Наконец-то выпустил свой первый мини-альбом электронной музыки за 20 лет
В 2005 году установил EJay HipHop, в 2013 установил Ableton, в 2020 запустил его еще раз, и вот в 2025 году два релиза. Ох, и долго же шел к мечте... Рассказываю про этот путь, показываю, что получилось, пытаюсь тебя вдохновить. А еще дарю лучшую книгу по созданию музыки и делюсь коммерческим предложением, от которого ты не сможешь отказаться (сможешь).
Содержание
- Почему решил написать этот текст
- Любовь к музыке из детства
— Что слушал в детстве: винил
— Что слушал, когда подрос: кассеты и диски - Первые попытки «творчества»: HipHop eJay, eJay Techno, eJay Dance
- Как пишу музыку
— Выбираю программу, в которой писать музыку
— Выбираю оборудование для музыки
— Как выглядит Ableton
— Избавляюсь от страха белого / чистого листа
— Добавляю kick и snare
— Добавляю бас
— Добавляю что-нибудь протяжное
— Добавляю первую мелодию
— Добавляю вторую основную мелодию
— А дальше много рутины
— Готовые треки хотят сведения и мастеринга - Собираю треки в мини альбом и делаю обложки
- Ищу музыкального дистрибьютора
- Регистрируюсь в BandLink
- Все готово. Теперь я официально музыкальный продюсер!
- Отказываюсь от псевдонима Lebed
- Можешь послушать, что получилось
- Три мои проблемы при написании музыки
— Не могу доделать трек
— Не могу определиться с жанром
— Теряюсь в бесконечных возможностях - Учиться самостоятельно, на курсах или как?
— Никита Сталкер
— Маскелиаде
— Трамплин.Про - Так где учиться
- Коммерческое предложение для тебя
- Дарю лучшую книгу по созданию музыки
Почему решил написать этот текст
Раз. Хочу зафиксировать этот путь, подвести некий итог, чтобы позже возвращаться сюда с другим взглядом и опытом. К тому же важно отрефлексировать некоторые моменты, чтобы потому уже не собирать пазлы в голове, а точно знать, что где-то в сети этот пазл есть.
Два. Хочу кого-нибудь вдохновить. Ведь я смог, значит любой сможет. История у меня обычная без Брайана Ино в учителях (Fred again.., привет!), музыкальной школы, диджейской карьеры и работы на радио. Просто бывший пацан, который попробовал что-то и что-то получилось. Хотелось бы написать историю успеха, но успеха нет.
Три. Часто вижу на ДТФ посты от музыкантов, которые выкладывают свои треки со словами «Мой релиз» и все... Кажется, что лучше раскрыть подробности: история создания, источники вдохновения, приемы и техники. Может я подам пример? Пусть для таких случаев будет хештег #сочиняю_музыку
Четыре. Вдруг ты захочешь закинуть денег на сведение и мастеринг. Но не просто так, а у меня есть коммерческое предложение. О нем в конце статьи.
Любовь к музыке из детства
Что может быть банальнее ностальгических историй из прошлого? Ничего. Но мне важно донести до тебя те крупицы событий, чтобы развеять миф про одаренность детей и особые условия для будущего продюсера. Я лично слышал такие отмазки: «У меня нет музыкального образования», «Я не знаю ноты», «У меня нет слуха», «Мои родители не музыканты». Но я бы также мог написать, ведь в плане музыкальности у меня было все тривиально.
Что слушал в детстве: винил
Начиналось с пластинок. В зале стояла радиола «Вега 323 Стерео» — обычный виниловый проигрыватель, но с радио, которое кроме шума ничего не ловило.
На той радиоле можно было переключать скорости. Весело слушать, как голос Добрынина или Киркорова балакает в два раза быстрее обычного. Да и мастерство скретча я познавал уже тогда, пока не запорол пару пластинок и не получил угла с ремнем.
Аудионабор был стандартный для любителей эстрады и шансона: папа собирал пластинки Высоцкого, а мама всё остальное, что пело на «Песнях года». Но меня зацепили вот эти два товарища:
Stars On 45 — Звезды дискотек (1983). Почему «45»? Потому что с такой скоростью крутят сингловые пластинки. Это сборник попурри ремиксов на песни Битлз и еще на какие-то рок-композиции. Заслушивал до дыр, потому что мелодии менялись каждые 15 секунд, их было много и все они были танцевальные, изюминки добавлял английский язык.
