Я прошёл Assassin’s Creed: Valhalla во время реабилитации после операции Латарже
Рассказываю, как я лечил нестабильность плечевого сустава, покоряя Англию IX века.
Предисловие
Это достаточно объёмный текст, в котором переплетаются история из жизни и обзор на игру. Я заранее говорю, что не претендую на супер-точность всего сказанного, могу где-то ошибиться, и это нормально.
Для удобства я разобью статью на два меню: можно прочитать только про операцию, можно прочитать только про Вальгаллу, а можно не пользоваться меню и читать всё подряд, как лонг.
🔞❗Естественно, в статье есть мат и куча спойлеров к игре пятилетней давности.
Про операцию
Про Вальгаллу
Истоки
У меня эпилепсия. Об этом я подробно писал вот тут.
Каждый приступ эпилепсии у меня сопровождался сильными судорогами, из-за которых у меня вылетало левое плечо. К октябрю 2024 года у меня накопилось в общей сложности пять вывихов, причем последний был уже не из-за эпилепсии — плечо просто вылетело, когда я махнул рукой в попытке удержать равновесие. Вправлял мне плечо один и тот же врач, который каждый раз спрашивал меня, буду ли я оперироваться. И если после припадков я ещё крутил носом, мол, «я же на таблетках, значит приступов будет меньше», то после вывиха на ровном месте я уже начал активно думать в сторону операции.
Диагноз
Диагноз был такой: авульсионный перелом большого бугорка и головки плечевой кости в латеральных отделах, повреждения Банкарта, повреждения Хилл-Сакса. Рекомендована операция Латарже. О том, что это за операция и почему именно она — я расскажу позже.
Операция Латарже входит в список Высокотехнологичной Медицинской Помощи (ВМП), которая предоставляется гражданам РФ по полису Общего Медицинского Страхования (ОМС). Это значит, что операцию можно сделать за счет государства, но для этого нужно отстоять очередь.
Очереди
И тут начинается интересное.
Когда я после очередного вывиха сидел у врача в частной клинике, он предложил внести меня в очередь именно этой клиники. Я согласился, думая, что несколько очередей лучше, чем одна. Врач был не особо уверен, когда вообще получит информацию по свободным местам и какой эта информация будет. Он предложил из вежливости, сказал, что примерно в марте придут документы. Надо сказать, что этот врач был сильно погружен в мою проблему и вправлял мне три вывиха из пяти. Один раз меня привезли рано утром после припадка, он вправил мне плечо, я вышел расплачиваться и грохнулся во второй припадок прямо возле кассы. Он вышел, охуел, просто занес меня обратно в процедурную, дождался, пока припадок пройдет, снова вправил мне плечо. Когда я вышел во второй раз — бабки в очереди начали креститься. Тогда он, видимо, и поставил себе в голове галочку про меня.
Я же рассчитывал я на другую больницу — НИИТО, это центр травматологии и ортопедии, специализирующийся именно на таких операциях.
Ходил по разным врачам в НИИТО я долго. Сначала слали просто из кабинета в кабинет в разные дни недели, вместе с этим нужно было дособирать кучу документов и сдать доп анализы: все виды просветов, рентгенов и КТ плеча.
По дороге я начал понимать одну простую истину: в очереди на операцию мне стоять очень долго. Полтора-два года. И я начал подумывать от том, чтобы попросить сделать операцию за свой счет, хотя ценник мне никто и ни разу не назвал.
Когда беготня по кабинетам в стиле «Скуби-Ду» закончилась, я, с пухлой пачкой анализов и двумя dvd-rw, содержащими КТ, МСКТ и рентген плеча, оказался у оперирующего хирурга НИИТО.
За деньги — «нет»
И хирург меня отшил.
Он взглянул на мои снимки, драматично вздохнул и сказал, что за деньги он операцию делать не будет. Риски, мол, высокие. Если что-то пойдет не так во время или после операции, то мои деньги могут этого не покрыть, а по ОМС у него будут развязаны руки.
По его словам, картина была следующая: из-за привычного вывиха у меня «стесалась» кость, которая держит сустав на месте. Так что кроме простого фиксирования плеча шунтами, мне ещё нужно увеличить площадь стёсанной кости методом наращивания. Материала, который должен прижиться, будет много. Ну и ещё, чтобы я, видимо, окончательно убедился в его настрое, он сказал, что всё это мероприятие может оказаться полностью бесполезным. Потому что судороги у меня, судя по анамнезу, очень уж сильные, и смогут сломать конструкцию, которую они там в плече нахуевертят.
Отдал документы, сказал встать в очередь. Вышел я оттуда слегка в ахуях: как это так, за деньги и нельзя?
Документы на ВМП по ОМС
Я собрал очередной пакет бумажек, нужный для постановки в очередь. Пакет, в целом, не сверхъестественный:
- Заключение лечащего врача, в моем случае хирурга, о том, что он видит проблему и назначает операцию. Это стартовый документ, от которого происходит вся свистопляска, его нужно получить первым и строить всю стратегию на нём.
- Государство должно дать своё согласие. 4 документа, предоставленных государственной поликлиникой, к которой прикреплён. Получал их в кабинете, который отвечает за бесплатную помощь населению, так что каждый раз (а был я там в сумме 6 раз) я стоял в очереди среди стариков и льготников, которые пришли получать рецепты на свои лекарства.
- Все (вообще все) анализы, связанные с травмой. КТ, МСКТ, Рентген, заключение хирурга, мнение эпилептолога, мнение терапевта.
- Копии всех документов по личности. Паспорт, СНИЛС, медицинский полис и всё вот это.
Получился увесистый конвертик, который я принёс и бросил в специальный ящик в больнице. Ответа от больницы я дождусь нескоро, но и делать операцию в НИИТО я, как потом выяснится, не буду.
