Мобайл Юра Палайда
1 531

Компьютерные игры на мобильных: многообещающий тренд или узкая ниша для хардкорных геймеров?

Думаете, Sid Meier's Civilization VI на iPhone — это круто?

В закладки

Я не очень люблю мобильные игры. Да, я прошел Monument Valley и несколько частей Cut the Rope; пробовал Into the Dead, Asphalt, Shadowgun Legends и серию GO от Square Enix; совсем не получил удовольствие от Clash of Clans и Clash Royale, и ни один из этих проектов не стал бы рекомендовать тем, кто любит настоящие игры.

Долгое время я был убежден в том, что, как только на мобильные устройства придут крупные релизы, индустрия изменится, а я точно стану больше играть на смартфоне и планшете. Появились головоломки от Tomorrow Corporation, Feral портировали GRID Autosport, Rome и Tropico, вышли приключения от Telltale и серия Life is Strange, а я все еще играю на ПК. Так в чем же дело?

Иногда разработчики творят настоящие чудеса ради мобильных

Моя ситуация

На контрасте с первым заявлением в этой статье я очень люблю играть. У меня нет консолей, но ПК — мой главный источник развлечений больше 10 лет.

Пока смартфоны еще не стали ядром повседневной жизни, я даже подумать не мог о том, чтобы играть на них во «что-то серьезное». В школе и университете от скуки запускал Gravity Defied, Doodle Jump, позже — Subway Surfers и Angry Birds, но возвращаясь к ПК, забывал о них и погружался в любимые Fahrenheit, Call of Duty и GTA.

За последние несколько лет мобильные игры все-таки сильно изменились, но мое отношение к ним — нисколько. Я могу запустить потрясающую 7 Billions Humans на iPad, поломать голову над Mini Metro, одной из частей Kingdom Rush или по-настоящему расслабиться в Alto’s Odyssey, но если появляется возможность сыграть на ПК, тут же забываю о них.

Я долго ждал, пока крупные и важные проекты перенесут на мобильные, но когда они начали появляться, понял, что предпочту их же, но на компьютере.

Но я понимаю, что ситуации бывают разные:

  • Казуальные геймеры не хотят разбираться в сложных играх, тратить на них много денег, а поэтому предпочитают три-в-ряд или максимально упрощенные стратегии в стиле Clash Royale
  • Школьники и студенты, которые проводят большую часть времени вне дома, получают удовольствие от коротких, но динамичных и затягивающих мобильных игр, таких как Shadowgun Legends, Asphalt, Brawl Stars и т. д.
  • Люди, которые часто путешествуют, но любят играть в крупные проекты, предпочтут заменить ту же Life is Strange или Brothers – A Tale of Two Sons на мобильную версию, потому что другой возможности познакомиться с ними просто не будет

А теперь от субъективных мнений к объективным показателям.

Оценки

В первую очередь, хочется понять, насколько порты оцениваются выше мобильных игр критиками? Смотрим топ самых высокооцененных игр на iOS за все время:

© 2019 CBS Interactive Inc

1. World of Goo — культовая головоломка с ПК от Tomorrow Corporation

2. Super QuickHook — мобильная аркада, которой почти 10 лет

3. The World Ends With You – мобильная версия jRPG с Nintendo DS от Square Enix

4. Meteorfall: Journey — оригинальный карточный рогалик для мобильных

5. Tiny Bubbles — мобильная головоломка, вобравшая в себе лучшее, что есть в жанре

6. VVVVVV — культовый платформер с ПК от Терри Кавана

7. Super Stickman Golf 3 – мобильная гольф-аркада

8. Flipping Legend – впервые вижу эту игру

9. Need for Speed Shift – без комментариев

10. Legend of Grimrock — олдскульный dungeon crawler с ПК

Хочу заметить, что сравнивать изначально мобильные игры с пришедшими на iOS и Android с других платформ, наверное, не совсем честно — все-таки они играют по разным правилам, но даже эта короткая выдержка отлично демонстрирует ситуацию.

А вот любимые игры пользователей с мобильных платформ по данным сайта RAWG. За исключением Tomb Raider, Bioshock и нескольких других игр, которые доступны только на Nvidia Shield, в этой подборке оказались исключительно крупные игры, перенесенные с ПК и консолей.

2019 © RAWG, Behind The Games

Да, здесь тоже стоит оговориться и отметить, что на сайт RAWG вряд ли заходят фанаты Clash of Clans и Angry Birds, чтобы поставить высокую оценку своей любимой игре.

Наконец, есть сайт App-time.ru, который мне известен как довольно популярный ресурс о мобильных играх с живой аудиторией и реальным топом. И вот тут ситуация поинтереснее.

