Опубликованы игры конкурса текстовых игр ЗОК 2024

Инди среди инди, или 18 игр современной русской интерактивной литературы

Игры на конкурсе получились самых разных форматов (визуальные новеллы, квесты, RPG) и жанров (фантастика, фэнтези, хорроры, детективы, драмы, сказки), но почти все они объединены общим свойством: придётся много читать (конкурс текстовых игр же). Приглашаю всех любителей инди-игр и лонгов поиграть и проголосовать за понравившегося участника. Ниже расскажу немного о конкурсе и о некоторых необычных играх.

О текстовых играх

Для начала позволю себе – просто 30 секунд или одну минуту – маленькую историческую справку дать, вы не против?)

В 1975—1976 годах Уилл Краудер создал первый текстовый квест — Colossal Cave Adventure... Ладно, не буду грузить вас историей, как некоторые. Тем более, что на эту тему есть достаточное количество неплохих статей, которые легко нагуглить, хотя бы на Википедии, особенно на английской: https://en.wikipedia.org/wiki/Interactive_fiction#History (пользуйтесь любым сайтом-переводчиком или с помощью браузерного дополнения). И даже есть документальный фильм об истории интерактивной литературы (Get Lamp): https://youtu.be/LRhbcDzbGSU (можно включить русские субтитры).

Но для тех, кто совсем не в курсе, что такое текстовые игры или интерактивная литература (по английски Interactive Fiction) немного поясню. Это компьютерные игры, в которых основным выразительным и функциональным элементом служит текст, а всякие мультимедийные аспекты, типа картинок, спрайтов, моделей, видео, звуков и т.д. второстепенны и обычно присутствуют только для создания атмосферы. То есть, подавляющую часть времени игрок взаимодействует с игрой, читая текст. Для тех, кто не боится погружаться, под спойлером более подробное описание.

На данный момент есть три основные формы ИЛ:

Парсер
Игрок взаимодействует с игрой, вводя текстовые команды (как в юниксовой консоли, ага). "осмотреть стол", "взять ключ", "открыть дверь ключом" и всякое такое прочее. В этом жанре попадаются как зубодробительные паззл-фесты (Anchorhead), так и почти не интерактивные новеллы (Photopia). Поскольку парсерные движки описывают модель мира, такие игры зачастую основаны на исследовании окружающего пространства и разных действиях с предметами. Здесь также попадаются игровые механики, специфичные исключительно для текстовых игр, например, в "Counterfeit Monkey" игрок может удалять буквы из названий предметов, чтобы получать новые предметы, нужные для решения паззла, к примеру, из SOIL получить OIL.


Выбор вариантов (Choice-based)
После абзаца текста (или нескольких) игроку предлагается на выбор несколько вариантов действия, он выбирает одно. Также известна под названием CYOA благодаря серии книг-игр Choose Your Own Adventure. Обычно в этой форме делают истории со множеством разветвлений и десятками разных концовок. Такие игры больше про историю, а не про паззлы.

Гипертекст
В текстовом описании игровой ситуации есть активные ссылки, нажатие по которым может привести к разным последствиям. В этих играх обычно сочетается подход к истории, характерный для CYOA, и исследование мира, характерное для парсеров.
Есть хорошее видео "Introduction to Interactive Fiction" Виктора Хейсберса, где он играет в разные произведения ИЛ и рассказывает, что к чему.
Более подробно про литературную сторону ИЛ можно почитать здесь: https://ifwiki.ru/Литературная_сторона_ИЛ.

О конкурсе

Кончили со скучной теорией) Переходим к практике.

Конкурс ЗОК 2024 начался 1 декабря 2023 года. Коварный план: проводишь конкурс со своими правилами, и люди пишут тебе игры под твои хотелки, пока ты чилишь. Во всяком случае, выходит гораздо дешевле, чем собственная игровая студия, а результат часто бывает не хуже.

У участников было чуть больше двух месяцев для создания игры (сроки были продлены). Некоторые работали в командах, но многие трудились в одиночку. Не все игры получились идеально доработанными и визуально красивыми, но всё же большинство из них выглядит намного лучше, чем редизайн DTF (хотя, будем честны, для этого не требовалось особо стараться).

Здесь нет больших бюджетов и даже маленьких инди-студий, а основное внимание участников было уделено тексту игры, которого получилось нереально много (с учётом ограниченных ресурсов и времени разработки). Хотя я в курсе, что на DTF к такому не привыкли)

Игры конкурса и голосование

Всего на конкурс поступило 17 игр (+1 вне конкурса) и вот названия и питчи (я у мамы маркетолог) некоторых из них:

«Багровая безмятежность» — сюрреалистичный кровавый детектив на загадочном корабле, геймплейно напоминающий настольную игру. Кости и рандом в духе Лавкрафта.

«Авалон» — фэнтези-боевик про воина, который решил убить короля, чтобы отомстить за смерть своей семьи. Сделан на RPG Maker. Что характерно: это не классический вид RPG-бродилок, как обычно бывает на таком движке, а, скорее, визуальная новелла с элементами квеста и хоть и простой, но незаурядной боевой системой.

«Даэна. Ожерелье смерти» — нелинейное фэнтези про девушку, проданную в рабство к некроманту. Приятный текст, необычная боевая система, а также лёгкий флёр БДСМ — рецепт отличной игры.

«Дичь» — казалось бы, очередной минималистичный квест с ролевыми элементами на извечную тему: побег молодёжи из логова маньяков. Но не всё так очевидно, как кажется на первый взгляд, и с каждым моментом вокруг появляется всё больше мистики и странностей.

«Битва при Мюльдорфе» — брутальное историческое сражение баварских баронов за власть во времена Священной Римской империи. Реалистичная интерактивная история.

«Генезис: Посвящение» — серьёзный фантастический нелинейный боевик с RPG-элементами про паладина и инопланетных душеедов, почти Warhammer 40 000). Масштабная книга-игра (с интерактивной онлайн версией) от опытного автора. Третья в серии его книг-игр (есть перенос сохранений из прошлых произведений). Объём, как у среднего романа — 120 тысяч слов.

Hymenopus coronatus — относительно короткая, но вариативная романтическая история про телесные взаимоотношения антропоморфных растений и насекомых. Сторонникам ворарефилии понравится)

«Пять принцев», «Поручение её Носочества», — концентрированная милота, лёгкий юмор и приключения в небольших сказочных историях. Котики, принцессы, принцы, королевы… Что, разве этого не достаточно?)

Есть и другие достойные и большие игры (а также трешовые и маленькие), но сохраню небольшую интригу) Смотрите, пишите отзывы и оценивайте их на сайте конкурса. Для голосования нужна только регистрация на сайте.

Голосование за игры продлится до 10 марта. (Но, возможно, будет перенесено, поскольку игры получились довольно объёмными).

Судьбу главного приза конкурса определит собранное жюри из опытных авторов в жанре интерактивной литературы.

Но игра набравшая наивысшую общую оценку от игроков получит приз зрительских симпатий (в размере 7 500 рублей)!

P. S. Даже если вы фанат/ка (а вдруг станете?) одного автора или одной игры, оцените минимум три, чтобы остальным было не так обидно, да и просто в правилах конкурса так написано).

Бонусная картинка для тех, кто дочитал.<br />
Бонусная картинка для тех, кто дочитал.
88