PS5 и возвращение к Assassin’s Creed
Когда я собрал документы, на дворе уже наступил февраль. Обстоятельства сложились приятным для меня образом: появились лишние деньги на PS5. На ней я первым делом прошел Jedi: Survivor, под конец прохождения которой я словил пуш от PS Deals: Valhalla на распродаже 95%, за 300 тайских батов (аккаунт у меня тайский, карта тоже тайская, а про Таиланд я писал тут) можно было купить делюкс-эдишн с сизон-пасом. Это я и сделал!
Знал ли я тогда, что чтобы дойти до финального экрана игры, мне нужно будет 130 часов? Не знал. Жалею ли я сейчас? Нет.
К тому моменту я не возвращался к серии Ассассинов около 10 лет. Последней частью, в которую я попробовал играть, была Origins. Меня хватило на пару часов, так что в расчет я её не беру. А любимой частью была Black Flag, вот её-то я и прошел на XBox-360 в далеком 2014 году.
Почему я решил зарубиться именно в Вальгаллу спустя 5 лет после ее выхода?
Сеттинг Англии 9 века был самым близким из четырёх последних игр. Origins меня не заинтересовал, сеттинг Греции в Odyssey мне полностью чужд, Mirage предлагал Ирак 9 века, что тоже пролетело мимо моих исторических интересов. А Вальгалла попадала, как мне казалось, в точку: севера плюс Англия, суровые бои в снегах, болотах, рейды на реках, остатки римской империи, романтика Викингов. Плюс мне хотелось поиграть в игру, которая просто наваливает тебя контентом и не щадит твоё время. Я знал, на что шел.
Дисклеймер: я плохо знаю географию и ещё хуже — историю. Мне 33, только сейчас начал разбираться, как формировался наш мир. Если есть ошибки — это моя вина.
Первые 10 часов и прибытие в Англию
Старт истории, проходящий в Норвегии, оставил слабый след в памяти. Почему-то мне хотелось поскорее уплыть, каждое новое задание отдавало второстепенностью и ощущением, что меня держат где-то на задворках основного сюжета. Не сразу стало понятно, кем главная героиня (я играл за женскую версию Эйвор) приходится всем вокруг: её вроде все уважают, но слегка опасаются, будто она не пришей кобыле хвост, хоть и кузина (если я верно понимаю степени родства) Сигурда, сына ярла одного из Норвежских кланов. Перипетии между этими кланами, к слову, та ещё паутина из скандалов, интриг, расследований — кто-то кому-то должен, кто-то от кого-то пострадал и теперь жаждет кровной мсти, свадьба кого-то с кем-то была ради дружбы кланов, а не по любви, короче, мозг трещал от объема информации. Так что когда молодой и горячий Сигурд психанул и решил начать жизнь заново на новой земле — в Англии — я, наконец, выдохнул, приказал спиздить всё, что не приколочено и отправиться в светлый новый мир, который на деле оказался больше хмурым и старым.
Геймплей
С одной стороны я прекрасно знал, чего ждать от Ассассина. Кривой паркур, поверхностные механики, которые берут количеством, куча условностей ради объема контента. Но я был прав лишь отчасти.
Паркур действительно был кривым. И мне он показался ещё более кривым, чем в старых частях, потому что таких залипаний и промашек я не видел в том же «Черном Флаге». С одной стороны я понимаю, что мир в игре настолько огромен, что невозможно сделать паркур работающим во всех его уголках: где-то расстояние не выверено, где-то герой упирается в невидимое препятствие, где-то стог сена положили на метр левее, чем надо. Но из себя выводили тупняки, которые Эйвор ловила в местах, явно специально задизайненных для фрирана. Вот эти вот столбики, торчащие из земли, подвесные балки для раскачки, тропинки на стенах пещер. Они же там есть, и есть они там специально! Но нет, вместо четких пяти последовательных прыжков мы получаем раз-два-три-прыжок-на-хуй-вбок. И всё заново. А Эйвор — груженая топорами машина для убийства, броня которой состоит из шкур пяти убитых медведей, сама по себе весит тонну, так что о грациозности и быстрого возвращения на маршрут речи тут не идет. Она падает, делает кривой перекат через спину, еле-еле встает и снова в течение пяти секунд набирает скорость. И это неимоверно бесит.
Боёвка раскрылась где-то на 15-ом часу. Когда появилась возможность прокачать оружие, появился выбор этого оружия и стало возможным подобрать стиль драк под себя. Я всегда любил быстрое и регулярное нанесение небольшого урона с пляской вокруг цели и постоянной сменой позиции. Два топора идеально подошли для этой роли, особенно с функцией «рубаки», когда зажимаешь альтернативную атаку, и Эйвор с двух рук буквально рубит оппонента на лоскуты. Из 130 часов с топорами я проходил где-то 50. На смену им пришел Серп, который я нашел в гробницах Павших. Он круто вспыхивал огнём после трёх удачных киллов, так что постоянный эффект воспламенения был со мной до конца игры. В паре с ним был щит, который при удачном блоке восполнял немного здоровья. Надо сказать, что благодаря арсеналу в Рейвенторпе (нашем селе) я открыл себе в общем три слота для быстрых выкладок. Прокачать арсенал до конца и открыть все 5 слотов у меня не хватило терпения. Сет с серпом и щитом у меня был основной, в нём же был охотничий (средний) лук. Для стелса был сет с двумя кинжалами и длинным луком, который при попадании в голову врага распылял вокруг облако усыпляющего газа. Третий сет гулял всю игру, на нём я пробовал новое оружие и комбинации.
Броня зафиксировалась в слотах по такому же принципу. В первом слоте был доспех Павших, который ронял бомбу рядом с игроком, если по тому прилетел урон. Очень полезная история, которая много раз мне помогала на боссах. Вторым слотом для стелса была броня Магистра, которая даёт бафы ночью и хороший плюс к дальнему урону. Третий слот всегда менялся, там была и броня охотника, броня братства ассассинов (единственная, которая не меняется визуально при прокачке у кузница, что очень обломало мне кайф после её сбора), а в конце туда встал доспех Тора, который я собрал уже сильно в конце своего игрового пути.
