Профессия следователь

Одна из тем, которую я ради интереса прокопал, это охота за нацистскими преступниками в послевоенном СССР. С распадом страны многие архивы открылись, в том числе ФСБшные (бывшие МГБшные), и журналисты и историки получили доступ к интереснейшим первоисточникам. Постепенно в голове родился сюжет и я решил сделать из этой темы что-то интерактивное, в формате текстовой игры, так чтобы был детектив и головоломка и история. В итоге из этого получился симулятор следователя на несколько дел, в том числе и чисто уголовных.

Профессия следователь

С выбором движка вопроса не было, я уже делал несколько игрушек на INSTEAD, и для моих целей он отлично подходил. Вопрос был в механике — как сделать поиск улик и зацепок интересным для игрока? И таким чтобы все это двигало его по сюжету. Обычно детективные игры сводятся к поиску улик на локации, такие задачи на внимательность. Для текста это не очень подходит, хотя можно сделать поиск слов в описании локации, но это не очень интересно. Еще обычная механика это сопоставление двух разных улик, из чего делается некоторый вывод. Тут проблема в том, что я например у себя в голове уже мог сделать это сопоставление, но игра, чтобы пустить меня дальше по сюжету, ждет от меня, что я обязательно ткну на лужу крови потом на окровавленный нож, чтобы главный герой сказал «хм, похоже это как-то связано» и запустил сюжет дальше. Есть неплохие механики в настольных детективных играх. Я решил поискать что-то еще, и пришел к такой механике: раз уж это текстовая игра, пусть игрок работает только с бумажным делом, то есть вместо хождения по локации он будет читать готовый протокол осмотра места происшествия. Вместо разговора с подозреваемым он будет читать протокол допроса. Из этих документов он может выписывать отдельные зацепки в свой блокнот — адреса, имена подозреваемых, номера машин. А потом по этим зацепкам проводить следственные мероприятия — объявлять людей в розыск, заказывать проведение экспертиз, вызывать свидетелей по повестке. Эти мероприятия принесут новые документы, так будет развиваться сюжет. Получится такой симулятор следователя и это может дать достаточно хорошее погружение.

Профессия следователь

Я скачал Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, справочные пособия, сборники заключений по дактилоскопии, примеры экспертных заключений и множество разных руководств. Оказалось, что большинство современных фильмов искажают работу следователя, а наиболее близко к жизни она показана в старых советских фильмах типа Место встречи изменить нельзя. Экспертизы, например, проводятся разными специалистами, и следователь после сбора улик должен написать направление и поставить перед экспертом конкретные вопросы. И именно на эти вопросы и отвечает эксперт в заключении.

Профессия следователь

Я добавил в игру разные бланки экспертиз, запросы в архивы, объявление в розыск, распоряжения на слежку и прослушку. Теперь можно было делать сюжет. Мне было важно сделать происходящее в игре как можно более настоящим, поэтому я постарался, там где это возможно, опираться на исторический материалы. Действия происходят в городе Горький (сейчас Нижний Новгород), для адресов я нашел старые карты и брал названия тех улиц, которые существовали на момент событий. Некоторые персонажи принимали участия в боевых действиях. По архивам я проверял какие части в каких сражениях участвовали, чтобы не было ляпов. Для описания результатов материаловедческих экспертиз я искал советские госты. Чтобы протоколы вскрытия были похожи на настоящие я искал аналогичные протоколы, смотрел архивы судебных дел и разбирался в стадиях разложения, видах странгуляционных борозд и времени и особенностях образования трупных пятен. В общем, пришлось поднять кучу разной информации, и использовать интернет по прямому назначению, а не для видео с котиками. Конечно в текстах остались некоторые допущения, но все-таки это игра.

Следующая проблема, с которой я столкнулся, как делать переход по сюжету от одной части повествования к другой? Вот например, игрок прочитал протокол осмотра места происшествия, заказал кучу экспертиз, собрал всю информацию, как понять можно ли двигать сюжет дальше? Таким разделителем я решил сделать доклад руководству.

Профессия следователь

На докладе игрок отвечает на ряд вопросов, направленных на его понимание произошедших событий. Чтобы правильно на них ответить нужно прочитать экспертные заключения и в голове восстановить картину событий.

Ну и следующая проблема — со временем разных зацепок и документов становится очень много. Как не запутаться что с чем связано, как не забыть добавить нужные реакции на действия игрока? Тут единственный ответ, это визуализация. Все сценарии я представил графически, что очень помогло в отладке. Ниже одно из дел и связь между всеми документами, которые игрок может получить в ходе расследования.

Профессия следователь

Осталось нарисовать графику и подобрать музыку. Решил не заморачиваться и сделал простенький пиксельарт в aseprite, а музыку взял готовую под свободной лицензией.

Судя по отзывам, многим людям игра понравилась, так что своим небольшим проектом я доволен. Кому-то я смог подарить несколько интересных часов, ну, а сам смог в форме игры, передать собранную информацию о методиках работы следователей и о некоторых реальных уголовных делах, которые показались мне наиболее интересными.

Поиграть онлайн или скачать игру под разные платформы можно в репозитории инстеда (для игры в оффлайн понадобится еще скачать отдельный плеер)

Есть отдельная сборка под винду, работает без плеера

142142
60 комментариев

Чувак... Звучит очень круто! Обязательно попробую. А премиум версия есть? По статье возникло ощущение, что игра стоит того, чтоб за неё выложили ну хотя бы рублей 200.
И спасибо, что рассказал и про игру, и как ты подходил к дизайну, а не во что играл твой сосед, когда тебе было 7.
Таких статей в этом разделе мало. Уважуха и удачи в дальнейшем!

12
Ответить

Я ваще не планировал делать платное, но ты не первый кто говорит что надо монетизировать. Подумаю еще.

7
Ответить

Прям Papers Please от мира детективов. Музончик бы помрачнее конечно, но выглядит очень годно, пошел пробовать

6
Ответить

Прошел обучение ииии....ВАУ
То есть конечно сложновато, приходится действительно вчитываться и помнить всякую инфу (хотя бы подсказывают и на том спасибо). Но игра того стоит. Еще бы немного, прям капельку музончик подкрутить и сделать бы управление из кабинета не через блокнотик, а более интерактивно и будет просто пушка 20/10.
Но и сейчас просто бомба, надеюсь не забросишь, сделаешь еще с пяток сюжетов, продашь игру в стимаке, портируешь на мобилочки (самое то, чтобы в транспорте читать и изучать дела) и просто пушка

9
Ответить

Я слушал что в советских детективах  было и искал похожее. Ну и помрачнее будет в мрачных местах сюжета. )

3
Ответить

Попробовал, мне понравилось) Сам, как бывший следователь, могу сказать, что передана следственная работа достаточно аутентично, все примерно так и до сих пор, аж старый следственный зуд почувствовал, с поправкой конечно на изменившееся законодательство и слегка поменявшиеся термины и некоторое упрощение. Честно говоря, даже захотелось, чтобы что то подобное использовали в процессе обучения в ВУЗах МВД, таких тренажеров там не хватает. Жду продолжения, я б купил.

6
Ответить

Спасибо за отзыв! Рад что человек в теме оценил.

2
Ответить