{"id":3882,"url":"\/distributions\/3882\/click?bit=1&hash=7c8157436f39ac9930a6c5087f1d437feef1115a4e25ef1e95d1c67dc223957e","title":"\u041d\u0435\u0439\u0440\u043e\u0441\u0435\u0442\u044c \u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441\u0430 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e \u0432 \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e\u043c \u044d\u0444\u0438\u0440\u0435","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"135b72ce-4b43-5240-a9ca-242ab0616d40","isPaidAndBannersEnabled":false}
Музыка
Enny

Complex Numbers Group и Victor Argonov Project

В этом посте хочу рассказать о крайне интересном музыкальном коллективе, на который я наткнулся в 2015 году, не только стабильно закрепившемся в моем плейлисте, но и довольно заметно повлиявшем на мироощущение.

В заголовке название двух проектов: Complex Numbers Group и Victor Argonov Project, которые близки не только в эстетическом смысле, но и в смысле состава: Виктор Аргонов входит в состав Complex Numbers Group, просто у него есть одноименный дочерний авторский проект. Для целей статьи эти нюансы, впрочем, неважны, и легче воспринимать оба проекта как единое целое.

Основная тематика -- наука, прогресс, трансгуманизм, причем темы эти освещаются как с философской (что есть "Я", риски искуственного программирования потребностей), так и с прикладно-технической точки зрения (например, какие конкретно физические законы приводят к той или иной проблематике) с большим тяготением в сторону философии, что, как мне кажется, хорошо, ибо чрезмерное сосредоточение на технических деталях просто замылило бы общую картину. Жанрово -- в основном синтпоп, ритмичный, бодрый, но не сказать, что веселый, я бы сказал "с тревожинкой". Но, вместо тысячи слов, лучше всего услышать характерную композицию.

За этим голосом -- хоть в сингулярность :)

Это композиция из технооперы "Русалочка". Большая музыкальная форма для НФ направленности -- редкость: если метал/рок оперы, скажем, классической фентези тематики относительно распространены (Avantasia, Эльфийские Рукописи, Последнее Испытание, Rhapsody of Fire), то вот синтпоп-опера с sci-fi смысловым наполнением лично мне не встречалась. А у коллектива их сразу несколько.

Первая -- "2032: Легенда о несбывшемся грядущем"

разворачивается в мире 2032-го года, где продолжает существовать СССР, который постепенно пришел к замыканию всех стратегически важных для страны процессов на искусственный интеллект (Автоматическую Систему Государственного Управление aka АСГУ). В произведении два главных персонажа: генеральный секретарь партии Малиневский и, собственно АСГУ, в диалогах между которыми ставятся разные проблемные вопросы, характерные для (кажущейся?) дихотомии человек/машина. Вопросов в опере довольно много, но основные лежат в области метаэтики и консеквенциализма: насколько человеку сложно разобраться, что из интуитивных представлений о морали и нравственности следует отбросить как атавизм, а что, наоборот, стоит оставить во что бы то ни стало, и в каком "фреймворке" вообще стоит рассуждать об этих вопросах. В произведении нет ответов на поставленные им вопросы, по крайней мере в явном виде, оно скорее является пищей для размышлений. Но кроме всех этих серьезных философских щей "2032" -- это еще и клевые синтвейв ритмы с заметным советским флером (переиначивая слегка один из комментариев под видео: "Sovietwave, появившийся задолго до того, как это стало трендом" )! Кстати, "2032" это еще и opensource: исходники оперы представлены под лицензией Creative Commons 3.0.

Далее идет уже упоминавшаяся "Русалочка".

Проблематика близкая к "2032", да и в целом для Аргонова характерная: столкновение старого, интуитивно понятного и нового, задающего вопросы, выходящие за пределы привычной области применимости старого. Снова сталкиваются человек и некое существо с "не нашей" аксиоматикой, но при этом весьма рациональное в аксиоматике своей; снова человечкская сторона представлена мужским голосом, трансцендентная -- женским. Сеттинг -- условная современность, Владивосток без каких-либо серьезных изменений кроме существования до поры тихо-мирно живущей подводной расы. Звук по сравнению с 2032 стал чище, несколько холоднее, что уместно, поскольку предыдущее произведение было стилизовано под советскую, пусть и футуристическую действительность, которая ассоциируется с некоторой потертой ламповостью даже у синтезаторов :).

На очереди у нас "Переосмысляя прогресс".