Мне очень понравилось, что сетов брони и видов оружия в игре немного. После прохождения Suicide Squid я очень устал от постоянных размышлений про параметры оружия, особенно когда осознал, что не могу убивать врагов именно из-за того, что решил не менять пушки. Вальгалла не баловала огромным количеством одежды, так что каждая иконка капюшончика на карте мерцала особенно привлекающие.
Исследование — то, что понравилось мне в игре больше всего. Это в целом один из важнейших критериев для меня: я люблю залезть в каждый уголок, посмотреть в каждом сундуке, проверить любую дверь. Я тот, кто собрал все вопросики Загадочника во всех играх серии Arkham. И когда я, при первой из синхронизаций в Англии увидел лучи света разных цветов, обозначающие точки интереса, тот просто охуел от удовольствия. Это значило, что я тут надолго.
Когда активируется «орлиное зрение», включается режим ворона, или Эйвор сидит на вышке, то вдалеке в небе можно увидеть точки синего, белого и золотого цветов, от них вниз идут лучи соответствующего цвета, указывая игроку где и что искать. Как-то раз я остановился в одном из поселений на берегу реки, стоял между двух пирсов, которые сильно возвышались над уровнем роста Эйвор. Я рассматривал округу в поисках никелевых слитков, они нужны для прокачки оружия и брони. И одна вещь вводила меня в ступор: я видел, что прям рядом со мной был золотой луч, указывающий под землю, а это означало, что где-то рядом должен был быть вход в пещеру, ибо очень частно сокровища были под землей. Но ни на карте, ни в режиме ворона я не видел метку сокровищ. Луч исчез, а потом снова появился. И когда я поднял камеру, то осознал: на пирсе просто стоял NPC и ссал с него почти мне на голову, а струя мочи была практически идентична лучу золотой точки интереса. Это был в прямом смысле «золотой дождь».
Если золотые лучи обозначают сокровища — оружие, броню, припасы для грабежей, слитки для ковки, книжки боевых навыков — то голубые лучи показывают сайд-активности, называемые в игре mysteries. Большая часть таких активностей — небольшие истории, которые не отмечаются в журнале заданий, дают в награду немного опыта, но в целом интересно прописаны с точки зрения сюжетов и историй. Так, бегая по голубым точкам, я повстречал бравого воина с топором в голове (см. обложку), который комично рассуждал о великом, был еще голый мужик, который якобы придумал нудистские вечеринки, горе-повар, который разочаровался в рецепте собственного соуса, и решил уехать в другой регион, так как именно там ингредиенты для соуса наиболее пряные, а на вопрос «Куда же ты отправишься?» он четко ответил: «в Ворчестер» (соус такой есть теперь, ю ноу). Истории прописаны классно, но порой было трудно допедрить цель и задачу, потому что ни отметки на карте, ни записи в дневнике нет, нужно делать выводы из мимолётного диалога. В Морровинде тоже не было четких целей, но там хотя бы можно было перечитать дневник.
Другие виды голубых отметок тоже были интересными: мини игры вроде медитативного складывания камней в стопку или поиска нужного ракурса для складывания паззла в виде замысловатого узора (такие обычно сделаны на конструкциях из камней вроде Стоунхенджа). Тут же поиск коллектблсов для открытия легендарного оружия: цепочка из боссов «Дочери Лериона», открывающая броню Тора, или поиск «сокровищ Англии», дающие меч Экскалибур, который, само собой, просто монструозная валына, придуманная Ису. Кстати Стоунхендж классно объяснён сюжетом игры: под ним была пещера Ису, где те хранили оружие и тренировали бойцов. Найдя эту пещеру века спустя, обычные люди пытались повторить её внутреннее убранство на земле над ней, думая, что так они смогут повторить магию и величие, заложенное в постройке древней цивилизации. Своеобразный «карго-культ» 9 века.
Последний вид точек интереса — белый — это напрямую коллектблсы. Маски, оставленные Римской империей, проклятые зоны, в которых нужно уничтожить языческий тотем (до сих пор не знаю, на кой хер), привычные для серии летающие листовки, вызывающие гарь в жопе из-за кривого паркура, ещё карты сокровищ, фрагменты исторической саги и тому подобное. Сначала я собирал их с повышенным интересом, потому что спрятаны они достаточно замысловато: где-то надо притащить бочку с маслом, чтобы взорвать стену, где-то пробежать по заполненным газом пещерам, рядом с некоторыми точками и вовсе мини боссы в виде легендарных животных. Но когда я понял, что вознаграждения за эту еботню либо косметические (декоративные фигуры сомнительного качества, которые можно расставить по своей деревне), либо чисто опыт (привет GTA: San Andreas и надпись Respect +), то быстро определил сбор этих предметов в побочные активности. Кто вообще посчитал, что спрятанные в земле сокровища не с деньгами и драгоценностями, а с косметикой для корабля — это хорошая идея?
Звонок из больницы
80 часов игры помогли мне скоротать время до марта.
Из НИИТО пришло письмо на почту, оно гласило, что мои документы они получили, и сейчас я в очереди на рассмотрение постановки меня в очередь на операцию. Line in line, ю ноу.
Я верстал макет небольшого интернет-магазина, когда телефон начал бренчать, показывая мне незнакомый номер. Но номер был уж очень нестандартный, в том плане, что не отмечался Яндексом, как упомянутый в базах мошенников, одновременно с тем не был похож корпоративный номер. Я взял трубку, на проводе был мой врач из частной клиники.
Денис, места по ОМС появились. Давай тебя прооперируем.
Сказать, что я охуел — ничего не сказать. Я охуел даже больше, чем от количества точек интереса на карте Англии. Не слукавлю, если скажу, что я безмерно благодарен этому хирургу. Я не знаю, мутил ли он что-то с очередями, но то, что он сразу позвонил мне — дорогого стоит.