Ансамбль «Спейс» — Волшебный Полет (1983). Если ты смеёшься над русской локализацией, то вот тебе пример. Советские умники взяли дебютную пластинку Magic Fly французского электронщика Didier Marouani и его группы Space, чтобы перевести как «Спейс» — Волшебный Полёт.
Так подробно остановился на этих двух пластинках, чтобы зафиксировать: уже в дошколятском возрасте я полюбил электронную музыку.
Что слушал, когда подрос: кассеты и диски
В статье ниже перечислил электронщину на кассетах и дисках, которые формировали мой вкус. Ещё записывал много крутой электронщины с канала Fashion TV, не ради дефиле красоток!
Отдельно скопирую кусок текста из той статьи про группу Orbital:
Orbital выделяются среди прочих, потому что они не просто расширили горизонты, они сказали «Шли нахер, что слушал до этого и пошли с нами!». Именно эта группа сделала меня исследователем электронной музыки во всех ее странных проявлениях. Пришлось зарываться в IDM и с брезгливостью поглядывать в сторону EDM. Они окончательно размыли понятие какого-то там «вкуса». До сих пор считаю их треки Doctor?, Spare Parts Express, The Girl With The Sun In Her Head великими.
Забавно, как у меня появился первый диск этого дуэта. Мама работала в общежитии, и туда заехала команда хоккеистов из России (мы жили в Казахстане). А когда они свалили, само собой продув нашей команде, мама в шкафчике одной из комнат нашла диск.
Вот так плавно через винил кассеты и диски дохожу до ПК, на котором появилась первая программа для создания музыки.
Первые попытки «творчества»: HipHop eJay, eJay Techno, eJay Dance
Был период в пару лет, когда игры на ПК конкурировали с простенькими программами для создания музыки. Сначала появился диск HipHop eJay 5. Работал он по простому принципу: выбираю из готовой библиотеки блоки с битами, мелодиями, вокалом, басом, перетаскиваю на дорожки. Все блоки подобраны идеально, поэтому всегда получается ХОТЬ ЧТО-ТО.
Я быстро смекнул, что блоки можно резать на части любой длины, тасовать куски между собой. Таких вроде простых инструментов хватало, чтобы прибывать в постоянном восторге от любой новой мелодии.
Звучат эти мелодии простенько, но прикинь, как взрывался мозг у пацана, который до этого музыку слушал только по радио и на кассетах, а тут оказывается можно что-то делать самому и даже микрофон поверх записывать. БОМБА!
После эпохи хип-хопа пришло время двух других программ из той же серии: eJay Techno и eJay Dance. Любое свободное время я тратил на создание мелодий, а игры ушли на второй план. И уже тогда думал, вот бы где это выпустить. Но записывал лишь на болванки, которые иногда крутили у пацанов в машине.
Недавно собрал в один микс все, что осталось с тех времен, и закинул на Ютюб — теперь это будет жить вечно, а не сохнуть на накопителе. Я люблю эту музыку, есть в ней что-то наивное, лоуфайное, но чистое, от пацана, который укрывался от мира и делал что-то для себя и сам же от этого кайфовал.
Потом я переехал в Россию и на все забил. Прошло 6 лет, прежде чем снова взялся за музыку. Тогда и открыл для себя Ableton — инструмент совсем другого уровня, профессиональный и с бесконечными возможностями. В то время работал вахтовым методом по 3—6 месяцев, 6 дней в неделю. Что делать в свободные часы, вдали от друзей, в кругу странных личностей? Закрываться от всего в Аблетоне...
В итоге вот две фотографии, как машина времени с тех событий до сегодняшнего дня:
Такая история. Еще раз, этим ностальгическим блоком хотел донести, что Я НЕ МУЗЫКАНТ, у меня нет музыкального образования на теле в виде гитары, да и на гитаре не умею играть, нет каких-то одаренностей и талантов. Просто на очень любительском уровне понемногу интересовался созданием музыки на протяжении 18 лет, до конца дело не доводил.
А тут взял и довел наконец-то!
