«Mr. Morale & The Big Steppers» от Кендрика Ламара: Как признанный принц Комптона отрицает свой статус мессии хип-хопа

Одно из главных музыкальных событий в хип-хопе (и музыкальных событий года вовсе) обернулось далеко не простым сборником разудалых рэп-боевиков, а хаотичным манифестом к своей личности и прошлому от одного из самых примечательных хип-хоп артистов современности (Канье, подвинься)

<i><b>Что по тегам:</b> conscious hip hop / jazz rap / trap / neo-soul</i>
Что по тегам: conscious hip hop / jazz rap / trap / neo-soul

5 лет разницы между альбомами - время немалое, так что давайте начнём с короткой ретроспективы.

Я открыл для себя маэстро Кендрика ещё в 2014 году, благодаря завирусившемуся у нас треку 'Backseat Freestyle' c «good kid, m.A.A.d city», и для 'того меня', шатко-валко начинавшего проникаться хип-хоп культурой, это было незабываемым открытием. Несравненная музыкальность, вариативный флоу, философские тексты, умение писать бэнгеры на века вперёд и обличать проблемы чернокожего окружения в совокупности были шокирующими для моего сознания, и кто бы знал, что он превзойдет сам себя с релизом эпохального «To Pimp a Butterfly».

Да-да, благодаря этому мему с Михалковым

Это редкий случай, когда я чистосердечно могу поставить рэп-пластинке твёрдую десятку (из десяти) и быть спокоен, ведь спустя столько лет хайп по «TPAB» спал, но его наследие, поэтичность и страстная натура ощущается сейчас столь же ярко, как и при первом знакомстве.

О предшествующем «Damn.» моё мнение также не изменилось: это ещё один стильный и оригинальный проект из-под крыла Кей-Дота, но резко блекнущий на фоне своих могучих предков. Любопытный концепт с зацикленностью треклиста, ощутимый объем хитовых треков, меньше джаза / больше трэпа, но в конечном счёте возвращался к нему довольно редко.

Дальше было томное молчание, несколько гостевых появлений, обещания про «рок-альбом в будущем» (а я то поверил), создание своей медиа-компании «pgLang», курирование кузена Бэйби Кима и анонс следующего лонгплея без лишней шумихи, получившего пафосный заголовок «Mr. Morale & The Big Steppers» и двухдисковый формат. На обложке - наш герой в терновом венке, с ребенком на руках и стволом у пояса, знаменующий новую эру в своей карьере.

«Mr. Morale & The Big Steppers» от Кендрика Ламара: Как признанный принц Комптона отрицает свой статус мессии хип-хопа

В первую очередь, это альбом о самом Кендрике: его отношениях с родственниками, его статусе как общепризнанной мессии хип-хопа, его тщетных усилиях ублажить всех и вся, как и прямолинейном отрицании этой задумки. «Wait, you can't please everybody / No, I can't please everybody» - таков его вердикт на треке 'Crown', что я полностью поддерживаю.

Сколько бы ни я, ни публика не ждали второго «TPAB» или «GCMC» - сам артист не заинтересован в перспективе повторять себя, а отправной точкой стала цель оставаться собой и концентрировать внимание и любовь на тех, кто ему дорог. Рефлексия, боль, ностальгия, агрессия, потерянность - все эти эмоции красной нитью проходят через повествование, рисуя образ простого человека, нежели коронованного принца с жестоких улиц Комптона.

N95

Перейдем к одной из самых противоречивых частей пластинки - его музыкальной части, а точнее её двойственной неоднородности.

За свой жизненный путь репер испробовал свои силы в множестве стилей, танцуя от уличной поэтики джаз-рэпа, соула и госпела «TPAB», пробивной строгости вэст-коуста «GCMC» или подвижных трэп-шлягеров «Damn.», но звуковая начинка любого из этих проектов была последовательной.

Здесь же я вижу пёстрый винегрет из десятка эпох и жанров, сшитых заплатками в единое тканевое полотно, что делает из 'мистера морали' самый разносторонний в саунд-дизайне релиз Кендрика, как и самый непостоянный по увлекательности. Вероятно, так артист хотел выразить хаос в своих мыслях и суждениях, как он мечется от разговоров о славе до словесных перепалок с пассией, но даже как осознанный творческий ход он страдает от заметных даунсайдов.

