— До конца экспедиции, — начал Кранц, — я снимаю вас, парни, с дежурства у терминалов. Люди снаружи, в том зале, будут посменно вести полет, но те, кто сейчас находится в этой комнате, будут разрабатывать для них протоколы. С настоящего момента от каждого из вас нужно только одно — варианты, как можно больше вариантов.
— Жизнеобеспечение, — сказал Кранц, повернувшись к Бобу Хеселмейер, — Я жду от вас план. Сколько времени системы лунного модуля могут функционировать при полной мощности? А при частичной нагрузке? Что у нас с водой? С батареями? С кислородом?
— Электрика, — теперь он повернулся к Аарону, — через три-четыре дня нам снова понадобится командный модуль. Я хочу знать, как мы сможем заново запитать эту замерзшую птичку перед приводнением, включая гироплатформу, стабилизаторы и системы жизнеобеспечения. И все это необходимо будет выполнить, пользуясь только энергией батарей, предназначенных для приземления.
— Возврат, Динамика, Навигация, Управление, Ориентация, — сказал он, оглядев комнату, — Мне нужны варианты по запуску всех коррекций траектории от текущего момента до входа в атмосферу. В какой океан мы будем садиться? Сколько раз мы сможем включить двигатель? Также я хочу знать, как ориентировать корабль, если не удастся воспользоваться опорными звездами? Можно ли для этого использовать Луну? Или Землю?
— И, наконец, я обращаюсь ко всем присутствующим: пусть кто-нибудь принесет из вычислительного центра как можно больше распечаток с данными, начиная с момента включения двигателя при выходе на транслунную траекторию. В первую очередь, надо попытаться выяснить, что на корабле могло пойти не так. В течение последующих нескольких дней нам придется разработать технологию и маневры, которые мы никогда прежде не испытывали. Я хочу быть уверен, что мы знаем, что делаем.
Хочу обозначить источники, которые могут быть интересны тем, кто проникнется темой.
Как вы могли понять, в первую очередь я ориентировался на книгу «Потерянная Луна», и если вам хочется еще, то я настоятельно рекомендую ее прочитать — некоторым интересным фактам и событиям, увы, не нашлось места в тексте.
Перевод радиопереговоров делался вручную, оригинал взят отсюда (https://www.hq.nasa.gov/alsj/a13/AS13_TEC.PDF). При желании вы можете найти все обозначенные в тексте радиопереговоры, ориентируясь на временные указатели. Учтите, что в официальном PDF-файле NASA помимо часов считаются и дни.
Аудио также вырезаны и смонтированы вручную. Я искренне благодарен YouTube-каналу lunarmodule5, на котором вы можете найти все радиопереговоры всех экспедиций, оформленных в виде плейлистов, да еще и с картинкой. (https://www.youtube.com/playlist?list=PLC1yaZz2qeGqg8dvPgwcY9UFVlFMIjDmW)
Фотографии взяты из официального архива обработанных кадров NASA (https://www.hq.nasa.gov/alsj/a13/images13.html) и архива необработанных кадров на flickr (https://www.flickr.com/photos/projectapolloarchive/albums). Все остальное найдено в гугле.
Отдельно стоит обозначить фильм Аполлон-13, вышедший в 1995 году. Как и текст, он вдохновлен книгой, и я рекомендую его к просмотру. Но стоит учитывать, что в фильме много расхождений с первоисточником и неточностей, сделанных в угоду драматургии, так что не полагайтесь на него как на истину в последней инстанции.
Еще я очень благодарен редакции, я не знал, как сделать фото в полную ширину. Спасибо за это и за хэштеги <3
класс, спасибо)
Прекрасный, атмосферный текст, пронизанный радиопереговорами участников! Огромное вам спасибо за проделанную работу!
Большое спасибо за статью, захватывающе! Надеюсь, что будут еще подобные материалы!
За такие статьи я готов платить, серьезно. Вот такой контент я считаю заслуживает платной подписки на СМИ. Если хотя бы 1 раз в неделю на ДТФ выходила бы такая статья, я не глядя бы отдавал рублей 150-200 в месяц за подписку.
Автор, спасибо. Куда донаты кидать?
Спасибо <3