Как пишу музыку
Это мой приблизительный путь от оборудования и идеи до релиза. Никакой теории с потолка, только мои шаги. Смотреть на этот опыт, брать с него пример или нет — твое право. Тем более каждый делает по своему. С удовольствием почитают твои советы, как начинать, как заканчивать и как продвигать музыку.
Выбираю программу, в которой писать музыку
Чтобы создавать, записывать, редактировать и сводить музыку на компьютере, нужна специальная программа. Такие домашние студии звукозаписи обзывают DAW — Digital Audio Workstation.
Среди таких программ есть лидеры: Ableton Live, FL Studio, Cubase, Studio One, Logic. Споры о том какая DAW лучше, такие же душные, как и споры между фанатами игр и железа на ПК. От себя скажу, что мне плевать где сочинять музыку, любая прога даст столько возможностей, сколько сможешь унести. В какой-то момент я даже подумал, что лучше бы было поменьше всего, а то глаза разбегаются.
Себе когда-то давно выбрал Ableton Live, по трем причинам:
- В нем работают те, кого я слушаю, типа Four Tet, Nosaj Thing, Flying Lotus и прочие.
- Там есть окно Session View — такая песочница для импровизации, очень прикольная.
- Прога популярна у диджеев для лайвов и сетов. Я наивно верил, что такое пригодится. В итоге один раз свел несколько треков и выложил на Саундклауде — это все мои движения в сторону сетов.
Цены на такие программы кусаются, но всегда можно скачать с «зеленого» сайта, чтобы попробовать, покрутить и понять, нужно ли тебе вообще это.
Выбираю оборудование для музыки
Самый минимальный набор, чтобы извлечь и записать звук — это ноутбук (ПК) и DAW. Дальше начинаются понты и попытки найти какой-то волшебный инструмент, который поможет творить круче и быстрее.
Из справедливых понтов я выбрал для себя 4 штуки:
- Миди-клавиатура — это «синтезатор», который не издает звуки сам, а лишь отправляет сигналы в DAW, а та уже воспроизводит, что пожела., от лая собак и стонов француженки, до битов, эффектов и синтов. Мне с медюшкой удобно, потому что наигрываю мелодии, а это делать приятнее руками, а не мышкой.
- Мониторы — специальные студийные колонки, с которыми якобы могу услышать «честный» звук без приукрашивания басами и эффектами, как у обычных колонок. Написал «якобы», потому что с моим одним ухом все равно нюансы не различить, звук и звук...
- Внешняя аудиокарта — без нее не подключить к ноуту мониторы, микрофоны, усилители и прочее! А еще поговаривают, что она позволяет получить качественный звук при записи и прослушивании.
- Наушники — сегодня я бы взял любые, но когда-то искал мониторные наушники, они такие же «честные» как мониторы. Опять же со своим монослухом мало что понимаю в этом.
Если денег мало, а крутые игрушки хочется, то всегда есть Авито и зарубежные магазины. Я брал свое добро в немецком MUSIC STORE. Вышло в два раза дешевле, чем если бы я покупал все в России.
К примеру монитор Adam Audio T5V у нас сейчас стоит от 25 000 рублей, а там за бугром 133 евро или 12 000 рублей! Разница ощутимая.
Не помню, сколько тогда заплатил за все, но сегодня ценники такие:
Еще раз! Самый минимальный набор: ноутбук (ПК), DAW и любые наушники. Можно даже без наушников, если никому не мешаешь. Даже DAW не нужна, например, есть бесплатный и неплохой Garage Band на Mac.
Вроде все есть: желание, программа, оборудование. Поехали создавать что-нибудь!
Как выглядит Ableton
Это лирическое отступление, чтобы новички увидели, как выглядит экран программы, точнее два экрана.
Session View — экран для импровизации, живых выступлений и набросков трека из клипов, лупов и прочих деталек.
Arrangement View — основной экран для создания структуры трека, полноценной аранжировки и сведения.
Избавляюсь от страха белого / чистого листа
У меня часто крутятся в голове разные мелодии, но я их стабильно забываю зафиксировать на диктофон свистом или еще каким шумом из тела. Поэтому чаще всего придумываю мелодии с нуля, просто балакая на синтезаторах, или ковыряя разные звуки.
Это я к тому, что не нужно ждать вдохновения или гениальной идеи: сажусь, открываю программу, начинаю что-то делать. Чаще всего для раскачки мастерю по быстрому драм (барабанную) партию — она качает и на нее легко ложатся другие звуки.
