Музыка HiroariTillWhen
1 161

Как я полюбил саундтрек Touhou Scarlet Weather Rhapsody

Саунд-дизайн и эмоциональный роллеркоастер.

В закладки

Серия Touhou по праву считается одной из самых музыкальных франшиз, о чём уже было рассказано в предыдущей публикации. Бесхитростные видеоигры, выпускаемые ZUN'ом, одновременно можно рассматривать и как музыкальные альбомы (тем более их саундтрек отдельно никогда не выпускался): тема меню — чередование музыкальных тем уровней и боссов — концовка и титры — обычно это 17-20 треков. В стрелялке нет места хитрому саунд-дизайну, однако эти «альбомы» имеют огромную аудиторию, и когда говорят о музыке Touhou — имеют ввиду музыку ZUN'а. Может дело в том, что ZUN'у удалось уловить дух японской популярной музыки своего детства (а самые внимательные заметили, как он иногда её беззастенчиво цитирует), может дело в его собственном уникальном стиле.

ZUN в окружении поклонников на Anime Expo 2016 в Лос-Анджелесе

Однако у серии есть и другая сторона, не то чтобы недооценённая, но куда более обделённая вниманием. Летом 2003 года, когда ZUN продавал диски своей второй игры для Windows — Perfect Cherry Blossom — на Комикете, за соседним столиком располагался кружок Twilight Frontier — группа додзин-разработчиков файтингов и аркад. Они выказали свой интерес к его работе, и здесь зародился творческий тандем, в котором Twilight Frontier создавали файтинги в сеттинге Touhou, а ZUN был сценаристом. Саундтрек этих игр во многом старается имитировать ZUN'а (а раньше из-за недостатка сведений многие и считали его единственным композитором), но сам по себе звучит иначе, с живыми инструментами. И я, привыкший к электронному звуку, никак не мог оценить столь радикальные изменения. Серьёзно, скрипка? В файтинге? Уже сейчас я знаю, что японцы не ограничивают себя в экспериментах, когда дело касается саундтрека, но сперва такое было мне в новинку.

Уже через годы, приноровившись к необычной системе игры, я в конце концов смог пройти её сценарий, и эмоциональный эффект от этого свершения не даёт мне покоя до сих пор.

После очередного прослушивания эмоционально затрагивающих меня треков я осознал, что музыкальная команда Twilight Frontier подошла к своей работе с гораздо большей кропотливостью, серьёзностью и любовью, чем я мог бы сперва подумать. Мне бы хотелось озвучить не только собственные впечатления, но и указать на приёмы, используемые Twilight Frontier в области саунд-дизайна.

Композитор большей части саундтрека SWR — Уни Акияма (U2 Akiyama), на скрипке играл NKZ (написавший значительную часть саундтрека предыдущей игры — IaMP), на виолончели играл Eriya Arai, записывавший так же музыку для Umineko; а на электрогитаре один раз (зато как!) сыграл Naoji.

Уни Акияма, в преддверии релиза Touhou 14.5 на PS4

Сюжет Scarlet Weather Rhapsody завязан вокруг инцидента с хаотично меняющейся погодой, локализованной в отдельных местах, в самый разгар лета, и землетрясения, разрушившего храм. Заглавная тема игры начинает играть во время интро, нагнетая мистическую атмосферу, а затем, точно в момент перехода в главное меню, резко переходит в лейтмотив, который будет преследовать игрока на протяжении всего режима сценария.

Очень просто, но эффективно.

Говоря «постоянно», я имею ввиду именно это. Кому-то такой подход может показаться несколько ленивым, но эта мелодия используется в каждой теме диалогов перед боем. Это придаёт всему звуковому оформлению игры целостность, однако отнюдь не делает его однообразным — разброс жанров и разница в звучании не перестаёт удивлять. Долгое время я даже не догадывался о том, что этот лейтмотив везде соблюдается, пока нарочно не переслушал каждый трек.

Лейтмотив не покидает игрока, начиная путь от сонного храма в лучах солнца под Daily Repose, и продолжая в лесу под Argue For and Against.

Путешествуя в поисках улик в горах, игрок слышит Beautiful Nature Sight, где название передаёт сопутствующие впечатления. В иных сценариях звучит Swing a Fish to Drive Away Flies и даже моя любимая Drunk As I Like, настолько самобытная, что я бы не заметил лейтмотив, если бы мне не сказали.

