Новая причудливая реальность Ёжика Соника

Пересказ видео-эссе блогера Super Eyepatch Wolf о полной перепутий жизни фандома легендарной франшизы

<a href="https://www.youtube.com/watch?v=JR9F2Z7zSbA&amp;t=0s" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">​Ролик</a> Super Eyepatch Wolf<br />
​Ролик Super Eyepatch Wolf

30 мая 2019-ого года компания Paramount Pictures выпустила первый трейлер своего нового фильма по франшизе Sonic the Hedgehog. Люди были напуганы новым дизайном синего ежа, а интернет взорвался бесконечным количеством фотожаб по теме, что вынудило Paramount удалить трейлер из сети и полностью переделать дизайн главного героя, потратив на это 5 миллионов долларов.

Для кого-то эта ситуация видится невиданным прецедентом: кажется, в первый раз главный производитель фильма прогнулся под давлением фанатов. Но для давних знатоков Соника это всего лишь ещё одна глава в долгой истории издевательств над франшизой. За почти три десятка лет Соник успел превратиться из короля видеогривой индустрии в падшую икону, настолько искажённую интернет-сообществом, что за один запрос в гугл с его именем можно вывести вас в глубокую кротовую нору полную безумия.

Запрос в гугл "Sonic the Hedgehog"​
Запрос в гугл "Sonic the Hedgehog"​

Чтобы понять, почему это произошло, давайте сначала разберёмся, почему Соник вообще стал таким крупным феноменом. В далёком 1991-ом году многие детишки были шокированы только что вышедшей игрой, затмевающей по графике всё, что было на слуху. Приходя в торговые центры, они наглядно могли сравнить текущего лидера, Марио, с его до скуки комфортными и простыми правилами игры, и наглого синего ежа с острыми колючками, мчащегося по сочным уровням на фоне революционного параллакса.

Всё это, включая стоящие рядом телевизоры с двумя играми для сравнения, входило в маркетинговый план Sega, которая стремилась положить конец десятилетнему захвату консольного рынка со стороны Nintendo. Впрочем, Nintendo скорее сама по себе олицетворяла консольный рынок тех времён.

Новая причудливая реальность Ёжика Соника

Может быть, самовольное, даже дикое поведение Соника тех времён сейчас может показаться устаревшим, но тогда был невероятный спрос на идеи анти-истеблишмента. Достаточно вспомнить легендарную рекламу Pepsi или Apple, которые противостовляли себя «системе». Соник был быстрее, свободнее, круче и лучше своих конкурентов, это наглядно чувствуется в геймплее игр про Соника.

Это касалось даже совсем незаметных моментов: если Марио просто стоял на месте и покорно ждал ваших команд в тот момент, когда вы отошли от джойстика, то Соник недовольно стучал ногой и смотрел на вас с недоумением, будто ему не терпится отправиться вперёд. Он был не просто вашим аватаром, он был персонажем со своими мыслями и чувствами.

Фанаты ранних игр про Марио любят игры про Марио, но фанаты ранних игр про Соника любят самого Соника. Sega намеренно подогревала эти чувства, выпустив вместе с играми два комикса и мультсериал, каждый из которых существовал параллельно и рассказывал о своём Сонике.

Для меня самым значимым является мультсериал Sonic The Hedgehog 1993-го года, которое я смотрел, будучи ребёнком. Этот сериал рассказывает о версии Мобиуса (родной планете Соника), полностью захваченной Эггманом, а Соник и его друзья вынуждены подпольно организовывать сопротивление, проживая в механизированном аду. Эггман же предстаёт абсолютным олицетворением зла, приносящем в жертву (буквально) всё живое ради своих технологических амбиций. Причём, Соник в этом сериале не всегда побеждал, часто ему не хватало сил спасти кого-нибудь. Одной из самых травматичных сцен являлась та, в которой Соник был вынужден беспомощно смотреть, как его девушку, белку Салли, превращают в механического робота. Да, это было жутко, но мне, как ребёнку, было позволено увидеть более «человечную» природу персонажей и полностью погрузиться в мир, которому веришь.

​Та самая сцена превращения<br />
​Та самая сцена превращения

Да и сами игры были не докучающим спасением принцессы в кучке декораций, а полноценным антиутопичным миром, висящем на грани уничтожения, которому только ты единственный в роли маленького ёжика и можешь помочь. По-крайней мере, именно так игроки тех времён всё себе и представляли. Именно это, в совокупности с максимальным качеством исполнения, позволило Sega отхватить 65% доли рынка у Nintendo и сделать Соника иконой миллионов людей.

