«Я создаю формы и идеи, но за них не отвечаю»: как Жан Жиро стал легендарным Мёбиусом

Ровно десять лет назад из жизни ушёл Жан Жиро. Вспоминаем о творческом пути французского художника, который изменил не только индустрию комиксов, но и голливудские блокбастеры.

Работа Мёбиуса. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsun9-63.userapi.com%2Fimpg%2FB8oxk9kJ5_K7dYCwNL0mgiFbSNSiBRFW_a9v3w%2FIB0SnKSgtaY.jpg%3Fsize%3D1280x970%26amp%3Bquality%3D96%26amp%3Bsign%3D35552c24e41b620cb392c64c9d4c24eb%26amp%3Btype%3Dalbum&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Мёбиуса. Источник

Жан Жиро или Мёбиус сделал настолько большой вклад в искусство, что ещё при жизни его называли классиком и даже «папой комиксов» по аналогии с Джеком Кирби («Король комиксов», создал Капитана Америку, Фантастическую четвёрку и Людей Икс). За свою длинную карьеру Жиро нарисовал легендарные графические романы Arzach, The Airtight Garage и Incal, запустил влиятельный журнал Metal Hurlant (в Штатах известен как Heavy Metal), поработал над несбывшейся экранизацией «Дюны», фильмами «Чужой», «Трон» и «Пятый Элемент». Ещё Мёбиус дружил с Хаяо Миядзаки и даже назвал свою дочь в честь одной из его героинь — «Навсикая».

Мёбиус и его работы. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fmoebiusclub&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Мёбиус и его работы. Источник

У Жиро не было драматичной истории успеха, он очень много работал, представлял выдуманные вселенные и не стесняясь изображать даже самые дикие и сложные образы.

Я художник. Я делаю комиксы и моя главная задача — рисовать.

Мёбиус

«Я научился справляться с чувством, что меня бросили»: детство, развод родителей и учёба в академии

Молодой Жан Жиро в академии École Duperré. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fmoebiusclub&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Молодой Жан Жиро в академии École Duperré. Источник

Жан Жиро родился в 1938-м году в пригороде Парижа — Фонтене-су-Буа. Он был единственным ребёнком в семье. По словам художника, «у родителей было не так много денег».

Мать растила меня одна, потому что родители развелись. Я научился справляться с одиночеством и чувством, что меня бросили, потому что мать всё время работала. Так рисование стало моим компаньоном и средством от депрессии.

Мёбиус

Жан с десяти лет увлекался комиксами, особенно любил вестерны и даже пытался рисовать их самостоятельно. По словам Жиро, он «рисовал как сумасшедший», и в итоге бабушка с дедушкой разрешили ему поступить в художественную академию. Или, по крайней мере, смирились с этим. На тот момент Жану было 16 лет.

В академии École Duperré Жиро стал общаться с детьми из богатых семей. «Они были гораздо опрятнее, чем я, образованнее и воспитаннее», — говорил Мёбиус. Тогда художник почувствовал, что «вылез из духовной пустоты в огромный культурный супермаркет». Во время учёбы Жан продолжил рисовать вестерны, несмотря на неодобрение преподавателей (они были сторонниками академизма).

«Путешествие по мексиканской пустыне было своего рода обрядом инициации»

Жан Жиро в мексиканской пустыне. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fmoebiusclub&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Жан Жиро в мексиканской пустыне. Источник

В 18 лет Жиро поехал в Мексику, чтобы навестить мать и её нового мужа. Он планировал провести в гостях несколько недель, но остался на 9 месяцев — из-за этого Жана исключили из академии. В Мексике художника привлекла пустыня. Там он получил опыт, который в будущем ляжет в основу всей карьеры.

Путешествие по мексиканской пустыне было своего рода обрядом инициации. Бесконечные пески, небо и солнце. Это по-настоящему раскрыло мою душу. Я до сих пор получаю огромное удовольствие от рисования ситуаций, когда персонажи оказываются посреди бесконечных песков.