Покажу очень грубый набросок для примера.
Добавляю kick и snare
Начинаю с базы, так сказать. Kick и snare задают ритм и под них можно подбирать мелодии, басы и что угодно.
На глаза (на ухо) попался Hat — это тсс тсс тсс тсс тарелочки, которые дребезжат в любом треке. Они отлично заполняют пустое пространство:
Заготовка ритма готова. Дальше на нее могу накидывать, что угодно, менять, ломать, что-то убирать, что-то добавлять. Но пока что хватит.
Добавляю бас
Это те самые басы, которые пердят из «заниженных тазов» и набирают прослушивания в соцсетях и на ютюбе. Бас не слышно, если колонкам и наушникам не хватает низких частот. Но я без баса не могу, он будто скелет: держит на себе все остальное в треке.
При этом с басом дружу плохо, потому что порой сложно подобрать его так, чтобы он не конфликтовал с мелодией, да и с моим слухом сложно понять, где перебор по басу, а где недобор. Поэтому пока что просто делаю, как нравится.
Для поиска того самого ЗВУКА подключаю знаменитый синтезатор Serum — он устанавливается отдельно от Ableton и стоит 189$. Да, дорого, но опять же есть сайты, где все бесплатно.
Какое-то время лабаю по клавишам, чтобы найти приятный мотив, желательно чтобы качал именно меня! В итоге выбираю всего две ноты ДО и ФА, чтобы получилось это:
Добавляю что-нибудь протяжное
Сейчас в наборе звуков все слишком короткое и резкое — захотелось пэда. Pad — это такие длинные звуки типа струнных пиликалок. Пэды отлично заполняют пространство.
Синтезатор с пэдом входит в библиотеку инструментов Komplete Kontrol от Native Instruments — именно этой фирмы у меня миди-клавиатура, а всякие звуковые ништяки шли в подарок. Выглядит синт вот так.
Добавляю первую мелодию
Громко я ее назвал: М-Е-Л-О-Д-И-Я! На самом деле это обычная последовательность нот лесенкой, чтобы разнообразить трек. Основная мелодия будет следующим шагом.
Синтезатор для такой мелодии выглядит вот так и он тоже от Native Instruments.
Добавляю вторую ОСНОВНУЮ мелодию
Это самая вкусная часть, ради чего все и затевается. Люблю красивые мелодии, но не умею играть на пианинке и нот не знаю. Поэтому подбираю все на слух. Так и в этот раз, минут 40 перебирал клавиши, чтобы получилось это.
И как же мне нравится эта партия ААААААААААА!!! Вот в такие моменты приходит какое-то чувство радости и вдохновения, хочется творить дальше и что-нибудь натворить. Жаль, в итоге рутина убивает творческую жилку и я бросаю демки на полпути... Но это другой разговор, будет дальше.
А дальше много рутины
Я показал верхушку айсберга, потому что толком ничего и не сделал. Часто на этапе такого огрызка работу и заканчиваю. Почему? Потому что дальше начинается меньше творческая и больше рутинная работа, чтобы огрызок стал слушабельным, имел нормальную структуру с вступлением, развитием, эпиком и затишьем.
А для это нужно работать с разными аранжировками, эффектами и пространством, раскидывать трек на 3—6 минут, чтобы не наскучил, думать над ритмом, ямами и панорамой. А это я еще не говорил про самую унылую часть: сведение и мастеринг.
Готовые треки хотят сведения и мастеринга
Выше показал, как начинаю делать трек, потом сказал, что за созданием этого скелета идет много рутины. Шаг за шагом демка из 3—5 дорожек превращается в это:
Теперь этот цветастый набор нужно свести и отмастерить. Свести, значит выровнять все звуки в треке, чтобы они не спорили друг с другом, не орали и не глушили друг друга. Это душная работа с эквалайзерами, громкостью, эффектами и панорамой. Отмастерить, значит финально обработать все по громкости, чтобы трек хорошо звучал в наушниках, на колонках, в телефоне.
От такой возни я сознательно отказался. Меня учили этому на курсах, сам много практиковался, но есть проблемка: глухота на одно ухо, то есть у меня буквально моно, а не стерео. А теперь прикинь, как сводить трек по панораме, если все звуки только в левом ухе, а должны бегать и в правом, и вокруг головы, и впереди, и сзади...