Неудивительно, что вскоре в тогда только зарождающемся интернете начали появляться многочисленные сообщества фанатов и фан-контент. Например, в 90-ых был популярен формат комиксов, в которых использовались спрайты персонажей франшизы, вырезанные напрямую из игр. А затем, люди освоили Flash и заполонили интернет многочисленными анимациями и фан-играми разной степени качества. И заметьте, это случилось ещё до массового распространия интернета, когда игровое сообщество было вынуждено сидеть в подполье, скрытое от взглядов корпораций, предоставленное самому себе. Весь контент принадлежал исключительно фанатам и делался для фанатов.

А вскоре качество анимации взлетело до небес. «Королём» анимированных роликов тех времён можно считать Super Mario Bros Z длинной в 8 эпизодов почти по 20 минут каждый, сделанные всего одним человеком. Автор хоть и использовал спрайты из оригинальных игр, но он их качественно модицифицировал, иногда придавая им вид трёхмерности, совмещая с киношными эффектами, что давало результат на уровне лучших сцен из Dragon Ball Z. Даже сегодня это выглядит впечатляюще, а тогда качество сбивало с ног, а ещё больше поражало то, что автор — обычный фанат.

Фанаты всё больше увлекались, ведь мысль о том, что ты можешь взять своих любимых персонажей и творить новые, совершенно невиданные доселе истории, в которых они были бы участниками, крайне привлекала всех. Так, одним из моих любимых примеров является веб-комикс Hangin Out, в котором ёжик Эми, скучающая от неразделённой любви, и Метал-Соник, который пытается избавиться от своей злой сущности и вжиться в общество, зависают вместе перед телевизором. Согласитесь, вряд ли такое возможно увидеть в играх. Или же Ghosts of the Future, который выпускается уже 10 лет и мы можем наглядно видеть, как автор из посредственного художника вырос в невероятного артиста. А ещё упоминания стоит Sonic Skyline, автор которого, кажется, дал Сонику самое красивое воплощение из всех, которые давали Сонику.

Однако, пик расцвета фан-сообщества Соника совпал с наступлением тёмных времён для франшизы. Начиная с провала разработки Sonic Xtreme (из-за чего франшиза пропустила пятое поколение консолей), продолжая неожиданной отменой Dreamcast, затем не совсем удачными Sonic Adventure и Sonic Heroes (хоть они и были хорошими, но не отличными, да и старые фанаты сопротивлялись переходу на 3D), которые разделили фан-базу на два лагеря.

Сам Соник тоже несколько приелся, ведь его феноменальный успех породил десятки других антропоморфных "крутых" маскотов 90-ых, от которых хотелось только подальше спрятаться. Скепсис к Сонику тоже нарастал — люди от повторения одного и того же больше не хотели видеть в классическом Сонике ничего, кроме огромного маркетингового хода. Соник начал терять позиции, и не только как франшиза через потерю позиций на рынке и последующее объединение со старым "врагом" Марио, но и как персонаж, который не может найти способ остаться актуальным для людей.

Вышеописанное привело к ещё большему бедствию в виде нелепой в своей «жестокости» Shadow The Hedgehog, нелепой в своёй трансформации сеттинга Sonic and the Black Night и нелепой в своей реформации персонажа Sonic Unleashed, каждая из которых пыталась переизобрести франшизу в поисках новой идентичности.

Ахахахахаха, боже, простите. Наверное, в один момент просто кто-то сказал​: "Парни, давайте превратим ежа в ***ново оборотня".<br />
Ахахахахаха, боже, простите. Наверное, в один момент просто кто-то сказал​: "Парни, давайте превратим ежа в ***ново оборотня".

Пиком падения можно считать Sonic The Hedgehog '06, игру настолько ужасную, настолько заполненную плохими дизайн-решениями и багами, ломающими игру, что это было нельзя было воспринимать никак, кроме как объект для насмешек. Эта игра получила самый низкий рейтинг на Метакритике среди игр о Сонике. До этого момента Соник никогда не был так далёк от Марио, который в тот момент пользовался невероятным успехом, радуя своих фанатов отличными играми.

Многие фанаты тогда не раз прошли через так называемый «Круговорот имени Соника». Каждый раз, когда Sega анонсировали новую игру, фанаты торжествовали, ведь в трейлере им показывали того самого Соника, практически единственного. Потом об игре появлялось больше информации и оказывалось, что и сеттинг решили сильно обновить, и Соника там будет немного, зато нам дадут взглянуть на его друзей и на его новых друзей, что фанатов разочаровывало. А когда выходила игра, то ожидания окончательно рушились об посредственное воплощение, из-за чего фанаты навсегда высекали себе на сердце «Больше никогда не верить Sega». Чтобы потом поверить ей вновь с анонсом новой игры и так по кругу.