Мёбиус

После возвращения во Францию художник устроился на работу штатным иллюстратором издательства Fleurus. Там он продолжал рисовать вестерны, вспоминая о пустыне.

«На службе я познакомился с разными культурами»: Жан Жиро на Алжирской войне

Стильный Жан Жиро на военной службе. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fmoebiusclub&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Стильный Жан Жиро на военной службе. Источник

Когда художнику был 21 год, началась Алжирская война между Францией и алжирскими повстанцами, выступающими за независимость. Жиро призвали на службу, но благодаря художественному образованию на передовую он не попал. Вместо этого Жан служил иллюстратором в армейском журнале и, одновременно, работал логистом.

Работа Мёбиуса. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Falbum-51915820_172368578&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Мёбиуса. Источник

Художник отмечал, что служба «оказалась для него полезной», потому что в армии он познакомился с экзотическими культурами и получил опыт, который повлиял на его стиль «почти как путешествие по пустыне».

«Героя я срисовал с Бельмондо»: Жан Жиро и его первый успешный вестерн

Работа Мёбиуса. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.pinterest.ru%2Fpin%2F838373286857660076%2F%3Famp_client_id%3DCLIENT_ID%28_%29%26amp%3Bmweb_unauth_id%3D0faad04ab7d74ac9a94094e144a9e044&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Мёбиуса. Источник

Когда Жиро было 25, он вместе с бельгийским сценаристом Жаном-Мишелем Шарлье создал первый комикс-вестерн из цикла о лейтенанте Блуберри для журнала Pilote. Приключения этого героя в будущем растянутся на целых 40 лет и 28 томов и даже получат экранизацию. Источником вдохновения для художника стали брутальные вестерны Серджио Леоне и Сэма Пекинпа.

Самого героя я срисовал с Бельмондо. Я понял, что создал персонажа, которого ещё не было в мире комиксов. Героя со звериными чертами и сексуальной мощью. Для сравнения возьмите Тинтина — он не очень сексуальный персонаж.

Мёбиус
Вверху — Тинтин, внизу — Блуберри.
Вверху — Тинтин, внизу — Блуберри.

Blueberry был приключенческим боевиком, который разворачивался в декорациях Дикого Запада. Главный герой приходил на помощь всем, кто в ней нуждался, боролся за права индейцев и отважно сражался с конфедерацией. В основном Блуберри выступал как положительный персонаж, хотя иногда совершал неоднозначные поступки во имя благой цели.

Несмотря на успех приключенческого вестерна, Жан хотел «чего-то другого». Он мечтал о других историях, другом стиле рисунка и других темах.

Я чувствовал, что должен делать что-то другое. Мои мысли занимали странная научная фантастика, авангард, сюрреализм, сексуальность.

Мёбиус

«Мы были как хищники, которые желали наброситься на индустрию комиксов»: рождение Мёбиуса и журнала Metal Hurlant

Обложка одного из номеров Metal Hurlant. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fspacemorgue.com%2Fthe-french-sci-fi-comic-that-inspired-blade-runner-and-akira%2F&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Обложка одного из номеров Metal Hurlant. Источник

Во время работы в сатирическом журнале Harakiri (Европейский аналог MAD) Жан взял псевдоним «Мёбиус»: в честь немецкого математика и астронома, который придумал то самое «бесконечное кольцо».

Лента Августа Фердинанда Мёбиуса. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259B%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25B0_%25D0%259C%25D1%2591%25D0%25B1%25D0%25B8%25D1%2583%25D1%2581%25D0%25B0&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Лента Августа Фердинанда Мёбиуса. Источник

Псевдоним был способом художника провести черту между прошлым и будущим творчеством, возможностью смотреть внутрь себя и извлекать оттуда образы, которые «невозможно извлечь привычным способом».

Я хотел совершить акт агрессии по отношению к миру. С тех пор Мёбиус стал моим способом изучать подсознание.

