Вспоминаю любимые фильмы из детства, которые были золотым фондом моей VHS коллекции
Вряд ли ты найдешь в этом списке что-то новое, кроме ноток ностальгии по тем временам, когда трава была зеленее, а кассеты можно было мотать карандашом. Все фильмы из списка недавно пересматривал — и все они прошли проверку временем. Коротко, рассказываю про каждый. Приятного!
Типа дисклеймер. Сюжеты любимчиков нарочно не рассказываю, потому что в боевиках они либо особо не играют роли, либо ты итак знаешь все истории этих баянов. А на сам пост меня вдохновил Art and Zelgedis с движухой про видеоартефакты — спасибо ему!
Драйв (1997)
Всего лишь лучший боевик с Марком Дакаскосом и с постановкой драк местами как у Джеки Чана. Почти без остановки и лишней болтовни Дакаскос эффектно и смешно избивает людей, а сбоку за кривлятельный юмор отвечает чокнутая Британи Мерфи и вечно перепуганный черный напарник.
Меня и по молодости удивляло, что фильм вроде голливудский, но драки какие-то азиатские, поэтому и сравнил с Джеки. Оказалось, что у руля стоял режиссер дилогии «Гайвер» Стив Ван, а за драки и координацию трюков отвечала знаменитая японская команда каскадеров Kurata Action Club.
Матрица (1999)
Когда-то по ОРТ, он же «Первый канал» до 2002 года, крутили зарубежную передачу а-ля «ТОП 10 кассовых бомб» — оттуда я черпал знания про голливудское кино. И аж на протяжении двух месяцев подряд каждую неделю я любовался, как первые места по сборам удерживала «Матрица».
Выучив наизусть все культовые нарезки из той передачи, параллельно заглядывал на вещевой рынок «Бак-Бак» в ожидании пиратского «VHS-релиза». А когда это свершилось, я бежал домой с кассетой в руке. Там много ни один фильм не пересматривал подряд. И оно того стоило, это была реально революция в жанре!
Уже вторую часть я не искал в прокате и не смотрел на VHS. В 2003 году мир завоевал DVD, а пиратку фильма все пацаны передавали по винчестеру. Вот такой технологический скачок между двумя частями.
Крепкий орешек 3 (1995)
Хоть первые две части и кочевали на кассетах по рукам, я как-то умудрился их пропустить. Зато в третье приключение Брюса втрескался сразу же. До сих пор считаю, что это практически лучшая часть квадралогии про Макклейна.
Не грози южному централу, попивая сок у себя на квартале (1996)
Об этой «матерной» комедии все шептались в классе. Я сходил в прокат, взял кассету и посмотрел, потом пересмотрел с друзьями. Об этой черной пошлятине в смешной озвучке стали шептаться по всему двору. Кассету в итоге пришлось выкупить, потому что она пошла по рукам. Наша тогдашняя версия была в озвучке Павла Санаева — и до сих пор считаю ее лучшей, хотя может это синдром утенка.
Самое ироничное, что после «Южного централа» невозможно серьезно воспринимать основных жертв пародии, драмы про будни черных: «Угроза для общества» (1993) и «Ребята с улицы» (1991) — я смотрел эти фильмы гораздо позже, и всё время улыбался, хотя темы поднимаются серьезные.
Взрыватель (1998)
Лучший боевик с Дакаскосом вспомнил, а вот вспоминаю лучший боевик с Жан Клодом! Годик назад его на пару с «Драйвом» и «Большим делом» пересматривал в рамках движухи «А не воняет ли то древнее дерьмо, что я любил раньше?» Нет, не воняет. Режиссёр Цуй Харк — гений необычных ракурсов камеры и маэстро зрелищного экшона, и здесь он оторвался на все деньги. Жаль, что на IMDb у «Взрывателя» рейтинг 4,9 баллов — это несправедливо!
Если кто смотрел «Взрывателя», то мог заметить сходство с другим байопиком про Ван Дамма «Колония». И сходства реально есть, как и в количестве азиатских актеров, так и в постановке с налетом комедийности и оригинальности. Просто режиссер всё тот же — Цуй Харк. «Колонию» также заклевали на западе, даже одарили «Золотыми малинами», но как по мне это второй лучший боевик с Ван Даммом.
Время не ждет (2000)
Когда я только зарегался на ДТФ, то приходил к народу с запросом помочь найти фильм. Поста уже нет, но там было что-то вроде «Группа наемников эффектно охотится друг на друга в каких-то азиатских трущобах». ДТФ-еры как обычно помогли и подсказали название фильма, а я разблокировал воспоминание о кассете, сцены из которой навсегда отложились в памяти.