Дабы не расползаться ещё на три абзаца, попробую выразиться ёмко (нет): всё, что идёт до 'We Cry Together', я назову неоднозначной частью альбома. Из первой 'семёрки' я готов выделить сильный сценический старт 'United In Grief' и сказ о нелегких отношениях с отцом 'Father Time' под воздушный джазовый бит, но именно здесь вырисовывается упомянутый даунсайд, опишем его так: «акцент на словах, не на музыке».

«Mr. Morale & The Big Steppers» от Кендрика Ламара: Как признанный принц Комптона отрицает свой статус мессии хип-хопа

По части текстов у меня нет претензий к Кендрику: он мастерски раскидывается жизненными дилеммами, образами и концептами, высказывается насчёт пандемии, протестов BLM и гомофобии, но с точки зрения музыки альбому крайне не хватает характера. Над пластинкой поработало больше 25 продюсеров, в том числе Фарелл, Алхимик и Дьювал Тимоти, отчего мелодии кидает из приторной сентиментальности в гангстерскую грязь безо всяких предупреждений, что схоже с прочтением вслух многостраничного эссе под плейлист с рандомным хип-хопом из спотифай.

Единичные вещи звучит богато и насыщенно на детали, да только общая картина получается скомканной, зацикленной на индивидуальных одах, а не единообразии концепта.

Продолжая разговор о треклисте, то начиная с эффектнейшей сцены ссоры между Кендриком и его половинкой (?) 'We Cry Together', под угрюмый бум-бэп под стать Гризельде, ситуация выправляется. Радуют ласковые R&B-вайбы 'Purple Hearts', Канье-подобный движ 'Count Me Out', раскачивающие трэп-баловства 'Silent Hill' и 6-минутная исповедь 'Mother I Sober', самый эмоционально-темный номер с записи.

Мне очень симпатизирует лирический контент таких песен, как 'Crown', 'Auntie Diaries' и 'Mirror', но их поэтический шик закреплён за чересчур тусклым аккомпанементом, неплохо играющих на настроение, но скупо смотрящихся вне контекста.

«Mr. Morale & The Big Steppers» от Кендрика Ламара: Как признанный принц Комптона отрицает свой статус мессии хип-хопа

«Mr. Morale & The Big Steppers» - это большой альбом, сложный альбом, интроспективный альбом. Он затрагивает ранее невиданные стороны артиста, его прошлое и настоящее, и ставит перед репером нелегкий выбор: поддерживать свой культовый статус, либо быть любящим отцом и опорой для семьи, и своё решение он уже сделал.

«I choose me, I’m sorry» - пропевает он в финальном 'Mirror', признаваясь всему миру в том, что ему сейчас действительно важно. Хотя бы за это ставлю его на ступень выше «Damn.», ведь у 'морали' есть существенный вес для дискографии артиста, и теперь непонятно, свидетелем чего мы только что стали - новой отправной точкой в карьере, либо прощальной летописью для тех, кому Кендрик не безразличен.

Уверен, только время расставит все по местам.

Всем спасибо за внимание, и напоминаю, что это лишь моё субъективное мнение и оно не обязано совпадать с вашим. Вы всегда можете поделиться своими впечатлениями в комментариях, а кто хочет почитать больше моих обзоров на те или иные альбомы — милости прошу на мой телеграм-канал oliverdead. До связи!

3737
25 комментариев

Одни мессии куда ни плюнь. Музла только нет.

8
Ответить

Как я и писал, этот альбом больше про текст и смысл, нежели про музыку, и да - мне это и не нравится. TPAB - великий альбом, там всё складно в этом плане.

Ответить

Кендрик конечно топ, но один парень не так давно поимел Грэмми 2022

7
Ответить

Альбом неплохой, но до Flower Boy и Igor ему не дотянуться, имхо)

2
Ответить

На самом деле я мог много чего сказать об альбоме Кендрика, почему он такой какой есть, но лучше так:

2
Ответить

Здесь мне нравится, что фразу "fucking ridiculous" можно перевести как "просто бл... нелепый"

Ответить

от кого угодно эта предъява могла быть уместной. от кого нахуй угодно, кроме

Ответить