В больницу я приехал на следующий день к 9 утра. Не знаю, чего я ждал, но волнения было очень много. Мне казалось, что на любом из этапов всё очень легко пойдёт по жопе, особенно после того, как хирург из НИИТО накидал мне за шиворот тревожки и сомнений.
Но всё было хорошо: хирург попросил собрать точно такой же пакет документов, как и для НИИТО, а так же выдал список анализов, который нужно было собрать. Операцию назначили на 5 мая. Я осторожно спросил его, мол «А что с вот этой вот ситуацией, что операция сложная, что там что-то не приживётся, что реабилитация может пойти не так, что мне даже за деньги её отказались сделать?..», на что он выпучил глаза, сказал «Эмм... воздержусь от комментариев, но этой операции уже 70 лет, мы её отточили так, что делаем за час, а случай нестабильности у тебя не запущенный. Спокуха. Кстати татуха норм, разрез буду по контуру делать, чтобы её на запороть», а у самого — рукава от ногтей до ушей.
Подготовка и анализы
Как я уже сказал, список документов был такой же.
Тут я подробнее остановлюсь на процессе получения государственных документов. Документы нужно получить в той поликлинике, к которой ты прикреплён по прописке или паспорту. Уточнить можно на ГосУслугах, особенно актуально, если переезжал и менял своё прикрепление. Если поликлиника не устраивает или недоступна, то на тех же ГосУслугах можно переприкрепиться к другой поликлинике, но эта услуга доступна, вроде, раз в год.
Моя поликлиника была в интересном районе моего родного города, и так как я как раз находился в нём (полностью занимался здоровьем), то ничего менять я не стал, а решил просто покататься туда-сюда.
Как я упоминал выше, бумажки мне надо было получить в кабинете, отвечающем за государственную помощь больным. В этих очередях я повидал многое: меня били клюкой бабки, на меня орал какой-то дед, сетуя, что я такой рослый и на гражданке, до меня даже успел доебаться гопник с астмой. Ну и я, скажем прямо, не был ангелом: мой любимый китч, это не отвечать на вопросы полоумных королев очереди, которым всегда надо знать за кем ты стоишь, к какому врачу и на какое время. Когда меня спрашивали «Вы к кому?», «Вы на какое время записаны?», «Вы точно записывались?!», я отвечал, что не скажу. Просто не скажу и всё, не ебёт. Какой же коллапс у них был в голове, это надо было видеть.
Документы выписывала мега-крутая тётя, королева района, шальная императрица и, видимо, главная среди местных цыган. Золота на ней было больше, чем во всём районе, на столе лежали ключи от лексуса и последний айфон, ресницами можно было помыть натяжной потолок. Но она была добра, учтива и весела, а когда на меня орали деды и бабки, она их осаживала, потому что «Мне скоро самой карвалол понадобится, одолели демоны». У неё я, кстати, узнал, что мне положен леветирацетам от эпилепсии за гос. счёт.
Документов от гос. учреждения нужно было четыре:
- Заключение врачебной комиссии (что действительно нужно оперировать);
- Выписка из первичной врачебной документации (всякие порядковые циферки заболеваний и операций);
- Направление на госпитализацию (на основании которого частная клиника кладёт вас на операцию);
- Заявление о согласии на обработку перс. данных (чудесный документ в два листа, который надо заполнить всякой хуйнёй от руки).
Звучит это громоздко, но на деле всё выдаётся за 10 минут одним человеком. Не уверен, что так везде, но у меня было так и было видно, что процесс поставлен на поток. Я думаю, что вопросов бы было больше, если бы я пришёл с чем-то менее объёмным, чем эпилепсия и переломы Хилл-Сакса в анамнезе.
Документы я в тот же день скинул хирургу, на что через два часа получил ответ: «Круто, только у тебя везде вместо „хирург“ написано „уролог“». Действительно, турбо-тётя видимо видимо, не поменяла в шаблоне врача, и получалось, что на операцию плеча меня направляет уролог. Чтож, ещё один заход в отдалённый район города, совместный ржач с турбо-тётей, и со второго раза документы были в полном порядке.
Анализы тоже были обычными
Если вы хоть раз ложились на операцию, то для вас всё будет предельно понятно:
- Кровь на RW, гепатит В и С;
- Общий анализ крови, МНО, АПТВ(АЧТВ), ПТИ;
- Биохимический анализ крови: общий белок, билирубин общий, АЛТ, АСТ, мочевина, креатинин, глюкоза крови;
- Общий анализ мочи;
- ЭКГ;
- Консультация терапевта для лиц старше 40 лет или лиц любого возраста при наличии указаний на патологию внутренних органов, с заключением о возможности проведения оперативного лечения (я отдельно посещал эпилептолога, чтобы получить разрешение на наркоз);
- ФЛГ или обзорная рентгенография органов грудной клетки;
- Кровь для определения группы крови и резус-фактора;
- Консультация анестезиолога (делается за день или в день операции, когда вообще все данные на руках).
У каждого анализа есть свой срок годности. Например, ЭКГ годна 1 месяц, а общий анализ мочи всего лишь 10 дней. Надо подгадать так, чтобы на момент операции у всех анализов был выдержан срок годности, иначе недопуск.
Анализы прошли без эксцессов, и я, довольный и с ожиданием скорой аугментации, пошёл закрывать рабочие проекты и чилить в Англии 9 века.
А там...
Пошла первая духота
Выражалась она в одном и том же геймплейном кольце, сопровождавшим каждую новую локацию.
По сюжету, Эйвор и её клан ворона обосновываются в центре острова, и начинают планомерно наводить свои порядки в окружающих территориях.
