«Мне говорили, что я старая и у меня ничего не получится»: разговор с CG-художницей Noura, рисующей арты для Dota 2

Рассказываем, как художница Элеонора Абдрахманова ушла из прибыльной профессии в CG-рисование, начала рисовать для Dota 2, а позднее смогла исполнить мечту и переехать в Японию.

Работа Норы. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2FLoayl&postId=1764904" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Норы. Источник

Элеонора «Нора» Абдрахманова — художница из Москвы, которая не училась в художественной школе или ВУЗе. Она начала свой путь как программист, но во время обучения заинтересовалась CG-рисованием и ушла в него с головой.

На этом пути её не воспринимали всерьёз, подкалывали за отсутствие опыта и уговаривали передумать, чтобы она «она не потратила своё время зря».

Рассказываем, как Элеонора смогла преодолеть все препятствия, переехать в Японию и рисовать арты для Dota 2.

«Наши игры не заработали миллионы, но нашлись люди, которым они понравились»: о начале пути, разработке игры и первом опыте в качестве художника

Нора выросла в небольшом сибирском городке. Девушка не училась в художественной школе — она закончила только обычную. Нора планировала поступать в университет на факультет робототехники, но родители были против такой идеи — они считали, что это «не женское направление».

В итоге у Норы получилось договориться с родителями о поступлении на факультет программирования.

Мысль о том, что я смогла отстоять свой выбор, хоть и при помощи компромисса, до сих пор помогает мне в трудные моменты.

Элеонора Абдрахманова
Работа Норы. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2F1kxEL&postId=1764904" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Норы. Источник

Когда Нора поступила в университет, период ее студенчества точно совпал с ростом популярности мобильных игр. Тогда было много историй успеха людей, которые разработали одну мобильную игру и стали миллионерами.

Состояние игрового рынка тоже располагало — крупных разработчиков мало, а спрос на игры огромный. Рынок был практически свободен.

Работа Норы. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2Fl2xQo&postId=1764904" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Норы. Источник

Элеонора с друзьями по общежитию решила, что сейчас самое время попытаться сделать что-то свое. Но была проблема — все они были программистами, а в разработке нужны и другие специалисты. По итогу именно Нору назначили художником в их команде — это решение многое изменило в жизни девушки.

Для рисования нужен планшет, так что я пошла и купила свой первый планшет. Это был Genius — самый дешевый из ближайшего М-видео или Эльдорадо.

Элеонора Абдрахманова

Работа усложнялась тем, что мануалов или гайдов в интернете практически не было. Даже если попадались полезные ресурсы, информация была неструктурированной и обрывистой.

Нора не унывала — девушка использовала на максимум все уроки, которые могла найти. Первые работы делались в Microsoft Paint — в том самом, который есть на каждом Windows.

Разработка проходила непросто, так как игру создавали для первого Android, где не работал даже мультитач. Но все усилия не прошли даром — игру все-таки создали.

Наши игры не заработали миллионы, но нашлись люди, которым они понравились, кто оставлял милые отзывы

Элеонора Абдрахманова

Несмотря на ощутимые сложности и не тот результат, о котором мечтала команда, Нора очень ценит это время — именно разработка игр открыла ей сферу, которой она захотела впоследствии заниматься по жизни. Тогда появились первые мысли сделать рисование своей постоянной работой.

Приятным бонусом стало то, что игры, которые художница со своими друзьями разрабатывала в студенчестве, сыграли немаловажную роль в ее дальнейшей карьере.

Работа Норы. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2Fw6Rxn9&postId=1764904" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Норы. Источник

«Часто сталкивалась с предубеждениями — слишком взрослая, чтобы что-то менять, таланта нет»: обучение в школе рисунка и давление одногруппников

Нора начала работать программистом еще во время обучения, но спустя некоторое время ей стало ясно — программирование не делает ее счастливой. Примерно тогда же девушка посетила несколько воркшопов Ивана Смирнова и четко осознала, что хочет стать CG-художником.

Также Элеонора поняла, что для этого ей нужно более полное и фундаментальное образование, но тратить на него еще 5-6 лет желания не было. Альтернативой университету стала одна из офлайн-школ цифрового рисунка.

