо за его успехи, приревновав его к своему дяде, но быстро осекается и уходит с девушками.
Заметивший это Лео Галанте быстро отдаёт оставшемуся в одиночестве другу билеты на пароход, о которых они договорились заранее и желает удачи в новом мире.
На следующий день Энцо и Изабелла пытаются покинуть Сан-Челесте на поезде, но их ожидают люди дона Торризи во главе с Тино. Хитрый старик давно уже подозревал об их романе, но окончательно удостовериться помог только отец Чикконе. Стоило только посильнее его прижать, как священник тут же сдал все исповеди Изабеллы.
И теперь Энцо Фавара будет убит за то, что в глазах дона выглядит как предательство, а Изабелле Торризи сделают аборт и забудут об этом мезальянсе, как о страшном сне.
Девушку увозят обратно в поместье, дожидаться доктора, а Энцо везут в серную шахту, на встречу с Бернардо. По дороге Чезаре всячески оскорбляет своего друга и выражает непонимание. Ему кажется, что Энцо покусился на святое и сделал это не из большой любви, а мелочной похоти. Фавара пытается вразумить его, но Массаро отказывается слушать.
В офисе нового директора шахты Энцо Фавары их встречает дон Торризи. Он избивает своего бывшего подчинённого и заявляет, что никогда бы не одобрил союз своей дочери с каким-то шахтёром. После аборта Изабелла выйдет замуж за Дженнаро Фонтанеллу и у неё всё будет хорошо. Как это понимает сам дон Торризи.
Казнь предателя ложится тяжким бременем на плечи Чезаре Массаро. Дон приказывает племяннику перерезать Фаваре горло, но тут начинается извержение вулкана Этна, сотрясавшего Сицилию все эти годы. Пользуясь случаем, Энцо хватает Чезаре, выбивает им окно и бывшие друзья вместе падают в карьер. Там они сражаются на ножах и Энцо удаётся ранить Чезаре. Он просит добить его, но Энцо отказывается убивать друга и уходит, подперев за собой дверь.
Тем временем, дон уже позвал на помощь своих людей, и они поджидают Энцо Фавару у выхода, чтобы расстрелять его. Пареньку удаётся ускользнуть в один из шахтовых проходов, но там его настигает сам Бернардо. Они дерутся насмерть, пока шахта рушится прямо на них. Дона Торризи заваливает камнями, а Энцо выходит из шахты.
Но на этом его злоключения не заканчиваются. Дон тоже выбирается из другого прохода и теперь уже им приходит время обнажить клинки. В отчаянной схватке Энцо убивает своего несостоявшегося тестя и хочет уйти, перебравшись через завал, но видит, как на горе камней появляется Чезаре и протягивает ему руку. Энцо принимает помощь своего бывшего друга и Массаро заявляет, что не осталось никого, кроме них двоих, как он и предсказывал много лет назад.
После этих слов Чезаре бьёт его ножом под ребро и Энцо Фавара умирает, глядя на пепельное небо Сицилии, так и не исполнив свою мечту о создании семьи с Изабеллой в Америке.
Самой Изабелле в это время удаётся сбежать из-под замка, пользуясь всеобщей суматохой, связанной с извержением вулкана. Поместье Торризи горит, работники разбегаются, спасая свои жизни, но старый Тино идёт за Изабеллой по пятам — он хочет выследить девушку и доставить её к врачу во что бы то ни стало. Скрываясь от консильери в клубах дыма, Изабелле удаётся несколько раз ранить его ножом и, в конечном итоге, убить.
Она хочет отправиться на поиски Энцо, но у ворот поместья её встречает раненый Чезаре. На вопросы девушки о том, то случилось с Энцо, он молча протягивает её окровавленный билет на пароход и говорит, что ей нужно уезжать. В слезах, она забирает у него свой единственный шанс на поездку в Америку и покидает Сицилию навсегда, читая последнее письмо от своего возлюбленного в момент прибытия в Эмпайр-Бэй.
Наследие Энцо Фавары
Буду честен, последняя «Мафия» мне не понравилась. Не потому, что местом и временем действия были выбраны Сицилия и начало двадцатого века, соответственно. Не из-за линейности игры и её истории. Всему виной простота. Я не ожидал каких-то откровений от геймплея или сюжета, но всё равно остался разочарован, когда увидел финальные титры.