Мёбиус

После появления Мёбиуса стиль и направление Жиро изменились. Он стал больше рисовать психоделичные истории и картины со сложной символикой, практически полностью отказавшись от «обычных» работ. Художник продолжал брать «стандартные» заказы вроде иллюстраций для обложек к книгам, но рисовал их от своего имени — Жан Жиро. Как Жиро он продолжал рисовать и приключения лейтенанта Блуберри.

Жан считал, что «комиксы были жанром, который интересовал, в основном, молодёжь». В его понимании это была «низкая планка в иерархии искусства», и он хотел что-то с этим сделать. Стремления Жиро к новым глубоким темам и образам привели его к художнику комиксов Salammbô и Délirius Филиппу Друлье и Жану-Пьеру Дьёне (будущий сценарист комикса Exterminateur 17 и соавтор Энки Билала). Вместе авторы основали журнал Metal Hurlant, чтобы избавиться от «оков» и творить то, что хотелось лично им.

Вместе с другими художниками мы стали думать о запуске своего журнала. Но вместо фокуса на юморе решили сосредоточиться на научной фантастике. Мощный импульс нам дал Филип Друлье. Он двигал нас в сторону тёмной и загадочной лирики.

Мёбиус

Журнал выходил раз в квартал, основным курсом стали истории для взрослых в жанрах научной фантастики, тёмного фэнтези, ужасов и эротики.

Обложка одного из номеров Metal Hurlant. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fspacemorgue.com%2Fthe-french-sci-fi-comic-that-inspired-blade-runner-and-akira%2F&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Обложка одного из номеров Metal Hurlant. Источник

Издание стало очень популярным, причём не только во Франции. С журналом стали сотрудничать ведущие европейские авторы, а в историях Metal Hurlant много внимания уделялось визуалу и экспериментам с формой.

Мы были как хищники, которые желали наброситься на индустрию комиксов. В итоге Metal Hurlant совершил революцию в нише небольших комикс-издательств. Как в Европе, так и в США, и даже в Японии.

Мёбиус

В Metal Hurlant Мёбиус раскрылся на полную и стал создавать необычные истории, будто делая зарисовки из других миров.

Обложка одного из номеров Metal Hurlant. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fspacemorgue.com%2Fthe-french-sci-fi-comic-that-inspired-blade-runner-and-akira%2F&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Обложка одного из номеров Metal Hurlant. Источник

Среди них были Arzach — сюрреалистическая история об одиноком воине пустыни, который охраняет тишину от плотоядной травы; The Airtight Garage — хаотичный рассказ-шутка о приключениях группы персонажей; White nightmare — относительно реалистичная история про расизм; и Edena — комикс про двух исследователей космоса, которые попадают на неизведанную райскую планету.

Я чувствовал, что делаю всё как надо. Когда рисовал, меня трясло. Всё закончилось после создания «Герметического гаража». В этот момент произошла моя синхронизация с культурой. Теперь, что бы ни произошло, я навсегда останусь частью истории комиксов.

Мёбиус

Сильнее всех «выстрелил» Arzach — первый в истории комикс без диалогов и вообще без текста. Работа впечатлила не только читателей, но и профессиональных комиксистов. Визуальный стиль Arzach вдохновил Ганса Гигера (создатель дизайна «Чужого») и Майка Миньолу (создатель «Хэллбоя»).

Страница из комикса Arzach. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2F2.bp.blogspot.com%2F78B5sn0SqKIwd1L1FMGaeW6U0N0uhddZaxDEVV2OehqaG18a-5_rHUIlfqwIVpcZj7fyZ-gGXHsO1krbNC-3H3ZfUG2V3ZFR84lMVLGe4J3oMRyTvuPoiKQNuuaezX0NzZ_LsA%3Ds1600&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Страница из комикса Arzach. Источник

Идею комикса без слов взяли на вооружение и другие комиксисты, а позже концепция выросла в отдельный формат — «Nuff said». Marvel и DC стали иногда выпускать отдельные номера без диалогов в больших сериях (вроде Batman или The Amazing Spider-Man). Герои там не разговаривали, а повествование строилось вокруг экшена с помощью рисунков и композиции.

