Ну вот и побывали на ИГРОПРОМ 2024. Длиннопост о впечатлениях и фоточки.

Ну вот и побывали на ИГРОПРОМ 2024. Длиннопост о впечатлениях и фоточки.

Ожидал я, что это будет мероприятие в духе DEVGAMM'a, где мало реальных игроков и в основном разработчики рассказывают о своих играх другим разработчикам и издателям. Я был на девгамме несколько лет назад, когда он ещё был в Москве и был расстроен тем, что игроков и прессы на мероприятии почти не было. ИГРОПРОМ же приятно удивил! Очень много подходило именно игроков, очень классно было показывать игру своей потенциальной аудитории. В каком-то смысле ИГРОПРОМ быстро становится аналогом предыдущего ИГРОМИРа, куда люди раньше приходили несмотря на многочасовые и километровые очереди на вход. Очень здорово, что после ковида культура массовых игровых мероприятий потихоньку возрождается =D

Ну вот и побывали на ИГРОПРОМ 2024. Длиннопост о впечатлениях и фоточки.

Другое для меня важное открытие - это что, оказывается, о моей игре много кто знает. Прям подходили "о, я за вами давно слежу, демку уже проходил, очень жду релиза". Бесконечно приятно среди неизвестных для меня людей это слышать, ведь активность в моей группе ВК очень вяленькая (может алгоритмы ВК мало кому пост показывают в ленте) и иногда кажется, что наша игра мало кому интересна. Ан нет: даже среди просто интересующихся инди - мы на слуху. Приятно)

Ну вот и побывали на ИГРОПРОМ 2024. Длиннопост о впечатлениях и фоточки.

Блоггеры и СМИ были, но более-менее крупные (вроде присутствующих Даши Островской или членов подкаста Disgusting Men) к инди-стендам не подходил, интервью не брали. Немного обидно, ведь заявлялось мероприятие как поддержка всей индустрии - от больших до малых проектов, а по факту та же Даша была только на отведённом для неё уголке, где обсуждала ИГРОПРОМ в режиме стрима, вместо того, чтобы непосредственно его освещать. Хотя не исключаю, что не заинтересовались исключительно нашей игрой, а где-то у кого-то с малых стендов всё-таки интервью брали. Исключение - ребята из Никнейм уже был занят и Навигатор игрового мира c Marabunta (стример-ведьмочка). Им - особая благодарность, что забежали! Также увидел на минутку своего любимого игрового видеоблогера - Сашу из Битый Пиксель | Клуб игровых зануд. Наконец-то получил с ним фотку, гештальт закрыт =O

Ну вот и побывали на ИГРОПРОМ 2024. Длиннопост о впечатлениях и фоточки.

Кстати, кто не в курсе: в Законах Надрагии будет частичная озвучка, и с частью девушек, озвучивающих персонажей из игры, удалось-таки встретиться в живую на ИГРОПРОМе! Это уже вышеупомянутая Маленькая Ведьмочка, которая с недавнего времени ещё и настоящий игровой журналист, и Natalia Upoint - хорошая знакомая уточка и стример.

Ну вот и побывали на ИГРОПРОМ 2024. Длиннопост о впечатлениях и фоточки.

Теперь насчёт эффективности и целесообразности таких мероприятий для разработчиков. Понятное дело, что стоя на стенде даже на очень людном мероприятии - прямо "много" людей привлечь невозможно физически. Для фестиваля я специально подготовил укороченную демку (с одним делом из трех сейчас доступных в основной демке в Стиме и ВК плей), на минут ~25 прохождения. Убрал дополнительные разговоры с NPC и вообще возможность ходить по замку: просто суд, чтобы как можно быстрее показать игровой процесс. В итоге за 2 дня стояния на стенде по 10 часов без отдыха получилось набрать +30 вишлистов. Это меньше, чем я получаю иногда с одного удачного поста на каком-нибудь Reddit или DTF. В другой ситуации я бы расстроился, если бы не несколько НО:

1) Вишлист-вишлисту рознь. У нас в Steam сейчас 6500 вишлистов. Но по статистике обычно на релизе (в первый-второй день) игру покупает 3-8% от этого числа. Вы можете сказать "а какая разница когда покупают - сразу или нет, важно ведь, что в целом игрок игру хочет; может скидку ждёт?". И так-то оно так, но проблема в том, что Steam'у очень важны покупки в первые 24 часа. В это время алгоритм смотрит на результаты игры и принимает решение - начинать её везде-везде в магазине показывать или нет (в первую очередь - в разделе "популярные новинки" на главной странице). И большая часть покупок у инди-разработчиков покупок приходит не с вишлистов, которые они собирают по крупиночкам тут-да-сям до релиза, а уже после релиза на той огромной волне траффика, которую steam бесплатно даёт играм, которые по его мнению этого достойны. То есть если игре в день релиза не удаётся хотя бы ненадолго попасть в "популярные новинки" - это почти что "черная метка" для steam и хотя никто специально прятать вашу игру под ковёр от пользователей не будет - вы лишитесь почти всего возможного потенциального дохода. Ситуации, когда игра выстреливает и много зарабатывает уже сильно после основного релиза, очень редки.