Вместо уровней геймплей оперирует понятием «Сила», за каждый левел-ап (получаемый за накопленный опыт, который в свою очередь даётся за каждый чих, как деньги в GTA2) Эйвор получает два очка силы. Ещё очко можно получить за выполнение головоломки с паззлами на древних камнях, и за сбор фрагментов «сокровищ Англии». Почему именно эти допы дают плюс к силе — я так и не понял.
Энивей, вокруг базового лагерья клана Ворона расположены локации, разделённые по принципу «Чем дальше от лагеря, тем выше сила нужна». Чтобы вломиться на территорию англо-саксов, нужно в лагере поговорить с Рандви — жёнушкой нашего кузена Сигурда. Она — картограф и стратег, отвечающий за планирование. Приходим к ней, говорим «Я пошла разъёбывать Люнден», демонстративно втыкаем кинжал в карту, всё: с этого момента мы «осаждаем» локацию до тех пор, пока местные ЛПР не скажут «Ебёна мать, Эйвор, как мы без тебя жили» и не дадут в знак преданности какую-то безделушку. И тут-то и начинается это анальное (зачёркнуто) геймплейное кольцо: veni, vidi, vici, где veni — «господи, как же тут далеко бегать до всех», vidi — «господи, опять нужно убить одного короля, чтобы нужный нам сел на трон», а vici — «господи, как же заебало драться». Где-то в середине цепочки квестов каждой локации порой проскакивают интересные запилы: в Люндоне начинается городской детектив, в Восточной Англии появляется наглухо перекрытый Ивар, один из самых колоритных персонажей всей истории. Некая смесь Джокера и Вааса. Он один из немногих, кто играет по своим правилам, как трикстер влетает в историю, всё делает как хочет, уходит из истории на своих правилах. В остальном же каждый регион — в первую очередь набор средневековых сюжетных клише. Спасибо за кнопку скипа бесконечного пиздежа. А закончится всё это всегда глобальным махачем, порой на 20-30 минут.
Отдельной пыли нагоняет сюжетный запил со скандинавскими богами и окружающей их мифологией. Да, боги не боги, а Ису — древняя раса высокоинтеллектуальных существ, которые создали нас, людей, как рабов. Из-за тёрок и восстаний Ису вымерли, а из-за оставленных артефактов и технологий мы, люди, воспринимаем их как богов, отсюда и столько разных религий, и десниц, и всего вот этого. Я конечно прихуел, когда осознал в какой сай-фай превратился Ассасин, но в целом исторический контекст ложится гладко. Так вот, Эйвор — носит в себе гены Одина, Басим (ассассин из Багдада, примкнувший к клану Ворона) — потомок Локи, а Сигурд, кузен Эйвор, это видите ли наследник Тюра. И если общение Басима и Сигурда со своими предками остаётся за кадром, то постоянный попиздёж Эйвор с Одином нам показывают каждые полторы катсцены. По началу это вводит в ступор, к середине игры воспринимаешь это как само собой разумеющееся, а в конце всё встаёт на свои места (но не до конца, конечно же). И порой это кажется настолько неуместным, что хочется поскорее пойти и ограбить пару монастырей, лишь бы отдохнуть от сюжетных инцестов «Ты → Эйвор → Сигурд → Тюр → Басим → Локи». А когда Сигурд по сюжету попадает в плен, то оказывается, что его жена как-то не особо рада их браку, а вожделеет, вообще-то, Эйвор. Мать, отойди в сторону, я ещё хуи Одина и Локи из ушей не выкрутил.
Духота нападает и в геймплейных механиках: появляется фарм, причём в нескольких вариациях
Начинается всё с локальных рейдов: это набеги на местные склады, лагеря и монастыри, чтобы пополнить ресурсы (двух видов) для отстройки лагеря. Потом локальных рейдов становится недостаточно, потому что вводится третий ресурс, особо редкий. На него можно строить спец. здания, вроде арсенала (см. выше, позволяет создавать выкладки брони и оружия), а в дальнейшем — шахту, для добычи рун (инкрустируются в оружие и броню для повышения статов и разных бонусов). Так что появляются глобальные рейды: в них нужно собрать команду, уплыть на отдельные локации, а на них по возрастающей начать грабить лагеря. Прикол в том, что начинаешь ты с голой жопой (без хилок), и сначала тебе надо награбить маленькие деревни, чтобы собрать хотя бы ягод и трав. Иначе, когда все викингеры из твоей тимы отлетят в мир иной — не видать тебе заветных ресурсов и наводок на невероятные (нет) доспехи. И казалось бы, если уже есть два вида рейдов, что ещё надо? Бля, нужны ещё роуглайк механики, почему нет? В один из дней в Рейвенсторпе появляется какой-то хер, который может ковать оружие «из другого мира». Процесс такой: выпиваем зелье из мухоморов, отъёбываем в астрал, там по системе чистых роуглайк уровней фармим себе ресурсы и шмот. Умерли — откатились на старт, потеряли всё, что не донесли. Надо ли говорить, что и в спец. рейды, и в астрал я сходил ровно один раз?
Ещё один рудимент из прошлых частей, который полезен вне квестов, но его зачем-то запихивают внутрь оных — ворон. Функция позволяет взглянуть на местность глазами летящей птицы: оценить ситуацию, найти врагов, обнаружить тайные ходы и спуски, сделать нужные отметки. Это круто при поиске сокровищ, но внутри миссий абсолютно рудиментарно, потому что сначала нам отмечают на карте точку, куда надо прийти, при приближении точка исчезает, но появляется иконка ворона, мол, посмотри-ка сверху. При переходе на ворона на земле окрашивается круг радиусом 100-150 метров, в котором нам надо найти цель. Но... круг красит в свой цвет все объекты, из-за чего всё сливается в бирюзовую жижу, кроме того, цели зачастую внутри зданий. Короче, пока сам туда не придёшь — цель не найдешь. И стоило как по методичке пихать это в каждую миссию?
