История о том, как Rockstar с GTA VI за 15 лет осталась одна на своем Олимпе

Вспоминаю времена, когда игровая индустрия не боялась до дрожи выхода новой части GTA, и то, в каком окружении выходили игры Rockstar раньше. Были ли у них достойные конкуренты на момент релиза, и к чему мы пришли сегодня.

История о том, как Rockstar с GTA VI за 15 лет осталась одна на своем Олимпе

Когда выходила GTA IV, это было, безусловно, громкое событие. Я помню, в новостях читал о том, как фанаты занимали очереди в магазин еще ночью. Но в те годы аналогичный хайп вызывали и другие франшизы. Точно также люди ночевали в палатках ради возможности первыми прикоснуться к новой части Halo или Call of Duty. Хайп вокруг GTA IV был огромный, но не запредельный. «Рокстар» были одними из лидеров рынка, но не более того.

Вот, например, очереди в магазины перед ночным релизом GTA IV
А вот так стартовала Halo 3 годом ранее

В те годы я большую часть информации черпал из «Игромании» и других журналов. Как раз в «Игромании» году в 2009-м был большой материал, в котором, хоть и в рамках превью, сравнивали Mafia 2 до релиза с уже вышедшей GTA IV. И Mafia 2 в ряде аспектов выглядела гораздо выигрышнее. Конечно, на релизе всё было не так, как обещали, но вот лицевые анимации и персонажи были на голову выше. В GTA IV это была прям беда. Все герои выглядели как опухшие от водки алкоголики. Только в RDR всё сделали нормально. И тем не менее игры Rockstar не выглядели какой-то совершенно недостижимой сияющей вершиной.

Зимний Эмпайр Бэй выглядел даже живописнее Либерти Сити, хотя в проработке мира сильно уступал, хотя в отдельных деталях превосходил. И тем не менее Mafia 2, несмотря на обман многих ожиданий, местами шла ноздря в ноздрю с детищем Rockstar. Сегодня же серия «Мафия» — это линейный криминальный боевик без амбиций стать новым словом в жанре. Его даже не пытаются продавать за полную стоимость. И по современным меркам это даже неплохо, зная, куда могут скатиться крупные франшизы.

Потом в 2013 году была GTA V, которая сходу задала невероятно высокую планку качества для игр в открытом мире, не говоря уже о рекордной прибыли, которую никто, кроме Call of Duty, и не видел. И тем не менее у Юбисофт хватило самоуверенности выпустить свой Watch Dogs рядом с этим титаном. Все ведь помнят эту охрененно смелую рекламу.

История о том, как Rockstar с GTA VI за 15 лет осталась одна на своем Олимпе

Вы можете себе вообразить нечто подобное сегодня? Даже выживший из ума Ив Гиймо не додумается вот так лоб в лоб сталкивать с GTA VI новую часть Assassins Creed (серию Watch Dogs ведь закопали вскоре после провала «Легиона»).

Правда, тогда этот маркетинг опирался на фейковый геймплей, который мы так и не увидели на релизе. Но у Юбисофт тогда еще была репутация издателя первоклассных игр, и многие даже верили в то, что приключения Эйдена Пирса в Чикаго будут выглядеть именно так, как и заявлено. Тогда же Гиймо показал уже явно фейковый геймплей The Division, но на релизе графоний в игре был настолько крутым, что за полученный зимний Нью-Йорк можно было всё простить.

Кстати, за год до «Дивижн», в 2015 году вышла одна знаковая игра в открытом мире, завершившая трилогию про человека-летучую мышь, — Batman: Arkham Knight. Да, это было уже следующее поколение консолей, акценты там были расставлены совсем иначе, но никто не сомневался, что это следующий уровень в техническом исполнении. Так что планка, заданная GTA V, частично была успешно преодолена. Очень многое в ней отлично состарилось.

Вода, дождь и модели героев здесь до сих пор одни из лучших в индустрии.
Вода, дождь и модели героев здесь до сих пор одни из лучших в индустрии.

В 2018 году RDR2 никто уже не противостоял на поле игр в открытом мире. Но была еще God of War, которая, как я считаю, заслуженно взяла «Игру года» благодаря своей цельности более качественного базового геймплея. В случае с RDR2 мемом почти сразу стала запредельная заскриптованность абсолютно всех миссий и однообразные перестрелки с тупейшими противниками.

История о том, как Rockstar с GTA VI за 15 лет осталась одна на своем Олимпе

Но когда речь заходила о проработке героев, сценария, открытого мира и общего уровня графики, на вопросы «если не «Рокстар», то кто еще?» можно было уверенно назвать несколько студий. Всего за два года до вышла Uncharted 4, и «Ноти Дог» находилась на пике своих возможностей, купалась в лучах славы, имея огромный кредит доверия. За несколько месяцев до релиза RDR 2 показали геймплей TloU 2, в реальность которого многие не спешили верить, настолько все было плавно и красиво.

Оставалась Rocksteady, которая после «Бэтмена» взялась за игру про «Отряд самоубийц», и еще какое-то время у фанатов не было причин сомневаться в том, что на релизе получится что-то менее впечатляющее. По крайней мере, графикой могла удивлять Guerilla Games. В 2020 году CD Project Red оподливилась с релизом Cyberpunk 2077, но хайпанула с первой геймплейной презентацией и раздала много громких обещаний, которые в итоге выполнили только к 2024 году и то не полностью.

История о том, как Rockstar с GTA VI за 15 лет осталась одна на своем Олимпе

Была еще жива студия Arkane, которая выпустила хоть и финансово провальную, но культовую и феноменально проработанную Prey, сделанную за очень большие деньги, а не малькой инди-студией, которой невольно делаешь много скидок. Речь, ясное дело, не о рыночном потенциале, а о слаженной команде профессионалов, готовой представлять в доступной для широкой аудитории форме уникальный игровой опыт с фанатичным вниманием к деталям.

Даже Ubisoft к тому моменту еще не совсем скатилась, и в нее можно было немножко верить. А кто остался сегодня из старой гвардии? Я только Kojima Productions вспомнить могу. Проверить это сможем уже в июне. Naughty Dog, как и CD Projekt, отстреляются еще не скоро.

И вот мы в 2025 году, когда уже из с полки был взят самый ходовой аргумент у студий-разработчиков и издательств 2023 года — это объявить успешного конкурента игрой-аномалией, чей успех нет смысла даже пытаться повторить. Ирония в том, что еще тогда это говорили представители компаний с многомиллиардными доходами в адрес относительно небольшой студии, которая свою игру сделала за довольно умеренные средства.

История о том, как Rockstar с GTA VI за 15 лет осталась одна на своем Олимпе

Корпорации же, владеющие всеми деньгами мира и имеющие доступ к тем же самым технологиям и кадрам, что и «Рокстар», не делают ничего. В «Рокстар» ведь довольно большая текучка кадров. Из-за относительно низкой зарплаты люди приходят туда поработать ради строчки в резюме и возвращаются обратно. Таким образом, «Кингдом кам 2» создавали в том числе ветераны «Рокстар».

И тем не менее вместо того, чтобы пылесосить рынок труда в поисках опытных кадров и вкладывать те самые сотни миллионов, которые списывают в убытки совершенно точно после провала «Отряда самоубийц» и, вероятно, после релиза Dragon Age 4 и Star Wars: Outlaws, разбегаются, как тараканы на свету, от потенциальной даты релиза GTA VI. И сейчас уже ни у кого нет сомнений, что это действительно игра-аномалия и в плане технологичном ей никто не сможет противостоять. Как мы к этому пришли — вопрос риторический.

48
46
2
267 комментариев