Я мог бы пожаловаться и сказать: «Я этого не хотел». Я бы предпочёл делать свои комиксы где-нибудь в тихом уголке вместо того, чтобы стать «папой комиксов». Так меня называли некоторое время. Но зачем мне жаловаться на то, что основано на любви, преданности, и исполнении того, чего я желал? Вы не становитесь художником, чтобы остаться непонятым.

Мёбиус

Arzach вдохновил и известного режиссёра Хаяо Миядзаки. Эстетика комикса сильно повлияла на визуал манги и мультфильма «Навсикая из Долины ветров».

Мёбиус и Миядзаки. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Falbum-51915820_174699343&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Мёбиус и Миядзаки. Источник

В двухтысячных комикс экранизировали в виде полнометражного мультфильма. Мёбиус принимал в создании непосредственное участие.

«Дюна», «Чужой» и «Бегущий по лезвию»: как Мёбиус повлиял на голливудские блокбастеры и жанр «киберпанк»

Персонажи Дюны в интерпретации Ходоровски и Мёбиуса. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.muddycolors.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2020%2F03%2F71c9b6cd3cddaf1e7fd8b1fcd3927cc5.jpg&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Персонажи Дюны в интерпретации Ходоровски и Мёбиуса. Источник

Когда Жиро было 37, он познакомился с чилийским режиссёром-сюрреалистом и провокатором Алехандро Ходоровски, который в тот момент занимался очень амбициозным проектом — экранизацией «Дюны» Фрэнка Герберта.

Сейчас художники из любой части мира стремятся попасть в Голливуд. Это престижно. Когда-то для меня это тоже было престижно, и приглашение туда было как приглашение на Олимп. Обычный человек попадает к богам. Это может звучать глупо, но именно так я себя и чувствовал.

Мёбиус

Ходоровски хотел снять 12-ти часовую сюрреалистичную космооперу и пригласить на главные роли видных деятелей искусства — режиссёра Орсона Уэллса («Гражданин Кейн») и художника Сальвадора Дали.

Раскадровка «Дюны». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.muddycolors.com%2F2020%2F03%2Fmoebius-dune%2F&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Раскадровка «Дюны». Источник

В понимании Ходоровски, фильм должен был «дать зрителям эффект как от приёма ЛСД прямо в кинотеатре, но без настоящего ЛСД». При этом сам режиссёр признавался, что книгу Герберта не читал — хотя потом, вроде как, сделал это. Подробнее о задумках Ходоровски можно узнать тут.

Я познакомился с Ходоровски на пороге у продюсера. Ходоровски сказал: «Я искал тебя». Даже просто стоять рядом с ним было волнительно, потому что я видел его фильмы.

Мёбиус

Ходоровски хотел «снять фильм ещё до начала съёмок», и ему нужен был художник для раскадровок по оригинальному сценарию. В этой роли Алехандро видел только Мёбиуса. Жиро сначала хотел отказаться от проекта, но режиссёр пообещал тогда позвать Филиппа Друлье, соавтора из Metal Hurlant. Жан и Друлье находились в напряжённых отношениях из-за «некого конфликта». Узнав о возможном участии Друлье в проекте, Мёбиус передумал и согласился.

Раскадровка «Дюны». <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.muddycolors.com%2F2020%2F03%2Fmoebius-dune%2F&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Раскадровка «Дюны». Источник

В итоге Жиро нарисовал для фильма более 3 тысяч иллюстраций. К сожалению, именно амбициозность и безумие экранизации Ходоровски в итоге похоронили проект. Голливудские студии просто не хотели вкладывать деньги в настолько рискованное предприятие. Режиссёр распустил команду, но его «Дюна» всё равно повлияла на поп-культуру — идеи и концепции легли в основу множества других произведений, включая «Чужого» Ридли Скотта.