Чуть выше я писал про фильмы Цуя Харка «Взрыватель» и «Колония». Так вот он снял и боевик «Время не ждет». Сам того не зная, когда-то в додвухтысячных мне нравилось сразу три фильма одного и того же режиссера — чудно.
Как и «Взрыватель» на сюжет нет смысла смотреть, зато можно и нужно любоваться тем, как режиссер изобретает свой экшен-сторителлинг: он отказывается от голливудского пафоса, отказывается от поэзии Джонни То и напора Джона Ву, но ищет магию в точечных действиях персонажей и изобретательности поединков.
К примеру та самая экшен сцена в трущобах длится почти 20 минут, но при этом действия там мало. И всё равно от экрана не оторваться, потому что экшен круто складывается из взаимодействия наемников с окружением и знания привычек и скиллов друг друга.
Теперь хочу больше Цуя Харка! Добавил несколько его фильмов на просмотр, а «Близнецов драконов» просто хочу пересмотреть.
Большое дело (1998)
А вот сейчас уже интересно. Выловив этот фильм из недр памяти, у меня сложилось впечатление, что я уже по молодости тяготел к азиатской школе: Стив Ван, Цуй Харк, Джеки Чан (о нем ниже), а теперь и гонконгский режиссер «Большого дела» Кирк Вон.
Боевика, кстати, тут не так и много: экшен сцена вначале фильма и финальная заварушка спустя час. «Большое дело» всё же тяготеет к криминальной комедии про нежелательное похищение и жестокую расплату за него.
27-летний Марки Марк здесь играет свою лучшую роль*, эдакого супер наивного и доброго киллера, которым вертит и жена, и любовница, и похищенная школьница, и коллеги по работе — лох с пушкой. Смотреть за этим весело. Рыженький Уолберг умудряется вызвать сопереживательные эмоции, а его наглый коллега по убийствам в исполнении Лу Даймонда Фииллипса — негативные.
* — после владельца огромного пениса в «Ночи в стиле буги» (1997) само собой!
Весь Джеки Чан
Оооооооо, про этого паренька могу написать серию ностальгических лонгридов! Всего в моей VHS коллекции было около 40 фильмов с Джеки Чаном — это дофига для пацана, который жил в провинции провинции (это не повтор). Спасибо продавцу кассет, который тоже был фанатом, и из каких-то магических шляп записывал мне по два фильма разом. Так я смотрел всё, что нынче мало кто запустит, по типу «Бесстрашной гиены» и «Покровителя». Перечислю лишь троицу самых пересматриваемых именно «лицензионных» кассет:
Кто я? (1998) — насыщенный событиями блокбастер и легендарная драка на крыше с двумя хорохористыми петушками! Джеки катается с крыши небоскреба, изображает спецназовца и бегает в деревянных ботиночках.
Мистер Крутой (1996) — практически безостановочный поток слэпстика и бастерокитоновской изобретательности. Джеки отбивается от колес самосвала ногами, показывает поварские трюки и СНОВА бегает аж с тремя девушками.
Первый удар (1995) — обожаю легендарную драку стремянкой и прыжок в ледяную воду! Почему то у нас фильм обозвали «Первым ударом», хотя оригинальное название Ging chaat goo si 4 — то есть «Полицейская история 4». Или я что-то путаю.
Кто какую эпоху носителей зацепил?
И вот перечитываю список и понимаю, что мое поколение смогло зацепить эпоху VHS, а затем пошли DVD и так далее. У моих родителей же вместо VHS кассет были кинотеатры и телевиденье. А уже поколение после меня пропустило либо VHS, либо даже DVD, скакнув сразу на киньчики из ВК (или где там молодежь с кинематографом знакомилась?).
Я бы мог толкнуть речь, что раньше было ламповее, ведь нет ничего прекраснее чем таскать с собой кассеты и мотать их до нужного места. Но нет. Сегодня круче: фильмы доступны ВЕЗДЕ и есть любые инструменты для удобного просмотра — класс!
Кстати, нашел на просторах интернета некоторые обложки кассет, прям как у меня и были. Почти весь список состоит из боевиков... Как так получилось, неясно. Это не нарочно!
Рассказывай, какие фильмы ты запомнил из своей молодости? Какие полюбил? Может какие-то уже неактуальны сегодня, или наоборот, не растеряли своего шарма?
P. S. Тут, кажется, «Кинопоиск» решил сделать свой Letterboxd. В связи с зову тебя подписаться на мою страничку, чтобы я проверил, несколько функциональных приколов. Через пару дней отчитаюсь, что узнал.