Пусть с общим мотивом, каждый трек использует свой набор инструментов, играется в собственном темпе и выражает собственное настроение. Особо из ряда выходит трек Free and Easy, начинающийся на испанский мотив и продолжающийся на аккордеоне. Стоит отметить, что такой подход с общей мелодией используется и в других играх Twilight Frontier.

Темы разговоров перед боем, само собой, спокойные и лёгкие, и пора уже перейти к более горячей части саундтрека — темам самого боя.

Говоря о испанском стиле, я понятия не имею, почему Ridiculous Game звучит именно так, но хоть можно подумать, что боевая тема в манере фламенко совершенно неуместна, я ведь уже говорил про эксперименты? На поверку трек отлично подошёл к бою с быстрым и темпераментным противником.

Одна из самых интересных, быстрых, напряжённых и драйвовых тем в игре — The Ground's Color is Yellow (не спрашивайте о названии, я не знаю), и возможно одна из самых недооценённых — именно от неё у меня возник вопрос «скрипка? WTF». Возможно, тогда лишь скрипка меня от неё и отпугнула, но ритмичная бас-линия и общий Touhou-стиль компенсируют специфический инструмент. В конце концов, если многим не зайдёт скрипка, почему бы её не ре-аранжировать? И Twilight Frontier это сделали — в Touhou 15.5 первой же боевой темой включается рок-версия этой мелодии, выбивая слезу ностальгии у фанов. Надеюсь, благодаря этому мелодия получит заслуженное признание.

Вторая основная боевая тема — Fragrant Plants, не уступающая предыдущей в ритмичности. В игре она динамично и плавно переходит в более лёгкий трек с той же мелодией — Dancing Water Spray, когда игрок с оппонентом, не прерывая разговор посреди накала боя, перемещаются от леса к реке.

Все эти мелодии играют, когда игрок ищет улики и бьёт всех в округе, пока вновь не возвращается на «сюжетный рут» на последних двух боссах, где Уни Акияма выкладывается на полную в своих предбоевых темах, а темы нововведённых в игру персонажей написаны уже ZUN'ом. Именно здесь находится точка кульминации как всей игры, так и саундтрека.

Расследование погодного инцидента приводит героинь на вершину высочайшей горы, откуда они, не мудрствуя лукаво и благодаря способности летать, решают подниматься выше, прямо сквозь грозовые облака. Я предлагаю вам оценить чувство подъёма и полёта.

Честно говоря, мне трудно прокомментировать мелодию Ику Нагаэ, где сильная ритмичная гитара переходит в некий уносящий вдаль мотив, но думаю что для антропоморфной бьющей током рыбы, парящей над облаками, лучшего мотива не придумать.

Стоит разве упомянуть, что из-за жеста с поднятым пальцем её стали ассоциировать с диско, отсюда и множество танцевальных аранжировок на эту тему.

Одержав над ней победу, и получив финальное направление — ещё выше, прямо в парящий над облаками своеобразный «рай», летучий остров, который ZUN сравнивал с Лапутой.

Поднявшись над облаками и попав в обитель небожителей, игрок лицезреет раскрывшийся перед ним сказочный простор. Следующая мелодия неоднократно выбивала из меня слёзы и заставила влюбиться в игру и её саундтрек раз и навсегда, столько в ней заложено фентезийной красоты и так удачно она звучит в нужном месте в нужное время, и прямо во время разговора с финальным боссом. Здесь основной мотив игры Уни Акиямы пересекается со стилем ZUN'а с громкими синтезированными «кричащими» трубами, которые играют в Touhou в кульминационные моменты.

После того, как игрок подышит райским воздухом и познакомится с виновницей инцидента — небожительницей Тенши Хинанави, ему придётся разобраться с ней. И это не будет легко, ведь инцидент так просто не устроить — она способна пользоваться сразу двумя сортами сверхоружия — камнями, вызывающими землетрясения и мечом, вбирающим в себя энергию ци живых существ, затем воплощая их в погоде (это неважно, важно знать, что он просто стреляет ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ лазером).

