Профессия следователь
Одна из тем, которую я ради интереса прокопал, это охота за нацистскими преступниками в послевоенном СССР. С распадом страны многие архивы открылись, в том числе ФСБшные (бывшие МГБшные), и журналисты и историки получили доступ к интереснейшим первоисточникам. Постепенно в голове родился сюжет и я решил сделать из этой темы что-то интерактивное, в формате текстовой игры, так чтобы был детектив и головоломка и история. В итоге из этого получился симулятор следователя на несколько дел, в том числе и чисто уголовных.
С выбором движка вопроса не было, я уже делал несколько игрушек на INSTEAD, и для моих целей он отлично подходил. Вопрос был в механике — как сделать поиск улик и зацепок интересным для игрока? И таким чтобы все это двигало его по сюжету. Обычно детективные игры сводятся к поиску улик на локации, такие задачи на внимательность. Для текста это не очень подходит, хотя можно сделать поиск слов в описании локации, но это не очень интересно. Еще обычная механика это сопоставление двух разных улик, из чего делается некоторый вывод. Тут проблема в том, что я например у себя в голове уже мог сделать это сопоставление, но игра, чтобы пустить меня дальше по сюжету, ждет от меня, что я обязательно ткну на лужу крови потом на окровавленный нож, чтобы главный герой сказал «хм, похоже это как-то связано» и запустил сюжет дальше. Есть неплохие механики в настольных детективных играх. Я решил поискать что-то еще, и пришел к такой механике: раз уж это текстовая игра, пусть игрок работает только с бумажным делом, то есть вместо хождения по локации он будет читать готовый протокол осмотра места происшествия. Вместо разговора с подозреваемым он будет читать протокол допроса. Из этих документов он может выписывать отдельные зацепки в свой блокнот — адреса, имена подозреваемых, номера машин. А потом по этим зацепкам проводить следственные мероприятия — объявлять людей в розыск, заказывать проведение экспертиз, вызывать свидетелей по повестке. Эти мероприятия принесут новые документы, так будет развиваться сюжет. Получится такой симулятор следователя и это может дать достаточно хорошее погружение.
Я скачал Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, справочные пособия, сборники заключений по дактилоскопии, примеры экспертных заключений и множество разных руководств. Оказалось, что большинство современных фильмов искажают работу следователя, а наиболее близко к жизни она показана в старых советских фильмах типа Место встречи изменить нельзя. Экспертизы, например, проводятся разными специалистами, и следователь после сбора улик должен написать направление и поставить перед экспертом конкретные вопросы. И именно на эти вопросы и отвечает эксперт в заключении.
Я добавил в игру разные бланки экспертиз, запросы в архивы, объявление в розыск, распоряжения на слежку и прослушку. Теперь можно было делать сюжет. Мне было важно сделать происходящее в игре как можно более настоящим, поэтому я постарался, там где это возможно, опираться на исторический материалы. Действия происходят в городе Горький (сейчас Нижний Новгород), для адресов я нашел старые карты и брал названия тех улиц, которые существовали на момент событий. Некоторые персонажи принимали участия в боевых действиях. По архивам я проверял какие части в каких сражениях участвовали, чтобы не было ляпов. Для описания результатов материаловедческих экспертиз я искал советские госты. Чтобы протоколы вскрытия были похожи на настоящие я искал аналогичные протоколы, смотрел архивы судебных дел и разбирался в стадиях разложения, видах странгуляционных борозд и времени и особенностях образования трупных пятен. В общем, пришлось поднять кучу разной информации, и использовать интернет по прямому назначению, а не для видео с котиками. Конечно в текстах остались некоторые допущения, но все-таки это игра.
Следующая проблема, с которой я столкнулся, как делать переход по сюжету от одной части повествования к другой? Вот например, игрок прочитал протокол осмотра места происшествия, заказал кучу экспертиз, собрал всю информацию, как понять можно ли двигать сюжет дальше? Таким разделителем я решил сделать доклад руководству.
На докладе игрок отвечает на ряд вопросов, направленных на его понимание произошедших событий. Чтобы правильно на них ответить нужно прочитать экспертные заключения и в голове восстановить картину событий.
Ну и следующая проблема — со временем разных зацепок и документов становится очень много. Как не запутаться что с чем связано, как не забыть добавить нужные реакции на действия игрока? Тут единственный ответ, это визуализация. Все сценарии я представил графически, что очень помогло в отладке. Ниже одно из дел и связь между всеми документами, которые игрок может получить в ходе расследования.
Осталось нарисовать графику и подобрать музыку. Решил не заморачиваться и сделал простенький пиксельарт в aseprite, а музыку взял готовую под свободной лицензией.
Судя по отзывам, многим людям игра понравилась, так что своим небольшим проектом я доволен. Кому-то я смог подарить несколько интересных часов, ну, а сам смог в форме игры, передать собранную информацию о методиках работы следователей и о некоторых реальных уголовных делах, которые показались мне наиболее интересными.
Поиграть онлайн или скачать игру под разные платформы можно в репозитории инстеда (для игры в оффлайн понадобится еще скачать отдельный плеер)
Есть отдельная сборка под винду, работает без плеера