Истоки мифа о Дикой Охоте

Истоки мифа о Дикой Охоте

Миф о Дикой Охоте очень древний, но особый интерес публики к нему возник после выхода книг Анджея Сапковского и серии игр «Ведьмак», которые лично я горячо люблю. Мотив Дикой Охоты там один из ведущих, но его происхождение не так широко известно. Сегодня мы погрузимся в тёмный мир языческих верований и постараемся выяснить, где лежат истоки сказаний о жутких призраках.

У многих европейских народов есть легенды о всадниках, которые с яростными криками мчатся по ночному небосводу. Их сопровождают гончие псы с огненными глазами, их кони не знают усталости, а сами всадники несут смерть и разрушение. Если кому-то не посчастливится встретить на своём пути Дикую Охоту, то шансов спастись у него не много. По поверьям, чтобы призраки не забрали тебя с собой, нужно лечь, уткнуться лицом в землю и закрыть глаза. Тогда, если повезёт, всадники промчатся мимо.

Истоки мифа о Дикой Охоте

Миф о Дикой Охоте тесно связан с языческим божеством Одином (или Вотаном в немецком варианте). Скандинавы и германцы считают, что именно он мчится во главе всадников. Согласно их верованиям, появление «неистового войска» сопровождается мерцающими огнями. Предводитель Дикой Охоты является в образе призрака или вороного скакуна с огненными глазами. Свет от его глаз столь ослепителен, что на него невозможно смотреть. Интересно, что одно из имён Одина звучит как «Báleygr», что переводится как «огненный, горящий глаз». В Баварии верят, что когда войско Одина появляется в небе, можно услышать невероятно красивую музыку, «как если бы сами собой играли арфы, лютни, скрипки…». Но мелодии эти обманчивы, ведь если кто-то, заворожённый ими, последует за призраками, то с ним случится беда.

Всадники часто представлялись как уродливые, страшные скелеты с пустыми глазницами, оторванными конечностями и ошмётками кожи или мяса на костях. Их появление было символом надвигающейся беды – войны, эпидемии или стихийного бедствия. Считалось, что если Дикая Охота пролетит над домом, то вскоре кто-то из живущих в нём умрёт.

Истоки мифа о Дикой Охоте

В более ранних представлениях Одина во время охоты сопровождали волки. Согласно верованиям, они могли отгонять ведьм и способствовать плодородию. Примечательно, что в некоторых местах Германии сохранились поверья о том, что воины Дикой Охоты приносят благо. Например, в Швабии, Шварцвальде и Тюрингии считалось, что если ночью над деревней пронесётся призрачное войско, то год будет урожайным, счастливым и благополучным.

В некоторых сказаниях процессию призрачных всадников возглавляют женщины в белых одеждах на белых конях. На севере Германии это языческая богиня Хольда – покровительница сельского хозяйства. В южных областях – светлая, сверкающая Берхта. По одной из версий она воплощает собой зимний солнцеворот. Появление этих всадников тоже сулит счастье, хороший урожай и благополучие.

Истоки мифа о Дикой Охоте

В сказаниях Дикая Охота чаще всего проносилась по небесному своду в определённое время. Это конец осени и середина зимы, когда наступало зимнее солнцестояние и древние германцы отмечали праздник Йоль. Он символизировал границу – именно с этого времени начиналось прибавление светового дня и наступал Новый год. У многих народов есть поверья, что в такие дни грань между нашим и загробным миром стирается, и тогда духи могут проникнуть в мир живых. Кроме того, Йоль был связан с Одином, в это время нужно было особенно почитать верховного бога и поминать умерших.

Исследователи выдвигают версию, что изначально, в самых древних представлениях, Дикая Охота – это боги, которые мчались по небу, осматривали свои владения, принимали жертвы и дары от людей, взамен давая им блаженство, большой урожай и счастье. Вместе с богами в торжественном шествии принимали участие волки, отгонявшие злых духов, и души павших в бою героев. Согласно верованиям, когда наступит Рагнарёк, этим героям выпадет честь сражаться рядом с богами в решающей битве с чудовищами. Немецкий Вотан, или Один описывается как «всепроникающая творящая и формирующая сила, придающая всем людям и вещам облик и красоту, породившая поэзию, управляющая войной и победой; в то же время от Вотана зависит плодородность земли, в нем коренятся человеческие желания, от него исходят все высшие блага и дары»[1]. Следовательно, в языческих верованиях Дикая Охота – шествие богов, которое приносит благо и, скорее всего, символизирует начало Нового года.

Истоки мифа о Дикой Охоте

Но с принятием христианства эти образы трансформировались. Как это произошло во многих мифологиях, языческие боги не исчезли, а демонизировались, превратились в нечистую силу и обрели негативные черты. Их сила, прежде созидающая и благотворная, стала разрушительной и опасной. В более поздних верованиях, попавших под христианское влияние, всадники Дикой охоты превратились в души грешников – пьяниц, воров, самоубийц или некрещённых детей. Волки, сопровождавшие Одина, стали ужасающими адскими псами, а сама процессия воспринималась как предзнаменование несчастий.

Поверья о призрачном войске встречаются также во Франции, Испании и Англии. С течением веков легенды обрастали новыми подробностями, характерными для того или иного народа и местности. Например, в Англии предводителем летающего войска зачастую является король Артур или эльфы.

Сегодня Дикая Охота зачастую воспринимается как часть игрового мира «Ведьмака», но, как мы видим, у этого мифа очень богатая история. А в некоторых сельских областях Германии и Скандинавии сказания наводящих ужас всадниках, которые мчатся по ночному небу, живы до сих пор.

Источники:

  • Якоб Гримм. Германская мифология. Пер. Д.С. Колчигина, I-III тт. Яск, 2019
  • Zaunert P. Schwarzwald-Sagen. 1930
  • Meier E. Deutsche Sitten, Sagen und Gebräuche aus Schwaben. 1852
  • Quensel P. Thüringer Sagen. 1929
  • Е.Ю. Зубарева. «Неистовое войско» («Das wütende Heer») или «Дикая охота» («Die wilde Jagd») в структуре традиционных мифологических представлений германских народов. Международная конференция «Немецкий язык в современной мире», кафедра немецкого языкознания филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 2015
187187
42 комментария

Интересная статья, познавательная. И очередной гвоздик в доску тем, кто кричит о "славянском ведьмаке". в котором столько же "славянского". сколько в Кратосе скандинавской крови!

12
Ответить

Я один из тех, кто кричал так, ну и да, все больше и больше понимаю, что был не прав. Я никогда не отрицал, что там помимо славянского ещё много, намешано миксом, просто говорил, что преимущественно славянского, но с каждым разом всё больше и больше переубеждаюсь

5
Ответить

А вы в состоянии разделить "славян и германцев" века эдак X д.н.э. , например ? :>

Тацит вот не очн.

"скандинавской крови!" - Cкандинавия - это полуостров :>

4
Ответить

Ты книги почитай.
Там этой дикой охоты только упоминания.
Ещё в первого ведьмака погоняй.

2
Ответить

Она неоязычник лучше по славянам свидетельства средневековых арабов почитать

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

"Мотив Дикой Охоты там один из ведущих" - настолько ведущий, что поляки забыли Эредину нормальную мотивацию прикрутить. Ну не веришь ты в то, что это зло. Или что он готов на все ради своего народа. Мотивация картонный, сам главгад эпичный, но при ближайшем рассмотрении также становится картонным. И очень жаль.

3
Ответить