Пришлось довериться профессионалу, инженеру по звуку, который за деньги помог все сделать. Вот пример трека до сведения и мастеринга:
А вот после:
Кстати, именно из-за этого финального этапа опускались руки, а треки откладывались и откладывались до призрачных лучших времен, которые никак не наступали. Иногда лучше понять, что тебе интереснее всего делать из большого процесса создания музыки, а все унылое и скучное отдать на аутсорс.
Собираю треки в мини альбом и делаю обложки
Изначально в мини-альбоме было 5 позиций. Но трек Ray of Light слишком выбивался по настроению, захотелось выделить его отдельно. Поэтому решил разделить: мини-альбом из четырех треков и EP с одним треком.
С обложками было сложнее. Я отбивался от огромного поля с идеями, которые можно прорастить. Для вдохновения листал Пинтерест, гуглил лучшие обложки в мире, смотрел, что там у других электронных музыкантов, собирал коллажи в Фигме. Ничего не нравилось. Нейросети избегал осознанно, хотел сделать что-то сам.
В итоге вопрос решился с неожиданной стороны: я поменял «сценическое имя» Chiatomuza на Lebed — я же Лебедь! Пусть будет и на обложке этот изяшный птиц. Полез на Шаттерсток и нашел там две фотографии Лебедей, а заодно логотип и наушники.
Поковыряв эти картинки в Фотошопе, как-то поиграв с шрифтами, получил две обложки.
Ищу музыкального дистрибьютора
Я наивно полагал, что сейчас загружу готовые треки на нужные площадки и все. Но так не работает. Обязательно нужен дистрибьютор — это компании, которые доставят мою музыку до стриминговых площадок. Есть еще лейблы, они делают тоже самое и даже больше, но лейблу должно понравится мое творчество, а дистрибьюторам плевать. Так что выбора нет — ищу дистрибьютора.
Я выбрал Silk, потому что он бесплатный, а деньги берет лишь за прибыль с моих треков. Я в чудо-прибыль не верю, вряд ли с моих треков будет что-то капать. Все равно пришлось делиться паспортными данными, ИНН и Снилсом, чтобы можно было получать вознаграждение за монетизацию творчества.
Если тебе предстоит тоже кого-то выбирать, то можно начать с чтения статьи «Как выбрать дистрибьютора? Большая сравнительная таблица».
Заявку на релиз подал 7 октября 2024 года, но подписали договор только 9 января 2025 года. Долго получилось. Я ждал и писал модерам, на что получал шаблонный ответ «Добрый день, юридическому отделу потребовалось больше времени для формирования договора, ожидайте уведомлений в личном кабинете в ближайшее время...». Но я никуда не торопился, так что особо не парился.
После возни с документами оставалось заполнить данные о релизах и отдать на проверку. На это ушло еще 20 дней! Все никак не мог правильно заполнить данные о себе, не перепутав реальное имя с псевдонимом.
После всей волокиты с документами и заполнением полей получается такая страничка.
Но и это еще не все.
Регистрируюсь в BandLink
BandLink — сервис, который создает красивую ссылку на мою музыку: собирает нужные стриминговые платформы (Spotify, Apple Music, YouTube и др.) в одну страницу, чтобы тебе было удобнее выбирать, где слушать релиз. Я тебе даю ссылку, ты кликаешь, а там:
Если Silk раскидал мои релизы по разным площадкам (кажется, больше 150 площадок), то в BandLink я сам выбираю, какие площадки отобразить на страничке. Плюс, в сервисе есть свои инструменты аналитики, на которые мне пока рано разевать рот.
Финальный шажок — подтвердить, что я настоящий, а не фейк и профиль принадлежит мне. Называется «Верификация артиста». Делается быстро.
Все готово. Теперь я официально музыкальный продюсер!
Засорил собой все сервисы!
Приятно! А когда была лишь мысль в голове, лишь идея и желание, потом чего я десятки часов сидел в Аблетоне и ковырял звуки, выстраивал композицию и с трудом решал, что убрать, а что добавить...