К чему это я? К тому, что люди, которым я давал поиграть в демку прямо на фестивале, мне показались ОЧЕНЬ заряженными энтузиазмом и желанием поиграть в основную игру. Потому что они лично пообщались с разработчиком, задали ему вопросы, получили от него клёвый брелочек, может быть купили фигурку персонажа. Человек, который играет в вашу игру на фестивале и добавляет её в вишлист - это не тот же самый "среднестатистический" прохожий с Reddit'а. Это потенциальный покупатель в первые же часы после релиза. А это очень-очень-ОЧЕНЬ важно для разработчика. В каком-то смысле лучше иметь 100 человек, которые купят вашу игру сразу же на релизе, чем 3000, которые "может быть купят её когда-нибудь на распродаже". Заиметь такую лояльную и заинтересованную аудиторию - дорогого стоит.

2) Долгая и изматывающая разработка бьёт по моральному состоянию разработчика. Мы делаем Законы Надрагии уже 3 года, по ощущениям - всю жизнь я уже создаю историю прокурора Эйдена Фейра. И иногда смотришь такой на своих коллег, которые и вишлисты быстрее собирают, и в релиз быстрее выходят, и продажи огромные получают... А потом смотришь на других коллег, которые с твоим же количеством вишлистов релизятся крайне неудачно... И серьезно хандришь. Долгая работы над одним и тем же проектом в принципе не сказывается положительно на моральном здоровье, а если ещё и не уверен, что кому-то это будет вообще нужно - это вдвойне опасно. И вот вдруг вся эта огромная волна позитива в виде кучи хвалящего тебя и твой проект народа набрасывается на твой маленький стенд, расхваливает и общий визуал, и анимации персонажей, и общую концепцию. И как-то хорошо сразу становится. Я ни разу не был у психотерапевта, но наверное это можно сравнить с визитом к весьма хорошему и дорогому специалисту.

3) Стенд на игропроме достался нам бесплатно. Полгода назад Законы Надрагии выиграли онлайн фестиваль ИГРОМПРОМ 2024 в номинации "Выбор игроков" (каким-то чудом за нас проголосовало 2500+ человек, если мне не изменяет память). Одним из призов как раз было бесплатное предоставление малого стенда на физический фестиваль ИГРОПРОМ 2024. Мы с женой (и знакомым композитором Андрей Товстуха) делаем игру на собственные деньги и физически не смогли бы купить стенд на подобное мероприятие. А ведь всегда хотелось! Я помню как я узнавал цены на стенд на ещё тогда существовавший ИГРОМИР и, вы не поверите, в то время за небольшой стенд надо было "отвалить" сотни тысяч рублей (500т.р. если мне опять-таки память не изменяет, поправьте в комментариях). На ИГРОПРОМе цены куда более щадящие, но в ситуации, когда у тебя практически основной доход - это покупки твоей игры, вышедшей 4 года назад, и каждый рублик на счету, это всё равно недостижимая планка. Поэтому хочу сказать СПАСИБО большое организаторам ИГРОПРОМа за предоставление такой возможности. Показать свою игру на своём стенде на таком крупном мероприятии - это такая маленькая мечта из детства, один из пунктиков "чего когда-нибудь надо сделать в жизни" у начинающего разработчика, трогающего в первый раз RPG Maker.

К чему я веду: не смотри в зубы дарёному коню. Этих +30 вишлистов (и общего "участия в физическом фестивале") могло и не быть, грех жаловаться и возмущаться. Может ещё видеоблоггеры наконец-то до-монтируют интервью, допишут про фестиваль статьи и ещё по копеечке где-то чего-то да получим.

Ну вот и побывали на ИГРОПРОМ 2024. Длиннопост о впечатлениях и фоточки.

В общем, впечатления крайне позитивные. Кстати, идея совмещать игровую выставку и косплей-шоу, мне кажется, тоже весьма неплохая: часть игровой аудитории обязательно оценит костюмы любимых игровых персонажей и сфоткается с ними, а часть аудитории, которая пришла ради дефиле и костюмов, во время паузы между выступлением своих любимых косплееров отвлечётся поиграть в видеоигры (всё равно на мероприятии находимся). То есть получается эдакий WIN-WIN, когда всем прикольно и интересно. Единственное, что жалко - как разработчик со стендом - невозможно было почти следить хоть за чем-то кроме собственного стенда с игрой. Во-первых там ценное оборудование, во вторых - никогда не знаешь, когда мимопроходящий человек захочет поиграть в твою игру и позадавать много-много вопросов. Поэтому стоишь как истукан 10 часов подряд на одном месте... К слову, у меня после ИГРОПРОМа потерялась чувствительность стоп ног (знаете чувство - трогаешь отлёженную часть тела, но словно это чужой предмет какой-то - нервные окончания ни бум-бум). Если через пару дней не пройдёт - пойду ко врачу.