Всё, абсолютно всё от начала и до конца показалось мне каким-то «средним». Я не нашёл в этой игре ни одного момента, когда мне захотелось бы сказать «вау» или разозлиться на неё. Она не поражает воображение графикой, она не впечатляет геймплеем, да и сценарий банален.
А я убеждён, что худшее, что может себе позволить произведение — это быть средним. Среднее не восхищает как хорошее и не веселит так, как плохое. Оно проходит на фоне и забывается уже на следующий день.
Хотя потенциал был. Как минимум, на сюжетном поприще. Ладно, геймплей напрямую с третьей части и ремейка первой, тут всё, как и ожидали. Но совершенно пресный, не впечатляющий сюжет с нулём интриги — это уже перебор. У создателей была масса потенциальных направлений развития, чтобы одновременно показать нам, что «Мафия — плохо», но при этом не скатываться в пошлые нравоучения, или убивать протагониста ради дешёвой драмы.
Например, Изабеллу можно было сделать достойной дочерью своего отца. Чтобы девушка влюбилась в Энцо и буквально силой и угрозами женила на себе, показав игрокам, что и в воспитание детей просачивается криминальная и жестокая натура их родителей-мафиози.
Или же пойти до конца с идеями о фанатичной преданности клану. Фавара мог отвернуться от девушки и своего ребёнка, чтобы стать новым доном. Но отсутствие этой самой перчинки, интриги, чего-то нестандартного и необычного приводит к простейшей истории, которую предугадываешь в первые пять минут игры.
Это не плохо само по себе, есть масса историй без интриги, подкупающих другим. Но здесь-то что? Мы сразу понимаем, что Энцо вступит в мафию (серия ведь буквально об этом), что-то пойдёт не так и он либо предаст семью, либо его убьют. Только детали и нюансы могли спасти столь предсказуемый сюжет.
А их не оказалось и в итоге игра получилась ни о чём. Переплетения с предыдущими частями слишком слабые, чтобы эта история была важна для серии, да и как самостоятельное произведение она работает так себе. Зачем она нужна? Я искренне не понимаю.
И тут вы можете мне возразить, что в прошлых «Мафиях» сюжеты тоже были банальными и предсказуемыми. Возможно. Но в играх Вавры всегда был крючок, финальный удар под дых: «привет от Сальери» и «Джо в сделку не входил». Это врезалось в память, переворачивало восприятие и оставляло тяжёлое послевкусие.
Как следствие, первые две «Мафии» любят за хороший сюжет. С оговоркой, что он хороший на своё время. Но тем не менее. А в последней попытались совместить простоту первых частей с жёсткостью сицилийской криминальной драмы из «Крёстного отца 2». Получилось? Не очень. Нам даже не показали зарождение самой «Коза Ностры», на которое так отчаянно напирали в рекламной кампании, а ведь это тоже было бы куда интереснее вышедшей в итоге истории.
Но я не желаю The Old Country провала. Да, игра не понравилась лично мне, но я видел массу положительных отзывов от других игроков и слухов, что в случае успеха, издатель даст добро на «Мафию 4» в Лас-Вегасе 70-х. Так что, держим кулачки и надеемся, что «Старая Страна» не похоронит под собой эту великую серию.
Заключение
За почти 25 лет с момента выхода первой игры, «Мафия» всё ещё живёт и здравствует. Сменив множество мест действия, героев и сюжетов, серия по-прежнему находит отклик в сердцах игроков, оставаясь последней популярной франшизой на мафиозную тематику.
Иронично, что анонс Mafia: The Old Country встретили со смешанными чувствами, точно так же, как и Mafia III в своё время. Людям казалось, что мафия может быть только одна — итальянская, в пальто и шляпах, с Томми Ганами и в 30-х годах. Вот только ещё сам создатель серии Даниэль Вавра начал уходить от этого стереотипа во второй части, а подхватившая франшизу студия Hangar 13 успешно продолжила его дело в будущем.
И поэтому я буду с надеждой ждать анонса любой новой «Мафии». Будь то Лас-Вегас 70-х, Лос-Анджелес 80-х или Нью-Йорк 90-х. Ведь время и место действия неважны.
Потому что «Мафия» — бессмертна!
Искренне ваш
Gonzo для games.payberry.ru