Официальный постер документального фильма о съёмках «Дюны» Ходоровски. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.themoviedb.org%2Fmovie%2F191720-jodorowsky-s-dune%2Fimages%2Fposters%3Flanguage%3Den-US&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Официальный постер документального фильма о съёмках «Дюны» Ходоровски. Источник

Алехандро Ходоровски сильно обиделся из-за отмены фильма и даже выдал легендарную фразу: «Я не плюю, я $%& на Штаты». Тем временем большая часть съёмочной команды, включая Мёбиуса, работала над «Чужим». Жиро рисовал для фильма дизайны костюмов, техники и декораций.

Ридли Скотт в искусстве — как продвинутый любитель. Что-то вроде Джорджа Лукаса. Кроме того, Ридли — профессиональный иллюстратор. Он был мне как брат. Когда он мне позвонил и попросил сделать работу, которую не успевал закончить сам, я согласился, но знал своё место.

Мёбиус

По словам Мёбиуса, успех «Чужого» зависел в первую очередь не от его таланта, а от таланта другого художника — Ханса Руди Гигера.

Концепт «Чужого» Ханса Руди Гигера. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Falbum477496552_265243810&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Концепт «Чужого» Ханса Руди Гигера. Источник

Именно он отвечал за дизайн монстра. «Не каждый может придумать такое необычное существо как «Чужой», — говорил Жиро. Подробнее о видении и стиле Гигера можно почитать тут.

На съёмках «Дюны» Мёбиус познакомился со сценаристом и художником по спецэффектам Дэном О’Бэнноном («Тёмная звезда»). В свободное время Дэн работал над небольшим детективным комиксом, в котором отвечал и за сюжет и за рисунок. Он назывался The Long Tomorrow.

Отрывок из комикса The Long Tomorrow. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmarciokenobi.files.wordpress.com%2F2012%2F03%2Fmoebius-ltm-02.jpg&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Отрывок из комикса The Long Tomorrow. Источник

О’Бэннона в этой истории поставил себе цель — посмеяться над штампами фантастики и нуара. Он показал готовую работу Мёбиусу — тот сильно впечатлился и позже попросил разрешения нарисовать иллюстрации и опубликовать комикс в Metal Hurlant. Дэн согласился.

В 1996-м году комикс вышел в антологии Мёбиуса. Художник многое добавил от себя и углубил историю с помощью визуала и «фирменного» стиля. Сейчас The Long Tomorrow называют одним из произведений, которое повлияло на формирование жанра «киберпанк».

Иногда образы приходят ко мне, будто покрытые туманом, дымкой. Они сопротивляются, не дают себя запомнить. Когда вы высвободите этот материал из памяти, появится чувствительность к образам, а затем электричество, которое пройдёт через руки и глаза. Оно внезапно вызовет эмоции. Мы их почувствуем, когда увидим готовый рисунок.

Мёбиус

Визуалом Жиро вдохновились Кацухиро Отомо (аниме «Акира»), Уильям Гибсон (книжный цикл «Нейромант») и даже Ридли Скотт.

Отрывок из комикса The Long Tomorrow. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmarciokenobi.files.wordpress.com%2F2012%2F03%2Fmoebius-ltm-05.jpg&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Отрывок из комикса The Long Tomorrow. Источник

Последнему The Long Tomorrow понравился настолько, что Скотт решил использовать дизайн города в «Бегущем по лезвию». Позже Дэн О’Бэннон будет говорить с лёгкой обидой, что «режиссёр без спроса позаимствовал город из его комикса».

«Я знал Мёбиуса много лет, но толком не знал, кто он»: тандем Ходоровски и Мёбиуса в комиксах

Чтобы оправиться от неудачи с «Дюной», Ходоровски стал писать сюжеты для графических романов, а Жан Жиро взялся за художественную часть. Первый комикс получил название The Eyes of the Cat: сюрреалистический рассказ о слепом мальчике, запертом в башне. Его любимый орёл блуждает по пустынному городу-сновидению, пытаясь найти для хозяина новую пару глаз. Мёбиус и Ходоровски решили отказаться от традиционного деления страниц на панели и рассказали свою историю в формате «длинных» иллюстраций, по одной на страницу.