Работа Норы. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2Fr99ev2&postId=1764904" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Норы. Источник

Обучение в школе стоило денег и требовало времени, поэтому Нора искала более простую работу, которая не будет требовать переобучения, но будет давать такой же заработок, как и программирование. Так девушка попала в рекламную аналитику.

Рекламная аналитика была сложным направлением из-за того, что приходилось часто взаимодействовать с трудными людьми. Но, вспоминая этот опыт, Нора радуется, что получила его — это помогает ей и сейчас при общении с заказчиками.

Накопив денег, девушка пошла учиться в школу цифрового рисунка. Это было сложно из-за отсутствия художественного образования и предубеждений одногруппников: Нора не раз слышала, что слишком взрослая для смены сферы деятельности, и что у нее нет таланта.

Мои одногруппники были моложе, с художественным образованием и кучей практики в том, о чем я раньше даже и не слышала.

Элеонора Абдрахманова

Иногда ситуации доходили до абсурда, и предубеждения сыпались и со стороны кураторов — некоторые считали, что Нору никогда не возьмут на работу, что она слишком взрослая, руки у нее тяжелые, и она попусту тратит время.

Некоторые одногруппники начинали игнорировать меня, как только узнавали, что в «строгановку», как и в обычную художку, я не ходила. Так развеялся миф о том, что арт-среда милая и пушистая — своеобразные люди есть везде.

В то время это оказывало сильное негативное влияние на меня: было очень мало людей, у которых я могла бы найти поддержку. Были кураторы и одногруппники, которые помогали, со многими из них мы дружим и общаемся до сих пор. Но большинство людей в моем окружении смотрели на это, как на блажь — побалуется и перестанет.

Элеонора Абдрахманова

Элеонора понимала, что это нормально — никто не обязан верить в нее. Этот факт было принять сложно, но художнице помогло осознание, что ее жизнь — это исключительно ее ответственность, и она сама решает, кем ей работать или не работать в будущем. Когда это получилось принять, стало немного легче и получилось сконцентрироваться на обучении.

Были и другие трудности — Элеоноре приходилось совмещать работу и учебу, а из-за того, что она жила в Подмосковье, ей также приходилось тратить много времени на транспорт.

Девушка иногда спала по три часа в день, постоянно ездила на последних электричках из-за того, что занятия заканчивались поздно, а также то и дело сталкивалась ночью со странными людьми, которые могли завязать драку посреди улицы. Это накладывало свои сложности, но Нора не считала это проблемой.

Да, было трудно, но мне не кажется это чем-то очень плохим. Я с детства люблю спорт, и спорт многому меня научил в плане работы со своей головой и самомотивацией в тяжелые моменты — это сильно помогало.

Элеонора Абдрахманова

Работа Норы. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2FykJr59&postId=1764904" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Норы. Источник

Художница хотела быстрее добиться результатов и получить все необходимые знания, поэтому помимо учебы посещала воркшопы и ходила на подготовительные курсы по рисунку. Нора знала — однажды настанет тот момент, когда все разрозненные знания сложаться в правильную картину.

«Первую работу я получила только потому, что перестала говорить правду»: начало карьеры, первые проекты и рисование для Dota 2

Во время обучения в школе цифрового рисунка Нора уже понимала, что рисование станет ее работой, а не просто хобби. Как только обучение закончилось, закончилась и работа в рекламной аналитике — художница начала поиск вакансий в CG-рисовании. Портфолио как такового у нее не было — были только работы с обучения.

Поскольку портфолио у меня был так себе, а знакомых в игровой области мало, то я просто откликалась на все вакансии подряд и делала кучи тестовых. За несколько месяцев такой жизни я так ничего и не нашла.

Элеонора Абдрахманова

Работа Норы. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2F48gKlq&postId=1764904" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Норы. Источник

Особенное удивление вызвал у Норы тот факт, что даже небольшие компании ищут профессиональных и уже устоявшихся художников, даже для выполнения простой рутинной работы. Бывало и так, что на собеседованиях на лицах работодателей напрямую читалось пренебрежение к ней и ее знаниям.

На собеседованиях я часто видела абсолютно незаинтересованные лица, на которых читалось: «И вот такая вот к нам хочет? Рисовать научись сначала». Пару раз напрямую так и сказали. Все еще не понимаю, зачем вообще звали меня на эти собеседования.