Отказываюсь от псевдонима Lebed
Все просто: ЛЕБЕДЕЙ дохрена. В Яндекс.Музыке вообще случился казус: мои релизы смешали с какой-то поп-певицей, которая тоже обозвала себя Lebed. Но крутая модерация быстро разобралась с вопросом и выделила мне отдельное гнездо.
Вот что с Лебедями творится на Спотифае:
Можешь послушать, что получилось
Я до последнего изворачивался, чтобы не показывать никому то, что делаю для себя. Из-за этого и статью откладывал, слишком переживал, ведь критиковать все умеют, а хвалить нет. А еще хуже, если вообще все пройдет нейтрально, уж лучше жить в своей раковине (как говорят на ДТФ, в манямирке) и самому кайфовать от своего музла.
Но раз уж сказал «А», то говорю и «Б». Вот те самые BandLink ссылки с моими треками:
Мини-альбом из четырех треков, один из которых это благодарность подписчикам с ДТФ:
EP из одного трека:
Мне нравится то, что получилось (странно, если бы я мучился с тем, что не нравится), но за пару сотен прослушиваний во время создания и полировки, треки приелись. Особенно было больно, когда я не мог вовремя остановиться: уже готовый трек подвергался правкам, каждый день обрастая новыми лишними деталями. Ведь трек как и ремонт можно делать бесконечно, и вовремя остановиться — это хороший скил!
Три мои проблемы при написании музыки
Перечислю, что замечаю за собой, а ты может узнаешь и себя.
Не могу доделать трек
Найти идею — легко. Найти возможности — легко. Набросать трек — легко. Как-то свести и отмастерить — легко. Придумать обложку — легко. Найти время на музыку — легко. Доделать трек до конца и выпустить — невозможно!
Это моя главная беда и беда многих, за кем я следил и с кем общался. Люди делают десятки набросков, сохраняют десятки проектов, постоянно накручивают звук и ищут что-то особенное в звучании. Но никто не завершает треки. Про финальные штрихи и выпуск треков даже отдельные курсы есть, настолько эта беда распространена.
Почему так? Потому что главное веселье — найти крутой звук, а потом уже начинается рутина, труд, а трудиться мало кто любит. Мне веселее идеи искать, а не полировать готовое... Именно поэтому сейчас так радуюсь, что хоть 5 треков довел до финала, без разницы в каком виде, главное, что я их отпустил в мир!
Не могу определиться с жанром
Если кто добрался до ссылок на мои релизы, то услышал, что музыка то электронная, а вот по жанрам какой-то разброс. И как же это бесит. Даже немного завидую продюсерам, которые фигачат только биты, лоуфай хаус, эмбиент и фонк — легче прогрессировать в одном жанре, чем размывать фокус по всему подряд.
Сейчас у меня в папках есть наброски хип-хопа, драмчика, техно, хауса, какие-то непонятные эксперименты, но нет четкого понимания, что именно я хочу. Есть два ориентира в сторону которых можно идти: саундтрек для какой-нибудь индюшки (хотя там тоже в жанрах разброс) и вот этот шедевр на века:
Теряюсь в бесконечных возможностях
Сто лет назад, ковыряясь в Аблетоне, подумал про себя «Безграничные возможности ограничивают». Патентую эту фразу, потому что жиза. Открываю программу, а там тысячи семплов и звуков, с полсотни инструментов и эффектов, которые еще и настраивать можно, за пределами проги интернет завален миллионами семплов и синтезаторов, внутри которых тоже свои заводы для креатива — и все это можно тасовать между собой миллиардами вариантов. Голова идет кругом!
Опять же, если ты точно определился с жанром, то будет проще, все таки формулы и наборы базовых звуков и синтов есть у каждого жанра. Но меня постоянно сбивают с пути эти возможности вокруг. Нужно как-то себя нарочно ограничивать.
Я бы мог добавить к этим трем проблемам синдром самозванца и попытки ориентироваться на «звезд» (ну знаешь, у которых звук вылизан профессионалами в многомиллионных студиях звукозаписи), но это мелочи, с которыми как-то научился справляться.
Учиться самостоятельно, на курсах или как?
Разговоры про онлайн-обучение — тема скользкая. Сейчас любой фанат бесплатного обучения на Ютюбе перекричит тех, кто предпочитает курсы с хорошими преподавателями. Я вот предпочитаю платить за обучение, поэтому учился три раза, два из которых неудачно.