Обложка The Eyes of the Cat. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fbeauty.mypartnershop.ru%2Fproduce%2Fthe-eyes-of-the-cat%2F&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Обложка The Eyes of the Cat. Источник

Алехандро приезжал к Жиро домой, как только тот заканчивал новую иллюстрацию.

Когда я видел свежую страницу, клянусь жизнью своей кошки Ка-заи, я испытывал огромное удовольствие. У меня перед глазами было бесспорное доказательство, что искусство комиксов — великое искусство, заслуживающее такое же уважение, как и картины на стенах музеев. Я ехал тридцать миль в одну сторону — из Парижа до дома Жиро, и тридцать обратно. Я сделал это двадцать пять раз.

Алехандро Ходоровски

Идеи из The Long Tomorrow легли в основу следующего комикса Ходоровски и Мёбиуса — Incal. Авторы решили не ограничивать себя рамками, подарить миру героя, «которого до этого никто не видел». Джон Дифул — лжец и неудачник, который в процессе развития сюрреалистичной истории занимается самоанализом, но так и не меняется как человек.

Обложка четвёртого тома Incal. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcomics-day.ru%2Fcomics%2Falejandro-jodorowsky&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Обложка четвёртого тома Incal. Источник

Комикс разросся до 6 томов. К тому моменту Ходоровски уже раскрылся как сценарист. Он продолжал писать и практически оправился от неудачи с «Дюной». Позже чилиец признался, что реализовал почти все идеи из сценария отменённого фильма в комиксах Metabarons, Technopriests, уже упомянутом Incal и других работах.

Большую часть концепций ему помог реализовать Мёбиус. Благодаря совместной работе Ходоровски и Жиро стали близкими друзьями.

Существуют барьеры, которые нельзя убрать рациональным мышлением и разумом, только магией. В этом плане Алехандро очень хорош, он чаще достигает цели. Зачастую он способен увидеть барьер, убрать его и сэкономить вам 6 лет психотерапии.

Мёбиус

Тем не менее, в личном плане Мёбиус оставался для многих загадочной фигурой. Даже близкие и коллеги «до конца не понимали его». «Я знал его много лет, но толком не знал, кто он на самом деле. Даже несмотря на то, что мы хорошо понимали друг друга» — говорил Ходоровски.

«Утром сценарий Стэна уже лежал у меня на столе»: Мёбиус в Marvel

В середине 1990-х Жиро перевёз семью в Лос-Анджелес, чтобы поработать со Стэном Ли в издательстве Marvel. Тем временем журнал Metal Hurlant как раз запускался в Штатах, но под новым названием — Heavy Metal Magazine. Также Marvel Group купила права на большую часть работ Мёбиуса. Позже их выпустили в виде пяти больших артбуков.

Режиссёр Андрей Тарковский («Сталкер», «Солярис») читает Heavy Metal. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fheavy_metal_magazine&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Режиссёр Андрей Тарковский («Сталкер», «Солярис») читает Heavy Metal. Источник

До этого европейские художники не сотрудничали с американским издательством, Мёбиус был исключением. Поэтому Стэн Ли позволил Жану выбрать любого персонажа из огромного списка издательства. Жиро понравился Серебряный Сёрфер.

На следующее утро сценарий Стэна уже лежал у меня на столе.

Мёбиус

Авторы работали по «методу Marvel». Сценарист писал синопсис и примерный план сюжета, давая художнику полную свободу в рисовании. Когда арт был готов, сценарист вписывал диалоги поверх уже готовых страниц — и комикс уходил на покраску. Для «Серебряного Сёрфера» Ли написал сценарий в виде рассказа, или, как он сам говорил, «в виде расширенного синопсиса». Дальше за дело взялся Мёбиус.