Для других же Соник превратился просто в ещё одну смешную историю, в шутку, в постаревшую бывшую икону игровой индустрии, которая теперь вынуждена играть роли во всяком мусоре. Ощущение подогревали и многочисленные истерики фанатов, записанные на видео (впрочем, не известно, действительно ли эти истерики были настоящие, но это было неважно), и другие странности в поведении людей, ответственных за франшизу. Так, Кен Пендерс, автор официального комикса по Сонику, из-за обиды на неприятие его видения, забрал права на всех героев комикса за его авторством (всего 244 персонажа).

Одна из историй, которую я не мог рассказать, это то, как Салли (девушка Соника из комиксов) потеряла девственность с Джефри (другим персонажем комиксов). Может Соник и быстрый, но Джефри было быстрее нарисовать.

Кен Пендерс
, Главный автор официального комикса по Сонику от издательства ArchieComics

В своей упёртой любви фанаты Соника начинали выглядеть странно, это же отразилось и на самом Сонике. В сети начали появляться многочисленные карикатуры на персонажа, настолько безобразные и искажённые, что в них не оставалось и капли того очарования, которым обладал синий ёж.

В эпицентре этого движения был веб-комикс Sonic Big Fat Adventure, наполненный сюрреализмом и сатирой над геймплеем, персонажами и фанатами. Сложно сказать, насколько сильно он взорвал интернет, ведь его оригинальная версия была удалена, но ролик с анимированной версией комикса набрал почти 10 млн на YouTube.

«Искажённый» фан-арт быстро начал набирать популярность и мне кажется, это случилось из-за того, что он наглядно демонстрировал текущую реальность Соника, действительно искажённого до основания чередой сломанных игр. Что самое интересное в этом, так это то, что наступило то время, когда уже невозможно понять, что действительно является тонко выверенной данью уважения вселенной, что пародией, а что прямым уничижением и издевательством над Соником и его фанатами.

Самая интересная часть этой истории для меня - история комикса Sonic and Friends Get Trolled. Комикс появился в феврале 2012-го на форуме somethingawful и неумелой графикой рассказывал историю того, как над Соником и его друзьями... просто издеваются интернет-тролли. А затем Шедоу жестоко убивает троллей. Персонажи являли себя в совсем непривычной форме, уставшие, изрыгающие оскорбления через слово в перемешку с орфографическими ошибками. Некоторые панели были настолько нелепыми, что становились мемами сами по себе.

Публика разнесла комикс в клочья, критикуя каждый аспект комикса, но автор на этом не остановился, продолжая раз за разом публиковать всё новые и новые страницы. И, удивительно для всех, комикс постепенно начинал становиться всё более хорошим. Действительно хорошим. Появилось развитие персонажей, внезапные сюжетные повороты, полноценное освещение тех или иных тем. История обычной интернет-травли разворачивалась в масштабную войну против троллей, а в качестве второстепенных персонажей начали появляться герои других мультсериалов и игр, каждый со своими уникальными мотивами и философией, союзами и биографией. Читатели сами не верили своим словам, когда начинали хвалить новые страницы комикса. Даже начали появляться мнения, что история с комиксом всё это время сама по себе являлась огромным троллингом, ведь как можно в одной главе описывать полноценное разрушение отношений между Соником и Эми, а в следующей показывать Наклса и дракона Спайро, мирно покуривающих травку в джакузи.

Если обратиться к соцсетям автора, то можно заметить, что он и сам непонаслышке знаком с интернет-травлей, а потому наверняка описывает в комиксе свои собственные переживания и то, как он лично справляется с ними, иногда прямо в историю вставляя своих непосредственных ненавистников. Интересно, как автор исследует самого себя через вселенную Соника.

Конечно, этот феномен не такая уж и редкость, но именно в фан-арте по Сонику я встречаю его чаще всего. Только взгляните, сколько фанаты создали антропоморфных персонажей по своему образу и подобию. Интернет настолько переполнился этим контентом, что на форумах и в Твиттере даже появился своеобразный челендж "Введи в гугле %своё имя% The Hedgehog и поделись результатом". Даже этот простой запрос позволяет в одно мгновение окунуться в шокирующе бездонное море фандома. Этих персонажей создано тысячи, каждый с полноценной биографией и дизайном, отрадающим внутреннее видение автором самого себя. Многие фанаты выросли вместе с вселенной Соника, но выросли из неё, ведь игры про Соника делают прежде всего для детей. Тогда, если их всё ещё тянет заниматься эскапизмом внутри фандома, им ничего не осталось, кроме как развивать фандом в более взрослом направлении.