А тем временем не дремлют Тамплиеры
И как ещё одна механика (вдруг вам мало) в игру входит «Орден». Он вполне повторяет по смыслу древовидные связи между членами Ордена Тамплиеров, которых нужно выпиливать по очереди. Делится орден на 4 ветви, в каждой по 6 членов. Каждая ветвь ведёт к своему главнюку, плюс главнюк есть сюжетный, итого 5 приспешников самого главного Бати ордена (его так и кличут The Father). Итого 29 ублюдков, а 30-ый — тот самый Отец. Но... вдруг вам мало? Если да, то по карте разбросано ещё 15 рыцарей. Они похожи на гонцов, просто скачущих по территории из точку А в точку Б. И если убийство кого-то из 29 основных членов — это почти всегда расследование, за которым следует тихое (или громкое) убийство одним ударом, то выпил каждого из 15 побочных доходяг это полноценная схватка с мини-боссом.
В Рейвенсторпе, нашем лагере, есть будка, в которой живут Басим и Хайсам, сирийские незримые (раньше так называли ассассинов). Они дали Эйвор скрытый клинок, который та носит на внешнюю сторону руки, как быдло, научили её Прыжку Веры, и в целом вся связь именно с ассассинско-тамплиерской историей идёт через этих персонажей. И пока Басим 70% игры шароёбится по Англии в поисках своей выгоды, Хайсам дежурит в будке в Рейвенсторпе, выдавая нам награду за каждую пачку убитых Тамплиеров. И это одни из самых вменяемых наград за побочки в игре: Хайсам прокачивает нам спеллы, которые действительно помогут грамотно вести бой. Кстати...
Система абилок и дерево прокачки
Вызывают крайне двоякие чувства. Естественно, я сначала одурел от размеров дерева прокачки. Но к 30-му уровню силы я одурел от другого: от того, что я ни разу не посмотрел, что я вообще прокачиваю и зачем. Потому что кнопка Fate в середине древа всё делала за меня — это функция автораспределения очков по дереву. А кто-то сам качался вообще в этой игре? Сидел, читал? Я вот один раз проверил, как долго мне качаться до нового слота адреналина, увидел, что могу его вкачать, вкачал, и всё. Дальше только через Fate. И этот процесс, кстати, периодически добавлял приятных неожиданностей в геймплей. В один момент я заметил, что при удачном дэше от врага, время начинает замедляться. Кайф! Но стал бы ли я ради этого кайфа копаться в сотнях навыков в древе? Нет.
Система абилок сильно проще. Есть порядка 38 абилок, у некоторых по два уровня прокачки. Абилки делятся на дальние и ближние, вешаются по 4 штуки в быстрый доступ. Их, кстати, тоже можно записывать в выкладку, тогда они будут меняться в зависимости от слота. Так можно полноценно собрать до 5 билдов (которым даже можно присвоить иконки, ауф). На каждую абилку тратится одно очко адреналина. Очки копятся при успешных ударах и тихих убийствах. Абилки есть как простые — прыжок с сильным ударом, таран с разбега или пробивание щита, так и хитровыебанные, например бросок шэньбяо (как это на норвежском? Нож на верёвке) во врага, которого можно либо дёрнуть в сторону и сбить с им с ног товарищей (первый уровень абилки), либо потянуть на себя и с крутого разворота снести ему голову (или нанести большой урон, если враг мощный, второй уровень абилки).
Лично у меня быстро нашлись любимчики, с которыми я проносился всю игру. Слишком мало предлагали другие абилки, да и копаться в них было лень. В один момент я получил взрывную стрелу, которая сильно упростила геймплей и поиск коллектблсов: она сносила стены, к которым надо было найти и притащить бочку с маслом. Были и абилки, от которых полыхало. Например у одной в описании было сказано: «Стрела, которая пробьёт любую преграду и всё, что за ней». И на превью (короткое видео) было явно показано, как Эйвор стреляет сквозь дверь и сносит скобу, которая держит баррикадную перекладину. Но эта абилка не работала нигде, кроме осад замков, где можно было прострелить ворота в замок. Все остальные двери во всём мире в рот шатали эту абилку, потому что если дверь забаррикадирована, то она, сука, головоломка по типу «догадайся как залезть в этот дом». Ну и нафига?
Так я, разбавляя духоту сюжета пещерами и исследованием мира, докачался до 300 уровня силы.
За это время я захватил 90% территорий, съездил в Канаду (Винленд на местном), чтобы там прижать старого врага, чьей крови Эйвор желала ещё с интро игры, собрал много крутых доспехов и абилок, выполнил несколько действительно интересных побочек, нашел и сравнил пару-тройку исторических локаций, помандел на затянутое развитие сюжета, достиг максимального уровня красноречия благодаря флютингу (рэп баттлы местные), но в целом получал удовольствие от развития персонажа, красивой брони и динамичных драк. Ну и от пещер с сокровищами конечно!
К моменту госпитализации у меня был 312 уровень силы, который давал доступ в финальный регион с капом в 340. На всякий случай я сохранился везде, где мог, выключил плойку, думая, что не смогу брать в руки геймпад еще несколько недель.
Госпитализация
Проходила очень просто. В назначенный день нельзя есть за 6 часов до операции и пить за 4 часа. Мне нужно пить таблетки от эпилепсии, так что пришлось сдвинуть их прием на два часа раньше, чтобы они успели усвоиться до наркоза.
Приехал я за час до начала, чтобы заехать в палату, которая, к слову, была просто чудесной. Выдавали всё вплоть до зубной щетки, так что с собой надо было взять только зарядку и документы.
Со мной в палате лежал дядя с прооперированным мениском, был телек с каналом, на котором 24/7 крутят киношки всех времен, в основном западные боевики и триллеры.
Переодели в халат, побрили плечо (хотя зачем?), выдали компрессионные чулки. Чулки нужны для того, чтобы создать давление в ногах, когда тело находится под наркозом. Это заставит кровь циркулировать как обычно, и предотвратит образование тромбов. Ну и чтобы почувствовать себя альфачом, естественно.