Дайджест человеческой истории и попытка заглянуть в будущее в одном произведении, разбитом на 5 сегментов, каждый из которых является стадией раскрытия одной центральной темы -- направления прогресса. Структура семантическая отражена в структуре музыкальной -- единой нитью через все части идет главная тема в разных аранжировках: sovietwave, 16-битный чиптьюн, нездешний холодный пиксельный (sic!, подробнее -- тут) звук... Для полноценного ознакомления с симфонией необходимо не только слушать, но и смотреть, потому что на этот раз вокал присутствует только в относительно малой части произведения (5-м сегменте), зато остальные секции снабжены богатыми текстовыми комментариями и рядом из картинок, иллюстрирующих текст. В этой симфонии Виктор серьезно касается природы человеческого сознания (хотя и раньше он к этой теме обращался, например, АСГУ говорит, что ее в привычном смысле скорее просто нет, так что знак вопроса в предложении о дихотомии человек/машина я поставил не случайно), но пока в большей степени аспектов, относящихся к так называемым "простым" вопросам сознания (например, "Чем обусловлены наши ощущения?"), затрагивая, впрочем, и трудный ("Что же такое сознание и почему ощущения есть вообще?") через задачу локализации нейрокоррелята сознания (НКС). Трудная проблема сознания станет центральной в последней на сегодняшний момент опере CN "Мы, XXII век".

Первая из четырех часть оперы

К данной проблеме можно подходить с разных сторон, пытаясь вывести неизвестные свойства из известных, здесь, в качестве известного, стартового положения Виктор взял вполне осязаемое нами всеми ощущение дискретности сознания ("Я -- это я, а другой -- другой") при возможной(тут, насколько я знаю, у физики еще нет определенной до конца позиции) непрерывности материи. Одна из гипотез для разрешения этого парадокса -- панпсихизм, предположение о том, что сознание есть у всего сущего, оно едино, дискретна лишь память. Эта гипотеза с первого взгляда хороша тем, что решает вопрос причин неравномерного распределения сознания по материи (этой неравномерности в ней просто нет), смещая вопрос в сторону неравномерности распределения уже сугубо классически-физических вычислительных аппаратов памяти, однако, при пристальном рассмотрении тоже не идеальна, ведь все равно не ясно, как память "прикрепляется" к сознанию (почему два разных человека не воспринимают себя как один с "двойной" памятью, например), как будто бы здесь проблема прячется под ковер. Тем не менее, человечество из оперы воспринимает ее как рабочую, и автор показывает, каким оно будет по его мнению в таком случае. А еще снова ставится вопрос о смысле жизни: показано практически (не ясно, например, есть ли средства защиты от внешних угроз) идеальное общество с гедонистической точки зрения, но, глядя на него, задаешься вопросами "А это точно хорошо?", "А почему я задался предыдущим вопросом, все же счастливы и стабильны?".

Стоит упомянуть, что "Мы, XXII век" полностью оснащен классным анимированным видеорядом.

Операми творчество группы не ограничивается, есть и очень сильные единичные композиции, например, пронзительное "Последнее кольцо" и пробравшая меня до мурашек в первый раз "Неизбежность" (при неосторожном обращении способна превратить из блумера в думеры всего за 5 с лишним минут).

В древних работах группы присутcтвуют и вот такие экземпляры:

Ninja Gaiden 3 OST замискованный местами с риффами "Кино" -- лучшее из детства в России 90х!
На Синкаевский "Голоса далеких Звезд" легло идеально

На этом завершу свой обзор, для первого знакомства с группой информации, ИМХО, достаточно. Тем, кому интересна философская составляющая песен, советую заглянуть в ЖЖ Виктора, где некоторые вещи прокомментированы подробнее, даже имеются ссылки на его работы в рецензируемых философских журналах. Коллектив активен, так что можно ожидать больше крутых песен, погружающих в размышления на тему будущего.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
ar2r

Слышал у них немного, могу выделить "Над землею алеет закат" и "В звездном вихре времен" - годнота. 

Ответить
Развернуть ветку
Enny
Автор

Может тогда эта вещь зайти — здесь есть отсылочка к "Над землею алеет закат"

Ответить
Развернуть ветку
Павел Фирсов

Какая же годнота! Спасибо тебе, автор, за наводку, от души!

Ответить
Развернуть ветку
Enny
Автор

рад стараться)

Ответить
Развернуть ветку
Panaslonam

Интересный ракурс Владивостока

Ответить
Развернуть ветку
Bugrim .

Обожаю их!

Ответить
Развернуть ветку
Name Surname

Помню их трек на ютубе "Неизбежность" или как-то так про тепловую смерть вселенной. Но не проникся.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
null