1. Brawl Stars – мультиплеерная аркада от Supercell, которая вышла только в конце прошлого года

2. Shadow Fight 3 – free-to-play недофайтинг

3. Payday: Crime War – еще даже невышедший мультиплеерный шутер, но изначально основанный на очень популярной серии с ПК

4. Fortnite

5. Ashpalt 9 – последняя часть одной из самых популярных мобильных серий, в которую многие играют еще со времен Java

6. Valiant Hearts: The Great War – порт отличного сюжетного приключения от Ubisoft

7. Gwent – снова игра, которая еще не вышла на мобильных, но тоже с ПК

8. Hearthstone: Heroes of Warcraft

9. PES 2019 Mobile

10. GTA: San Andreas

Хит от создателей Clash of Clans и Clash Royale, который игроки обожают

Учитывая, что в топе полно игр, которых пользователи еще не касались, воспринимать его как заслуживающий доверия нельзя. Тем не менее в списке много проектов, портированных с ПК, и это на сайте, куда люди даже в поисках три-в-ряд периодически заходят.

Суть собранных выше данных в том, что несмотря наличие десятков, а может и сотен тысяч оригинальных мобильных игр в App Store и Google Play, когда дело доходит до поиграть, а не убить 10 минут в метро, игроки отдают предпочтение знакомым тайтлам.

Способны ли они зарабатывать?

Сначала отчет SuperData за 2018 год. Если вы с ним не знакомы, начну с самого страшного: игровая индустрия в прошлом году заработала 119,6 миллиардов долларов. Больше половины — 61,3 миллиарда — пришло с мобильных. 80% всего дохода приходится на free-to-play.

Навскидку не могу вспомнить ни одного тайтла, который портировали с ПК на мобильные, сделав бесплатным, так что первый вывод напрашивается сразу — free-to-play игры зарабатывают больше, чем порты.

Десятка самых прибыльных (не только мобильных) игр в прошлом году:

В списке только free-to-play, потому что эти игры заработали больше остальных, исключение — PUBG с доходом $1B

Не скажу, что до этого я следил за состоянием индустрии сквозь пальцы, но эти цифры повергли меня в шок. Red Dead Redemption 2, например, принесла создателям «всего» 516 миллионов долларов.

Теперь воспользуемся возможностями Sensor Tower – главного поставщика аналитики по мобильному рынку.

Sid Meier’s Civilization VI на iPad заработала в прошлом месяце 300 тысяч долларов

Бесплатная Vikings от Plarium — 2 миллиона

Любимая многими Life is Strange продалась тиражом 100 тысяч копий, но заработала всего 10 тысяч долларов (это может быть связано с тем, что первый эпизод доступен бесплатно)

Brawl Stars, которой исполнилось всего 2 месяца с момента официального релиза, только за январь принесла Supercell 18 миллионов долларов

Сравнивать можно бесконечно:

  • Tropico – 30 тысяч / Empires & Puzzles – 12 миллионов
  • GRID Autosport – 40 тысяч / Asphalt 9: Legends – 600 тысяч

Во всех примерах выше я умышленно сравниваю платные портированные игры с free-to-play. Но всем давно известно, что последние приносят намного больше денег. Так что напоследок сопоставлю доход платных игр, перенесенных с ПК с платными, созданными изначально для мобильных. Но и здесь есть нюанс — некоторые могли зарабатывать неплохо на старте и стать совсем неприбыльными сейчас. В Sensor Tower же я вижу результаты только за последний месяц:

  • Kingdom Rush Vengeance — 100 тысяч долларов (Android) / Neverwinter Nights: Enhanced Edition — 20 тысяч долларов
  • Rebel Inc. — 400 тысяч долларов / 7 Billion Humans — 20 тысяч долларов
  • Alien Blackout — 60 тысяч долларов / This is the Police — 8 тысяч долларов

Выводы

Может быть, на мобильные и не нужно портировать игры?

В определенных рейтингах мы видим высокие позиции портов, но это, вероятно, связано с их изначальным качеством. Сравнивать же олдскульную RPG, которую фанаты перепроходят каждый год с три-в-ряд, названия которой вы даже не вспомните, не совсем справедливо.

Видно и то, что такие игры приносят создателям намного меньше денег, чем любые free-to-play проекты. И на этот показатель, наверное, тоже не стоило бы равняться, потому что Fortnite в прошлом году заработала 2,4 миллиарда долларов, а RDR 2 – чуть больше 500 миллионов. Но пример платных мобильных игр и портов на Android и iOS показывает, что пользователи привыкают к новому формату и предпочитают именно его.

Может быть, игроки действительно любят эти игры, а может — умышленно не играют в порты, зная, что те самые игры ждут их дома, на большом экране и без кучи раздражителей вокруг. Так делаю я.

Несмотря на мое неистовое желание иметь любимые игры на мобильном устройстве, я уже успел удостовериться в том, что на самом деле радует только факт их наличия там, но желания поиграть не появляется. Я радуюсь тому, что разработчики расширяют сферу своего влияния, но сам предпочитаю играть на ПК.

Как бы эгоистично не звучало, я все-таки надеюсь на то, что те, кто создает игры для ПК и консолей, будут продолжать заниматься своим делом, а мобильная индустрия пусть продолжает жить за счет бесплатных стратегий, головоломок и три-в-ряд. По-моему, у нее это неплохо получается, да и в той пыли порой попадаются бриллианты.