Никита Сталкер
В 2012 году на глаза попался курс про Аблетон от Никиты Сталкера (он действующий продюсер, пишет psytrance). Тогда еще курсы выглядели как диск или книга с обложкой, слепленные в Фотошопе, помнишь? Купил.
Азы программы изучил, но не понравилось подача Никиты, уж очень унылая и даже душная. Вместо того, чтобы обучать «скелету» трека, он сразу лез в какие-то дебри и мелочи, которые судя по всему слышит только он. Сейчас искал, чем он занимается, а оказывается из его тренингов выросла огромная тусовка преподов и учеников с десятками тренингов и вебинаров — Zwook.ru. Красавчик!
Антон Маскелиаде
В 2020 году нарвался уже на толкового человечка — Антона Маскелиаде. Он вел офлайн курсы в Москве, но тут решил запустить тестовый онлайн-курс «Твой первый трек». Я записался, уж больно харизматичный Антон, и прикольная у него методика обучения: с первых уроков уже получается трек, даже если ты полный ноль.
У школы Антона есть два преимущества, ради которых я в принципе хожу на онлайн-курсы: крутой преподаватель и крутое комьюнити. Антон круто все объясняет, умеет вдохновить, показать на своем примере, что музыка везде, вокруг нас, и такая, какую ты сам хочешь слышать и создавать. Комьюнити же состоит из людей разных профессий и всегда поддержит без негатива, но с конструктивом.
Уже позже Антон в паре с Ильяховым выпустил книгу «Твой первый трек» — книга потрясающая. По сути она повторяет курс, только без поддержки, обратной связи и тусовки. Но как вариант, можно начать с нее, тем более она круто сверстана и реально вдохновляет, забота на каждой странице.
Tramplin.PRO
Через пару лет нарвался еще на одних крутышей. Тусовка и поддержка мне уже была не нужна, но эта школа предлагала что-то уникальное — обучение тет-а-тет с действующими продюсерами в разных жанрах. И среди этих преподов числились ребята из D-pulse — ижевские электронщики со своим уникальным космическим звучанием (кидал выше их трек Velocity Of Love).
За такое обучение готов был много заплатить, ведь учиться у любимого музыканта — круто. Но менеджер сказал, что они больше не преподают. А я уже загорелся, накрутил себе, что обучение один на один — это тема. В итоге выбрал другого препода, называть его не буду. Раз в неделю мы созванивались, он включал трансляцию экрана и рассказывал всякую базу про Аблетон, фишки в жанре Хаус, про драм-партии и басы. Но мне кое-что не нравилось... Он не умел давать обратную связь, и на каждую выполненную домашку говорил только «Ну ОК».
Из 10 занятий я отучился половину. Бросил, когда он вместо адекватной критики сказал, что ему не нравится мелодия, которую я сочинил. Почему? Непонятно. Как исправить? «Покрути еще!». Кайф... Предпосылки его странной обратки были и на прошлых занятиях, но это был перебор. На следующее занятие я не пришел.
Так где учиться
Курсов расплодилось! Всякие Скилбоксы и Нетологии давят рекламой и обещаниями, расхватали в преподы знакомые имена из электронной сцены, но забыли о главном: нужно уметь учить! Из моего трехразового опыта учить умел только Маскелиаде.
Но ты сам смотри, я же не знаю твои пожелания, вариантов десятки, есть даже Аудиошкола DJ Грува. Все полезное уже давно есть в бесплатном доступе, на Ютюбе, на торрентах и на Складчинах, было бы время и желание.
Я от себя кину несколько интересных ссылок, чтобы ты мог полистать, потыкать и послушать. Есть реально клевые сайты.
Ableton Reference Manual — если ты решил взяться за Аблетон, то на сайте есть огромная подробнейшая инструкция по всем функциям.
Making Music 74 Creative Strategies for Electronic Music Producers — знаменитая книга про разные креативные техники вдохновения, если ты продюсер.
Ableton: Get Started Making Sounds — шикарный практический курс про звук. Там всякие LFO, фильтры, осцилляторы, волны. Просто даже интересно погулять по страницам и покрутить крутилки и подвигать ползунки.
How Music Works — тоже интересная статья про теорию музыки. И снова все можно трогать и слушать, как меняется звук.