Долгое время я игнорировал и саму игру, и персонажа-ласт босса и её мелодию, но самостоятельно добравшись сюда, и прочувствовав весь контекст игры и саундтрека, я понял, что возможно это одна из лучших финальных мелодий в серии. Она идеально подходит, и даже многократно раскрывает персонажа. Начинаясь угрожающе, намекая на связь Тенши с землетрясениями и катаклизмами, она продолжается в казуальной манере, передавая игривый и безрассудный характер персонажа, затем настроение сменяется на величественное и пафос продолжает расти, затем кульминирует и разряжается в красивый мелодичный проигрыш, сравнимый с темой перед боем. Ближе к финалу в одном темпе (очень быстро!) рядом с ударными начинает играть пианино, подогревая впечатление финала игры.

В конце концов, надеясь на скорую победу, игрок добивает Тенши, лишь для того, чтобы услышать тему финальной атаки — действительной кульминации игры. В этот момент Тенши буквально вышвыривает игрока в стратосферу. По сути это продолжение предыдущей темы (или даже двух предыдущих тем). Испытать это в игре — бесценно.

Затем весь этот невероятный эмоциональный накал наконец спадает и играет буквально убаюкивающая вечерняя тема концовки.

Итог сценарию подводит красивейшая инструментальная мелодия титров. Со всё тем же лейтмотивом.

На бонусном диске прикладывается версия с виолончелью.

Всё это составляет собственный музыкальный орнамент Scarlet Weather Rhapsody, но саундтрек на этом не заканчивается — как и во всех играх, здесь присутствует аранжировки старых тем привычных персонажей, которые играют в аркадном или VS режиме или в отдельных сценариях. Это и реаранжировка старых, фактически чиптюновых тем с PC-98 Mystic Oriental Love Consultation и уже упомянутый выше Vessel of Stars ~ Casket of Star на электрогитаре, и знаменитая Flowering Night, сыгранная здесь на скрипке и виолончели (элегантная горничная же!), и несравненно вальяжная тема Алисы The Doll Maker of Bucuresti, и очень милая (absolutely moe) мелодия Ёму на аккордеоне, и академично-оркестровая тема волшебницы Пачули. С одной стороны там есть лёгкая джазовая версия Border of Life (мелодия совсем мёртвой девочки-призрака, да ну?), с другой стороны, вампирский септет, основанный на восьмой сонате Бетховена, не изменяет себе в стилистике. Угнетающая и уносящая вдаль «сумеречная» мелодия Юкари из IaMP получает до абсурдного лёгкую аранжировку. «Фестивальная» тема диалога перед финальным боссом IaMP — Суйки — становится её собственной темой: впервые за всю франшизу темой персонажа стала мелодия, написанная не ZUN'ом, а Уни Акиямой. Эта мелодия — Broken Moon — считается самой популярной мелодией композитора вообще, и одной из лучшей в серии, и многие признают, что одной этой мелодией передаётся дух Генсокё — мира и сеттинга Touhou. И конечно, по ней существуют потрясающие фолк-аранжировки.

Грузящая мелодия Рейсен, что должна символизировать безумие, передана здесь в заводном варианте электронного рока, Wind God Girl самодовольной журналистки Аи предоставлен, опять же, в джазовой интерпретации, а аккордеон внезапно подходит легкомысленному психопомпу — Комачи. В качестве бонуса на диске даются аранжировки новых мелодий ZUN'а в обработке Акиямы — рок вариант Crimson in the Black Sea и джаз-обработка темы Тенши. Последнее оказалось настолько удачным, что другая джаз-аранжировка этой темы от Tokyo Active NEETs вошла в недавнюю Touhou 15.5, где Тенши появилась в качестве играбельного персонажа.

Подводя итоги, можно сказать что Уни Акияма (как и многие японские композиторы, что вообще неудивительно) во многом вдохновлён западной музыкой, в частности южно-европейскими мотивами (испанскими? итальянскими?), также в саундреке очень много синтеза джаза и электронной музыки, часто используется аккордеон и скрипка, достаточно сильно проявляется особый электронный стиль Touhou, изобретённый ZUN'ом, но при этом у Акиямы прослеживается собственный стиль, что заметно и в новых играх Twilight Frontier.