Вообще, если кто-то из ИГРОПРОМа это читает - пожалуйста, арендуйте в следующем году стульчики хотя бы с маленькими спинками. Потому что мне 32 года, но после 10 часов стояния спина давала о себе знать даже, если удавалось на пару минут на стенде присесть. Я понимаю, что просто я непривыкший и для многих проводить стоя столько времени - это нормально, но это так, скорее на подумать, не в претензию. Ну, или больше сидящих мест, мешочков, тумбочек, лавочек - чего угодно. А то даже отойдя от стенда на пять минут, чтобы присесть, порой не удавалось найти ни одного диванчика, куда можно приткнуться (да, даже у гардеробной в другом конце зала). Отдельное СПАСИБО хочу передать своему хорошему другу - Mari Устинова - которая помогала последить за стендом, когда нужно было отойти покушать или в туалет. Даже вдвоём на стенде стоять и менять друг-друга проблематично (если не хочешь, чтобы кто-нибудь спёр твой новенький Steam Deck). Так что совет разработчикам: поезжайте на такие мероприятия хотя бы втроём: пока один/два стоят на стенде, один/два гуляют и отдыхают. Такая вот тактика и её стоит придерживаться.

Ну вот и побывали на ИГРОПРОМ 2024. Длиннопост о впечатлениях и фоточки.

Как уже сказал, мероприятие очень понравилось. Не уверен, что нас также пригласят на него "за бесплатно" в следующем году, но после релиза может быть после релиза Законов Надрагии куплю билет уже в качестве гостя, и спокойно поброжу-пощупаю всё, пофоткаюсь нормально со всеми косплеерами, как в каком-нибудь видеоигровом Диснейленде.

Если интересно, что за Законы Надрагии такие - можете поиграть в демку в Steam или VK Play (где-то на 1-1,5 часа прохождения). И подписывайтесь на группу ВК, чтобы узнавать другие интересные новости о разработке (т.к. посты на DTF делаю довольно редко).

P.S.: А, да, кстати. Насчёт фигурок. Делали их сами: сначала 3Д-моделили в Blender, затем печатали дома на фотополимерном 3Д-принтере, промывали в спирте, очищали от подставок, засвечивали УФ-лампой, затем уже грунтовали и красили. Половину удалось покрасить, половину оставили стиль под "статую". Часть из них купили на фестивале, но какое-то количество ещё осталось. Если есть желание прикупить себе коллекционное издание Законов Надрагии в виде:
- Ключика к игре в Steam или VK Play,
- Фигурки Эйдена Фейра,
- Брелочка в виде книжечки из игры (+ символа Надрагии)
...то пишите в личку группы. А в скором времени наверное сделаю это в виде "товара ВК", пока запас не закончится =)

Ну вот и побывали на ИГРОПРОМ 2024. Длиннопост о впечатлениях и фоточки.
Ну вот и побывали на ИГРОПРОМ 2024. Длиннопост о впечатлениях и фоточки.

Всем спасибо, задавайте ваши вопросы в комментариях! =D

5858
1010
11
11
11
11
11
19 комментариев
12
Ответить
Автор

Там кстати был косплеер Картмана, очень похоже у него образ вышел, но я сфоткать не успел, не до того было =)

4
Ответить

я смотрю Битый пиксель там со всеми фоткался)

3
Ответить
Автор

Вряд ли, мне за ним бежать пришлось, чтобы фоточку сделать ><' Он пришел только вечером во второй день и почти сразу побежал давать свою пресс-конференцию. А у меня, по понятным причинам, не было возможности туда ходить

1
Ответить

Отлично подготовились к мероприятию, молодцы! За фотку с битым пикселем респект)

1
Ответить
Автор

Неделю на брелочки и фигурки ушло времени. Зато это очень кайфово: придумать самому персонажа, полностью самим его смоделировать, распечатать, покрасить и продавать. Прям класс)

2
Ответить

Спасибо за рассказ о впечатлениях, интересно. К сожалению, ваша игра не в моем вкусе, но могу добавить её в вишлист, если это для вас важно. Однако всё равно здорово, что много людей следят за вашим проектом.

На ИГРОПРОМ хотел сгонять, но ценовая политика меня оттолкнула, к тому же принял решение заняться чем-то другим. В прошлый раз выставка проходила на ВДНХ, была довольно маленькой и разрабов было не много. Сейчас, я так понимаю, масштаб больше? Много ли было людей, продающих какие-то вещички по вселенным? Удалось ли поиграть в игры от других разрабов? В прошлый раз разработчики друг к другу на стенды ходили, было мило.

И я бы не сказал, что это похоже на Игромир. Это всё-таки очень классная выставка инди-проектов, что не есть плохо, а даже хорошо. Всегда приятно поиграть в игру на глазах у разработчика, а затем пообщаться с ним по поводу игры.

1
Ответить