Ableton: Get Started Making Music — еще одно крутое интерактивное онлайн-руководство, но уже по созданию музыки. Там и про биты, и про басы, и про мелодии. Очень увлекательно.
Groove Pizza — забавный конструктор лупов, чтобы увидеть разные виды ударных, послушать ритмы и составить свои цепочки.
Изучаем звуковые волны — шикарный интерактивный гид про звуковые волны.
Если говорить про каналы на Ютюбе или Телеграм каналы, то ничего не читаю и не смотрю. Сейчас я подписан только на канал Маскелиаде в телеге и канал synthe на Ютюбе — у них короткие видео и гениальная подача.
А лучше всего учиться по мемам.
На самом деле раньше был подписан на десятки каналов, где продюсеры делятся опытом, фишками и секретами, разбирают хиты и коллег, слушают демки новичков. Но я пересмотрел такого и совсем перестал что-то делать сам. Смотреть и не делать оказалось «продуктивнее», чем смотреть и делать... Поэтому сейчас поступаю проще: увидел фишку → применил, или пришла идея → загуглил, как ее сделать.
Кажется, все рассказал, что хотел... Тебе остается либо вдохновиться, либо порадоваться, либо пройти мимо, либо треснуть от ярости, что какой-то нубас с горстью очередной музыки что-то еще и рассказать пытается.
Коммерческое предложение для тебя
Два года назад, спустя сутки после своей ДэРэшки предложил ДТФ-ерам дать мне денег с дальнейшим упоминанием имени в треке. Спасибо всем кто откликнулся и поддержал меня. Я же пообещал и сделал!
Взял мотив из другого трека в альбоме и позвал Sm3tana на озвучку. Она зачитала список всех донатеров, в конце поблагодарила за вклад, а я раскидал голос по таймлайну. Получилось так:
Теперь на всех музыкальных площадках существует трек «Thanks DTF», где женский голос объявляет знакомые имена: Райан Гослинг, Клуб фанатов киберпанка, Kot Leopold, Антон Снаговский, Рюрик, Алексей Комраков и так далее!
Хочу повторить такое. Но теперь будут лоты:
- 500 ₽ — женский голос упоминает тебя в одном треке, вместе с другими неравнодушными.
- 5000 ₽ — твой личный трек, где упоминаю только тебя.
- 10 000 ₽ — называю трек в честь тебя + упоминание в этом треке.
По итогу все в шоколаде. Я в шоколаде: деньги пойдут на оплату инженера по звуку, чтобы треки звучали лучше, а я сосредоточился на творчестве, а не рутине. Ты в шоколаде: становишься частью истории и помогаешь мне. Считай, что это как упоминания Бустеров, только эпичнее.
Единственное, не могу гарантировать, что получится хороший трек. Мне он в любом случае будет нравиться, а за тебя не ручаюсь. Сделаю все треки до конца 2025 года.
И я понимаю, тонкая душевная натура ДТФ-ера не выдержит такого «нахальства», что какой-то несостоявшийся музыкантишка хочет денег за свои треки. Но я ведь и не настаиваю на обязательную плату. Треки в любом случае пишутся без помощи со стороны, да и каждый распоряжается средствами, как хочет. Главное, во всем этом — поддержка автора.
Дарю лучшую книгу по созданию музыки
Расскажи в комментариях о своем опыте, или о желании что-то написать. А я крутану рулетку и счастливчику подарю книгу «Твой первый трек» — идеальный старт для будущего хитмейкера.
Сейчас есть второе издание за 1900 рублей на Озоне. Кажется, разница лишь в том, что появилась глава про лайвы — живые выступления. Если тебе такое надо, то лучше покупай второе издание, но мне кажется, что и первого хватит с головой.
Теперь точно все сказал. Отпускаю эту статью-долгострой, как и те 4 трека, которые так долго шли к релизу из-за моих тараканов и жизненных обстоятельств (еще и игры отнимают время, уууууу).
Желаю любому нынешнему и будущему певцу, музыканту и продюсеру, чтобы треки быстро доходили до релиза, собирали сотни тысяч прослушиваний и находили преданных фанатов!
P. S. Если вдруг соберешься на курс «Твой первый трек», то мне дали промокод на 10% по кодовому слову SWAN. И это не реклама, а совет от души и от человека, который сам проходил и остался в восторге