Элеонора Абдрахманова

Благодаря работе в рекламе Нора научилась легко переносить давление со стороны, — расстраивало только то, что одногруппники один за одним устраивались на работу, а у девушки это пока не случилось. Но в итоге работу найти удалось — Нора просто перестала говорить правду работодателям.

Первую работу я получила только потому, что перестала говорить правду. Эта была очень маленькая компания, и директор — молодой, буквально вчерашний выпускник. На собеседовании он сказал, что игра в стиле сайфай, и спросил, смогу ли я так. Я сказала, что да — я этих роботов пачками делать могу, хотя ни опыта, ни любви к ним у меня не было.

Элеонора Абдрахманова

Это был довольно волнительный опыт, но работы Норы арт-команде нравились. В подобных проектах девушка себя пробовала еще несколько раз, пока не нашла работу в Rocketjump. При устройстве пришлось выполнять тестовые и проходить очередные собеседования, но со второй попытки девушка попала в команду.

В начале работа была интересной и приносила радость, но монотонность и однообразие задач потушили энтузиазм — приходилось рисовать скины для солдатиков, у которых было много игровых ограничений. Более интересные и сложные проекты обходили Нору стороной и попадали в руки более опытным художникам. Девушке захотелось изменений.

Примерно в то время, где-то на стримах, я услышала, что для моей любимой Dota 2 не боги скины делают, а вполне реальные люди, причем многие из них — из РФ.

В какой-то особенно грустный вечер я села и нарисовала около 20 вариантов концептов на баньшу, одного из персонажей игры, и «скорее, пока у нас крыша на место не встала» отправила их Лешему (Олегу Шеховцову), так как слышала, что именно он делает концепты для воркшопа.

Элеонора Абдрахманова

Работа Норы. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2FYekVXP&postId=1764904" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Норы. Источник

Концепты Норы понравились Олегу, и он познакомил ее с другими ребятами, которые делают работы для воркшопа Dota 2. Благодаря этим знакомствам и навыкам Норе улыбнулась удача — к моменту, когда девушка уволилась из Rocketjump, она уже полгода рисовала для Dota 2.

«Люди там не работают по 10 часов в день и потом еще немного дома»: питерская апатия, переезд на Мальту и полноценная работа с Valve

После увольнения Нора перебралась в Санкт-Петербург — и оказалась полностью не готова к погодным условиям города. От серости, монохромности, постоянных дождей и ветра хотелось укутаться под одеяло и не вылезать оттуда. Нора переживала жизнь там тяжело — она не хотела рисовать, не хотела есть и даже ежедневные будни давались ей с трудом.

Но вскоре все поменялось — девушке поступило предложение о работе от мальтийской компании.

Переезд по рабочей визе достаточно простой. Компания помогала с оформлением документов, меня встретили, всячески помогали и любили. На Мальте вообще замечательные и открытые люди. Такого активного и веселого коллектива у меня пока больше не было.

Элеонора Абдрахманова

Было и много непривычного в работе — художники здесь не рисуют десять часов подряд и потом еще дорабатывают дома, чтобы успеть все сдать в срок, как на прошлых работах Норы. В компании ставили удобные сроки — можно было не нервничать, высыпаться и работать более эффективно всего пять часов в день. При этом график никак не сказался на производительности — Нора делала точно такие объемы работы, но без лишних страданий.

Работа Норы. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2Fo2QqzL&postId=1764904" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Норы. Источник

Благодаря работе на Мальте я стала ценить себя больше. Впервые внутри своей головы я назвала себя художником, а не оператором Фотошопа. В России мне часто говорили, что у меня плохо то и это. У меня еще после обучения была подорвана вера в свои способности, а на работе это только усугубляли.

На Мальте же критика очень мягкая, и никто не жалеет слов на то, чтобы сказать, что у тебя получилось хорошо.

Элеонора Абдрахманова

Работать в компании было комфортно, так как не было ограничений по части работы с другими компаниями. Нора продолжала делать концепты и иллюстрации для других заказчиков, поэтому работа для Dota 2 продолжалась даже на Мальте.

Но вскоре у компании начались внутренние изменения, в результате чего разработка игр на Мальте закрылась. Муж Норы тогда работал в Чехии, благодаря чему девушка смогла перебраться туда по семейной визе. Освоиться там было сложно — большинство компаний ищет сотрудников, которые говорят на чешском, поэтому художница просто продолжила фрилансить.