"Новые" персонажи​
"Новые" персонажи​

Есть у этого и более "необычная сторона" - порно с персонажами вселенной Соника. Его тоже неожиданно много. Можно долго размышлять о болезненности фантазий, но я думаю, что так молодые фанаты Соника тоже пытаются познавать мир через то, что им знакомо. И тем не менее, людям вне фандома порно про персонажей Соника любят разносить с особенным интересом. Ведь это только укореняет их убеждённость в том, что фанаты Соника "странные".

Но если фанаты Соника так хотят встроить себя во вселенную, то неудивительно, что в конце концов досталось и им. Новая волна "искажённого" фан-арта целилась теперь не только в Соника, но и в тех, кто любит его. В 2015-ом году вышла Sonic Dreams Collection - якобы сборник прототипов отменённых игр про Соника на DreamCast, на самом деле сборник из 4-х мини игр, каждая из которых по своему высказывается о фанатах Соника. Вся игра - это буквально сплошной кошмар, но апогеем служит мини-игра "My Roommate Sonic", в которых вы от первого лица должны совратить Соника. Игра была хороша, а потому полюбилась стримерам, которые затем открыли её для миллионов пользователей по всему миру, чтобы ещё больше укоренить в общественности испорченный и искажённый образ.

В конце концов, говорить на людях о том, что ты - фанат Соника, стало неприлично, настолько неприятные ассоциации возникали у них в голове с этим фандомом. Плохие игры, странные фан-арты, пародии, крайний эскапизм, порно - всё это смешалось в одну кучу.

И родило его - Саника.

​Саник
​Саник

Саник появился во время соревнования по созданию изображений бегущего Соника в самом нелепом варианте. Через разные варианты и компиляций, интернет придумал его - олицетворение того, каким Соника видит интернет и что с ним сделал. Саник стал настолько популярным, что его начали вставлять в игры, фильмы, смешные видео. Одно из них, "Sonic vs Sanic", повествует о том, как Соник на стандартной карте Garry's Mod беспомощно пытается убежать от преследующих его Саников - и постоянно погибает от их рук. Оно невероятно успешно, и хоть это можно списать на комичность самого видео, мне кажется это отличной демонстрацией того, во что превратился Соник сегодня - в беспомощные попытки убежать от искажённых пародий на самого себя.

Так что, когда новый фильм о Сонике показал нам этот гротескный дизайн, мне показалось это довольно трагичным, потому что даже для Sega Соник окончательно превратился в чудище, искажённую версию самого себя, а его актуальность потеряна в неизвестности.

Ну, или так казалось. В ноябре 2019-го года стало известно, что за редизайн Соника в кино отвечает Тайсон Хесс, автор того самого Sonic Big Fat Adventure. Люди не просто приняли новый дизайн Соника, они наслаждались им. Более того, Хесс получил работу именно после своей работы над Sonic Mania, которую разрабатывали и другие разработчики прямиком из сообщества и которая оказалась самой высокооценённой игрой про Соника за почти 20 лет. А Эван Стенли, автор Ghosts of the Future, теперь будет рисовать официальный комикс по вселенной Соника, который на самом деле офигенно крут.

Это хорошо, потому что Sega, даже после всех тех неудачных шагов, всё ещё надеется вернуть Сонику былую славу и активно поддерживает сообщество фанатов во всех их начинаниях.

Сейчас вернусь, пришло время накатать жалобу на авторские права. / Шучу. Продолжайте делать отличные вещи, фанаты Соника.​
Сейчас вернусь, пришло время накатать жалобу на авторские права. / Шучу. Продолжайте делать отличные вещи, фанаты Соника.​

А "Соник в кино" набрал больше 100 млн долларов в прокате и даже обогнал Детектива Пикачу от Nintendo.

Соник многолик, как и его фанбаза. Иногда он крут. Иногда он противен. Так же и его фанбаза: иногда крута, иногда противна. Но это люди, которые любят Соника и придётся их принять. И то, что теперь эти люди рисуют для Соника комиксы, программируют для него игры, снимают для него фильмы, пытаясь вернуть павшего героя к былой славе - это чёрт возьми круто. Вот она - новая причудливая реальность Ёжика Соника.

1.4K1.4K открытий
13 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Продолжая тему разных артов... страстно хочу игрушку вот в такой стилистике и таким графоном:

Ответить

Есть фанатская на юнити. Играешь как раз на настоящего ежа окрашенного в синий

Ответить

фанаты задолбят тем что "НЕПОКАНОНУ".

Ответить

да уж не хухры - мухры

Ответить

За почти три десятка лет Соник успел превратиться из короля видеогривой индустрии в падшую иконуЭх, что-то (или, вернее, кого-то) мне этот исход напоминает...

Ответить

You Either Die A Hero, Or You Live Long Enough To See Yourself Become The Villain ( ͡~ ͜ʖ ͡°)

Ответить