Операцию задержали на полтора часа. Это обычная практика, потому что операционная комната — как самолет. Она зарабатывает деньги только тогда, когда в ней кого-то чинят, как самолет зарабатывает деньги, только когда летит в воздухе. Добродушная тётя забрала меня с креслом-каталкой, и, как в Докторе Хаусе, долго катила по коридорам и лифтам.
В операционной уже был анестезиолог и ассистентка. Меня быстро положили, подключили электроды, поставили катетер. «Нервничаешь?», спросил меня анестезиолог. «Есть некоторые переживания», ответил я. «Ну пульс у тебя шкалит нормально так. Этосамое, щас голова пойдёт кругом, не переживай, это мы сделали». В этот момент я подумал: «Забавно, наверное так себя чувствует Лейла Хасан, когда ложится в аниму…».
Анестезиолог не соврал. Отключение организма мгновенное, сон без сновидений, выход из наркоза тягучий и туманный. Я валялся в реанимационной палате, а очнулся от того, что стонал. Пить хотелось просто пиздец, и это, собственно, то, что я простанывал последние 15 минут до полного выхода из под наркоза (со слов медсестры). Первый глоток воды после наркоза всегда особенный.
Операция прошла успешно. Сделали её за 53 минуты, во время процесса не было никаких проблем. Пришло время остановиться отдельно на том, что именно мне делали и зачем.
Операция Латарже
Её придумали французы лет 70 назад. Сейчас эта операция считается самой лучшей практикой в лечении нестабильности плечевого сустава и привычных вывихов. Она довольно интересная по своей технике, так что слушайте.
Когда у нас всё хорошо с плечом, то головка нашей плечевой кости всегда в прямом контакте с суставной впадиной лопатки. Т.е. как у Биониклов: есть шарик (им заканчивается наша рука) и есть впадина (она у нас в плече), когда шарик вставляешь во впадину — они защёлкиваются там и сидят плотно, за этим в нашем теле следят мышцы, ткани и поверхности обеих костей. Когда происходит вывих, ткани рвутся, а поверхности стачиваются. Рвётся хрящевая губа впадины, одна кость стёсывает другую, сустав выходит за пределы впадины и фиксируется не в том положении. Это и есть вывих. Чем больше таких вывихов, тем сильнее травмируются и ткани, и кости, может дойти до того, что стёс на плечевой кости будет такой сильный, что плечо будет вылетать даже при попытке надеть куртку. Так и у меня за пять вывихов довольно сильно разрушилась поверхность кости, что 100% вело к вывиху при эпилептическом припадке и увеличивало шанс вывиха в повседневной жизни.
Короче, чё придумал мистер Мишель Латарже.
У нас под ключицами есть такие интересные косточки: клювовидные отростки. Они торчат чуть выше суставной впадины и прикреплены к лопаточной кости. Торчат они вперёд, как соски, но мы их не чувствуем из-за мышц (в отличие от ключиц, которые гораздо ближе к поверхности). К концу этого отростка крепится верёвка из мышц и сухожилий, которые разветвляются в мышцы плеча и груди.
Следите за руками: делается разрез в области плеча, из под подмышки вверх к ключице (некоторые режут так, но кто-то из врачей предпочитает без разреза добираться лапараскопически), разрез расширяется и очищается от лишней жидкости. Берётся пила и под корешок отпиливается клювовидный отросток. Теперь он крепится к телу только за счёт верёвки из мышц, на конце которой болтается отпиленная кость. В этой кости сверлятся две сквозных дырки, в дырки вставляются винты из медицинской стали. Потом напильником эта кость доводится до формы, контур которой напоминает контур суставной впадины. И... да, вся эта конструкция припиздячивается рядом с впадиной, создавая упор, через который головка кости плеча не может перепрыгнуть при попытке вывиха. Т.е. по факту, человека чинят его же костью. Мне ещё хирург объяснял, что они не просто прикрутили кость, они ещё просунули её между мышцами плеча создав петлю из сухожилий так, чтобы образовался мышечный гамак, укрепляющий всю конструкцию. Разрез зашивается, дел на 53 минуты. Винты способствуют тому, что кость прирастёт к новому месту, но удалять их не будут, так что железки в теле останутся.
Ощущения после операции
Разносторонние. После такой операции долгое восстановление. До занятий спортом — около 6 месяцев. Иммобилизация руки с помощью повязки Дезо — 4 недели. Через месяц после операции необходима ЛФК для разработки руки и восстановления функционала плеча, т.к. спектр движения руки поначалу очень ограничен. Болей два вида: стандартная боль от разреза и швов, и интересная боль изменений в костях и мышцах. Руку от тела отклонить больше, чем на 20-30 градусов невозможно, по крайней мере первые дней 10.
Ежедневный рацион: таблетки для укрепления микрофлоры желудка и таблетки обезбола, которые эту микрофлору уничтожают со сверхъестественной скоростью.
Признаюсь, через два дня после выписки (а выписали меня на следующий день после операции) когда я приехал на перевязку, я попросил рецепт на кеторол внутримышечно, потому что синергия двух болей не давала спать в принципе.
Перевязки швов ежедневные: снять селикагелевый пластырь, обработать швы любым антисептиком, симитировать мытьё влажными салфетками, заклеить обратно. Швы сняли через 10 дней.
Спать возможно в двух позах: на спине — под локтем подушка, чтобы не свисал, либо на боку — прооперированная рука кулаком или ладонью упирается в кровать. Спать тоже надо в Дезо, чтобы ночью не дернуться и не нарушить процесс восстановления.
А как играть?