На тот момент у девушки были уже хорошие работы в портфолио и репутация среди заказчиков, поэтому вскоре пришло прямое предложение от Valve — Нору попросили сделать концепт одной игровой вещи. Сделанную работу Норы оценили и предложили ей работать по контракту.

Работа Норы. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2FnY61BE&postId=1764904" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Норы. Источник

«Мое увлечение Японией началось очень давно с аниме»: переезд в Японию, работа над проектами и отдых в перерывах

Чехия не стала финальной точкой для художницы — она решилась на новый переезд.

Мечта попасть в Японию у Норы появилась давно — когда она начала смотреть аниме в детстве. Заинтересованность пошла дальше, и девушка начала изучать мангу и классическую японскую литературу. Интерес вызывал и геймдев, особенно после просмотра «Devil may cry». Но особой любовью стала игра «Bloodborne».

Когда распробовала «Bloodborne», то вопрос «Где бы мне хотелось поработать?» моментально заменился на вопрос «Как туда попасть?». А чтобы попасть в японский геймдев, знать язык — чуть ли не обязательное требование.

Элеонора Абдрахманова

Еще на Мальте Нора узнала, что многие люди переезжают с помощью языковых школ — как оказалось потом, с Японией это тоже работает. Девушка пыталась изучать язык еще давно, но этого было мало. Поэтому в период ковида, когда было уже точно решено переехать в Японию, Элеонора пошла на онлайн-курсы по японскому языку, а впоследствии смогла попасть в языковую школу.

Работа Норы. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2Fr99ev2&postId=1764904" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Норы. Источник

Нора переехала в Японию для обучения в языковой школе, которое занимает немало времени. Но несмотря на это, Нора продолжает заниматься рисование и по-прежнему сотрудничает с Valve и теперь уже с «Great Grimoire». Хотя, как признается художница, прежняя многозадачность сейчас дается с большим трудом.

Раньше я могла делать несколько проектов сразу, и мне нравился такой темп работы, но сейчас много времени отнимает изучение языка.

Элеонора Абдрахманова

Чтобы не терять вдохновение, девушка может играть в любимые игры, смотреть фильмы и артбуки других художников. Ещё один источник вдохновения — книги. В процессе чтения Нора любит визуализировать сцены и образы персонажей в голове — как она говорит, это хорошо тренирует «концепторскую» мышцу.

Я люблю по дороге куда-нибудь представлять окружающих людей героями игр, как правило, в фэнтези-стилистике. Представляю, какими бы они были персонажами, во что одеты, какие у них спелы, характеры и так далее. Такие небольшие тренировки помогают не скучать в моменте и потом быстрее работать.

Элеонора Абдрахманова

Когда дело доходит до работы, Нора использует похожий метод — она выписывает на лист эмоции, мысли и идеи, которые есть в голове. Художница может выписывать все, что угодно — от «хочу чтобы пафос через край и затопил зрителя» до «пусть меч Свена вдалеке торчит из земли, как будто его уже победили, и ленточка на ветру динамично так развивается».

Как только все идеи будут выписаны, Нора отвлекается на что-то другое, и когда она снова открывает записи, то может легко убирать неподходящие варианты из списка и приступать к рисованию.

У Норы есть свои методы в рисовании, которые помогают ей облегчить процесс. Например, она не боится писать другим художникам, чьи работы ее цепляют, и спрашивать, как у них это вышло. Даже если многие игнорируют сообщения, вероятность получить ответ все же есть.

То же касается и изучения новой информации — если художница хочет изучить что-то, то она покупает обучающие уроки. Но главное ее оружие — это четкий пайплайн и дедлайн. Когда ясно, как выстроить процесс работы, и к какому времени ее нужно подготовить, становится гораздо легче.

Работа Норы. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2FObAJb&postId=1764904" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Норы. Источник

Рисование не утомляет Нору, но проводить время вне работы она тоже любит:

Мой организм любит движение, так что я в спорте с детства. Люблю очень много всего. Обычно я раза 3 в неделю хожу в тренажерный зал, еще посещаю занятия по акробатике и батуту, а когда тепло — бегаю по утрам. Стараюсь раза два в год ездить кататься на серфинге или сноуборде. Мне сложно сидеть за рисованием, если есть еще лишняя энергия.