Обложка Silver Surfer: Parable. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcomicvine1.cbsistatic.com%2Fuploads%2Fscale_super%2F11125%2F111252199%2F5397415-3638625041-XSgXF.jpg&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Обложка Silver Surfer: Parable. Источник

Silver Surfer: Parable оказался успешным комиксом, но «переворота» в индустрии не совершил. Читатели (как и издательство) не были готовы к настолько необычным комиксам, зато работу оценили другие комиксисты. Майк Миньола даже признавался, «что хотел бы, чтобы все американские комиксы про супергероев были такими, но вместо этого они продолжили быть скучными».

Дизайны персонажей «Пятого элемента» за авторством Мёбиуса. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.35milimetros.org%2Filustrando-el-cine-moebius-the-fifth-element-1997%2F&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Дизайны персонажей «Пятого элемента» за авторством Мёбиуса. Источник

После работы в Marvel Мёбиус вернулся в Голливуд, чтобы рисовать арт для фильмов «Пятый элемент» и «Космический джем».

«Продолжение следует…»

Работа Мёбиуса. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fjoyreactor.cc%2Fpost%2F4859072&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Мёбиуса. Источник

Мёбиус рисовал необычные миры и на протяжении двухтысячных. Среди его проектов были иллюстрации к «Божественной комедии» Алигьери, финальные тома приключений Блуберри и сюрреалистичные авторские альбомы из серии Inside.

В альбомах автор встречался со своими же персонажами и с реальными людьми (вроде Усамы Бен Ладена), рассказывал о выдуманных приключениях в формате дневника. Также Мёбиус в тандеме с Дзиро Танигути работал над мангой Icare и сиквелом Arzak: L'Arpenteur.

Я создаю формы и идеи, но я за них не отвечаю. Я только принимаю их. Вхожу в транс, и там что-то контактирует со мной. Это что-то может быть сознанием богов или каких-нибудь джиннов, или я не знаю что ещё. Вплоть до внеземных существ. Всё это возможно.

Мёбиус

Жиро умер 10 марта 2012-го года в Париже после долгой борьбы с раком. Ему было 73 года. К тому моменту он считался не просто признанным художником, но и легендой индустрии комиксов уровня Джека Кирби и Стэна Ли.

Работа Мёбиуса. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fjoyreactor.cc%2Fpost%2F4859072&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Мёбиуса. Источник

Комиксы и арт Мёбиуса вдохновляли авторов и художников на протяжении более чем 40 лет и продолжают вдохновлять до сих пор.

Так художник-постановщик Рик Картер («Аватар») на вручении Оскара в 2009-м году сказал, что работы Мёбиуса оказали на него «глубокое влияние». Он «верил, что Жиро не просто выдумывал образы, но и вправду видел их».

А разработчики минималистичной адвенчуры Sable, действие которой происходит на пустынной планете, старались передать не только визуальный стиль Жиро, но и ощущения от погружения в незнакомый мир.

Скриншот из Sable. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftwitter.com%2FShedworksGreg%3Flang%3Dru&postId=1093295" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Скриншот из Sable. Источник

После смерти художника зарубежные СМИ писали некрологи, в которых обыгрывали творческий псевдоним Жиро (бесконечная лента Мёбиуса) и его сюрреалистичные работы, завершая тексты фразой «продолжение следует…».

Есть мнение, что Мёбиус не умер. Он просто отправился туда, откуда пришёл.

Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

530530
32 комментария

Такой крутой материал и 0 комментариев - жаль конечно. Спасибо за текст!

30
Ответить

Ну вот к примеру я люблю этот стиль. Но читать сил нет. Потеря всего сильно выбила меня из колеи

3
Ответить

Спасибо вам за внимание и оценку!

1
Ответить

неупомянутый в статье, но поразительный факт — Мебиус был в России, на, прости Господи, фестивале «КомМиссия» в 2003 году

11
Ответить

Е3 от зависти спускает себя в унитаз

2
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Спасибо за фидбек с:

3
Ответить