Было бы наивно перечислить всё множество дисков с аранжировками SWR, но я навскидку вспомню альбом Hisouten no Oto замечательного инструментального кружка foxfactory, а некоторые треки SWR отлично аранжированы на концепт-мюзикл альбоме IOSYS Touhou Bubbling Underground.

Лейтмотив SWR продолжился и в аддоне к игре — Touhou Hisoutensoku, где он сыгран, под стать интерфейсу игры, в эдаком стимпанковом стиле. Но это уже другая история.

#инди #музыка #touhou

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "HiroariTillWhen", "author_type": "self", "tags": ["touhou","\u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430","\u0438\u043d\u0434\u0438"], "comments": 14, "likes": 40, "favorites": 26, "is_advertisement": false, "subsite_label": "music", "id": 18384, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 13 Apr 2018 07:20:11 +0300" }
{ "id": 18384, "author_id": 52597, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/18384\/get","add":"\/comments\/18384\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/18384"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 71328 }

14 комментариев 14 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

Те кому заходит подобная музыкальная стилизация, рекомендую обратить внимание на Кирилла Покровского, Бориса Славова и Кевина Пенкина

Ответить
1

О, Пенкин который саундтрек MiA написал, очень понравилось.
Стоит поискать их работы.

Ответить
2

Вот почему-то из всех файтанов по тохе саундтрек запомнился только из Хисотена. Из последнего, например, приходится вспоминать где играла эта музыка, а тут даже без текста включив трек сразу в голове проигрывался стейдж, откуда он взят.

Ответить
0

Мне тоже новые мелодии AoCF зашли гораздо меньше, чем аранжировки SWR в ней же. Но я бы не сказал, что там всё так уж безнадёжно.
https://youtu.be/Ksbf-o1SBd4

Ответить
0

этого уже ничто не остановит

Ответить
1

От плеера перемкнуло на поток сознания, я и не собирался разгоняться и пытаться выжимать что-то из этой темы. Ну может редкие новости по теме ещё попощу и трейлеры кусоге с Комикета. Ведь было бы странно гиковать в этом направлении несколько лет и не уметь об этом интересно рассказать. Так дтф успешно справляется даже с такими специализированными темами вроде РПГмейкера и ВНок, о чём ещё мечтать.

Ответить
1

Да нет, почему, продолжайте, у вас есть талант. Так интересно рассказать о том, что люди находят в Touhou и её составляющих (персонажи, музыка), ещё надо уметь. И я не против видеть статьи с таким оттенком гиковости и о других вещах (будь это статья о шмапах, выполненная в том же духе экскурсия по Vice City или что-то ещё).

Ответить
0

шо? я рад, нормально все. еще пара статей по тохоте и я всетаки ворвусь в этот чудесный, дивный мир.

Ответить
0

Ну, авось кто-то ещё напишет~ Мне уже как-то охота вырываться, чесслово.

Ответить
0

Говоря об этих ребятах, может стоило бы написать что-то о ютуберах музыкантах по видеоигровой музыке.

Ответить
0

Спасибо за знакомство с саундтреком. Мало вероятно, что сам бы когда-нибудь нашел. Как говориться, "забрал" в коллекцию.

Одного не могу понять - странного отношения к скрипке у такого количества людей. Прекрасный инструмент, который может вписаться абсолютно в любой музыкальный стиль. К примеру, обожаю использование скрипки в электронной музыке, жаль только это не очень частое явление. Долой стереотип, что скрипка только для классических композиций! =)

Ответить
0

Скрипка хороша, но может жёстко резать по ушам, без привычки её слушать очень тяжело. Электронная музыка с классическими инструментами сейчас встречается всё чаще, особенно у японцев. Могу предложить обратить внимание на саундтрек Umineko, в частности работы композитора zts.
http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/AwesomeMusic/WhenTheyCry

Ответить
0

Что ж, может сказывается мои посещения с детства концертов классической музыки по несколько раз в год на протяжении лет 10. =)
Но разумеется, музыка - сверх субъективная сфера развлечения. И каждого трогают совсем разные "струны".

Ох, спасибо за очередную наводку. Как раз последнее время все хотел обновить музыкальный набор.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте новости о мостах
Санкт-Петербурга первыми
Подписаться на push-уведомления