Элеонора Абдрахманова

Такой подход к отдыху и жизни в целом помогает Норе и в других сферах жизни — она не переживает выгорание в работе, потому что умеет чувствовать себя, свои мысли и тело.

Девушка уверена в том, что стресс и усталость можно побороть спортом, когда они только начинают проявляться. Можно пробовать любые способы, которые помогают, — лучше потратить час на что-то расслабляющее, зато потом работать более продуктивно.

Спорт для Элеоноры означает многое, и это отражается на ее работе — как она подходит к длинным изнуряющим забегам, так и подходит к тяжелым задачам:

Рисование и спорт кажутся мне очень похожими. Когда бегу длинную дистанцию или пытаюсь выполнить какой-то сложный для меня акробатический элемент, который долго не получается, то часто хочется все бросить. Но если переставлять ноги, то дистанция закончится. В рисовании все точно так же, только это немного сложнее осознать, ведь все происходит в голове.

Элеонора Абдрахманова

Художница также любит читать классическую литературу и мангу. И если ей бывает очень тяжело, она просто вспоминает одного из персонажей. В качестве примера художница привела Гатса из «Берсерка».

Гатс сражался бесконечно в таких битвах, где очевидно не победит, и может даже не выжить, но у него никогда не было и мысли о том, чтобы сдаться.

Элеонора Абдрахманова

«У самурая нет цели, есть только путь»: о сожалениях и планах на будущее

Работа Норы. <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fartwork%2Fd0Q9De&postId=1764904" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Работа Норы. Источник

Норе пришлось пройти немало испытаний, чтобы добиться того, чего она хотела, и у нее нет сожалений по поводу своих решений. Все настоящее, которое окружает людей, является результатом их решений, и нет смысла угнетать себя мыслями о прошлых поступках — важно настоящее время, которое можно использовать на планирование и осуществление других своих целей.

Поскольку я начинала с очень низкого уровня, будучи при этом уже взрослой, я выработала для себя правило, чтобы не утонуть в слезах зависти к молодым и дерзким: неважно, какого уровня мой арт сейчас, но каждый следующий должен быть хоть в чем-то, хоть немного лучше. Так черепаха обгонит зайца.

Элеонора Абдрахманова

На будущее у Норы есть свои планы, но для нее крайне важен именно подход к ним — если правильно воспринимать вещи, то не будет лишних нервов, стресса и отчаяния из-за того, что что-то не получилось.

В манге Vagabond есть замечательный разворот. Главный герой видит в горе образ своего соперника, которого не может победить, так как тот уже стар и не хочет с ним сражаться. Герой лезет на гору, ему тяжело, он чуть ли не срывается вниз, но вот он преодолел, забрался и победил. И тут порыв ветра уносит облака, и он видит перед собой множество гор еще выше и неприступней.

Мне кажется, что путь главного героя во многом похож на путь художника. В проблемах, с которыми сталкивается главный персонаж на своем пути становления лучшим мечником, я нашла много ответов на беспокоящие меня вопросы профессионального развития.

Элеонора Абдрахманова

Совершенно неважно, какой у вас возраст или уровень, — если есть цель, и человек понимает, что придется преодолеть не одно испытание, то постепенно он дойдет до нужного результата. Поэтому Нора очень советует художникам формировать собственные цели — чем конкретнее, тем лучше.

Скажите их громко, как бы смущающе это не было. Зато потом придется эти цели реализовывать. Вокруг очень много информационного шума, который может сбивать с пути. Можно начать кидаться из стиля в стиль, от одной идеи к другой, и однажды обнаружить, что прошло много времени, а результатов все нет.

Когда есть конкретная цель, то можно сформировать план ее достижения и шаг за шагом его выполнять. Это может казаться излишне скучным и рациональным, но для меня это работает. Возможно, еще для кого-то сработает тоже.

Элеонора Абдрахманова

Текст написала Анастасия Терентьева, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

505505
159 комментариев

Старая, значит опытная.

77
Ответить
174
Ответить
45
Ответить

Чёт сомневаюсь что старая

27
Ответить

не факт

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Девушка молодец, но статья составлена несерьезно, текст как будто для детей дошкольного возраста

45
Ответить