Я сначала думал, что никак. Попробовал взять геймпад в руки, замотавшись в Дезо — нереально. Затекаешь в момент, надо лежать как-то полу боком к телевизору, да и в целом надо лежать. На третий день я понял, что и в Дезо я постоянно ходить не могу. Рука начинает ныть от фиксации, затекает, хочется хоть чуть-чуть ей подвигать. И так я нашел удобную позу: если у Дезо снять опоясывающий кожух, оставив только подвесной, лечь в удобную позу, подложив под локоть подушку и сместив кисти с геймпадом в сторону здоровой руки, то получается играть по часу-полтора. На четвертый день играл три часа, а через неделю мог пролежать за приставкой пол дня, делая перерывы на еду, таблетки, перевязки. К восьмому-девятому дню мог довольно долго сидеть за компом, рисовать макеты и писать код. Мелкая моторика никак не нарушается при операции, так что главное — не держать плечо в неудобном положении, вовремя разминаться и делать перерывы. И как можно меньше сидеть без повязки, потому что рука всегда должна лежать на чем то и не держаться за счет пока что слабых плечевых мышц.
Так я прошел Вальгаллу на пятый день после операции
И ближе к концу вскрылся, наверное, самый большой минус игры.
Юбики просто не умеют заканчивать истории. Не в плане, что конец плохой или нелогичный, а в том разрезе, что никак не могут поставить точку. Игра работает в постоянном режиме «я не договорила!!!».
Вот кажется, что из сюжета с королём высосано уже всё, что можно. Но нет, вот тебе ещё пара миссий, где ты доделываешь с ним дела и непонятно, как он вообще к тебе относится.
Вот кажется, что ты прошел миссии в Асгарде, и хватит уже всей этой мифологической темы. Но нет, вот тебе ещё набор миссий в Йотунхейме, потому что мы ещё не всё сказали про богов.
Вот кажется, что история Эйвор полностью закончена, но нет: минимум трижды будет ощущение, что игра подошла к концу, однако это не так: финальная надпись Thanks for playing с логотипом игры появляется лишь после скрупулезной чистки кучи активностей.
И так везде. Сосут из пальца, льют воду, тянут кота за яйца, мнут сиськи, жуют сопли до последнего. И это правда сильно надоедает к 130-му часу. Так что на финальный экран, который тут без титров, я смотрел со 100%-ым облегчением.
Эйвор и Сигурд в итоге находят Иггдрасиль — само собой, не мифическое древо, а вполне реальный артефакт Ису, который создан для реинкарнации Одина и других Ису после Великой Катастрофы. Басим, который, напомню, является потомком Локи, тут как тут и готов насрать в кашу своим бывшим товарищам, чтобы отомстить за сынку и вообще выполнить предназначение, которое Локи заложил ещё до Катастрофы. Басим сознательно остаётся в Иггдрасиле, запертый в симуляции с миллиардами триллионов петабайт информации, а Сигурд и Эйвор садятся на пенёк, чтобы обкашлять, что это вообще было. Тут даже есть важный выборозависимый момент: если вы были хорошей сестрёнкой (братом), принимали решения по чести, не целили на трон Сигурда, не пёхали его жёнушку (а она предлагала) и вообще были настоящим нордом, то Сигурд наречёт Эйвор новым ярлом клана Ворона, а сам уйдёт на покой. В противном случае он отречется от родства и останется в Норвегии со своим батьком-алкашом.
В реальной же жизни, в наше время, в Канаде, на том самом месте, где Эйвор бросила свои кости перед смертью, работает команда Ассассинов во главе которой Лейла Хасан. Всю эту историю Лейла видела из глаз Эйвор, и вот, наконец, она знает где Иггдрасиль и может найти его по горячим следам. В пещере в глубине норвежских фьордов за сотни лет усилилась радиация и отовсюду брызжет лава, но Лейла намерена добраться до артефакта с другим артефактом за спиной — Посох Гермеса должен защитить от радиации и опасностей. Добравшись до дерева, Лейла случайно подключается к нему, попадает в симуляцию, а её реальное тело выпускает посох из рук. Жить ей остаётся около тридцати секунд, о чём ей прямо заявляет Чтец — сущность, оставшаяся в том же информационном пространстве, бывшая когда-то Дезмондом Майлсом. Дезмонд спас человечество от катастрофы и переродился в Чтеца, сущность, которая может высчитывать все возможные ветви событий. Он так же говорит, что Дезмонд лишь отсрочил катастрофу и человечество всё ещё в опасности. Лейла, понимая, что в реальном мире она уже мертва, остаётся с Дезмондом и становится вторым Чтецом, после чего предлагает новый способ вычислить ту ветвь, в которой человечество живо. А тем временем воскресает Басим — он прошёл свой путь от Локи во времена Ису до Басима в 21 веке. Он занимает место Лейлы, возвращается в Канаду и продолжает изучать историю Эйвор, преследуя свои личные интересы.
Конец игры мы видим глазами Басима через глаза Эйвор. Она захватила Англию, подружила кучу кланов, поженила кучу народу, спасла всех, кого могла. Пора втихую уйти в ночь, чтобы клан Ворона жил и пировал, а Эйвор наконец занялась тем, на что у неё не было времени — собой.
Последний квест (который задушил меня окончательно именно своим принципом «ну уже конец игры, но мы всё равно придумали тебе квест, который надо сделать без указателей на карте чисто по фоткам, побегай по всему миру и как-то ещё часа два наиграй пожалуйста») проведёт Эйвор по всем значимым местам и сведёт вновь со всеми значимыми фигурами, а за всем этим со стороны будет наблюдать Басим. После этого Эйвор, наконец, сядет в лодку, уплывёт в Люндон, а оттуда — в Винленд, где и закончит свои дни в мире и спокойствии (наверное).
А я закончу этот лонг: швы сняты, рука работает, скоро пойду на ЛФК, а через полгодика залечу в лайтовый баскетбол, плавание и бег. Как раз к этому времени будут скидки на AC: Shadows.
Берегите себя и своё здоровье. Чините своё тело, а лучше не ломайте его.
На вопросы, как всегда, с удовольствием отвечу в комментариях.
Всем добра.