Клише и стереотипы о викингах в God of War
Как художники создают новые миры на руинах старых легенд?
А что, если мы скажем, что настоящий викинг выглядел совсем не как Кратос? И всё, что мы знаем о викингах, придумали не только историки? Брутальный миф против реальных фактов: давайте разберемся.
Закройте глаза и представьте себе викинга из видеоигры. Спорим, у вас нарисовался образ брутального бородатого воина с огромным топором, одетого в звериные шкуры и готового вести сражения с богами и чудовищами на просторах севера? Примерно вот такой.
Этот образ викинга укоренился в культурном сознании и стал частью многих игровых проектов, включая серию God of War. Когда мы слышим, что God of War 2018 года и последующий Рагнарёк — это северное фэнтези, мы тут же рисуем в голове заснеженные фьорды, покрытые льдом реки и суровых обитателей этого мира.
Художники Santa Monica создали в God of War понятный и близкий образ Севера. Игра не ломает привычные ассоциации — наоборот, она затягивает в знакомый мир, но уже с новыми историями. Например, в прологе God of War 2018 года начинаешь ощущать себя частью героической саги о суровых, но справедливых северных воинах и богах.
Почему нас привлекает именно этот образ? Как зародился канон скандинавского фэнтези? Как художники манипулируют эмоциями зрителя и почему клише — это хорошо? Разбираемся вместе художницей и преподавателем академии Графит – Элиной Ахьямовой.
Как развивался стереотип о викингах?
Стереотип о викингах развивался и менялся с течением времени. Новые исторические сведения, литература, массовая культура и, прежде всего, изобразительное искусство сильно повлияли на формирование образа викинга.
Первые упоминания о викингах обнаружили в записях монахов и летописцев, которые встречались с этими воинами. Викинги часто совершали набеги на монастыри. Их описывали как свирепых и жестоких воинов и грабителей. До нас дошла и другая, более благородная культура и мифология викингов. В древнескандинавской литературе и сагах Поэтическая Эдда» и «Прозаическая Эдда» транслируют образы смелых и великодушных северных воинов, которые бороздят моря в поисках приключений.
Единственное описание внешности викингов — это текст XX века от арабского путешественника. Он встретил викингов где-то на Волге и описывал их так:
«Великолепно сложенные люди, татуированные чёрно-синими рисунками “деревьев” (скандинавских узоров), на ногах у них мягкая кожаная обувь, и всегда при них секира, меч и нож, с которыми они не расстаются»
Изображавшие викингов художники подчеркивали их свирепость и доблесть в бою. На старинных гобеленах и на современных концептах к видеоиграм мы видим образ викинга как внушительную фигуру, одетую в шкуры животных и рогатый шлем, а в руках топор и меч. Отчасти этот образ построен на том описании от арабского путешественника, но частично облик сформировали и художники.
Влияние киноиндустрии на образ викинга
Например, сериал «Викинги», где концепты героев далеки от того, что было в реальности. А также фильм «И на камнях растут деревья», где викинги выглядят более достоверно.
Как на образ викинга повлияли современные масс-медиа?
Сравнив образы викингов, основанных на исторических фактах и викингов из видеоигр понимаешь, откуда взялись клише. Как упоминали выше, художники внесли свой вклад в формирование клише и стереотипов, которые активно используются в массовой культуре. К таким клише можно отнести кожу и металл в одежде, бритые виски, обилие кос, татуировок, раскрас лица и многое другое.
Клише: друг или враг художника?
Клише — это распространенное представление с узнаваемыми образами и мотивами.
«Клише позволяет художнику быстро передавать определённые концепции и настроение, которое попадает в представление и ожидание зрителей»
Например, если говорить про образ бабушки в целом, то в голове возникают самые разные варианты внешности и характера. Но если мы слегка уточним, и, например, представим ворчливую бабку на лавке у подъезда, бабушку-одуванчик у метро, продающую зелень, или равнодушную и уставшую бабку-контролершу в автобусе, у нас возникнут конкретные и яркие образы с разным настроением и деталями. Именно так клише помогают нам создавать узнаваемость и аутентичность. Поэтому исторический образ викинга так отличается от того, что устоялось в масс-медиа. Особенно ярко это видно на примерах концептов персонажей God of War.
На этих концептах мы видим узнаваемые клише:
- детали одежды (кожа, металл и шкуры животных);
- рисунки на лицах;
- заплетенные в косы бороды и выьритые виски;
- огромные мечи и топоры.
Несмотря на то, что этот образ сильно отличается от исторического, он для нас более привычный и понятный.
Сила клише: как строить новые образы на старых основах?
Использование клише помогает художникам создавать образы, которые соответствуют ожиданиям зрителей и клиентов. Но всегда остаётся пространство для эксперимента. Никто и ничто не мешает творцу интерпретировать внешность викинга в своём стиле, с нетипичными деталями, чтобы создать уникальные и оригинальные образы.
Для студентов и начинающих художников клише — полезнейший обучающий инструмент. С его помощью можно создавать яркие, запоминающиеся и узнаваемые образы.
Создавая концепты важно уметь анализировать и интерпретировать клише. Это помогает развивать критическое мышление и творческий подход к работе. Каждая деталь, например, элементы брони или форма оружия, может послужить полем для эксперимента.
Авторы последних двух частей God of War создали убедительный мир скандинавских мифов. С одной стороны он соответствует ожиданиям игроков, а с другой дарит новые впечатления. В приключениях Кратоса и Атрея клише помогло создать таких героев, которые зацепили игроков и вдохнули новую жизнь в серию.
Мир викингов в God of War напоминает нам: клише — это инструмент. В руках художника он становится основой для создания новых, запоминающихся историй. Изучать стереотипы — значит глубже понимать культуру, а также эмоции и ожидания игроков. Как Кратос играет с судьбой, так и художники играют с образами. Пусть клише будут вашей опорой, а не оковами. Смело добавляйте в них своё: характер, эмоции, новую историю. Именно так рождаются образы, которые запоминаются надолго.