P.S. Не мог не упомянуть исключения — игры, портированные с других платформ и зарабатывающие неплохие деньги:

  • Разумеется, Minecraft – 5 миллионов долларов
  • GTA: San Andreas – 300 тысяч долларов (и это спустя 5 лет после релиза)
  • Terraria — 100 тысяч долларов (те же 5 лет с момента релиза)
  • Stardew Valley — 200 тысяч долларов (новинка)

P.P.S. Большая часть портов, о которых я говорил в этом материале, вышла на мобильных много позже оригинального релиза. Но сейчас в индустрии намечается тенденция на «почти одновременный» выпуск проектов не нескольких платформах, включая iOS и Android. Так, мобильные версии PUBG и Fortnite появились на портативах спустя 6-10 месяцев, что довольно быстро, а EA не скрывает планов по поводу порта Apex Legends, который должен выйти уже в этом году. Но это уже тема для совсем другого разговора.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Юра Палайда", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": 22, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "subsite_label": "mobile", "id": 40409, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 20 Feb 2019 20:55:19 +0300" }
{ "id": 40409, "author_id": 108531, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/40409\/get","add":"\/comments\/40409\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/40409"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 117230, "possessions": [] }

6 комментариев 6 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
5

Никак не могу понять, почему хардкорные игроки удивляются, что мобильные игры настолько прибыльные.

1. Мобильных игроков в десятки раз больше, чем на ПК и консолях.

2. На мобильных играют все — от мала до велика. Вы в метро не замечаете, что многие тёти и дяди вокруг в 3 вряд поигрывают или Clash of Clans базу отстраивают? Платежеспособная аудитория, которой не интересны серьезные шутеры, с радостью проведёт время в какой-нибудь Gardenscapes.

3. Мобильные игры требуют "не много" времени — например, каждый день в метро на работу / с работы по 15 минут, чтобы время потратить. Зато в них играют годами — и тратят на внезапно любимые игры десятки тысяч рублей или долларов. Поэтому всякие Pokemon Go и Clash of Clans и столько зарабатывают. В последней, если не ошибаюсь, чтобы весь контент открыть без доната нужно 6 лет играть. Разработчики заранее знают, что будут годами поддерживать свои проекты, проводить ивенты с обновлениями и делать всё, чтобы максимально заработать на китах.

4. Из $61 миллиарда половина, кажется, приходится на Китай, Южную Корею и Японию — в этих странах особая страсть к мобильным играм (ПК себе не все могут позволить, а мобильный есть у каждого). Многие местные разработчики ориентируются только на свои рынки (тот же Honour of Kings зарабатывает десятки миллионов в Китае и входит в топ-10 самых доходных игр мира, но на Западе провалился).

В итоге: людей много, из этих миллионов находится несколько % "китов", которые делают покупки на десятки тысяч долларов и приносят разработчикам основную прибыль. К тому же так как люди играют годами в проекты, то конверсия растет. Хейтить мобильные игры, моё мнение, глупо. Они просто другой категории и для другой аудитории. Что плохого в том, что ваша мама или папа свое время проведут в каком-нибудь Candy Crash?

P.S. Brawl Stars за 2 месяца заработала $110 млн и $22,4 млн за 14 дней, а не за весь январь $18 млн. Для Supercell это был бы провал, они такую игру не выпустили бы — и так Brawl Stars в софт лонче (ограниченном запуске в некоторых странах) держали больше года, за который успели больше 3 раз переделать.

Ответить
0

В последней, если не ошибаюсь, чтобы весь контент открыть без доната нужно 6 лет играть.

сейчас в ней все намного быстрее (года за 2 почти до максимума прокачаться можно), да и донатить уже необязательно, главное в день стабильно 2-3 боя проводить

Ответить
0

Очень неплохая аналитика!

Ответить
0

Отличная статья, спасибо! Как раз думаю, в какую бы игру поиграть на мобильном)

Ответить
0

Я на консоли то с трудом играю в Apex..... вот как в неё на мобильном возможно играть будет ?

Ответить
0

Спасибо, это, пожалуй, первый действительно интересный текст в этом подсайте.

Вы, разумеется, правы в том, что почти все порты на iOS с ПК и консолей, скорее, исключение из правил, нежели современный тренд мобильного гейминга. Большинство пользователей, к сожалению, воспринимает мобильные игры исключительно как возможность убить 5-10 минут времени и у больших проектов тут мало будущего. На Андроиде же ситуация ещё хуже, всяких портов ещё меньше, да и пиратство наносит огромный ущерб и так не сильно заинтересованным в подобных проектах издателям.

Была недавно информация, что Apple запустит подписочный игровой сервис, где будет сама выступать издателем для всех проектов сервиса, возможно это как-то поможет популяризировать эту узкую нишу качественных игр для мобильных.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Пять простых способов разогнать свой ПК
с помощью соли и чайной ложки
Подписаться на push-уведомления